Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. Билет №21 Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати



 

Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

6. Сатирический комментарий - комментарий фактов, событий, явлений, построенный на критике и высмеивании их недостатков (нелогичности, непоследовательности, глупости и т.д.).

 

“В истинной журналистике проводится четкая грань между новостями и комментарием. Сводки новостей не должны содержать мнение или предубеждение журналиста, а обязаны излагать тему со всех сторон”, — утверждает Кодекс этики США. Непременное разграничение фактов и комментариев установлено правилами Ирландии, Италии, Латвии, Польши, Швеции, России.

 

Разделение фактов и комментариев - это классический принцип англо-американской журналистики, который во все возрастающей степени находит себе приверженцев в других странах. Для этого в большинстве газет введены специальные редакционные полосы, где газета печатает свою точку зрения, не обязательно совпадающую с точкой зрения тех политиков, которых она цитирует, или тех аналитиков, статьи которых она публикует. Для того, чтобы четко разделить мнения и факты, многие телеканалы создают специальные политические ток-шоу, дискуссионные передачи, куда приглашают или ярких журналистов или ярких политических и экономических деятелей. Профессионализм западного журналиста заключается не в том, чтобы транслировать свои собственные взгляды, которые он формирует на базе доступной информации, а в том, чтобы выступать посредником между обществом и ньюсмейкером. Редакции исходят из того, что читатель хочет получить сырье для своих мыслительных усилий. Ему нужны факты, нужно топливо в печку, в которой переплавляется информация в его мировоззренческие, ценностные установки. Но не надо забывать, что аудитории нужны и мнения. Cамое удивительное, что полосы мнений тоже привлекают внимание, но - именно как мнения, которые дают позицию людей, важных для читательской аудитории. Журналист тоже может стать человеком, важным для аудитории, но его умозаключения должны следовать все-таки из тех фактов, которые он приведет вначале.

 

Факт рождает информационную журналистику и соответствующие жанры

Посмотрим, как подается факт в конкретных ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ .

Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Информация - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией.

Отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.
III. Билет №22 Очерк как жанр. Разновидность очерка.

Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать». Но, точность этого мнения установить трудно.

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В. Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно поэтому долго шли споры, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же – к документально-журналистским.

Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод. Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность.

Портретный очерк Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования3. Ибо это является исключительно важным моментом в жизни каждого человека. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.

Проблемный очерк Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения4. Это, естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.

Путевой очерк Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX в., стали А.С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), Н.И. Новиков («Отрывок путешествия в И***Т***»), А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.А. Бестужев («Поездка в Ревель»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»), И.А. Гончаров («Фрегат «Паллада»).

Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» – «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например, исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путевые очерки.

Авторы: - художественный очерк ("Записки охотника" И. С. Тургенева, изображающие крепостнические нравы в деревне; очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина, сатирически разоблачающие деградирующие дворянство и чиновничество; очерки К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Е. Я. Дороша, рисующие социальную и национальную характерность жизни разных мест России).

- публицистический очерк (очерковые циклы Г. И. Успенского "Крестьянин и крестьянский труд" и "Власть земли", изображающие и осуждающие разложение деревни с народнической точки зрения, или "Районные будни" В. В. Овечкина, выясняющие противоречия колхозной жизни в трудное послевоенное десятилетие)

- документальный очерк ("Тюкалинские страницы" П. Н. Ребрина)

Вся демократическая литература до 80-х гг. увлекалась О., и даже сатирические "обозрения" М. Е. Салтыкова-Щедрина и крестьянские поэмы Некрасова складывались композиционно из очерковых частей, объединённых единством их социально-политической "нравоописательной" проблематики. В дальнейшем все демократические писатели во главе с В. Г. Короленко, М. Горьким отдавали большую дань этому жанру.

В советской литературе и публицистике О. - весьма распространённый жанр; его стимулируют постоянно назревающие перемены, обновление в социальной, экономической, правовой, бытовой сферах жизни. Развивая различные содержательные и композиционные формы (особенно публицистическую), советские очеркисты в своих лучших произведениях совершенствуют и основную познавательную функцию очерковой литературы: пафос исследования, проблемности и разведывания жизни (например, "Тяжёлый характер" В. Ф. Тендрякова, "Дейнега остаётся... Очерки сельской жизни" Г. Г. Радова, "Шаги по росе" В. М. Пескова, "Вокруг да около" Ф. А. Абрамова, "Деревенский дневник" Е. Я. Дороша). Сейчас очерк распространен крайне мало.
III. Билет №23 Расследовательская журналистика как вид деятельности СМИ.

 

Журналистское расследование - прямая противоположность ежедневной рутинной работе в редакции. Получение первичной общественно значимой информации - главная цель. Потому что в его основе должна быть бесспорная фактическая информация, добровольно данная тем, кто имеет право предоставлять ее. В общем плане цели серьезного, социально важного журналистского расследования могут быть обозначены так: делать явной ту информацию, которая необходима, жизненно важна для народа, но от него скрывается; бороться со злоупотреблениями сильных мира сего; противостоять беззаконию, с тем чтобы изменялось к лучшему и все общество.

 

Цели журналистского расследования:

 

-необходимость установления истинных причин определенных событий

 

-достижение политического или экономического результата

 

-нравственное воспитание аудитории

 

-привлечение внимания аудитории

 

Предмет:

 

-разного рода события, существование которых пытаются скрыть от общества

 

-случаи коррупции;

 

-политические преступления;

 

-экономические преступления;

 

-экологические преступления;

 

-исторические тайны и т.п.;

 

-социально-бытовые преступления

 

Методы сбора инфы:

 

-наблюдение

 

-интервью и беседа

 

-работа с документами

 

-эксперимент

 

-криминолого-следственные методы

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь