Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Калинина Л.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ



Калинина Л.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СГПУ, 2007.­ - 46 с.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкальных факультетов педагогических вузов и преподавателям-музыкантам. Автор систематизирует обширный методический материал по музыкальному воспитанию, рассматривает некоторые перспективные подходы к интеграции искусств на музыкальных занятиях; к связи теории и методики преподавания предметов эстетического цикла с педагогической практикой.

 

Ответственный за выпуск - ...

Рецензенты:

Ощепкова О.В., д.п.н., профессор кафедры психологии Самарского юридического института,

Миловидова Н.С., к. иск., доцент кафедры теории и истории музыки Самарской академии культуры и искусств


Содержание

Предисловие. 4

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ». 7

КОНСПЕКТИВНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ КУРСА 8

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.. 55




Предисловие

 

Учебно-методическое пособие «Инновационные технологии в музыкальном образовании» предназначено для студентов 5 курса отделения «Музыка» Института художественного образования педагогического университета. Представленные нами материалы могут быть использованы в практической работе учителей музыки, преподавателей детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования.

Пособие включает: программу спецкурса; конспективное изложение содержания тем; дидактический материал.

На протяжении ряда лет (2002-2007) мы систематизировали современный методический материал, обобщали передовой педагогический опыт и на этой основе осуществляли работу со студентами-музыкантами. В результате ряд положений мы включили в текст данной публикации как наиболее важные и актуальные.

Практика показала, что большинство студентов-пятикурсников факультета «Музыка» обладают достаточной подготовкой для успешного освоения предлагаемого им материала. Они уже работали в школе как практиканты, имеют опыт «погружения» в педагогическую действительность. Кроме того, у них сформировались определенные потребности в нахождении и осмыслении нужной информации. Мы стараемся оказать им в этом необходимую помощь; поэтому наша работа - не односторонняя, а скорее «интерактивная»: обсуждаются проблемы современной музыкальной педагогики, выявляются сложности, обсуждаются перспективы, многие творческие задания выполняются и оцениваются совместно с однокурсниками, с преподавателем. Значение спецкурса, как нам кажется, состоит и в том, что студенты задают вопросы, связанные с написанием будущих дипломов, ориентируются на полученную информацию в своей научно-исследовательской деятельности.

Основная идея, которую должны осознать студенты, изучающие спецкурс «Инновационные технологии в музыкальном образовании»: современная музыкальная педагогика – многогранное и постоянно развивающееся явление; сегодня учителю музыки необходимо не только знание материала, но и творческое отношение к труду, открытость новому, положительным переменам в себе и своей работе.

Качество усвоения материала студентами зависит и от технологий, которые мы используем а занятиях. В основном это игровые и компьютерные (информационные) технологии)[1]. Первые оформлены как модели творческих заданий, которые студенты выполняют «от лица учащихся»; вторые реализуются в ходе создания мультимедийных презентаций, отражающих содержание самостоятельных исследований студентов в рамках одной из тем спецкурса.

Единой основой, на которую мы опирались при разработке каждого раздела спецкурса, является философская идея единства мира. Из нее проистекают две сквозные идеи названного курса: синтез искусств и художественное творчество детей как важнейшие тенденции современной музыкальной педагогики, а также межпредметные идеи художественных и научно-художественных ассоциаций и творчества как способа воспитания у обучаемых целостного мировосприятия.

Строить обучение в вузе, тем более с опорой на синтез искусств, можно, на наш взгляд, в основном на проблемной основе, когда студент выходит с аудиторного занятия, размышляя над проблемой. Этому способствует не только множество вопросов, поставленных преподавателем во время лекции и на страницах учебно-методических пособий, проблемные ситуации, но и предложенные студентам проблемные вопросы для создания мультимедийных презентаций и буклетов.

Тенденция к синтезу придает цельность не только отдельным направлениям современной музыкальной педагогики, но и нашему спецкурсу. Так, взаимосвязь различных видов искусства, обозначенная в первой теме, раскрывается на примерах синтеза искусств в романтизме и русской поэзии (Тема 2), музыкальной импровизации на литературный текст (Тема 3), способов применения межпредметных связей (Тема 4), уподобления нотной записи орнаменту (Тема 5), создания литературно-музыкальных композиций (Тема 6), моделирования музыкального произведения в другом материале (Тема 7), актуализации зрительно-слуховых ассоциаций учащихся (Тема 9) и др. По линии детского творчества объединение прослеживается от провозглашения его актуальности (Тема 1) к творчеству как средству постижения «таинственной сущности жизни» (Тема 2), импровизации разных видов (Тема 3), творческому саморазвитию ребенка (Тема 4), озвучиванию «матрицы» (Тема 5), совместному литературно-музыкальному творчеству учащихся школы искусств и кружка юных журналистов (Тема 6), решению творческих задач на основе формул-моделей (Тема 7), развитию творческих способностей учащихся инструментального кружка (Тема 8).

В рамках спецкурса мы рассматриваем работы выдающихся представителей российской музыкальной педагогики: Ю.Б.Алиева, Л.А.Баренбойма, Н.А.Бергер, Л.М.Борухзон, Т.П.Королевой, А.А.Никитина, Т.И.Смирновой, Г.И.Шатковского, Л.В.Школяр и др. Также, с учетом межпредметных связей, в список литературы включены публикации литературоведов Н.Я.Берковского, В.М.Жирмунского, А.М.Марченко, Д.Е.Максимова, учебники педагогики И.П.Подласого и В.А.Сластенина, журналы «Искусство в школе», «Воспитание школьника», «Литература в школе».

Материал изложен от общих основ к частному, от обзора современной ситуации в музыкальной культуре нашей страны - к рассмотрению инновационных технологий, применяемых широко; завершается спецкурс обращением к мало распространенным технологиям.

Отметим определенную «подвижность», «изменчивость», свойственную спецкурсу «Инновационные технологии в музыкальном образовании» уже по определению. Мы полагаем, что в рамках данного предмета должны изучаться лишь действительно современные технологии, не получившие широкого (федерального) распространения. Естественно, когда та или иная технология перестает подходить под определение инновационной, ее следует изучать в курсе «Методика музыкального образования». Такая ситуация сложилась, например, с технологией творческого саморазвития учащихся (автор Е.И.Юдина), которая в настоящее время включена в учебник Э.Б.Абдуллина и Е.В. Николаевой. Тем не менее, мы все же рассматриваем ее в своем учебно-методическом пособии, потому что названный учебник вышел в свет лишь в 2006 году, и нынешние пятикурсники не имели возможности ознакомиться с работами Е.И.Юдиной в курсе методики, который изучали год-два назад.

Объем спецкурса «Инновационные технологии в музыкальном образовании» (9 семестр) - 49 часов. Формы работы: лекции (24 часа), консультации, экзамены, индивидуальная работа.

В первой части данного учебно-методического комплекса представлена программа спецкурса «Инновационные технологии в музыкальном образовании»; во второй -  конспективное изложение содержания тем, списки основной и дополнительной литературы, планы индивидуальных занятий со студентами (продолжительность каждого занятия – 10 мин), задания для самостоятельной работы студентов, вопросы и задания для повторения; в третьей - дидактический материал для подготовки студентов к экзамену, разработки мультимедийных презентаций и буклетов, словарь.

Автор выражает благодарность коллегам за активное участие в обсуждении учебно-методического комплекса «Инновационные технологии в музыкальном образовании».

 



ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Спецкурс «Инновационные технологии в музыкальном образовании» предназначен для студентов музыкально-педагогического факультета и служит логическим продолжением предметов «Теория музыкального образования» и «Методика музыкального образования».

Цель спецкурса: изучение теоретических и методических проблем использования инновационных технологий в системе современного общего, дополнительного и профессионального музыкального образования.

Задачи:

1. Познакомить студентов с инновационными технологиями в музыкальном образовании;

2. Выработать навык самостоятельной работы   по адаптации авторских методик к профилю различных образовательных учреждений;

3. Ориентировать на собственное научно-педагогическое творчество в области музыкальной педагогики.

Примерный тематический план

Курс, 9 семестр

Темы Лекции
1. Инновационные технологии как одно из основных направлений развития музыкального образования на современном этапе   2 ч
2. Элементы технологии в использовании синтеза искусств на занятиях по предметам эстетического цикла   4 ч
3. Импровизация: от методики к технологии   4 ч  
4. Технологический компонент в творческом саморазвитии учащихся   4 ч
5. Способ обучения практическому музицированию Н.А.Бергер как основа инновационной технологии   2 ч
6. Разработка технологии «Литературно-музыкальная композиция в дополнительном образовании»   2 ч
7. Педагогическое моделирование в технологической подготовке учителя музыки   4 ч
8. Инструментальный кружок в школе: технология интенсивного обучение игре на фортепиано Т.И.Смирновой; изучение основ гармонии (по Е.П.Лиманской).   2 ч

Форма контроля – экзамен.

 

I I I I I I I I I I I

 I I I I I I I I I I I

      (Марш C.Прокофьева из цикла «Детская музыка»).

Научившись «шагать» по времени, как по пространству, и ногами, и  руками, и карандашом по рисунку орнамента, и просто глазами, школьники сумеют читать музыку. Мышечные реакции постепенно переводятся во  внутренние слуховые представления. Изучая клавиатуру фортепиано, других клавишных инструментов, можно прибегнуть к ассоциациям с природными явлениями. Например, «Дождливый день»: ритм дождя можно увидеть, когда капли с крыши падают на одни и те же листья, как будто кто-то нажимает одни и те же клавиши (партия ученика); капли с неба падают нерегулярно в разные места - это вторая партии (партия педагога).

Тональность в музыке Н.А.Бергер сравнивает с цветом в живописи, только ее эмоциональное воздействие осуществляется не через зрение, а через восприятие системы вибраций. Главная установка в воспитании тонального мышления: чистых тональностей, состоящих только из одного звука, практически нет (можно сравнить с акварелью и др.). Классическая тональность, как краска, всегда есть результат соединения семи разных звуков в единое целое с сохранением высотной индивидуальности каждого (в отличие, например, от зеленого цвета, растворившего в себе синий и желтый). Звуковая картина - ­это картина, которая рисуется особыми красками ­ тональными. Зная только два элемента, 1 и 5 ступени, уже можно почувствовать (увидеть, слышать, ощутить) любую тональность-краску. Вначале ученики «рисуют» на клавишах фортепиано, электромузыкального инструмента «картину» на обязательную тему «Море». Задача -  ­«нарисовать» равномерно катящиеся волны. Первая волна - одна  тональность, вторая волна - другая тональность. В результате развивается оперативность мышления, исполнительская техника, формируются волевые  качества. Затем с помощью квинт, перемещая их по клавиатуре, учащиеся «рисуют» симметричную снежинку. Орнаменты изображают с помощью тональных красок.

Литература

Основная

Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

Дополнительная

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. - 320 с.

2. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М., 2001. - 264 с.

3. Самарское музыкальное училище сквозь призму поколений (1902-2002): Материалы международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2002 года. В 2-х т. Т.1. - Самара, 2003.­ - 294 с.

Планы индивидуальных занятий

Занятие №1

План:

1. Озвучьте на музыкальном инструменте, голосом или «звучащими жестами» орнамент: &&& -- ** --&&& -- ** --&&& -- ** --&&&

2. Объясните логику Вашего решения.

3. Запишите в виде орнамента схему аккомпанемента пьесы П.И.Чайковского «Неаполитанская песенка».

Литература и видеоматериал:

1. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1997. С.36-37.

3. Буклет «Ритмы нашей планеты», разработанный преподавателем.

Занятие №2

План:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами лекции.

2. Придумайте десять различных  вариантов ритмического аккомпанемента по «матрице», состоящей из двух звуков разной высоты и озвучьте их.

Литература

Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

Занятие №3

План:

1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обращаясь за разъяснениями к преподавателю.

2. Проиллюстрируйте взаимосвязь искусства оригами и системы нотных длительностей.

Литература

Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

Вопросы и задания для повторения

1. Почему «Способ обучения практическому музицированию» Н.А.Бергер может служить основой инновационной технологии?

2. В чем, по Вашему мнению, актуальность «Способа»?

3. Какие задачи по развитию личности учащегося поставлены Н.А.Бергер?

4. Расскажите об основных положениях «Способа обучения практическому музицированию».

5. Как прослеживаются в работе Н.А.Бергер идеи синтеза искусств и детского творчества?

Задания для самостоятельной работы студентов

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы:

 

1. Можно ли алгеброй познать гармонию?

2. Что находится за границами музыки?

3. Урок музыки и физкультура – две вещи несовместные?

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов:

1. Парные элементы в нашей жизни (проблемный вопрос - «Что такое матрица?)

2. Весь мир – театр (проблемный вопрос – «Можно ли обучить нотной грамоте с помощью ассоциаций между музыкой и жизнью?»)

Тема 6. Разработка технологии «Литературно­-музыкальная композиция»  в системе дополнительного образования»

· Содержание понятия «литературно-музыкальная композиция».

· Этапы разработки технологии обучения детей литературно-музыкальному творчеству.

· Взаимодействие разнопрофильных учреждений дополнительного образования в разработке проекта.

Литературно-музыкальную композицию (ЛМК) ­мы определяем как творческий процесс, результатом которого становится создание из элементов литературы и музыки xyдoжecтвeннoгo целого, отвечающего эстетическим запросам общества.

Технология преподавания ЛМК в системе дополнительного образования на сегодняшний момент находится в стадии разработки, хотя в практике работы современных педагогов используются как обращение к детскому творчеству, так и синтез искусств. Создание такой технологии открывает возможность  более успешной социализации подрастающего поколения. Воспитание творческого человека, умеющего ценить прекрасное и создавать его ­цель работы каждого педагога. Технология позволит использовать высокий профессионализм педагогов­-музыкантов не только в стенах отдельно взятой школы искусств (ее посещает небольшой процент учащихся школьного возраста; одна из причин – платное обучение), но и направит их потенциал в социум (кружок юных журналистов, где ребята обучаются бесплатно, объединяет большее число школьников).

Рассмотрим основные этапы разработки технологии «Литературно- музыкальная композиция в системе дополнительного образования» (на примере ДМШ №1 г.Кинеля).

Идея объединения в единое целое детского творчества и синтеза искусств возникла у авторов в процессе разработки программы «Импровизация» (1995). Несколько лет группа юных пианистов  обучалась по этой программе, время от времени выступая с импровизациями на классных часах, школьных концертах. Отбор перспективных детей, которым рекомендовали посещать предмет по выбору «Импровизация», осуществлялся на основе диагностики: педагогического наблюдения, бесед с родителям и учащимися, тестирования (тесты представляли собой творческие задания в игровой форме).

Поскольку импровизации существуют одномоментно, только в момент их создания, результаты обучения с трудом поддаются оцениванию. Качество, художественные достоинства импровизаций учащихся нередко были неудовлетворительными. Возникла необходимость в воспитании музыкального вкуса детей, обучении их отбору материала и его развитию. В результате была создана программа «Композиция» (1999-2000). Сочинения детей, записанные нотами, давали возможность успешно участвовать в областных конкурсах юных композиторов.

Наконец, ученики по классу композиции достигли уровня, когда сочиненная ими музыка могла использоваться в программах сольных концертов (Марина Исаева, 5 класс, 4 год обучения композиции), оформлении музыкального спектакля, поставленного школьниками в летнем лагере отдыха и творчества («Том Сойер, или Потомки отважных пиратов», 2000) и литературно-музыкальных композиций детского клуба любителей музыки «Камертон». Преподаватель по классу композиции руководил творческой деятельностью учащихся, организовывал репетиции и сценические выступления.

В 2002-2003 гг. преподавателями ДМШ №1 совместно с руководителем кружка юных журналистов Центра дополнительного образования детей был разработан проект, предполагающий неразрывное взаимодействие в процессе творческой деятельности преподавателей и школьников, посещающих разнопрофильные учреждения дополнительного образования.

За три года работы по проекту (2003­-2005) предполагалось создать Ассоциацию юных композиторов и журналистов г.Кинеля, издавать детскую общегородскую газету «Творчество юных» и публиковаться в областных изданиях («Час ученичества», «Культура»), распространять методические материалы среди педагогов-музыкантов. По экономическим причинам проект не был осуществлен. Тем не менее, даже подготовка к работе по проекту «Литературно-музыкальная композиция» позитивно сказалась на уровне эстетической воспитанности учащихся ДМШ, общеобразовательных школ микрорайона; заметно повысилась творческая активность преподавателей, их заинтересованность в участии в воспитательной работе.      

 

Литература

Основная

1.  Калинина Л.Ю. Литературно-музыкальная композиция: Учебно-методическое пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов и преподавателей музыки. – Самара, 2007. – 72 с.

2. Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология): Для преподавателей и студентов по курсу «Мировая художественная культура». – Самара, 2001. – 244 с.

Дополнительная

1. Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. – СПб., КАРО, 2004. – 160 с.

2. Журнал «Искусство в школе» (сценарии литературно-музыкальных композиций).

Планы индивидуальных занятий

Занятие №1

План:

1. Составьте и исполните (можно в ансамбле с кем-то из студентов) небольшую литературно-музыкальную композицию. Стихи и музыку выберете по Вашему желанию.

2. Поясните педагогическое предназначение Вашей композиции.

Литература и ноты

1. Зарубежная поэзия в русских переводах: От Ломоносова до наших дней. – М., 1968. – 400 с.

2. Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. – М., 2005. – 191 с., ил., нот.

3. Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. – 830, [2]с.

· История любви. Легкая музыка американских и западноевропейских композиторов в переложении для фортепиано. – М., 2001. – 48 с.

· Сто пятьдесят американских джазовых тем. Вып.1. – М., 1994. – 111 с.

· Чайковский П.И. Детский альбом. – М., 1988. – 35 с.

Занятие №2

План:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами лекции.

2. Подберите к одному из произведений, выученных Вами в классе специального инструмента, подходящее по образу стихотворение.

3. Определите, в каком контексте могла бы прозвучать на уроке музыки литературно-музыкальная композиция, составленная из этих компонентов.

Литература

1. Зарубежная поэзия в русских переводах: От Ломоносова до наших дней. – М., 1968. – 400 с.

2. Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. – М., 2005. – 191 с., ил., нот.

3. Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. – 830, [2]с.

 

Занятие №3

План:

1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обращаясь за разъяснениями к преподавателю.

2. Составьте мини-композицию, выбрав  из нескольких предложенных Вам преподавателем музыкальных произведений и стихотворений наиболее соответствующие друг другу по эмоциональному строю.

Литература и ноты

1. Бунин И.А. «Первый утренник, серебряный мороз!» // Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. С.406.

2. Бунин И.А. «Перед закатом» //  Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. С.405.

3. Тютчев Ф.И. «Как хорошо ты, о море ночное…» // Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. С.63.

· Гаврилин В. Каприччио // Пьесы для фортепиано. Сост. В.Я.Кунде.– Л., 1989. С.31-34.

· Гречанинов А.  «Осенняя песенка» // Пьесы для фортепиано. Сост. В.Я.Кунде – Л., 1989. С.5-6.

· Глинка М. «Чувство» // Пьесы для фортепиано. Сост. В.Я.Кунде – Л., 1989. С.7.

Вопросы и задания для повторения

1. Раскройте содержание понятия «литературно-музыкальная композиция».

2. Какие этапы можно выделить в процессе разработки технологии обучения детей литературно-музыкальному творчеству?

3. Приведите известные Вам примеры творческого взаимодействия разнопрофильных учреждений дополнительного образования.

Задания для самостоятельной работы студентов

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы:

 

1. Чем может быть для человека музыка?

(проблемный вопрос и план ответа на него для студенческой презентации, составленный К.Б.Саркисян[11])

Ритуал-наркота. Тонка грань, одно может легко переходить в другое.

О современном зомбировании: музыка-жвачка.

Музыка вечная, космическая, вне времени и музыка, неотделимая от своего времени и всех его примет, часто очень дорогих. Музыка-память.

Человек может «законсервировать» в музыке свое душевное страдание и получать странное наслаждение от безысходности.

Музыка, смиряющая страсти и умудряющая сердце, и музыка, потрясающая небо и землю.

2. Какие темы не подходят для создания литературно-музыкальной композиции?

3. Сюжет или музыка: что важнее в литературно-музыкальной композиции?

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов:

1.  «Контрасты в композиции» (проблемный вопрос – «Зачем нужны контрасты?»

2. «Обрамление территории художественного произведения» (проблемный вопрос – «Какую роль в нашей жизни и в искусстве играет обрамление?»

 

Тема 7. Педагогическое моделирование в технологической подготовке учителя музыки

· Учитель музыки как представитель художественного творчества в музыкальном мире.

· Сущность понятия «моделирование».

· Педагогическое моделирование в преподавании музыки.

Современный учитель музыки, осваивающий инновационные технологии, не может обойти стороной педагогическое моделирование. Разрабатывая формулу-модель, моделируя урок музыки, мы занимаемся художественно-педагогическим творчеством. Не секрет, что именно профессия учителя музыки имеет исключительно творческий характер. Доцент Белорусского государственного педагогического университета Таисия Павловна Королева называет учителя музыки «педагогом-художником», «представителем художественного творчества в музыкальном мире», который передает эстафету восприятия мира, способа жизнедеятельности младшему поколению. Он режиссер, сценарист, постановщик и артист-исполнитель в одном лице, при этом  - педагог, умеющий решать сложную задачу воспитания, образования и развития учащихся.  Чтобы заниматься педагогическим творчеством, необходим инновационный подход к художественно­-педагогическому образованию.

Главная цель обучения педагогическому моделированию сформулирована Т.П.Королевой так: представить центральное интегративное звено профессиональной подготовки будущих учителей музыки - методическую подготовку - в новом ракурсе, позволяющем раскрыть ее творческий потенциал. Педагогическое моделирование обеспечивает практическую направленность и новый качественный уровень не только методического аспекта, но и любого элемента профессиональной подготовки, а также профессионализма в целом.

Моделирование - особый вид деятельности по выбору и конструированию моделей (объектов или мысленных образов, отображающих или воспроизводящих объект исследования), в процессе которого производится отбор основных, существенных характеристик и исключение второстепенных с целью облегчения поиска в данном направлении. Моделирование как основной метод научного познания может выступать в роли методологической идеи, обеспечить органичную межпредметную связь, выступать и как содержание, которое усваивается студентами в процессе обучения, и как интегративный вид деятельности, имеющий свою типичную форму и обеспечивающий универсальность и мобильность профессиональной подготовки.

Т.П.Королева раскрывает ряд методов и приемов педагогического моделирования, используемых в обучении музыке. Вначале следует определить, с чего начать, какие модели строить, зачем они, как их делать. Важно ориентироваться на то, что с помощью моделирования упрощается путь познания музыкального искусства школьниками. Для работы выбирается логическая цепочка, которую сам учитель реально может выстроить на высоком уровне, не противореча поступательному движению учащихся.

Любая модель создается для решения определенной задачи. Свобода выбора в педагогическом моделировании - принцип, руководство к действию, проявляется уже в выборе задачи. Среди комплекса задач с предложенными вариантами формул-моделей следует выбрать наиболее предпочтительные. Именно в виде задач выступает формализация отдельных методов и приемов работы с художественным произведением. На основе приведенных примеров можно изобретать любые конструкции для познания музыки, беря тем самым на  себя ответственность за их результативность.

Рассмотрим предложенные Т.П.Королевой формулы-модели, на основе которых можно изобретать любые конструкции уроков музыки и других форм музыкальных занятий. В ряде случаев мы встречаем примеры удачного применения синтеза искусств и детского творчества в обучении. Так, в формуле-модели «Создаем свое решение образа» студентам предлагается найти произведение из школьной программы, свое решение образа которого они могут воплотить в другом материале. Учащиеся, по замыслу Т.П.Королевой, должны включаться в такие виды  творческой деятельности, как лепка из пластилина, аппликации, композиции из имеющихся маленьких игрушек, природного материала (желуди, веточки, листья и т.д.).

Формула-модель «Цветовое моделирование» основана на сопоставлении звука и цвета, выявлении их родства, замеченного еще Аристотелем. Мы различаем семь музыкальных звуков и семь цветов радуги, то есть семь основных цветов. На уроках музыки для развития абсолютного слуха можно для каждого из них найти подходящий цвет, понимая цвет и как своего рода опорный сигнал для запоминания звучания тона. Некоторый интерес представляют в связи с этим опыты йогов по развитию внутреннего слуха и внутреннего цветоощущения. Так, например, совершенно расслабившись, йоги стараются услышать определенные звуки и увидеть соответствующие им цвета. Йоги полагают, что звуку до соответствует фиолетовый цвет, ре - синий, ми - голубой, фа - зеленый, соль - желтый, ля ­- оранжевый, си - красный. Но закрепление цветового ощущения за тоном чаще всего очень субъективно, связано с жизненным опытом, особенностями «цветного слуха». А цветомузыкальный слух, как известно, отмечался у многих композиторов: А.Н.Скрябина, Ш.Гуно, Ф.Листа, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта, Н.А.Римского-Корсакова и др. Использование данного метода может заключаться не только в  организации процесса вслушивания в отдельные звуки, подборе цвета для ладотональности, поиске цветовой палитры сообразно частям музыкального произведения, разработке игры цветов по звукам мелодии (в качестве реквизита используются краски, флажки, цветная бумага, цветные ленты, цветные  загорающиеся лампочки и т.д.) или даже в составлении цветомузыкальных партитур.

Ориентируясь на формулу-модель «Развитие в музыкальном произведении» (условно говоря, используя технологию создания «видеоклипов», живописно-музыкальных композиций), можно моделировать линию развития в музыкальном произведении, для чего подбираются, согласно динамическим изменениям в музыке, новые образы и организуется их последовательность.  Репродукции картин из старых журналов, слайды, кадры из кинофильмов (диафильмов), специально сделанные рисунки, художественные фотографии -  все может послужить материалом для подготовки таких «видеоклипов». Метод видеоклипа предполагает динамичную смену образов на фоне звучания музыки, что помогает совершенствовать чутье к интонациям, способность реализовать музыкально­-слуховые впечатления в зримых образах. Учителю важно иметь в своей видеотеке профессионально сделанные видеоклипы на отдельные музыкальные произведения или по творчеству композитора, исполнителя.

Формула-модель «Создаем звуковую картину»  предполагает импровизацию и сочинение музыки. Звуковую картину можно конструировать из разного звукоматериала, например, приготовленных в аудиозаписи природных эффектов (гром, шум ветра, звон разбитого стекла, стук дождя льющаяся вода из крана, шум морского прибоя, жужжание пчелы и т.д.). Часто используются самые различные звуковые эффекты, которые способны озвучивать школьники (шуршание бумагой, звяканье металлическими предметами, потряхивание коробочек с разным наполнением, открывание скрипучей двери, удары по столу, книге, колокольчику и т.д.

Музыкально-литературные ассоциации иллюстрирует формула-модель «Научи составлять свой сюжет». Мысленное представление художественных образов иногда выливается в целый сюжет. Заготовками для него могут послужить сказки, легенды, рассказы, кинофильмы, события реальной жизни.  создание сюжета подтолкнет учащихся к прослеживанию развития всего музыкального произведения. Очень важно не потерять в сюжете ощущения  настроения, чувства, выражаемого музыкой. Тогда следует обратиться к анализу основных интонаций произведения. Сопоставление сюжетов и музыки обещает быть интересной для школьников творческой работой.

Моделировать урок музыки удобно на основе конструктора урока, предложенного Анатолием Александровичем Гином. Конструктор дает ряд преимуществ, среди которых: значительное увеличение разнообразия уроков; фиксация педагогических приемов в конструкторе, исключающая забывание некоторых из них учителем; сокращение времени на подготовку к разнообразным урокам; использование стандартизации как средства перевода творчества учителя музыки на новый, более высокий уровень. Структуру урока можно выстроить по-разному в зависимости от изучаемого материала, особенностей учеников, личных предпочтений и множества других обстоятельств; однозначно определяются метод и форма урока.

Основные разделы урока в конструкторе таковы: А. Начало урока; Б. Объяснение нового материала; В. Закрепление, тренировка, отработка умений; Г. Повторение; Д. Контроль; Е. Домашнее задание; Ж. Конец урока.

Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. Таким образом, приемы, по сути, и являются элементами конструктора. Например, началом урока может быть опрос (с целью активизации класса, а не контроля), театрализация, исполнение знакомой песни и т.д. Объяснение нового материала тоже можно организовать по-разному.

Конструктор урока, который удобно представить в виде таблицы, может изменяться, ненужные приемы могут исключаться, а новые - включаться в него.  А.А.Гин рекомендует учителю создать личную картотеку, содержащую перечисление и описание элементов конструктора уроков музыки. Первоначально педагог-музыкант может включить в нее такие известные приемы, как движения под музыку (используются в разделах А, В, Г, Д), игра в оркестр (разделы В, Г), импровизация мелодий (А, В, Г), рисование картинок (Б, В, Г, Д, Е) и др. Впоследствии картотека будет обогащаться, может быть преобразована в компьютерный формат.

 

Литература

Основная

1. Королева Т.П.. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. - Минск, 2003. - 216 с.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 2001. – 88 с.

Дополнительная

1. Исенко А.И. Обучение на моделях. Курс фортепиано для начинающих. – М., 1993. – 46 с.

2. Никитин А.А. Импровизация как средство обучения начинающих пианистов. - Хабаровск, 1978.- 96 с.

3. Школяр Л.В.. Метод моделирования художественно-творческого процесса // Музыкальное образование в школе. – М., 2001. С.119-132.

Планы индивидуальных занятий

Занятие №1

План:

1. Заполните пустые ячейки на схеме-конструкторе урока музыки по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» (5 класс).

2. Аргументируйте Ваш выбор конкретных элементов конструктора.

Литература

1. Гин А.А. Конструктор урока // Приемы педагогической техники. – М., 2001. С.71-73.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Под рук. Д.Б.Кабалевского. 1-8 классы. – М., 2006. С.89-94.

Занятие №2

План:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами лекции.

2. С помощью цветных фломастеров представьте модель, соответствующую музыке пьесы П.И.Чайковского «Старинная французская песенка» (отразив ее форму или смену регистров, тональности и т.д.).

Ноты

Чайковский П.И. «Старинная французская песенка» // «Детский альбом. – М., 1988. С.23.

Занятие №3

План:

1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обращаясь за разъяснениями к преподавателю.

2. Выберите две пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского и придумайте к ним сюжет.

Ноты

Чайковский П.И. «Детский альбом. – М., 1988. – 35 с.

Вопросы и задания для повторения

1. В чем заключается творческий характер работы учителя музыки?

2. Раскройте содержание понятие «моделирование».

3. Какова специфика педагогического моделирования в преподавании музыки?

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Смонтируйте «видеоклип» на любимое произведение (музыка Ф.Шопена, С. Прокофьева, М. Мусоргского и других композиторов).

2. С небольшой группой учащихся смоделируйте картину «Город просыпается».

3.  Подготовьте (можно в электронном варианте) и представьте в качестве практического задания при ответе на экзамене картотеку приемов, необходимых для создания конструктора урока музыки.

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы:

1. Модель и оригинал: в чем их сходство и различие?

2. Как конструируют природа и человек?

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов:

1.  «Модели, которые нам помогают» (проблемный вопрос – «Какие бывают модели?»

2. «Власть моделей» (проблемный вопрос – «Можно ли жить по «чужим» моделям?»

3. «Монтаж и моделирование» (проблемный вопрос – «Что роднит педагогическое моделирование и кино?»

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Кризисные явления в социально-культурной сфере России на рубеже 20 и 21 веков.

2. Позитивные тенденции в развитии культуры современной России.

  1. Синтез искусств и детское творчество в современной музыкальной педагогике.
  2. Содержание понятия «инновационные технологии».
  3. Особенности применения инновационных технологий в музыкальном образовании.
  4. Сущность понятия «синтез искусств»
  5. Синтез искусств в романтизме.
  6. Мелодическая линия русской поэзии.
  7. Русские народные песенные традиции в поэзии А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова и С.А.Есенина.
  8. Сущность понятия «импровизация».
  9. Педагоги-музыканты об импровизации учащихся на музыкальных занятиях.
  10. Интеграция предметов в современном школьном образовании.
  11. Содержательные «блоки» интеграции учебного и развивающего материала.
  12. Способы применения технологического компонента творческого саморазвития учащихся.
  13. Задачи по развитию личности учащихся в рамках общего музыкального образования.
  14. Основные положения концепции Н.А.Бергер.
  15. Этапы и направления обучения практическому музицированию.
  16. Содержание понятия «литературно-музыкальная композиция».
  17. Этапы разработки технологии обучения детей литературно-музыкальному творчеству.
  18. Взаимодействие разнопрофильных учреждений дополнительного образования в разработке проекта.
  19. Учитель музыки как представитель художественного творчества в музыкальном мире.
  20. Сущность понятия «моделирование».
  21. Педагогическое моделирование в преподавании музыки.
  22. Технология интенсивного обучения игре на фортепиано.
  23. Основы гармонии в работе со школьниками.

Творческие задания для подготовки к экзамену

1. Предложите тему научно-практической конференции по одной из актуальных проблем музыкального воспитания и раскройте ее основное содержание на примере нескольких докладов.

2. С небольшой группой студентов организуйте строгую импровизацию «Путешествие в Китай» на основе модели, разработанной С.В.Мышкиной.

3. Покажите приемы освоения учащимися «золотой» секвенции с использованием популярных мелодий.

4. Импровизируйте на музыкальном инструменте прелюдию в стиле И.С.Баха (по Г.И.Шатковскому) или пропойте 4-5 вариантов мелодии на слова «Взял Топтыгин контрабас: «Ну-ка, все пускайтесь в пляс!» (Б.Заходер).

5. Подберите художественный материал, в доступной для детей форме иллюстрирующий взаимосвязь явлений в искусстве.

6. Импровизируйте на фортепиано музыкальную зарисовку «Снегопад» (свободная импровизация).

7. Смоделируйте урок музыки (тематический, интегрированный, в форме музыкальной гостиной или народного праздника) на основе конструктора уроков А.А.Гина.

8. Варьируйте голосом или на музыкальном инструменте мелодию М.Красева «Белые гуси» в соответствии с рекомендациями Б.В.Асафьева: присочинение подголосков, двухголосие без параллельного движения, колорирование и диминуирование, подбор аккомпанемента.

9. С помощью цвета (открыток, журнальных иллюстраций, художественных фотографий, детских рисунков) создайте модель, адекватную пьесе П.И.Чайковского «Сладкая греза»: форме произведения, смене регистров, тональности и др.

10. К конкретному музыкальному произведению подберите удивительные факты или смоделируйте ситуацию, привлекающую интерес слушателей.

11. Составьте план первого урока интенсивного обучения игре на фортепиано, основываясь на рекомендациях Т.И.Смирновой, и объясните, в чем его отличие от традиционного урока.

12. Сочините фразу или небольшое стихотворение с аллитерациями (пример: «Слушай одна ты - / Нам не годиться./ Мертвая тишь…/ Только и слышно, чуть шевелится/ Резвая мышь (А.А.Фет)).

13. Приведите примеры «музыкальных портретов» в музыке отечественных и зарубежных композиторов. Сыграйте отрывки из этих произведений (можно использовать аудиозапись) и расскажите о характере персонажей.

14. Приведите 10-15 вариантов пения по матрице (Н.А.Бергер).

15. Превратите в мелодию орнамент (2-3 варианта):

// * ^^^ * // * ^^^ *// * ^^^ * // * ^^^ *// * ^^^ * // * ^^^ *

16. Разработайте мини-альбом для обучения первоклассников чтению нот с листа («Бусы», примеры из сборника «Сольфеджио», русские и латинские обозначения тональностей, «Снеговики»).

17. Придумайте слова-неологизмы по принципу «самовар», «кофемолка», «лебедиво» (В.Хлебников). Поясните их значение, художественно-выразительный смысл, взаимосвязь с новаторством в музыке.

18. Заполните таблицу:

Настроение
Грусть
Радость
Мечтательность
Героические чувства
Трагические чувства
Раздумья о жизни
Шутливое настроение
Сказочность, нереальность

19. Составьте список из 5-10 известных музыкальных произведений, которые могут быть использованы в сценарии «Лицейские годы А.С.Пушкина» (1811-1816). Объясните Ваш выбор.

20. Продолжите ассоциативный ряд (5-6 примеров): М.Исаковский, муз М.Блантера. « В лесу прифронтовом» - жанр вальса; С.Есенин. «Поет зима – аукает» - колыбельная; А.Твардовский.Отрывок из поэмы «Василий Теркин» («Гармонист ударил вдруг…/ - Дайте круг!/ - Шире круг!/ Шире!/ Шире!/ Шире!/ Шире!/ Эх, дай на свободе/ Разойтись сгоряча! -/ Гармонист гармонь разводит/ От плеча и  до плеча») – …; …

21. Проиллюстрируйте понятие «музыкальность поэзии», сопоставив рифмованные стихи со стихами без рифм (белый стих, безрифменный стих, верлибр, стихотворение в прозе).

22. Сопоставьте три женских портрета с тремя пьесами П.И.Чайковского и проведите музыкально-художественные аналогии:

Д.Б.Баран. Английский балет Сладкая греза
С.М.Романович. Материнство Немецкая песенка
Б.М.Кустодиев. Портрет Татьяны Чижовой Новая кукла

23. Предложите по 2-3 названия абсолютно новых предметов (курсов), новых спецкурсов (обновляющих содержание внутри предмета), циклов уроков, разовых интегративных уроков. Все названия должны быть связаны с музыкой и другими видами искусства. Пример цикла уроков: «Народная песня в русской поэзии 19-начала 20 века».

24. Приведите примеры фигурного стихотворения (сочинения профессиональных поэтов, собственные «пробы пера») и поясните, в чем выражена его связь с другими видами искусства.

25. Составьте аннотацию методического пособия Г.С.Ригиной «Музыка для детей. 1 класс», выделив в его содержании новое, нетрадиционное.



Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций в Microsoft Power Point

1. Продумайте содержание презентации, которое должно отражать Ваше самостоятельное исследование, отвечать поставленным целям и задачам.

2. Выберите материалы, на основе которых создадите презентацию: тексты, рисунки, звуковое сопровождение и т.п.

3. Обозначьте проблему исследования.

4. Сформулируйте основополагающий вопрос, который уходит вглубь учебной дисциплины, возникает снова и снова на протяжении обучения, побуждает задавать другие важные вопросы.

5. Определите проблемные вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые будете искать ответы в процессе работы над презентацией.

6. Выберите методику исследования: анализ или оценка, интерпретация, сравнение, развитие, другое.

7. Составьте перечень ресурсов, которые будете использовать: Интернет-ресурсы, мультимедийные энциклопедии, учебники и т.д.

 

Презентация включает в себя:

· название (в рамках основополагающего вопроса);

· имя и фамилию автора (авторов);

· краткое описание целей и задач исследования;

· гипотезу;

· цитату по теме исследования;

· основные результаты, полученные в итоге исследования;

· анализ или оценку;

· интерпретацию;

· сравнение/противопоставление;

· развитие;

· ссылки на информационные ресурсы;

· список литературы;

· другое.

 

Не планируйте большое количество (достаточно 6-9) слайдов и компьютерных эффектов.

Создавая сценарий презентации, определите конкретное количество слайдов. Назначение каждого из них и определите основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. Например:

· название работы и ФИО студента (студентов);

· цель самостоятельной работы;

· ход исследования (или основные этапы, или методики исследования);

· результат исследования (графики, фотографии и т.п.);

· список использованных источников и ресурсов.



Рекомендации по разработке буклетов в Microsoft Publisher

Определите цель создания буклета, его название, проблемные вопросы, темы и список материалов, которые нужно найти в Интернете, перечень дополнительных ресурсов.

Буклет включает:

· название;

· список основных исполнителей;

· в рамках какого учебного проекта (курса) создается эта публикация;

· краткое описание учебной темы проекта (курса);

· объяснение целей самостоятельной работы студентов;

· план работы;

· оценка и анализ результатов, полученных в ходе работы;

· ссылки на информационные ресурсы;

· список литературы;

· перечень иллюстраций (собственных, отсканированных и изображений из Интернета;

· таблицы.

 

Выберите необходимое для решения задач, стоящих перед Вашим проектом (курсом):

· программа действий;

· тезисы;

· анализ;

· оценка;

· сравнение;

· объяснение;

· содействие (в чем-либо, связанном с исследованием по проекту (курсу));

· фотографии, иллюстрации и компьютерную графику;

· диаграммы и графики;

· цитаты, список использованных материалов;

· другое.



СЛОВАРЬ

Аллитерация - в стихах, реже в прозе - повторение одинаковых или созвучных согласных звуков.

Аналогия - сходство, подобие в определенном отношении предметов, явлений или понятий, в целом различных.

Белый стих – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации.

Безрифменный стих – предшественники белого стиха; к безрифменному стиху относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии еще не сложилась.

Буклет – форма самостоятельной работы студента, учащегося. Выполняется в Power Point.

Верлибр (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.

Диминуирование – «дробление», «укорачивание» музыкально-ритмических длительностей.

Импровизация - одновременное создание и исполнение художественного (музыкального) произведения или его элементов, подготовкой к которому служит освоение языка искусства.

Инновация – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Интеграция – прочная связанность отдельных частей в целое.

Интенсивное обучение. В основе методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу дается огромный объем информации, который осваивается им в практической деятельности. Само слово «интенсив» (от лат. Intensio) означает напряжение, усилие.

Интерпретация – творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании его смысла.

Колорирование – «расцвечивание», «окрашивание» мелодии с помощью мелизмов (форшлагов, мордентов, группетто и т.п.).

Кризис – перелом, переходное состояние.

Матрица – сжатая, схематизированная форма предмета или действия, в которой набор элементов системы осуществляется по минимуму.

Мелодическая линия в русской поэзии. Творчество трех русских поэтов – В.А.Жуковского, А.А.Фета и А.А.Блока, - исходя из особенностей их стиля, объединяют в одну мелодическую линию. Для этой линии, в числе прочих особенностей, характерна исключительная роль ритмико-мелодической основы.

Модель - объект или мысленный образ, отображающий или воспроизводящий объект исследования

Моделирование - особый вид деятельности по выбору и конструированию моделей, в процессе которого производится отбор основных, существенных характеристик и исключение второстепенных с целью облегчения поиска в данном направлении. Любая модель создается для решения определенной задачи.

Мультимедийная презентация – форма самостоятельной работы студента, учащегося; представление выполненного автором исследования по проблеме в формате мультимедиа.

Орнамент – рисунок, строящийся на регулярном повторении равновеликих групп, состоящих из разных элементов. Позволяет при восприятии мгновенно выделять эти группы или находить тождественный элемент в разных группах.

Педагогическая технология - последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Прелюдия – вступление перед музыкальным произведением; самостоятельная инструментальная пьеса свободного, импровизационного склада.

Секвенция – повторение какого-либо мотива или гармонического оборота на различных ступенях восходящей/нисходящей гаммы.

Синтез искусств - форма художественной взаимосвязи и взаимодействия различных видов искусства. Высшее достижение синтеза искусств – равноценная художественная выразительность и самодостаточность различных видов искусства. 

Стихотворение в прозе – небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.

Тенденция – направление, в котором совершается развитие какого-либо явления.

Фигурное стихотворение – стихотворное произведение, которое своими графическими контурами воспроизводит какую-либо геометрическую фигуру, символический знак или очертания предмета.



Хрестоматийные материалы

к теме 2 «Элементы технологии в использовании синтеза искусств

на занятиях по предметам эстетического цикла»

М.В. Ломоносов

(Из Горация)

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать на будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски,

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.


 

А.П.Сумароков

(Из Пауля Флеминга)

 

О ты, союзница Голштинския страны,

В российских городах под именем царицы.

Ты отверзаешь нам далекие границы

К пути, в который мы теперь устремлены.

 

Мы рек твоих струей к пристанищу течем,

И дружество твое мы возвестим Востоку;

Твою к твоим друзьям щедроту превысоку

По возвращении на Западе речем.

 

Дай, небо, чтобы ты была благополучна,

Безбранна, с тишиной своею неразлучна,

Чтоб твой в спокойствии блаженный жил народ!

 

Прими сии стихи. Когда я возвращуся,

Достойно славу я твою воспеть потщуся

И Волгу похвалой промчу до Рейнских вод.


 

 

Г.Р.Державин

(Из псалмов)



Властителям и судиям

Восстал Всевышний Бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

 

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

 

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

 

Не внемлют! Видят – и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

 

Цари! – Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья, -

Но вы, как я, подобно страстны

И так же смертны, как и я.

 

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

 

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един Царем земли!


 

В.А.Жуковский

(Из Фридриха Шиллера)


Желание

Романс

 

Озарися, дол туманный;

Расступися, мрак густой;

Где найду исход желанный?

Где воскресну я душой?

Испещренные цветами,

Красны холмы вижу там…

Ах! Зачем я не с крылами?

Полетел бы я к холмам.

 

Там поют согласны лиры;

Там обитель тишины;

Мчат ко мне оттоль зефиры

Благовония весны;

Там блестят плоды златые

На сенистых деревах;

Там не слышны вихри злые

На пригорках, на лугах.

 

О предел очарованья!

Как прелестна там весна!

Как от юных роз дыханья

Там душа оживлена!

Полечу туда… напрасно!

Нет путей к сим берегам;

Предо мной поток ужасный

Грозно мчится по скалам.

 

Лодку вижу… где ж вожатый?

Едем!.. будь, что суждено…

Паруса ее крылаты,

И весло оживлено.

Верь тому, что сердце скажет;

Нет залогов от небес;

Нам лишь чудо путь укажет

В сей волшебный край чудес.


В.А.Жуковский


Светлана

(фрагмент)                                     А.А.Воейковой

 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

 

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

 

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель»…

В.А.Жуковский

Эолова арфа

(фрагмент)

Владыка Морвены,

Жил в дедовском замке могучий Ордал;

Над озером стены

Зубчатые замок с холма возвышал;

Прибрежны дубравы

Склонялись к водам,

И стлался кудрявый

Кустарник по злачным окрестным холмам…


 

В.А.Жуковский


Невыразимое

(фрагмент)

 

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..


А.А.Фет

ПРИМЕРЫ РАЗНЫХ СТРОФИЧЕСКИХ ФОРМ

           .....

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

           ......

(Фрагмент)

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей…

             (Фрагмент)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Это синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод…


А.А.Фет



Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

 

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

 

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.


А.В.Кольцов


Разлука

(фрагмент)

На заре туманной юности

Всей душой любил я милую:

Был у ней в глазах небесный свет;

На лице горел любви огонь.

 

Что пред ней ты, утро майское,

Ты, дуброва, мать зеленая,

Степь-трава – парча шелковая,

Заря-вечер, ночь волшебница!...


 

Н.А.Некрасов

       

     Тройка

(фрагмент)

 

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

 

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет…


А.А.Блок

 



Сольвейг

Сергею Городецкому

Сольвейг прибегает на лыжах.

Ибсен. «Пер Гюнт»

 Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне,

Улыбнулась пришедшей весне!

 

Жил я в бедной и темной избушке моей

Много дней, меж камней, без огней.

 

Но веселый, зеленый мне глаз твой блеснул –

Я топор широко размахнул!

 

Я смеюсь и крушу вековую сосну,

Я встречаю невесту – весну!

 

Пусть над новой избой

Будет свод голубой –

Полно соснам скрывать синеву!

 

Это небо – твое!

Это небо – мое!

Пусть недаром я гордым слыву!

 

Жил в лесу, как во сне!

Пел молитвы сосне,

Надо мной распростершей красу.

 

Ты пришла – и светло,

Зимний сон разнесло,

И весна загудела в лесу!

 

Слышишь звонкий топор? Видишь радостный взор,

На тебя устремленный в упор?

 

Слышишь песню мою? Я крушу и пою

Про весеннюю Сольвейг мою!

 

Под моим топором, распевая хвалы,

Раскачнулись в лазури стволы!

 

Голос твой – он звончей песен старой сосны!

Сольвейг! Песня зеленой весны!


С.А.Есенин

С добрым утром!

 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась сонным перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»


С.А.Есенин

 

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

 

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

 

Или снова, сколько не проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени – Россия –

Я известный, признанный поэт.

 

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

 Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

 

Я сюда приехал не от скуки –

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

 

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

Про твою веселую страну.

 

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не плакал, не скучал.

 

И хотя я не был на Босфоре –

Я тебе придумаю о нем.

Все равно – глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем.


[1] Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2006. С.37-38.

[2] Технология - учение («логос») об искусственном, искусном («техно»).

[3] Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2006. С.5.

[4] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 3-е издание, - М., Школа-Пресс, 2000. С.330.

[5] Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2006. С.29.

[6] Здесь и далее план занятия под №1 составлены для хорошо успевающих студентов, имеют высокий уровень трудности, занятия под №2 – средний уровень, под №3 – составлены в облегченной форме.

[7] Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. – М., Русский язык – Медиа, 2005. Стб.136.

[8] Музыка, архитектура и изобразительное искусство. Сценарии творческих уроков / Под ред. В.С.Кукушина. – М., Ростов-на-Дону, 2005. С.37-39.

[9] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., Издательский дом «Классика-XXI», 2006. С.241.

[10]Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого саморазвития: Серия «У тебя получится». – М., Аквариум, 1997. – 272 с.

[11] Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология): Для преподавателей и студентов по курсу «Мировая художественная культура». – Самара, Издательство СамГПУ, 2001. С. 55.




Калинина Л.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СГПУ, 2007.­ - 46 с.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкальных факультетов педагогических вузов и преподавателям-музыкантам. Автор систематизирует обширный методический материал по музыкальному воспитанию, рассматривает некоторые перспективные подходы к интеграции искусств на музыкальных занятиях; к связи теории и методики преподавания предметов эстетического цикла с педагогической практикой.

 

Ответственный за выпуск - ...

Рецензенты:

Ощепкова О.В., д.п.н., профессор кафедры психологии Самарского юридического института,

Миловидова Н.С., к. иск., доцент кафедры теории и истории музыки Самарской академии культуры и искусств


Содержание

Предисловие. 4

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ». 7

КОНСПЕКТИВНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ КУРСА 8

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.. 55




Предисловие

 

Учебно-методическое пособие «Инновационные технологии в музыкальном образовании» предназначено для студентов 5 курса отделения «Музыка» Института художественного образования педагогического университета. Представленные нами материалы могут быть использованы в практической работе учителей музыки, преподавателей детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования.

Пособие включает: программу спецкурса; конспективное изложение содержания тем; дидактический материал.

На протяжении ряда лет (2002-2007) мы систематизировали современный методический материал, обобщали передовой педагогический опыт и на этой основе осуществляли работу со студентами-музыкантами. В результате ряд положений мы включили в текст данной публикации как наиболее важные и актуальные.

Практика показала, что большинство студентов-пятикурсников факультета «Музыка» обладают достаточной подготовкой для успешного освоения предлагаемого им материала. Они уже работали в школе как практиканты, имеют опыт «погружения» в педагогическую действительность. Кроме того, у них сформировались определенные потребности в нахождении и осмыслении нужной информации. Мы стараемся оказать им в этом необходимую помощь; поэтому наша работа - не односторонняя, а скорее «интерактивная»: обсуждаются проблемы современной музыкальной педагогики, выявляются сложности, обсуждаются перспективы, многие творческие задания выполняются и оцениваются совместно с однокурсниками, с преподавателем. Значение спецкурса, как нам кажется, состоит и в том, что студенты задают вопросы, связанные с написанием будущих дипломов, ориентируются на полученную информацию в своей научно-исследовательской деятельности.

Основная идея, которую должны осознать студенты, изучающие спецкурс «Инновационные технологии в музыкальном образовании»: современная музыкальная педагогика – многогранное и постоянно развивающееся явление; сегодня учителю музыки необходимо не только знание материала, но и творческое отношение к труду, открытость новому, положительным переменам в себе и своей работе.

Качество усвоения материала студентами зависит и от технологий, которые мы используем а занятиях. В основном это игровые и компьютерные (информационные) технологии)[1]. Первые оформлены как модели творческих заданий, которые студенты выполняют «от лица учащихся»; вторые реализуются в ходе создания мультимедийных презентаций, отражающих содержание самостоятельных исследований студентов в рамках одной из тем спецкурса.

Единой основой, на которую мы опирались при разработке каждого раздела спецкурса, является философская идея единства мира. Из нее проистекают две сквозные идеи названного курса: синтез искусств и художественное творчество детей как важнейшие тенденции современной музыкальной педагогики, а также межпредметные идеи художественных и научно-художественных ассоциаций и творчества как способа воспитания у обучаемых целостного мировосприятия.

Строить обучение в вузе, тем более с опорой на синтез искусств, можно, на наш взгляд, в основном на проблемной основе, когда студент выходит с аудиторного занятия, размышляя над проблемой. Этому способствует не только множество вопросов, поставленных преподавателем во время лекции и на страницах учебно-методических пособий, проблемные ситуации, но и предложенные студентам проблемные вопросы для создания мультимедийных презентаций и буклетов.

Тенденция к синтезу придает цельность не только отдельным направлениям современной музыкальной педагогики, но и нашему спецкурсу. Так, взаимосвязь различных видов искусства, обозначенная в первой теме, раскрывается на примерах синтеза искусств в романтизме и русской поэзии (Тема 2), музыкальной импровизации на литературный текст (Тема 3), способов применения межпредметных связей (Тема 4), уподобления нотной записи орнаменту (Тема 5), создания литературно-музыкальных композиций (Тема 6), моделирования музыкального произведения в другом материале (Тема 7), актуализации зрительно-слуховых ассоциаций учащихся (Тема 9) и др. По линии детского творчества объединение прослеживается от провозглашения его актуальности (Тема 1) к творчеству как средству постижения «таинственной сущности жизни» (Тема 2), импровизации разных видов (Тема 3), творческому саморазвитию ребенка (Тема 4), озвучиванию «матрицы» (Тема 5), совместному литературно-музыкальному творчеству учащихся школы искусств и кружка юных журналистов (Тема 6), решению творческих задач на основе формул-моделей (Тема 7), развитию творческих способностей учащихся инструментального кружка (Тема 8).

В рамках спецкурса мы рассматриваем работы выдающихся представителей российской музыкальной педагогики: Ю.Б.Алиева, Л.А.Баренбойма, Н.А.Бергер, Л.М.Борухзон, Т.П.Королевой, А.А.Никитина, Т.И.Смирновой, Г.И.Шатковского, Л.В.Школяр и др. Также, с учетом межпредметных связей, в список литературы включены публикации литературоведов Н.Я.Берковского, В.М.Жирмунского, А.М.Марченко, Д.Е.Максимова, учебники педагогики И.П.Подласого и В.А.Сластенина, журналы «Искусство в школе», «Воспитание школьника», «Литература в школе».

Материал изложен от общих основ к частному, от обзора современной ситуации в музыкальной культуре нашей страны - к рассмотрению инновационных технологий, применяемых широко; завершается спецкурс обращением к мало распространенным технологиям.

Отметим определенную «подвижность», «изменчивость», свойственную спецкурсу «Инновационные технологии в музыкальном образовании» уже по определению. Мы полагаем, что в рамках данного предмета должны изучаться лишь действительно современные технологии, не получившие широкого (федерального) распространения. Естественно, когда та или иная технология перестает подходить под определение инновационной, ее следует изучать в курсе «Методика музыкального образования». Такая ситуация сложилась, например, с технологией творческого саморазвития учащихся (автор Е.И.Юдина), которая в настоящее время включена в учебник Э.Б.Абдуллина и Е.В. Николаевой. Тем не менее, мы все же рассматриваем ее в своем учебно-методическом пособии, потому что названный учебник вышел в свет лишь в 2006 году, и нынешние пятикурсники не имели возможности ознакомиться с работами Е.И.Юдиной в курсе методики, который изучали год-два назад.

Объем спецкурса «Инновационные технологии в музыкальном образовании» (9 семестр) - 49 часов. Формы работы: лекции (24 часа), консультации, экзамены, индивидуальная работа.

В первой части данного учебно-методического комплекса представлена программа спецкурса «Инновационные технологии в музыкальном образовании»; во второй -  конспективное изложение содержания тем, списки основной и дополнительной литературы, планы индивидуальных занятий со студентами (продолжительность каждого занятия – 10 мин), задания для самостоятельной работы студентов, вопросы и задания для повторения; в третьей - дидактический материал для подготовки студентов к экзамену, разработки мультимедийных презентаций и буклетов, словарь.

Автор выражает благодарность коллегам за активное участие в обсуждении учебно-методического комплекса «Инновационные технологии в музыкальном образовании».

 



ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Спецкурс «Инновационные технологии в музыкальном образовании» предназначен для студентов музыкально-педагогического факультета и служит логическим продолжением предметов «Теория музыкального образования» и «Методика музыкального образования».

Цель спецкурса: изучение теоретических и методических проблем использования инновационных технологий в системе современного общего, дополнительного и профессионального музыкального образования.

Задачи:

1. Познакомить студентов с инновационными технологиями в музыкальном образовании;

2. Выработать навык самостоятельной работы   по адаптации авторских методик к профилю различных образовательных учреждений;

3. Ориентировать на собственное научно-педагогическое творчество в области музыкальной педагогики.

Примерный тематический план

Курс, 9 семестр

Темы Лекции
1. Инновационные технологии как одно из основных направлений развития музыкального образования на современном этапе   2 ч
2. Элементы технологии в использовании синтеза искусств на занятиях по предметам эстетического цикла   4 ч
3. Импровизация: от методики к технологии   4 ч  
4. Технологический компонент в творческом саморазвитии учащихся   4 ч
5. Способ обучения практическому музицированию Н.А.Бергер как основа инновационной технологии   2 ч
6. Разработка технологии «Литературно-музыкальная композиция в дополнительном образовании»   2 ч
7. Педагогическое моделирование в технологической подготовке учителя музыки   4 ч
8. Инструментальный кружок в школе: технология интенсивного обучение игре на фортепиано Т.И.Смирновой; изучение основ гармонии (по Е.П.Лиманской).   2 ч

Форма контроля – экзамен.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.847 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь