Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Условия возникновения и становления опыта



Дошкольное воспитание

Тема опыта: «Моделирование загадок как средство развития речевого словесного творчества старших дошкольников»

Автор опыта: Борзилова Наталья Викторовна , воспитатель МДОУ «Детский сад№ 3» п. Ракитное Белгородской области.

Рецензенты:

Терехова С.Е., доцент кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», к.п.н.

Белова О.В., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО».

I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Опыт работы по теме «Моделирование загадок как средство развития речевого словесного творчества старших дошкольников» формировался в условиях дошкольного образовательного учреждения, расположенного в центре поселка Ракитное в благоприятном социальном окружении. Близко к детскому саду расположены Ракитянская детская библиотека, Дворец культуры «Молодежный», муниципальное бюджетное образовательная организация дополнительного образования «Ракитянская детская школа искусств имени В.П. Рудина», муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «РакитянскийДом детского творчества». С детским садом они сотрудничают на договорной основе. В этих организациях работают кружки и студии, которые посещают дошкольники. Дети участвуют во многих смотрах, конкурсах и фестивалях, связанных, в том числе, и со словесным детским творчеством. Но задачи обучения речевому словесному творчеству решаются в систематической и планомерной образовательной работе с детьми пяти-семи лет в старших группах дошкольного учреждения. 

Началом работы по теме опыта стал анализ результатов первичной диагностики в 2012 году по оценке степени сформированности речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста по методике диагностика «Путешествие по Стране Правильной Речи» (диагностическая тетрадь).Авторы диагностики: О.Н. Сомкова, З.В.Бадакова, И.В. Яблоновская (приложение №1). Диагностика предусматривала выполнение упражнений: «Творческие речевые умения» - упражнение №21, «Объем литературного опыта» - упражнение №20. Во время проведения диагностических мероприятий велись протоколы обследования и заполнялись диагностические таблицы (приложение №2). Анализ диагностических таблиц показал, что на начало 2012-2013 учебного года по результатам двух упражнений высокий уровень сформированности навыков речевого словесного творчества был диагностирован у 15,9% дошкольников. Что означает, что эти дети с удовольствием отгадывают загадки, самостоятельно и легко сочиняют оригинальные образно-организованные загадки. Средний уровень сформированности такого речевого навыка отмечен у 52,4% обследуемых. У 31,7% старших дошкольников этот уровень оказался низким. Эти воспитанники не проявляют интереса к творческим заданиям, не умеют придумывать загадки, отказываются их отгадывать.

Анализ результатов первичной диагностики оценки сформированности навыков речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы

Актуальность опыта

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования перечислены структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей, или образовательные области. Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя следующиенаправления образовательной деятельности: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной литературой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого словесного творчества.

Детское словесное творчество, как вид детского творчества, представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы), что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой, путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Более сложным для дошкольников является процесс составления загадок. Как видим, работа с загадками чаще всего не опирается на наглядность, поэтому не всегда бывает эффективной.

Отсюда возникает основное противоречие между необходимостью решения задач развития речевого словесного творчества и невозможностью её решения только словесными методами и приемами.

Одним из способов разрешения этого противоречия и для решения задач развития речевого творчества старших дошкольников автор опыта использует технологию, предложенную кандидатом педагогических наук, преподавателем Петрозаводского педагогического университета Аллой Александровной Нестеренко и апробированную в начальных классах и детских садах города Петрозаводска. Технология представляет собой использование в определенном порядке моделей по составлению загадок.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой игр, игровых упражнений и заданий по составлению загадок, разработанных А.А. Нестеренко в системе развития речевого словесного творчества старших дошкольников. Предложенная автором опыта система организации образовательных мероприятий может включаться в общую систему работы по речевому развитию старших дошкольников, являться частью досуговых мероприятий, в том числе и с участием родителей или воспитанников других групп.

Теоретическая база опыта

Речевое словесное творчество – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Трудности развития речевого словесного творчества обусловлены многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления, восприятия, воображения), малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т.д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области слова. Автор опыта считает, что одним из перспективных направлений в обучении речевому словесному творчеству является составление загадок.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Загадки оставляют уму ребенка полезные упражнения». Современные исследователи подтверждают слова русского педагога и писателя и доказывают, что разгадывание и составление загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

Проблемы развития речевого словесного творчества у дошкольников представлены в исследованиях: Е. Е. Кравцовой, которая доказывала влияние детского словесного творчества на развитие творческого воображения детей»[9]; О.Н. Сомковой, изучающейформирование творческих умений у старших дошкольников в процессе освоения художественных речевых образов [5].

 В своих исследованиях О.Н. Сомковауказывает: «Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления»[5].

В процессе работы над опытом были изучены работы Ю.Г. Илларионовой, Н.Е. Водовозовой. Предметом их исследований являлось обучение дошкольников загадыванию и отгадыванию загадок. О значении загадок в образовательной деятельности с дошкольниками Ю.Г. Илларионова пишет: «Под влиянием загадок у детей складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Загадки успешно развивают мыслительные способности дошкольников» [7].

Важными для опыта были современные исследования по проблеме использования моделирования в построении образовательной деятельности с дошкольниками. В них доказывается, что методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного) являются одними из самых эффективных методов обучения. Моделирование исключает формальную передачу знаний, изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста. Метод моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия. Л. А.Венгер писал: «Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах».

В опыте использовались исследования А.А. Нестеренко, которая предлагает для развития речевого словесного творчества дошкольников и младших школьников использовать элементы теории решения изобретательских задач или ТРИЗ[8]. А.А. Нестеренкопишет, что человек должен уметь решать широкий спектр задач, которые ставит перед ним жизнь. Как правило, большинство этих задач - открытого характера. Они не имеют контрольных готовых решений. Человек должен уметь увидеть проблему, сформулировать задачу, решить её с максимальной выгодой для себя и окружающего мира. Исследователь считает, что дошкольный возраст - период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. А цель обучения дошкольников - формирование способов познания и преобразования объектов окружающей действительности на основе чувственного познания (каналов восприятия). В основе обучения - сенсорное воспитание.Создание творческого продукта в дошкольном возрасте базируется на процессах познания и преобразования объектов через оперирование многообразием их свойств (признаков).

На основе этой теории А. А. Нестеренко разработана технология обучения детей составлению загадок на основе моделей. В работе «Формирование навыков творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством отсм-триз-ртв-технологий» она пишет: «Модель строится для практического использования. Не бывает моделей плохих и хороших, бывает некорректное их использование. Если она помогает решить задачу или достичь нужного результата, то модель хороша. Если нет, то её надо менять»[15].

Автором опыта изучены методические рекомендации и практический материал по апробации этой технологии в начальных классах и детских садах города Петрозаводска [7].

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в применении в условиях дошкольного образовательного учреждения технологии обучения составлению загадок на основе моделей, разработанной А.А. Нестеренко для развития словесного творчества старших дошкольников.

II . Технология опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является обеспечение положительной динамики уровня сформированности речевого словесного творчества через использование технологии моделирования загадок. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме использования моделей составления загадок в развитии речевого словесного творчества старших дошкольников;

- систематизировать диагностические материалы по теме опыта;

- организовать первичную диагностику старших дошкольников по оценке сформированности речевых навыков детского словесного творчества;

- организовать образовательную деятельность по использованию моделей составления загадок в развитии словесного речевого творчества старших дошкольников;

- отслеживать результаты образовательной деятельности с использованием моделей составления загадок в развитии словесного речевого творчества старших дошкольников.

Эти задачи решались на разных этапах работы над опытом.

Первый этап. На этом этапе решались задачи по изучению теоретической и методической литературы по проблеме использования моделей составления загадок в речевом развитии старших дошкольников.

Автор опыта использовал в работе по развитию навыков речевого творчества игровые и словесные формы. Анализ результатов первичной диагностики детей на начало 2012-2013 учебного года показал, что у старших дошкольников слабо развиты навыки речевого словесного творчества. Поэтому автором опыта было принято решение использовать не только традиционные методы, но и более современные, в частности моделирование. Наиболее результативной для этого оказалась технология А.А. Нестеренко. В ней одним из эффективных методов обучения речевому словесному творчеству считается использование моделей при составлении загадок. В примерной основной образовательной программе «Детство», с учетом которой организована образовательная деятельность в группе, где формировался опыт, указана цель работы над обучением составлению загадок: развитие речевого творчества старших дошкольников.

Таким образом, были определены задачи для организации образовательной деятельности по обучению навыкам речевого словотворчества с использованием загадок.

На втором этапе, опираясь на классификацию детских сочинений, описанную в исследованиях О.С.Ушаковой, Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова  и др., была разработана схема организации работы по обучению речевому словесному творчеству с дошкольниками. Она представлена на рис. 1

Рис. 1 Схема организации работы по развитию речевого словесного творчества старших дошкольников

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

¾ обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

¾ обогащение и активизация словаря;

¾ формирование умения детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

¾ формирование правильного понимания детьми задания «придумать».

В формировании детского словесного творчества выделяются три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта: организуются наблюдения, влияющие на детское творчество, дети учится образному видению окружающего. На этом этапе очень важна роль детской литературы.

Второй этап - собственно процесс речевого словесного творчества (возникает замысел, мотивация, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумывание загадок, использование творческих заданий). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выбору слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие), анализ результатов творчества взрослыми, их заинтересованность.

Так как сочинение загадок является одним из направлений деятельности педагога по обучению навыкам словесного творчества старших дошкольников, то работа также включает три вышеперечисленных этапа.

 При этом обучение детей составлению загадок начинается с составления загадок по картине или по игрушке. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок заключается в следующем:

¾ выбор объекта на картине;

¾ выбор модели загадки;

¾ подбор характеристик и сравнение с другими объектами;

¾ выбор наиболее удачных сравнений;

¾ связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не»;

¾ выразительное чтение загадки.

Обучение составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку)к активному (ребенок самостоятельно составляет загадку). Алгоритм мыслительных действий сохраняется как на полуактивном, так и в активном этапе.

Чтобы составить загадку по картине (игрушке), необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форму, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Признаки предметов лежат в основе трех основных моделей, предложенных А.А. Нестеренко. Рассмотрим методику организации образовательной деятельности с каждой моделью.

Модель 1. Какой? Что бывает таким же? Знакомство с моделью идетследующим образом:

- вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки;

- предлагается детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. «Что бывает таким же?»

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Эти определения записываются в левой части таблицы друг под другом. Затем просят детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и записывают их в правой части таблицы.

К примеру, составим загадку о вишне.

Какой? Какая? Что бывает таким же?
Красная Кровь
Сладкая Сахар
Сочная Арбуз
Блестящая Огоньки

 

После заполнения таблички воспитатель читает загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про вишню:

Красная как кровь,

Блестящая, но не огоньки.

Сладкая как сахар,

Сочная, но не арбуз.

Автор опыта считает, чтоцелесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую произвольную память. Ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели «Какой? – Что бывает таким же?» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки составляются и на основе «занижения» свойств объектов (к примеру, самовар тусклый, как нечищеные ботинки), и на основе их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2 Что делает? Что (кто) делает так же?

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица. Она постепенно заполняется (сначала в левой, а в потом в правой части).Рассмотрим пример составления загадкипро ежика.

¾ Что делает ежик?- пыхтит, собирает, семенит.

¾ Пыхтит как кто или что? - пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»), пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

¾ Собирает как кто или что? - собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»), собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

¾ Семенит как кто или что? - семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»), семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее предлагается составить загадку в целом, используя связки «как», «но не». К примеру, составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «пыхтит как новенький паровозик; собирает как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить». К примеру, составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит как старый гном».

Модель 3. На что похоже? Чем отличается?

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Рассмотрим примерсоставления загадки про гриб.

¾ На что похож гриб? – На мужичка.

¾ А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.

¾ Еще на что похож? – На дом, но без окон.

¾ А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

По окончании работы над любой из моделей проводится выразительное чтение загадки. Параллельно организуется работа, направленная на формирование и развитие умения аргументировано и грамотно объяснять свой ответ на заданную загадку. Здесь используются игры соревновательного характера: «Кто правильнее докажет», «Кому я больше верю? », «Кто точнее?» и др. Словесные игры на составление загадок указаны в приложении 3. Многие из них разработаны Нестеренко А.А. и её последователями.

Когда алгоритм составления загадок усвоен детьми, предлагаются следующие формы организации детей для работы над составлением загадок:

¾ составление загадок коллективно для одного отгадывающего;

¾ составление загадок для подгруппы детей;

¾ деление детей на команды и организация соревнования между командами;

¾ предложение составления загадок в домашних условиях с участием родителей. В таком случае детям выдаются бланки с опорами. На одной стороне бланка пишется (родителем) и рисуется (ребенком) загадка, на другой — ответ. Ребенку дается опора устно (она хорошо запоминается).

На схеме 2 представлены некоторые формы организации образовательной деятельности, в которой реализуются задачи творческого рассказывания в виде составления загадок.

Рис. 2Формы организации образовательной деятельности

 

Пример организации некоторых видов специально организованной образовательной деятельности представлен в приложении 4.

Все творческие работы детей сохраняются для организации «детского книгоиздательства»,т.е. оформляются в рукописные книги и дополняются рисунками(иллюстрациями). В таких произведениях дети отражают свой личный и литературный опыт, свои знания о природе, социальном мире, отношениях между людьми. В дальнейшем в группе создаётся библиотека, часть которой составляют сочинения детей.

Эта работа позволяет формировать у дошкольников представления об их личных достижениях и успехах. Они начинают понимать, что своим сочинительством могут быть интересны для сверстников и взрослых, что позволяет им почувствовать себя более уверенными, самостоятельными. У многих дошкольников возникает желание научиться самостоятельно решать свои проблемы, т.е. учиться грамоте, чтобы записать свой рассказ, научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления произведения, т.е. нарисовать иллюстрации, подобрать картинки, фотографии, аккуратно их  наклеить или вырезать, создать композицию и т.д. (приложение 5). Эти загадки могут стать основой для создания детьми и их родителями рукописных книг.

Целенаправленная работа с загадками ведется в системе с привлечением родителей. Традиционно одна из консультаций для родителей посвящена данной теме. В процессе работы взрослым предлагается составить описательную загадку о предмете, а затем показываются родителям возможности использования технологии Нестеренко А.А. В процессе её освоения родители понимают дидактическое, развивающее и воспитательное значение подобной работы.

 Конечно, в работе над загадками по технологии Нестеренко А.А. сначала возникают определенные трудности у детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий специального обучения: недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении; невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок; частое непонимание образных сравнений или их игнорирование.

Но важно то, что технология А.А. Нестеренко предполагает не только придумывание или составление загадок в уме, а предлагает кропотливую, но интересную и творческую работу над словом.

В процессе этой работы стимулируется детская речевая активность, предлагается использование ярких образных сравнений. Сочиняются сравнения, загадки и метафоры об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Составляя загадку о конкретном предмете, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

III .Результативность опыта

На третьем этапе была проанализирована динамика сформированности речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста по методике «Диагностика «Путешествие по Стране Правильной Речи (авторы методики О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, И.В. Яблоновская и др.). Результаты анализа диагностических таблиц за последних три учебных года доказали результативность использования выбранных форм и методов работы.

Таблица 1

Задачи:

1) закреплять знания детей о животных;

2) развивать у детей внимание, память, логическое мышление, воображение; воспитывать любовь к животным; создавать у детей радостное, весёлое настроение

3) упражнять в использовании моделей составления загадок по технологии А.А. Нестеренко.

Оборудование: модели к загадкам, фишки, загадки о животных, карточки с силуэтами животных, карточки к игре «Чей хвост?».

                                                     Ход мероприятия:

1. Сюрпризный момент – приход детей в «зоопарк». Музыкальный зал оформлен в форме зоопарка. В клетках (крупный конструктор и модули) – животные (мягкие игрушки). Стоят указатели – стрелки и значки с обозначением животных.

2. Дети делятся на две команды

3. Загадки о животных (поочерёдно каждой команде загадывается загадка, за правильный ответ команда получает фишку). Дети не только отгадывают, но и подбегают к клетке с отгадкой. Побеждает та команда, которая быстрей соберется в нужном месте.

4. «Животные в сказках» (назвать сказку, где есть животные; за каждый правильный ответ команда получает фишку). Если дети затрудняются, то надо показать картинки к произведениям.

5. Подвижная игра «Мы весёлые ребята» (знакомая).

6. Придумать загадку о заданном животном.

1 команда - о медведе;

2 команда - о зайце

Загадка 1 команды по 2-й модели: «Что делает – что (кто) делает так же?»

 - Медведь что делает? (рычит, спит зимой, любит малину)

 - Кто делает так же? (лохматый пёс, колючий ёжик, маленький ребёнок)

Загадка: Рычит как лохматый пёс, спит зимой как колючий ёжик, любит малину, но не маленький ребёнок.

2 команда по 1-й модели: « Какой? Что бывает таким же?»

Заяц какой?( белый, прыгающий, пушистый)

Что бывает таким же? (выпавший снег, яркий мячик, вязаный шарфик)

Загадка: Белый, как выпавший снег, прыгающий, как яркий мячик, пушистый, но не вязаный шарфик.

7. Дидактическое упражнение «Угадай по силуэту» (дети должны отгадать животное по силуэту в теневом театре)

8. Дидактическая игра «Чей хвост?»

Правила игры:

- начинать собирать картинки надо по сигналу ведущего;

- побеждает та команда, которая первая сложит все картинки.

9. Подведение итогов.Сладкие призы для всех.

 

План – конспект образовательного мероприятия.

«Экскурсия в осенний парк».

Задачи:

1) развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать ее и действовать с природными объектами (деревьями и их плодами);

2) развивать речевое словесное творчество при составлении загадок;

3) продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать достигнутым экологическим правилам в поведении.

Методические приёмы:беседа с детьми, придумывание загадок, чтение детям стихотворений, рассматривание листьев, плодов (желудей), знакомство с пословицами.

                                               Ход мероприятия:

1. Беседа с детьми о целях экскурсии,о правилах поведения в осеннем парке и правила дорожного движения по дороге к нему.

2. Дидактическая игра « Узнай дерево по осеннему листу». Выигрывает тот ребенок, кто больше всех правильно угадал деревьев по листьям.

3. Придумывание загадки о листе по 1-й модели.(Все записи воспитатель делает на планшете)

- Лист какой? (зелёный, круглый, лёгкий)

- Что бывает таким же? (трава, сыр, пух)

Загадка: Зелёный как трава, круглый как сыр, лёгкий, но не пух.

4. Сбор желудей для поделок.

Придумывание загадки о жёлуде по 2-й модели.

- Жёлудь что делает? (висит на дереве, падает на землю, раскрывается)

- Что делает так же? (яблоко, лист, кувшинка)

Загадка: Висит на дереве, как яблоко, падает на землю, как лист, раскрывается, но не кувшинка.

5. Повторение с детьми пословиц о растениях: Растения – землиукрашение.

Рощи, да леса - всему свету краса и др.

6. Итог.

 

Использованная литература:

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

2. Журавлева, Н. М.Методика обучения разгадывания и составления загадок по сказкам /Электронный ресурс /http://www.trizminsk.org/e/prs/232023.htm

3. Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-N9.-С. 23-26./ электронный ресурс / www.dou50-krsk.ucoz.ru

4. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

Приложение 5

Загадки составлены воспитанниками старших групп дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3» по технологии А.А. Нестеренко

Первая модель: «Какой? Что бывает таким же?»

Детьми даются образные характеристики объектам по заданным воспитателем признакам (по цвету, по форме, по действиям и т.п).

Составление загадки про карандаш

 

Какой? Что бывает таким же?
Деревянный Скалка
Рисующий Художник
Разноцветный Радуга

 

Загадка: Деревянный как скалка, рисующий как художник, разноцветный, но не радуга.

Составление загадки про зайку

 

Какой? Что бывает таким же?
Белый Выпавший снег
Прыгающий Звонкий мячик
Пушистый Вязаный шарфик

 

Загадка: Белый как выпавший снег, прыгающий как звонкий мячик, пушистый, но не вязанный шарфик.

Составление загадки про яблоко

 

Какой? Что бывает таким же?
Красное Помидор
Сладкое Конфета
Круглое Колобок

 

Загадка: Красное как помидор, сладкое как конфета, круглое, но не колобок.

Составление загадки про солнышко

 

Какой? Что бывает таким же?
Желтое Груша
Яркое Лампочка
Круглое Блин

 

Загадка: Желтое как груша, яркое как лампочка, круглое, но не блин.

Составление загадки про петушка

 

Какой? Что бывает таким же?
Крикливый Малыш
Задиристый Драчун
Пёстрый Павлин

 

Загадка: Крикливый как малыш, задиристый как драчун, пёстрый, но не павлин.

Составление загадки про ёлку

 

Какой? Что бывает таким же?
Колючая Роза
Зеленая Трава
Сверкающая Звезда

 

Загадка: Колючая как роза, зеленая как трава, сверкающая, но не звезда.

Составление загадки про мороженное

 

Какой? Что бывает таким же?
Холодное Лёд
Вкусное Конфета
Сладкое Сахар

 

Загадка: Холодное как лед, вкусное как конфета, сладкое, но не сахар.

 

Вторая модель: «Что делает? Что (кто) делает так же?»

Дети знакомятся с особенностями сравнений.

Составление загадки про белочку

 

Что делает? Что (кто) делает так же?
Скачет Обезьянка
Грызет Бобер
Собирает Хозяйка

 

Загадка: Скачет как обезьянка, грызет как бобер, собирает но не хозяйка.

Составление загадки про медведя

 

Что делает? Что (кто) делает так же?
Рычит Лохматый пес
Спит зимой Колючий ежик
Любит малину Маленький ребенок

Загадка: Рычит как лохматый пес, спит зимой как колючий ежик, любит малину, но не маленький ребенок.

Составление загадки про кошку

 

Что делает? Что (кто) делает так же?
Крадется Рыжая лиса
Лакает Добрая собака
Ловит добычу Большой тигр

 

Загадка: Крадется как рыжая лиса, лакает как добрая собака, ловит добычу, но не большой тигр.

Составление загадки про бобра

 

Что делает? Что (кто) делает так же?
Плавает Серебристая рыба
Строит Классный строитель
Валит деревья Сильный лесоруб

 

Загадка: Плавает как серебристая рыба, строит как классный строитель, валит деревья, но не сильный лесоруб.

Составление загадки про щуку

 

Что делает? Что (кто) делает так же?
Плавает Пловец
Исполняет желания Дедушка Мороз
Охотится Рысь

 

Загадка: Плавает как пловец, исполняет желания как Дедушка Мороз, охотится, но не рысь.

 

Использованная литература:

1. Миронова, В.Я. Использование развивающей технологии ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе детского сада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/mirovalt/home/ispolzovanie-razvivausej-tehnologii-triz---rtv-v-obrazovatelnom-processe-detskogo-sada/literatura

2. Ощепкова, М.А., Охнадель, М.В., Никулина, Т.И.Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rae.ru›Список научных направлений›Психологические науки

3. Чепурнова, Н.В. Загадки в работе с дошкольниками (ТРИЗ) http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/11777.html

 

 

Дошкольное воспитание

Тема опыта: «Моделирование загадок как средство развития речевого словесного творчества старших дошкольников»

Автор опыта: Борзилова Наталья Викторовна , воспитатель МДОУ «Детский сад№ 3» п. Ракитное Белгородской области.

Рецензенты:

Терехова С.Е., доцент кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», к.п.н.

Белова О.В., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО».

I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Опыт работы по теме «Моделирование загадок как средство развития речевого словесного творчества старших дошкольников» формировался в условиях дошкольного образовательного учреждения, расположенного в центре поселка Ракитное в благоприятном социальном окружении. Близко к детскому саду расположены Ракитянская детская библиотека, Дворец культуры «Молодежный», муниципальное бюджетное образовательная организация дополнительного образования «Ракитянская детская школа искусств имени В.П. Рудина», муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «РакитянскийДом детского творчества». С детским садом они сотрудничают на договорной основе. В этих организациях работают кружки и студии, которые посещают дошкольники. Дети участвуют во многих смотрах, конкурсах и фестивалях, связанных, в том числе, и со словесным детским творчеством. Но задачи обучения речевому словесному творчеству решаются в систематической и планомерной образовательной работе с детьми пяти-семи лет в старших группах дошкольного учреждения. 

Началом работы по теме опыта стал анализ результатов первичной диагностики в 2012 году по оценке степени сформированности речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста по методике диагностика «Путешествие по Стране Правильной Речи» (диагностическая тетрадь).Авторы диагностики: О.Н. Сомкова, З.В.Бадакова, И.В. Яблоновская (приложение №1). Диагностика предусматривала выполнение упражнений: «Творческие речевые умения» - упражнение №21, «Объем литературного опыта» - упражнение №20. Во время проведения диагностических мероприятий велись протоколы обследования и заполнялись диагностические таблицы (приложение №2). Анализ диагностических таблиц показал, что на начало 2012-2013 учебного года по результатам двух упражнений высокий уровень сформированности навыков речевого словесного творчества был диагностирован у 15,9% дошкольников. Что означает, что эти дети с удовольствием отгадывают загадки, самостоятельно и легко сочиняют оригинальные образно-организованные загадки. Средний уровень сформированности такого речевого навыка отмечен у 52,4% обследуемых. У 31,7% старших дошкольников этот уровень оказался низким. Эти воспитанники не проявляют интереса к творческим заданиям, не умеют придумывать загадки, отказываются их отгадывать.

Анализ результатов первичной диагностики оценки сформированности навыков речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы

Актуальность опыта

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования перечислены структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей, или образовательные области. Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя следующиенаправления образовательной деятельности: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной литературой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого словесного творчества.

Детское словесное творчество, как вид детского творчества, представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы), что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой, путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Более сложным для дошкольников является процесс составления загадок. Как видим, работа с загадками чаще всего не опирается на наглядность, поэтому не всегда бывает эффективной.

Отсюда возникает основное противоречие между необходимостью решения задач развития речевого словесного творчества и невозможностью её решения только словесными методами и приемами.

Одним из способов разрешения этого противоречия и для решения задач развития речевого творчества старших дошкольников автор опыта использует технологию, предложенную кандидатом педагогических наук, преподавателем Петрозаводского педагогического университета Аллой Александровной Нестеренко и апробированную в начальных классах и детских садах города Петрозаводска. Технология представляет собой использование в определенном порядке моделей по составлению загадок.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.171 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь