Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историография революции 1917 года.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Образование древнерусского государства в отечественной историографии. Вопрос образования древнерусского государства вращается преимущественно вокруг «варяжского вопроса»: 1) кто были варяги 2) какую роль они сыграли в становлении русской государственности. По поводу происхождения варягов: 1) варяги это славяне 2) варяги пришли из Пруссии 3) варяги это скандинавы (шведы, норвежцы, датчане) 4) варяги имеют финское происхождение. По поводу вопроса о роли варягов: 1) норманнская теория – пришедшие варяги принесли с собой государственность 2) антинорманнская (славянская) теория – варяги ничего не привнесли, государственность у славян возникла естественным путем. В. Н. Татищев. в 17 главе «Истории» он приводит статью Байера, в которой излагается норманнская теория, но с ней не соглашается полностью. рассматривает вопрос происхождения варягов: подчеркивает факт правления варягов с 862 по 1607, считает Рюрика реальным персонажем, родоначальником русских князей. Полагает, что варяги пришли из Финляндии и род Рюрика от князей финляндских. Версию происхождения Рюрика от Октавиана Августа отвергает, т. к. у того не было наследников. Байер. статьи «О варягах», «О происхождении Руси» - основа норманнской теории. Издавна руссами владели варяги, позже изгнаны, начал править Гостомысл, но вследствие неурядиц были призваны Рюрик с братьями. Опровергает данные о призвании варягов из Пруссии и теорию происхождения варягов от вагров – славянского племени Голштинии. По его мнению варяги из Скандинавии или Дании, наемная гвардия. Г. Ф. Миллер. Развивает норманнскую теорию. Варяги – скандинавы, признает тождество варягов и Руси. Скандинавы дали Руси государей. А. Л. Шлёцер. В 9-10 веках у славян не было гос-ности, их строй примитивен, государственность и гражданственность принесли с собой варяги. М. В. Ломоносов. опровергает славянское происхождение варягов. «Россияне» от «роксолане» (славяне), которые вместе с готами (тоже славяне) пришли с Черного моря на Балтику, получив там название «варяги». Обоснование – славянские топонимы в Прибалтике, отсутствие шведских слов в славянском языке. Государственность у славян появилась независимо от варягов и задолго до 862 г. Н. М. Карамзин. Признает норманнскую теорию, призвание варягов -начало государственности, восхваляет Гостомысла, который по летописи высказался за призвание. Н. А. Полевой. Отвергает факт добровольного призвания варягов – это скандинавские завоеватели, которые покорили славян. Изначально существовал «норманнский феодализм» - норманны строили крепости, их владетели-князья имели полную власть в своих княжествах и подчинялись главному князю-варягу. Погодин. Признаёт призвание, варяги = русы = скандинавы, однако славяне как особый народ были известны задолго до Рюрика, жили общинами, управлялись старейшинами. Это объясняет, почему варяги растворились в славянском населении. Гл. итог призвания – династия, государство как нечто целое – с Ярослава. Соловьев. Славяне сами дошли до мысли о необходимости власти, эта идея родилась из состояния безвластия. Кавелин. Основы государственности лежат в родовом быте славян. Варяги в целом не разрушили ход русской истории, не смогли внедрить гражданские начала, развитие государственности на Руси шло в соответствии с родовыми порядками. Ярослав первый задумал основать гос. быт Руси и утвердить политическое единство на родовом начале. Оно вступает в противоречие с семейными интересами. Последние торжествуют, и князь превращается в вотчинника. Н. И. Костомаров Федеративная теория – восточным славянам изначально присуща федерация. Федеративную связь между частями обуславливали три главных «начала»: 1) происхождение и быт, близкий язык; 2) единый род князя; 3) христианская вера. «Норманнский вопрос»: пришлая власть не могла изменить древних обычаев и не принесла ничего нового. В. О. Ключевский. Сперва варяги – чужеземные наемники, позже – завоевали славян. С. Ф. Платонов. «варяг» от «варанг», т. е. наемник норманнского происхождения. Родина варягов- Норвегия. Вопрос – кто же есть «русь», славяне или варяги – спорен и не поддается точному определению, но, скорее всего, «русь» - общее название варяжских дружин у славян.
Раздел VI XX съезд КПСС и начало «оттепели» в советской исторической науке: вопросы историографии Смерть И. В. Сталина 5 марта 1953 г. поставила советское партийное руководство перед необходимостью выбора пути дальнейшего развития общества. Уход из жизни Сталина, арест и расстрел Берии, имя которого ассоциировалось с геноцидом против собственного народа, начало с 1954 г. реабилитации невинных жертв репрессий, безадресная до XX съезда партии критика культа личности, провозглашение руководством страны политики «мирного сосуществования» - все это создавало предпосылки для развития в сторону демократических преобразований, становления более открытого общества. Именно эта тенденция породила генерацию «детей XX съезда», предшественников диссидентов, в том числе и среди историков. Другая тенденция, вызванная к жизни стремлением партийного аппарата сохранить свою власть и привилегии, уйти от ответственности за участие в злодеяниях сталинского режима, не дать разрушить тоталитарную систему и сталинизм как ее идеологию, опиралась на партийно-государственную бюрократию всех уровней - от членов Президиума ЦК КПСС, вошедших в состав нового высшего руководства страны, до работников республиканского, областного и районного уровней. Между указанными тенденциями, не примыкая полностью ни к одной из них, находился Н. С. Хрущев, ставший первым секретарем ЦК КПСС и получивший таким образом высшую власть в советском государстве. Его отличало стремление к реформам и одновременно неуверенность и непоследовательность в их проведении. Эти две стороны личности Хрущева находились в постоянной борьбе между собой и бросали его то в сторону радикальных новаций, то, наоборот, в направление консервативное, возрождавшее элементы сталинской идеологии. Таким же противоречивым было его отношение к прошлому, истории партии и страны. Вопреки сопротивлению «соратников по партии», боявшихся разоблачения злоупотреблений сталинского периода, Хрущев выступил с «секретным» докладом о культе личности Сталина на закрытом заседании XX съезда КПСС (февраль 1956 г.). Со стороны Хрущева, следует отметить, это был в высокой степени мужественный поступок. Содержание доклада вскоре стало известно практически всей стране, хотя открытая публикация его состоялась только в условиях «перестройки» М. С. Горбачева, в марте 1988 г. (1). Вопрос о культе личности Сталина Хрущев поставил резко и определенно, хотя, как в политическом, так и теоретическом смысле, как видится сейчас, далеко не полно. Из всех проблем, так или иначе относящихся к культу личности Сталина, в докладе были названы лишь четыре: нарушения законности и массовые репрессии (чему было уделено больше всего внимания); просчеты и субъективные решения Сталина в годы Великой Отечественной войны; нарушение принципа коллективного партийного руководства; действия Сталина, направленные на необоснованное возвеличивание своей роли в истории партии и советского государства. Те же проблемы были освещены и в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий» (2). Ни Хрущев в своем докладе, ни особенно постановление ЦК КПСС не избежали явно искаженной и преувеличенной положительной оценки Сталина и его роли в истории партии и страны. «Находясь длительный период на посту Генерального Секретаря ЦК партии, - говорилось в постановлении, - И. В. Сталин вместе с другими руководителями активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов. Он был предан марксизму-ленинизму, как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу партии против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против происков капиталистического окружения. В этой политической и идейной борьбе Сталин приобрел большой авторитет и популярность» (3). Тогда еще не ставились под сомнение ни правомерность оценки троцкистов и правых оппортунистов как врагов партии и народа, ни разработанные под руководством Сталина методы социалистического строительства, ни его результаты. Рассматривая культ личности как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, его честолюбием, жестокостью и авторитарностью, которые проявились в условиях вызванного острой классовой борьбой вынужденного ограничения демократии в СССР, сводя таким образом культ личности к чисто субъективным обстоятельствам, ЦК партии отрицал его воздействие на природу советского общественного и государственного строя. «Думать, что отдельная личность, даже такая крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-государственный строй, говорилось в постановлении, - значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с марксизмом, с истиной, впасть в идеализм» (4). В постановлении ЦК КПСС «грубой ошибкой» была названа попытка делать выводы об изменениях в общественном строе СССР под влиянием культа личности или искать его корни в недостатках советского общественного строя. Вновь подтвердилась старая сталинская догма о построении в СССР социалистического общества, о его преимуществах и выдающихся достоинствах по сравнению с «загнивающим» капиталистическим Западом. Разоблачив факты, связанные с культом личности Сталина, руководство парии не раскрыло его как явление, не выяснило его социальных корней и социальной природы, его подлинных причин, источник которых лежал в планово-государственной экономике и командно-административной политической системе. Не были понятны и те грубые извращения идеи социализма, которые привели к созданию тоталитарного и антигуманного строя казарменного социализма. Не была проанализирована и роль партии, сохранявшей свое господствующее положение в обществе и государстве. И, тем не менее, доклад Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС, разоблачение культа личности Сталина оказали в тех условиях огромное влияние на сознание советского народа. Часть его, освобождаясь от идеологии сталинизма, стала на путь самостоятельного осмысления реалий советской действительности, на путь гражданственности, другая часть заняла позицию непримиримого противостояния новым веяниям: общество раскололось на «сталинистов» и «антисталинистов», исчезло то формальное единство советского народа, которое сложилось и сохранялось под твердой рукой Сталина. В стране началась «оттепель», которая не могла не затронуть и историческую науку. В новейшей историографии стало общим местом подчеркивать выдающееся значение XX съезда КПСС для развития исторической науки. Так ли это на самом деле? Несомненно, для развития всего советского общества роль XX съезда велика. Даже поверхностная критика культа личности имела большое значение. Она на некоторое время способствовала расширению проблематики исторических исследований, частично открылся доступ историков к архивным материалам, развернулась публикация неизвестных ранее документов, широко издавалась историческая литература, входили в практику научные дискуссии, диалог мнений. Казалось, началось прогрессирующее возрождение исторической науки. Однако это не совсем так. Полностью сохранялась зависимость советской историографии от концептуальной части партийной доктрины, которая оставалась прежней и, следовательно, прогресс в исторической науке мог идти деформированно, в рамках узкого круга партийных оценок. Хотя в обществе происходили существенные изменения, доктрина КПСС в своих опорных положениях оставалась прежней. Она была лишь дополнена рядом новых выводов, которые еще более уводили историческую науку от действительности, - о переходе к развернутому строительству коммунизма в СССР, о новом этапе общего кризиса капитализма, о возможности мирного, парламентского пути осуществления социалистической революции и др. Основным инструментом партийного руководства исторической наукой с конца 50-х гг. становятся решения съездов КПСС, ЦК партии, специальные постановления или тезисы, включающие оценки исторического процесса, которые признаются Коммунистической партией. Для научной работы историков эти партийные документы носили фактически нормативный характер, выполняя в новых условиях роль «Краткого курса истории ВКП(б)». Оставались обширные области, запретные для исследования. Отечественная история была в значительной степени обезличена. Поскольку соответствие партийной доктрине провозглашалось важнейшим методологическим принципом и обязательно декларировалось в каждой исторической работе, значительная часть исследователей не стремилась идти дальше первичной систематизации исторического материала, лишь подтверждая партийные оценки. Отсюда общее впечатление стандартности, огромного массива исторической литературы, опубликованной во второй половине 50-х и в последующие годы. В обобщающих статьях, в которых подводились итоги развития советской исторической науки между XX и XXII съездами КПСС, прямо указывалось, что «...история - это партийная наука, что ученые не должны заниматься историей для истории. История - это не политика, обращенная в прошлое, а наука о прошлом, помогающая выработке и осуществлению современной партийной политики» (5). Как важнейшая выделялась роль историков на идеологическом фронте, что влекло за собой и соответствующую смену приоритетов в проблематике исторических исследований. Основные силы советских историков (две трети) сосредоточились на изучении истории КПСС и истории советского общества, поскольку именно эти направления призваны были сыграть основную роль в идеологическом обеспечении коммунистического строительства (6). Вот почему главное внимание в исторических исследованиях предписывалось обратить на послевоенную историю советского государства, особенно на такие темы, как подвиг рабочего класса в создании материально-технической базы коммунизма, трудовые усилия колхозного крестьянства, освоение целины ит. п. Теоретико-методологической базой исторических исследований оставались произведения классиков марксизма-ленинизма и документы КПСС. Решающее значение в этом направлении приобрело издание Полного собрания сочинений В. И. Ленина, завершенное в 1965 г., публикация Ленинских сборников, а также многотомной «Биографической хроники В. И. Ленина». Велика была роль партийных учебных и научных учреждений. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС служил своеобразным идеологическим ситом для всех исторических изданий, без его визы, как правило, не публиковалось ни одно крупное историческое исследование. Созданная в 1946 г. Академия общественных наук при ЦК КПСС выступала в качестве кузницы кадров историков-марксистов высшей квалификации. Отличительной чертой советской исторической науки после XX съезда КПСС стало бурное развитие Ленинианы, которое шло в двух направлениях. С одной стороны, широким фронтом разрабатывались проблемы, связанные с деятельностью и ролью В. И. Ленина в революционном процессе (7). С другой - развернулось активное освоение ленинских трудов, создание научной биографии основателя партии и советского государства. В результате в исторической литературе ленинские цитаты автоматически заняли место сталинских, закрепив цитатническо-иллюстративный метод изложения материала как норму. В 1959 г. на смену «Краткому курсу истории ВКП(б)» пришел новый учебник «История КПСС» под редакцией Б. Н. Пономарева, в котором была представлена новая схема истории России с конца XIX века до XX съезда КПСС. В ]960 г. вышла книга «В. И. Ленин. Биография». Произошло официальное признание того, что, наконец, сложились условия для разработки главного историко-партийного труда - многотомной истории КПСС, что и было поручено ИМЛ при ЦК КПСС. Как видно, советская историческая наука 'постсталинского этапа поражает «привязанностью» к трудам В. И. Ленина, его теоретическому наследию, в том числе в области истории (8). Это можно понять только в контексте времени и присущих ему социально-политических условий. Официальная критика культа Сталина позволяла историкам отказаться от наиболее догматичных и примитивных положений «Краткого курса истории ВКП(б)». В этих условиях труды В. И. Ленина давали ученым возможность постановки новых проблем, не входя в противоречие с партийной доктриной, путем иного толкования, чем в «Кратком курсе», ленинских положений. В. И. Ленин - человек своего времени, выступавший как лидер и теоретик крайне левой революционной партии в России, в своем творчестве отражал определенный спектр проблем и методов их решения. Но оставленные в его наследии часто альтернативные оценки позволяли на этой основе хотя бы частично вернуться к историческим реалиям прошлого. Окончание Великой Отечественной войны выдвинуло на первый план проблематику индустриализации СССР, с которой связывалась победа советского народа. К концу 50-х гг. в советской историографии закрепилось представление, что индустриализация развернулась в стране в середине 20-х гг. и продолжалась десять лет. Авторы исследований на эту тему, как правило, сводили процесс индустриализации к технико-экономическим аспектам. Коренное же отличие социалистической индустриализации от капиталистической виделось им в том, что приоритет отдавался тяжелой промышленности. Однако научный уровень работ был невысок, поскольку источники не находили должного отражения. В 1961 г. ситуация изменилась. На XXII съезде партии принимается Программа КПСС, в которой был сформирован тезис: «Индустриализация страны, кооперирование сельского хозяйства - таковы основные звенья ленинского плана построения социалистического общества» (10). Теперь вся проблематика исторических исследований, относящихся к периоду 20-х - 40-х гг., строилась в соответствии с этой программной формулой. Изыскания советских историков в этом направлении были обобщены в 1971 г., когда увидела свет историографическая работа, посвященная строительству социализма в СССР (11). Данная монография имела целью дать представление о том, как начиналось изучение ленинского плана построения социализма, как постепенно закладывались основы этой проблематики, как развертывалось осмысление историками советского опыта индустриализации, коллективизации и культурной революции. При этом авторы объясняли актуальность свой монографии чисто идеологическими причинами: во-первых, книга необходима для определения всемирно-исторического значения опыта социалистического строительства в СССР, который мог быть полезен для стран Европы и Азии, строящих социализм; во-вторых, она была призвана сыграть важную роль в борьбе с фальсификаторами истории превращения СССР в индустриально-колхозную державу. Вот почему можно говорить, скорее, об идеологическом, а не научном значении этой работы. Непоследовательность и ограниченность хрущевской либерализации в области общественных наук, нараставшее сопротивление со стороны приверженцев сталинского прочтения истории особенно рельефно проявилось в событиях, связанных с судьбой старейшего научного журнала «Вопросы истории», который с 1953 г. возглавляла действительный член АН СССР, известный советский историк А. М. Понкратова. Следуя линии XX съезда партии на критику культа личности Сталина, журнал отстаивал необходимость свободного от догм исследования исторических проблем. Далеко не все ученые того времени разделяли подобный подход, усматривая в нем покушение на ряд устоявшихся построений, присущих советской историографии предшествующих лет. Понк-ратовой приходилось неоднократно защищать взятый журналом курс, что было особенно трудно в связи с крайней непоследовательностью руководства страны. Понкратова очень была озабочена тем, чтобы «перестроиться не на словах, а на деле». На одном из совещаний в Академии наук она с горечью говорила: «Сколько перестроек было на моей памяти, как часто эти перестройки происходили и в нашей работе, и, вместе с тем, каков же был результат этих перестроек? Конечно, в целом мы идем вперед... Но я думаю, что одной из основных опасностей сейчас является то, что мы опять можем стать на путь формальных перестроек» (12). Следует подчеркнуть, что Понкратова стремилась к действительному развитию исторической науки, а не ее очередному приспособлению к новациям верхов. Именно это обстоятельство привело к тому, что Понкратова и руководимый ею журнал нарушили привычную «субординацию» исторической науки и политики, поставив во главу угла не руководящие партийные указания или «директивные» статьи, а «свободный обмен мнениями, творческие дискуссии и серьезные научные исследования» (13). В апреле 1956 г, журнал «Вопросы истории» опубликовал статью заместителя редактора профессора Э. Н. Бурджалова «О тактике большевиков в марте-апреле 1917 г.» (14). В статье приводились новые данные об объединительных тенденциях с меньшевиками, проявившихся после Февральской революции во многих большевистских организациях России, о колебаниях И. В. Сталина в вопросе об отношении к Временному правительству и возможности явки В. И. Ленина на суд этого правительства. Через год статья Э. Н. Бурджалова и другие подобные публикации журнала были подвергнуты резкой критике в специальном постановлении ЦК КПСС от 9 марта 1957 г. «О журнале "Вопросы истории"» (15). Кампания критики журнала оказалась для Понк-ратовой тяжелым ударом еще и потому, что она исходила со стороны ЦК партии. Она относилась к тому поколению партийцев, которые твердо следовали за «генеральной» линией партии. В условиях, когда исход борьбы за политическое обновление советского общества был еще крайне неопределенным, линия XX съезда не получила развития, позиция Понкратовой не могла быть твердой и последовательной. В итоге Понкратова признает не совершенные редколлегией журнала ошибки. Поступить иначе она не могла - ее жизненный опыт и убеждения подсказывали ей только такое решение. Этому способствовал и тот вакуум, который образовался вокруг нее и редакции после постановления ЦК. 21 мая 1957 г., являясь уже фактически номинальным главным редактором, Понкратова подписала к печати очередной номер журнала. В нем пункт за пунктом были приняты обвинения ЦК партии в «буржуазном объективизме», «либеральном толковании политики партии», «обелении позиции меньшевиков» и др. Через четыре дня, 25 мая 1957 г., Анны Михайловны Понкратовой не стало. Что касается историографии по «гражданской» отечественной истории, то во второй половине 50-х — 60-х гг. преобладали спокойные научные сессии, конференции, посвященные истории революционных событий, различным «вехам» в истории народов СССР. Острая дискуссионность, пусть и подчиненная трактовке марксистских исторических построений, постепенно сходила на нет. Идеология продолжала костенеть, из марксизма уходило все действительно живое, творческое. Подтверждением тому являлось постоянное, раз за разом обращение историков к одним и тем же сюжетам: генезис капитализма, социальное расслоение крестьянства, мелкотоварный уклад, народничество, роль крестьянских войн и т. д. В области истории советского общества обсуждения также касались уже привычных проблем: аграрная революция в Советской России, переход страны к нэпу, классовое расслоение крестьянства. Но появились и новые темы: этапы культурной революции в СССР, некапиталистическое развитие некоторых народов России, и более конкретные, например, социальная сущность партии левых эсеров. Социально-экономический крен в исторических исследованиях конца 50-х - 60-х гг. преобладал. Это объяснялось как прежним интересом историков к формационным проблемам, так и объективным материалом истории России - аграрной страны с запоздалым, по сравнению с передовыми странами Европы, уровнем развития. Десятки видных ученых страны разрабатывали социально-экономическую проблематику. Изучение истории пролетариата, крестьянства, т. е. «трудящихся классов», вышло на первое место в советской историографии. В стремлении постичь истинные процессы генезиса капитализма, а через него понять общие закономерности исторического развития России, историки потратили много усилий, например, на трактовку известного высказывания В. И. Ленина о «новом периоде» русской истории, который начался «примерно с XVII века» (16). Ни к чему не обязывающее слово «примерно» в работе, весьма далекой от научных проблем генезиса капитализма, стали предметом пристального внимания многих историков, которые в отличие от автора «Развития капитализма в России» действительно владели первоклассными источниками в этой области. При этом сам В. И. Ленин никогда больше не возвращался к этой проблеме и не претендовал в этом вопросе, как и во многих других, на роль методологического авторитета. Однако, несмотря на странную методологическую «привязку», которая сегодня выглядит совершенно абсурдной, историки на обширном фактическом материале действительно стремились выявить пути складывания национального рынка, его социально-экономические параметры, хронологические рамки, чтобы приблизиться к пониманию того же «проклятого» вопроса - генезиса капитализма в России (17). Ряд известных историков (Н. Л. Рубинштейн, А. Л. Шапиро, В. К. Яцунский) полагали, что процесс формирования всероссийского рынка был длительным и лишь в XIX в. капиталистическое производство стало его основой. А. А. Преображенский и Ю. А. Тихонов относили это к XVII в. (18) В 1965 т. группа историков во главе с Н. И. Павленко подготовила дискуссионный доклад по проблеме перехода от феодализма к капитализму. Дискуссия приняла общесоюзный характер и проходила несколько дней в Институте истории АН СССР (19). В докладе и ряде выступлений доказывались положения о том, что в XVII и первой половине XVIII в. еще продолжалось поступательное движение феодальной формации, а «новые явления» еще не получили заметного развития. Другая группа ученых, опираясь на упомянутое ленинское высказывание о XVII в., видела в конкретно-историческом материале данной эпохи свидетельства развития зачатков капиталистических отношений. Спор этот в различных вариантах нашел отражение и в ходе дискуссии о мелкотоварном производстве и генезисе капитализма в крестьянском хозяйстве, открывшейся в начале 60-х гг. на страницах журнала «История СССР». Заметный след в научной проблематике периода «оттепели» оставило обсуждение в журнале «Вопросы истории» в 1958 -1961 гг. проблем крестьянских войн в России. Главным стал вопрос о понятии «крестьянская война» как наиболее острая форма противоборства в эпоху средневековья. Рассматривались движущие силы (казачество, крестьянство, горожане, национальные меньшинства), характер войн, их направленность, объективные результаты, воздействие на ход исторического процесса, в т. ч. на эволюцию феодализма. Речь шла об аналогиях между движениями Болотникова, Разина, Пугачева и даже Булавина и крестьянскими войнами на Западе, в первую очередь, с крестьянской войной в Германии, которой посвятил свою работу Ф. Энгельс. Сегодня очевидно, что проблематика крестьянских войн в России тогда находилась под сильным влиянием общего революционного менталитета советских историков, а также работ Ф. Энгельса. Это мешало объективно оценить крестьянские восстания, приводило к их идеализации, восхвалению их вождей. Как и ранее, проблемы крестьянских войн решались в контексте формационного развития страны, их влияния на эволюцию феодализма. Такой подход значительно сужал представление о действительно масштабном явлении в истории России, не позволял выявить всю сложность и противоречивость этих выступлений, которые нашли свое глубокое отражение, например, у С. Ф. Платонова в «Очерках по истории Смуты в Московском государстве в XVI - XVII вв.» применительно к движению Болотникова или у А. С. Пушкина применительно к восстанию Пугачева. Специалисты по отечественной истории «периода империализма», многие из которых уже вернулись из сталинских лагерей, в т. ч. С. М. Дубровский и А. И. Малышев, попытались во главе со своим лидером А. Л. Сидоровым возродить в новых условиях старые, задавленные в 30-е гг. споры о «военно-феодальном империализме царской России», организовав ряд обсуждений в Москве и Ленинграде. Вновь были поставлены вопросы о роли иностранного капитала в экономике России, степени ее монополизации и - в конечном счете - о социально-экономических предпосылках Октябрьской революции (20). В 50 - 60-е гг. проходили и другие дискуссии по вопросам дореволюционной истории России. Одна из них - о значении присоединения нерусских народов к России, в ходе которой М. В. Нечкина выдвинула абсолютно политизированную формулу «наименьшего зла». Аналогично оценивался характер движения кавказских горцев во главе с Шамилем (21). На фоне широкой разработки истории Октябрьской революции в середине 50-х - начале 60-х гг. на страницах журнала «Вопросы истории» прошла дискуссия о характере зависимости России от стран Антанты накануне революции, примыкавшая тематически к прежним обсуждениям социально-экономического развития страны в начале XX в., о сущности уравнительного землепользования в Советской России (22). Ученые, принимавшие участие в обсуждении этих проблем, стремились освободить ленинские оценки от позднейших сталинских наслоений, вернуться к «истинному» Ленину и выяснить революционное значение уравнительного землепользования в становлении новых аграрных отношений. В ходе подготовки второго - четвертого томов «Очерков по истории исторической науки в СССР» обозначилась необходимость четкого понимания общей концепции становления и развития советской исторической науки. В связи с этим в 1960 - 1962 гг. журналом «История СССР» была проведена дискуссия о периодизации советской исторической науки, в которой участвовали М. В. Нечкина, Е. Н. Городецкий, К. Н. Тарновский, Е. А. Луц-кий, С. О. Шмидт, Г. Д. Алексеева и другие. Обсуждение открылось и завершилось статьями М. В. Нечкиной (23). Показательно, что Нечкина предложила положить в основу выделения периодов советской исторической науки принципы, зависящие от изменений базисного характера, а вовсе не те, которые определяются собственным развитием науки. В результате была принята фактически без возражений следующая периодизация: 1917 - середина 30-х гг.; середина 30-х - середина 50-х гг. (XX съезд КПСС); середина 50-х и далее. Она закрепилась в советской историографии, создав ее марксистский методологический каркас. Эта периодизация легла в основу четвертого тома «Очерков истории исторической науки в СССР», посвященного становлению и развитию советской историографии в период от Октября 1917 г. до середины 30-х гг. («победа социализма»). В результате «Очерки» оказались предельно идеологизированными, что предопределило потерю ими научного значения уже в середине 80-х гг. В 1964 г. журналом «Вопросы истории КПСС» была проведена дискуссия о некапиталистическом пути отдельных народов КПСС (24). В «Очерках истории исторической науки» отмечалось, что она «нацеливала исследователей на комплексное изучение проблемы, на выяснение взаимозависимости процессов социалистической индустриализации и социалистической реконструкции сельского хозяйства» (25). Это было справедливо, как справедливо было и то, что подобный идеологизированный подход, оправдывающий и поднимающий сталинскую внутреннюю политику до историко-философских обобщений, не мог дать адекватного представления о действительном развитии отсталых народов в условиях социализма. Наконец, еще о двух обсуждениях середины 60-х гг., которые отчетливо показали, что историческая наука в СССР, полностью освоив «марксистско-ленинское наследие» и достигнув общепризнанных результатов в области конкретно-исторических исследований, тем не менее, по-прежнему упиралась в глухую стену непробиваемых догм, застывших представлений, искусственно сконструированных «этапов» и «периодов». Первое обсуждение проходило на страницах журнала «Вопросы истории» в 1966 -1967 гг. (26) Основные споры велись вокруг понятия «нация». Однако, по сути дела, эта дискуссия лишь комментировала известные сталинские признаки нации, полностью игнорируя достижения отечественных и зарубежных этнологов в этой области. Второе обсуждение посвящалось вопросам хронологии и содержанию культурной революции в СССР. Выделялись три ее этапа: 1917 - 1927 гг., 1928 - 1959 гг. и завершающий этап с 1959 г. (внеочередной XXI съезд КПСС). Особо дискутировалась проблема соотношения целей и задач культурной революции и коммунистического строительства (27). В свете наших сегодняшних знаний этот спор, полный схоластических рассуждений, может вызвать лишь недоумение. Из монографических работ авангардного характера, увидевших свет фактически на закате хрущевской «оттепели», следует особо выделить книгу А. М. Некрича «1941. 22 июня» (28), имевшую для тех лет очень характерную историю. Ведущий научный сотрудник Института истории АН СССР А. М. Некрич в 1965 г. в издательстве «Наука» тиражом в 50 тыс. экземпляров опубликовал эту работу. Она была распродана в течение нескольких дней. Вокруг книги развернулась острая полемика, и не случайно: в ней рассказывалось о причинах неготовности Советского Союза к нападению гитлеровской Германии, давалась объективная оценка причин поражения Красной Армии в начальный период войны. Полемика закончилась так, как кончались идейные репрессии в годы сталинизма в прежние годы: запрещение книги, уничтожение экземпляров, хранящихся в библиотеках, и исключение автора из рядов КПСС. Последний акт был совершен на самом высоком партийном уровне - в Комиссии партийного контроля ЦК под председательством члена Политбюро ЦК КПСС А. Я. Пельше. Последующие девять лет прошли для Некрича в изнурительной борьбе за право публиковать свои научные работы. В конце концов ему ничего не оставалось, как покинуть свою страну. Около 18 лет Некрич являлся профессором Гарвардского университета, опубликовал несколько своих исследований, в том числе книгу «Отрешись от страха», изданную в Лондоне в 1979 г. Фрагменты из этой книги были включены автором во 2-е, дополнительное и переработанное издание «1941. 22 июня», вышедшее в Москве в 1995 г. В нем приведен также никогда не публиковавшийся ранее полный стенографический отчет обсуждения книги Некрича в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 16 февраля 1966 г. Наконец, в этом издании полностью опубликованы тексты двух договоров, заключенных между Советским Союзом и Германией в августе и сентябре 1939 г., а также секретные протоколы к ним (29). В нашем курсе «Отечественная историография XX века» фрагменты из книги А. М. Некрича «Отрешись от страха» могут рассматриваться как объективный и яркий рассказ современника о послевоенной истории советской исторической науки до середины 70-х годов.
Дореволюционная и советская историография о крепостном праве в России
о крепостном праве в России писали многие и много. Существующая по этой проблеме литература прямо-таки необозрима. Она насчитывает сотни больших и малых работ, в которых исследованы различные ее аспекты. На вопросе происхождения крепостного права, поскольку он был и продолжает оставаться наиболее спорным в исторической науке. Известно, что в русской дворянско-буржуазной исторической науке при наличии множества оттенков по вопросу закрепощения крестьян довольно четко обозначились две основные концепции или теории — указная и без указная. Основоположником теории указного происхождения крепостного права справедливо считается В Н. Татищев. В 1734 г., разбирая старые архивные рукописи, он нашел Судебник 1550 г., в 88-й статье которого говорится об установлении определенного срока для свободного перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Наряду с Судебником Ивана IV В. Н. Татищев отыскал указ о беглых крестьянах от 24 ноября 1597 г. Сопоставляя далее статью 88 Судебника 1550 г. о нраве крестьянского перехода в Юрьев день осенний с указом 1597 г. Татищев пришел к выводу что в 1592 г. был издан указ об отмене Юрьева дня и о прикреплении крестьян к земле, на которой они сидели. Так родилась теория об указном закрепощении крестьян. Эту теорию в основном приняли и другие историки XVIII столетия, в частности И. Н. Болтин и М. М. Щербатов. В начале XIX в. сторонником указной теории выступил Н. М. Карамзин. По мнению Карамзина, крестьяне до конца XVI в. были вольными хлебопашцами, свободными арендаторами чужой земли. Но в 1592 или 1593 г. Борис Годунов издал закон, которым отменил переходы крестьян в Юрьев день и сделал их крепостными. Во второй четверти XIX в. догадка В. Н Татищева о существовании указа 1592 г., закрепостившего крестьян, стала подвергаться серьезному сомнению. В 1836- 1838 п. вышли четыре тома «Актов археографической экспедиции», в которых опубликованы материалы, охватывающие период с 1294 по 1700 г. Автор предисловия к этим материалам, П. М. Строев, попытался несколько подновить теорию Татищева — Карамзина об указном происхождении крепостного права. За исходный пункт крестьянского закрепощения он взял реально существовавший указ от 24 ноября 1597 г. Смысл этого указа Строев видел не в установлении пятилетнего срока давности для розыска убежавших крестьян, а в отмене статьи 88-й Судебника 1550 г., т. е. в полном запрещении крестьянских переходов. Аналогичной точки зрения придерживался и Н. С. Арцыбашев. Однако точка зрения П. М. Строева и Н. С. Арцыбашева на роль указа 1597 г. в закрепощении крестьян не была достаточно аргументирована и не произвела в то время впечатления. Так решалась проблема происхождения крепостного права дворянскими историками в XVIII и первой половине XIX в. Более глубокая научная разработка ее началась лишь с конца 1850-х гг., когда сами правящие верхи вынуждены были признать необходимость освобождения крестьян. При этом одни авторы продолжали стоять на позициях указной теории другие — склонялись к признанию на - рождавшейся безуказной теории закрепощения крестьян. Hе соглашаясь второстепенным вопросам, все они сходились на том, что крепостное право в России утвердилось вследствие издания некоего правительственного указа. Появление этого указа относило к концу XVI в., считая, что до того времени крестьяне были свободными. Такого рода мысль наиболее полно выражена в работах Б. Н. Чичерина. По его мнению, до XVI в. на Руси не было не только крепостного права, но и государства. Государство отсутствовало тогда потому, утверждал Чичерин, что его существование было невозможно при всеобщей бродячести населения. закрепощение крестьянства произошло в силу необходимости всех сословий выполнять по отношению к государству определенные повинности. Причем каждый должен был служить на своем месте: бояре и дворяне на поле брани и в правительственных учреждениях, посадские люди и черносошные крестьяне отправлением в пользу государства «различных служб, податей и повинностей», наконец, частновладельческие крестьяне, кроме уплаты государственных податей, обязаны были еще служить своему помещику. В зависимости от характера службы и крепость была различной. Так, бояре и дворяне имели право свободного передвижения, поскольку их служба была повсеместной; что касается крестьян, то они были прикреплены к земле, к определенным местам жительства. Объявив государство создателем крепостного нрава, Чичерин был далек от мысли, чтобы порицать егоза это Напротив, он целиком и полностью оправдывал действия верховной власти, которая будто бы в одинаковой мере защищала интересы и заботилась о выгодах всех сословных групп населения. К середине XIX в. относится начало научной деятельности С. М. Соловьева. . В 1857 г. вышел в свет седьмой том его труда «История России с древнейших времен», в четвертой главе которого автор касается проблемы происхождения крепостного права. В понимании этой проблемы Соловьев разделял взгляды сторонников указной теории. Необходимость закрепощения крестьян С. М. Соловьев видел в обширности Русского государства и «в малом его населении, в обилии земель и в недостатке рук для ее обрабатывания». Чтобы служилый человек мог исправно нести службу, он должен был иметь на своей земле необходимое количество крестьян. Между тем богатые соседи постоянно переманивали их. Вот почему государство обязано было дать ему и постоянных работников. В конце 1858 г. в славянофильском журнале «Русская беседа» появилась статья М. П. Погодина под названием «Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права?» Она нарушила то единодушие, которое существовало среди профессиональных историков. Он пытался доказать, что никакого закона об отмене Юрьева дня никогда не существовало, что крепостное право было создано помимо участия государственной власти, ходом самой жизни. Но какие именно «обстоятельства» вызвали к жизни крепостное право? На этот вопрос Погодин не смог дать ответа. Точка зрения М. П. Погодина не получила тогда широкого признания. Тем не менее он нанес довольно сильный удар по этой теории.
Большое место проблема крепостного права занимала во взглядах и деятельности славянофилов. Наиболее полно их точка зрения по этой проблеме изложена в докторской диссертации И. Д. Беляева «Крестьяне на Руси». Всю историю крестьян Беляев подразделил на три периода. Первый период — с древнейших времен до конца XVI в. На этом этапе крестьяне были людьми вольными, они могли свободно переходить с одной земли на другую и от одного владельца к другому. Вместе с тем он отметил и ряд ограничений. Одно согласие феодала или общины на поселение крестьянина. Вторым - разделение крестьян на тяглых и нетяглых. Третьим - назначение для выхода определенного срока в году. По его мнению, Судебники 1497 и 1550 гг. законодательно закрепили то, что уже было утверждено обычаем. При этом существовавшее на местах многообразие было сведено к единству, внесена большая четкость и ясность. С конца XVI в. начался второй период, продолжавшийся до петровских преобразований. В это время в связи с ростом гнета возникло бегство крестьян на окраины, привело к запустению земель, к расстройству финансовой системы государства. Это обстоятельство и вынудило правительство прикрепить крестьян к земле. По предположению Беляева, указ об отмене Юрьева дня появился между 1591 и 1592 гг. Он считал, что этим указом были прикреплены к земле только те крестьяне, которые состояли в тягле. Остальные же оставались свободными, пока сами не принимали на себя тягло. Беляев утверждал, что прикрепление крестьян к земле не уничтожило их гражданской значимости, не сделало их крепостными. Даже после издания в 1649 г. Соборного уложения они продолжали оставаться полноправными членам русского общества Полностью завершился этот процесс в царствование Екатерины II. Проблемы происхождения крепостного права касались и представители нарождавшейся в России революционной мысли. Среди них необходимо прежде всего назвать А. Н. Радищева
Так решался вопрос о происхождении крепостного права в России до реформы 1861 г. и в период ее проведения. Указная теория В. Н. Татищева, поставившего впервые на очередь проблему закрепощения крестьян в Московском государстве, получила тогда наибольшее признание. Однако по мере того, как все очевиднее стали сказываться отрицательные для народа стороны реформы 1861 г., возрождался и интерес к истории крепостного права. В пореформенный период господствовавшая ранее теория указного закрепощения крестьян быстро теряла своих приверженцев. Начиналось победное шествие безуказной теории. Крупнейшим ее представителем был В. О. Ключевский. По мнению Ключевского, крестьянское крепостное право в России возникло в первой половине XVII в. из холопского крепостного права. Эта метаморфоза в представлении Ключевского произошла следующим образом. Крестьяне исстари вели свое хозяйство на владельческих землях. За арендуемую землю крестьяне платили поземельный оброк. Если же они брали у владельца подмогу или ссуду, то несли ряд дополнительных повинностей. Но это отнюдь не ущемляло их личной свободы. С половины XVI в. по необъясненным Ключевским причинам усилилась задолженность крестьян их владельцам. Вследствие этого право свободного выхода постепенно стало отмирать само собой. Однако уплатив долг, крестьяне могли беспрепятственно оставить владельца. Крепостными же они стали лишь тогда, когда потеряли право возвращать долг господину без его согласия. Появление кабального холопства на Руси В. О. Ключевский относил к концу XV — началу XVI вв. чему содействовал перелом, совершившийся в народном хозяйстве. Характер и причины этого перелома он затруднялся объяснить. У землевладельцев стал постепенно утверждаться взгляд и на крестьянскую ссуду как на долговое обязательство, не прекращающееся без их согласия. Так возникло крепостное право в России. Оно сложилось постепенно, в результате роста задолженности крестьян, под влиянием кабального холопства, без вмешательства законодательстве. Характерным для взглядов Ключевского является то, что он ввел в свою концепцию экономический фактор, показывая задолженность крестьян как основу их закрепощения.
С 80-х гг. 19 в. в России начала формироваться марксистская историческая мысль. становление марксистского представления о происхождении крепостного нрава в России в значительной мере связано с трудами Б. Д. Грекова. В 1920-х гг. он написал ряд работ, в том числе статью «Юрьев день и заповедные годы», в которой законодательство второй половины XVI в. автор попытался тесно связать с процессами, происходившими в то время в хозяйстве страны. Спустя четыре года вышла в свет новая работа «Происхождение крепостного права в России». Основное его внимание сосредоточено на опровержении господствовавшего в дореволюционной университетской науке мнения о крестьянах средневековой Руси, как свободных арендаторах чужой земли.
ГЛАВА 2. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО XV - XVII вв. (МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО) ПРИЧИНЫ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ Христианские историки (с точки зрения движения к Богу) А. В. Карташов и др. считают, что главной причиной возвышения Москвы стал союз московских князей с митрополичьей кафедрой. Именно превращение Москвы в центр русского православия определило ее историческую судьбу. Церковный фактор стал решающим в борьбе Москвы и Твери за политическое лидерство на Руси: московские князья оказывали подчеркнутое уважение митрополиту Петру - главе русской церкви - в пику тверским князьям, поссорившимся с ним, что и стало роковым моментом для Твери. Сторонники всемирно-прогрессивного подхода XIX - нач. XX вв., относящиеся к «государственной» школе, позитивно оценивают роль Москвы в создании общерусской государственности. С. Ф. Платонов (1860-1933) связывал усиление Москвы, прежде всего, с прекращением удельного порядка владения, то есть с пересмотром прежнего, оставшегося от Киевской Руси, регламента престолонаследия по первородству (от брата к брату по старшинству). Затем он выделял выгодное географическое положение Москвы на пересечении транспортных путей, означавшее быстрое заселение Московского края и получение московскими князьями немалых торговых пошлин. В марксистской историографии (с точки зрения интереса общества) А. А. Зимин, Б. А. Рыбаков, В. А. Федоров и др. роль Москвы объясняют в основном ее «географически выгодным центральным положением по отношению к другим русским землям и придававшим ей значение важнейшего узла торговых путей». В целом, процесс образования Русского централизованного государства они трактуют как «закономерность в рамках феодального строя». Этот процесс связывается, главным образом, с социально-экономическими факторами - «ростом феодального землевладения и хозяйства, развитием крепостничества, обострением классовой борьбы». Сложившееся в конце XV века объединенное государство характеризуется как «феодально-крепостническая монархия». Либеральный историк (с точки зрения интереса личности, эгоизма) американец Р. Пайпс (наш современник) одну из причин возвышения Москвы видит в «назначении (личности - московского князя) Калиты генеральным откупщиком по сбору дани во всей Руси». Другую причину американский историк усматривает в копировании Москвой организации власти у тоталитарной Золотой Орды. «Возможно, самым важным, чему научились русские у монголов, - пишет Пайпс, - была политическая философия, сводившая функции государства к взиманию дани (или налогов) и начисто лишенная сознания ответственности за общественное благосостояние». В российской исторической литературе точка зрения сторонников либерального подхода на процесс собирания земель вокруг Москвы наиболее резко выражена в работах Г. П. Федотова (1886-1951). Он считал, что Москва своим возвышением была обязана татарофильским, предательским действиям своих первых личностей-князей, насильственным захватам территорий, вероломным арестам князей-соперников. Собирание земель, по Федотову, совершалось восточными методами: местная элита уводилась в Москву, заменяясь пришлыми, при этом выкорчевывались местные обычаи. Историки. Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев и др., представляющие локальный подход (с точки зрения единства человека и окружающей среды), выделяют в возвышении Москвы этнический фактор, считая, что Тверь ориентировалась на Литву (Запад), а Москва заключила прочный союз с татарами. При этом московские князья исповедовали принцип этнической терпимости, подбирая на службу людей исключительно по их деловым качествам. Московский двор пополнялся выходцами из Орды, не принявшими религиозной политики хана Узбека, в 1313 году провозгласившего ислам официальной религией Золотой Орды.
ПРИЧИНЫ СМУТЫ Христианские историки А.В. Карташов и др. причину Смуты видят в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья. Смута - это одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать народу явить свою силу. Всемирно-прогрессивный подход XIX - нач. XX вв. в объяснении причин, вызывавших Смуту, неоднозначен. Н.М. Карамзин (1766-1826) считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России. Н.И. Костомаров (1817-1885) сводил кризис к политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния. С.М. Соловьев (1820-1879) связывал причины Смуты с внутренними факторами: «династическим кризисом», то есть пресечением Московской династии Рюриковичей-Калиты, а также «с дурным состоянием нравственности в обществе». В.О. Ключевский (1841-1911) выстроил концепцию «смутного времени» как порождения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой народное сознание признавало в качестве «природных государей». Причины самой Смуты В. О. Ключевский видел в тоталитарном строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий - служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского, начали Смуту личности бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы. Марксистское направление всемирно-прогрессивного подхода, изучая прогресс человечества, отдает в нем интересам развития общества. В соответствии с логикой подхода, историки-материалисты Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.А. Федоров и др. трактуют события Смутного времени как «крестьянскую революцию»; историки-материалисты отвергли сам термин «Смута» как случайное явление. Понятие «Смута» в советский период было заменено формулировкой «восстание». В материалистической теории на первый план выдвигается противостояние «эксплуататоров и эксплуатируемых», фактор классовой борьбы. Отсюда, Смута началась не личностями сверху, как считал В.О. Ключевский, а снизу подавляющим большинством общества. Закрепощение крестьян в конце XVI века вылилось в восстания начала XVII века. Либеральное направление всемирно-прогрессивной модели, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем интересам личности. В соответствии с логикой подхода, либеральный историк В. Б. Кобрин (1930-1990) в своих трудах определил Смутное время как «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий - сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых». Он одним из первых историков поставил под сомнение историко-материалистическое утверждение о Смуте как о крестьянской войне и задал вопрос: «Вправе ли мы бушевавшую в России начала XVII века гражданскую войну свести к крестьянской?». Кобрин показывает и Бориса Годунова, и Лжедмитрия I как мудрых личностей-реформаторов. Локальный подход изучает единство народа и среды его обитания, составляющее понятие «региональная общность». В соответствии с логикой подхода, Л.Н. Гумилев (1912-1992) определяет рубеж XVI-XVII веков как акматическую фазу российского этноса. «Обычно в истории эта фаза, - пишет Л.Н. Гумилев, - сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится... Начинаются гражданские войны... они сопровождаются огромным рассеиванием энергии...» Действительно, исторические факты вписываются в схему-логику, предложенную Л.Н. Гумилевым. Рубеж XVI-XVII веков - это хаос в Евразийском государстве и мощный «выброс» народа из центра на Украину, Дон, Сибирь.
Историография революции 1917 года. Либералы считали Февр. революцию исторической случайностью, вызванной участием Р. в 1МВ, политической слепотой Николая II и его окружения. Так, по мнению Милюкова, революция не была неизбежной: предложенная "прогрессивным блоком" реформистская альтернатива могла ее предотвратить, если бы дело не испортил царь, неспособный к компромиссам. Главной движущей силой революции Милюков считал либеральную интеллигенцию, политический крах которой, оказался предопределен тем, что большевикам удалось натравить на нее массы. Большинство авторов отрицали буржуазный характер Февраля и социалистический характер Октября. Струве определял Февр. революцию "историческим выкидышем". В Советском Союзе либеральное направление не могло получить развитие, так что эстафета досталась Западу. В истории западной историографии три периода. 1 пер) 20-е гг. до 60-х гг. Труды западных историков реакция на книги сов. исследователей, так как основная масса источников находилась вне пределов их досягаемости, а вот оспорить выводы своих оппонентов они могли. Второй причиной - отношения между нашими системами тогда были максимально сложными, и доминировали на Западе антибольшевистские, антисоветские настроения. 2 пер) В 60-е гг. Выяснив для себя роль Б. в революции, они потеряли к ним интерес и сосредоточились на изучении объективных социально-экономических предпосылках. Результаты: итоги Февр. и Окт. революций глубоко закономерны. Рабинович "Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Пг". 3 пер) появлялись новые направления и темы, с соц.-эк. тем анализ переместился на изучение психологии масс и отдельных групп, развитие идей. Пайпс "Русская революция".// Первыми работами, в основе которых лежала револ. мировоззрение, явились публицистика революционеров - большевиков, меньшевиков и эсеров. Важным историческим источником являются работы Ленина и воспоминания большевиков: Бухарина, Батурина, Зиновьева, Лядова, Каменева, Невского, Л.Д. Троцкого, А.Г. Шляпникова. В них содержались свидетельства очевидцев. Большое место они отводили влиянию на события своей партии. Меньш. считали, что Р. могла стать буржуазной страной, что рабочий класс призван сыграть роль подталкивателя буржуазии. Февр. революцию меньшевики охарактеризовали как всенародную, общеклассовую, славную, великую, бескровную. Крушение же идеалов и завоеваний Февраля произошло, в частности, потому, что к моменту революции в стране демократические идеи не обладали необходимой популярностью и, что еще более важно, самим меньшевикам и эсерам не удалось нейтрализовать большевистский радикализм. Руководители эсеровнцы Керенский, Н.Д. Авксентьев, В.М. Чернов - дополняли меньшевистскую концепцию своим видением. Сущностью Февраля они считали примирение сторонников войны и революции ради социальных реформ, крах же - объясняли неумением разных классов подчинить свои личные (узкие) интересы интересам общества в целом и умелой большевистской дискредитацией идеи демократической коалиции 15. Историческая доктрина ВКП (б) начала формироваться в конце 20-х гг. Историческая доктрина ВКП (б) была, безусловно, марксистской; в ее основе "лежали" идеи В.И. Ленина, но, при этом, у самого вождя не было той стройности, какой обладала эта доктрина. Историческая доктрина ВКП (б) представляла собой псевдоучение, слепленное из цитат К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Ее сутью являлись следующее положения. Россия значительно отставала от передовых капиталистических стран по экономическим показателям, однако в целом она являлась страной среднего уровня развития капитализма, что и стало основой для победоносных революций 1917 г. и дальнейшего успешного социалистического строительства. Субъективным условием победы Октября явились действия рабочего класса, возглавляемого большевистской партией. Российский рабочий класс был малочислинен, но, во-первых, его сила в историческом движении была неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения. Во-вторых, он отличался самой высокой в мире организованностью и революционностью, в-третьих, имел очень важную для победы поддержку со стороны трудового крестьянства и особенно - бедноты, в-четвертых, выступал под руководством закаленной в сражениях против самодержавия и капитализма, владеющей передовой теорией большевистской партией во главе с В.И. Лениным. Т.о., Февральская буржуазно-демократическая и Окт. соц. революции были подготовлены ходом исторического развития, они выразили его главные тенденции и открыли трудящимся всего мира реальный дуть борьбы за светлое будущее. Историческая доктрина КПСС в наиболее ортодоксальном варианте просуществовала до XX съезда КПСС, а после него была несколько скорректирована, произошел отказ от наиболее явных перегибов сталинской истор. (в результате которых на политической сцене оказались лишь рабочие под руководством большевиков). Большинство историков 90-х гг. стало критически оценивать положение о наличии в Р. к началу 1917 г. предпосылок для бурж. или соц. революции. Наметилась тенденция к выявлению предпосылок по непривычным параметрам. Волобуев и Булдаков отмечали, что Окт. революция явились "результатом системного кризиса империи". И все же, в большинстве случаев историками делается упор на так называемых объективных (или долговременных) предпосылках, которые в равной мере могли сказаться и в 1905-1907 гг., и в 1917 г. Но между двумя революционными взрывами, лежали попытка столыпинской стабилизации, прививка думского парламентаризма, наконец, что главное, изменение внутрисоциальной ситуации в связи с 1МВ. Историки, тем не менее, предпочитают исходить как бы из механического роста привычного ряда предпосылок, не обращая должного внимания на то, что их действие могло перенестись в плоскость общественной психологии. Итак, познавательно важной стороной исследований 90-х гг. является признание отсутствия в России к 1917 г. предпосылок для революций и отказ от упрощенного, политизированного подхода. Однако признание отсутствия предпосылок не отменяет задачу изучения предпосылок. В связи с этим по-прежнему остается открытой проблема характеристики сути событий 1917г.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы