Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ



Агнозия — нарушение процессов предметного восприятия: может быть слуховой, зрительной, тактильной.

Акапелла — многоголосое, преимущественно хоровое, пение без инструментального сопровождения.

Аккомпанемент — музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста), хора, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т.д.

Аккорд (созвучие) — одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию.

Акцент (ударение) — подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения:.Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях. А. может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности, в зависимости от исполнительской выразительности.

Ансамбль (вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио, или терцет (трое), квартет(четверо), квинтет(пятеро) и т.д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения.

Апраксин — нарушение предметных действий при отсутствии параличей. Оральная апраксия — нарушение произвольных движений языком, губами и нижней челюстью.

Атаксия — расстройство координации движений; выражается в несоразмерности движений, неточности их.

Атетоз — особый вид насильственных движений, относится к группе гиперкинезов. Локализуется чаще всего в верхних конечностях, реже — в нижних. Особенно выражен бывает в пальцах кисти. А. часто захватывает только одну половину тела.

Атония — резкое падение мышечного тонуса.

Атрофия — отмирание питания тканей.

Афферентный — приносящий возбуждение к центральной нервной системе.

Вокализация — певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки.

Гамма (звукоряд) — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней).

Гармония. 1, Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки.

Гемипарез — поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т.е. парез мышц одной половины тела.

Гиперкинез — насильственные движения.

Гипертония — повышенный тонус мышц.

Гипокинезия — уменьшение силы, объема, скорости движений.

Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).

Дикция — четкое, внятное, выразительное произношение слов.

Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f(форте) — громко, р(пиано) — тихо, mf(меццо форте) — умеренно громко, тр{ меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др.

Диссонанс — созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение несогласованности.

Дистония — отклонения от нормы в тонусе мышц.

Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Графически Д. обозначается так:

Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную).

Жанр — понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. «Жанровой» обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.).

Женские голоса в сольном пении: сопрано (высокое звучание), меццо-сопрано (среднее звучание), контральто (низкое звучание), альты (низкое звучание).

Запев — начало сольной или хоровой песни.

Затакт — начало музыкального произведения со слабой доли.

Звук музыкальный — колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу).

Звукоряд — последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Импровизация — творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д.

Интенционный тремор — ритмическое дрожание конечности в момент активного движения.

Интервал — расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется «основанием», верхний — «вершиной»; например, прима (повторение одного и того же звука), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д.

Интонация — мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Кантилена — напевная, плавная манера исполнения. Кинестетическая чувствительность — ощущение собственных движений.

Ключ — знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной строки. Наиболее употребительны: скрипичный (соль — на второй линейке), басовый (фа — на четвертой линейке).

Консонанс — созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга.

Контрактура — неподвижность сустава.

Лад — соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.

Мажор — ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки.

Мелодия — одноголосая последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.

Метр — последовательное чередование сильных и слабых долей в такте.

Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.

Миоклония — быстрые, отрывистые подергивания отдельных мышечных групп или мышц, распространяющиеся чаще всего на мышцы конечностей.

Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).

Модуляция — логичный, интонационный переход в другую тональность.

Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю.

Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.

Нота — графическое изображение звука.

Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот.

Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.

Паралич — полная невозможность движения органа, зависящая от поражения двигательных аппаратов центральной или периферической нервной системы.

Парез — неполный паралич.

Парафазия: а) замена звуков; б) замена слов близкими по звучанию или по смыслу.

Патогенез — внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни.

Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот:и т.д.

Персеверация — навязчивое повторение одного и того же слова, звука.

Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте.

Праксис — предметные действия.

Размер — графическое изображение, определяющее счет (чередование долей) в данном произведении. Проставляется в начале нотной строки в виде дроби, например: — (две четверти), — (три четверти), (шесть восьмых) и т.д.

Регистр определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий.

Ритм — последовательное чередование звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение.

Синергия — сложное комплексное движение.

Синкинезия — содружественные движения.

Синкопа — смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую.

Стаккато — исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием.

Ступени лада — звуки, имеющие следующие обозначения:

Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной). Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).

Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т. проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderato (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио).

Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона.

Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда.

Транспозиция (транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности.

Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например «до»-«ми»-«соль»). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад.

Тремор — дрожание.

Фактура — сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодии, аккомпанемента, отдельных голосов, подголосков, тем и т.д.

Фермата — графическое обозначение дополнительного продления звучания в целях большей выразительности.

Фонема — наименьшая звуковая единица языка, служащая для различения слов или их форм.

Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура произведения, например двучастная и трехмастная формы.

Хорея — заболевание нервной системы, основными симптомами которого являются подергивания, непроизвольные аритмичные, некоординированные сокращения мускулатуры, быстрые по темпу, наблюдающиеся как в покое, так и при движениях.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь