Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОНЯТИЯ ЭВОЛЮЦИИ И РЕВОЛЮЦИИ



 

В процессе бытия вещества возникают разнообразные изменения частных форм его существования, но остаются и закрепляются такие изменения, в результате которых устойчивость СВД в существующих условиях бытия повышается.

Это явление называется развитием путем естественного отбора.

Процесс развития называется эволюцией, когда изменения накапливаются постепенно.

Он называется революцией, когда изменения накапливаются настолько быстро, что представляются скачкообразными.

Революции совершаются либо при резком изменении условий бытия (падение кометы на Солнце), либо при достижении критического состояния СВД (взрыв сверхновой).

Противоположность этих форм развития относительна.

Объективно революции и эволюции неотрывны друг от друга и складываются в единый процесс развития, а субъективное восприятие процесса развития как эволюции или революции зависит от масштаба общности, к которой отнесено произошедшее событие.

Например, падение кометы на Солнце является революционным событием по отношению к комете, а по отношению к Солнцу оно едва ли явится ощутимым этапом его эволюции.

Вообще эволюция всякой формы существования складывается из революционных изменений в составляющих ее формах предшествующей ступени иерархии, а революция этой формы является элементом эволюции формы следующей ступени иерархии.

Поэтому без революций в данной ступени иерархии эволюция во всех высших ступенях остановится.

Эти утверждения согласуются со всеми нашими предшествующими выводами и, в частности, с тем, что Метагалактика не подвержена революциям.

В масштабах, превышающих масштаб Метагалактики, эволюции нет.

Природа вечна и неизменна.

 

 

19

ЖИЗНЬ И ДУХ

 

Здесь, уважаемый читатель, мы вступаем в область знаний, в которой я не могу признать себя даже дилетантом, так как мой общеобразовательный курс ограничен «семилеткой».

Но целостное понимание Природы должно охватить и эту область знаний, поэтому мы продолжим построение общей картины Природы с надеждой на диалектику и общие законы движения материи.

Для начала нужно определиться с понятиями жизни и духа, обозначить объективные реальности, отображаемые в сознании с помощью этих понятий, чтобы понимать, о чем идет разговор.

И тут приходится признать, что с этими понятиями не разобрались еще и специалисты.

Цитирую школьный учебник по биологии: «Но что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Ответы на эти вопросы и составляют одну из задач общей биологии».

Позже учебник приводит примеры определения жизни, из которых видно, что общее понятие жизни специалистами еще не сформировано.

Еще труднее определить понятие духа.

Здесь полная определенность существует только у церкви, но она нас не устраивает.

Между тем познание оперирует понятиями жизни и духа.

Значит, они обладают какой-то определенностью, закрепленной в языке.

Можно воспользоваться толковым словарем, и тогда мы получим ту степень определенности понятия, которую достиг последний составитель словаря.

Ее можно улучшить, развив работу составителя на новом уровне, то есть, выполнив дополнительный анализ смыслового значения слова в часто употребляемых фразах с его применением.

Полезно также прислушаться к мнениям специалистов и выявить в них что-то общее, что в будущем может послужить основанием для превращения специальных терминов в общие языковые термины.

Энгельс дает такое определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел. И этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».

Энгельгардт считает, что «наиболее глубокое, коренное отличие живого от неживого заключается в способности живого создавать порядок из хаотического теплового движения молекул».

Ясно, что Энгельс имеет в виду конкретную форму органической жизни, зародившейся на Земле.

Энгельгардт же, по-видимому, допускает возможность существования иных форм жизни, поэтому в его утверждении меньше определенности.

Общим в этих высказываниях является признание способности живого проявлять активность в том, чтобы изменять ход материальных процессов в выгодном для себя направлении — в направлении, благоприятствующем сохранению и развитию своей формы существования, своей жизни.

Толковый словарь Ожегова дает пять значений слова «жизнь»:

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования и движения материи. Жизнь вселенной. Законы жизни.

2. Физиологическое существование человека, животного. Рисковать жизнью.

3. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях. Общественная жизнь. Духовная жизнь.

4. Реальная действительность. Войти в жизнь (осуществиться).

5. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. (Приведено с сокращением.)

Эти пять значений придают понятию жизни чрезвычайно широкое толкование. А чем шире толкование понятия, тем труднее выразить его общим определением.

Желательно выразить определением самую общую черту жизненных процессов.

И этой чертой, по-видимому, является способность живого активно и с выгодой для себя влиять на материальные процессы, отмеченная выше как общее содержание высказываний Энгельса и Энгельгардта.

Активность, деятельность жизни явно выражена в трех последних значениях, данных толковым словарем, а в-первых двух она не выражена только потому, что ясна всем и без того.

Мы знаем, что материя едина, как и совершающийся в ней процесс.

Все наши определения предназначены для выделения частного из общего, неизбежного в процессе познания целого по частям.

Очевидно, что выделение частного от общего по материальному и процессуальному признакам должно пространственно совпадать.

Отделив условной замкнутой поверхностью, живое от остальной материи, мы обнаружим, что внутри ее находится, по большому счету, сохраняющаяся и развивающаяся форма бытия, а изменения, связанные с деятельностью живого, обнаруживаются за пределами поверхности выделения и выражаются в изменении условий бытия.

При проявлении активности расходуются жизненные ресурсы.

Для сохранения жизни должен существовать восстановительный процесс.

Этой цели служит обмен веществ.

Активный и восстановительный процессы должны быть согласованными, чтобы живой объект сохранял свою форму существования.

Сказанное складывается в общее определение жизни таким образом:

Жизнь есть активный способ бытия материальной общности, при котором энергия СВД общности используется в борьбе за сохранение своей формы существования и восполняется за счет энергии внешних процессов.

Итак, жизнь предполагает существование активных отношений живого с внешней материей.

В этих отношениях мы выделяем расходные и восстановительные процессы.

Они должны быть согласованы.

Чем больше таких процессов, тем богаче и совершеннее жизнь.

В простейшей жизни должно быть не менее одной пары таких процессов.

Примером простейшей жизни является электрон.

Активным процессом в нем является излучение волн отталкивания, наводящих в окружающем эфире известную долю упорядоченности нейтринного процесса.

Восстановительным процессом является центростремительный поток, возрождающий сгусток материи и энергии в центре зарядового излучения.

Связь между этими процессами устанавливается в динамическом равновесии отталкивания и приталкивания, и обладает большим запасом устойчивости.

В выражениях «жизнь частицы», «короткоживущие частицы» обнаруживается, что сформулированное выше общее определение жизни уже закреплено в языке.

Более сложный пример жизни дает звезда.

На примере энергетических процессов звезды можно убедиться, что активные и восстановительные процессы не обязательно связаны парами.

При множественности жизненных процессов можно ожидать, что жесткое их разграничение на активные и восстановительные процессы не всегда возможно, да и нецелесообразно.

Общее определение жизни снимает вопрос о происхождении жизни вообще, заменяя его множеством вопросов о происхождении каждой конкретной формы жизни.

Происхождение органической жизни остается загадкой, отгадать которую не представляется возможным.

И если кто-то нечаянно отгадает, ему все равно никто не поверит.

Ибо клетка, которую принято считать единицей жизни, на мой невежественный взгляд, представляется отгороженным миром, в котором живет множество разных органоидов и имеется свой правитель.

Каждый органоид представляет собой сложную форму жизни, несомненно, составленную из простейших.

Изменение условий бытия, производимое каждым органоидом внутри клетки, складывается в благоприятные условия бытия всей совокупности органоидов и обеспечивает жизнеспособность клетки в целом.

Это говорит о множественности форм органической жизни уровня клетки и органоидов в ту эпоху, когда элементы органической жизни стали отгораживаться от внешнего мира.

В борьбе за существование выжили объединенные сильнейшие формы жизни.

Чтобы познать происхождение современной клетки, нужно проследить ее эволюцию и эволюцию ее органоидов в борьбе с бесследно исчезнувшими формами жизни, а это невозможно.

В процессе жизнедеятельности клетка расходует те или иные содержащиеся в ней вещества.

Несмотря на то, что органоиды обладают относительной свободой внутри клетки и исполняют разные функции, химический состав и свойства клетки поддерживаются на относительно постоянном уровне.

Это говорит о хорошо организованной связи между активными и восстановительными процессами.

Биологи называют ее саморегуляцией и обоснованно считают, что она осуществляется путем химических воздействий, изменяющихся с изменением концентрации веществ.

Но нужно заметить, что система представлений химии дает не самый удачный способ описания процессов, совершающихся в клетке.

Механические представления дадут несравненно большую разрешающую способность.

Ведь «движение материи определяет все частные свойства вещества», как утверждал Ломоносов (основоположник физической химии, между прочим), и мы убедились в его правоте.

Клетку нужно рассматривать еще как колебательную систему, совершающую колебания в спектре собственных частот.

Тогда связи саморегуляции обнаружатся как реакция на изменение распределения амплитуд по спектру колебаний.

Обратимся теперь к понятию духа.

Расхождения в толковании понятия духа различными учениями и квазиучениями иногда столь велики, что эти толкования представляются с первого взгляда взаимно исключающими.

Вот примеры толкований.

Дух есть...

1.Тончайший субстрат с некоторыми признаками материи (древние греки).

2.Невещественное начало, синоним сознанию (современная философия, считающая себя материалистической).

3.То же, что и мышление, сознание (рационализм).

4.Синоним психики, а психика есть субъективный образ внешнего мира (психология).

5.Внутренний мир человека (новоевропейская философия).

6.Система развивающихся логических категорий (Гегель).

7.Воля, чувства, воображение, интуиция (иррационализм).

8.Целостность (романтизм).

9.Истинное начало, тогда как разум есть ложное, убивающее личность начало (экзистенциализм).

10. Метафизическое понятие, стоящее вне сферы научного исследования (неопозитивизм).

Большинство этих толкований выражает отношение учения к духу индивида.

Язык же не ограничивает понятия духа рамками индивида. Мы говорим: «дух нации», «дух стяжательства», «боевой дух армии».

По отношению к индивиду мы чаше применяем слово «душа».

Добавим к перечисленным толкованиям определение Аристотелем понятия души.

11. Душа есть активное целесообразное начало тела.

Сопоставление представлений древних греков (первый и одиннадцатый пункты) с представлениями современных толкователей обнаруживает снижение ясности понимания явления духа за последние два тысячелетия.

По-видимому, общественное сознание все еще не преодолело противопоставления материи и духа, насажденного религиозным мифом о том, как бог сотворил тело человека и вдохнул в него душу.

Этот же миф ограничивает мысли толкователей о духовности индивида.

В словаре Ожегова два первых значения слова «дух» и первое значение слова «душа» объединяют в себе все положительное содержание перечисленных толкований.

Дух.

1. Сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действия.

2. Внутренняя моральная сила.

Душа.

1. Внутренний, психический мир человека, его сознание.

В совокупности представленных толкований и значений наиболее общей чертой духа является то, что он побуждает к действиям.

Сознание, мышление, воля, чувства, воображение, интуиция — все это тоже может побуждать к действиям.

Но побуждение к действию не ограничивается этими явлениями психики, имеющими выход на сознание.

Многие из нас переживали такие моменты, когда мы сами не можем объяснить, чем мы руководствовались в своих действиях, хотя, как потом выясняется, совершали единственно верную последовательность действий.

Такие поступки можно приписать действию подсознания, условных рефлексов.

Есть еще безусловные рефлексы.

О действии, побужденном безусловным рефлексом, мы не всегда узнаем даже после его свершения.

Таковыми являются физиологические процессы.

Мы говорим «испустил дух» не тогда, когда человек потерял побуждения к действию и ведет себя апатично, а тогда, когда он скончался, когда побуждения к действию утрачены не только личностью, но и важнейшими органами жизнеобеспечения.

Отсюда само напрашивается общее определение духа:

Дух есть движущая сила жизни, проявляющаяся в согласованности жизненных процессов всех уровней.

Фактически это определение является дефиницией функции духа, не сообщающей образованному человеку ничего нового и не обозначающей конкретную объективную реальность, исполняющую эту функцию.

И ее нельзя обозначить, потому что дух есть понятие общее, а соответствующая ему объективная реальность в каждом случае конкретная.

Но и в конкретных случаях обнаружить материю духа не так просто или даже невозможно, ибо дух есть не форма существования материи, а отношения между формами существования.

Тем не менее, материальность духа не подвергается сомнению, как не подвергается сомнению материальность движения.

Материю духа можно искать в материи жизни, также как материю жизни мы находим в веществе и материю вещества в эфире или первоматерии.

Но нужно ли это делать?

Жизнь и дух не отделимы друг от друга.

Нет жизни без духа, как нет духа без жизни.

Попытка вообразить дух как таковой есть метафизика, порождающая представление о бесплотности духа и отражающая стремление субъекта понять, что вдохнул Господь в глиняное тело Адама.

В параграфе «Пространство и время» отмечено, что пространство является образом Тела Природы, а время — образом отношений между частями этого тела, выражающихся во всеобщей связи движений, совершающихся в Теле.

Следовательно, время есть дух Природы.

Можете называть его Святым Духом — это ему к лицу и не будет прегрешением против истины.

Итак, общие определения жизни и духа сошлись.

Жизнь есть совокупность активных и восстановительных процессов, не всегда строго различимых по этому признаку, а дух есть связи между этими жизненными процессами, обеспечивающие согласованное их протекание.

Каналы, по которым распространяются сигналы связи, не всегда очевидны.

Связи саморегуляции в клетке мы обнаружили во взаимодействии процессов, протекающих в каждом органоиде, с общим колебательным процессом в клетке.

Дух клетки состоит именно в этом взаимодействии.

Общий колебательный процесс клетки определяется не только собственными характеристиками клетки, но и внешними воздействиями на клетку.

По спектральному составу внешнего возмущения клетка определяет пригодность или непригодность приблизившегося к ней объекта в пищу и поглощает его, если он пригоден.

В этом примере восприятие внешних воздействий на общий колебательный процесс клетки проявляется как способность клетки к ощущениям, а переработанное духом клетки — в побуждение к действию, оно вызывает целенаправленную реакцию клетки.

Таким образом, предпосылки сознания существуют уже в клетке, нет только самого сознания.

Отметим также, что сфера проявления духа клетки не ограничена ее внутренним пространством.

20


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь