Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОНСПЕКТИВНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ КУРСА



 

Тема 1. Инновационные технологии как одно из основных направлений развития музыкального образования на современном этапе

· Кризисные явления в социально-культурной сфере России на рубеже 20 и 21 веков.

· Позитивное в культурном развитии страны последнего десятилетия.

· Синтез искусств и детское творчество в современной музыкальной педагогике.

· Содержание понятия «инновационные технологии».

· Особенности применения инновационных технологий в музыкальном образовании.

Современной системе музыкально-эстетического воспитания, образования и развития школьников присущи социокультурная обусловленность, направленность на человека и авторский характер методических разработок.

 На рубеже двух тысячелетий в культуре и  музыкальном образовании России отчетливо выразился кризис. Сегодняшнюю ситуацию  можно охарактеризовать как посткритическую, процесс преодоления кризиса. Переходная эпоха определила пути развития музыкальной педагогики, которой необходимо «выживать» в условиях недостаточного финансирования. Информатизация общества, пропаганда средствами массовой информации идеологии потребителя отрицательно влияют на художественные вкусы и интересы учащихся школ.

Что касается позитивных тенденций в социально­-культурной сфере, то они связаны с  разработкой проектов возрождения народной художественной культуры в регионах, внедрением художественно-образовательных программ на основе национальных культурных традиций России, открытием новых специализаций в учебных заведениях страны. Возникают частные школы, гимназии и лицеи, определилась свобода выбора программ по предметам эстетического цикла. Создаются экспериментальные школ­ы-лаборатории эстетического направления, в которых практически исследуется возможность более широкого использования в каждом классе школы хорового пения (с увеличенным объемом учебного времени и введением дополнительных музыкальных дисциплин: сольфеджио, постановки голоса, игры на музыкальных инструментах, музыкальной литературы, ритмики). Кроме того, в Москве и других городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам детского воспитания, организуются массовые фестивали детского творчества.

Использование синтеза искусств в обучении – одно из ведущих направлений отечественных методических разработок. Более подробно данное направление будет рассматриваться при изучении таких тем курса, как «Элементы технологии в использовании синтеза искусств на занятиях по предметам эстетического цикла», «Импровизация: от методики к технологии», «Технологический компонент в творческом саморазвитии учащихся» и др.

Характерной чертой современной педагогики является и широкое обращение к детскому творчеству. Преподаватели, работающие сегодня в этой области, обогащают опыт своих предшественников, создавая методики, программы, учебные пособия, которые содержат много ценного практического материала.

Особого рассмотрения требует весьма актуальная проблема технологического[2] подхода в музыкальном образовании.

Следует отметить, что на рубеже 20 и 21 веков понятие «инновационные технологии» встречается в педагогической литературе довольно часто. Можно сделать вывод, что так называемое «технологическое» обеспечение процессов образования приобрело в наши дни особую значимость.

Технология, если исходить из составляющих слова, - учение («логос») об искусственном, искусном («техно»). Основной смысл педагогической технологии состоит в наличии системы знаний о способах и средствах проведения педагогического процесса. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования[3]. В.А.Сластенин определяет педагогическую технологию как «последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса»[4]. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Технологию можно интерпретировать по-разному. Первый вариант: как более общее понятие, чем методика, если исходить из положения, что учение задает наиболее общие подходы к реализации процесса образования, разрабатывает основы. В этом смысле связь между технологией, методикой и опытом соответствует связям категорий общего, особенного, единичного. Разнообразие методик объясняется тем, что в каждой заложена та или иная особенность. В другой интерпретации от технологии требуется описание последовательности приемов, шагов, выполнение которых обеспечит эффективность процесса и качество результата. Тогда технология - внутри методики. Мы будем придерживаться второго варианта, потому что он больше согласуется с традициями, существующими в музыкальной педагогике. Речь будет идти о включении элементов технологии в традиционные методики. При этом следует учитывать, что неотъемлемым свойством технологии, показателем ее наличия является воспроизводимость результатов. Для ее реализации не требуется обеспечивать многочисленные «если». Кроме того, методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний, а технология разрабатывается исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный (а не предполагаемый) результат.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. А.В.Духавнева выделяет следующие структурные составляющие педагогической технологии:

1. концептуальная основа;

2. содержательная часть обучения:

 - цели обучения – общие и конкретные;

 - содержание учебного материала;

3. процессуальная часть – технологический процесс:

 - организация учебного материала;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

 - методы и формы работы учителя;

 - деятельность учителя по управлению процессом освоения учебного материала;

 - диагностика учебного процесса[5].

Инновационная технология подразумевает использование инноваций - изменений, нововведений в педагогической системе, которые не могут быть сведены лишь к созданию новых практических средств, а включают также идеи и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Появление технологического подхода в образовании связано с изменениями в общественной жизни. Образование в наши дни из элитарного превратилось в массовое, приобретя тем самым некоторые черты «производственного процесса», «фабрики» усвоения новыми поколениями достижений человеческой цивилизации. А если есть производственный процесс, то должна существовать и его технология. Так появилась технология учебного процесса, рассматривающая его как производственный, объектом которого является среднестатистический, «усредненный» школьник.

Обращаясь к содержанию понятия «инновационные технологии, приведем и определение инновации. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося (В.А.Сластенин).

Что касается различной трактовки инноваций педагогами-музыкантами, сравним подход к этой проблеме Г.И.Шатковского, Т.И.Смирновой и А.И.Исенко с подходом Л.В.Школяр.

Разработки трех первых авторов представлены именно как технологии. Это «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования» (Г.И.Шатковский), «Фортепиано. Интенсивный курс» (Т.И.Смирнова) и «Моделирование в методике обучения игре на фортепиано» (А.И.Исенко).

Л.В.Школяр подразумевает под «новыми музыкальными технологиями» такие методические разработки, как: «Преподавание музыки на принципах развивающего обучения»; «Метод моделирования художественно­ творческого процесса»; «Развитие музыкального восприятия младших школьников»; «Метод интонационно-стилевого постижения музыки»; «О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»; «Метод содержательного анализа инструментальных произведений»; «Практические «алгоритмы» содержательного анализа»; «Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема». Из самих формулировок видно, что подход к трактовке понятия «технологии» у автора пособия «Музыкальное образование в  школе» весьма широк; к технологиям причислены преподавание, методы, развитие, специфика, «алгоритмы», творчество.

Пробы и ошибки - самая характерная черта частнометодического подхода. Накопившийся за долгие годы опыт позволяет выделить типичные для успешных учителей и имеющие всеобще значение более или менее строго прописанные последовательности процедур. Они и являются главным образом технологическими компонентами, и даже целостными технологиями, внутри частнометодического подхода.

Все больше ученых и практиков образования принимают точку зрения, что время частных методик прошло, и никакое обобщение опыта лучших педагогов (если вообще можно говорить об обобщении уникальных явлений) не дает возможности целенаправленно строить гарантированное обучение. Вопрос о разработке и внедрении инновационных технологий, напротив, приобретает все более актуальное звучание.

 

 

Литература

Основная

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М., 2003.- 256 с.

2. Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В.Школяр. - М., 2001.- 232 с.

3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., Ростов-на-Дону 2006. – 336 с.

Дополнительная

1. Л.А.Безбородова, Ю.Б.Алиев. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.- М., 2002. - 416 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - М., 2003. – 576 с., ил.

3. Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология. – Самара, 2001. – 244 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика. - - М., 2000. – 512 с.

Планы индивидуальных занятий[6]

Занятие №1

План:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами журнала «Искусство в школе», предоставленными Вам преподавателем.

2. Подумайте, какие тенденции современного музыкального образования  присутствуют в данной публикации.

3. Заполните таблицу «Позитивные и негативные тенденции в музыкальном образовании России начала 21 века».

 Литература: Журнал «Искусство в школе»

Занятие №2

План:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с материалами лекции.

2. Изложите преподавателю полученную информацию с Вашими комментариями и дополнениями.

3. Заполните таблицу «Позитивные и негативные тенденции в музыкальном образовании России начала 21 века».

Литература: Калинина Л.Ю. Учебно-методическое пособие «Инновационные технологии в музыкальном образовании».

Занятие №3

План:

1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обращаясь за разъяснениями к преподавателю.

2. Изложите усвоенную Вами информацию в устной форме.

3. Заполните таблицу «Позитивные и негативные тенденции в музыкальном образовании России начала 21 века» совместно с преподавателем.

Литература: Калинина Л.Ю. Учебно-методическое пособие «Инновационные технологии в музыкальном образовании».

Вопросы для повторения

1. Каковы негативные явления в музыкальной культуре современной России?

2. Можно ли сегодня выделить позитивное в музыкальной педагогике? Подтвердите Ваш ответ фактами.

3. Что такое «инновационные технологии»?

4. Может ли применение инноваций в музыкальном образовании улучшить положение детских школ искусств, клубов, хоровых студий?

5. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика музыкально-педагогических технологий?

Задания для самостоятельной работы студентов

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной  презентации. Проблемные вопросы:

1. Что такое технология?

2. Технология и методика: в чем их отличие?

3. Всегда ли кризис приводит к катастрофе?

4. Нужна ли педагогическая технология музыканту?

5. Что выбрать: инновацию или традиции?

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации. Темы для создания публикаций (буклетов):

1. «Кризисы в нашем мире» (проблемный вопрос – «Как проявляются кризисы?»)

2. «Миллион лиц современной культуры» (проблемный вопрос – «Современная культура России: в чем ее самобытность?»)

3. «Урок музыки завтрашнего дня» (проблемный вопрос – «Каким должен быть идеальный урок музыки?»

Работа осуществляется, по желанию студентов, индивидуально или группами по 2-6 человек.

Показ презентаций и их защита проводится после изучения темы или накануне экзамена.

Поиск информации рекомендуется осуществлять в сети Интернет, а также на страницах рекомендованной выше и самостоятельно найденной студентами литературы.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь