Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемные» романы Диккенса. Особенности жанровых классификаций.



«Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт»— таково полное название романа Диккенса. В нем рас­сказывается о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей — дочери Флоренс и сына Поля, о смер­ти его первой жены и об уходе из дома второй — красавицы Эдит. Но это не «семейный роман», потому что с его страниц встает са­ма Англия, представленная множеством лиц и характеров, многообразием противоречий, контрастов, событий. Через семейные от­ношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии и ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. Здесь пока­зана связь и взаимодействие между отдельными сторонами и яв­лениями жизни, что свидетельствует о прекрасном знании ее ав­тором. Если свои прежние романы Диккенс строил как цепь сменяю­щихся эпизодов, то в «Домби и сыне» все устремлено к единому центру, с ним связано и подчинено раскрытию его сущности. Та­ким идейно-художественным центром романа становится фигура мистера Домби, особенности характера и денежные интересы ко­торого влияют на судьбы других людей. Он и сам ощущает себя ! центром вселенной. Впрочем, речь здесь идет не столько о Домби, сколько о фирме «Домби и сын». И это не случайно. В своих близ­ких Домби видит лишь послушных исполнителей его воли, покор­ных служителей фирмы. Он и сам уже давно перестал быть че­ловеком, а превратился в деловой механизм. Если что-то и спо­собно пробудить его интерес, то это — деньги. Лишь богатство спо­собен он ценить и уважать. Домби лишен внутреннего тепла, он источает холод. В его мрачном доме царит атмосфера леденящего холода. Используя прием гиперболы, Диккенс с присущим ему мастерством разви­вает тему «холода», раскрывая суть такого явления, как Домби. Это типично английский буржуа с присущим ему снобизмом, стрем­лением проникнуть в аристократическую среду, презрительно от­носящийся ко всем, стоящим ниже его на общественной лестнице. Он самоуверен и чопорен. Домби не замечает страданий и слез своей дочери. Он относится к Флоренс как к «фальшивой монете, которую нельзя вложить в дело». В его окаменевшем сердце не получают отклика обращенные к нему слова, в нем «не было ни намека на нежность или жалость. Не было ни проблеска интере­са, отцовского признания или сочувствия». В своем маленьком сы­не он не видит ребенка. Для него Поль — наследник и продолжа­тель «дела». Слабый и нежный ребенок, нуждающийся в заботе и ласке, разлучен с любящей его Флоренс и определен в пансион «превосходной людоедки» миссис Пипчин, а потом в школу чу­довищного мистера Блимбера. Поль погибает. Уходит из дома Домби его жена Эдит, чью любовь, покорность и преданность, чью красоту он надеялся приобрести за деньги. Гордая Эдит не поже­лала стать жертвой торговой сделки. Дом отца покидает и Фло­ренс. Уверенность Домби в несокрушимости его могущества ру-' шится. Он остается в одиночестве. Нравственно-эстетический идеал Диккенса связан с людьми, противостоящими миру Домби и «имеющими сердце». Это кочегар Тудл — «полная противоположность во всех отношениях мистеру Домби», его жена миссис Тудл, капитан Катл, Уолтер Гей, горничная Сьюзен Ниппе,р, Сол Джиле, неле­пый, смешной и бесконечно добрый мистер Туте. В среде этих лю­дей, которым чужда алчность, но свойственно чувство собственно­го достоинства, доброта и отзывчивость, Флоренс находит приют и понимание. А те, кто «не имеет сердца» или подавляет в себе его порывы, противостоят Флоренс и ее окружению. Это майор Бегсток, миссис Пипчин, Каркер и Блимбер, миссис Чик. Мир Домби противопоставлен в романе миру простых людей. Это имеет вполне определенный социальный смысл, и вместе с тем такое противопоставление основано на свойственном Диккенсу представлении о прекрасном как о единстве правды, добра и люб­ви. Утверждаемый в романе нравственный идеал объединяет в се­бе черты социального и эстетического идеала писателя. Роман имеет счастливую концовку. Домби становится любя­щим отцом и добрым дедушкой. Насколько убедителен такой фи­нал? Закономерно ли такое превращение? Вряд ли. Но, исходя из общей концепции творчества Диккенса в период создания рома­на «Домби и сын», он объясним. В предисловии ко второму изда­нию книги Диккенс писал о неоднозначности характера Домби: «В мистере Домби не происходит никакой резкой перемены ни в этой книге, ни в жизни. Чувство собственной несправедливости живет в нем все время». Характер Домби лишен одноплановости. Домби эгоистичен и одинок, он горд и жесток, но его страдания, связанные с потерей Поля, велики, а неизбеж­ность возмездия, которое постигнет его, предсказана задолго до развязки. Предсказание прядущего звучит в словах, звучащим лейтмотивом в тексте романа: «Ему суждено вспомнить об этом в той самой комнате в грядущие годы. Дождь, льющий по крыше, ветер, стонущий снаружи, быть может, предвещали это своим на ланхолическим шумом. Ему суждено вспомнить об этом...» В романс «Домби и сын» выражена мысль о том, что развиваю­щаяся буржуазная «механическая» цивилизация убивает человеч­ность. Антигуманный характер общества, основанного на власти золота, проявлятся в эгоизме Домби, жестокости и лицемерии Каркера, в бездушии миссис Чик. Понимая неотвратимость происходящих перемен, Диккенс создает вместе с тем зловещий образ железной дороги и мчащегося по ней поезда — торжествующего чудовища, несущего смерть.В романе «Домби и сын» могучая сила творческого воображе­ния писателя соединилась с художественным анализом жизни со­временного ему общества, романтический полет фантазии слился с мощной силой реалистического изображения действительности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь