Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характер конфликта и принципы создания образов в романе «Домби и сын»
Мистер Домби – богатый лондонский купец, предприниматель, но его служба в романе на заднем плане. Зато на первых же страницах Диккенс обнаруживает противоестественность в отношениях мстра Домби и его детей, этим ненормальным отношениям противопоставлено семейство Тудлей, нежные чувства отца и детей в доме напротив. В центре романа – сам мистер Домби. Автор испытывает к нему смешанные чувства, он отмечает в нем холодность, замкнутость, у него есть дочь Флоренс- нежный чуткий ребенок, но она напрасно ждет любви. Маленький сын Поль- притязания к нему отца являются невыносимыми для Поля, он пытается воспитать в нем партнера, наследника. Поль умирает. Многие главы посвящены войнам, которые ведутся Домби со второй женой Эдит, она надменная красавица, пытается борься против своего положения. Высокомерная, жестокая. Источник, который питает извращенное отношение отца к детям- деньги. Все в доме Домби подчинено власти денег. Семейная тема имеет не только этическое освещение, но и социальное, в романе есть положиетльные герои, это те, кто живет сердцем, это добродушная кормилица Поля – миссис Ричардс, в семейтсве Тудлей- Полли Тудли, у нее много детей. Бедность, но ласка и тепло царят в их доме. Те, кто живет сердцем и есть английские чудаки. Симпатии автора на стороне того, кто живет сердцем: нянюшка Тутс в пансионе. Внешний облик неприменно комический, поступки наивные, проникнутые теплотой. Флоренс Домби – нежный цветок, в ее судьбе сплетаются силы добра и зла. 30.Романтическое и реалистическое в «Рождественских рассказах» Диккенса
Диккенса волновал вопрос о путях усовершенствования общества. Не разделяя устремлений чартистов, он предлагает свою программу нравственного перевоспитания власть имущих, веря в возможность их морального перерождения. Однако существование классовых противоречий для него вполне очевидно и желание помочь людям велико. В среде простых людей находит он подлинную человечность, доброту и отзывчивость. Убеждения Диккенса— их сильные и слабые стороны — отразились в его произведениях 40-х гг. Это проявилось в цикле «Рождественских рассказов», наибольшую известность среди которых завоевали «Рождественская песня в прозе», «Колокола» и «Сверчок за очагом». Используя традиционную форму святочного рассказа, в котором обыденное переплетается с волшебным и фантастическим, Диккенс поставил в этих произведениях важные проблемы о положении народа и социальной справедливости. В рассказе «Колокола» впервые в творчестве писателя появляется образ рабочего, который не может молчать, сталкиваясь с несправедливостью. Трудолюбивый и честный Вилли Ферм произносит речь в защиту бедняков. Но его протест — это апелляция к хозяевам, выражение надежды на их отзывчивость. В «Рождественской песне в прозе» создан великолепный по силе воздействия на читателя образ скряги Скруджа. Скрудж воплощает в себе эгоизм, скаредность, бессердечие буржуазного дельца. Он замкнут в кругу интересов своей конторы и денежных дел. Его "жизнь проходит в одиночестве, но Скрудж вовсе не. страдает от этого. «Это был не человек, а кремень. Да, он был тверд .: холоден, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрытный, замкнутый, одинокий — он прятался как устрица в свою раковину». Он проводил дни в холодной конторе, а вечера в своем холодном доме. «Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос... Он всюду вносил с собой эту ледяную атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полградуса даже на веселых святках». Но вот в рождественскую ночь происходит нечто удивительное: к Скруджу являются три Духа времени — прошлого, настоящего и будущего. Они показывают Скруджу всю его жизнь от детства до самой смерти в холодном одиноком доме. Под влиянием увиденного скряга Скрудж преображается в доброго и отзывчивого дядюшку Скруджа, который, купив индейку, отправляется в дом своего племянника на празднование рождества. Ему и самому становится хорошо и радостно от происшедших в нем перемен.
31. Особенности сатирического повествования в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». Игровое начало в произведении. 32. Антитеза в системе образов в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». 33. Функция авторского комментария в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». Уильям Мейкпис Теккерей создал на англ языке роман нового типа, в котор перед читателем встает задача самому решить проблемы. Смену исторических формаций приравнивал к смене маскарадных костюмов, развитие общ-ва – движение по кругу. Воззрения определены скептицизмом и фатализмом. Творческие принципы – игра и гротеск (изображ грубых сторон жизни)+двойственность, идея маски, персонажи многолики. Беки Шарп – то действия, то нравиственные связи с Ярмаркой Тщеславия. Точный перевод «Ярмарки тщеславия» - «Ярмарка житейской суеты», где продаются любые товары. Почти все герои подчиняют свои действия практическим целям, котор сводятся к деньгам. Повествование ведет не автор, а Кукольник, за ширмой представления скрывается реальная жизнь. Роман социально-психологический. Героиня – Беки, так как самый яркий характер в романе. Множество эпизодических героев, родословные и их истоки (часто из низов). Жизнь персонажей с 1812 по 1832, см есь исторического (битва при Ватерлоо) и личного (смерть и измены). Три основных сюжетных линии, семьи Седли, Осборнов и Кроули. Беки вхожа везде. Изменения в ходе романа терпят только Родон Кроули (утрачивает легкомыслие и станов мягче) и Ребекка. Мотив несчастного случая в жизни Ребекии. Герой романа – Доббин – может противостоять обычаям Ярмарки. Не викторианский по сути роман завершается в духе викторианства: Доббин женится на Эмили, Ребекка не плохо устраивается, сын Кроули получает наследство тетки. Все произв пронизывает Ирония и появл она на всех уровнях. Теккерей прибегает к лейтмотивам, изображая сущность хар-ра: большие ноги Доббина, зеленые глаза Беки. «Ярмарка тщеславия» завершает 2пер. творчества Т. Создавалось в напряженный истор. период, обусл-й развитием революц. движ. на континенте. ром. нач. публик-ся отд. выпусками с 47 г. До сих пор читатели «Панча» знали его автора как пис.-пародиста, зло и остроумно высмеивающего высокомерн. и презрит. снобов. Ром. закрепил за Т. имя замечат. реалиста, воссозд-го нравы и обычаи англ. об-ва, анализ-го хар-ры людей без пристрастия и тенденциозности. Подзаголовок «Роман без героя». Замысел - показать негероич. личность, нарис. соврем. нравы верхн. слоев средн. класса. Показ. события 10летн. промежутка 10-20-х годов XIX в. Картина об-ва того вр. символич. назв. «ярмаркой тщеславия», объясн-ся в нач. главе «Зд. увидят зрелища самые разнообр.: кровопролитн. сраж-я, величеств. и пышн. карусели, сцены из великосветск. жизни, из ж. оч. Скромн. людей, любовн. эпизоды д/чувствит. сердец, а т. комич., в легк.жанре,- все это обставлено подходящ. декор-ми…». События происх. в разн. Гор-х Европы, в них участвует множ. лиц, относ-ся к разл. слоям об-ва. Каж, время в ром. значит. длиннее отведен. 10летия. Чит-ль посвящ. во все тайны гл.и второст.героев. 2 сюж. линии. 1 - Эмилии Седли, 2 - Бекки Шарп. На к-то вр. их жизни пересек-ся, потом расх-ся, чт. вновь сойтись. Снач. Э. произв. впеч-е положит.героини: приветлива, добра, заб-ся о подруге, забывает о род-лях. Даже после смерти мужа она не замеч. благородн.поступков влюбл-го в нее Доббина. Бекки – противоп-ть, сразу поражает цепкой хваткой, честолюбием, ловким и изворотл.умом. Обаятельна и приветлива, но глаза и улыбка мог. обмануть неопытн. ч-ка. После смерти отца плачет не от горя, а от сознания, что ост. нищей. Постоянно ощущ. один-во, ведь ей в одиночку прих-ся бороться за св.счастье. Вот почему надевает маску лицемерия и носит ее до к.св.дней, даже когда стан.уважаемой почтен. дамой и заним. благотв-ю. Об-во относ.к ней враждебно => ее качества. Повествуя о судьбах героинь, Т. им. п/д соб.образец нравоописат.ром. хар-ры тесно связ.со средой, с усл-ми, в кот. они живут. Т. заботится, чт. хар-ры героев при их относ. условности не производ. впеч-я надуманных, а б. выпис. на мастерски воссозд.фоне соц.-ист. дей-ти 1тр. 19в. Этот структурообр-й элем. романа подчин. различн. пласты повеств. линий. Характер изображения то лирич., даже сентиментальн., то иронич. и даже резко сатирич. Т. сохран. принцип двуплановости дей-я, не забыв. упомянуть о судьбе Б. и Э. Сатирич. маст-во Т. прояв. в созд. групповых портретов и массов.сцен. Разн. семьи, соц. среды – сем. Питта Кроули, аристократич. особняки, в кот.попадает Б., военно-чиновн. среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазия, частн.пансионы и учебн. зав-я. Обрамляющая комп-я (аллегорический символ ярмарочн.предст-я) подчерк. значит-ть и типичность происх-го в ж., где над всем царит ярмарка тщеславия: «Ах, кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено». Концовка подчеркивает ед-во и целостность комп-ии, глубину авт. замысла. 35.Готическое начало в романе Э. Бронте «Грозовой перевал» . Эмили Бронте – только один роман «Грозовой перевал». Сложно переплетаются черты «готического романа» 18 века с мистикой (привидения Кэтрин и Хитклифа – любящие сердца соединяются после смерти) и ситуаций с реалистич объяснением возникновения разных черт в личности. Проблемы наследственности и темперамента. Хитклиф – найденыш, злость от замужества Кэтрин, месть всем и вся, которая заканчивается только с его смертью, и в итоге побеждает добро и любовь, усадьбы соединяются. Сатанинское начало даже во внешнем облике – горящие глаза, черные волосы, темный цвет кожи, морщины и темные круги вокруг глаз. Любовь Хитклифа и Кетрин сближает роман с романтич произведением, и даже реализмом. Реализм в передачи событий и композиции романа. Много рассказчиков – много точек зрения на события: служанка Нелли Дин, слуги Джозефа, рассказчик Локвуд. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы