Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практическая работа № 7-8



Учебная дисциплина: Основы философии ОГСЭ

Раздел 2. Структура и основные направления философии

Тема 2.1. Методы философии и её внутреннее строение: этапы философии

Задачи:

Ø Составить сравнительную таблицу.

Ø Прочитать текст и ответить на вопросы.

Ø Провести самоанализ выполнения работы в соответствии с критериями.

Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса

Античная философия

Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима (VI в. до н.э. – V в. н.э.). Ее величайшим достижением была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческом достоинстве, о любви, о дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» познания – созерцания, наблюдение, тонкая умозрительность.

Античная философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя значительными идеями: идеей об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления – материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как

                  мельчайшей частицы вещества.

 Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

Нередко историки античной философии проводят границу между более ранним и более поздним античными философами, относя первых к «досократикам», а вторых – к сократическим школам. Этим подчеркивается действительно ключевая роль Сократа (V в. до н.э.) как философа, переместившего центр философского знания с проблем натурфилософии в область человекознания, прежде всего этики.

 

 

Идеи поздней античности (эпохи эллинизма) унаследовали гуманистическую мысль Сократа. Вместе с тем, глубоко переживая надвигающуюся гибель античной культуры, философы этого периода сделали несомненный шаг от сократовского рационализма в сторону иррационализма и мистики, что стало особенно заметно в философии последователей Платона – неоплатоники.

Философия средневековья

Философия средних веков (V – XV вв. н.э.) по духу и содержанию своему является преимущественно религиозной. В Западной Европе религиозная (христианская) философия обосновывала и укрепляла христианскую (католическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опираясь на могущество церкви, вела упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т. е с малейшими отступлениями от догм канонов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века нашей эры основные догмы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания – их стали почитать как «отцов Церкви», а их творчество стали называть патристикой.

 Одним из самых выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (IV – V вв. н.э.). Бог, по его мнению, - творец мира, и он же – творец, двигатель истории, смысл и предназначение которой Августин видел во всемирном переходе людей от язычества к христианству. Каждый человек несет полную ответственность за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку способность свободно выбирать между добром и злом.

Если Августин – яркий представитель раннего средневековья, то сложившаяся система христианской средневековой философии наиболее полно и значительно выражена в трудах Фомы Аквинского (XIII в.). Его философия – вершина схоластики. (Так стали к этому времени называть философию, преподававшуюся в школах и университетах.) ставя выше всех своих предшественников Аристотеля, Фома предпринял грандиозную попытку соединить, органически связать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т. е вера христианская.

В средневековой схоластике мы находим зародыш реальных проблем. Одной из них была проблема диалектики, связи общего и единичного. Существует ли общее реально? Или же реально существует только единичное, а общее – лишь мысленное отвлечение от реальных предметов и явлений? Признававшие реальность общих понятий составили направление реалистов, считавшие же общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление номинализма. Номиналисты и реалисты – предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь