Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2. Элементы технологии в использовании синтеза искусств на занятиях по предметам эстетического цикла
· Сущность понятия «синтез искусств» · Синтез искусств в романтизме. · Мелодическая линия русской поэзии. · Русские народные песенные традиции в поэзии А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова и С.А.Есенина. Синтез искусств - форма художественной взаимосвязи и взаимодействия различных видов искусства - неоднократно оказывался в центре внимания отечественных исследователей. Высшее достижение синтеза искусств – равноценная художественная выразительность и самодостаточность различных видов искусства[7]. Выдающиеся педагоги высказывают различные точки зрения на проблему использования синтеза искусств на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы. В концепции Дмитрия Борисовича Кабалевского межпредметные связи образуются на основе музыки. Музыкальные тембры сопоставляются с различными красками в палитре; мажор – со светлыми, яркими тонами, минор - более затемненными; границы музыкальных построений – со знаками препинания в разговорной речи; развитие музыки – с развитием сюжета литературного произведения. В новой (2006) редакции программы «Музыка» традиционный раздел «Примерный музыкальный материал» в соответствии с развитием идей Д.Б.Кабалевского дополнен и назван иначе: «Примерный музыкальный, литературный и изобразительный материал». Известный современный художник, академик Борис Михайлович Неменский придерживается идеи объединения всех искусств вокруг пластических, то есть визуальных. Отмечая, что современные школьники постоянно смотрят телевизор, он делает вывод о наличии у них большого опыта зрительного восприятия произведений искусства (хотя художественный уровень кинофильмов и телепередач бывает разным). Филолог Зинаида Сергеевна Смелкова утверждает, что больше всего возможностей для выстраивания ассоциативных связей есть у литературы – искусства слова. Особенность словесного образа состоит в том, что он может воссоздать любое явление, по-своему передав и его цвет, и его звучание. К тому же, слово является обязательной составной частью «синтетических» видов искусства, соединяющие в себе несколько разных носителей образности: драматический спектакль, опера, балет, кино, телевидение. Каждый из представителей отечественной педагогики по-своему убедителен. Студентам-музыкантам следует учитывать все приведенные здесь мнения, но все же в практической работе исходить из специфики урока музыки. Интересен и исторический аспект проблемы синтеза искусств. Так, у представителей романтизма взаимопроникновение искусств подчеркнуто: романтики заботятся о музыкальности и живописности литературы, музыка объявляется образцом и нормой для всех видов художественного творчества. Эту линию можно проследить от базового положения немецкого композитора-романтика Роберта Шумана: «Эстетика одного искусства есть эстетика и другого; только материал различен». Идея синтеза искусств приобретает в этом свете новое значение, поскольку романтизм усматривает во всех искусствах единый смысл и единую цель - слияние с таинственной сущностью жизни. Соединение «различных материалов» увеличивает впечатляющую силу художественного целого. В слиянии музыки с поэзией , театром, живописью для искусства открываются новые возможности. В области инструментальной музыки большую роль приобретает принцип программности, то есть включения и в композиторский замысел, и в процесс восприятия музыки литературных и других ассоциаций. В романтической опере усилилась связь музыки, слова, театрального действия. Этой цели служат: система музыкальных характеристик и лейтмотивов, разработка речевых интонаций, слияние логики музыкального и сценического развития, использование богатых возможностей симфонического оркестра. В инструментальной музыке романтики склонны к миниатюре (так как в ней выражается одно чувство), и к сквозному (связанному с сюжетом) развитию. Так, у Ференца Листа в его музыкальных поэмах - «Прелюды», «Тассо» и другие сквозному развитию служит монотематизм (преобразование одной темы). Западноевропейский романтизм отнюдь не был исключительным явлением, синтезирующим литературу и музыкальное искусство. У истоков романтизма в России стоял Василий Андреевич Жуковский. Поэт противопоставляет в своих стихах метроритмическое разнообразие классическому однообразию, придавая стихам все большую мелодичность. Интонация их стала напевно-мелодической, тогда как у поэтов эпохи классицизма была ритмико-декламационной: Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. М. В. Ломоносов (из Горация)
Озарися, дол туманный; Расступися, мрак густой; Где найду исход желанный? Где воскресну я душой? Испещренные цветами, Красны холмы вижу там… Ах! Зачем я не с крылами? Полетел бы я к холмам… В.А.Жуковский. «Желание» (романс) Творчество трех русских поэтов - Жуковского, Фета и Блока - литературоведы, исходя из особенностей их стиля, объединяют в одну мелодическую линию. Для этой линии, в числе прочих особенностей, характерна исключительная роль ритмико-мелодической основы. Стихи Афанасия Афанасьевича Фета настолько музыкальны, что сходны с музыкальной симфонией. Художественные средства, которыми пользуется поэт для звуковой организации стихотворения, чрезвычайно многообразны. Когда мелодия требует этого, поэт уходит от четкости структуры, изменяет форму стиха. Поэтому ритмическая индивидуализация произведений А.А.Фета исключительна в русской литературе 19 века. Прежде всего это разнообразие строфических форм; (большая часть их встречается однократно!). Для каждого стихотворения поэт старается найти индивидуальный ритмический рисунок, свой особый музыкальный лад: соединяет длинные строки с очень короткими; удлинняет последние строфы, рифмует только нечетные стихи. Поэт использует звукоподражание, звуковые повторы («Вдруг в горах промчался гром»); совокупность действия, подбора звуков и ритмических приемов («И с перелuвом серебристым» - движение нежного женского голоса). Ряд стихотворений А.А.Фета очевидным образом ориентирован на романс, написан в традициях романса и в этих традициях прежде всего воспринят современниками. К рубежу 19-20 вв. относится поэтический путь Александра Александровича Блока - наиболее яркого представителя символизма. Важное свойство его стихов - страстное стремление отыскать всеобщую связь явлений. Музыкальность стиха А.А.Блока сопряжена с чем-то значительным, не до конца явным и многосмысленным, скрытым в подтексте и находящемся в прямом соприкосновении и соответствии с переживаемым временем. Поэт ощущал, по его признанию, «единый музыкальный напор» явлений», с которым искала созвучия его речь при чтении собственных стихов. «Музыка» для Блока пребывает в природе, в душе народа и в душе человека: Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалека Звучные песни твои. А.А.Блок. «Ветер принес издалека…» В произведениях других выдающихся русских поэтов отчетливо прослеживаются русские народные песенные традиции. Так, первый печатный сборник Николая Алексеевича Кольцова (1831) носит название «Русские песни», которое дублируется в подзаголовках стихотворений: «Глаза» (Русская песня), «Измена суженой» (Русская песня) или, и чаще: «Русская песня» («Ах, зачем меня...»), «Русская песня» («Так и рвется душа»). В этом выражено осознание национальной самобытности поэта. Русская песня Кольцова - не только песня-лирика; это - синтез: и эпос, и драма. Ярким примером проникновения музыки в поэзию Н.А.Кольцова служит стихотворение «Урожай»: «от возов всю ночь скрыпит музыка». «Скрып» не сравнивается с музыкой, он и есть сама музыка для человека этого мира и такого труда. П.И.Чайковский почувствовал это, и взял стихи Кольцова эпиграфом к пьесе «Август» («Жатва») из фортепианного цикла «Времена года»; получилась замечательная музыкально-поэтическая аналогия («скрып» отчетливо передан композитором, и он действительно равен музыке). Стихи Николая Алексеевича Некрасова - пример широкого внесения русской народной песенной стихии в поэзию. Этот художественный прием был новаторством для своего времени. Песни Н.А.Некрасова трудно отличить от народных, в сборниках можно встретить «Коробушку» и «Тройку» без указания имени автора текста: Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу – Все лицо твое вспыхнуло вдруг. Н.А.Некрасов. «Тройка» Сергей Александрович Есенин, в свою очередь, продолжая традиции своих предшественников, привнес в поэзию из народного творчества еще и частушки. На cтыкe слова и мелодии рождается новый вид поэзии, не песня и не стих, а песня и стих вместе, то есть реальный музыкальный мотив, структурно объединенный с лирической партией текста, не только помогающий сказать «несказанное», но и возвращающий поэзию в быт. Мелодия у С.А. Есенина выпрямляет и очищает грубую человеческую речь: Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек, Черный, черный! С.А.Есенин. «Черный человек» Уничтожая преграду между искусством и бытом, Есенин обходится без декораций, стремится к тому, чтобы за строкой все время ощущался поющий голос: «Ты запой мне ту песню...», «Пой, ямщик, вперекор этой ночи», «Запоешь ты, а мне любимо...». В стихах Есенина 1924-1925 годов присутствует «эстрада» (в эти годы поэзия сделалась публичной, вышла на эстраду). Одно из следствий этого процесса - тот полуроманс, который является сегодня одним из самых популярных лирических жанров, и родоначальниками которого в русской поэзии были А.А.Блок и С.А.Есенин: И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. А.А.Блок. «Незнакомка» Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. С.А.Есенин. «Несказанное, синее, нежное…» Напевность - одна из особенностей есенинской лирики. Лирические произведения Есенина написаны как песни и легко могут быть положены на музыку. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. Сам он часто называет свои стихи песнями, а свое творчество - «степным пеньем». Популярности стихов-песен Есенина способствует их плавное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной образной затрудненности. Сам дух есенинской лирики близок к народной песенной стихии. Поэзия для Есенина и была по преимуществу песенным творчеством. Многие стихотворения Есенина (не менее 120) переложены на музыку, в том числе: «Зеленая прическа, девическая грудь», «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Никогда я не был на Босфоре», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Ветер черные брови насопил» и др. В 1956 году композитор Георгий Свиридов создает симфоническую поэму «Памяти Сергея Есенина», в которую вошли многие лирические произведения поэта. Элементом технологии использования синтеза искусств на занятиях по предметам эстетического цикла, лучше всего освоенным отечественными педагогами, является содержание учебного материала. Сегодня публикуется множество разработок уроков и внеклассных мероприятий, где различные виды искусства взаимодействуют в многообразных сочетаниях и соотношениях. На концептуальном уровне можно выделить лишь отдельные обобщающие высказывания: «Тесная связь возникает при этом (изучении тем программы «Музыка» - Л.Ю.) между музыкой и всеми другими искусствами, литературой прежде всего» ,- Д.Б.Кабалевский; «…ныне существуют разные представления о том, что входит в термин «художественная культура»… я говорю о культуре, в которую входят всевиды пространственных (изобразительных, декоративных, конструктивных) и временных искусств (литературных, музыкальных, синтетических)», - Б.М.Неменский; «Что объединяет такие разные виды искусства, как музыка, живопись, литература? ответ ясен – их образная природа», - З.С.Смелкова. Форма учебной деятельности школьников, отвечающая содержанию материала – интегрированный урок (например, музыки и литературы: «К.Г.Паустовский. «Старый повар». «Слушайте и смотрите!», разработка Е.А.Панферовой[8]). Сегодня разработка данной технологии должна, на наш взгляд, осуществляться в направлении обобщения ценных методических находок и на этой основе четкого определения концептуальной основы, целей использования синтеза искусств в обучении, рекомендаций по организации учебного процесса, методов и форм учебной деятельности школьников и работы учителя, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала и средств диагностики учебного процесса. Трудности в ее осуществлении связаны с необходимостью хорошей ориентации педагога не только в одном виде искусства, а в понимании общеэстетических основ, обладании широким художественным кругозором. При этом необходимо помнить, что в некоторых случаях образы, почерпнутые из других видов искусств, могут оказаться полезными, носить характер «озарения», но это бывает не всегда. Например, «для преобладающего большинства музыкантов-профессионалов зрительные ассоциации не нужны, они даже мешают им»[9] переживать музыку эмоционально.
Литература Основная 1. Берковский Н.Я. Романтизм // Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. Т.6. М., 1971. Стб.370-388. 2. Жирмунский В.М. Мелодика стиха // Теория литературы. Поэтика. Семантика. Л., 1977. С.56-93. 3. Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. – М., 2005. Стб.136. 4. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975. – 526 с. 5. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М., 1989. – 302 с. 6. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., Просвещение, 2007.- 255 с. 7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского. – М., 2006. – 224 с. 8. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. – М., 1997. – 280 с., ил. Дополнительная 1. Журнал «Искусство в школе», 2000-2007. 2. Журнал «Литература в школе», 2000-2007. 3. Музыка, архитектура и изобразительное искусство. Сценарии творческих уроков / Под ред. В.С.Кукушина. – М., Ростов-на-Дону, 2005. – 128 с. Планы индивидуальных занятий Занятие №1 План: 1. Самостоятельное ознакомление студента с произведениями представителей искусства романтизма, творческим наследием В.А.Жуковского, А.А.Фета, А.А.Блока, Н.А.Кольцова, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина (по собственному выбору или по рекомендации преподавателя). 2. Определение студентом музыкально-поэтических и других аналогий в данных произведениях. 3. Заполнение таблиц «Синтез искусств в романтизме: представители, их сочинения и примеры художественных аналогий»; «Мелодическая линия в русской поэзии», «Русские народные песенные традиции в поэзии Н.А.Кольцова, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина». Литература: 1. Зарубежная поэзия в русских переводах: От Ломоносова до наших дней. – М., 1968. – 400 с. 2. Русская поэзия 19-20 веков. – М., 2004. – 830, [2] с. Занятие №2 План: 1. Самостоятельное ознакомление студента с материалами лекции. 2. Изложение студентом полученной информации с комментариями и дополнениями. 3. Заполнение таблиц «Синтез искусств в романтизме: представители, их сочинения и примеры художественных аналогий»; «Мелодическая линия в русской поэзии», «Русские народные песенные традиции в поэзии Н.А.Кольцова, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина». Литература: Калинина Л.Ю. Учебно-методическое пособие «Инновационные технологии в музыкальном образовании». Занятие №3 План: 1. Ознакомление студента с материалами лекции с разъяснениями преподавателя. 2. Изложение студентом полученной информации. 3. Заполнение таблиц «Синтез искусств в романтизме: представители, их сочинения и примеры художественных аналогий»; «Мелодическая линия в русской поэзии», «Русские народные песенные традиции в поэзии Н.А.Кольцова, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина». Литература: Калинина Л.Ю. Учебно-методическое пособие «Инновационные технологии в музыкальном образовании». Вопросы и задания для повторения 1. Подтвердите на конкретных примерах, что представители романтизма основывали свое творчество на утверждении Р.Шумана о единстве эстетических законов искусства. 2. Почему поэзию В.А.Жуковского, А.А.Фета и А.А.Блока исследователи относят к мелодической линии русской поэзии? 3. Что объединяет произведения Н.А.Кольцова, Н.А.Некрасова и С.А.Есенина? 4. Назовите музыкальные произведения, написанные на тексты вышеперечисленных поэтов. 5. В какой стадии сегодня находится разработка технологии использования синтеза искусств на уроках в общеобразовательной школе? Почему? Задания для самостоятельной работы студентов Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы: 1. Почему образ цветка присутствует в разных видах искусства? 2. Чей труд сложнее: поэта или музыканта? 3. Как звучит «музыка слова»? 4. Можно ли сравнивать стихи с живописью? 5. Каким художественным даром обладают педагог-музыкант, музыкант-исполнитель, композитор? 6. Что такое красота? Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов: 1. Гармония вокруг нас (проблемный вопрос - «В музыке только гармония есть»?) 2. По законам композиции (проблемный вопрос – «Едины ли законы композиции?») 3. Совершенство пропорций (проблемный вопрос – «Золотое сечение» и «золотая секвенция»: почему их так называют?») 4. Многомерное пространство (проблемный вопрос – «Как ощутить пространство художественного произведения?») 5. Цвет, звук и слово – три кита искусства (проблемный вопрос – «Что общего между цветом в живописи, музыкальным звуком и поэтическим словом?») 6. От Largo до Presto (проблемный вопрос – «Вневременные искусства: почему мы чувствуем их темп?»)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы