Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 4. Технологический компонент в творческом саморазвитии учащихся
· Интеграция предметов в современном школьном образовании. · Содержательные «блоки» интеграции учебного и развивающего материала. · Способы применения технологического компонента творческого саморазвития учащихся. Компоненты технологии в творческом саморазвитии учащихся мы будем рассматривать с точки зрения интеграции соответствующего материала. Студенту-музыканту эта серьезная проблема может стать вполне понятной, если он обратится к учебному пособию Елены Ивановны Юдиной «Мой первый учебник по музыке и творчеству». В разработанной автором системе оригинальных заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста последовательно реализуется идея синтеза искусств[10]. Сочинение стихов и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа включаются в «поток» детского творчества. Пособие ориентировано на целостный образовательный процесс, при органическом вхождении ребенка в художественную культуру. Синтез искусств в концепции Е.И.Юдиной принимает форму интеграции, то есть прочной связанности отдельных частей в целое. Можно считать интегративное привлечение разных видов искусства концептуальной основой, то есть технологическим компонентом разработки Е.И.Юдиной. Другой ценный технологический компонент – тщательно разработанное, выстроенное в логической последовательности содержание учебного пособия. Раскрыты автором формы применения учебного комплекта. Присутствует в нем и элемент диагностики – самодиагностика ребенка, который может поставить себе оценку, учитывая предложенные Е.И.Юдиной критерии. За последнее время внимание к двум взаимообратным тенденциям школьного обучения - дифференциации и интеграции (разделения целого на составляющие его элементы) – заметно усилилось. Это связано с тем, что очень часто знания учащихся так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате не воспринимается целостно ни учебный материал, ни тем более картина окружающего мира. Потребность преодолеть это противоречие привела к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в обучении. Необходимо помнить, что интеграция и дифференциация – два взаимосвязанных, взаимодополняющих процесса, и целенаправленное осуществление только одного из них ведет к нарушению баланса. Интеграция в конечном счете должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия; единству мира и человека, живущего в нем и его познающего. Сегодня она проявляется в создании ранее не существовавших целостностей: · абсолютно новых предметов (курсов); · новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов; · рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независuмого существования; · разовые интегpаmивные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении или осознанная позиция, свидетельcтвующая о достаточности такого «вкрапления» интегpации для него лично. Интегpация учебного, развивающего и воспитывающего материала может быть представлена, по Е.И.Юдиной, в виде содержательных блоков: 1. творческая деятельность (речевая, пластическая, театральная, музыкальная, иная); 2. творческое самообучение танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, дирижированию, в т.ч. средствами аутомоделирования и двигательно-изобразительной наглядности; З. импровизации (вокальные, инструментальные, пластические); 4. усвоение общих художественных закономерностей через адекватную творческую деятельность; 5. усвоение понятий музыкального искусства через адекватную творческую деятельность с систематизацией круга музыкальных предпочтений. Технологический компонент творческого саморазвития учащихся может применяться в школе (как самостоятельный предмет или на уроках музыки - систематически, а также как элемент развития творчества; в занятиях по развитию речи, чтению, литературе, мировой художественной культуре -систематически или ситуативно; в интегративных художественных курсах -систематически. В домашней самостоятельной работе - систематически или ситуативно. В факультативной и внеклассной работе – как факультатив; в кружках по искусству и творчеству; на праздниках, утренниках, творческих часах. Он служит действенным средством самообразования, применим во внешкольной работе с детьми. Литература Основная 1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1998. №5. С.150-154. 2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1997. – 272 с. Дополнительная 1. Веселые уроки музыки в школе и дома / Автор-составитель З.Н.Бугаева. – М., Донецк, 2002. – 383, [1] с. 2. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. – М., 2004. – 120 с. 3. Бальчюнене Г.И. М.К.Чюрленис (К 100-летию со дня рождения) - М., «Знание», 1975. - 32 с; 16 с. вкл. Планы индивидуальных занятий Занятие №1 План: 1. Сочините стихотворение в стиле японской поэзии хокку на художественный образ, воплощенный в картине М.К.Чюрлениса «Соната моря. Финал». 2. Поясните суть получившихся литературно-художественных аналогий. 3. Выскажите Ваше мнение о соответствии художественного образа данной картины, сочиненного Вами стихотворения и данного в записи фрагмента симфонической поэмы «Море» М.К.Чюрлениса. Литература и видеоматериал: 1. Бальчюнене Г.И. М.К.Чюрленис (К 100-летию со дня рождения) - М., «Знание», 1975. - 32 с; 16 с. вкл. 2. Мультимедийная презентация «Почему М.Чюрленис назвал свои картины «Соната весны» и «Соната моря»?», автор Калинина Л.Ю. Занятие №2 План: 1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами лекции. 2. Пропойте мелодию, изображенную на доске с помощью линий, показывающих направление интонации. 3. Запишите мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» посредством графического изображения. Литература: Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1997. С.23, 28, 31, 32-33. Занятие №3 План: 1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обдумайте разъяснения преподавателя. 2. Прокомментируйте рассказ С.С.Прокофьева о ритмической «импровизации шагами», приведенный Е.И.Юдиной. 3. Приведите примеры явлений природы или жизни людей, которые могут быть музыкально озвучены. Литература: Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1997. С.36-37. Вопросы и задания для повторения 1. Каков технологический компонент творческого саморазвития учащихся в учебном пособии Е.И.Юдиной? 2. Раскройте сущность понятия «интеграция». 3. Охарактеризуйте способы применения технологического компонента творческого саморазвития учащихся. Задания для самостоятельной работы студентов Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы:
1. Есть ли цель у художественного творчества ребенка? 2. Что такое творчество? 3. Почему А.Ахматова сказала о творчестве поэта «растут стихи»? 4. Бывают ли абсолютно «нетворческие» люди? 5. Искусство сотворчества: что это такое? Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов: 1. Искусство интерпретации (проблемный вопрос - «Какой бывает интерпретация?) 2. Орнамент вокруг нас (проблемный вопрос – «Какие бывают орнаменты») 3. Музыкальность жеста (проблемный вопрос – «Жест и музыка: как они выражают эмоции человека?»)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы