Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политические идеи эпохи Возрождения и Нового Времени.



Одним из наиболее известных представителей Эпохи Возрождения является Никола Макиавелли, родом из Флоренции, юрист, служил долгое время при правительстве этого города-государства. Но когда во Флоренции власть перешла в руки династии Медичи, Макиавелли был заподозрен в измене и изгнан из города. Всю оставшуюся жизнь он посвятил оправданию себя. Результат – труд «Государь». Он был первый, кто противопоставил идею светского государства теологической концепции средневековья (государство не есть божественное, а есть земное). Главную роль в государстве играет государь (правитель), от действия которого зависит благополучие государства. Он впервые обращает внимание на политическую субъективность общества (общество может влиять на власть). Республика – наилучшая форма организации власти. Жан Баден. Идея о светском суверенном государстве.

Томас Мор. Известный утопист. Труд «утопия» - место, которого нет, 1516 г. В противовес разделению обязанностей. Томас мор предлагал заменить частную собственность общественной, так как именно в частной находился источник всех бед. Идеальное общество – общество всеобщего равенства, основанное на принципах аскетизма и грубой уравниловки во всех сферах, включая семейную. Сам понимал, что вряд ли возможно.

Гоббс, Томас. Был одним из первых мыслителей, кто задался вопросом происхождения государства, а так же отношения граждан внутри этого социального института. Период догосударственного развития человечества был периодом войны всех против всех, и государство таким образом есть результат общественного договора, когда граждане договорились о такой форме организации общества в обмен на безопасность. Гоббс называл государство «ночным сторожем», ведь его главная функция – защита естественных прав человека. При этом Гоббс считал наилучшей формой правления монархию. Поэтому он не пришелся по вкусу республиканцам.

Продолжателем идей Гоббса стал Джон Локк. Он считается основателем идеологии либерализма, той идеологии, которая отстаивает интересы нового слоя. который появился во времена революции (буржуазия). Он усовершенствовал теорию о естественных правах человека. Эти права каждый гражданин получает от рождения и они являются неотъемлемыми. Не считал государство идеальной формой организации общества. Первобытность – наиболее счастливый период. Поддержал идею об общественном договоре, но как государство может выполнять функцию ночного сторожа, если власть в одних руках. Поэтому разработал теорию разделения властей: механизм реализации политической власти по отраслям (сферам) когда каждая из ветвей власти уравновешивает другую (три ветви: законодательная (Палата общин в Англии – идеал), исполнительная (исполнение законов, суд), федеративная (занимается эксплуатацией). Значение теории Локка: механизм, в рамках которого достигается баланс интересов общества, государства. Причем Локк предусматривал возможность народного восстания против государства. Эту идею Локк считал в принципе не реальной и ужасной, потому что первично НЕ государство, а ОБЩЕСТВО. Свобода личности – неприкасаемая ценность.

Шарль Луи Монтескье (фр.). Родом из аристократической семьи, но под влиянием буржуазной революции создал теорию аристократической республики. Он признавал естественные права человека, но в отличие от английских мыслителей не совсем понимал реализации политической власти в простолюдинах. Допуск беднейших слоев к власти приведет к злоупотреблению. Поэтому власть в обществе осуществлять должна просвещенная аристократия. Лучшая форма правления – конституционная монархия, в рамках которой так же действует три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. То есть именно он стал мыслителем, который придумал универсальную форму разделения властей.

Эммануил Кант. Обосновал идею правового государства, в котором верховенство принадлежит писанному праву. Заслуга Канта в том, что установление правового государства он связывал с появлением гражданского общества, а так же нравственности.

Эту же проблему изучал Гегель. Он трактовал гражданское общество как систему политических институтов, которые действуют в интересах личности. По мнению Гегеля, государство – это сфера общественного интереса, а гражданское общество – сфера частного интереса. Понятие «индивидуализм» -- основной принцип взаимоотношений внутри гражданского общества, и общества с государством.

Французская буржуазная революция совпала с формированием буржуазной демократии в Европе, с индустриальным скачком и появлением новых политических проблем. Поэтому в политическую мысль приходит новая волна утопистов.

Сен-Симон, Фурье, Оуэн – эти мыслители в отличие от более ранних отказались от аскетизма, от уравниловки и разработали ряд теорий, которые в последствии были позаимствованы Марксом и Энгельсом.

Маркс и Энгельс. Позаимствовали идею о плановом хозяйстве, о распределении материальных благ в зависимости от результатов труда и идею о том, что государство в скором времени отомрет как политический аппарат. Еще при их жизни, полагали они. Основным положением теории марксизма является учение о классовой борьбе. Его суть: в результате общественного неравенства, неравного распределения материальных ценностей, идет постоянная борьба за власть. Политика – организованное насилие одного класса над другим. Государство – институт господства классов, а поскольку победит рабочий класс, государство не нужно, все социальные группы другие отомрут. В конце 18 века в лагере социалистов произошел раскол. Теория Марксизма включало ведение революционной борьбы, включающей насилие, то многие социалисты стали ее критиковать и разработали: основанная на эволюционном реформистском пути к социалистическому строю основатель этого направления Эдуард Бернштейн. Отец современной социальной демократию. По его мнению классовая борьба будет обретать мирные законные формы (в парламенте, на выборах) и будет способствовать врастанию социализма в капитализм. Поэтому он видел социализм не только как идею, но и как практику.

Именно в эпоху Нового Времени были заложены основы современных политических учений, которые предопределили развитие человечества в 20 веке. Именно тогда можно увидеть ростки современных идеологий: консерватизма, либерализма, социал-демократии, социализма.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь