Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. Билет №26 Социальный имидж и редакционное амплуа журналиста.



 

Социально-психологическая модель коммуникатора как совокупность социально-демографических, личностно-психологических, профессионально-творческих, нравственно-гражданских и ряда других качеств. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Пол, возраст, уровень и тип образования, опыт прошлой работы, журналистский опыт, внешние данные и т.д. и т.п. “Гляжусь в него, как в зеркало…” Почему в творческих вузах конкурс проводится в несколько туров? ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА. Тип личности, темперамент, особенности характера, свойства памяти, внимания, мышления, воображения. Интуиция творческой личности. Информационное поле общения. Соционика и журналистика. Отечественная и зарубежная типологическая практика (И.Владимирова, К.Павлов, Б.Овчинников, Е.Филатова, Д.Кейрси, С.Деллинджер). СОЦИАЛЬНО-ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА И ВНУТРЕННИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Апеллирование к социально-гражданским качествам личности, аудитории в целом. Учет общих субъективных характеристик индивидуумов (мировоззренческие, политические, идеологические ориентации и установки, самосознание как совокупность осознанных потребностей и заявленных интересов, а также ценностных ориентаций, традиций и обычаев, настроений, мнений, в которых отражается отношение индивида или условной группы аудитории к себе и своему месту в обществе). Социальная ответственность, объективность, принципиальность, неподкупность, выражение плюрализма мнений, существующих в обществе, патриотизм. Волевые характеристики - работоспособность, трудолюбие, личное мужество и т.д. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КОММУНИКАТОРА. Коммуникабельность, умение ориентироваться в обстановке, оперативность, высокая степень освоения профессиональных и специальных умений и навыков, способность работать в любых условиях, профессиональный фанатизм. Компетентность, широта кругозора, способность к импровизации, хорошее владение литературным языком, устной речью и т.д. и т.п. Универсализм и журналистская специализация. Модификация социально-психологической модели коммуникатора для различных специализаций: хроникер, репортер, очеркист, аналитик, публицист, обозреватель по определенным вопросам, колумнист, “художник”, “блоттер” (писака), “бодиснатчер”, “буммейстер”, “шоумен”, “PR-man”, “реклам-бой”, менеджер, работник секретариата, выпускающий и так далее. Необходимость точного выбора в соответствии с типом личности профессиональной специализации и своей социальной роли (имиджа) в массово-коммуникационной деятельности. Эксперимент как метод познавательной деятельности журналиста. Приемы ролевого участия журналиста в социальной практике. Принцип “включенного наблюдения”. Актуальные проблемы формирования современной профессиональной культуры журналистов.
III. Билет №27 Механизмы психологической защиты и их реализация в структуре журналистского творчества.

 

Психологический механизм защиты - форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности. 

 

По Фрейду механизмами защиты являются: регрессия, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация, отказ.

 

Форма представления потенциально стрессогенной информации средствами массовой коммуникации должна отвечать ряду условий, обеспечивающих минимальный уровень психологической защиты населения:

§    конструктивное представление проблемы (показ людей в состоянии активного сопротивления, реальной деятельности по преодолению возникшей ситуации);

§    анализ возможных способов конструктивного преодоления трудностей;

§    информирование о ходе решения проблемы, вплоть до её окончательного разрешения (о чем часто забывают сообщить средства массовой информации);

§    оказание психологической поддержки пострадавшим и участникам спасательной операции (демонстрация социального одобрения и помощи).

 

Нарушение этих правил может служить показателем наличия мотивов, не имеющих отношения к свободному распространению информации, направленных на достижение эмоционального и психологического контроля над личностью. И это в свою очередь вызывает саморазрушительные процессы в самой массовой коммуникации: актуализацию неадекватных психологических защит у аудитории (избегание, отрицание, регресс, психотические реакции), потерю доверия к источнику информации, блокирование способности конструктивного мышления и т.д., вплоть до редукции основных функций массовой коммуникации кроме элементарного эмоционального заражения и канализации аффекта.

 

ЭТО ПРОНИН – черт ногу сломит(
III. Билет №28 Организация работы редакционного коллектива в условиях рыночной экономики.

 

Экономический фактор оказывает сильнейшее влияние на весь процесс редакционного менеджмента. Он определяет его цели, направления и характер. Поскольку, как мы знаем, существование редакции, относительная свобода ее деятельности зависят от ее финансовой независимости, важнейшей целью ее руководителей становится обеспечение экономической базы издания, получение прибыли. Поэтому процесс управления редакцией, редакционный менеджмент приобретает экономический характер. Он становится экономическим управлением коллективом – всеми его работниками, без исключения.

 

Вторая цель редакционного менеджмента – воспитание у всех работников редакции экономического мышления, сознания того, что их деятельность влияет на экономическую базу редакции и газеты.

 

При этом руководители редакции теперь исходят в процессе управления ее коллективом из нескольких экономических принципов. Первый из них – принцип прибыльности периодического издания. Только получение прибыли может обеспечить существование газеты. Поэтому деятельность всех ее работников подчинена достижению этой цели.

 

Второй принцип – обеспечение конкурентоспособности издания – также связан с прибыльностью его выпуска. Прибыль от него можно получить лишь в ходе острой конкурентной борьбы с другими периодическими изданиями.

 

Третий принцип – экономической достаточности (разумной экономии) – определяет стремление менеджеров редакции к достижению своих целей с использованием наименьших средств, сил и энергии. Разумная экономия на всех направлениях их деятельности – одно из условий получения оптимальных результатов в наименьшее время, кратчайшим путем и самым экономным способом.
III. Билет №29 Секретариат редакции. Функции, структура, принципы и методы деятельности.

 

Это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции – его задачи и обязанности во многом сходны с задачами и обязанностями штаба воинской части. Если редактор, его заместители и редколлегия определяют стратегию редакции, то секретариат, которым руководит ответственный секретарь, разрабатывает ее тактику. И принимает меры к ее воплощению в деятельности коллектива.

 

В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деятельности, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска. К этому присоединяются обязанности по руководству техническими службами редакции, поддержанию трудовой, производственной дисциплины в коллективе. Секретариату непосредственно подчиняется отдел иллюстраций редакции. Кроме того, он осуществляет оперативный повседневный контроль за деятельностью всех творческих отделов и ее результатами.

 

Ответственный секретарь вынужден быть в определенном смысле универсалом. Он первым определяет судьбу материала, представленного ему отделом, и включает его в состав очередного номера или возвращает для доработки, объясняя автору каковы недостатки и как их устранить. Ему приходится разбираться в особенностях всех жанров публикаций, образующих жанровую систему материалов газеты. Он редко выступает на полосах своей газеты как публицист – у него нет времени для сбора информации и ее разработки, но он должен уметь писать не хуже других журналистов редакции – и на этом держится его авторитет как одного из руководителей творческого коллектива. Особое значение имеют его знания и умения в области дизайна газеты – ее верстки, оформления и иллюстрирования, его мастерство в использовании технической базы редакции, новых технических средств. Заметим, что нередко ответственный секретарь непосредственно выполняет и обязанности бильд-редактора, отвечающего за редактирование всех иллюстраций газеты и высокий эстетический уровень ее дизайна. Сочетание инициативности с требовательностью, высокая работоспособность, умение инициировать новые свежие идеи и помогать их реализации – качества профессионального ответственного секретаря газетной редакции. И если мы утверждали прежде: каков главный редактор, такова газета, то теперь уточним: каковы редактор и ответственный секретарь, такова и газета.

 

При оптимальной организации труда в редакции редактирование всех материалов номера, как и их заголовков, производится в отделах. В секретариате лишь завершают эту работу – удаляют лишнее, как говорят, «выжимают воду», уточняют формулировки и т.п.

 

Структура секретариата и организация его работы зависит, понятно, от уровня периодического издания. В редакции небольшой региональной – городской или районной газеты секретариат обычно представлен одним ответственным секретарем. Ему приходится выполнять все обязанности, связанные с оперативным управлением редакционным коллективом, подготовкой и выпуском издания.

 

С формированием в нашей стране информационного рынка ответственный секретарь становится в редакции одним из важнейших ее менеджеров, отвечающих за укрепление её экономической базы. К его обязанностям присоединяется необходимость поддержания непрерывных контактов с коммерческими службами редакции, в частности с отделом рекламы. Вместе с руководителем этого отдела он определяет место рекламных и частных объявлений в номере, их распределение по полосам, следит за их сочетанием с другими публикациями.
III. Билет №30 Редакционный бюджет: структура, основные доходы и расходы в печати, на ТВ и РВ.

 

Бюджет газетной и журнальной редакции — важнейший финансовый документ, определяющий

форму образования и расходования ее средств. Его разработкой руководит

финансовый менеджер под контролем руководителя редакции и учредителя издания.

На основе редакционного бюджета разрабатывают баланс — бухгалтерские работники

регулярно сводят его по всем статьям расходов и доходов.

 

Редакционный бюджет и баланс состоят из двух частей — расходной и доходной. Их соотношение и

определяет финансовую базу издания. Расходная часть бюджета включает статьи,

обеспечивающие функционирование редакции, выпуск издания и его распространение.

Все расходы редакции делятся на две части: общередакционные и издательские.

 

Общередакционные расходы включают выплаты по фондам оплаты труда, материального поощрения,

социального развития. К ним присоединяются средства на обеспечение деятельности

редакции, бюджет маркетинга, отчисления учредителю и издателю, оплата аренды

помещений редакции и др. Значительную часть расходов составляют отчисления в

федеральный и региональный бюджеты: уплата налогов — на добавленную стоимость,

на рекламу, на прибыль и др., выплаты по соцстраху. К этому могут добавляться

страхование жизни журналистов, расходы на реализацию проектов, связанных с

издательской и коммерческой деятельностью редакции, а также отчисления в фонд

развития самого издания и резервный фонд.

 

Издательские расходы складываются из оплаты гонораров, выплат на приобретение бумаги,

отчислений за типографские работы, расходов, связанных с распространением

издания и приобретением информации, необходимой для его выпуска.

Тиражная политика редакции газеты или журнала означает определение тиража издания, его изменения в соответствии с оптимальным тиражом, установление правильной структуры тиража. Тиражная политика редакции связана с ее ценовой политикой.

Оптимальным является тог тираж издания, реализация которого приносит редакции наибольший доход. Для каждого издания определяют свой оптимальный тираж. Его превышение возможно при возмещении дополнительных расходов за счет доходов, получаемых из других источников.

У большинства газет и журналов тираж состоит из двух частей – подписки и розницы. Роль розницы в последнее время возрастает, подписка на периодические издания падает. Однако многие редакции стремятся удержать ее на прежнем уровне, опасаясь уменьшения тиража и потери доходов от публикации рекламы.

Выручка от публикации рекламы – важнейшая по значению статья доходной части редакционного бюджета большинства газет и журналов. Реклама занимает до 40% площади номера нерекламных изданий.

Для использования возможностей, связанных с публикацией рекламы, редакция должна определить и реализовать свою рекламную политику. Это означает установление цены-стоимости рекламы в издании, системы ее публикации, отношения к зарубежной рекламе, организационное обеспечение притока рекламы в редакцию.

Определив оптимальную для данной газеты цену рекламы, редакция выбирает форму ее размещения – рекламными полосами или блоками на большинстве страниц номера. Одновременно решают вопрос о характере публикации рекламы – универсальной или специализированной.

Отдел рекламы организует работу с нею в редакции. Он обеспечивает ее приток в газету или журнал, поддерживая контакты с частными рекламодателями и рекламными агентствами.

Кроме обычной открытой рекламы в периодических изданиях печатают скрытую рекламу, используя формы и жанры газетно-журнальной публицистики.

Наряду с рекламой в газетах печатают частные объявления. Они становятся для редакции дополнительным источником доходов. Такие объявления разделяются на две части: коммерческие объявления – строчная реклама и некоммерческие объявления, связанные с частной жизнью граждан. Особое значение они имеют для небольших местных изданий, не всегда способных получить достаточное количество обычной рекламы.

Организация работы с рекламой в редакции подразумевает и планирование дохода и прибыли от ее публикации – в соответствии с редакционным бюджетом и балансом.

Одним из дополнительных источников доходов газетной и журнальной редакции является ее издательская и коммерческая деятельность. Издательскую деятельность редакция может развернуть на двух направлениях. Первое из них – выпуск приложений к газете или журналу. Несмотря на необходимость значительных расходов, сопряженных с учреждением и выпуском приложения, оно дает редакции возможности для увеличения аудитории своего издания, дополнительную площадь для публикации рекламы и тем самым для получения дохода.

 

Второе направление издательской деятельности редакции – организация выпуска книжной литературы.
III. Билет №31 Система распространения периодических изданий в условиях рыночных отношений.

 

Практика распространения газетных изданий выработала несколько основных методов реализации их тиражей. Старейшим из них является розничная продажа номеров газеты. При небольших тиражах первых газет их быстро раскупали читатели – в книжных магазинах, а потом в газетных киосках, на лотках или у уличных продавцов-ручников. С ростом тиражей розница оставалась одним из важнейших методов реализации печатных периодических изданий. И в наше время она вышла на первый план в системе методов распространения газеты. Это объясняется многими ее достоинствами.

Но розничное приобретение газеты выгодно не только многим читателям, но и ее распространителям. Розница позволяет редакции свободно изменять тираж газеты – увеличивать его с возрастанием спроса на нее или уменьшать тираж с падением спроса на издание. Более того, редакционные менеджеры получают возможность при необходимости изменять цену газетного номера.

Вместе с тем розничная продажа газеты ставит перед редакционными менеджерами некоторые непростые проблемы, решение которых требует дополнительных средств и времени. Это связано, в частности, с необходимостью определения розничного тиража газеты. Приходится непрерывно следить за ним и изменять его в зависимости от условий его реализации.

Большая часть газетных редакций сочетает несколько методов распространения своих изданий, прежде всего розницу и подписку. Однако некоторые газеты распространяются только в розницу.

Это, прежде всего новые издания: они еще неизвестны читателям и поэтому не могут рассчитывать на подписку. Только в розницу можно приобрести платные рекламные газеты – «Из рук в руки» и т.п., а также массовые развлекательные и бульварные издания. Большая часть тиража вечерних газет также реализуется в розницу, к подписчикам номер такой газеты, содержащий оперативную информацию, придет с опозданием – лишь на утро следующего дня. Наконец, только в розницу можно купить разовые газеты, выпускаемые в связи с какими-либо событиями: началом фестиваля, открытием выставки и т.п.

Оптимален вариант сочетания всех форм и приемов розничной реализации тиража газеты – ее продажи в киосках, на лотках и ручниками.

Розничная продажа газеты все чаще сочетается с оптовой реализацией ее тиража. Этот метод распространения активно используют редакции крупнотиражных изданий. При этом редакция продает свой тираж – частью или даже полностью – оптовому покупателю, которому передает все функции по его реализации. Такая торговая операция выгодна обеим сторонам.

Наряду с розничной и оптовой продажей тиража газеты во всем мире широко используют подписку. Более того, до недавнего времени подписка была в нашей стране основным методом реализации тиражей печатных периодических изданий. В советский период истории отечественной журналистики это объяснялось, в частности, тем, что именно подписка позволяла партийно-политическому руководству обществом представлять читательским массам в первую очередь те печатные издания, которые пропагандировали идеологические догмы.

Подписка, несомненно, обладает рядом достоинств. Она привлекательна и для читателя, и для редакции. Читателю удобна тем, что в течение подписного периода ему доставляют газету на дом. И тем что, уплатив вначале определенную редакцией сумму, он в течение всего подписного периода освобождается от дальнейших расходов. Он заключает с редакцией договор и получает от нее подписную квитанцию – финансовый документ, подтверждающий ее обязательство доставлять ему газету. И ему нет дела до того, что редакции приходится оплачивать эту услугу Роспечати или другой фирме-распространителю.

Подписка удобна и выгодна и редакции. Прежде всего, потому, что она сразу получает от подписчика крупную денежную сумму – за весь подписной период.

Кроме того, подписка закрепляет за редакцией значительную часть ее читательской аудитории на весь подписной период и облегчает ей борьбу с конкурентами.

Иногда редакции неежедневных газет с небольшими тиражами используют другой вариант этого метода распространения своих изданий. Они доставляют экземпляры своих газет подписчикам, рассылая их из редакции.

К подписке, розничной и оптовой продаже газеты, рассылке ее экземпляров из редакции издавна присоединяют ее бесплатную доставку. Этот метод распространения газеты многим отличается от нам уже известных. Во-первых, тем, что читатели часто не имеют никакого представления о получаемом издании. Во-вторых, понятно, тем, что получатель такой газеты ничего за нее не платит и редакция не имеет никакого финансового возмещения своих трат на ее издание и доставку. И доставляют такую газету чаще всего безадресно, просто закладывая её экземпляры в почтовые ящики в подъездах жилых домов. Правда, иногда такая доставка приобретает адресно-целевой характер, – тогда номера газеты закладывают в почтовые ящики лишь тех квартир, где живут лица, которые, по мнению редакции, должны получать это издание. Нередко для такого распространения газеты редакции приходится создавать специальную службу доставки или оплачивать услуги подобной службы, доставляющей крупнотиражные рекламные издания. Производство и распространение такой газеты требуют больших расходов. Редакции сознательно идут на такие расходы, стремясь достигнуть поставленных ими целей. Это оказывается возможным при издании рекламных газет и бесплатной их доставке: доходы от публикации и распространения рекламной информации, при достаточно большом тираже издания и его объеме, намного перекрывают расходы, связанные с его производством и бесплатным распространением.

Значение распространения газеты и реализации ее тиража столь велико, что это привело к необходимости создания в редакциях службы распространения, отвечающей за решение всех связанных с этим задач.
III. Билет №32 Концепция издания и ее основные составляющие.

 

Творческая реализация зависит от идеи, целей и предполагаемой читательской аудитории планируемой публикации. Если в этих вопросах у вас имеется абсолютная ясность, то не составит труда найти ответы и на вопросы, касающиеся художественной концепции издания:

Какие материалы публикации будут зрительным центром?

Как выдержать единый стиль оформления публикации? Что будет связующей нитью графических и текстовых материалов?

Какой тип материалов, текстовый или графический, будет играть главную роль в публикации?

Соответствуют ли предлагаемые материалы целям публикации?

Нет ли у освещаемой темы какого-то броского графического выражения?

 

Отвечая на эти вопросы, вы, скорее всего, наткнетесь на интересную творческую идею, которую захочется немедленно воплотить. Подождите. Попробуйте взглянуть на свои идеи с другой стороны (лучше всего со стороны читателя), обсудите их с другими участниками проекта. Попробуйте найти альтернативные реализации этой творческой задачи — может быть, первое решение не самое удачное из возможных.

 

Цель издания газеты устанавливает ее учредитель. В дальнейшем ее конкретизирует главный редактор газеты, определяющий редакционную политику, и ее генеральный менеджер, отвечающий за экономический менеджмент редакции. Этой главной целью может стать информационное обслуживание граждан – читателей газеты в границах региона ее распространения. Тогда на первый план среди типологических особенностей газеты выходят ее признаки как информационного издания. Такая газета играет роль средства поддержания непрерывных контактов между гражданами, выражения и формирования их личного и общественного мнения и одновременно их контактов с властью, государственными органами. К достижению такой цели стремятся как общенациональные качественные издания – «Известия», «Труд» и др., так и многие региональные и местные газеты – с общими для них типологическими особенностями.

 

Но цель издания газеты могут видоизменить, превратив её прежде всего в орган управления обществом или какой-то его частью, его институтом, определенной организацией, учреждением. Это немедленно сказывается на программе деятельности редакции и типологических характеристиках издания – его содержании, системе публикаций, жанровой системе и др. К этому типу изданий относятся, например, «Российская газета», фактически являющаяся органом правительства России, и «Парламентская газета», издающаяся Думой РФ, городские издания, учрежденные мэриями, например столичная газета «Тверская, 13», органы различных партий и политических движений – «Советская Россия», «Завтра», «Яблоко» и др.

 

Иной типологический облик у газетных изданий, созданных их учредителями с главной целью получения прибыли. У них иные система типов публикаций, тематика материалов, их иллюстрирование и подача. Таковы массовые газеты «Московский комсомолец», «Мегаполис», «Экспресс-газета» и др., бульварные, развлекательные и тем более рекламные и эротические издания с их специфическими содержанием и оформлением материалов.

Рекламная периодика составляет особую группу таких изданий. В нее входят как столичные газеты «Экстра М» и «Центр плюс» с их многомиллионными тиражами, так и небольшие региональные – областные и городские издания. Их типологические особенности принципиально отличаются по всем параметрам от особенностей обычных информационных газет.

Цель издания газеты воплощается в ее концепции. Под концепцией понимают выражение замысла учредителя газеты, идеи, которую он стремится реализовать, принимая решение об основании нового издания. Концепция газеты отвечает на вопрос: какой она должна быть? Это влияет не только на определение типа газеты, всех ее особенностей, но и на программу деятельности ее редакции, на выбор читательской аудитории издания. Концепция газеты является основой разработки ее модели – как содержательно-тематической, так и композиционной и графической.
III. Билет №33. Модель издания: содержательная, оформительская, организационная

 

В каждой редакции существует своя система методов управления, в которой выделяются три основных направления: организационно-административные методы, психологические методы, экономические методы. К организационно-административным относятся моделирование и планирование.

Модель издания - это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических направлениях и их соотношении в газете, еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.).

Наконец, модель издания предполагает разработку композиции издания: типичных объемов материалов, их взаимодействия на полосе, способов макетирования и оформления издания в целом и его частей.

Основные характеристики модели могут быть зафиксированы в редакционных документах. Модель реализуется в ходе выпуска издания, она может корректироваться в связи с возникновением новых обстоятельств, но основные ее характеристики обычно устойчивы.

Номер издания - это единичное целостное выражение содержания и характера информационной деятельности издания, единство, в котором отражены черты концепции издания. Концепция издания (система основных способов осуществления его целей) находит выражение в номере благодаря двум обстоятельствам: 1) в хорошо организованной редакции существует устойчивая и постоянно работающая система требований к сотрудникам; 2) изначальные принципы организации информации осуществляются через ряд промежуточных этапов: создание взаимосвязанных редакционных планов (от годового до плана номера), разработка сетевого плана-графика, содержащего будущие характеристики номеров (объемы по тематике, тип материалов, рубрики и пр.), разработка системы рубрик и тематических полос, подборок, “газет в газете” и пр. с определенной периодичностью их появления, принятие секретариатом композиционно-графического облика издания.

В результате можно говорить о существовании в редакции издания модели номера, то есть системы представлений о том, как конкретно должен выглядеть любой номер. Модель номера предполагает, прежде всего, обязательное присутствие в номере издания структурно организованного комплекса материалов. Эту структуру характеризуют такие признаки, как: 1) тема материала, 2) знак материала (положительный, критический, проблемный), 3) характер отражения действительности (информационный, аналитический), 4) тип авторства и ряд других.

При этом в модели номера комплекс материалов рассматривается как в целом, так и в рамках каждой полосы издания. Содержательная сторона модели взаимодействует с его композиционно-графической стороной, где важны соотношения объемов материалов и способы их размещения на полосе, устойчивые элементы макета каждой из полос и пр.

В редакции существует обычно несколько моделей номера (обычного выпуска, субботней или воскресной газеты, праздничного номера, номера с расширенным объемом или иного формата). Модель номера призвана закрепить при выпуске издания преемственность и последовательность деятельности редакционных коллективов, устойчивость социально-коммуникативных связей с аудиторией.

Следует помнить цепочку: концепция издания - модель издания - “лицо” издания (особенности его задач, его традиции и место в системе СМИ и в обществе) - модель номера - “лицо” номера.

Разумеется, кроме моделирования номера издания, можно говорить о более масштабном моделировании самого издания, разработки его концепции и “лица”, о моделировании редакции и ее структуры, о модели работы редакции, о модели процесса выпуска номера (графика выпуска, сетевой график - модель работы редакции издания и в то же время модель номеров газеты).

Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.). На основе разработанной модели осуществляется планирование.
III. Билет №34. Структура и функционирование редакционного коллектива.

 

Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив – совокупность людей, объединенных общими целью и задачами.

Редакция – это, прежде всего трудовой коллектив, ее работники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания – газеты – и удовлетворения с его помощью информационных потребностей читателей. Во-вторых, характером членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего – журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.

Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий, в основном – литературный коллектив. Большая часть его работников – журналисты – занимаются творческой деятельностью – литературным трудом, создавая свои журналистские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании. Любую редакцию возглавляют специалисты-управленцы – главный редактор, его заместитель, ответственный секретарь. И любой редакции необходимы сотрудники, выполняющие функции, связанные с выпуском номеров газеты, – секретариатчики, отвечающие за ее дизайн, специалисты, работающие с редакционной почтой, журналисты, готовящие электронные версии издания. Процесс подготовки и выпуска газеты в сильнейшей степени зависит от особенностей структуры – строения – коллектива редакции. Эту структуру свободно определяет ее руководитель – главный редактор. При этом он исходит из величины и состава коллектива, типа и уровня издания, характера его читательской аудитории. Важнейшее значение для деятельности редакционного коллектива имеет функциональное разделение труда. Оно определяет как структуру редакции, так и организацию ее работы и приводит к разделению коллектива на несколько частей. Первая из них – творческая часть редакции. В нее входят журналисты, которые выполняют функцию подготовки и выпуска периодического издания: написания и редактирования его материалов, работы с внередакционными авторами, компоновки готовых материалов газеты в отдельные ее выпуски, обеспечения их дизайна – иллюстрирования и верстки, руководства редакцией и процессом производства номера и т.д. К ней примыкает техническая часть коллектива. Ее составляют технические сотрудники. Они, с одной стороны, создают оптимальные условия для деятельности журналистов, с другой – обеспечивают техническую подготовку и выпуск номера – держат корректуру, при наличии компьютерной системы производят набор текстов, верстку полос и т.д.

С возникновением в нашей стране информационного рынка в редакциях периодических изданий возникла коммерческая часть коллектива. Ее работники стремятся укрепить экономическую базу редакции, обеспечить реализацию тиража газеты, привлечь в нее рекламные и частные объявления и т.д.

Так в процессе разделения труда формируется пирамидальная структура редакционного коллектива. Наверху нее стоит руководитель – главный редактор, ниже – его заместители, редколлегия, секретариат, а под ними располагаются творческие отделы, технические и коммерческие службы. У пирамидальной структуры несколько – три-четыре – уровней. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители, на самом нижнем уровне – корреспонденты, технические и коммерческие сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства.

Другая структура – "плоская". Эта структура обладает рядом достоинств. С уменьшением количества уровней в этой структуре облегчается руководство коллективом: сокращается путь прохождения управленческой информации как сверху вниз – к каждому сотруднику, так и снизу вверх – от корреспондента к главному редактору. Уменьшается и время прохождения текста или иллюстрации, созданных журналистом, на газетную полосу.

Вместе с тем у этой структуры выявились и недостатки. Во многом изменились и усложнились задачи и обязанности руководителей редакции. Редактор и его заместитель вынуждены теперь сами заниматься оперативным управлением подготовкой и выпуском номеров газеты – давать задания каждому журналисту, контролировать их выполнение, принимать материалы, формировать каждый номер и вести его выпуск. При этом меняются и функции секретариата, который теперь сосредоточивается только на процессе верстки и оформления газеты. У редактора и его заместителя в связи с перегрузкой не всегда хватает времени для встреч с журналистами, решающими творческие вопросы, связанные с подготовкой материалов в газету.

III. Билет №35. Особенности продвижения издания на информационном рынке

 

Процесс подготовки и выпуска газеты завершается ее распространением – дистрибуцией (от англ, distribution – размещение, распространение). Его цель – реализация ее тиража и получение дохода от этого. Не обеспечив продажу тиража газеты, обрекают редакцию на бесполезную трату времени, сил и средств. Однако эффективное распространение тиража требует серьезной подготовки этого процесса, разработки его стратегии и тактики.

 

Стратегия распространения газеты включает определение нескольких целей, связанных с ними практических задач и тактики их решения. Это означает, прежде всего, обеспечение продвижения газеты в регион ее распространения. Для общенационального или межрегионального издания – в регионы, где планируют реализовать его тираж, для небольшого местного издания – в населенные пункты, где проживают его потенциальные читатели.

 

Процесс продвижения (промоушн) газеты разделяется на несколько этапов. Первый из них – получение всесторонней информации о состоянии рынка периодических изданий в том его сегменте, где позиционируется данная газета, как и о её потенциальной читательской аудитории. Эту информацию возможно получить лишь в результате активной маркетинговой деятельности редакционных маркетологов. Не имея представления о составе своей целевой аудитории, об интересах и информационных запросах читателей, невозможно определить оптимальный тираж газеты, ее содержательно-тематическую модель, особенности ее дизайна и другие характеристики. Как и невозможно рассчитывать на успех в борьбе на рынке, не обладая информацией о конкурентной ситуации, сложившейся в той информационной нише, которую занимает ваша газета.

 

Подчеркнем и важность информации о путях и методах доставки тиража газеты в регион и населенные пункты, где планируют его реализацию, о базах и методах распространения издания.

 

Лишь обладая всей этой маркетинговой информацией и осмыслив ее значение, определяют важнейшие параметры газеты, в частности – её оптимальный тираж. Установив стоимость производства газетного номера, редакционные менеджеры определяют его подписную и розничную цену.

 

Создав таким образом исходные условия для начала практического этапа реализации тиража, приступают к оповещению потенциальных читателей о выходе новой газеты или, если речь идет об уже известном издании, о начале очередной кампании его распространения. Этот важный этап требует немалых расходов. Необходимо обеспечить проведение рекламной кампании – как в печатных периодических изданиях, на телевидении и радио, так и с использованием сети Интернет. Подготовка и трансляция телевизионных и радиороликов, использование наружной рекламы – на щитах, растяжках и расклейкой плакатов – стоит денег, которые составляют немалую часть бюджета редакционного маркетинга. Рекламная кампания обычно предшествует очередной подписной кампании, проводимой редакцией газеты. Но и после завершения подписного периода приходится периодически напоминать читателям о продолжении выхода газеты.

 

Продвижение газеты на рынок периодических изданий завершается разработкой тактики ее распространения. Она включает определение системы методов и приемов распространения тиража, а также времени его реализации.
III. Билет №36. Планирование работы редакции газеты, еженедельника, журнала.

 

Модели издания и работы редакционного коллектива конкретизируются в процессе планирования деятельности редакции и номеров периодического издания. Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана.

На протяжении длительного времени в редакциях наших периодических изданий складывалась система планирования. В нее входили редакционные планы, различавшиеся своими целями и задачами, характером, периодом их действия, структурой и другими параметрами. Фундамент этой системы составляли перспективные планы, определявшие деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На этой основе разрабатывались остальные планы: рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др.

Однако возникновение в нашей стране информационного рынка привело к изменению печатных периодических изданий, выходящих в России, характера деятельности их редакций и, в частности, к разрушению прежней системы редакционного планирования. Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Это мотивировалось невозможностью предугадывать развитие событий сформирование политических и экономических ситуаций в условиях непрерывных быстрых изменений в жизни российского общества. От прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов.

Вскоре, однако, оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению, многочисленным просчетам и ошибкам. Оказалось, что формирование номеров из материалов, доставляемых корреспондентами в редакцию «с колес» – в последний момент перед подписью полос в печать – препятствует выходу полноценных выпусков издания и снижает его конкурентоспособность. Это приводит к переосмыслению основ планирования редакционной деятельности и к стремлению использовать наиболее ценный опыт, накопленный прежде на этом направлении отечественной периодической печатью.

Этот опыт связан прежде всего с определением критериев, которыми руководствуются при составлении плана как конкретной программы деятельности редакции. Таких критериев три: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования.

Устанавливая объект планирования, решают, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опубликована в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Таким образом, редакционный план имеет содержательно-организационный характер.

Устанавливая субъект планирования, решают кто будет создавать план. Это, прежде всего сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом – основой работы всего коллектива. Такое общее планирование – важный компонент процесса руководства редакцией.

В роли субъекта планирования выступает секретариат редакции. Он формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы – газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана его индивидуального труда. Так, руководя процессом планирования в редакции, определяют кто, на каком уровне и для кого должен составлять планы.

Последний критерий – период планирования, т.е. время действия плана. Все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. В плане работы огромную роль играет временной фактор. В долгосрочном плане он определяет лишь период – перспективу. В других планах время конкретизируется – до определенных дат и сроков – сдачи материала, выпуска номера и т.д.

Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций. Несравненно конкретнее рабочие, особенно оперативные планы – недельный и отдельного номера. План отдела детализированное общередакционного плана. Как и недельный план редакции, он должен давать основу – информацию для реального задания журналисту, содержащего основные характеристики его будущего выступления.

Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов. Без такого контроля большая часть плана может остаться на бумаге или в памяти компьютера. А руководство редакции, в частности ее секретариат, рискует лишиться информации, необходимой для обеспечения процесса непрерывного планирования работы коллектива.

 

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.102 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь