Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рококо в искусстве Франции 18 века.
РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины) - стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины 18 века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Впервые проявился во Франции, когда происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской. Отличался грациозностью, легкостью, кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно логическим результатом его развития и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость, имеет в основном орнаментальную направленность. В манере выдающихся мастеров рококо заметны виртуозная легкость и тонкость исполнения, точно найденная мера между изысканностью и простотой, формой и масштабом образа. В архитектуре рококо повлияло главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В целом для рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, воздушная легкость, асимметрия, изысканность и причудливость форм. Пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. Скульптурная деталь делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Планы зданий большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, окрашивается в светлые, воздушные тона и украшается живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Все искусство рококо построено на асимметрии, обостряющей ощущение изменчивости, мимолетности. Сюжеты только любовные, любимые героини—нимфы, Дианы, Венеры. Предвестием рококо в искусстве был художник Жан Антуан Ватто (1684—1721), создавший свой, неповторимый образ. Колорит Ватто построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. Как в цвете даны все оттенки тонов, так и в изображении Ватто даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Но все это игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVIII в., и для Ватто особенно. Пейзаж в картинах Ватто—также выдуманный театральный пейзаж. Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, Галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзанский пейзаж — все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью. Жан Оноре Фрагонар. Главными достоинствами его живописи были свет и воздух. Чаще всего это галантно-любовные, иногда откровенно чувственные сцены («Счастливые возможности качелей»; «Поцелуй украдкой»). «Поцелуй украдкой» демонстрирует реалистическое мастерство Фрагонара, точную и тщательную характеристику вещей. Художник пишет очень широко, свободно, неисчерпаемое богатство фантазии, необычайно смелый мазок, легкость письма, построенного на нежных, изысканных сочетаниях голубых, розовых, палевых тонов, смелые композиции, — все это делает Фрагонара одним из блестящих художников эпохи. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы