Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Консультация для воспитателей.  «Произведения М. Пришвина в детском чтении».  «Произведения М. Пришвина в детском чтении»



 «Произведения М. Пришвина в детском чтении»

 

Подготовила воспитатель

Некрасова В.Г.

Серпухов 2014г.

 

Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился (1873- 1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени - в реальном училище, в Риге - в политехникуме, в Лейпциге - в университете. Получил специальность агронома.
Главная тема творчества - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
Заветная мечта - обрести своего Читателя, который сначала сам "поймёт,
а уж потом всем скажет".
Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.
Пришвин никогда не делил своё творчество на "взрослое" и "детское". "Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое", - утверждал писатель. Есть такое понятие - лирическая проза. Лирика - это когда автор вне сюжета, напрямую с читателем разговаривает. Нам привычней встречать это в стихах. Но недаром сам Пришвин называл свои пейзажные зарисовки в несколько строк поэмами. А как ещё назвать миниатюры вроде этой: "Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок". И вот ещё: "Лес берегами как руками развел, и вышла река".
Зарисовки Пришвина похожи на японские танки или хокку, в основе лежит то же пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства.
А сколько еще в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами - наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется - и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный своим разумом, добрый "сердечной мыслью", всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает - и принимает под свою защиту.
Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов - каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства "через посредство охоты" Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
   В своём дневнике в 1951 году Пришвин пишет: "Чувство природы есть чувство жизни личной, отражённое в природе: природа - это я. Труднее всего говорить о себе, от того так и трудно говорить о природе".
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.


Звери и птицы у Пришвина "шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат "; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам ("Золотой луг"); точно богатырь, выбивается из-под
листьев гриб ("Силач"); шепчет лес ("Шёпот в лесу"). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях ("Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки").
В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение - всё это воспринимается нами как прекрасное начало.
У детей формируется понятие о добре и зле, совести и чести.
Так, Пришвин в рассказе "Ёж" очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: "Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочку дам - съест".
Рассказ "Ребята и утята" учит маленьких слушателей быть добрыми и внимательными к живым существам: "И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: "До свидания, утята!" "
Также и многие другие эстетические категории вызревают в процессе общения с природой. Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе "Этажи леса" автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: "Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж". Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Здесь воспитателю важно помнить о значении книги для детей, о том, как она должна быть оформлена, какой материал содержать и какие вопросы решать. Если книга по-настоящему хороша, то в ней должны реализовываться познавательные, художественные и эстетические функции.
Таким образом, книга должна быть доступна до понимания и сознания ребёнка, должна удовлетворять его познавательные интересы, развивать мышление, память, воображение.
Рассматривая разные жанры, в первую очередь следует отметить рассказ. Рассказ основан на реальных событиях, он может содержать в себе повествование, описание, рассуждение. Например, в рассказе Пришвина "Пиковая Дама" показаны отношения между курицей и утятами, которых ей подложили. Для писателя это явилось интересным предметом для размышления, психологического анализа поведения курицы. Также есть у писателя цикл рассказов - "Рассказы егеря", где егерь беседует с рассказчиком. Особенно выделяются два рассказа из этого цикла - "Ёж" и "Гаечки", где описаны моменты из жизни синиц, а также наблюдения за ёжиком в квартире автора. Писатель подробно описывает жизнь животных - это даёт детям возможность увидеть животный мир, кроме того, узнать повадки зверей.
В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни.
Рассказ позволяет увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет. Понимание окружающего мира, его действительности также идёт через рассказ.

 В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах, в основном, для знакомства детей с природой используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе.
Пришвин считал, что птицы и звери, деревья и травы умеют разговаривать, есть у них свой язык.
Это бывает только в сказках? А вот и нет! "Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши - не слышим", - так писатель писал, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц - и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи и горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".
Книги Пришвина "Лисичкин хлеб", "В краю дедушки Мазая", "Золотой луг", - азбука природы. Многому она научит, многое объяснит.
Зимний лес. На снегу следы зверюшек и птиц. Ничего не сможете вы прочесть по этим следам, из рассказов Пришвина дети узнают о белочке, которая доставала свои запасы, припрятанные на зиму, о лисичке, которая пробежала к лесной речке водицы напиться. Есть в лесу и свой доктор - дятел. Дерево выслушал и "приступил к операции извлечения червя".
Любил МихаилМихайлович лес. Шёл он туда за открытиями: "Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался", - писал Пришвин . Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина.
Рассказы Пришвина очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует. Могут узнать, например, что можно грача научить разговаривать, а собак научить есть горох и многое другое. Дети многому могут научиться у героев произведений, таких как, например, Вася Весёлкин, который не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Услышав ложь, Вася Весёлкин "поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремлёнными" на лжеца. Такими должны быть все дети, именно этого хотел писатель, придумывая рассказ.
Одни рассказы могут понять все дети, а другие ещё могут не дойти до сознания ребёнка, поэтому, отбирая то или иное произведение, важно, чтобы оно соответствовало возрасту детей, удовлетворяло их интересы, было направлено на развитие воображения, мышления, памяти.
Совокупность жанров литературы позволяет решить эти педагогические задачи, причем, чем больше воспитатель будет обращать внимание на их решение при помощи всех возможностей определённого жанра, тем лучше.
Говоря об особенностях восприятия рассказа, следует отметить подлинность его содержания. В содержании заключён опыт, который может пригодиться в жизни; ситуации, в которые можем попасть мы, встречаются в содержании. Поэтому дети воспринимают серьёзно рассказ, принимают за образец поведение того или иного персонажа или отвергают его, предполагают, как поступил бы на его месте сам ребёнок.
Рассказ - это модель окружающего мира, его понимание строится на основании этого и воспитатель должен подводить детей к этому выводу.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе. Есть дети, которые наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробки насекомых, составляют букетики из цветущей земляники, отрывают бутоны для «угощения» куклам и т.д.). Наконец встречаются, способные жестоко относится к растениям и животным.
Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста - отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях, особенностях развития и их значимости. Жестокое отношение к природе - результат нравственной не воспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.
Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образы поведения, легко поддается внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. В своих рассказах М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе. А также через ознакомление детей с его произведениями мы даем детям природоведческие знания, которые способствуют формированию у детей бережного отношения к окружающему миру.
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно по этому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.
Детям органически присуща любовь ко всему живому, но внимание, наблюдательность, интерес их, конечно, нужно у ребёнка развивать и воспитывать - постепенно, последовательно, целенаправленно.
Ведь даже придя в лес, на луг, в поле, дошкольник не может охватить, вобрать в себя всего разнообразия жизни их обитателей.
Сделать это поможет ему книга. Основными задачами следует считать: ознакомление детей с природой, формирование любви и бережного отношения к ней.
Очень важно после прочтения рассказа о природе, понаблюдать в реальной жизни на природе о прочитанном. В этом случае процессы восприятия и понимания достигнут более высокого уровня.
Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликнется на неё, познавая образы художественной литературы.
Рассматривая формы работы с книгой, необходимо ориентироваться на возраст дошкольников.
Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

 

 

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

      детский сад комбинированного вида № 42 « Теремок»

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь