Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проанализируйте разные взгляды на возникновение и развитие сознания. Раскройте соотношение сознательного и неосознанного в психике. Взгляды Л.С. Выготского, Ф.В. Басина, С.Л. Рубинштейна, З.Фрейда
СОЗНАНИЕ (сознательное) - форма отражения объективной действительности в психике человека - высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность - мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида. На основе речи возникло сознание человека в процессе эволюции. «Культурно-историческая психология» Выготского Лев Семенович Выготский (1896-1934). Согласно его замыслу, психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследователем психику испытуемого человека, как это делалось во многих других экспериментальных направлениях психологии, например, бихевиоризме, а психику, находящуюся в постоянной трансформации, формировании, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека. Основой культурно-исторической теории Л.С.Выготского является учение о знаковой организации психики человека. Например, память не фиксирует происходящее подобно фотоаппарату и магнитофону, а имеет опосредованную структуру, элементами которой являются различные мнемотехнические приемы и средства, т.е. особые коды (знаки), выработанные в ходе эволюции человечества и усваиваемые каждым человеком в ходе его психического развития. Эти знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Они передаются от поколения к поколению благодаря системе воспитания, культурации индивида. Знаки всегда опосредуют отношения людей (например, речь, мимика, жесты и т.д.) и даже человека к самому себе. Когда человек пытается овладеть своим поведением, а значит, овладеть своей психикой, то он в это время «изготавливает» особый знак, который затем выступает в качестве средства организации действия по овладению человеком своей психикой.Культурно-историческая концепция Выготского имеет 3 состаные части:1. «Человек и природа» - основные ее тезисы: при переходе от животных к человеку произошло кардинальное зменение отношений субъекта со средой. Человек действует на природу и видоизменяет ее за счет создания орудий труда и развития материального производства.2. «Человек и его собственная психика» - состоит из 2 положений. Первое - в процессе развития у человека появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Высшие психические функции – это способность чела заставить себя запомнить материал, обратить внимание на предмет, организовать свою умственную деятельность. Второе – чел овладел своим поведение при помощи психологических орудий – знаков (искусственные средства, с помощью которых первобытный чел мог овладеть своим поведением, это «узелок на память», зарубка на дереве).3. «Генетические аспекты» - Труд создал чела, в процессе совместного труда происходило общение между участниками с помощью специальных знаков, которые постепенно усовершенствовались и чел научился управлять своим поведением. Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для прцесса развития психики чела характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Знаки имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Басин «Психология бессознательного» рассматривал соотношение сознательного и бессознательного на основе сопоставления критики взглядов Павлова и Фрейда. Рубинштейн «Основы общей психологии» заложил методологические основы изучения феномена сознания. Фрейд представлял структуру личности в виде з компонентной модели: - Ид (оно) – источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) - противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид находится на бессознательном уровне психики. - Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид. - Супер Эго (Сверх Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемое его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам мора- ли, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы