Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ



 

Сознанием называется способность человека воспринимать окружающую действительность, мыслить, принимать решения и определять свое отношение к действительности.

Считают, что человек обладает пятью внешними чувствами: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

При восприятии объекта каждое чувство доставляет сознанию свою часть информации об объекте, характеризующуюся полосой спектра частот взаимодействия объекта с органами чувств.

Такую частную информацию мы называем зрительным, слуховым и так далее образами объекта.

Совокупность этих чувственных образов складывается во внешний образ объекта.

Сигналы, поступающие от органов чувств, запоминаются только тогда, когда мы их внимаем, и в мере этого внимания.

Внимание проявляется в сопоставлении вновь поступающей информации с накопленной ранее информацией, благодаря чему информация систематизируется по содержанию. (Если вы при чтении поступаете не так, то запомните только, о чем вы читали, не усвоив сути.)

Меняя масштабы охваченной вниманием общности, мы обнаруживаем отношения частного и общего в иерархии форм существования и соединяем образы частных объектов в единый образ внешнего мира.

Кроме того, информация каким-то способом систематизируется по временному признаку, что позволяет сознанию отразить изменчивость всего сущего в Природе.

Чувственно воспринимаемый внешний образ объекта глубоко абстрактен.

Используя свой предшествующий опыт, сознание способно дополнить его многими чертами, не вошедшими в данное восприятие.

Например, наблюдая дыню, вы способны представить ее внутреннее строение, аромат и вкус на основе предшествующего опыта употребления дыни.

Именно этот, дополненный образ объекта называется субъективным образом объекта в сознании.

У каждого индивида он своеобразен, так как сформировался под влиянием чувственных личных восприятий.

Субъективность присуща и всему образу внешнего мира, но в меньшей степени, так как многие элементы индивидуального образа внешнего мира заимствуются из научного познания.

Головная часть мозга не изолирована от спинной, но связи между этими частями мозга каким-то образом ограничены, чтобы процессы сознания не мешали согласованной работе функциональных органов, а сигналы связи между органами не мешали сознанию.

Вполне возможно, что эта задача решается общей относительной заторможенностью (увеличенным сопротивлением межклеточных переходов) коры головного мозга, прерываемой локально обостренным вниманием.

При этом сигналы условных рефлексов беспрепятственно переходят в спинной мозг по причине проторенности путей и обостренности внимания, а из спинного мозга в головной проходят общий фон протекающих в нем процессов и в особых ситуациях сильные сигналы болевых ощущений.

Из сигналов спинного мозга складывается образ внутреннего мира.

Он не обладает той степенью конкретности, детализации, которая присуща образу внешнего мира, и отражается в сознании как общее самочувствие и эмоциональный настрой.

В конечном счете, сознание порождено в духе организма для того, чтобы оно, обладая знаниями о состоянии окружающей среды, направляло его деятельность по линии обеспечения отличного самочувствия и эмоционального настроя, не вмешиваясь, однако, в те функции, которые не относятся к его компетенции.

(Значит, наркотики губят организм уже тем, что создают видимость отличного самочувствия и эмоционального настроя.)

Из этого назначения сознания вытекает необходимость существования некого аналитического центра, обладающего способностью сопоставлять и запоминать отношения между образами внутреннего и внешнего миров (между эмоциями и сознанием), выбирать из памяти действие, которое при подобных отношениях дало положительный результат, и выдавать побуждение на исполнение выбранного действия, например, в форме желания.

Конечно, это еще не мышление, но это содержит элементы, необходимые для мышления.

Условные рефлексы обладают эффектом предвосхищения: при виде сахара активизируется работа слюнной и поджелудочной желез.

В этом обнаруживается способность духа предсказывать будущее, хотя и самое ближайшее, а также метод оценки будущего: благодаря зафиксированному в памяти предшествующему опыту, комплексная оценка надвигающейся ситуации появляется в виде ожидаемого образа внутреннего мира, совмещенного с настоящим образом мира внешнего, и поэтому реакция организма несколько опережает надвигающуюся ситуацию.

Ожидаемый образ уже появился — в этом и есть предсказание, оценка будущего.

Но оно может быть ошибочным, если субъекта, увидевшего сахар, отвлекут, и сахар не будет съеден.

Интересно: ситуация не состоялась, но успела оказать действие на организм субъекта, хотя и не в полной мере.

Результат такого мыслимого, но реально несостоявшегося действия может иметь далеко идущие последствия, вплоть до летального исхода.

Флобера, описавшего отравление мадам Бовари, пришлось самого лечить от отравления.

Известен эффект стигм.

Процесс предвосхищения в условном рефлексе тоже не есть мышление, но от него до мышления один шаг: нужно заменить предвосхищение рефлекса предвосхищением сознания.

Знание «повадок» внешнего мира и условий текущего бытия позволяет индивиду прогнозировать изменение ситуации на ближайшее время.

Учитывая в этом прогнозе варианты своих возможных действий, индивид выбирает то из них, которое приводит к наиболее благоприятному ожидаемому результату.

Выбор делается на основе накопленных в памяти индивида стандартных решений, обеспечивающих благоприятное изменение самочувствия и эмоционального настроя в похожих ситуациях, и происходит без обращения к объективному духу.

Проникновение в объективный дух, как в случае с Флобером, происходит в специальных ситуациях, когда мыслящий человек хочет прочувствовать изменения самочувствия и эмоционального настроя, вызываемые предполагаемым действием, и, напрягая внимание, растормаживает переход между сознанием и объективным духом.

В обычных ситуациях этого не требуется, организм удовлетворяется выбором благоприятного решения.

Таким образом, мышление есть высшая форма приспособления организмов к изменяющимся условиям бытия.

Некоторым такое определение функции мышления покажется излишне приниженным.

Действительно, современное мышление человека многократно превосходит обычные потребности в выборе решения, способно мыслить впрок, заготавливать такие решения, потребность которых не просматривается в обозримом будущем.

Оно оперирует далекими от интересов обычного человека понятиями и исследует не относящиеся к его бытию явления.

Но все это делается для развития базы мышления.

Выбор решения, описанный выше, составляет только первый шаг мышления, освещающий ситуацию в самом ближайшем будущем.

Чтобы заглянуть в более отдаленное будущее, нужно применить к полученной первым шагом мысленной ситуации подходящее стандартное решение, получить новую мыслимую ситуацию и продолжать шаг за шагом подобным образом переходы к все более отдаленным в будущее мыслимым ситуациям до выхода на относительно устойчивую благоприятную мыслимую ситуацию.

Повторив такую процедуру по нескольким каналам от исходной ситуации, индивид выбирает наиболее благоприятную последовательность действий.

Каждый шаг мышления совершается путем операций над образами предметов, явлений и причинно-следственных связей, а весь процесс мышления выступает как проигрывание пробных мнимых действий в субъективном образе реального мира с целью выбора наиболее благоприятного плана реальных действий.

Из сказанного ясно, что мышление совершается как процесс в субъективном образе внешнего мира, предвосхищающий вероятный процесс действительного мира.

Исполняя выбранный план действий, человек превращает вероятное действие в действительность.

Однако действительность будет лишь в той степени соответствовать предвосхитившей её мыслительной копии, в какой субъективный образ внешнего мира верно и целостно ее отражает.

Без целостного понимания природы мышление наталкивается на разрывы, преодолеть которые оно не в состоянии.

А мы еще только вырабатываем это целостное понимание.

Как могут мыслить люди в условиях отсутствия целостного понимания Природы?

Современный человек решает эту проблему условным целостным мировоззрением.

Обнаруживая расхождения действительности от предсказаний мышления, он совершенно справедливо объясняет их неполнотой своих знаний, наличием в природе еще не раскрытых им причинно-следственных связей и явлений.

Для преодоления этой неполноты ему приходится домысливать недостающую действительность, делать предположения и догадки, согласующиеся со сложившимся в его сознании образом внешнего мира.

Так складывается условное целостное мировоззрение — система представлений, отличающаяся от его субъективного образа внешнего мира только его дополнением домысленными образами до целостности.

Нередко сформировать правдоподобную версию домысленного образа не удается.

В таких случаях индивид заполняет просвет либо пониманием того, что на этом участке отношения еще не вполне ясны (правильное решение), либо прибегает к универсальной версии «все от бога».

Эти наполнения, придающие целостности мировоззрения условный характер, будем называть узлами целостного мировоззрения.

Домысленные образы заполняют память, как и образы реального мира, и со временем становятся неотличимы от них (но не узлы).

На первых порах мировоззрение субъекта изменчиво.

Оно совершенствуется путем корректировки домысленных положений при критическом сопоставлении результатов мышления с действительностью и в общении людей.

Но постепенно все большее число не встретивших однозначного критического отрицания домыслов входит в привычку и закрепляется в мировоззрении в титуле и вместе с тем все труднее становится корректировать иные домыслы так, чтобы целостность системы представлений не нарушалась.

По этой причине наступает устойчивое состояние мировоззрения — состояние, при котором индивид не воспринимает даже фактов, не укладывающихся в его мировоззрение, квалифицируя их как недоразумения.

Горе тому, чье мировоззрение впитало в себя множество ложных домыслов.

Мышление выдает ошибочные решения.

Это приводит к отрицанию «виновных» образов.

Мировоззрение сужается.

Индивид прибегает к упрошенным формам мышления, способным решать задачи самого ближайшего будущего.

Про такого мы говорим: «Дальше своего носа не видит».

У него возникает множество проблем быта и общения.

Все получается «не так, как у людей», но виноват в этом кто угодно, только не он.

Он всегда считает себя правым, потому что все, что он говорит и делает, согласуется с его «незыблемым» мировоззрением, а советы ближних, неукладывающиеся в его мировоззрение, воспринимает как оскорбления глупцов.

С накоплением общечеловеческих знаний, расширением образования и массовой информации, когда они доставляют массам действительные знания, содержание домыслов в субъективных мировоззрениях индивидов, вообще говоря, уменьшается.

Индивидуальные мировоззрения новых поколений людей содержат все меньше субъективных образов и все более верно отражают действительность.

Можно сказать, что сознание развивается от эмоций через веру к знанию.

Соответственно, изменяются и формы мышления.

Но, как показывает практика, новые формы мышления не отменяют старых, а сокращают поле их применимости.

Старые формы отмирают постепенно, иногда вновь оживляясь.

Вообще говоря, форма мышления развивается непрерывно, но некоторые характерные приемы мышления позволяют выделить из этого непрерывного развития соответствующие им этапы.

Выполним это выделение, соизмеряя с практикой мышления.

Эмоциональное мышление — простейшая форма мышления, появляющаяся на начальном этапе эволюции сознания, когда образ внешнего мира еще не сформировался в систему, отражающую причинно-следственные связи, а мировоззрение отсутствует.

В выборе решения индивид опирается на эмоциональную оценку ситуации, учитывая роль тех обстоятельств внешнего мира, которые вызывают наибольшее раздражение.

Решение появляется в готовом виде, без осознанных промежуточных операций.

От условного рефлекса отличается тем, что реакции предшествует ее образ в сознании: «Холодно, пододвинусь к костру».

Проявляется: у детей в период становления сознания; в толпе, когда индивид не знает, чего хочет; во время паники; у индивидов с поврежденным мировоззрением.

Сюда же причисляют себя экзистенциалисты (параграф 18 пункт 9).

Следующей ступенью является эмоционально-демагогическое мышление.

При этом мышлении решение принимается сначала эмоционально, как догадка, а затем пристрастно обосновывается односторонне подбираемыми аргументами.

Пристрастность порождается стремлением сохранить догадку, и это стремление и уверенность в справедливости догадки усиливаются с увеличением числа подтверждающих догадку аргументов (проторение путей).

Происходит самовнушение, принимающее нередко форму коллективного самовнушения.

К этому методу мышления прибегают в тех случаях, когда принять решение необходимо, а в мировоззрении не находится ясных образов, позволяющих получить однозначное решение.

В настоящее время этот метод наиболее распространен и применяется чаще всего по привычке.

Особенно наглядно негативные черты этого метода обнаруживаются в дискуссии двух спорщиков, каждый из которых приводит доводы в пользу своего мнения и против мнения оппонента, не вникая в смысл доводов противной стороны.

Предмет дискуссии уже забыт, а дискуссия все более разгорается и перерастает в склоку: спорщики выясняют, кто из них умнее, и оба остаются в заблуждении относительно своих умственных способностей.

Коллективные обсуждения протекают более «цивилизованно».

Выступающие говорят каждый о своем, а в конце собрания зачитывается заранее заготовленное решение.

Оно и принимается с мелкими поправками, создающими видимость коллективного творчества.

В физике эмоционально-демагогическое мышление нашло особо широкое применение в первой половине XX века.

«Шедевром» эмоционально-демагогического творчества является теория относительности, составляющая в своей целостности отработанную систему внушения мистических представлений автора.

Рассудочное мышление — это мышление в форме процесса, имитирующего процесс природы путем проигрывания пробных мнимых действий в целостном мировоззрении, описанное несколько выше.

Оно свойственно индивидам, обладающим здоровым целостным мировоззрением, содержащим относительно мало ложных домыслов.

Узлы мировоззрения являются препятствием для рассудочного мышления, поэтому его применимость ограничена областью мировоззрения, расположенной между двумя смежными узлами.

Классическая наука широко пользовалась рассудочным мышлением и получила с его помощью выдающиеся результаты.

Диалектическое мышление — это мышление будущего, основанное на целостном понимании природы.

Научное мировоззрение постепенно (с переменным успехом) освобождается от домыслов и узлов.

В конечном итоге, это должно привести к перерождению мировоззрения в целостное «понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений», и превращению рассудочного мышления в диалектическое, способное давать однозначные ответы на все без исключения вопросы, возникающие перед человечеством.

Широкое распространение диалектического мышления, опирающееся на всестороннее образование и воспитание каждой личности, приведет к установлению прочного единства общества, основанного на одинаковом понимании текущей действительности и путей перехода в предпочтительное будущее все более увеличивающимся числом членов общества.

Распространение диалектического мышления на большинство общества будет означать приход человечества к разуму.

До этого момента называть человеком разумным биологический вид, к которому принадлежит человечество, преждевременно.

В изложенной последовательности выделенные формы мышления образуют неразрывную картину развития мышления, совершающегося параллельно развитию сознания как способности к мышлению.

Обозначенные выше границы между формами мышления условны, и поэтому не удивительно, что в разных ситуациях индивид может пользоваться разными формами мышления.

Из этого ряда якобы выпадает возводимое современными философами в ранг «высшей ступени познания человеком объективного мира» так называемое абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений.

Что это за мышление, познающее объективный мир в отрыве от него?

Не умея абстрактно мыслить, попробуем связать эти выражения с объективной реальностью.

Понятиями оперирует теоретическое мышление, следовательно, речь идет о теоретическом познании.

Познается объективный мир, значит, теоретическую физику можно подозревать в причастности к этой ступени познания, но, несомненно, не ее одну.

Задача теории состоит в том, чтобы на основании частных эмпирических данных устанавливать общие количественные и качественные закономерности, превращая дискретное знание в непрерывное понимание.

Непрерывное понимание порождает потенциал скрытого знания, поэтому не удивительно, что теории могут предсказывать какие-то события, явления или формы существования.

Так, Леверье предсказал открытие Нептуна, а Дирак — позитрона.

Такие предсказания любят называть «открытием на кончике пера».

Но называть теорию «высшей ступенью познания объективного мира» допустимо только тогда, когда каждый вывод теории равносилен эмпирическому факту, что доступно только диалектическому мышлению.

До перехода к диалектическому мышлению решающее значение в установлении истины всегда остается за экспериментом.

Как соотносятся теория и эксперимент в современной физике?

Основные силы современной теоретической физики сегодня заняты, в основном, в двух направлениях.

Направление в микромир развивает теории материи и взаимодействий, а направление в мегамир исследует процесс так называемого Большого взрыва в самые первые мгновения.

Оба направления ложны, мы убедились в этом в предшествующих параграфах.

Но оба этих направления не подконтрольны эмпирике, и теперь теория свободно развивает систему своих измышлений.

Это бесконтрольное измышление, часто прикрытое тогой математической строгости и поэтому объединяющее в себе признаки эмоционально-демагогической и рассудочной форм мышления, и есть абстрактное мышление.

Оно тоже является образным мышлением, но совершается в образе не реального, а произвольно вымышленного мира, можно сказать, во вселенной искаженных связей.

После всего сказанного здесь о сознании невозможно более увиливать от признания материальности духа.

Проторенные пути памяти изменяют форму существования соответствующей части мозга, а операции мышления возбуждают в ней специфические формы движения, которые, несомненно, должны быть отнесены к СВД духа.

Значит, дух есть одна из форм существования материи.

СВД духа является элементом единого процесса природы, реагирует на внешние воздействия и оказывает свое воздействие на смежную материю по тем же самым законам, что и всякая другая форма существования материи.

В предсказательной функции мышления нет ничего сверхъестественного.

Это просто опыт, учитывающий опережающую информацию органов чувств.

Вы убрали камень с тропинки, чтобы не споткнуться об него в следующий раз, при чем здесь провидение?

И даже тогда, когда вы сами не знаете, почему вы так поступили, этот поступок тоже побужден вашим опытом или опытом предков, хранящимся в подсознании.

 

 

23


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь