Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Й блок. Образцы работы над ошибками. Повествование-рассказ. Повествование-рассказ



У меня есть собака Тузик. Она очень умная, пушистая и красивая. Она за мной ходит на прогулку. Она охраняет наш двор. Она очень умная. (Несколько раз неуместно повторяется местоимение «она». Дважды повторяется мысль о том, что собака «умная». Все это делает речь однообразной, разрушает ее богатство). – Один из возможных вариантов откорректированного текста: У нас дома живет собака Тузик. По ночам она охраняет двор, а днем ходит со мной на прогулку.

Тузик – умная собака и очень красивая.

Пугачев отправляется в Оренбург. Пугачева разбивают, но Пугачев убегает. Он набирает народ в заводах и фабриках. Он опять идет на Оренбург, его на этот раз поймают и казнят. (Казалось бы, в отрывке нет слов, не свойственных русской речи, но возникает некое ощущение нецелесообразности использования языковых средств. Во-первых, в одном и том же предложении три раза повторяется фамилия Пугачева. Во-вторых, синтаксические конструкции слишком однообразны, тем более, если учесть, что учеником обрисован достаточно продолжительный период. В-третьих, текст пересыщен глаголами, которые стилистически приближают отрывок к разговорной речи. Таким образом, нарушается стилистическая целесообразность речи и разрушается ее богатство). – Один из возможных вариантов откорректированного текста: Пугачев отправляется в Оренбург, где его разбивают. Ему удается бежать, и он снова набирает войско, чтобы идти на Оренбург. В этот раз он терпит поражение. Самого его ловят и отправляют в Москву, чтобы казнить там.

Какими же свойствами, способствующими применению объяснительного метода, обладают подобные информационные модели?

Во-первых, материал непосредственно в моделях членится на блоки, компоненты и элементы как нечто уже неделимое. Все это дает возможность объяснять материал «порционно»: идти от значения к формам выражения, затем к уровням, на которых реализуется то или иное коммуникативное качество. Во-вторых, фиксируется зависимость между различными частями модели: это облегчает и процесс объяснения материала, и его восприятие. В-третьих, объединение разнородного, на первый взгляд, материала в информационную модель позволяет систематизировать его, подводя учащихся к определенным выводам.

Что же касается терминов, зафиксированных в моделях и объясняемых в толковой части предлагаемых терминологических словарей, то здесь и в самих словарных статьях, и при объяснении значения терминов, в первую очередь, используется объяснительный метод, хотя термины можно изучать и другим способом (например, определяя их значение через контекст).

В связи с применением объяснительного метода возникает проблема доступности предлагаемых учебных словарей по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста. Может быть так, что материал окажется сложным, превышающим возможность его усвоения учащимися.

Общепризнанной является концепция, согласно которой доступность есть соответствие сложности учебного материала познавательным возможностям учащихся в динамике их развития. То есть учитываются не только наличные возможности учащихся, но и те, которые лежат в зоне их ближайшего развития. В связи с объяснением доступности следует обговорить понятия «сложность» и «трудность». Так, сложность связана с объективными характеристиками учебного предмета, а трудность – с подготовленностью учащихся к усвоению этого материала. Например, сложность материала по стилистике заключается в самом существовании стилистического феномена, но тем не менее при определенной интерпретации материала, в частности, при помощи информационных моделей нащупываются основные компоненты структуры стиля, обнаруживаются связи между компонентами. Наглядность модели снижает степень сложности материала, делая его более доступным. Трудность усвоения снимается за счет постепенной подготовки учащихся к восприятию системы языка в ее функционировании. Так, в области стилистики сначала изучается стилистическая окраска отдельных слов, затем стилистические особенности синтаксиса, прорабатываются тексты разных стилей и только к X классу информационные модели функциональных стилей даются в полном объеме, хотя элементы опережающего изучения возможны и на более ранних этапах – в VIII-IX классах. Все зависит от уровня подготовленности класса в целом и отдельных учащихся.

Что касается нормативно-стилистического словаря, то здесь тоже при изучении материала, вошедшего в него, соблюдалась этапность усвоения. Вначале – в V классе – давалась схема образования слов (медведь – медвежонок, мышь-мышонок и т.п.). Затем по мере изучения стилистических ресурсов русского языка материал наслаивался на схему: в V-VI классах добавлялись представления о стилистических окрасках, в VII-VIII классе – представления о синтаксических особенностях употребления производных слов. Окончательно лингводидактическая схема того или иного СТ разворачивалась только к восьмому классу.

Таким образом, применение объяснительного метода связано с учетом уровня подготовленности учащихся, их возраста, этапа изучения материала. Именно за счет учета подобных факторов было достигнуто такое описание материала в учебных словарях, которое характеризуется определенной целостностью и обозримостью материала по составу, связям. Что касается фактора времени, то здесь могут быть свои варианты, так как словари не «привязаны» к конкретному количеству часов, в отличие от разделов учебника, поэтому количество времени его использования на уроках может регламентироваться учителем. Во внеурочное время все зависит от конкретных интересов учащихся и от уровня их подготовленности.

Наряду с указанными выше методами, применялся также коммуникативный метод изучения материала при помощи учебных словарей. Его применение предполагает моделирование речевых ситуаций, в которых порождается речь. Они (речевые ситуации) моделировались по-разному: при помощи типовых ситуаций общения, включенных в информационные модели функциональных стилей, текстов, при помощи материалов, приведенных в связи с описанием лингводидактических схем СТ. Например, после анализа повествования – рассказа «Шутник» – учащимся было предложено составить диалог, применив различные элементы разговорного стиля. То есть учащиеся перенесли текст из одной ситуации общения в другую.

Здесь приводятся материалы, связанные с анализом текста и составлением диалога по тексту.

Вначале дается текст, затем вопросы для анализа и ответы по ним. И наконец, приводятся работы учащихся.

Повествование-рассказ

Шутник

Вели мы на побережье Охотского моря геологическую съемку. Весь отряд – два человека. И дом, и пища, и уют – все на себе. Ни лошадей, ни оленей, ни, конечно, вездеходов у нас не было.

Идем мы маршрутом и вдруг замечаем, что кто-то вроде бы выслеживает нас. Для себя решили твердо – зверь.

А назавтра то же самое.

Решили мы устроиться на ночлег в маленькой, заставленной отвесными скалами бухточке. Поставили палатку, поужинали, но только прилегли, как вдруг грохот. Вылезли из палатки и смотрим вокруг. Все тихо. Стоит лунная ночь. Море замерло. Ни веточка не хрустнет, ни птицы не вскрикнут.

Притаились мы за большим валуном. Прошло минут пятнадцать.

На вершине скалы кто-то не то пошмыгал, не то покашлял.

Вижу: поднимает кто-то камень и толкает его вниз. Грохот. Эхо. Звенит каждая галечка на россыпи. И вот ясно различаю, что медведь вытянулся на скале и заглядывает вниз. «Дескать, почему молчат, почему из палатки не выскакивают?» Завозился, завозился и вот уже прет к краю громадную глыбу.

Тут я не выдержал и закричал:

– Что ж ты, пакостник, делаешь! – Да галечником в него. Как ветром сдунуло со скалы. Ночь проспали спокойно, а наутро он нас уже не преследовал. Обиделся. (Из журнала «Смена»).

1) Охарактеризуйте ситуацию общения, в которой возник рассказ «Шутник». (Герои рассказа стали очевидцами интересной истории. Им захотелось рассказать обо всем на страницах журнала «Смена». Они написали заметку, основная задача которой – проинформировать читателей о необычных повадках медведя. Текст, таким образом, выполняет познавательную функцию).

2) Охарактеризуйте структурно-композиционные части рассказа.

(Рассказ построен обычно. Используется традиционная схема сюжета. Первая часть рассказа – это предыстория. Автор описывает обстановку, в которой происходило действие: указывается на время, место происшествия. С первых строк он вводит в свой рассказ основных героев повествования: членов экспедиционного отряда и невидимку, который их «преследует»).

События разворачиваются на побережье Охотского моря. В течение двух дней кто-то вроде бы выслеживал героев. На вторую ночь герои обнаружили медведя и закричали на него. Наступает развязка: зверь убежал и больше их уже не преследовал. «Обиделся!» – так неожиданно и интересно комментирует автор реакцию медведя.

На протяжении всего повествования наблюдаются три основных плана текста:

а) фоновый (описание обстановки, в которой происходит действие: описание побережья, далее – бухточка, в которой герои решили переночевать на вторую ночь и т.п.);

б) сюжетный (действие развивается на протяжении всего рассказа: в нем можно выделить все традиционные элементы повествования: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку);

в) авторский план текста (каждая структурно-композиционная часть включает авторские пояснения, комментарии, оценку событий, состояние героев, природы).

3) Какие языковые средства использует автор? (В рассказе употребляются глаголы, отражающие развитие действия в определенной временной последовательности. И что важно: в первом абзаце, там, где автор знакомит нас с героями, глаголы опущены: используются односоставные предложения, а также двусоставное, в котором подлежащее и сказуемое выражены идентично.

В одном из абзацев, где описывается ночная природа, используются глаголы, но они обозначают состояние природы, а не ее движение, развитие. Например: Стоит лунная ночь.

Можно отметить также сменяемость видо-временных форм глагола: настоящее время чередуется с прошедшим, что создает динамичность повествования, его особую выразительность.

Набор синтаксических конструкций в рассказе многообразен. Здесь простые предложения, сложные, с прямой речью. Сами простые тоже достаточно разнообразны: по цели высказывания – повест., вопр.; по интонации – воскл., невоскл.; по наличию главных членов – двусост. и односост.; по наличию необходимых членов – полн., неполн.; по наличию осложняющих членов (осложн., неосложн.), по наличию второстепенных (распр., нераспр.). По стилистической окраске здесь наряду с нейтральными конструкциями выделяются разговорные (Как ветром сдунуло с горы). Можно отметить предложения с экспрессивной окраской, в которых экспрессивность создается по-разному: за счет обратного порядка слов, за счет употребления односоставных предложений. Порой назывные предложения создают целую образную картину: Вижу: поднимает кто-то камень и толкает его вниз. Грохот. Эхо. В целом весь комплекс синтаксических средств срабатывает на раскрытие интересного в самой жизни.

Разнообразна лексика рассказа: термины (геологическая съемка, маршрут), большой пласт нейтральной лексики (замечать, решить, ночлег и т.п.), на ее фоне – разговорные слова, иногда даже грубоватые по своему звучанию (прет глыбу, пакостник и т.п.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь