Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социологическая критика рыночной экономики (К. Поланьи)



Имя Карла Поланьи (1886—1964) практически не известно отечественному читателю, между тем его работа «Великое пре­образование» (1944) оказала большое влияние на западную общественную мысль; некоторые социологи считают ее одной из самых плодотворных попыток критики рыночного хозяйства. Надо отметить, что имя Поланьи упоминается во всех работах, посвященных истории экономической социологии.20 Цель По­ланьи заключалась в том, чтобы объяснить в социологических категориях тенденцию социально-экономического развития стран Европы в первой половине XX в., которую он связывает с крушением «рыночного общества», сформированного в XIX в. Он стремился показать, что саморегулируемый рынок разру­шает общество, подчинив его своим законам, и общество не­минуемо начинает защищаться от рынка.

Какие же основные доводы выдвигает Поланьи в своей ра­боте? Прежде всего, он исследует соотношение экономики и общества в докапиталистическую эпоху. Обычно в традицион­ном обществе хозяйство погружено в социальные отношения, в нем рынок не играет важной роли, мотивы поведения чело­века главным образом неэкономические — он действует не для приобретения или накопления материальных благ, не для по­лучения выгоды, а для сохранения своего социального положе­ния или приобретения социального «капитала». По крайней мере, экономические интересы не заслоняют социальных свя­зей, отношений родства, согласуясь с этическими принципами.

В примитивном племени, к примеру, ни производство, ни распределение, ни обмен не подчинены экономическим моти­вам. Распределение осуществляется как церемониальное, как награда за достоинства, обмен выступает как дарение или вы­полняет функцию общения, производство и труд не окрашены

20 Карл Поланьи родился в 1886 г. в Вене, область его интересов — история хозяйства (см.: Polanyi К. Trade and Market in Early Empires: Economies in History and Theory. Glencoe, 1957), в 1934 г. он эмигрировал в Великобританию, преподавал в Оксфорде и в Лондонском университете. Работа над его книгой «The Great Transformation: the Political and Economic Origins of Our Time» продолжалась с 1939 по 1943 г., книга была опублико­вана в 1944 г., после чего неоднократно переиздавалась.

112


стремлением к вознаграждению или приобретательству, а вы­ступают как исполнение долга, подчинение традиции. В основ­ном здесь господствуют три принципа экономических дей­ствий — перераспределение (все произведенное подлежит в пле­мени распределению, осуществляемому вождем); натуральное хозяйство, предполагающее производство не для обмена и не для себя лично, а для коллектива; взаимный обмен, предпола­гающий взаимообразные действия, создающие симметрию со­циальной организации общества. Так или иначе, все хозяйства нерыночного типа предполагают наличие хотя бы одного прин­ципа. Эти принципы были институционализированы в обществе с помощью традиций, верований, законов, и в целом экономи­ческие отношения были подчинены социальной организации. И средневековая Европа мало чем отличалась по развитию хозяйственных отношений от древних культур, технология про­изводства мало изменилась, основной прогресс заключался в социальной, культурной, интеллектуальной сферах. Даже в эпоху меркантилизма экономика была еще вложена в со­циальные отношения и ими регулировалась.

Но рынок преобразовывает отношения экономики и обще­ства. Изменяется сама внутренняя психология человека — люди перестают довольствоваться своим существованием и об­ращаются к погоне за улучшениями, за прогрессом. Здравый смысл был заменен готовностью принять любые социальные последствия экономического прогресса, который стал полити­кой государства, частный интерес стал господствовать над справедливостью и законом. В результате этого многие страны нанесли невосполнимый ущерб своему обществу и природе: в Англии социальная ткань аграрного общества — деревни, была разрушена в погоне за прибылью от продажи шерсти. По­явилась вера в то, что социальные проблемы могут и будут ре­шены простым наращиванием материального богатства. Таким образом, рынок в эпоху капитализма уже затрагивал саму ткань общества, его сущность; труд, земля и капитал стали то­варами. Рынок начал подчинять себе общество.

Как же образуется рынок? Со времен Смита считается, что рынок вырастает из склонности людей к обмену, затем само­стоятельно вырастает городской, национальный и междуна­родный рынок. Но антропология доказала, что человеку не свойственна психология обмена, человек по своей природе не является «экономическим существом». Рынок существовал в древности, но он был основан на принципе неконкурентности, регулировался традицией и законодательством, существовал обычно для редких предметов, т. е. был внешним по преиму­ществу.

113

В противовес Марксу, Поланьи доказывал, что рынок не возник как логическое развитие экономических отношений, а был создан государственной политикой в эпоху формирова-

8 Заказ 152


ния централизованных государств в Европе. Именно государ­ственное вмешательство освободило торговлю от привязанности к городам и стимулировало образование национального рынка, государство способствовало и монополиям торговли, и конку­ренции в одинаковой мере.

Но, освободив рынок от регулирования, уже никто не га­рантировал доход участникам рыночных отношений, распреде­ление было отдано в руки рынка. Все доходы стали опреде­ляться рыночными ценами, все производство и обмен ориенти­ровалось на цены и прибыль. Рынок стал захватывать в свою орбиту все наиболее важные для общества ресурсы — труд, землю, капитал. Но эти ресурсы составляют ткань социальной организации — обладание землей было источником привиле­гий, социального статуса, поэтому земля не входила в объекты купли-продажи; труд также был вложен в цеховую организа­цию либо в крестьянскую общину, отношения труда регулиро­вались обычаем и традицией; капитал в виде денег был исклю­чительной функцией государства, выпуск денег и обеспечение ими входили в монополию государства. В рыночной экономике труд, земля.и деньги должны быть в составе рынка, но сами по себе они не являются товарами, они не воспроизводятся как товары на продажу в условиях спроса — предложения. Труд выступает как часть жизни человека и не предназначен для продажи, но он продается.21 Земля и капитал не могут быть произведены в зависимости от простого повышения спроса на них, тем не менее и они продаются как товары. Таким обра­зом, субстанция общества ■ — земля, труд, капитал — втягивается в рыночный оборот. Рыночная экономика может существовать только в рыночном обществе, здесь социальные отношения уже вложены в экономические, вся организация общества стано­вится придатком рынка.

В результате рынок разрушает социальную организацию общества и социальные отношения — все сельское население вынуждено превратиться в мигрантов, рабочий уже не имеет социального окружения как крестьянин.22 Изменяется вся его жизнедеятельность. Рынок, разрушив социальные связи, со­здает культурный вакуум.

Рынок разрушает связь человека с природой, превращая природу — географическое окружение человека — в обычный товар, тем самым уничтожая пространство социальной органи-

21  Здесь идеи Поланьи напоминают социальную теорию заработной пла­
ты Туган-Барановского, который также настаивал, что труд не является
обычным товаром.

22 Рабочий уже не имеет родства, соседства, профессии, единства убеж­
дений. Рынок создает атомистическую структуру общества, и человек лиша­
ется в нем заботы сообщества, которое раньше не позволяло ему умереть
с голоду. Положение рабочего неустойчиво, оно зависит от колебаний спроса
на труд, писал Поланьи (см.: Polanyi К. The Great Transformation. Boston,
1957. P. 159—164).

114


зации и истощая природные ресурсы. Земля для человека — основа стабильности и безопасности, и коммерциализация земли лишает его этого. Если феодализм раньше обеспечивал единство земли и человека, единство земли и капитала (через вложение в улучшение земли), то капитализм уничтожает это единство.

. Рынок нарушает естественные связи производства и потреб­ления — раньше торговля их соединяла, теперь промышлен­ность стала развиваться самостоятельно, единственный ее мо­тив— получение прибыли без учета потребностей. Такое раз­витие производства и рынка привело к высокому росту бедно­сти, что было невидимой безработицей, но вскоре возникла и явная безработица. Постепенно общество предоставило рынку решение проблемы бедных — в Англии стали возникать работ­ные дома.

Тем не менее главное последствие рынка не в возросшей бедности и эксплуатации, а в разрушении социальной ткани общества, его социальной организации.

Рыночное общество требовало своего идеологического оправ­дания— так появилась политическая экономия. Она рассмат­ривала человека как «экономическое» существо, а общество — как экономическое по своей природе явление. Саморегулируе­мый рынок сделал для политэкономов общество саморегулируе­мым, а его законы были объявлены нечеловеческими, по типу законов природы. В политической области появился «экономи­ческий либерализм» — вера в свободное общество на основе конкуренции, в золотой стандарт, в свободу международной торговли. Рынок требовал невмешательства политики в дела экономики. Так появилось либеральное государство. Либераль­ное государство не дорожит свободой, а дорожит рынком, оно не гнушается самых жестоких мер для его сохранения. Если предприниматели решатся свободно объединиться в монопо­лию, а рабочие — в профсоюзы, то такой свободой либеральное государство без сомнения жертвует, так как это противоречит свободе рынка.23

Кроме всего прочего, побочным результатом возникновения рынка стал мир. Век свободного рынка — XIX в. — характери­зовался столетием мира (с 1815 по 1914 г.). Бизнес и торговля связывали интересы разных стран, золотой стандарт обеспечи­вал единую финансовую систему, капитальные вложения в дру­гие страны не давали повода развязать войну. Поэтому По­ланьи писал, что финансовый капитал принес не только войны, но и мир.

Почему же в XX в. происходит крушение рыночной эконо­мики и рыночного общества? Поланьи отвечал на данный во­прос так: как только рынок из регулируемого превращается

23 Polanyi К. Ibid. P. 148—149.
8*                                                       115


в саморегулируемый, как только он начинает подчинять себе общество, так общество начинает сопротивляться рынку; та­кова вынужденная самозащита общества. Все основные ком­поненты субстанции общества — труд, земля и капитал — пы­таются выйти из-под контроля рынка.

Общество защищается от рынка прежде всего с помощью классовой организации. Если в теории марксизма классы объ­являются экономическими по своей природе, то Поланьи на­стаивал на том, что классы — это чисто социальные группы; для интересов класса удовлетворение потребностей стоит на последнем месте, а наибольшее значение играют социальное признание, статус, безопасность. И рынок угрожал социаль­ному, а не экономическому положению классов, поэтому рабо­чие классы, землевладельцы и земледельцы стали сопротив­ляться рынку. Появилось экономическое и политическое созна­ние пролетариата и как следствие — политические партии и профсоюзы, назначение которых заключалось в том, чтобы сло­мать связь цен и заработной платы, сделать положение рабо­чего более устойчивым и безопасным. Социальное законода­тельство, законы о труде, страхование от безработицы — все это исключало труд из сферы рынка.

Землевладельцы также отчаянно сопротивлялись рынку — это была так называемая борьба «либералов» и «реакции». Но эти слои постепенно теряли значение — они вынуждены были идти на компромисс с рынком. Только рабочий класс и его организации до конца шли против рынка.

Но самое интересное в концепции Поланьи то, что и произ­водство, и бизнес вынуждены искать защиты от рынка. Во-первых, в денежной системе, подчиненной законам рынка, воз­никают трудности, поскольку деньги — фиктивный, а не настоя­щий товар. Поэтому многие страны одновременно отказались от политики золотого стандарта и стали чисто политическими методами через систему институтов центрального банка регу­лировать денежное обращение. Крушение золотого стандарта и свидетельствовало о падении рыночной экономики. Во-вто­рых, как только вложения капитала в другие страны стали не игрушечными, а настоящими, как только международная тор­говля приобрела значительный вес, так государство стало ак­тивно вмешиваться в экономическую жизнь, политическими средствами защищая интересы своей экономики. И когда не­протекционистских рынков уже не было, политика государств стала явно агрессивной. Вслед за этим исчерпавший себя ры­нок принес огромные мировые войны. В-третьих, производство начинает защищать себя от рынка с помощью объединения в картели, тресты и монополии. Причем их образование не было естественным продолжением рыночной экономики, а яви­лось следствием того, что рынок пришел к своему логическому завершению, и тогда в дело вступило государство, стимулиро-

116


вавшее своей протекционистской политикой образование мо-

'НОПОЛИЙ.

Таким образом, писал Поланьи, вместе с рынком росло и сопротивление общества ему. Все основные рыночные общества испытывали к началу XX в. существенные трудности, выражавшиеся в росте безработицы, классовой борьбы, войн, нестабильности экономического развития. Но эти противоречия оставались скрытыми внутри стран до тех пор, пока мировая экономика и баланс сил не потерпели крушения. Так начина­лось великое преобразование, о котором объявил Поланьи в названии книги.

В результате всех этих проблем экономическая и политиче­ская системы оказались парализованными, при этом лидерство в политике отходило тем, кто предлагал легкий выход из сло­жившейся ситуации. Рыночное общество отказалось функцио­нировать; тогда пришло время, с одной стороны, фашистского правительства, с другой — социалистического.24 Фашистское решение проблемы означало преобразование всех рыночных институтов за счет уничтожения демократических, за счет по­давления личности. Социализм также означал подавление ры­ночной экономики. В 30-е годы коллективизация реально за­менила рыночные отношения в сельском хозяйстве, а плани­рование— в производстве. Да и традиционно рыночные страны в 30-е годы, особенно в период подготовки к войне, шли по пути преобразования экономики, их идеалом стала свободная экономика при сильном правительстве. «Новый курс» в США был напрямую направлен на дискредитацию принципа свободы предпринимательства.

Видит ли Поланьи выход из этой ситуации? По его мнению, рыночная система как технологическая система сохранится, но рынок из саморегулируемого превратится в регулируемый, по­скольку основная проблема заключается не в индустриальной, а в рыночной организации общества. Деньги уже практически выведены из-под контроля рынка, теперь земля и труд должны быть полностью исключены из компетенции рынка. Но конец рыночного общества не означает конец рынка как такового — в технологическом смысле рынок как реакция производителя на спрос останется, так как он гарантирует свободу покупа­телю, но при этом рынок должен регулироваться обществом.

Уничтожение рыночного общества не означает крушения идеала свободы. Рыночный механизм в обществе сохраняет свободу для богатых, но задача для общества состоит в том, чтобы расширить свободу для тех, кто испытывает в ней не­достаток. Укрепление планирования должно идти параллельно с усилением индивидуальной свободы, гарантируемой законо­дательством и сильной государственной властью.

24 Ibid. P. 239.

117


Итак, Поланьи видит будущее западного общества в отказе от рыночных принципов функционирования экономики, именно это должно обеспечить дальнейшую свободу личности в об­ществе.

Примерно в то же время еще один известный экономист Фридрих Хайек пытался доказать другую идею, состоящую-в том, что уничтожение рынка означает и уничтожение инди­видуальной свободы.

§ 4. Рынок и свобода личности (Ф. Хайек)

Фридрих Хайек25 (1899—1984) был одним из самых извест­ных пропагандистов рыночной системы и ее социальных функ­ций в обществе. Еще в 30-е и 40-е годы он критиковал экономи­ческую политику кейнсианства и доказывал, что рынок яв­ляется гарантом свободы личности в обществе. Его книга «До­рога к рабству» была опубликована в 1944 г. и является клас­сическим образцом исследования социальных аспектов рынка. Хайек начинает с рассмотрения социальных результатов рыночной системы: что дает рыночная экономика человеку, об­ществу и его институтам? Свобода предпринимательства сфор­мировала новый тип человека — в нем проявились такие каче­ства, как восприятие нового, терпимость, индивидуальность мышления и поведения. Люди получили возможность самостоя­тельно выстраивать свой жизненный порядок, обладая уверен­ностью в своей судьбе и способностью совершенствовать соб­ственную жизнь. Свобода предпринимательства привела, к эко­номическому успеху всех классов — к началу XX в. даже трудящиеся имели такой уровень благосостояния, уверенности и независимости, о котором в прошлые времена нельзя было и мечтать, считал Хайек. Свобода предпринимательства дала рас­цвет науки, так как появились люди, на свой страх и риск поддерживавшие внедрение новых идей и разработок.

Но в 30-е годы XX в. традиция индивидуализма ослабла даже в таких странах, как Великобритания и США, и роль государства в экономике была более чем высока — люди отка­зывались опираться на механизм свободной конкуренции и стремились заменить этот безличный механизм рынка рацио­нальным руководством и планированием. И это было созна­тельным изменением общества, исходя из новых идеалов, а не самостоятельной тенденцией развития экономики.

Как соотносятся план и рынок? Обычно считается, что ры­нок, в отличие от планирования, означает анархию, неоргани­зованность и стихию, а планирование предполагает рациональ-

25 Фридрих Август фон Хайек — австрийский экономист, основатель ав­стрийского экономического института (1927), с 1931 г. преподавал в Лон­донском университете, с 1950 г. — в Чикагском университете, лауреат Нобе­левской премии по экономике (1974).

118


: ность (и действительно, в этом его привлекательность для че­ловека и общества). Но как раз рынок предполагает более сложную систему организации для своей реализации, считает Хайек, здесь необходимы такие институты, как право, деньги, информация. Именно государство создает условия для суще­ствования конкуренции, поэтому и в рыночной системе прави­тельство также выполняет активную функцию. Вместе с тем конкуренция позволяет избежать насильственного вмешатель­ства в экономическую жизнь индивида, дает ему возможность самому принимать решения: покупать и продавать все, что угодно, самостоятельно определяя цены. Рынок представляет собой систему для координации децентрализованных хозяйств, снабжая индивидов необходимой информацией через систему цен. И чем сложнее система, тем лучше работает механизм конкуренции, и никакой централизованный орган не может охватить всю эту бесконечную информацию и обеспечить ею производителей.

Нельзя заменить конкуренцию планированием, полагал Хайек, идея социализма как раз и означала установление пла­новой директивной экономики с централизацией ресурсов и " справедливым распределением. Но реализация идеи социа­лизма, прыжок в «царство свободы» означают забвение идеа­лов свободы личности и невиданное угнетение масс населения: сталинский социализм и есть настоящий, реальный социализм.

Является ли планирование неизбежной тенденцией эконо­мического развития? Обычно считается, отмечал Хайек, что еще в условиях капитализма создаются предпосылки централиза­ции — новые технологии требуют концентрации производства в крупных монополиях. Но концентрация производства в реаль­ности есть следствие не экономико-технологических факторов (будто бы крупные предприятия более эффективны), а резуль­тат политических тенденций — монополии возникают там, где государство покровительствует им, стремясь через них оказы­вать решающее воздействие на экономику. История свидетель­ствует о том, что картели и синдикаты стали возникать в менее развитых капиталистических странах (например, в Германии), где государство не препятствовало этому. Поэтому стремление государств к регулируемой плановой экономике является не необходимостью, а результатом сознательного рационального

выбора.

Планирование, по Хайеку, несет большие отрицательные последствия для общества. Во-первых, оно приводит к тому, что индивидуальные ценности и интересы личности не при­знаются обществом. В условиях рынка каждый руководствуется своей шкалой ценностей, которая отлична от ценностей других людей; есть области, где по соглашению действуют общие нормы, но планирование полностью разрушает равновесие лич­ного и общественного. Здесь все ресурсы общества органи-

119


зуются согласно одной системе ценностей, а соответственно и целей. Обычно планирование оперирует такими понятиями, как «общий интерес», «социальные цели общества», «социальное благосостояние»; в этом случае цели индивида должны подчи­няться целям общества, поскольку нельзя построить всеобщего кодекса ценностей. Поэтому планирование преобразует демокра­тическое общество в тоталитарное.

Во-вторых, планирование по своей внутренней природе озна­чает диктатуру. План представляет собой единое целое, его нельзя принять путем дополнений и компромиссов. Парламент вообще не может не принять план фактически, поскольку он сам в момент решения не способен дать альтернативу. Нельзя планировать развитие экономики демократическими методами, как нельзя вести войну с их помощью.

В-третьих, планирование означает произвол государства по отношению к личности. Если в рыночной системе государствен­ные мероприятия строго ограничены в законодательстве, пра­вительство устанавливает лишь общие «правила игры», кото­рые относятся ко всем индивидам и к нему самому, при этом индивид может прогнозировать свои действия и действия пра­вительства, то в условиях планирования правительство обра­щается к конкретным делам, оно берется регулировать все, причем и закон должен санкционировать произвол — прави­тельство может принимать решения в непредвиденных обстоя­тельствах. И чем больше планирует правительство, тем труднее планировать индивиду. При этом правительство всегда выби­рает в своих действиях чью-либо сторону, оно не может быть, как в условиях рынка, беспристрастным арбитром. Поэтому коллективистское правительство, писал Хайек, всегда мо­рально. Даже политика равного распределения означает вы­бор— разные люди получают разное обхождение. Здесь нет, как в условиях рынка, всеобщего формального равенства всех перед законом.

Планирование и регулирование экономической жизни озна­чает вторжение не только в экономическую, но и в политиче­скую сферу деятельности. Потеря свободы в экономике есть потеря свободы вообще — экономика представляет собой сред­ства для достижения целей, но, регулируя средства, общество будет регулировать и цели. Здесь индивиду надо еще доказать значимость своих личных целей для общества и добиться со­гласия на получение средств.26

В условиях конкуренции мы можем реализовать свои цели у множества продавцов и покупателей, но если приходится

26 Хайек приводит такой пример: лишь одно небольшое ограничение эко­номической свободы государством — запрет обмена валюты, означает для ин­дивида лишение возможности общения с внешним миром, выезда за границу, получения информации (см.: Хайек А. Дорога к рабству//Вопросы филосо­фии. 1990. № 10. С. 134).

120


сталкиваться с государственной монополией, то здесь индивид бессилен. Регулирование производства так или иначе означает регулирование и потребления — мы можем получить лишь то, что кем-то заранее определено. В условиях конкуренции, даже если мы не можем купить вещь, это не означает того, что кто-то сознательно мешает нам ее приобрести. Таким образом регулирование экономики означает регулирование всей жизни индивида.

Иногда считается, что регулирование экономики означает возврат к прежним временам, когда не было конкуренции и свободы предпринимательства. Но на деле, отмечал Хайек, си­туация изменилась. Если раньше в условиях натурального хо­зяйства общественные интересы мало касались людей, то те­перь в условиях разделения труда человек очень тесно связан с обществом, и экономическое регулирование затрагивает всю его жизнь.

Рыночная экономика безлична, конкуренция «слепа» и в этом ее преимущество по сравнению с плановой экономикой. Здесь распределение богатства зависит от способности и пред­приимчивости индивида, хотя и случай играет свою роль; в плановой экономике декларируемое «равное» распределение на деле оборачивается распределением, подчиненным неболь­шой группе высокопоставленных чиновников. В рыночной эко­номике и бедный человек в состоянии изменить свою судьбу — именно от него зависит то, будет ли он богатым. В условиях же социализма и состоятельный человек в меньшей степени способен изменить свою судьбу. Гарантией свободы личности является частная собственность, причем как для собственни­ков, так и для не-собственников. Институт частной собственно­сти означает механизм распределения власти среди многих лиц, они не могут объединиться в единую силу, поэтому власть капитала — это миф. В рыночной экономике власть децентра­лизована, и никто в отдельности не обладает полнотой всей власти. При плановой экономике власть централизована по Максимуму: сила маленького государственного чиновника при социализме во много раз больше, чем сила миллионера в ка­питалистическом обществе, поскольку за первым стоит вся мощь государственного аппарата.

Обычно к власти в тоталитарных режимах приходят худ­шие, считал Хайек. Это связано с тем, что сама партия, уста­навливающая такой режим, требует единообразия мышления, военизированной подчиненности, партия привлекает легковер­ных и эмоционально неустойчивых сторонников, поскольку их легче всего обратить в свою веру. Интеллектуально и куль­турно развитые люди на это не идут. Кроме того, партия обычно сплачивает своих сторонников, возбуждая чувство не­нависти к врагу (образ врага может быть любым). Сами ме­тоды коллективистского преобразования требуют от человека

121


того, чтобы он переступил некий нравственный барьер, отбро­сив общечеловеческие ценности. Поэтому не случайно в кол­лективистских правительствах руководят такие личности, как Гитлер.

Стремление к плановой экономике часто связывается с тер­мином «экономическая защищенность», но самое это понятие слишком расплывчато. В рыночной экономике всем предостав­ляется некий минимальный уровень защищенности — помощь в случае стихийных бедствий, определенный уровень бесплат­ного образования и медицинской помощи, пособие по безрабо­тице и т. д. Полная же защищенность граничит с отсутствием свободы: стабильность доходов, прочное положение, отсутствие угрозы потерять работу — все это связано с желанием и волей начальства. Армия и есть пример полной общей защищенности, где всем даются гарантии и определенное положение, но это — «защищенность бараков и казарм». Получая экономическую защиту, человек теряет право выбора и связанную с ним от­ветственность за свои действия.

Опасной тенденцией современности Хайек называет монопо­лизм. Монополии стремятся добиться стабильности своего по­ложения, но в рыночной экономике средства на эти цели бе­рутся у других, более слабых производителей, получается санкционированная государством эксплуатация более сильными монополистами слабых производителей, усиление позиций од­них расшатывает позиции других. В результате монополизация экономики способствует усилению власти государства — накап­ливая власть, монополии впоследствии отдают ее государству. (Но даже власть монополий несравнима с властью государства, поэтому они во много раз предпочтительнее централизованной экономики.)

Вместе с процессом монополизации рост профсоюзов спо­собствует развитию тоталитаризма. По сути, добиваясь ста­бильного экономического положения, вступая в союз с монопо­листами, профсоюзы приводят к более жесткой эксплуатации менее организованных рабочих. Ограничение конкуренции в сфере труда так или иначе сказывается на ограничении сво­боды: мы подчиняемся либо безличным законам рынка, либо власти каких-либо третьих лиц.

Итак, заключает Хайек, уходя от «оков» рынка, люди со­знательно надевают на себя «оковы авторитаризма», еще бо­лее мучительные, чем прежде.27 Изменилась вся система ценностей западного общества — если раньше это было стрем­ление к независимости, самостоятельности, инициатива, риск и ответственность, то теперь — стремление к материальной обес­печенности путем доверия своих экономических функций дру­гим лицам. Стремление к регулированию хозяйства — резуль-

27 Хайек А. Дорога к рабству//Там же. № 12. С. 131.

122


 


тат сознательного выбора правительств, теперь настала пора понять все последствия этого шага. Нет необходимости плани­ровать прогресс, надо лишь создать условия для него. Един­ственной политикой правительств должна стать политика, на­правленная на достижение свободы личности.

Идеи Хайека получили большое признание, его работы были заново открыты в 70-е годы на Западе и в 80-е годы в России. Многие экономисты и политики стали приверженцами его идео­логии, и после некоторого отступления рынок во многих стра­нах стал играть большую роль. Социальные идеи Хайека по­лучили и экономическое развитие в теории и политике моне­таризма. Но все-таки многие страны придерживаются курса на сочетание рыночной политики и сильного социального регули­рования, не оставляя в компетенции рынка вопросы социальной сферы.

Итак, мы охарактеризовали основные социологические идеи экономистов первой половины XX в. Но в это время и социо­логические теории не стояли в стороне от экономических во­просов. Мощным направлением в экономической социологии стал структурно-функциональный анализ, разрабатываемый Талкоттом Парсонсом в 30—40-е годы, а с 50-х годов происхо­дила инстйтуционализация экономической социологии как науч­ного направления. Об этом пойдет речь в следующей главе, по­священной социологическим теориям экономики, разрабаты­ваемым как в социологии, так и в экономике в 50—90-е годы.


ГЛАВА V СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

§ 1. Экономика и общество в теории

структурно-функционального анализа

(Т. Парсонс, Н. Смэлсер)

Известный американский социолог Талкотт Парсонс (1902— 1979) был одним из первых, кто в 50-е годы XX в. заново по­ставил вопрос об интеграции экономической и социологической теорий. Он опирался на те основы экономической социологии, которые были заложены в начале века, при этом особенно под­черкивал значение работ Вебера и Маршалла. Но впослед­ствии, с его точки зрения, экономическая наука была занята разработкой прагматических задач и у нее не было времени для изучения глубоких теоретических социальных проблем. Социологическая теория тоже мало занималась тем, что было интересно экономистам. Поэтому требовалась новая попытка соединения экономической и социологической теорий, что и было предпринято Парсонсом и Смэлсером в их фундаменталь­ном труде «Экономика и общество: исследование по интегра­ции экономической и социальной теорий» (1956).

Важной характеристикой подхода Парсонса к экономиче­ской социологии является использование им методологии струк­турно-функционального анализа, разработанного в более ран­ней работе «Структура социального действия» (1937). Инте­ресно, что и сама методология формировалась Парсонсом в процессе критики экономических парадигм социального по­ведения. Поэтому как методология способствовала созданию экономической социологии, так и, наоборот, предмет экономи­ческой социологии способствовал созданию методологии. Но для того, чтобы охарактеризовать теорию экономической со­циологии Парсонса, следует сначала обратиться к основным положениям методологии.

Центральной категорией методологии Парсонса является действие. Действие для Парсонса состоит из процессов, посред­ством которых люди формируют значимые для себя цели и более или менее успешно воплощают их в конкретной ситуа­ции. Из действий людей складывается общество, т. е. действие является первичным элементом общества. Что стоит за внеш-

124


ним фактом действия? Что движет людьми при формировании целей и их воплощении? Первым научным объяснением дей­ствия была теория утилитаризма Смита, разработанная в по­литической экономии. Согласно ей, человек движется эгоисти­ческими мотивами, действуя рационально, сравнивая затраты и результаты, выгоду и пользу. И вся социальная система фор­мировалась по теории утилитаризма на основе соблюдения всеми своих личных интересов.

Социологическая теория начинала формироваться как по­зитивистская, поэтому вопрос о внутренних мотивах действия человека вообще не ставился. И только понимающая социоло­гия заново обратилась к исследованию действия с точки зрения его смыслового содержания. Но здесь уже признавалось, что действие может быть не только рациональным, но и аффектив­ным, ценностно-рациональным, традиционным. Парсонс про­должил разработку этой концепции действия, для него дей­ствие, так же как и для Вебера, может быть инструментальным (рационально мотивированным), экспрессивным или мораль- ным. Но действие не происходит в социальном вакууме: даже если цели и средства их достижения обусловлены личностью,  то формируются они в терминах культурной среды; здесь не- обходимы такие факторы коммуникации, как язык, символиче­ские средства общения. В процессе действия человек всегда выступает представителем общества, имея определенный ста­тус — положение в обществе согласно происхождению, нацио­нальности, образованию, профессии и т. п.; он сам и другие ориентированы на этот статус. В зависимости от ситуации и статуса «деятель» («actor») разыгрывает «роли» — типовые схемы поведения, которые закладываются в него в процессе социализации.

 Развивая дальше эту идею, Парсонс предлагает типовую схему для характеристики поведения индивида, называя ее системой действия. Эта система действия состоит из четырех, несводимых друг к другу подсистем: 1) личностной; 2) со­циальной, 3) культурной, 4) биолого-психологической («beha­vioral organism»). Это означает, что: 1) действие всегда лич-ностно, т. е. осуществляется конкретным индивидом, обладаю­щим уникальным восприятием мира, действие всегда своеоб­разно и неповторимо; 2) действие происходит всегда в социаль­ной среде, т. е. человек выступает представителем определен­ной социальной группы, он обладает статусом, выполняя со­циально определенные типовые роли; действие несет на себе отпечаток нормативной организации, заставляя индивида сле­довать правилам поведения, накладывая определенные права и обязанности; 3) действие происходит в культурной среде — индивид не создает сам средства коммуникации, а восприни­мает их уже как готовые, пользуется ими; культура форми­рует систему ценностей для индивида, которые включают























125


в себя знания и верования, из них индивид выбирает модели и средства поведения, эти ценности имеют общее значение, а не только для конкретного общества в конкретный период его развития; 4) действие всегда обусловлено биолого-психо­логическими факторами, т. е. человек всегда является биологи­ческим организмом и ведет себя как природное существо, эти факторы задают генотип, психологический тип личности, пол, состояние здоровья и т. п.

Каждая подсистема в системе действия выполняет строго определенную однозначную функцию.' Личностная система вы­полняет функцию целеполагания; социальная система — функ­цию интеграции, т. е. с помощью институционализированных норм, ролей, статусов, коллективов создает единство, коорди­нацию действия всех индивидов. Культурная подсистема вы­полняет функцию стабилизации (Парсонс характеризует ее как латентную (скрытую) функцию, обусловливающую устойчи­вость норм, стандартов, средств действия и общения или вос­производства структуры; в другой терминологии эта функция называется функцией сохранения формы, воспроизводства об­разцов и снятия напряжения — «pattern maintenance and ten­sion menagement»). Биолого-психологическая подсистема вы­полняет функцию адаптации, т. е. приспособления действия в окружающей среде — в физическом, природном мире. Био­логическая подсистема адаптирует внешние ресурсы индивида для выработки энергии действия.

В системе действия контроль распределяется следующим образом: культурная подсистема дает нормы и контролирует социальную подсистему, социальная — личностную, личност­ная—биологическую; поток энергии идет в обратном по­рядке— от биологической и далее к культурной подсистеме. Взаимодействие осуществляется с помощью отношений обмена. Средствами обмена в социальной системе являются, например, деньги, власть, влияние; в культурной — язык, системы ценно­стей, культурные символы; в биологической и личностной — эмоции, чувства, настроения.

Система действия необходима Парсонсу для того, чтобы исследовать социальную систему внутри нее. Если система действия — наиболее высокий и общий тип систем, описываю­щих человеческую деятельность, то социальная система нахо­дится внутри системы действия. Тогда с этой позиции культур-

1 У Парсонса вообще все системы имеют 4 стандартные функции — адап­тацию, интеграцию, целеполагание, стабилизацию. Это так называемая схе­ма «AGIL». Мы излагаем методологию Парсонса по нескольким более позд­ним работам, где он сам уточняет свои позиции и дает их в концентрирован­ном виде (см.: Parsons Т. 1) Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. New Jersey, 1966; 2) The Systems of Modern Societies. New Jersey, 1969). Отрывки из них даны в сборнике: Parsons T. Politics and Social Structure. New York, 1969. — Также нами использовался материал о Парсонсе в книге: Loom is Ch., Loom is Z. Modern Social Theories. New York, 1965.

126


ная, биологическая и личностная системы будут окружающей средой для социальной системы. Это означает, что культура обеспечивает социальную систему общепринятыми нормами и ценностями, символами и средствами общения, которые по от­ношению к обществу (а общество — это наиболее устойчивый тип социальных систем) задаются извне; личность с ее моти­вами, психологическим и душевным миром — тоже нечто внеш­нее по отношению к обществу; также и биологические факторы, такие как возраст или пол, представляют нечто данное по отношению к обществу.

Социальная система состоит из взаимодействия индивидов, организованного определенным образом. Ядро социальной си­стемы — нормы, правила, роли, статусы, коллективы. Если культурная система дает индивиду набор разнообразных, смут­ных ценностей, то в социальной системе эти ценности и связан­ные с ними нормы институционализируются, т. е. приобретают устойчивый, явный, общепринятый характер, однозначно по­нимаемый и воспринимаемый. Отсюда появляются устойчивые, привычные модели взаимодействия индивидов с определенными ролями и статусами. Со стороны других субъектов действия возникают ожидания соответствующего поведения, т. е. по­являются взаимные ориентации. Общество характеризуется также и тем, что в нем существуют социальные коллективы, в рамках которых четко определены статусы и роли.

Общество для Парсонса существует как некоторое само­стоятельное целое, оказывающее давление на индивида (и в этом Парсонс сближается с позитивизмом).2 Включение ин­дивида в общество обеспечивается механизмами социализации и социального контроля: в процессе социализации индивид приобретает навыки межличностного общения, учится воспри­нимать культурные ценности, средства символической комму­никации (язык); социальный контроль обеспечивает институ-ционализацию ролей (их четкое, однозначное и положительное восприятие), а также санкции — через законодательные меры, традиции, обычаи, общественное мнение.

Общество как социальная система разделяется на выпол­няющие стандартные функции подсистемы: 1) политическую подсистему (прежде всего, институт государства), задающую цели развития общества; 2) культуру (религию, образование, мораль), обеспечивающую стабильность и устойчивость цен­ностей общества; 3 3) общественное право (социальные нормы и правила, у Парсонса дословно это «Societal community»), обес-

2 Парсонса сближает с позитивизмом и то, что он рассматривает обще­ство как систему, где все элементы существуют для ее самосохранения, вы­полняя строго определенные функции.

8 Вообще понятие «культура» шире понятия «общество», но в данном случае имеется в виду часть культуры конкретного общества в конкретный период времени.

127


печивающее интеграцию социальной системы; центральное ме­сто здесь занимают ценности, нормы, статусы, роли, обеспечи­вающие включенность человека в коллектив, социальные груп­пы, классы; 4) экономику, выполняющую функции адаптации общества к внешней среде.

Итак, мы подошли к характеристике Парсонсом экономики как подсистемы общества. Центральная идея Парсонса со­стоит в том, что экономика может рассматриваться как особый случай общей теории действия. Экономический процесс — это процесс действия, направленный на достижение определенной цели — производства. Последняя имеет меньшую степень общ­ности, чем цели общества как такового; производство в этом смысле является лишь одной из функций общества.

Обычно, когда определяют понятие экономики, говорят, что это один из аспектов общественной жизни в противовес поли­тике, праву, религии, но вопрос как раз в том и состоит, чтобы определить, какую функцию выполняет экономика в обществе, а не просто ограничить (путем исключения) ее сферу. Функ­ция экономики, считал Парсонс, связана с адаптацией: во-пер­вых, ресурсов общества для достижения любых целей, т. е. созданием генерализированных средств вообще; во-вторых, об­щества к окружающей среде.

Итак, цель экономики — производство, но не производство конкретных вещей, сами по себе они не имеют значения, а про­изводство средств для удовлетворения потребностей обще­ства — такова системная цель экономики.4 Уровень потребно­стей— некая внешняя характеристика по отношению к произ­водству, экономика адаптирует общество к более высокому уровню потребностей. Роль производителя — внутренняя роль для экономики, хотя сами производители могут выступать и в качестве потребителей, но в разных ролях они принадлежат разным подсистемам.

Представление экономики как подсистемы общества озна­чает важный методологический подход — все экономические категории должны рассматриваться не по отношению к лич­ностной системе напрямую, а только через отношения эконо­мики и социальной системы, поэтому такие категории, как богатство, потребности, полезность, доход — социологические, а не индивидуальные категории, отражающие свойства социаль­ной системы, и только при учете социального содержания их можно накладывать на личностные оценки. И без всякого умысла в экономической науке категории формировались по типу социологических понятий: например, «спрос — предложе­ние» соответствует понятиям «стимул — реакция».

Экономика как отдельная подсистема общества появилась сравнительно недавно: в примитивных обществах функция

4 Данное определение почти полностью совпадает с кондратьевским оп­ределением экономики (см. § 3 гл. 3 настоящей книги).

128


адаптации не дифференцирована, она совпадает с другими функциями. Например, в условиях натурального хозяйства в аграрных обществах экономическая функция не отделена, она осуществляется в рамках семьи (латентная подсистема), четко ограничена традицией и правом, производство регулируется главой семьи (правовая и политическая подсистема). Лишь в условиях капитализма все четыре подсистемы общества строго дифференцированы, причем экономика выделяется по­следней, здесь уже есть собственно экономические единицы — производственные предприятия, существует такое понятие, как -«работа» (то особое место, которое связано с экономическими действиями).

Как взаимодействует экономика с другими подсистемами общества? Экономика имеет собственные потребности в адап­тации ресурсов, эти генерализованные средства для производ­ства есть капитал. Первоначальное образование капитала и постоянное определение доли капитализируемого дохода уже выходят из сферы экономики и определяются внешним обра­зом— это грань соединения экономики и политики. (В эконо­мической теории об этом говорил Кейнс.) Далее, экономика нуждается в таких ресурсах, как труд и рабочая сила, харак­теризующихся средним уровнем развития способностей рабо­чего, системой трудовых и экономических ценностей, мотива­цией к труду. Все это — также неэкономические факторы: труд не воспроизводится по типу товаров, подчеркивал Парсонс, как ранее Туган-Барановский и Поланьи, это — грань взаимодей­ствия экономики и культурной подсистемы общества. (Сле­дует отметить, что более всего исследованием этих отношений занимался Вебер.) Наконец, экономика нуждается в соедине­нии факторов производства, поэтому для нее необходим орга­низационный момент — предпринимательство, в нем прояв­ляется грань взаимодействия экономики и интеграционной си­стемы общества («социальное право»). Подчеркнем, что идею активной роли организационного фактора разрабатывал Шум-летер.

В зависимости от данных взаимоотношений формируется и структура экономики как самостоятельной системы. Адапта­ционная система экономики — это собственно производство, си­стема целеполагания представлена финансовой системой, ла­тентная система включает в себя экономическую культуру (уровень способностей, ценности, мотивация, у Парсонса это «economic commitments»), интеграционная система — предпри­нимательство.5 Рассмотрим более подробно эти подсистемы экономической системы, их отношения и функции.

5 В принципе структура экономики Парсонса напоминает классическую схему «труд, земля, капитал» с добавлением четвертого фактора — «органи­зации».

129

9 Заказ 152


Система целеполагания предназначена для поддержания производства, она обеспечивает финансирование производ­ственных мероприятий и регулирует их через специальную си­стему финансовых средств и распределения доходов. Созда­ние капитала в развитых обществах главным образом связано с финансовыми организациями (банками), кредитными отно­шениями, налогообложением, страхованием, государственным финансированием. Через эту систему (финансы и капитал) экономика взаимодействует с политикой, понимаемой в широ­ком смысле, а не только с государственной системой. Но ка­питализация ресурсов связана также с накоплением денежных средств населения. Здесь экономика посредством политических мер (займов, создания акционерного капитала) граничит с ла­тентной подсистемой общества, главным элементом которой выступает семья. Итак, адаптивная подсистема экономики по­лучает поток капиталовложений, в ответ экономика предла­гает не просто возросшее производство товаров или новые по­требительские средства, а предоставляет контроль над произ­водством — т. е. рост производительности в соответствии с це­лями, определенными политической системой. Другими сло­вами, рост производственного потенциала означает усиление политического потенциала, рост экономического богатства в зависимости от политических целей означает усиление власти политических организаций.

Кроме того, политической подсистеме предоставляется право контроля — «rights to intervene»: тот, кто дает кредит, имеет право знать, для каких целей он будет использован, и претендует на процент. Регулируя процент, политическая под­система получает возможность регулировать производство, на­правлять его в нужное русло. Таким образом через кредитную политику осуществляется тип властного воздействия на эко­номику.

Кроме кредитной политики политическая подсистема оказы­вает воздействие на стимулирование экономики через налого­вую систему, субсидии, защитительные тарифы, дает законо­дательные гарантии свободы экономической деятельности.

Целеполагающая подсистема экономики (финансы и ка­питал) имеет свою собственную внутреннюю структуру. В це­лом ее функция, как было отмечено, сводится к созданию воз­можностей в виде финансовых ресурсов для организации про­изводства, она контролирует всю систему производства. Важ­ное значение здесь имеют: подсистема финансовых операций и кредитных механизмов, которая обеспечивает стабильность всей адаптивной системы экономики; подсистема рынка цен­ных бумаг, обеспечивающая максимально выгодное распреде­ление фондов посредством операций с ценными бумагами (основным институтом здесь является фондовая биржа); инте-гративную функцию выполняет подсистема гарантий предприя-

130


тиям, обеспечивающая баланс краткосрочных и долгосрочных инвестиций, обычно государство здесь играет решающую роль. Основное отношение между целеполагающей подсистемой и производством—обмен капиталовложений на доход от них.

Следующая подсистема экономики — экономическая   куль­тура, она выполняет латентную функцию (или функцию ста­билизации, сохранения культурных образцов). Эта подсистема „ обеспечивает для экономики определенную квоту трудовых ресурсов, обладающих средним уровнем способностей, эконо-;. мической рациональности, мотивации. Через нее реализуется -д взаимосвязь с культурной подсистемой общества в целом. Об-% мен здесь происходит таким образом — культурная подсистема I направляет поток трудовых ресурсов, причем семья как основа V этой подсистемы ответственна за профессионализацию индиви­дов. В обмен на трудовые ресурсы экономика через производ­ство направляет поток потребительских товаров и услуг. Про­изводство через поток товаров и услуг формирует стиль жизни. Но обычно этот обмен между культурой и экономикой проис­ходит в более сложной форме, с помощью денег: в сфере про­изводства направляется сумма потребительских расходов (пла­тежеспособный спрос), а обратно — поток денежной заработ­ной платы.

Внутреннюю структуру подсистемы экономической куль­туры Парсонс и Смэлсер характеризовали посредством таких понятий, как: приверженность производству (т. е. желание ис­пользовать ресурсы в производительной форме, приверженность индустриальной системе вообще); приверженность индивидов экономической деятельности вообще (экономическим ценно­стям, экономической рациональности); приверженность эконо­мической деятельности в изменяющихся условиях (рынка, спроса); приверженность планируемому заранее распределе­нию ресурсов, т. е. экономически рациональному действию.

9*

Интегральная подсистема экономики — это предпринима­тельство. Ее задача состоит в приспособлении факторов произ­водства к экономическому процессу. Кроме того, интеграция необходима в условиях разделения труда для соединения инди­видов, обладающих различными профессиональными ролями, интересами, статусами. Подсистема предпринимательства обес­печивает организацию экономического процесса, в результате возникают новые комбинации факторов — новые товары, услуги, технологические процессы. Эти новые комбинации означают для общества новый уровень удовлетворения потреб­ностей, новые символические образцы, формирующие стиль жизни. Предпринимательство обеспечивает поток новых идей в экономику, получая взамен предпринимательскую прибыль. Внутренняя структура подсистемы предпринимательства ха­рактеризуется следующим образом: функцию целеполагания выполняет создание новых комбинаций факторов производства,

131



латентную функцию — мобильность, гибкость и взаимозаменяе­мость факторов производства; адаптационную функцию — под­система финансирования инноваций; интеграционную функ­цию— возможности инноваций (стимулы).

Наконец, адаптивная подсистема экономики — это соб­ственно производство. Именно сюда подключаются остальные подсистемы — капитал, труд, предпринимательство, сюда на­правляются капиталовложения в обмен на доход, новые ком­бинации факторов в обмен на прибыль, трудовые ресурсы в обмен на заработную плату, спрос в обмен на потребитель­ские товары и услуги.

Производство состоит из четырех подсистем и соответ­ственно функций — латентную функцию выполняет производ­ство как технологический процесс (соединение труда, средств и материалов); функцию целеполагания — управление произ­водством; функцию адаптации — финансирование производ­ства; функцию интеграции — координация производства, фи­нансирования, инноваций.

Рассмотрев структуру экономики с точки зрения системы координат действия, Парсонс и Смэлсер обратились к ана­лизу институциональной структуры экономики. Здесь их задача заключалась в том, чтобы показать, как экономические инсти­туты интегрируют действие внутри системы и на ее внешних границах.6 Сами экономические институты возникают вслед­ствие разделения труда и связанных с этим социальных пре­образований.

Экономический процесс предполагает соединение факторов производства. Для этого необходимо согласие тех, кто имеет возможность распоряжаться этими факторами, и побуждение использовать эти факторы в экономических целях. Поэтому наиболее общим экономическим институтом, с точки зрения Парсонса и Смэлсера, является договор (соглашение, кон­тракт). Договор дает сторонам наиболее приемлемое для них решение и строго определенные правила и взаимные обязатель­ства. Институт договорных отношений вводит фактор орга­низации в производственный процесс, в систему обмена и рынка, он как бы соединяет множество лиц в единый четко определенный процесс. В область действия договорных отно­шений подпадают обмен товаров и услуг, денежных средств, права собственности, профессиональная организация.

С точки зрения структурно-функциональной парадигмы про­цесс договорных отношений характеризуется следующим обра­зом: целевая функция договора — установление взаимовыгод­ных условий; адаптивная функция — приспособление сторон

6 Институт определяется Парсонсом и Смэлсером как способ, посред­ством которого ценностные образцы интегрированы в конкретном действии, в зависимости от ролевых ожиданий и мотиваций (см.: Parsons Т., Smelser N. Economy and Society. New York, 1965. P. 102).

132


к внешним факторам договорных отношений (продавец огра­ничен имеющимися в наличии товарами и оптовыми ценами, покупатель — наличными доходами, своими предпочтениями и потребностями); интегративную функцию в договорных отно­шениях выполняют вторичные факторы оценки —это символи­ческие ценности, которые притягивают стороны друг к другу (например, покупатель охотнее покупает товар у крупной, из­вестной фирмы, чем аналогичный товар у небольшой фирмы; здесь имеет значение фактор престижа, успеха, общественное мнение); латентную функцию в договорных отношениях вы­полняют общие культурные образцы — они обеспечивают сред­ства коммуникации сторон (продавец и покупатель говорят на одном и том же языке денежного обмена).

Далее Парсонс и Смэлсер проанализировали институцио­нальную структуру рынков. Всего их четыре в экономической системе — рынок труда, капитала, товаров и так называемый рынок контроля за производительностью.7

Рынок труда включает в себя отношения между тремя частично независимыми системами: организацией (фирмой), индивидом и семьей («household»).

Отношение индивида и организации опосредуется профес­сиональной ролью — это роль индивида внутри организации, связывающая его с производственными функциями и обуслов­ленная контрактными обязательствами. Структура обмена между индивидом, семьей и фирмой определяется следующим образом: индивид представляет свою рабочую силу в обмен на ее денежный эквивалент — заработную плату (целевой ком­понент системы рынка труда); индивид, нанимаясь на работу в организацию, так или иначе предоставляет ей возможность оказывать влияние на его жизнь («rights to intervene»), при­мером чего является увольнение, он как бы отдает свое суще­ствование во власть организации, но взамен приобретает га­рантии занятости и возможность планировать свои будущие доходы (адаптивная функция); фирма обеспечивает под­держку индивиду в его профессиональной деятельности, дает средство существования его семье, взамен индивид поддержи­вает репутацию фирмы как хорошего работодателя, забо­тится о процветании фирмы (интегративная функция); нако­нец, работник и фирма связаны едиными ценностными образ­цами— «хорошая» фирма предполагает заботу о человеке, «хороший» работник заботится о делах фирмы, живет ими; кроме того, здесь предполагается более общий контекст эко­номической рациональности.

Такая структура рынка труда в целом показывает отличие абстрактного понятия «рабочей силы» в экономической теории и социологической институциональной теории занятости, здесь

7 Ibid. P. 146.

133


уже нет единой «рабочей силы», теряется классовая общность, и возникают профессиональные роли, обязательства работника по отношению к фирме, и наоборот.

Другой тип рынка — это рынок капитала, предполагающий контрактные отношения между собственниками экономических средств и организаций. Инвестор обеспечивает денежные фонды, взамен получая процент и право контроля за своими средствами (он имеет право знать, как и куда они направ­ляются, каково положение фирмы), это целеполагающая под­система; фирма принимает на себя обязательства использовать заемные средства по назначению для создания новых произ­водственных мощностей, а инвестор, выбирая данную органи­зацию, как бы высказывает позитивную оценку ее действий и финансового положения (адаптивная подсистема); интеграцию рынка инвестиций создает «доверие» — инвестор высказывает доверие фирме, предоставляя ей средства, фирма берет на себя ответственность и предоставляет гарантии безопасности капи­тала; наконец, инвестора и заемщика связывает общая система ценностей (представления о капитале как средстве экономиче­ской деятельности, о капитале как средстве производительного назначения, о ценности денег и т. п.), это — латентная си­стема.

Потребительский рынок имеет в своей основе отношения между фирмами и домашними хозяйствами. Его целевая функ­ция— обмен потребительских товаров, находящихся в распо­ряжении фирмы, на денежные средства домашних хозяйств. Но за этим стоит более сложная система. Организационный аспект отношений  связан с тем, что домашние хозяйства постоянно часть своих расходов направляют на потребительские блага. Потребители могут заранее заказывать товары, частично опла­чивая их, фирмы, в свою очередь, стимулируют приобретение своих товаров через продажу в кредит. Это — система взаим­ных поощрений (она выполняет адаптационную функцию). Ин­теграционный аспект взаимосвязи продавца и покупателя — символические средства взаимного признания; фирма прини­мает любого индивида как потенциального покупателя, имеет определенную этику обслуживания, покупатель передо­веряет продавцу свой «потребительский суверенитет» — незави­симость и самостоятельность в выборе, полагаясь на компетен­цию фирмы. Наконец, продавца и покупателя связывают об­щие ценностные представления — нацеленность индивида на по­требление, доверие всего стиля жизни, формируемого через массу потребительских благ, экономике, которая, в свою оче­редь, берет на себя ответственность за содержание стиля жизни (рынок отвечает не только за обеспечение уровня потребления,

но и за качество, эстетику, современность потребительских благ).

134


Наконец, последний вид рынка, который только условно может быть назван таковым, это рынок «производительности». Он характеризует отношение экономики и политической сферы; здесь обменивается не капитал, трудовые ресурсы или товары, а генерализованный фактор — влияние. Его целевая функция — предоставление государственными организациями определен­ных видов поощрений частным фирмам в виде субсидий, нало­говых льгот, экспертных тарифов, государственных заказов. В ответ экономика обеспечивает соответствующие политиче­ским целям производственные средства, передавая политике права для использования этих средств в соответствии с ее целями, взамен получая подтверждение значимости экономиче­ских организаций для реализации политических целей (адап­тационная система). Интеграционная система здесь опреде­ляется тем, что экономика принимает социально значимые цели, а политика задает необходимый уровень мотивации для принятия социальных целей. Латентная система связывает отношения сторон общей системой ценностей, признающей про­изводство как средство достижения общественных целей, про­изводство вообще как независимую ценность. Этот рынок в большей степени несовершенен, поскольку здесь особо важ­ную роль играют государственные организации, имеющие мо­нопольное положение. Таковы институциональные структуры рынков в теории Парсонса и Смэлсера.

Другой вопрос, исследуемый Парсонсом и Смэлсером, — это мотивация экономической деятельности и институционализация экономических ценностей. Основное содержание экономических ценностей связано с экономической рациональностью. С точки зрения экономической теории, она является постоянной и неиз­менной, но с позиции социологии — это системная переменная. Экономическая рациональность есть оценка целей производ­ства, контроль за поведением в интересах производства, это уровень эффективности в организации производства.

Экономическая рациональность находится на стыке системы личности и социальной системы. С социальной точки зрения экономическая рациональность имеет всеобщий характер — все общества обладают ею в той или иной степени. Чем более диф­ференцировано общество, тем большее значение приобретают экономические ценности — здесь акцент делается на производ­ство, а не на потребление (роль производителя выше, чем роль потребителя), профессиональная роль и ориентация на успех в ней имеют высшее значение, заработок в большей степени ва­жен как символ достижения успеха, а не средство для по­требления.

Экономическая рационализация индивидов существенно различается, поскольку ценностные образцы интернализи-руются в процессе социализации различным образом, здесь важное значение имеют личный опыт, ценности, принятые

135


в семье, образование. Мотивация экономической деятельности зависит от интернализации экономических ценностей индиви­дами и от санкций со стороны общества (одобрение или осу­ждение). Поэтому нельзя говорить об «экономической при­роде» человека. С точки зрения Парсонса и Смэлсера, основ­ные структуры мотивации входят в процесс обучения в рамках социализации, большое значение для нее имеет социальное окружение. Кроме того, параллельно осуществляется процесс приобщения к культурным и экономическим ценностям в рам­ках системы личности. В зависимости от различных ситуаций мотивация зависит от результатов деятельности — заработка как средства удовлетворения потребностей либо заработка как символа успеха, или мотивация связана с ролевыми обяза­тельствами, когда профессиональная деятельность восприни­мается как необходимый вклад в жизнедеятельность пред­приятия.

Как происходят изменения в экономической системе? С точки зрения теории действия изменения есть процесс нару­шения стабильного равновесия и переход к другому равнове­сию, изменение связано со структурной дифференциацией, когда единая система разделяется на подсистемы, каждая из которых выполняет специфическую функцию. Импульс изменений в об­щественной системе возникает на границах отношения систем экономики, политики и семьи: возникает либо потребность в повышении производительности, либо несоответствие заня­тости и типа трудовой этики (последнее было раскрыто Вебе-ром). Нарушенное состояние равновесия сталкивается со стрем­лением противостоять этому нарушению (например, негативная реакция общественного мнения). Но затем с помощью системы ценностей происходит мобилизация мотивационных ресурсов, направленная на поддержку и распространение нововведения. Постепенное нововведение становится проблемой предприни­мателя, успешное воплощение его дает соответствующую при­быль, и вскоре нововведение принимается как стандарт. Таким образом, Парсонс и Смэлсер доказывали, что причины ново­введений в экономике носят неэкономический характер и фор­мируются в рамках более широкой социальной системы. Основ­ным структурным изменением в современной американской экономике Парсонс и Смэлсер назвали разделение функций собственности и контроля, но об этом пойдет речь в следую­щем параграфе, где мы охарактеризуем основные идеи Дж. К. Гэлбрейта.

Итак, оценивая вклад Парсонса и Смэлсера в развитие идей экономической социологии, необходимо сказать, что ими была доставлена задача создания отдельной отрасли, интегрирую­щей экономику и социологию, и именно им удалось воплотить эту идею в действительность — сегодня благодаря им мы имеем

136


общепризнанную в мире отрасль науки — экономическую со­циологию. Парсонс и Смэлсер последовательно применили еди­ную методологию исследования взаимосвязи экономики и об­щества — систему координат действия, и на этой основе вы­явили место и функцию экономики в социальной системе, про­вели структурно-функциональный анализ самой экономической системы, показав взаимозависимость ее подсистем с подсисте­мами общества в целом. Конечно, во многом схема анализа применяется слишком формально в ущерб содержательному исследованию, но, без сомнения, книга «Экономика и обще­ство» Парсонса и Смэлсера является образцом классического исследования теории экономической социологии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.135 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь