Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМАСтр 1 из 12Следующая ⇒
Зарубежный опыт организации этнического туризма Европейский макрорегион. В мировой практике этнические особенности, самобытность места и культуры все чаще становятся локальным туристическим брендом. Данный вид отдыха подразумевает вместе с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями - оздоровительным мероприятиям, которые создают атмосферу самобытности и неповторимый колорит [20, с.63]. В настоящее время уникальные обычаи и нравы европейских народов можно увидеть прежде всего там, где влияние католической церкви не было таким сильным и подавляющим (в первую очередь это северные и скандинавские страны). Преимущественно сохранились такие объекты культурно-исторического наследия как: национальный костюм, кухня, музыка, фольклор, планировочная структура поселений, особенности строительства зданий, жилищ. Памятники старины, тех этнических народностей, что населяли европейские страны, сохранились в значительной степени в деревнях. Однако аутентичная атмосфера этих поселений носит «поверхностный» характер, это связано с глобальным процессами, которые практически не оставили «яркие» примеры живой природной среды обитания этносов. Рассмотрим опыт организации этнического туризма в европейском регионе. Чехия. В Чехии на самых популярных этнотуристических направлениях организуются фольклорные вечера с ужином, сочетающие в себе развлечение туристов инструментальной музыкой, исполняемой на лютне, чешском славнике, гайде и танцами XI-XIVвеков (Гулян, Соуседска, Бажант, Пасачка, Резанка …), песенным фольклором привилегированных сословий (рыцарские романсы), драками разбойников, праздниками крестьян, а также старочешской кухней. Программа включает как демонстрацию как сельской культуры и городской, так и куртуазной. Гостям подаются уникальные блюда (Кнедлики, Штрамберкские уши (печенье), печёное свиное «вепшево» колено, Тржебоньский карп, Пардубицкий имбирный пряник…), каждое из которых имеет свою историю появления [45]. Презентация истории этноса преподносится в форме фольклорного вечера, где потребители туристы знакомятся (а по желанию остаются на более длительное время) с культурой и традициями этноса. Швейцария. Женевский этнографический музей был основан еще в 1901 году, и сегодня в нем хранится одна из самых крупных этнографических коллекций в Швейцарии (см.Рис.2.).
Рис 2. Женевский этнографический музей.
Внутри – настоящее космическое пространство с уникальными пронизанными светом залами, в которых эффектно выставлены сокровища музея. Постоянная экспозиция под названием «Архивы человеческих различий» наглядно иллюстрирует этапы зарождения и развития целого ряда культур. В коллекции музея находятся экспонаты практически всех этнокультур мира: Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Океании. Поражают воображение архивы музыкальных композиций [53]. Греция. В греческой туриндустрии этнический туризм является прекрасным дополнением к исторической составляющей, которая помогает сравнить туристу античную и традиционную материковую и островную культуры. В силу географического положения, на территории Греции много эндемичных деревень, интересных тем, что они сохранили патриархальный уклад до наших дней. В настоящее время, этно- и экотуризм в Греции осуществляется, в основном, посредством организации этнодеревень, экопарков, агроферм и таверн для проведения вечеров для туристов. Наиболее крупные из них находятся на острове Крит, на полуострове Халкидики, в Афинах и на острове Родос. Важным отличием греческого этнографического туризма от центральноевропейского является то, что кроме шоу в национальном колорите и традиционного обеда, туристам предлагают попробовать свои силы в традиционных ремёслах и основах сельского хозяйства – гончарном деле, пчеловодстве, изготовлении восковых свечей, ловле рыбы, ткачестве, принять участие в приготовлении традиционных греческих и критских блюд, изготовлении сыра, оливкового масла, а также традиционной водки – ципуро, ракии и узо. Этнокультурная составляющая в греческой туриндустрии весьма интерактивна: она в высокой степени позволяет прочувствовать быт, условия жизни народа. Испания. Отличительной чертой этнографических экскурсий в Испании, в частности, на побережье Средиземного моря является их камерность. Число артистов, занятых в шоу, как правило, составляет 5-6 человек, включая музыкантов. Музыкальная программа представлена сольными номерами наигрышей, песен и танцев, демонстрирующих городскую и деревенскую культуры южной, центральной и северной Испании. Италия. Итальянская туристическая отрасль является одной из самых развитых в мире, поэтому туристам предлагается множество различных экскурсий на различный вкус из разных точек отправления (Калабрии, Римини, Сардинии, Сицилии). Шотландия. Особенно активно этнический туризм развивается в Шотландии, куда ежегодно приезжает более 1 млн. туристов с целью найти своих родственников [54]. Страны Северной Европы. В Норвегии, Швеции и Финляндии ведущие туроператоры предлагают экскурсии в деревни к коренным народам европейского севера, длительностью 1-2 дня, с проживанием в жилище традиционного типа (иглу, чум). Трансфер на такие экскурсии традиционно осуществляется на собачьих упряжках или северных оленях. Среди европейских стран, этнографические экскурсии в Северной Европе наиболее приближены к условиям экспедиций, и помимо уникальности представляемого материала также атмосферы, присущей этой экскурсии. Размещаются туристы в жилищах традиционного типа, нередко деля его вместе с хозяевами. Питаются также вместе с жителями аутентичной деревни. Значительный интерес представляет тот факт, что аборигены почти не владеют привычными для большинства жителей Европы языками. Поэтому общение туристов и местных жителей осуществляется больше на невербальном уровне, посредством жестов, мимики и интонаций. Такой способ общения далёк от привычного для жителей цивилизованных стран и городов, и поэтому представляет огромный интерес, так как туристы имеют возможность получить новые впечатления и ощущения. Культурная программа таких туров представлена коллективным фольклором, исполняющимся не профессиональными исполнителями, а аутентичными. Кроме того, у гостей такой деревни есть возможность поучаствовать в традиционных ремёслах и работах, которыми занимаются до сих пор эти народы – рыбалке и оленеводстве – для мужчин, и собирательстве и ведению домашнего хозяйства традиционным способом для женщин. Таким образом, доля этнографического туристического продукта в числе общеевропейского значительна. Подобный вид туризма успешно реализуется среди туристов различных групп, так как апеллирует сразу к нескольким каналом восприятия человека: визуальному - костюмы, дизайн оформления интерьера ресторана, планировка деревни…, аудиальному - музыкальная программа, кинестетическому - атмосфера праздника, народного гуляния, вкусовому и обонятельному – гастрономическая часть экскурсии. Рентабельность такого вида туризма объясняется тем, что в организации подобных туров заняты специалисты различных профессий – гиды-экскурсоводы, музыканты и артисты, организаторы ресторанного бизнеса, дизайнеры по костюмам и интерьерам, историки и этнографы, и прочие специалисты. Это создаёт возможность организации новых рабочих мест и расширения поля деятельности этих специалистов. Кроме того, заинтересованность туристов этнокультурными экскурсиями порождает возможность расширения предложения организаторов экскурсий и внедрения этнографических экскурсий с элементами экстремального, рурал- и агротуризма и других сочетаемых с этническим и этнографическим видами туризма. Эквадор В начале 80-х гг. экономический кризис вынудил местное сообщество начать поиск дополнительных видов деятельности, чтобы обеспечить средства к существованию: сбор и продажа лекарственных растений, недревесных продуктов леса и др. Но все эти варианты не соответствовали критериям экологической устойчивости, и от них пришлось отказаться. Единственной перспективной инициативой было развитие этнотуризма. Местные жители стали предлагать туры на каноэ самодеятельным туристам, путешествующим в этих краях. С самого начала стало очевидно, что культурные особенности интересуют посетителей не меньше, чем природные, поэтому при планировании туров особое внимание уделялось этнографическим аспектам. Постепенно объемы туризма увеличивались, развивалась инфраструктура: были построены простые жилища для туристов, а также небольшой этномузей. При планировании развития туризма широко использовался принцип зонирования: выделены территории с сетью туристских природных троп (экскурсии по которым проводят местные гиды), а также зоны строгой охраны и места традиционной охоты (только для коренных жителей). Эквадор расположился в двух полушариях Земли и имеет самые резкие климатические различия на планете. Изолированность от внешнего мира создала уникальную основу для развития здесь этнотуризма. Путеводитель по Эквадору содержит информацию о более 40 турфирмах, предлагающих этнотуры с размещением в семьях местных жителей, походы по тропическим лесам и знакомство с культурой местного населения. Эти общинные предприятия создаются при поддержке аборигенных организаций, местных природоохранных фондов и ряда турфирм. Управляют фирмами группы местных жителей, которые контролируют охоту и участвуют в создании охраняемых природных территорий на землях индейцев, где охота и сельское хозяйство запрещены. Ближний Восток ОАЭ. В отличие от европейских этнографических экскурсий, в экскурсиях в ОАЭ интерактивность проявляется иным способом. На групповых экскурсиях туристы не принимают участия в приготовлении традиционного бедуинского обеда, не наблюдают в полной мере за ведением быта коренных жителей аравийского полуострова. Музыкальные программы экскурсий значительно беднее европейских и не столь привлекательны для иностранцев. Тем не менее, она играет важную роль в жизни пустынных кочевых народов и помогает воссоздать целостную картину жизни бедуинов. Исполняется она старинных, однако, примитивных арабских музыкальных инструментах, известных с IV века: рабаба – смычковый однострунный инструмент, уд – деревянный щипковый инструмент типа лютни, дудки, ударные. Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [8, с.27] Иордания. В отличие от ОАЭ, где сафари и посещение бедуинской деревни проводится в формате «полдня» и носит групповой характер, в Иордании подобные экскурсии индивидуализированы и носят эксклюзивный характер. Поэтому экскурсия «к бедуинам в пустыню» помимо того, что включает групповая экскурсия в ОАЭ, может включать в себя ночёвку в шатре и трапезу за бедуинским столом, а также участие в традиционных бедуинских развлечениях – соколиной охоте – и верблюжьих бегах. Турция. В истории Турции есть немало моментов, которые вызывают интерес и могут быть представлены как предмет экскурсий. В XX столетии образ этой страны кардинально изменился - от традиционной мусульманской державы Ближнего Востока до светского государства. Однако, при этом, Турция сохраняет устойчивый восточный колорит. Азиатская часть Турции (Анатолия), интересна, прежде всего тем, что в её центре сохранилась культура Мевлана (суфийская или мистическая культура). Это философия любви ко всему миру, а также поиск пути к счастью посредством аскетизма, терпения, образования, верности и воспитания. В наши дни в Конье имеется музей, включающий мавзолей и часть, где воссоздан быт дервишей XII века и уклад их жизни. В конце посещения музея демонстрируется традиционный для дервишской культуры танец сема - танец единения с богом. Танцуется этот танец на круглой площадке, символизирующей мироздание. Само вращение дервишей символизирует жизненный путь человека, который в любом случае приведёт его к богу. Правая поднятая рука говорит о том, что он берёт у бога благодать, а затем, левой рукой, направленной вниз даёт её людям. Исполняется такой танец в белых одеждах, откуда по одной из версий пошло название - сафа (арабск.) - чистота. Момент снятия верхней тёмной одежды из плотной шерсти символизирует готовность к началу единения с богом. Высокие конусовидные шапки символизируют надгробия - как символ рождения человека в "вечном" мире. Австралия и Океания Этнический туризм в Австралии включает туры лодочные, культурные и экологические (в дикую природу). Эти туры проводятся на землях коренного населения, в национальных парках и традиционно племенных землях. Находясь во владении коренного населения, туристские предприятия имеют возможность для сохранения культурного и природного разнообразия, а также дают работу местному коренному населению. Такой этнотуризм отвечает всем требованиям, обеспечивает устойчивое использование ресурсов и выполняет просветительные функции. В нем участвуют и крупные землевладельцы, и местное население [18]. Африканский регион. Особенность этнического туризма на Африканском континенте связана с рядом существенных факторов, которые оказывают прямое воздействие на развитие данного вида туризма в этом регионе. В первую очередь необходимо отметить, что Африка регион очень нестабильный, как с экономической, так и социальной сторон. Болезни, общая бедность, военные конфликты являются априори сдерживающими факторами развития какого-либо вида туризма. Колыбель человечества обладает поистине колоссальным потенциалом для организации этнического туризма. До сих пор множество племен и даже стран находятся на уровне развития традиционного природопользования. Пестрый во всех отношениях этнический состав населения континента привлекает в основном туристов из Западной Европы, которые в свою очередь стремительно утрачивают свою этническую самобытность. Межэтническое сближение в Африке стоит на пороге своего развития, поэтому наличие значительного спектра этнических групп является пока данностью для этого региона. В тоже время прогресс в социально-экономическом развитии неизбежно ведет к деградации культурных, природных ландшафтов континента. В отличие от развитых стран, где вопросами фиксации отмирающих, реликтовых явлений культуры не один десяток и даже не одну сотню лет занимаются коллективы профессиональных этнографов, географов, историков, социологов, исчезновение целого ряда культурных феноменов прошло незаметно для творческой интеллигенции африканских стран [6]. Перспективы развития этнического туризма в Африке осложняются этнонационалистическими процессами, в первую очередь трайбализмом (от слова «племя»). Однако на Африканском континенте имеется также тенденции к этноконсолидации малых этнических групп в более крупные образования, что является существенной предпосылкой к созданию этнических туристских продуктов. Культурная интеграция Африканских стран может выступить катализатором для развития этнического туризма. Рассмотрим наиболее известные и яркие примеры организации этнического и этнографического туризма на Африканском континенте. В первую очередь необходимо заострить внимание на наиболее развитых в социально-экономическом отношении странах, где турист может не беспокоится за свою личную безопасность. ЮАР (г.Йоханнесбург). Обзорная экскурсия по Йоханнесбургу и Этническая деревня Леседи. Туристу предлагается культурная экспедицию в этнический центр – деревню Леседи. В данном необычном музее под открытым небом воссозданы быт и традиции коренных народов Южной Африки: зулу, коса, педи, басуто и ндебеле. Услуги: турист может «примерить на себя» африканский образ жизни, посетить жилища различных племен, познакомиться с укладом жизни. В программе обслуживания предусмотрены театрализованные представления, которые расскажут о происхождении этих народов, их истории. Заканчивается тур ярким этническим шоу [51]. Выводы Таким образом, в то время, как европейский и североамериканский этнографический туризм проявляется, главным образом, в виде экскурсионного продукта с чёткой тематикой, азиатский этнокультурный компонент проявляется в деталях - в манере обслуживания клиента, особой организации пространства, атмосфере, присущей азиатским экскурсиям, а также обстановке. Происходит это, в основном за счёт этапа развития общества посещаемой страны - в большей части стран Азии общества находятся в переходном этапе от традиционного общества к индустриальному. За счёт этого азиатскому обществу присуще особое восприятие своих традиций членами общества, поэтому экскурсиям, включающим этнокультурный компонент, не присущи черты «постановочного стилизованного шоу». Этнический туризм на африканском континенте отличен от других регионов мира, прежде всего тем, что там сохранились в первозданном виде этнические группы, которые на современном этапе существуют и живут в той природной среде, что и тысячи лет назад. Очень схожи условия природопользования в Южной и Центральной Америке, где до сих пор сохранились малые этнические группы, образ жизни которых претерпел незначительные изменения. Рассмотрев опыт организации зарубежом можно прийти к следующим выводам: этнический туризм предполагает знакомство не только с материальными объектами, но и с различными проявлениями нематериальной, духовной культуры, а именно: - фольклор (сказки, легенды, песни и т.д.); - обряды; - традиции и обычаи; - традиционные ремесла; - национальная кухня; - традиционные праздники, фестивали, спортивные состязания [48]. Важная специфическая особенность этнического туризма - диверсификация его структуры, обусловленная дифференциацией интересов и потребностей туристов. На наш взгляд, выделенные нами ностальгический (генеалогический), этнографический, аборигенный (туземный), антропологический и джайлоо-туризм являются частью этнического туризма (этнотуризма), однако его деление на перечисленные виды является условным. Иногда один и тот же тур можно причислить сразу к нескольким видам этнического туризма. Важно отметить, что туризм является общепризнанной прибыльной отраслью экономики и источником занятости местного населения. Этнотуризм позволяет населению лучше познать как свою, так и культуру других народов и укрепляет толерантные отношения [32, с.183]. Этнотур: «Юрта кочевника» Маршрут: Улан-Удэ-Байкал (с.Сухая) – с. Тарбагатай – Иволгинский дацан-Улан-Удэ Продолжительность: 6 дней/5 ночей Описание: Этнический, культурно-познавательный тур для желающих познакомиться с древними традициями, культурой и бытом кочевников бурят-монголов – потомков Чингисхана. В тур включено посещение сакральных мест, буддийских храмов, музеев, встреча с буддийским монахом (ламой). Знакомство с искусством и национальной кухней Бурятии. Размещение: 1. Туристский комплекс «Баатарай Ургоо» в гостевых юртах – Улан-Удэ 2. Гостевые юрты – с. Сухая
Таблица 1. Предложения туристских фирм Бурятии по этническому туризму
Таблица составлена на основе работ ученых Абалаков А.Д., Панкеева Н.С [40, с.9-10]. Исходя из вышеперечисленных предложений туристических фирм по этнотуристским продуктам необходимо сделать следующие выводы: - туры этнической направленности по временному признаку делятся на кратковременные и длительные (от нескольких часов до 6 дней). Однако продолжительность туров не может свидетельствовать о глубине погружения туриста в познание самобытного народа; - путешественников размещают в комфортабельных условиях (гостевые дома, гостиницы г. Улан-Удэ) и современных туркомплексах с удобствами, вместо их проживания в аутентичной среде этноса (народа); - зачастую для того чтобы разнообразить, «разбавить» туристский продукт, туроператоры включают в него объекты не относящиеся определенно к этническому туризму (посещение музеев различной тематики, дацанов, монастырей и т.п.), следовательно у туриста пропадает «живое» взаимодействие с самобытной этнокультурой; - турист, как правило, находится в роли пассивного наблюдателя, редко задействован в участии в мероприятиях; Данные нюансы необходимо учитывать при наполнении программы обслуживания, стараться использовать этнический материал в полной мере. Туры этнической направленности в республике можно делить по признаку доступности: легкодоступные («В гостях у семейских») и труднодоступные («По следам Чильчигиров» к эвенкам Северного Байкала»). По выбору цели рекреации туриста на: дополнительные (знакомство с этносом не главная цель туриста) и основные (знакомство с этносом основная цель). По принципу историзма: современные и традиционные условия проживания туриста. Современные условия объектов туризма зачастую контрастирует с природной средой того или иного этноса, вносят определенную дисгармонию в общий ландшафт, теряется подлинность обстановки.
Формирование продукта Этап 1. Продукт по замыслу. Северо-Западное побережье оз. Байкал. Горы, воздух, кристально чистая вода, реки Северобайкальского района, уникальное озеро Фролиха, где обитает реликтовая рабы «даватчан». Пешие прогулки, рыбалка на реках Холодное, Кичера. Посещение родовых мест эвенков Киндигирского рода в п.Нижнеангарск, с. Холодное, с. Душкачан, с. Кумора. Польза и выгода для потребителей: вы сможете насладиться красотами Байкальского хребта и Северо-Байкальского нагорья, долиной реки Кичера и дельты (в бурятской топономике соры) Верхней Ангары. Попробовать кристально чистую воду оз. Байкал. Принять участие в рыбалке, окунуться в этнокультуру Верхнеангарских эвенков. Почувствуй вкус приключений! Предлагаемый тур - продукт удачного сочетания замечательного экологического отдыха с знакомством этнической культуры эвенков Северобайкалья. Программа предназначена для людей молодого и среднего возраста (ориентировочно от 18 до 45 лет). Суммарная выгода для потребителя: отдых на Родине+отсутствие языкового барьера+удивительная и разнообразная природа Северо-Западного побережья оз. Байкал+близость пунктов жизнеобеспечния (расстояния между пунктами маршрута не превышают 40 км.)+сочетание экологической и этнической рекреации и отдыха+комфорт отеля 2*+анимационные программы с привлечением эвенкийских ансамблей+экстремальная программа+рыбалка на девственных реках Северобайкалського района+разнообразная кухня (эвенкийская, бурятская, русская). Программа отдыха Этно-экологический маршрут «По следам эвенков Северобайкалья» включает 7 точек (остановок). Выбор каждой из них обусловлен следующими критериями: 1) транспортной доступностью 2) сменной типов ландшафтов (от северо-западного берега оз. Байкала до таежных мест с. Холодное-Перевал). 3) наличием родовых общин эвенков в обозначенных пунктах, а также уникальных природных объектов. Маршрут «По следам эвенков Северобайкалья» проходит по участку Северо-Западного побережья оз. Байкал, маршрут начинается в г. Северобайкальск, пересекая с.Байкальское пос. Нижнеанграск, села Холодное, Душкачан, местность перевал. Название маршрута отражает его специфику и тематику, посвященную истории, быту и традициям, особенностям природопользования верхнеангарских эвенков. 1. Начало маршрута (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) расположено в г. Северобайкальск. Встреча в аэропорту и ж/д вокзале, трансфер в г. Северобайкальск (по пути следования рассказ гида о природе Северобайкальского района), размещение в гостевом доме «Дом у Байкала». Здесь туристы будут размещены в гостинице «Дом у Байкала» (цены на услуги размещения указаны в ПРИЛОЖЕНИИ 2). Проживание в двухместном номере в корпусе «эконом» (летнее размещение) с видом на местный залив – Нептун, оз. Байкал. Гостевой дом находится близ гаражно-лодочного огороднического кооператива «Нептун», в жилой местности «Кутузовка». Здесь клиентам помимо основной услуги размещения и питания предоставляется возможность заняться элементарными рекреационными занятиями (сбор урожая, купание в заливе, самостоятельное приготовление пищи в мангальной зоне, выход на «Новый» и «Старые» пляжи). 2. Село Байкальское. Здесь туристами посетят местные достопримечательности, такие как мыс Лударь (см. Рис.1). Рис.1. Мыс Лударь
Так же, в 7 км. севернее от села предполагается экскурсия к «Портретам Бурхана» - скала с изображением шаманов. Необычность этих петроглифов заключается в том, что их видно только в определенном ракурсе. Изображения двух шаманов (на высоте 10-ти метров) на скале видны только с воды. Существует местная легенда о том, что рисунки были нанесены духами, и обладают сверхъестественной силой: они могут как наказать, так и наградить проезжающего человека [50]. 3. Пункт маршрута пос. Нижнеангарск. Выезд в детский центр эвенкийской культуры «Синильга». Данный центр работает по пяти направлениям: хореографическое, декоративно-прикладное, эвенкийский язык, этнография и быт. Дети эвенки продемонстрируют игру на национальном эвенкийском музыкальном инструменте Пургипкавун (см. рис 1). Рис. 1 Пургипкавун - губной деревянный музыкальный инструмент Далее в культурной программе предполагается посещение народного ансамбля «Синильга» п. Нижнеангарск. Туристов приветствуют стариной эвенкийской песней «Благопожелание. Показ анимационных программ: «Легенды Северного Байкала», «Медвежий праздник». Экспозиция декоративно – прикладного искусства эвенков, в которую входят изделия из меха и бисера, изделия народных мастеров эвенкийских сел из дерева, национальная одежда эвенков, предметы быта и домашней утвари, охотничье снаряжение; - чум – универсальное жилище эвенков, покрытое берестой; - стенды, отражающие эвенкийский эпос, историю родного края, родословные знаменательных эвенкийских семей. Посещение районного историко-краеведческого музей в пос. Нижнеангарск (см. Рис.2). Здесь туристы увидят эвенкийскую экспозицию. Рис.2. Районная историко-краеведческая музей в пос. Нижнеангарск (на фото эвенкийские предметы быта и охоты).
После чего предусмотрена прогулка на местную природную достопримечательность «Лысая сопка» на окраине поселка. На скале можно различить солярные символы, фигуры лосей и птиц. Размещение | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Гостиница «Дом у Байкала», г. Северобайкальск (1 день/1 ночь, завтрак не включен в стоимость размещения) | 1700 | 1700 | 3400 | 6800 | 10200 | 13600 | 17000 | |||||||||||||||||||||||||
Питание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кафе «Аяна», г. Северобайкальск, завтрак | 200 | 200 | 400 | 800 | 1200 | 1600 | 2000 | |||||||||||||||||||||||||
Летнее кафе «Микс», пос. Нижнеангарск, обед | 250 | 250 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 | 2500 | |||||||||||||||||||||||||
Кафе «Ностальжи», г. Северобайкальск, ужин | 300 | 300 | 600 | 1200 | 1800 | 2400 | 3000 | |||||||||||||||||||||||||
Транспорт | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Автобус ГАЗель NEXT Citiline, ООО "Маршрут-Сервис", почасовая аренда (4 часа) | 900 | 3600 | 3600 | 3600 | 3600 | 3600 | 3600 | |||||||||||||||||||||||||
Урал-32551-0020-61, «ИП Гришук И.Н.» - транспортно-экспедиторские услуги, почасовая аренда (7 часов) | 900 | 6300 | 6300 | 6300 | 6300 | 6300 | 6300 | |||||||||||||||||||||||||
Экскурсионная программа | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Экскурсия «К портретам Бурхана» | 300 | 300 | 600 | 1200 | 1800 | 2400 | 3000 | |||||||||||||||||||||||||
Экскурсия в детский центр эвенкийский культуры «Синильга»+анимационная программа | 450 | 450 | 900 | 1800 | 2700 | 3600 | 4500 | |||||||||||||||||||||||||
Экскурсия в историко-краеведческий музей в пос. Нижнеангарск | 100 | 100 | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 | |||||||||||||||||||||||||
Экскурсия на «Лысую сопку» | 100 | 100 | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 | |||||||||||||||||||||||||
Анимационная программа «Праздник Севера» | 150 | 150 | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 | |||||||||||||||||||||||||
Экскурсия «Холодное-Перевал» | 1500 | 1500 | 3000 | 6000 | 9000 | 12000 | 15000 | |||||||||||||||||||||||||
Итого при кол-ве человек (себестоимость) | 14950 | 20000 | 30100 | 40200 | 50300 | 60400 | ||||||||||||||||||||||||||
Итого себестоимость на 1 человека при группе 10 человек | 6040 |
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
1.1. Сущность и определения этнического туризма
Прежде чем определить и выявить особенности «этнического» туризма, рассмотрим, что подразумевает под собой понятие «этнос». В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо... В данном отношении этносы - это как бы основные единицы этнической классификации человечества, наряду с которыми можно выделить этнические общности большей или меньшей сложности. Такое понимание предполагает, что каждый человек относится к какой-либо этнической общности и к какой-либо этнической культуре.
В учебнике «Этнология» (1994) подчеркивается, что пока еще не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса. В отечественной науке до последнего времени господствовали теоретические взгляды, согласно которым этносы (или этнические общности) – это реально существующие группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и наконец умирают [49, с.6].
Л. Н. Гумилев рассматривает этнос как явление географическое, природное, а не социальное. Для этого самобытного исследователя этнос – «это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «немы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения» [10, с.285].
Диаметрально противоположную точку зрения занимают исследователи, которые рассматривают этнос (этнические группы и сообщества) с точки зрения социального конструктивизма. Если Л.Н. Гумилев считал что «этнос, как, например, язык, явление не социальное, и что проблема этногенеза лежит на грани исторической науки, то социальные конструктивисты придерживаются следующего определения этноса: «Этничность это форма социальной организации культурных различий. Исходя из определения, под категорией народ в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют общие название и элементы культуры, обладают мифом об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности» [1, с.7-8].
В более узком смысле слова этнос – это одна из форм этнической общности; исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры, психики и самосознанием, позволяющим членам данного этноса отличать себя от всех других этнических образований [47, с.10].
Также нет и единого мнения по поводу определения понятия «этнический туризм» в современной литературе. Существует множество авторских определений сущности данного явления в индустрии туризма, однако образца, общепринятого положения нет. Каждый исследователь вкладывает в сущность содержания «этнический туризм» свою понимание данного явления. Зачастую происходит смешение понятий «этнический», «этнокультурный», «этнографический». По утверждению Святоха Н.Ю.: «…в научной среде до сих пор нет единого мнения, о том, что следует понимать под этническим туризмом. Нередко под этнотуризмом понимают один конкретный его вид» [40, с.179].
Рассмотрим и проанализируем основные походы к изучению этнического и этнографического видов туризма на современном этапе. В Западной Европе, США - в понятие «этнический туризм» (ethnic tourism) зачастую вкладывается смысл аборигенного туризма, который подразумевает погружение туриста в аутентичную культуру этноса, со всеми уникальными особенностями природопользования (сохранившегося на протяжении длительного времени), и не претерпевшего значительные изменений. Другими словами данный вид туризма называют «глубоким туризмом». Турист знакомится с иной культурой не поверхностно (как в этнографическом туризме), а глубинно. В этом отношении по-нашему мнению успешность этнического туризма напрямую связана с временным фактором. Для того чтобы клиент (потребитель) ощутил, «прочувствовал» жизнь определенной этнической группы, он должен находится в данной среде длительный период (от 7 до 30 дней). В этнографическом же туризме вполне хватает проведение 2-3 часовой экскурсии с подкреплением в форме какой-либо анимационной программы.
Также некоторые авторы отождествляют «этнический туризм» с ностальгическим и определяют как туризм, преследующий цель посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких [27, с.36]. Ностальгический туризм, генеалогический туризм (nostalgic tourism, genealogy tourism, ancestral tourism). Этот специфический вид туризма подразумевает либо посещение мест своего рождения, либо мест, где жили предки. Данное направление туризма получило импульс к развитию в 1999 году, когда Британское туристическое управление (BTA) призвало потомков иммигрантов и вывезенных арестантов вернуться на родину и изучить свою родословную [44, с.25]. На первый взгляд сходство данных видов туризма вполне очевидно, однако если рассмотреть эти понятия детально, то вырисовывается диаметрально противоположная позиция.
Так исследователь «этнокультурного туризма» А.Г. Бутузов предостерегает смешивать этнический туризм с другими очень схожими внешне видами туризма: «Этнический туризм ориентирован на изучение модальных, стандартных, массовых форм этнического бытия, тогда как путешествия с этнокультурной мотивацией стоит рассматривать как более сложный феномен» [6, с.87]. Модальные формы бытия этноса – это такие формы, всецело относящиеся к базовым признакам национального характера, которые «принадлежат» только отдельному этносу, субэтносу.
Целесообразным считает разграничение понятий этнографический и этнический туризм Исаченко Т.Е., которая пишет: «Этнический туризм в нашем понимании имеет три составляющие: живое местное сообщество с традиционным укладом жизни; вмещающий культурный ландшафт, обжитой, сформированный и поддерживающийся в результате хозяйственной деятельности этноса и традиционную обрядовую (культовую и праздничную) культуру, являющуюся частью жизни местного сообщества. Ландшафт, структура селения, обустройство дома, повседневная и праздничная одежда, кухня, изделия традиционных промыслов, торговые отношения (местные базары и рынки), праздники, обрядовая культура — все это составляет единый комплекс, познакомиться с которым возможно, лишь побывав в качестве гостя в селениях и домах местных жителей [15, с.61].
Ученый - Кржижевский М.В. под этническим туризмом понимает туризм, целью которого является ознакомление с особенностями традиционной культура и быта различных народов (этносов). Автор отождествляет его с этнографическим туризмом, объясняя это тем, что этнография («народоведение») – это наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, а в данном случае турист в определенной степени также занимается изучением этих особенностей [19, с.21-22]. Автор А.И. Щукин в своей диссертационной работе отмечает, что основные участники этнографических туров - люди, профессионально занимающиеся этнографией. В свою очередь участники этнического туризма - широкая аудитория туристов, главной целью которых является удовлетворение духовных потребностей [43, с.12]. В.Н. Пресняков и М.А. Жулина считают этнический и этнографический туризм синонимами [29, с.158].
Автор диссертации из Бурятии А.В. Барлукова дает следующее определение понятия «этнический туризм»: «…Это вид туризма, основная цель которого заключается в познании бытовой культуры народа той или иной этнической общности [41, с.23]. При этом исследователь не вкладывает в определение те элементы или особенности, которые бы отличали данный вид туризма от других сходных видов туризма. В своей статье автор дает сводную таблицу, отражающую определения понятия «этнический туризм» [4, с.107] (табл.1).
Таблица 1
Определение понятия «этнический туризм»
М.Б. Биржаков | Определение понятия |
М.В. Малова | Подвид культурного туризма, направленный на знакомство с отдельными нациями и народами и их изучение в целях культурного и языкового обмена |
Н.В. Моралева Е.Ю. Ледовских | Вид туризма, связанный с посещением исторической родины или мест рождения родственников |
Программа развития туризма в г. Минске на 2006-2010 гг. | Сегмент туриндустрии, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной туристической достопримечательностью |
А.А. Романов Р.Г. Сааакянц | Вид туризма, совершаемого народами в разных странах, имеющих единый или родственный языки либо связанных общностью истории и культуры |
Ч.Б. Сундуев, Л.В. Хышиктуева | Одно из направлений культурно-познавательного туризма, которое подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой |
Harron, S., Weiler, B. | Путешествие, мотивированное, прежде всего, контактом с людьми, этническое и/или культурное наследие которых отличается от культурного (и/или этнического) наследия туриста |
Bolnick, S. | Особая разновидность культурного туризма, подразумевающая любую экскурсию, которая фокусируется в большей степени на людях, а не на природе, а также раскрывает образ жизни местного населения |
Petroman, I., Petroman, C., Buzatu, C., Marin, D., Dumitrescu, A., Statie | Вид туризма, в котором главная цель для туристов - знакомство с «экзотическими» народами («экзотические» в данном контексте - проживающие в отдаленных от места проживания туриста районах) |
Из приведенных определений видно, что понятие «этнический туризм» трактуется различными авторами по-разному, а место этнического туризма в системной классификации понятий оценивается неоднозначно - этнический туризм признается видом туризма, подвидом, сегментом, путешествием, разновидностью, направлением культурно-познавательного туризма.
По нашему мнению в настоящее время «этнический туризм» - можно и необходимо классифицировать как самостоятельный вид туризма. В защиту данному утверждению приведем ряд причин.
- «этнический туризм» в условиях глобальных изменений и неопределенности утрачивает свою аутентичность, самобытность, следовательно, теряет свою сущностную, исторически сложившуюся ценность. Поэтому поддержка сохранения и возрождения данного вида является первостепенной задачей мирового сообщества;
- природопользование в «этническом туризме» выступает в роли устойчивого развития территорий;
- количество туристов желающих окунуться в быт и традиции той или иной этнической группы имеет тенденцию к росту;
- данный вид туризма несет в себе социально-культурную ценность, воспитывая в людях социальную ответственность перед будущими поколениями;
- способствует сохранению природного и культурного ландшафтного разнообразия территорий проживания этносов.
Проблема определения данного вида туризма связана еще и с тем, что этнический туризм плотно связан с другими видами туризма – сельским (аграрным), религиозным, событийным, экологическим и др.
Поиск самобытных черт и их ретрансляция в этнокультурное пространство является значительным стимулом и ресурсом. Стремление к познанию собственных историко-культурных корней, этнической принадлежности выступает мощным катализатором к развитию этнического туризма. Несмотря на неоднозначность трактовок этнического туризма в современном мире, остается признать его заметное влияние на туристскую индустрию в целом, на распределение туристических потоков, на то место, которое занимает данный вид туризма в этнокультурном пространстве.
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы