Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Схема описания – характеристики



I . Ситуация общения:

1) ориентированность на получателя информации;

2) задачи общения: а) информирование; б) выражение мнения (оценка);

3) функция общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная.

II . Структурно-композиционные части:

1) черты характера;

2) биографические данные;

3) наклонности;

4) интересы;

5) особенности портрета как один из компонентов характеристики.

III . Языковые средства:

1) односоставные предложения номинативного типа;

2) однородные приложения; однородные определительные конструкции;

3) обстоятельственные слова, видо-временные формы глагола-сказуемого, именное сказуемое, используемые для перечисления постоянных и временных признаков объекта.

После выполнения указанных заданий учащимся предлагается сконструировать учебный текст, в котором объясняется, что такое характеристика.

Примерный образец составленного учебного текста по теме «характеристика».

ХАРАКТЕРИСТИКА. Один из видов описания, в котором говорится о чертах характера. В характеристику автор включает биографические данные описываемого им героя литературы или товарища по работе, учебе, указывает на его наклонности, характеризует его интересы. Здесь даются сведения об общественном положении героя, его характере, говорится о его мыслях, душевных порывах, нравственных исканиях, о его симпатиях и антипатиях, удачах и неудачах, о его достижениях, борьбе. Как один из компонентов характеристики могут выступать особенности портрета. Характеристика обычно выполняет ценностно-ориентировоч-ную функцию. Элементы оценки в ней могут быть представлены настолько сильно, что она из сочинения описательного характера может преобразовываться в сочинение типа рассуждения. Все это создает особые условия отбора языковых средств, а именно: здесь можно встретить разнообразные средства: односоставные предложения номинативного типа, характеризующие героя в статике; видо-временные формы глагола, рассказывающие о событиях в жизни героя; усложненные синтаксические конструкции, описывающие различные проявления характера героя и т.п.

Затем учащиеся знакомятся со словарной статьей «характеристика» и делают выводы о том, что ими было упущено при составлении развернутого определения. Если их ответ шире и глубже, чем словарная статья, учитель оценивает это, поощряет их.

Наиболее увлеченные теорией языка учащиеся могут написать лингвистические сочинения по изучаемому материалу. Но, на наш взгляд, подобная работа сугубо индивидуальна. Доклад на лингвистическую тему, например, – это вид работы, приемлемый для большинства учащихся, но задание «написать лингвистическое сочинение» по той или иной теме во время эксперимента мы давали дифференцированно, понимая при этом индивидуализацию обучения в прямом смысле этого слова: индивидуализация как развитие индивидуальных способностей конкретного ученика, которые в корне могут отличаться от способностей его одноклассников.

Мы заострили внимание на данном вопросе потому, что в школьной практике зачастую индивидуализация обучения понимается как сглаживание различий между учащимися для достижения всеми одинакового уровня знаний, развития. Но реально уравнять учащихся можно только при ориентации на менее развитых учеников, в результате чего тормозится развитие детей с более высокими потенциальными возможностями. Учебные словари, наряду с вариативными учебниками, различными видами справочников, дополнительной литературой, помогают наиболее сильным ученикам развить лингвистические наклонности, максимально реализовать свои потенциальные возможности.

Одним из приемов работы, характерным для комплексно-процессуальной методики, является формулирование значения терминов на основе информационных моделей. Рассмотрим этот прием на примере работы с информационной моделью художественной речи в десятом классе.

Художественная речь

I . Ситуация общения:

1) общение со многими людьми через художественные произведения;

2) основные функции художественной речи: эстетическая и коммуникативная;

3) основные задачи речи: нарисовать живую, образную картину; передать читателю чувства, переживаемые автором, вызвать в душе читателя отклик на содержание произведения.

II . Стилевые черты:

1) конкретность;

2) образность;

3) эмоциональность.

III . Языковые средства:

1) средства, помогающие выразить конкретность высказывания:

– конкретная лексика;

– ед. и мн. ч. существительных в конкретном значении;

– глаголы сов. в. как более конкретные по сравнению с глаголами несов. в.;

– личные местоимения в конкретном значении;

2) языковые особенности, обусловленные образностью художественной речи:

– употребление слов в переносном значении;

– обыгрывание многозначности слова;

– использование синонимических средств всех языковых уровней;

– синонимия глагольных времен;

– глаголы с приставкой за- со значением начала действия;

– полные прилагательные в художественных описаниях;

– краткие прилагательные;

– предложения с однородными членами в описании и повествовании;

– сложноподчиненные предложения в рассуждениях;

– диалоги, прямая речь при создании живых, образных картин;

– периоды;

– противопоставление (антитеза);

3) языковые средства, передающие эмоциональность автора, направленную на контакт с читателем:

– интонация живой речи в связи с речевой характеристикой персонажей (выражение желания, побуждения, повеления, просьбы);

– эмоционально-оценочная лексика;

– торжественная лексика, разговорная, фамильярная;

– предложения вопросительные, побудительные;

– восклицательные предложения;

– обратный порядок слов (инверсия);

– односоставные предложения;

– прямая речь;

– несобственно-прямая речь;

– повторы на разных языковых уровнях.

Вначале информационная модель рассматривается в целом. Определяются ее компоненты, отмечаются связи между ними, перечни терминов, связанные с тем или иным компонентом ядерной структуры учебной модели.

Как и другие информационные модели функциональных стилей, данная модель является трехкомпонентной. Взаимосвязи ситуации общения со стилевыми чертами и соответствующим набором языковых средств прослеживаются непосредственно в модели. Кроме того, название каждого компонента создает терминологическое миниполе, на основе чего возникают типовые формулы толкования терминов:

1) Эстетическая функция – одна из основных функций художественной речи …;

2) Образность – одна из основных стилевых черт, обусловленных эстетической функцией художественной речи …;

3) Конкретная лексика – одно из языковых средств художественной речи, выражающее конкретность в художественном тексте … .

Учитывая подобные свойства информационной модели, предлагаем учащимся сформулировать значения представленных в модели терминов и терминологических словосочетаний, а затем сопоставить собственные формулировки с определениями, данными в «Учебном словаре стилистических терминов для учащихся старших классов».

В результате работы на выходе появляются словарные статьи, отражающие специфику функциональных стилей, в том числе в художественной речи.

Например:

АНТИТЕЗА. Стилистический прием противопоставления понятий, положений, образов, состояний, гипотез, предметов и т.п. А. применяется в художественной, публицистической, научной, разговорной речи. В разных стилях она выполняет разные стилистические функции. В художественном высказывании она направлена на создание образности, эмоциональности: И мира нет – и нет нигде врагов; Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь – и в небесах витаю; Всем в мире чужд – и мир обнять готов. (Ф. Петрарка). В публицистической речи антитеза направлена на более тщательный анализ фактов из жизни общества, страны: Этот рассказ суров, но славен. Огромные сокровища хранил в себе некогда нищий, болотный край. (Из календаря). В научном стиле различного рода противопоставления направлены на доказательство научного положения: Организмы не существуют в природе изолированно. Они вступают в сложные и разнообразные взаимоотношения. (В. Корсунская). Противопоставления зачастую могут оформляться как простые или сложносочиненные предложения с противительной связью: Мы его ждали, а он не пришел; Лучше скажи мало, но хорошо. (Посл.). С точки зрения культуры речи, А. формирует выразительность, богатство, логичность речи.

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 1. Предложение, в котором содержится вопрос. 2. Синтаксическая единица, классифицируемая в зависимости от цели высказывания. 3. Синтаксическое средство языка, употребляемое в различных стилях: научном, разговорном, художественном, публицистическом. В научной речи – это прагматические вопросы, создающие особую выразительность научного высказывания, направленную на доказательство определенной мысли, выдвигаемой гипотезы: А на каких же основаниях разделяются указанные «пары» стилей? (М.Н. Кожина). В художественной речи вопросительные предложения используются для выражения эмоциональности, в разговорной – в коммуникативных целях. В публицистических произведениях они служат созданию экспрессивности: Хорошо ли нашим людям здесь? Легко ли им? Очень трудно. Жара летом 40 градусов … в заманчивых лесах много опасного: змеи, рыси, тигры. (По В. Николаеву). В.п. связано с такими коммуникативными качествами речи, как: выразительность, логичность. Чаще всего оно используется в рассуждениях и повествованиях.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение, в котором выражение основного содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего, связанного с этим содержанием и передаваемого посредством особых слов (междометий и пр.) или восклицательной интонации: Какая низость!; Куда как хороши! В.п. употребляется в художественной, разговорной, публицистической речи, иногда научной. В художественной речи В.п. усиливает эмоциональность: … вот ведь каким салютом встретил их Север! (А. Аграновский), в публицистической – страстность, призывность: Дорогие наши товарищи! Любимые наши братья! Славные героические защитники Москвы! Примите горячий привет от комсомольцев и молодежи столицы. (Из «Детской энциклопедии»). В.п. связано с реализацией в тексте следующих коммуникативных качеств: выразительности, богатства, уместности.

ГЛАГОЛ. 1. Часть речи, выражающая действие или состояние как процесс. Глагол обладает рядом морфологических категорий: временем, числом, видом и т.п. 2. Одно из языковых средств, входящее в стилистические ресурсы морфологии и используемое в различных стилях. В художественной речи Г. используется в простых и сложных повествовательных предложениях для создания постепенно формирующегося зрительного образа: И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на полянку, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку – осинку, помахивая веточкой, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. (По М.М. Пришвину). Активную роль глагол играет в повествовании, где он обозначает действие. В описании при помощи глагола изображается состояние предмета.

ГЛАГОЛ СОВЕРШЕННОГО ВИДА С ПРИСТАВКОЙ ЗА- СО ЗНАЧЕНИЕМ НАЧАЛА ДЕЙСТВИЯ. Форма глагола, распространенная в разговорной и художественной речи. Употребление нескольких глаголов с приставкой за- в одном предложении или абзаце может передавать: 1) интенсивность действия: Театр захохотал, закричал, захлопал. (С. Виноградская); 2) одновременность многих действий, создающих образ природы: Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава … и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко полетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще неперелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих шерсть блеющих матерей … затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна. (Л. Толстой).

Таким образом, опора при формулировке терминов на информационные модели – один из приемов работы, связанный с комплексно-процессуальной методикой.

Этот прием может варьироваться. Так, по одной и той же теме могут быть предложены вариативные информационные модели. Как же в таком случае организовать работу, если, предположим, термин «аннотация» представлен двумя версиями?

Аннотация


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь