Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. Способ обучения практическому музицированию НА.Бергер как основа инновационной технологии



· Задачи по развитию личности учащихся в рамках общего музыкального образования.

· Основные положения концепции Н.А.Бергер.

· Этапы и направления обучения практическому музицированию.

В 1997 году известный методист из Петербурга Нина Александровна Бергер запатентовала как изобретение «Способ обучения практическому музицированию». Его актуальность автор видит в необходимости распространения нотной грамотности как частицы национальной культуры. На наш взгляд, «Способ» Н.А.Бергер может послужить основой, на которой выстроится инновационная технология. Педагог-музыкант уже представила собственную концепцию, разработала содержание занятий. Для того чтобы данная методика качественно переросла в технологию, должна осуществиться систематизация содержания, представленного множеством коротких разделов с образными, близкими разговорной речи, заголовками. По-видимому, технологический подход требует и большей конкретики в определении форм работы учащихся и преподавателя: не всегда ясно, происходит ли обучение на уроке музыки (далеко не в каждой школе кабинет музыки оборудован клавишными музыкальными инструментами по количеству учащихся!) или в других условиях. Универсальность, свойственная технологии, связана с доступностью и ясностью изложения, но изобилие сложных аналогий, обозначений, малоизвестных имен в тексте делает «Способ обучения практическому музицированию» пригодным к использованию скорее специалистами в области теории музыки. Отсутствует и полноценное описание диагностики, а действенность «Способа» подтверждают лишь вольно интерпретированные высказывания детей, обобщенные комплименты музыкантов различных специальностей и письмо преподавателей поселковой музыкальной школы. Тем не менее, творчески работающий педагог-музыкант может разработать, опираясь на ценные рекомендации Н.А.Бергер оригинальную и перспективную технологию.

Задачи по развитию личности учащихся в рамках общего музыкального образования, поставленные Н.А.Бергер, таковы: свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу), его быстрое выучивание и длительное сохранение в памяти; умение записать несложный музыкальный материал нотами; владение всеми тональностями -­ звуковыми красками - как равноправными; возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования.

Спецuальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом.     При этом мы обязаны сохранить здоровье ребенка и его право на детство. К тому же педагоги-музыканты, воспитывающие профессuоналов, должны быть уверенными в том, что их ученики будут востребованы.

    Предлагаемая Н.А.Бергер система направлена на освоение того материала, который, по ее наблюдениям, дается учащимся с наибольшим трудом и нервными затратами – музыкальной грамоты. Она предлагает осваивать ее интенсивным способом. Благодаря этому за небольшой промежуток времени можно научиться, с одной стороны, читать ноты, с другой - быстро запоминать, долго хранить в памяти и в сравнительно короткий срок «реконструировать» забытое произведение, а также - по желанию - свободно создавать свои композиции, получая возможность творческой самореализации.

    Модель роли музыки в обществе, по мнению Н.А.Бергер, имеет уже реализованный аналог в области языка и письменности. Общество, в котором большинство людей являются грамотными, обязательно делится на писателей и читателей, и границы перехода одной категории в другую постоянно стираются. Добиться похожей ситуации в музыкальном искусстве, считает педагог-музыкант, можно с помощью массового обучения музыкальной грамоте.

    «Способ обучения практическому музицированию» основан на развитии индивидуально-групповых форм занятий как утверждает автор, с одной стороны, это позволит в несколько раз удешевить стоимость урока музыки, увеличив пропускную способность класса и учителя, а с другой стороны, учитывать индивидуальные особенности ученика в процессе освоения материала; на рационализации  многих аспектов изучения традиционной музыкальной письменности, что позволяет сократить сроки ее освоения, как минимум, в четыре раза и добиться оптимальных результатов; на совершенствовании самой музыкальной письменности, разработке системы введения в музыкальную письменность,  освоении стенографических алфавитов для записывания музыки по мере надобности; на преобладании творческих форм работы, позволяющих сохранить интерес к изучаемому предмету на протяжении длительного времени и развивать креативные способности личности; на разработке и применении сравнительно дешевых ТСО для оформления музыкальных классов, что существенно повышает эффективность занятий. Однако почти все эти положения представляются нам спорными.

    Главным в известных системах вовлечения ребят в вокальное и инструментальное музицирование Н.А.Бергер считает щадящий режим активного общения с музыкой, при котором степень ответственности за результат повышается постепенно, а процесс обучения проходит естественно,  без принуждения. Синкретизм искусств и наук (например, математика) помогает обобщить представления учащихся о счете, пространстве, пропорциях, творчестве. Современное звучание имеет следующая аналогия: ноты для исполнения представляют собой некую «матрицу», то есть перечень, список деталей, «комплектующих» будущего произведения. Матрица – это сжатая, схематизированная форма предмета или действия, в которой набор элементов системы осуществляется по минимуму – вначале их два, записанные целыми нотами высокий и низкий звуки. Первый этап работы - игра по нотам (матрице) ритмического аккомпанемента, пригодного для танца, пения, физзарядки. Ноты нарисованы на классной доске, а учитель с помощью указки руководит процессом музицирования (варианты: верхняя нота - ладошкой по столу, на деревянных инструментах, все вместе, нижняя - карандашиком, на металлических инструментах, соло и т.д.). Аккомпанемент исполняется к мелодиям, звучащим в записи, в исполнении педагога, с сочиненными детьми вступлением и кодой, с компьютерным «оркестром». Количество нот затем увеличивается, ритмы усложняются вплоть до синкопированных. После  матрицы знакомые мелодии играют по развертке (мелодия выписана  полностью). Домашнее задание: написать партию по памяти в развертке «настоящими» нотами. При изучении длительностей интеграция осуществляется между музыкой и искусством оригами. Названия длительностей для запоминания подкрепляются складыванием листа бумаги сначала пополам, затем еще пополам и т.д. Если лист потом развернуть, он оказывается целым (целая нота!), но с линиями от произведенных манипуляций (показывающими деление целой ноты на более короткие длительности).

Теперь можно читать ноты, как читают книгу, но только то, что выучили, то есть длительности. Наглядность орнамента, строящегося на регулярном повторении равновеликих групп, состоящих из разных элементов, позволяет при восприятии мгновенно выделять эти группы или находить тождественный элемент в разных группах. То же – в отношении времени в музыке. В виде орнамента записывается то, что ученики должны сделать во время шагов:  хлопок на каждый шаг, через шаг, два хлопка и т.д. Например:

;; ;; ;; ;; ;; ;; ;; ;; ;;

+   +        +

Чтобы передать функцию шага руке, используются детские игры-считалки, когда ноги не маршируют, стоят на месте, а рука жестом отсчитывает подразумеваемые шаги.

Орнаменты можно создавать из разных значков, на каждый находить нотные примеры:

I I I I I I I I I I I

I I I I I I I I I I I

 («Танец маленьких лебедей», Ноктюрн Ф.Шопена до минор).

 

I I I I I I I I I I I

 I I I I I I I I I I I

      (Марш C.Прокофьева из цикла «Детская музыка»).

Научившись «шагать» по времени, как по пространству, и ногами, и  руками, и карандашом по рисунку орнамента, и просто глазами, школьники сумеют читать музыку. Мышечные реакции постепенно переводятся во  внутренние слуховые представления. Изучая клавиатуру фортепиано, других клавишных инструментов, можно прибегнуть к ассоциациям с природными явлениями. Например, «Дождливый день»: ритм дождя можно увидеть, когда капли с крыши падают на одни и те же листья, как будто кто-то нажимает одни и те же клавиши (партия ученика); капли с неба падают нерегулярно в разные места - это вторая партии (партия педагога).

Тональность в музыке Н.А.Бергер сравнивает с цветом в живописи, только ее эмоциональное воздействие осуществляется не через зрение, а через восприятие системы вибраций. Главная установка в воспитании тонального мышления: чистых тональностей, состоящих только из одного звука, практически нет (можно сравнить с акварелью и др.). Классическая тональность, как краска, всегда есть результат соединения семи разных звуков в единое целое с сохранением высотной индивидуальности каждого (в отличие, например, от зеленого цвета, растворившего в себе синий и желтый). Звуковая картина - ­это картина, которая рисуется особыми красками ­ тональными. Зная только два элемента, 1 и 5 ступени, уже можно почувствовать (увидеть, слышать, ощутить) любую тональность-краску. Вначале ученики «рисуют» на клавишах фортепиано, электромузыкального инструмента «картину» на обязательную тему «Море». Задача -  ­«нарисовать» равномерно катящиеся волны. Первая волна - одна  тональность, вторая волна - другая тональность. В результате развивается оперативность мышления, исполнительская техника, формируются волевые  качества. Затем с помощью квинт, перемещая их по клавиатуре, учащиеся «рисуют» симметричную снежинку. Орнаменты изображают с помощью тональных красок.

Литература

Основная

Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

Дополнительная

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. - 320 с.

2. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М., 2001. - 264 с.

3. Самарское музыкальное училище сквозь призму поколений (1902-2002): Материалы международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2002 года. В 2-х т. Т.1. - Самара, 2003.­ - 294 с.

Планы индивидуальных занятий

Занятие №1

План:

1. Озвучьте на музыкальном инструменте, голосом или «звучащими жестами» орнамент: &&& -- ** --&&& -- ** --&&& -- ** --&&&

2. Объясните логику Вашего решения.

3. Запишите в виде орнамента схему аккомпанемента пьесы П.И.Чайковского «Неаполитанская песенка».

Литература и видеоматериал:

1. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1997. С.36-37.

3. Буклет «Ритмы нашей планеты», разработанный преподавателем.

Занятие №2

План:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами лекции.

2. Придумайте десять различных  вариантов ритмического аккомпанемента по «матрице», состоящей из двух звуков разной высоты и озвучьте их.

Литература

Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

Занятие №3

План:

1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обращаясь за разъяснениями к преподавателю.

2. Проиллюстрируйте взаимосвязь искусства оригами и системы нотных длительностей.

Литература

Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

Вопросы и задания для повторения

1. Почему «Способ обучения практическому музицированию» Н.А.Бергер может служить основой инновационной технологии?

2. В чем, по Вашему мнению, актуальность «Способа»?

3. Какие задачи по развитию личности учащегося поставлены Н.А.Бергер?

4. Расскажите об основных положениях «Способа обучения практическому музицированию».

5. Как прослеживаются в работе Н.А.Бергер идеи синтеза искусств и детского творчества?

Задания для самостоятельной работы студентов

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы:

 

1. Можно ли алгеброй познать гармонию?

2. Что находится за границами музыки?

3. Урок музыки и физкультура – две вещи несовместные?

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов:

1. Парные элементы в нашей жизни (проблемный вопрос - «Что такое матрица?)

2. Весь мир – театр (проблемный вопрос – «Можно ли обучить нотной грамоте с помощью ассоциаций между музыкой и жизнью?»)

Тема 6. Разработка технологии «Литературно­-музыкальная композиция»  в системе дополнительного образования»

· Содержание понятия «литературно-музыкальная композиция».

· Этапы разработки технологии обучения детей литературно-музыкальному творчеству.

· Взаимодействие разнопрофильных учреждений дополнительного образования в разработке проекта.

Литературно-музыкальную композицию (ЛМК) ­мы определяем как творческий процесс, результатом которого становится создание из элементов литературы и музыки xyдoжecтвeннoгo целого, отвечающего эстетическим запросам общества.

Технология преподавания ЛМК в системе дополнительного образования на сегодняшний момент находится в стадии разработки, хотя в практике работы современных педагогов используются как обращение к детскому творчеству, так и синтез искусств. Создание такой технологии открывает возможность  более успешной социализации подрастающего поколения. Воспитание творческого человека, умеющего ценить прекрасное и создавать его ­цель работы каждого педагога. Технология позволит использовать высокий профессионализм педагогов­-музыкантов не только в стенах отдельно взятой школы искусств (ее посещает небольшой процент учащихся школьного возраста; одна из причин – платное обучение), но и направит их потенциал в социум (кружок юных журналистов, где ребята обучаются бесплатно, объединяет большее число школьников).

Рассмотрим основные этапы разработки технологии «Литературно- музыкальная композиция в системе дополнительного образования» (на примере ДМШ №1 г.Кинеля).

Идея объединения в единое целое детского творчества и синтеза искусств возникла у авторов в процессе разработки программы «Импровизация» (1995). Несколько лет группа юных пианистов  обучалась по этой программе, время от времени выступая с импровизациями на классных часах, школьных концертах. Отбор перспективных детей, которым рекомендовали посещать предмет по выбору «Импровизация», осуществлялся на основе диагностики: педагогического наблюдения, бесед с родителям и учащимися, тестирования (тесты представляли собой творческие задания в игровой форме).

Поскольку импровизации существуют одномоментно, только в момент их создания, результаты обучения с трудом поддаются оцениванию. Качество, художественные достоинства импровизаций учащихся нередко были неудовлетворительными. Возникла необходимость в воспитании музыкального вкуса детей, обучении их отбору материала и его развитию. В результате была создана программа «Композиция» (1999-2000). Сочинения детей, записанные нотами, давали возможность успешно участвовать в областных конкурсах юных композиторов.

Наконец, ученики по классу композиции достигли уровня, когда сочиненная ими музыка могла использоваться в программах сольных концертов (Марина Исаева, 5 класс, 4 год обучения композиции), оформлении музыкального спектакля, поставленного школьниками в летнем лагере отдыха и творчества («Том Сойер, или Потомки отважных пиратов», 2000) и литературно-музыкальных композиций детского клуба любителей музыки «Камертон». Преподаватель по классу композиции руководил творческой деятельностью учащихся, организовывал репетиции и сценические выступления.

В 2002-2003 гг. преподавателями ДМШ №1 совместно с руководителем кружка юных журналистов Центра дополнительного образования детей был разработан проект, предполагающий неразрывное взаимодействие в процессе творческой деятельности преподавателей и школьников, посещающих разнопрофильные учреждения дополнительного образования.

За три года работы по проекту (2003­-2005) предполагалось создать Ассоциацию юных композиторов и журналистов г.Кинеля, издавать детскую общегородскую газету «Творчество юных» и публиковаться в областных изданиях («Час ученичества», «Культура»), распространять методические материалы среди педагогов-музыкантов. По экономическим причинам проект не был осуществлен. Тем не менее, даже подготовка к работе по проекту «Литературно-музыкальная композиция» позитивно сказалась на уровне эстетической воспитанности учащихся ДМШ, общеобразовательных школ микрорайона; заметно повысилась творческая активность преподавателей, их заинтересованность в участии в воспитательной работе.      

 

Литература

Основная

1.  Калинина Л.Ю. Литературно-музыкальная композиция: Учебно-методическое пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов и преподавателей музыки. – Самара, 2007. – 72 с.

2. Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология): Для преподавателей и студентов по курсу «Мировая художественная культура». – Самара, 2001. – 244 с.

Дополнительная

1. Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. – СПб., КАРО, 2004. – 160 с.

2. Журнал «Искусство в школе» (сценарии литературно-музыкальных композиций).

Планы индивидуальных занятий

Занятие №1

План:

1. Составьте и исполните (можно в ансамбле с кем-то из студентов) небольшую литературно-музыкальную композицию. Стихи и музыку выберете по Вашему желанию.

2. Поясните педагогическое предназначение Вашей композиции.

Литература и ноты

1. Зарубежная поэзия в русских переводах: От Ломоносова до наших дней. – М., 1968. – 400 с.

2. Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. – М., 2005. – 191 с., ил., нот.

3. Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. – 830, [2]с.

· История любви. Легкая музыка американских и западноевропейских композиторов в переложении для фортепиано. – М., 2001. – 48 с.

· Сто пятьдесят американских джазовых тем. Вып.1. – М., 1994. – 111 с.

· Чайковский П.И. Детский альбом. – М., 1988. – 35 с.

Занятие №2

План:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами лекции.

2. Подберите к одному из произведений, выученных Вами в классе специального инструмента, подходящее по образу стихотворение.

3. Определите, в каком контексте могла бы прозвучать на уроке музыки литературно-музыкальная композиция, составленная из этих компонентов.

Литература

1. Зарубежная поэзия в русских переводах: От Ломоносова до наших дней. – М., 1968. – 400 с.

2. Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. – М., 2005. – 191 с., ил., нот.

3. Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. – 830, [2]с.

 

Занятие №3

План:

1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обращаясь за разъяснениями к преподавателю.

2. Составьте мини-композицию, выбрав  из нескольких предложенных Вам преподавателем музыкальных произведений и стихотворений наиболее соответствующие друг другу по эмоциональному строю.

Литература и ноты

1. Бунин И.А. «Первый утренник, серебряный мороз!» // Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. С.406.

2. Бунин И.А. «Перед закатом» //  Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. С.405.

3. Тютчев Ф.И. «Как хорошо ты, о море ночное…» // Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. С.63.

· Гаврилин В. Каприччио // Пьесы для фортепиано. Сост. В.Я.Кунде.– Л., 1989. С.31-34.

· Гречанинов А.  «Осенняя песенка» // Пьесы для фортепиано. Сост. В.Я.Кунде – Л., 1989. С.5-6.

· Глинка М. «Чувство» // Пьесы для фортепиано. Сост. В.Я.Кунде – Л., 1989. С.7.

Вопросы и задания для повторения

1. Раскройте содержание понятия «литературно-музыкальная композиция».

2. Какие этапы можно выделить в процессе разработки технологии обучения детей литературно-музыкальному творчеству?

3. Приведите известные Вам примеры творческого взаимодействия разнопрофильных учреждений дополнительного образования.

Задания для самостоятельной работы студентов

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы:

 

1. Чем может быть для человека музыка?

(проблемный вопрос и план ответа на него для студенческой презентации, составленный К.Б.Саркисян[11])

Ритуал-наркота. Тонка грань, одно может легко переходить в другое.

О современном зомбировании: музыка-жвачка.

Музыка вечная, космическая, вне времени и музыка, неотделимая от своего времени и всех его примет, часто очень дорогих. Музыка-память.

Человек может «законсервировать» в музыке свое душевное страдание и получать странное наслаждение от безысходности.

Музыка, смиряющая страсти и умудряющая сердце, и музыка, потрясающая небо и землю.

2. Какие темы не подходят для создания литературно-музыкальной композиции?

3. Сюжет или музыка: что важнее в литературно-музыкальной композиции?

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов:

1.  «Контрасты в композиции» (проблемный вопрос – «Зачем нужны контрасты?»

2. «Обрамление территории художественного произведения» (проблемный вопрос – «Какую роль в нашей жизни и в искусстве играет обрамление?»

 

Тема 7. Педагогическое моделирование в технологической подготовке учителя музыки

· Учитель музыки как представитель художественного творчества в музыкальном мире.

· Сущность понятия «моделирование».

· Педагогическое моделирование в преподавании музыки.

Современный учитель музыки, осваивающий инновационные технологии, не может обойти стороной педагогическое моделирование. Разрабатывая формулу-модель, моделируя урок музыки, мы занимаемся художественно-педагогическим творчеством. Не секрет, что именно профессия учителя музыки имеет исключительно творческий характер. Доцент Белорусского государственного педагогического университета Таисия Павловна Королева называет учителя музыки «педагогом-художником», «представителем художественного творчества в музыкальном мире», который передает эстафету восприятия мира, способа жизнедеятельности младшему поколению. Он режиссер, сценарист, постановщик и артист-исполнитель в одном лице, при этом  - педагог, умеющий решать сложную задачу воспитания, образования и развития учащихся.  Чтобы заниматься педагогическим творчеством, необходим инновационный подход к художественно­-педагогическому образованию.

Главная цель обучения педагогическому моделированию сформулирована Т.П.Королевой так: представить центральное интегративное звено профессиональной подготовки будущих учителей музыки - методическую подготовку - в новом ракурсе, позволяющем раскрыть ее творческий потенциал. Педагогическое моделирование обеспечивает практическую направленность и новый качественный уровень не только методического аспекта, но и любого элемента профессиональной подготовки, а также профессионализма в целом.

Моделирование - особый вид деятельности по выбору и конструированию моделей (объектов или мысленных образов, отображающих или воспроизводящих объект исследования), в процессе которого производится отбор основных, существенных характеристик и исключение второстепенных с целью облегчения поиска в данном направлении. Моделирование как основной метод научного познания может выступать в роли методологической идеи, обеспечить органичную межпредметную связь, выступать и как содержание, которое усваивается студентами в процессе обучения, и как интегративный вид деятельности, имеющий свою типичную форму и обеспечивающий универсальность и мобильность профессиональной подготовки.

Т.П.Королева раскрывает ряд методов и приемов педагогического моделирования, используемых в обучении музыке. Вначале следует определить, с чего начать, какие модели строить, зачем они, как их делать. Важно ориентироваться на то, что с помощью моделирования упрощается путь познания музыкального искусства школьниками. Для работы выбирается логическая цепочка, которую сам учитель реально может выстроить на высоком уровне, не противореча поступательному движению учащихся.

Любая модель создается для решения определенной задачи. Свобода выбора в педагогическом моделировании - принцип, руководство к действию, проявляется уже в выборе задачи. Среди комплекса задач с предложенными вариантами формул-моделей следует выбрать наиболее предпочтительные. Именно в виде задач выступает формализация отдельных методов и приемов работы с художественным произведением. На основе приведенных примеров можно изобретать любые конструкции для познания музыки, беря тем самым на  себя ответственность за их результативность.

Рассмотрим предложенные Т.П.Королевой формулы-модели, на основе которых можно изобретать любые конструкции уроков музыки и других форм музыкальных занятий. В ряде случаев мы встречаем примеры удачного применения синтеза искусств и детского творчества в обучении. Так, в формуле-модели «Создаем свое решение образа» студентам предлагается найти произведение из школьной программы, свое решение образа которого они могут воплотить в другом материале. Учащиеся, по замыслу Т.П.Королевой, должны включаться в такие виды  творческой деятельности, как лепка из пластилина, аппликации, композиции из имеющихся маленьких игрушек, природного материала (желуди, веточки, листья и т.д.).

Формула-модель «Цветовое моделирование» основана на сопоставлении звука и цвета, выявлении их родства, замеченного еще Аристотелем. Мы различаем семь музыкальных звуков и семь цветов радуги, то есть семь основных цветов. На уроках музыки для развития абсолютного слуха можно для каждого из них найти подходящий цвет, понимая цвет и как своего рода опорный сигнал для запоминания звучания тона. Некоторый интерес представляют в связи с этим опыты йогов по развитию внутреннего слуха и внутреннего цветоощущения. Так, например, совершенно расслабившись, йоги стараются услышать определенные звуки и увидеть соответствующие им цвета. Йоги полагают, что звуку до соответствует фиолетовый цвет, ре - синий, ми - голубой, фа - зеленый, соль - желтый, ля ­- оранжевый, си - красный. Но закрепление цветового ощущения за тоном чаще всего очень субъективно, связано с жизненным опытом, особенностями «цветного слуха». А цветомузыкальный слух, как известно, отмечался у многих композиторов: А.Н.Скрябина, Ш.Гуно, Ф.Листа, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта, Н.А.Римского-Корсакова и др. Использование данного метода может заключаться не только в  организации процесса вслушивания в отдельные звуки, подборе цвета для ладотональности, поиске цветовой палитры сообразно частям музыкального произведения, разработке игры цветов по звукам мелодии (в качестве реквизита используются краски, флажки, цветная бумага, цветные ленты, цветные  загорающиеся лампочки и т.д.) или даже в составлении цветомузыкальных партитур.

Ориентируясь на формулу-модель «Развитие в музыкальном произведении» (условно говоря, используя технологию создания «видеоклипов», живописно-музыкальных композиций), можно моделировать линию развития в музыкальном произведении, для чего подбираются, согласно динамическим изменениям в музыке, новые образы и организуется их последовательность.  Репродукции картин из старых журналов, слайды, кадры из кинофильмов (диафильмов), специально сделанные рисунки, художественные фотографии -  все может послужить материалом для подготовки таких «видеоклипов». Метод видеоклипа предполагает динамичную смену образов на фоне звучания музыки, что помогает совершенствовать чутье к интонациям, способность реализовать музыкально­-слуховые впечатления в зримых образах. Учителю важно иметь в своей видеотеке профессионально сделанные видеоклипы на отдельные музыкальные произведения или по творчеству композитора, исполнителя.

Формула-модель «Создаем звуковую картину»  предполагает импровизацию и сочинение музыки. Звуковую картину можно конструировать из разного звукоматериала, например, приготовленных в аудиозаписи природных эффектов (гром, шум ветра, звон разбитого стекла, стук дождя льющаяся вода из крана, шум морского прибоя, жужжание пчелы и т.д.). Часто используются самые различные звуковые эффекты, которые способны озвучивать школьники (шуршание бумагой, звяканье металлическими предметами, потряхивание коробочек с разным наполнением, открывание скрипучей двери, удары по столу, книге, колокольчику и т.д.

Музыкально-литературные ассоциации иллюстрирует формула-модель «Научи составлять свой сюжет». Мысленное представление художественных образов иногда выливается в целый сюжет. Заготовками для него могут послужить сказки, легенды, рассказы, кинофильмы, события реальной жизни.  создание сюжета подтолкнет учащихся к прослеживанию развития всего музыкального произведения. Очень важно не потерять в сюжете ощущения  настроения, чувства, выражаемого музыкой. Тогда следует обратиться к анализу основных интонаций произведения. Сопоставление сюжетов и музыки обещает быть интересной для школьников творческой работой.

Моделировать урок музыки удобно на основе конструктора урока, предложенного Анатолием Александровичем Гином. Конструктор дает ряд преимуществ, среди которых: значительное увеличение разнообразия уроков; фиксация педагогических приемов в конструкторе, исключающая забывание некоторых из них учителем; сокращение времени на подготовку к разнообразным урокам; использование стандартизации как средства перевода творчества учителя музыки на новый, более высокий уровень. Структуру урока можно выстроить по-разному в зависимости от изучаемого материала, особенностей учеников, личных предпочтений и множества других обстоятельств; однозначно определяются метод и форма урока.

Основные разделы урока в конструкторе таковы: А. Начало урока; Б. Объяснение нового материала; В. Закрепление, тренировка, отработка умений; Г. Повторение; Д. Контроль; Е. Домашнее задание; Ж. Конец урока.

Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. Таким образом, приемы, по сути, и являются элементами конструктора. Например, началом урока может быть опрос (с целью активизации класса, а не контроля), театрализация, исполнение знакомой песни и т.д. Объяснение нового материала тоже можно организовать по-разному.

Конструктор урока, который удобно представить в виде таблицы, может изменяться, ненужные приемы могут исключаться, а новые - включаться в него.  А.А.Гин рекомендует учителю создать личную картотеку, содержащую перечисление и описание элементов конструктора уроков музыки. Первоначально педагог-музыкант может включить в нее такие известные приемы, как движения под музыку (используются в разделах А, В, Г, Д), игра в оркестр (разделы В, Г), импровизация мелодий (А, В, Г), рисование картинок (Б, В, Г, Д, Е) и др. Впоследствии картотека будет обогащаться, может быть преобразована в компьютерный формат.

 

Литература

Основная

1. Королева Т.П.. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. - Минск, 2003. - 216 с.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 2001. – 88 с.

Дополнительная

1. Исенко А.И. Обучение на моделях. Курс фортепиано для начинающих. – М., 1993. – 46 с.

2. Никитин А.А. Импровизация как средство обучения начинающих пианистов. - Хабаровск, 1978.- 96 с.

3. Школяр Л.В.. Метод моделирования художественно-творческого процесса // Музыкальное образование в школе. – М., 2001. С.119-132.

Планы индивидуальных занятий

Занятие №1

План:

1. Заполните пустые ячейки на схеме-конструкторе урока музыки по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» (5 класс).

2. Аргументируйте Ваш выбор конкретных элементов конструктора.

Литература

1. Гин А.А. Конструктор урока // Приемы педагогической техники. – М., 2001. С.71-73.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Под рук. Д.Б.Кабалевского. 1-8 классы. – М., 2006. С.89-94.

Занятие №2

План:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами лекции.

2. С помощью цветных фломастеров представьте модель, соответствующую музыке пьесы П.И.Чайковского «Старинная французская песенка» (отразив ее форму или смену регистров, тональности и т.д.).

Ноты

Чайковский П.И. «Старинная французская песенка» // «Детский альбом. – М., 1988. С.23.

Занятие №3

План:

1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обращаясь за разъяснениями к преподавателю.

2. Выберите две пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского и придумайте к ним сюжет.

Ноты

Чайковский П.И. «Детский альбом. – М., 1988. – 35 с.

Вопросы и задания для повторения

1. В чем заключается творческий характер работы учителя музыки?

2. Раскройте содержание понятие «моделирование».

3. Какова специфика педагогического моделирования в преподавании музыки?

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Смонтируйте «видеоклип» на любимое произведение (музыка Ф.Шопена, С. Прокофьева, М. Мусоргского и других композиторов).

2. С небольшой группой учащихся смоделируйте картину «Город просыпается».

3.  Подготовьте (можно в электронном варианте) и представьте в качестве практического задания при ответе на экзамене картотеку приемов, необходимых для создания конструктора урока музыки.

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы:

1. Модель и оригинал: в чем их сходство и различие?

2. Как конструируют природа и человек?

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов:

1.  «Модели, которые нам помогают» (проблемный вопрос – «Какие бывают модели?»

2. «Власть моделей» (проблемный вопрос – «Можно ли жить по «чужим» моделям?»

3. «Монтаж и моделирование» (проблемный вопрос – «Что роднит педагогическое моделирование и кино?»

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.128 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь