Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
III. Билет №18 Корреспонденция и статья как жанры печати.
Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное явление. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Но основное для автора - сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.
Информационная корреспонденция близка по своей сути к репортажу, однако таковым не является. Автор корреспонденции, как правило, не присутствует на месте события в момент его совершения. Он не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения. Для корреспондента главное - изложить суть дела, для репортера же - изложить суть дела экспрессивно, создав эффект присутствия.
Признаки:
Ø отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;
Ø выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;
Ø факт как основа текста, как повод для его интерпретации
Ø авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
Ø явно или неявно функционирующая цепочка: тезис - аргументация - демонстрация - вывод.
Если в корреспонденции публицист анализирует конкретную социальную ситуацию, опираясь на факты действительности, то в статье обобщение носит более широкий характер. Здесь дается всесторонний анализ явлений. Опираясь на факты социального бытия, публицист рассматривает закономерности эволюции действительности в различных ее проявлениях. При этом публицист кладет факт в основание своего исследования. Как правило, в статье автор оперирует группами фактов, создающих определенную социальную ситуацию, т.е. круг проблем, объединенных единым процессом.
Признаки:
Ø Масштабное расширение границ повествования - пространственно-временные пределы текста определяются масштабностью фактов и их разнообразием
Ø факты, используемые публицистом, могут быть почерпнуты из различных источников
Ø структура текста статьи - это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами;
Ø определенная объективация письма: текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда - обращение публициста к логически-понятийному, категориальному аппарату, четкость формулировок.
Репортаж - один из самых эффективных жанров публицистики. Информационный (иногда упоминается определение «исследовательско-новостной») жанр.
Соединяет оперативную передачу информации с ее анализом. Отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле.
Время в репортаже прерывисто, условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется от начала описания события к его завершению.
В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события.
Автор репортажа - не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора.
Природообразующие элементы репортажа:
Ø последовательное воспроизведение события
Ø наглядность
Ø предельная документальность - репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);
Ø образная аналитичность - отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь
Ø эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;
Ø активная роль личности самого репортера
Публицист постоянно помнит, что его задача - дать аудитории почувствовать ту атмосферу, в которой разворачивалось событие, дать увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать - надо только уметь видеть, слушать и анализировать.
Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.
Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Но, во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает (иногда - прямо, иногда - косвенно) и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника.
Формы интервью различны. Но все это многообразие подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу и рассказать о собеседнике.
В основе текста лежит высказывание собеседника - его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие, а может быть и развернутый ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события.
В тексте интервью господствует не столько факт, сколько отношение к нему.
В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.
Виды интервью:
Информационное
Оперативное
Портрет
Расследование
Блиц-опрос (журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы