Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Становление сознания начинается до момента рождения ребенка, но не ранее того, когда у него сформируется центральная нервная система. Этим не отрицается наличие наследственных черт сознания. Наследственные связи в сознающей части мозга, несомненно, есть. Например, связи органов чувств и управления мышлением. Совокупность наследственных связей сознания составляет «рельеф», на котором происходит становление сознания и который определяет скорее общность черт сознания индивидов, чем их индивидуальность. В большей мере на индивидуальные черты сознания могут оказать самые первые образы, формируемые еще в чреве матери. Можно предполагать, что формирование таких образов происходит не только в результате проявления активности собственных органов чувств плода, но и путем индуктивной связи слухом матери, и это ко многому обязывает. Первые дни и недели после рождения тоже имеют огромное значение в становлении личности, но именно в это время мы более беспокоимся о теле, а не о душе ребенка, особенно в роддоме. Каждый новый шаг в развитии сознания совершается от достигнутого уровня, каждая новая связь проторяется под влиянием уже существующих связей. Каждый совершенный поступок и даже мысль о поступке оставляют след, и в следующий раз личность легче решится на подобный поступок и пойдет дальше, если ближайший результат поступка не окажет на проторенную связь сильного отрицающего воздействия. Процесс проторения связей уподобляется процессу растекания воды: где прошла струйка, там промоется русло. Чтобы остановить поток вредного направления, нужно перекрывать исток этого направления, а не частный рукав. Близкие могут вмешиваться в процесс становления личности; это вмешательство является одним из элементов условий бытия личности и называется воспитанием. Однако решающим фактором развития личности является общественное сознание, поскольку общество с детства является главнейшим условием бытия личности. Разные условия бытия могут сотворить из ребенка и гения, и недотёпу. Поэтому, если у вас родился здоровый ребенок, вы родили гения. Теперь ваша задача не погубить его гениальности и не позволить сделать это другим. Однако решить эту задачу можно, только управляя всеми условиями бытия личности в процессе ее становления, а на это способно только общество, заинтересованное в том, чтобы все его члены сохранили прирожденную гениальность. Такое общество возможно, и когда-нибудь оно обязательно сформируется. Его сформируют люди, осознавшие, что гениальность является нормальным состоянием человека, при котором достигается наивысшая эффективность его труда на любом участке общественного производства, а не только на выделенных специально для гениев его участках. Чем бы ни занимались Менделеев, Пушкин, Ломоносов, Леонардо да Винчи, Архимед, у них всегда все получалось на высшем уровне. Гении не всезнайки. Просто они умеют быстро входить в проблему и находить самые эффективные пути ее решения. Это значит, что они обладают здоровым мировоззрением, и нет причин бояться изобилия гениев в обществе. Марксово предсказание о «всестороннем развитии личности в коммунистическом обществе» — это и есть утверждение о всеобщей гениальности людей этого общества. Учитывая обыденность гениальности в этом обществе, можно просто сказать, что коммунизм будет обществом разумных людей. Естественно ожидать, что отношения между людьми в этом обществе будут строиться на принципах разума. Но тут мы наталкиваемся на необходимость четкого определения понятия «разум», ибо в период становления капиталистических производственных отношений они тоже объявлялись буржуазией как отношения на принципах разума. Не удовлетворяет нас и словарное значение разума как «способности логически и творчески мыслить», так как нам теперь известно, сколько вздора натворила логика абстрактного мышления в физике. Дадим разуму такое определение: разум есть способность к такому мышлению, выводы которого остаются верными на все последующие времена. Из сказанного выше ясно, что такой способностью обладает только диалектическое мышление на дедуктивном этапе познания.
24 ОБЩЕСТВО
Мы уже начали оперировать понятиями обществоведения, не определившись еще с понятием самого общества. В дальнейшем будем понимать общество как высшую из существующих в настоящее время на Земле форм организацию жизни. В этом понимании общество предстает как организованная жизнь людей подобно тому, как сами люди представляют организованную жизнь клеток. Аналогия, конечно, не полная, но она позволяет проследить общность и особенность законов организации жизни на разных ее уровнях. Всякая форма существования жизни обладает телом и духом. Телом называется совокупность вещественных форм существования, в которых согласованно протекают процессы жизнеобеспечения. В обществе в этот процесс вовлечены сами люди, а также поля, заводы, рудники, электростанции и другие средства производства. Значит, тело общества — это нечто большее совокупности людей, объединившихся для совместного бытия. Маркс назвал это производительными силами. Отношения между участниками производства Маркс назвал производственными отношениями. Теперь мы знаем, что производственные отношения, понятые в самом широком смысле, являются духом, движущей силой жизни общества. Во времена Маркса этого не знали, но это не помешало Марксу и Энгельсу построить целостную теорию общества путем диалектического исследования производственных отношений. Мы не будем конспектировать здесь исторический материализм, а обратим внимание на ошибку в исходной позиции Маркса и попытаемся оценить влияние этой исходной ошибки на заключительные выводы теории. Ошибочна первая, подчеркнутая часть утверждения: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». В этой формулировке сознание излишне жестко противопоставлено бытию, что соответствует дуалистическому мировоззрению того времени. Но теперь мы знаем, что дух материален, что сознание является частью бытия и оказывает свое влияние на остальные элементы бытия человечества. Несомненно, что условия бытия людей устанавливает природа. Но люди, обладающие сознанием, имеют возможность ограниченного выбора условий бытия и изменения ближайших условий бытия, например, разведением костра в пещере или электрификацией городского быта. Развитие производительных сил общества без участия сознания трудно вообразить. По-видимому, и сам Маркс предполагал возможность изменять бытие путем воздействия на сознание, коль скоро всю свою жизнь отдал именно этому делу. Кратко свою позицию Маркс излагает в предисловии к «К критике политической экономии». «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке...» «Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества...» «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества». Ключевым положением этой позиции является утверждение: эпоха социальной революции наступает тогда, когда производительные силы общества приходят в противоречие с отношениями собственности. Несомненно, что это утверждение соответствует истине. Но истина в нем освещена односторонне, с той стороны, с которой роль общественного сознания осталась в тени. Исследование экономических производственных отношений привело Маркса к выводу, что коренным противоречием капиталистического общества, в котором все продается и все покупается, включая рабочую силу, является противоречие между общественным характером производства и капиталистическим способом присвоения. Трудящиеся отчуждены от продукта своего труда. Они вынуждены продавать единственное, чем они располагают — свою рабочую силу, и покупать произведенные ими же товары по цене, увеличенной на прибавочную стоимость. Стихия рыночных отношений порождает кризисы перепроизводства, в результате которых спрос на рабочую силу уменьшается, а прибавочная стоимость растет. От кризисов страдают и трудящиеся, и многие капиталисты, предприятия которых объявляются банкротами. Капитал концентрируется в руках малочисленной группы сверхбогачей, что приводит к дальнейшему обобществлению производства и усугублению противоречия между трудом и капиталом, которое может разрешиться только путем такого переворота экономических общественных отношений, который приведет способ производства, присвоения и обмена в соответствие с общественным характером средств производства. Пределом обобществления производства является переход средств производства во владение коллективному капиталисту — буржуазному государству. «Государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения...» «Заставляя все более и более превращать в государственную собственность крупные обобществленные средства производства, капиталистический способ производства сам указывает путь к свершению этого переворота. Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства, прежде всего, в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство как государство...» Так вкратце выглядит картина развития общества, основанная на отрицании роли сознания в этом развитии. Но в этом же тексте, в промежутке между двумя последними закавыченными выдержками, оговорено условие подключения сознания к общественному процессу. Оно заслуживает внимания. «Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей». (Изложено и цитировано по работе Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке»). Последнее условие по-новому освещает исходную позицию марксизма об отношении сознания к бытию. Оказывается, общественное сознание до тех пор не определяет бытия, пока оно отражает бытие не в той полноте, которая позволяла бы выдавать верные решения, направленные на изменение общественного бытия в нужную сторону. При достаточно развитом общественном сознании общество получает возможность сознательно и целенаправленно управлять своим бытием. Субъективное сознание индивида является продуктом всего его предшествующего бытия, также как общественное сознание — продуктом бытия общества. Следовательно, развивающееся сознание отстает от развивающегося бытия. Но сознание способно путем мышления заглянуть в будущее, и это значит, что общественное сознание тогда способно управлять бытием, когда горизонт его эффективного мышления выходит за пределы текущего бытия. Значит, по этому горизонту развивающее сознание способно опережать развивающееся бытие. И это опережение делает возможным и неизбежным эволюционное приближение общества к коммунизму в процессе развития общественного сознания. Под общественным сознанием понимается то общее содержание субъективных мировоззрений большинства членов общества, в рамках которого мышление приводит этих индивидов к одинаковому решению. Субъективное мировоззрение практически всегда позволяет мышлению индивида выйти за пределы текущего бытия, но когда при этом оно переступает и пределы общественного сознания, решения разных индивидов получаются различными. При этом действия множества индивидов, руководствующихся каждый своим субъективным мировоззрением, складываются в слепое, разрушительное действие общественных сил, о котором говорит Энгельс. Когда же горизонт общественного сознания опережает общественное бытие и становится основой сознательного управления им, появляется возможность целенаправленного параллельного развития общественного бытия и сознания в согласованном их взаимодействии. Процесс развития при этом ускоряется. Но когда речь идет о классовом обществе, нужно учитывать классовый характер сознания. И тут очевидно, что сознание правящего класса обладает большими возможностями влиять на общественное бытие и через его посредство на общественное сознание, чем класса трудящихся. И здесь есть над чем подумать. Прошло полтора века с момента зарождения материалистической теории общества. Теперь мы знаем, что общество развивалось не вполне так, как предсказывала теория. Из этого следует только тот вывод, что теорию нужно совершенствовать на основе новых научных и исторических данных. По-видимому, именно так относились к марксизму и Энгельс, и Ленин, заявлявшие что «марксизм не догма, а руководство к действию». Неполнота формулировки исходного положения об отношениях между бытием и сознанием для Ленина была очевидной, но, не желая подрывать доверие единомышленников к марксизму, он не концентрировал на ней их внимание, а пытался расширить ее ясными замечаниями к месту. Вот три широко известных замечания: «За пределами гносеологических исследований, оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой». «Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его». «Лишь тогда, когда "низы "не хотят старого, а "верхи" не могут» (жить и управлять) по-старому, лишь тогда революция может победить». Но в современном марксизме-ленинизме почему-то догматически совмещаются и излишне жесткое противопоставление сознания бытию в исходной позиции Маркса, и эти положения Ленина. Попробуем выработать собственные представления о путях развития общества, приложив к достижениям марксистской теории общества понимание роли сознания во взаимоотношениях людей, не претендуя на строгое соответствие выработанных представлений истине и надеясь, что это поможет преодолеть затянувшийся застой в теории общества. Благополучие общества и всех его членов в огромной степени зависит от того, насколько согласованы действия всех членов общества в процессе общественного производства. Поступки людей направляются мышлением, а результат мышления определяется мировоззрением (и условиями бытия). Поэтому необходимым условием благополучия становится сглаживание различий субъективных мировоззрений (и условий бытия) членов общества, позволяющее им объединиться в общественное мировоззрение, не содержащее антагонистических противоречий. Чтобы обеспечить развитие общества, общественное мировоззрение должно само непрерывно развиваться, все более достоверно отражать действительность. Все, что объективно необходимо, обязательно появляется в природе. Появляются и развиваются разнообразные средства единения и развития мировоззрения. Первыми еще в стадный период возникают языки мимики, жестов, звуков. У человека главным средством общения и единения мировоззрения становится речевой язык (далее — просто язык). Язык вмещает в себе накопленный опыт предков и современников и становится непрерывно развивающейся формой общественного сознания, скорее, даже мировоззрения. Именно это его качество мы использовали при уяснении понятий пространства и времени и особенно жизни и духа. Таким же образом подсознательно каждый член общества набирается мудрости, черпая ее из языка в речевом поле общества. Существуют и другие каналы накопления знаний личностью, в частности, личный опыт и наблюдение действий более опытных людей, но при этом всегда в той или иной форме воспринимается опыт предшествующих поколений, например, в форме используемых приемов труда. В этом обнаруживается распространение действия биогенетического закона и на область сознания: процесс становления сознания личности кратко повторяет процесс становления общественного сознания человека как вида, хотя гены к этому процессу не имеют отношения. (Стоит задуматься, действительно ли гены так жестко определяют наследственность, как это трактуется генетиками, или же убеждения генетиков являются плодом абстрактного мышления, проникшего в эту науку. Мои сомнения основываются, конечно же, на незнании, но я знаю, что эта проблема многократно сложнее проблемы строения материи, в которой так запуталась теоретическая физика.) С другой стороны, глубокая связь сознания и мировоззрения личности с общественным сознанием и мировоззрением обнаруживает общественную природу личности. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы