Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Импрессионизм – эстетика и история возникновения.



Импрессионизм (" впечатление" )— течение европейского искусства, главным образом французской живописи последней трети XIX в.  –реакция на застой господствовавшего в те годы академизма.Название «импрессионисты» закрепилось за группой молодых художников после их первой совместной выставки в Париже (1874; Моне, Ренуар, Писарро, Дега, Сислей и др.), которая вызвала яростное возмущение публики и критиков. Одна из представленных картин К. Моне называлась «Впечатление. Восход солнца», и рецензент в насмешку назвал художников «импрессионистами» – «впечатленцами». Живописцы выступили под этим названием на третьей совместной выставке (1877). Тогда же они начали выпускать журнал «Импрессионист», каждый номер которого был посвящён творчеству одного из участников группы.

Как таковой импрессионизм начал зарождаться в недрах романтизма (смелая композиция и колористические находки Тернера и Делакруа). На развитие И. повлияли научные открытия. Изобре­тение фотографических аппаратов освободило жи­вописцев от необходи­мости просто запечатлевать людей, места и события. Худож­ники получили рабочую теорию смешения красок по цветовому кругу. С появ­лением рэндовских тюбиков они смогли взять с собой на пленэр все многообразие цветов и оттенков. Это  подтолкнуло их вый­ти из своих мастерских на природу.Импрессионисты стремились запечатлеть окружающий мир в его постоянной изменчивости, текучести, выразить свои впечатления. Они твёрдо придерживались метода работы с натуры, который был возведён ими в главный принцип творчества. Импрессионисты достигли небывалой звучности колорита, невиданного богатства оттенков. Мазок стал самостоятельным средством выразительности, наполняя поверхность картины живой мерцающей вибрацией цветовых частиц. В прежней живописи преобладали чёрные, серые, коричневые оттенки; в полотнах импрессионистов краски ярко засияли. Импрессионисты не применяли светотень для передачи объёмов, тени в их картинах также стали цветными.

Импрессионисты разработали новые принципы построения композиции. Раньше пространство картины уподоблялось сценической площадке, теперь запечатлённые сцены напоминали моментальный снимок, фотокадр. Реалистические черты в импрессионизме связаны прежде всего с сюжетами (которые расширяются), изображением повседневной реальности. (Дега - прачки, балерины; Писарро - улицы, бульвары; К. Моне- цветы; Ренуар- жизнь работников, моряков.)

Любимым импрессионистическим жанром был пейзаж; портрет также представлял собой своего рода «пейзаж лица» (О. Ренуар. «Портрет актрисы Ж. Самари», 1877). расширился круг сюжетов живописи, обратившись к темам, раньше считавшимся недостойными внимания: народным гуляниям, скачкам, пикникам богемы, закулисной жизни театров и т. д. Однако в их картинах нет развёрнутого сюжета, Импрессионисты писали не события, а настроения, оттенки чувств. Художники принципиально отвергали исторические и литературные темы, избегали изображать драматические, тёмные стороны жизни (войны, бедствия и т. п.). Они стремились освободить искусство от выполнения социальных, политических и нравственных задач.

Помимо живописи, импрессионизм воплотился в творчестве некоторых скульпторов (Э. Дега и О. Роден во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкой в России) в живой свободной моделировке текучих мягких форм, которая создаёт сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершённости произведения; в позах схвачен момент движения, развития.

Импрессионизм как целостный творческий метод был явлением преимущественно французского искусства, однако творчество импрессионистов оказало воздействие на всю европейскую живопись. Стремление к обновлению художественного языка, высветление красочной палитры, обнажение живописных приёмов отныне прочно вошли в арсенал художников. В других странах близки к импрессионизму были Дж. Уистлер (Англия и США), М. Либерман, Л. Коринт (Германия), Х. Соролья (Испания). Влияние импрессионизма испытали многие русские художники (В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и др.).

  14. Художественные стили европейской культуры XX в.

Для 20 века характерна быстрая сменяемость стилей и художественных направлений. Это век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и разочарований и вместе с тем надежд человечества. Он принес с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве.В нач. 20 в. возникло множество направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм.

ФОВИ ́ ЗМ (от франц. fauve – дикий), авангардное направление во французском искусстве нач. 20 в. (1905—07). Фовистами называли группу художников, в которую входили А. Матисс, А. Марке, А. Дерен, за «кричащую» выразительность цвета в их картинах. Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

ЭКСПРЕССИОНИ ́ ЗМ (от лат. – выражение), художественное направление в искусстве первой четверти 20 в., проявившееся особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны. Отличительная особенность экспрессионизма заключалась в трагическом или тревожном, драматическом восприятии положения человека в современном мире. Экспрессионисты подчеркивали, что современная общественная система враждебна человеку.

Распространенным приемом в живописи экспрессионизма было использование деформаций в изображении человеческого тела. Деформация в данном случае символизировала придавленность человека обществом, социальными противоречиями, которые разрывают человека на части. ( Винсент ван Гог, Эдвард Мунк )

КУБИ ́ ЗМ направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1907 г.. Для произведений кубистов характерно «разложение» фигур на составляющие их плоскости, уподобление геометрическим телам (кубам, конусам, шарам и т. д.), преобладание прямых линий, острых граней.

(Ж. Брак и П. Пикассо.)…Зачастую применяется техника аппликации и коллажа.

ФУТУРИ ́ ЗМ Возник в Италии. Важной худ-ой идеей футуризма cтaл поиск  выражения стремительности движения кaк основного признака темпа современной жизни.

Стилистика живописи футуристов складывалась под влиянием кубизма; однако если кубизм связан с художественным исследованием пространства, то футуризм – прежде всего с попыткой изобразить движение фигур и предметов во времени. В России футуризм в живописи проявился как кубофутуризм (раннее творчество К. С. Малевича).

АБСТРАКЦИОНИ ́ ЗМ беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в. В основе творческого метода – полный отказ от изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник») и геометрическая абстракция (П. Мондриан, Малевич, «Чёрный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом.

неопластицизм. Создатель неопластицизма П. Мондриан …полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что «выражало идею чистой пластической красоты.»

Дадаизм (в переносном смысле — бессвязный детский лепет) стал выражением морального, социального и политического протеста европейского искусства против безумия первой мировой войны.. Многие художники порвали с кубизмом принялись населять свои работы всевозможными механизмами.

СЮРРЕАЛИ ́ ЗМ ), направление в культуре 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Теоретической основой сюрреализма послужил психоанализ З. Фрейда. В своем творчестве сюрреалисты использовали особенность сновидений - сочетание необычного и какой-то таинственной логики. Произведения сюрреалистов представляли собой необычайные комбинации не только сновидений, но и комбинации любых мыслей, идей, фантазий, появившихся в уме или в чувствах художника.

В подобном ключе написаны произведения Сальвадора Дали.

15. Архитектура XX века (основные проблемы)

Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного строительства повлекли за собой переуплотнение застройки, повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени. Все это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие эпохи. Проблемы, обсуждаемые в эти годы, связаны прежде всего со строительством городов, В 20—30-е годы сложились две противоположные теории строительства: урбанистическая и дезурбанистическая.

Урбанистическое – представлено функционалистами – все старое уничтожать. Создатель и сторонник урбанистического направления Ле Корбюзье представил в 1925 г.— проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий. (город-индустриальный центр)

Дезурбанисты шли от идеи строительства небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в зелени административными и культурного назначения зданиями, с жилыми домами индивидуального плана

Американский архитектор Ф. Л. Райт выдвинул проект идеального поселения, где на каждую семью приходится акр земли, главным занятием людей становится земледелие, а общаются они между собой благодаря автомобилю.

Одно из первых направлений рубежа XIX—XX вв., как говорилось выше, —модерн. Для модерна характерно выявление функционально-конструктивной основы здания, подчас вообще отрицательное отношение к классическим традициям. отсюда широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это несомненно привело к новому образу зданий, таких, как доходные дома, богатые особняки, банки, театры, вокзалы.

Самым значительным направлением архитектуры западных стран в 20-е годы явился функционализм, выросший из рационального направления модерна и воплощенный в Баухаузе — идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, но и всей Западной Европы; глава и идеолог направления—В. Гроппиус.

 Интернациональному стилю конструктивизма и функционализма Корбюзье и Мис ван дер Роэ противостоит «органическая архитектура» Ф.-Л.Райта с ее акцентом на уникальность, неповторимость архитектурного образа, а главное, с идеей проникновения здания в природу, в пейзаж.

Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.). Развитие техники в середине и особенно во второй половине XX в. предоставило архитекторам необычайное разнообразие практических возможностей и художественных приемов. Пространственные железобетонные конструкции используются как кривые, создающие новый эстетический образ.

В последние годы значительно меньше внимания стало уделяться проблеме массового жилища, квартире, многоэтажного дома. От органической архитектуры Райта, проповедующей обращение к человеческой индивидуальности, отталкивается архитектура, противостоящая стандартазации жизни, но в условиях современного общества доступная только определенным социальным слоям.

В современной архитектуре нет какого-либо одного ведущего направления - в творчестве архитекторов сосуществуют и борются тенденции новаторские и консервативные. Современная архитектура в своих поисках опирается на многие решения функционализма, а также органической архитектуры, что дало толчок новым поискам, необычайно обогатившим современную архитектуру.

 

16. Фламандское искусство .

В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы — фламандскую и голландскую — в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части; на Голландию, как стали называть провинции, освободившиеся от власти Испании, и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, — Фландрию (современная Бельгия). Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов и алтарные образа — вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. Сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — основные жанры искусства Фландрии. В нем смешались черты испанского и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. В итоге сложилось фламандское искусство барокко, по-национальному жизнерадостное, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пышное в своих изобильных формах. Фламандское барокко мало проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно — в декоративном искусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла), искусстве гравюры, но особенно — в живописи. Произведения фламандцев наполнены ощущением красочного богатства мира, стихийной мощи человека, изобилием природы.

Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность и декоративность.

  Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, об­ретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произ­ведений Рубенса. Рубенс прославляет национальный тип красоты. Центральный персонаж картин Рубенса – человек. Стремится показать человека духовно цельным, воспевает его телесную мощь и физическую красоту, подчёркивает тесную связь человека с природными стихиями, с огромным Мирозданием. («Персей и Андромеда»).

Антонис ван Дейк. Главным жанром ван Дейка становится пор­трет. В первый, антвер­пенский период, он пишет богатых бюргеров или сво­их товарищей по художе­ству, пишет в строго реа­листической манере, с тонким психологизмом. По приезду в Италию этот тип портрета уступает место другому. Ван Дейк получает множество заказов и создает парадный, ре­презентативный портрет, в котором прежде всего выражена сослов­ная принадлежность модели. Фигура подана несколько снизу, что делает ее более величественной, монументальной, аксессуары бо­гатого костюма и обстановки усиливают это впечатление. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линей­ным ритмом, игрой светотени, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием на художника колористической школы венецианцев (портрет Паолы Адорно).

Якоб Иордане (1593—1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Насыщен­ность цвета создает праздничность композиции. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная, выказывающая большие декоративные возможности ху­дожника. Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолиней­ностью.

Особым жанром во фламандском искусстве XVII в. был натюр­морт. Как правило, такие натюрморты служили декоративным украше­нием больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюр­морт обычно велик по размеру в отличие от голландского (например, знаменитые «Лавки» Снейдерса, 1618—1621: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», исполненные для епископского дворца).

Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии художником Адрианом Броувером (Браувером, 1601—1638). Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои — крестьяне и городской плебс. В произведениях Броувера нет широкой декора­тивности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь»).

Во второй половине XVII в. крупных мастеров во фламандской живописи нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.

17.

Голландское искусство.

На протяжении 17 в. Голландия является ведущей экономической страной, мощная промышленность, сельское хозяйство. Важный центр европейской культуры.

Изобразительное искусство занимает передовые рубежи. Ведущая религия - протестантизм, который вытеснил католическую церковь, которая отвергала всякую роскошь. Архитектура церквей была очень строгая, без декора, излишеств, не украшалась алтарными образами. Основными заказчиками становятся бюргеры, голландский магистрат. картинами украшались скромные жилища и общественные здания, поэтому небольшой размер картин.

Главное достижение голландского искусства 17 в.— в стан­ковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изобра­жающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наимено­вание «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Hep), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Конинк); натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда) или изо­бражение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), цер­ковные интерьеры (А. де Лорм) и пр. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология. В Голландии никогда не было связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии.

Овладение реалистическими тенденциями, сложение определенного круга тем, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII в. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.

Историю голландской живописи 17 в. прекрасно демонстри­рует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса. Он много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий — корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне, Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен этих смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уве­ренные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св. Адриана», «Стрелковая гильдия св. Георгия»).

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Лако­ничная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях.

Бытовой жанр - мастером был Питер Хоох. Его творчество связано с Амстердамом. Сцены в тавернах, крестьяне и солдаты. В конце 50-ых пишет опрятные светлые интерьеры, сцены в двориках, персонажи занимаются делами. Люди несколько чопорные, занимают не главное место, оживляют интерьеры. Палитра состоит из приглушенных коричневых тонов с добавлением основных цветов. Передача цветом ощущения воздушной среды. Вид из окна или двери на открывающийся позади дворик.

Вершиной голландского реализма, итогом живописных дости­жений голландской культуры 17 столетия является творчество Рембрандта. Но значение Рембрандта, как всякого гениального художника, выходит за пределы голландской школы и голландского искусства. («Автопортрет с Саскией на коленях», «Жертвоприношение Авраама», «Ночной дозор», «Даная», «Блудный сын» - эпилог творчества).

Дифференциация по определенным жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, карикатурный жанр, практически не было живописи на мифологические библейские темы. В целом живопись 17 в. называется демократичной и реалистичной. К 20-м годам 17 в. произошло овладение реалистическим методом.30-70 года лучшие произведения - кульминация.В портретной живописи помимо индивидуальных портретов и типажных был групповой портрет. Корпоративный дух был очень крепок у бюргеров, поэтому им хотелось себя видеть и в качестве общественных деятелей.

В последней четверти XVII в. начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала XVIII столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь