Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рекомендованный репертуар вокального ансамбля младшей группы



Старинная и классическая музыка

Муз. Й.С. Баха, сл. Д. Тонского «За рекою старый дом»

Б. Фильц. «Богородице-Дево, радуйся!»

М. Людкевич «Алілуйя»

Н. Леонтович «Святый Боже»

C. Рахманинов на стихи М. Лермонтова «Ангел»

А. Вивальди. «Мелодия», аранж. А. Пономарева

Дж. Мартини. «Ласточка»

Й. Штраус. «Весенний вальс»

Отрывки из оперы Н. Лисенко «Коза-дереза»

Обработки народных песен

Русские народные песни «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «В сыром бору тропина», «Ой, ты поле», «Комарик», «Хоровод».

Н. Леонтович. «Щедрик», «Дударик», «Женчичок-бренчичок», «Ой, сивая зозуленька»

Украинская народная песня в обр. А. Авдиевского «Павочка ходить»

Норвежская нар. песня «Волшебный смычок»

Чешская народна песня «Полечка»

Произведения современных композиторов

Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового «Песня о волшебниках»

Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Если добрый ты»

Муз. Е. Крылатова, сл. «Дракоша»

Муз. И. Кадомцева, сл. П.Синявського «Семицветная дорога»

Муз. Т. Яловой «Кіт і Сардина», «Солнце-веретенце»

Муз. О. Злотника, сл. О. Вратарьова «Матроси», «Мамина пісня»

Муз. И. Билык, сл. К. Гнатенко, аранж. Н. Слоти «Надія»

Муз. Л. Рубальской «Кенгуру»

Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету»

Муз. Б. Бакарака, сл. Х. Д. Дэйвида, аранж. Н. Слоты «Грустные капельки дождя»

Муз. Я. Дубравина «Вальс»

Муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева «Лев и брадобрей»

Муз. Д. Кабалевского «Игра в гостей»

Муз. А.Ермолова, сл. В. Борисова «Новогодняя колыбельная»

Муз. Н. Юдахиной «Праздник-король»

Дж. Гершвин. «Хлопай в ладоши»

Л. Левитова, сл. О. Марунич. Хоровая сюита «Зима»: «Зима в лесу»

 Дж. Герман, аранж. Клэй Вервик. «Hello Dolly!»

Рекомендованный репертуар вокального ансамбля старшей группы

Старинная и классическая музыка

Муз. В. А. Моцарта, сл. Овербек «Весенняя»

Муз. С. Рахманинова, сл. К. Бальмонта «Островок»

Муз. П. Чайковского, сл. Я. Серпина «Неаполитанская песенка»

Муз. П. Чайковского «Мой садик»

Муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника «Жаворонок»

Муз. А. Рубинштейна, сл. М. Лермонтова «Горные вершины»

Обработки народных песен

Русские народные песни: «Ты не стой, колодец», «Ты, река ль моя» (обр. А.Лядова), «Я на камушке» (обр. В.Огородниковой), «Пойду ль я» (обр. В.Соколова)

Русская народная песня «Рождество Христово».

Итальянская нар. песня «Санта Лючия»

Неаполитанская нар. песня «Джамайка»

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Произведения современных композиторов

Муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача «Веселый ветер» (из к-ф «Дети капитана Гранта»)

Муз. О. Зацепина, сл. Л. Дербенева «Куда уходит детство»

Муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова «Спасибо, музыка» (из к-ф «Мы из джаза»)

Муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева «Цветные сны»

Муз. Крылатова, сл. Л. Дербенева «Песенка о снежинке»

При выборе репертуара возможные изменения с учетом индивидуальных особенностей учеников. Репертуар не является исчерпывающим и может пополняться новыми произведениями.

 

Список рекомендуемой литературы для педагога

1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина // Музыка и пение : учебное пособие. – М. : Просвещение, 1983. – 224 с. : нот. и ил.

2. Белоусенко М. И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г.

3. Беседы К. С. Станиславского [сост. К. Е. Антарова]. – М.: Сов. Россия, 1990. – 80 с. – (Б-ка «В помощь худ. самодеяльности»).

4. Вилинская И. Н. Значение репертуара в воспитании певца / Вилинская Ирина Николаевна. – М. : Музыка, 1967. – Вып. 3. – С. 45 – 67. – (Вопросы вокальной педагогики).

5. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебн. пособ. / Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. – М. : Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.

6. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение : секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 183 с. : ил. – (Любимые мелодии).

7. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н. Добровольская. – М. : Музыка, 1987. – 35 с.

8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов. – Санкт-Петербург, 1997. – 190 с.

9. Ірха В. Основи методики викладання вокалу в хоровому класі : навч. посібник / В. Ірха. – Харк. держ. акад. культури. – Х. : ХДАК, 2002. – 141 с. : нот. іл.

10. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – М. : Просвещение. – 1987. – 95 с.

11. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Текст.: метод, пособие / Д. Е. Огороднов. 3-е изд. - Киев: Музична Украина, 1989. - 165 с.

12. Ровнер В. Є. Вокальний ансамбль. Методика роботи з самодіяльним коллективом : навч. посібник / В. Є. Ровнер. – Ленінград, 1984. – 58 с.

13. Соболев А. С. Речевые упражнения на уроках пения : пособ. [для учителей] / А. С. Соболев. – М. – Л. : Просвещение, 1965. – 92 с.

14. Сценическая педагогика. Сборник трудов / [отв. ред. С. В. Гиппиус]. – Л., 1973. – 320 с.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1. Алянский Ю. П. Азбука театра / Ю. П. Алянский. – Л. : Дет. лит., 1986. – 143 с.

2. Богословский Н. Певец на сцене / Н. Богословский. – М. : «Советская культура», 1979. – С. 5. – (О некоторых недостатках сценической культуры у эстрадных певцов).

3. Воспитание и охрана детского голоса / [под ред. В.А. Багадурова]. – М., 1953. – 71 с.

4. Готсдинер А. Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям : методические записки по вопросам музыкального образования / А. Л. Готсдинер ; ред.-сост. А. И. Лагутин. – М. : Музыка, 1991. – № 3. – С. 182 – 192. – (К вопросу об эстрадном волнении).

5. Маркуорт Л. Самоучитель по пению / Линда Маркуорт ; [пер. с англ.]. – М. : Астрель, 2008. – 158 с.

6. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. Практические приемы для развития голоса / З. В. Савкова. – М. : Искусство, 1968. – 127с.

7. Сет Риггс. Как стать звездой / Риггс Сет // [Сайт организации]. – Режим доступа : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=370820

8. Шипунов С. Харизматичный оратор : pуководство к курсу «Словесная импровизация» / С. Шипунов. – М., 2010. – 288 с.

Список рекомендуемой литературы для родителей

1. Бойко Б. В. Энергия и эмоции в общении / Б. В. Бойко. – М. : Филин, 1996. – 472 с.

2. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость / Н. А. Ветлугина : [под ред. В. Н. Максимова]. – М. : Знание, 1980. – С. 229 – 244. – (Восприятие музыки).

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М., 1967. – 93 с.

4. Крылова Н. Б. Эстетический потенциал культуры / Наталья Борисовна Крылова. – М. : Прометей, 1990. – 146 с.

5. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. – СПб. : Институт тренинга, 1996. – Ч. 3. – 84 с.

6. Пекерская Е. М. Вокальный букварь : [учеб. пособ.] / Е. М. Пекерская. – [Сайт организации]. – Режим доступа : http://www.manybooks.org/auth/5670/book/16577/pekerskaya_em/vokalnyiy_bukvar

7. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин. – М. : Владос, 1999. – С. 12 – 20.

8. Шакирова И. Музыка в сказке : книга для детей и взрослых (cерия «Через игру – к совершенству») / И. Шакирова. – М. : Лист. – 2000. – 272 с.

9. Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества : популярная библиотека для родителей и педагогов / Е. И. Юдина. – М. : Аквариум ЛТД, 1999. – 272 с.

 

 

Приложение А

 

«Комплекс художественно-технических упражнений с целью активизации творческого самовыражения учеников в процессе прилюдной деятельности»

 

1. Разминка для мимики.

Задачи: активизировать мышцы лица, определить, какое выражение лица подходит для выражения определенного настроения.

Как картинка, в которой много оттенков, выглядит богаче, ярче, насыщенней, чем та же картинка в палитре из нескольких цветов, так и для того, чтобы выступление было ярким и живым, нужно, чтобы мимика лица тоже была живой:

- Наморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться;

- Сдвинуть брови, нахмуритися (сержусь), расслабиться;

- Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно – равнодушие)

- Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас), расслабиться;

- Расширить глаза, рот открыт, вдохнуть, немного улыбнуться (удивление, восхищение);

- Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется дремать);

- Расширить ноздри, сморщить нос (отвращение), расслабиться;

- Сжать губы, зажмурить глаза (презрение), расслабиться;

- Улыбнуться, подмигнуть (улыбка – залог успеха).

2. Упражнение «Воплотить настроение».

Задачи: научить свободно владеть мимикой, уметь применять определенное выражение лица для определенного настроения.

 

 

Продолжение Приложения А

 

Ход упражнения: дети по очереди дают друг другу задания передать настроение: веселое, грустное, торжественное, злое, удивленное, обиженное, тревожное, сердитое и тому подобное. Затем ученики оценивают, удалось ли

передать настроение в достаточной степени, или нет, какой мимики не хватило, над какими мышцами лица необходимо работать.

 3. Упражнение «Угадай настроение».

Задачи: развивать мимику лица; формировать умение управлять своими эмоциями, умение читать эмоции других участников ансамбля.

Ход упражнения: один из учеников изображает определенное эмоциональное состояние (на его выбор), другие ученики должны угадать настроение, которое выражает ученик. Далее другие ученики по очереди изображают различные эмоциональные состояния.

4. Упражнение «Раскрась звуки».

Задача: формировать умение применять соответствующую мимику и жесты для эмоционального исполнения гласных «а», «о», «у», «ы», «и», «я».

Ход упражнения: ученикам предоставляются примеры эмоциональных состояний: радость, удивление, оклик, гнев, улыбка, торжественное настроение – и примеры громких звуков: «а», «о», «у», «ы», «и», «е». Необходимо определить (в процессе пения различных гласных), с помощью которого гласного звука можно лучше воплотить эмоциональное состояние, какое настроение больше подходит к определенным звукам. Можно помогать себе воплощать настроение жестами.

Варианты ответов:

«А» – радость (глаза широко раскрыты, руки расходятся в стороны),

«О» – удивление (поднятые брови, плечи, руки с раскрытыми ладонями немного разведены в стороны),

«У» – оклик (губы вытянуты вперед, руки тоже),

«Ы» – гнев (брови нахмуренные, руки в стороны),

Продолжение Приложения А

 

«И» – улыбка (глаза радостные, лицо улыбается),

«Я» – праздничное настроение (расправить плечи, голову поднять вверх, рот широко открыт, руки показывают человека и опускаются вниз).

5. Упражнение на развитие эмоций в процессе пения «Создай фразу».

Задача: формировать творческую самостоятельность учащихся в проявлении эмоций в процессе пения.

Ход упражнения: ученикам была предложена фраза «Я пойду на концерт» и домашнее задание: придумать мелодию на эту фразу в определенном настроении (с интересом, с радостью, с удивлением, со страхом, торжественно, печально). Затем на уроке все по очереди должны продемонстрировать ее и обратить внимание, как мелодия влияет на настроение. Например, мелодию с грустным настроением ученица создала в минорном ладу с нисходящим движением мелодии, в мелодии с удивленным настроением применен скачок вверх на интервал чистая квинта, мелодия с радостным настроением создана в мажорном ладу с движением мелодии вверх.

6. Упражнение на развитие умения отличать пение в высокой и низкий позиции.

Задача: научить отличать пение в высокой и низкой позиции и применять позиции в пении.

Ход упражнения: ученикам предоставлены аудиозаписи пения в высокой и низкой позициях. Надо определить, в какой позиции поют исполнители, проанализировать, какое у них выражение лица и как это влияет на тембр звука, на интонацию. Затем ученикам предлагается спеть фразу песни из репертуара ансамбля сначала в низкой, затем в высокой позиции и почувствовать разницу.

 

 

Продолжение Приложения А

 

7. Упражнение «Пантомима».

Задачи: развивать воображение, выразительность движений, умение распознавать и самостоятельно воспроизводить различные эмоциональные состояния.

Ход упражнения: ученики исполняют песню из репертуара ансамбля. Один из учеников выходит на середину и мимикой и жестами воспроизводит

содержание произведения, воплощает различные эмоции и настроения, которые хотел передать композитор. Затем кто-то другой из участников ансамбля показывает пантомиму. Далее ученики анализируют, какие настроения удалось хорошо воплотить, какие не очень, на что необходимо обратить внимание.

 

Приложение Б

 

«Комплекс музыкально-творческих заданий»

 

1. Первая группа заданий – упражнения и задания на развитие воображения, фантазии, расширение кругозора.

«Спой свое имя»

Это упражнение-игру желательно выполнять на первых занятиях с вокальным ансамблем. Игра помогает запомнить имена товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует ощущение группового единства. Содержание упражнения: дети расположены по кругу, бросают друг другу мяч, кому в руки попадает мяч, тот поет свое имя.

«Музыка обо мне»

Детям предлагается рассказать, какую они написали бы музыку «о себе». Эта музыка должна соответствовать особенностям характера, поведения, настроения самого «композитора». Ученики рассказывают, какие средства выразительности и почему именно эти средства выразительности они бы использовали при создании такого музыкального произведения, какое дали бы ему название. Таким образом, задание развивает у детей фантазию, творческое воображение, побуждает к сосредоточению и самопознанию, к сопоставлению свойств собственного характера, внутреннего мира с воображаемым музыкальным образом.

«Композитор» (поиск изобразительных средств,

отбор наиболее целесообразных вариантов)

Упражнение начинается с того, что ученикам раздают рисунки с изображением зверей, птиц, сказочных героев, репродукции картин, пейзажи, портреты и т. Дети рассказывают, какую музыку они написали бы к этому рисунку, об этом персонаже, какой инструмент использовали бы для воплощения образа и почему.

Ученикам можно помочь вопросами:

Продолжение Приложения Б

 

- В каком регистре будет написана музыка?

- Почему выбран этот регистр?

- В какой тональности?

- Какое настроение этой картины? Веселая или грустная?

- В каком темпе будет эта музыка?

«Художник» (музыкальное моделирование)

Содержание этого упражнения заключается в том, что после звучания вокального произведения желающие по очереди рассказывают, какими цветами они бы нарисовали картину к прослушанной музыке. При этом нужно попросить маленьких «художников» объяснить, почему именно такой цвет они выбрали, а при необходимости помочь им определиться и аргументировать свой выбор.

2. Вторая группа заданий – задания на развитие двигательной координации: пластичность тела, координация рук, чувство ритма других участников.

«Бег теней»

Это упражнение на внезапную импровизацию движений выполняется парами. Первый участник под музыку выполняет свободные движения (по собственному желанию), а второй копирует первого и эти движения повторяет.

«Марширование змейкой»

Задача на сочетание движений рук и пения. Сначала учим два куплета песни-марша, например, «Тихий марш» (муз. Г. Гладкого, сл. П. Сингаевского). Располагаем детей змейкой (шеренгой). Сначала без пения под музыку в медленном темпе выполняем движения: вперед, перед грудью, в сторону, вниз сначала правой рукой, затем левой. Объединяем движение правой и левой рук, но левая рука на одну долю опаздывает. Это трудно, и поэтому выполнять упражнение нужно очень медленно. Если упражнение получается,

 

Продолжение Приложения Б

постепенно ускоряем темп. В случае неудачи повторить еще каждой рукой отдельно, затем опять выполнить упражнение двумя руками. Далее усложняем задачу: во время выполнения необходимо идти вперед, затем назад. Каждый шаг – одна четверть. Соединеняем пение с движениями рук. Затем соединяем все элементы упражнения: шагаем с движениями рук и поем.

3. Третья группа заданий – задания на развитие вокально-двигательной координации, формирование свободы исполнения.

«Маляры»

Представляем, что ладонь и пальцы рук – это малярная кисть, погруженная в краску. Этой «кистью» нужно покрасить забор. «Красить» необходимо под музыку размером 4/4, медленную, плавную. Один такт – движение вниз, второй такт – вверх и т.д. Участникам предлагается сначала выполнить задание у стены, затем сделать то же движение в воздухе так, как будто оно выполняется на стене. «Красить» по такому рисунку: два раза сверху вниз, два раза справа налево, два раза слева направо и два раза снизу вверх. Новое задание: «красить» очень высокий забор. Это должно увеличить размах движений. Затем соединяем пение с движением. Рекомендуется спеть лирическую песню. Очень важно, чтобы движение было непрерывным. Руки должны как будто «пропевать» движение.

«Скакалка»

Выучиваем текст стихотворения. Затем ученикам предлагается сочинить свой вариант мелодии. Лучший вариант исполняем. Представляем, что у каждого из нас в руках скакалка. Соединеняем прыжки с пением. Темп исполнения сначала медленный, затем постепенно ускоряется.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, что бы

Звук держать оно могло бы.

 

Продолжение Приложения Б

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Голос звучен, льется ровно

И не прыгаю я словно.

Раз,два! Раз, два! Раз, два! Раз.

Можно прыгать целый час.

4. Задания на развитие и коррекцию умений ансамблевого пения (упражнения на развитие гармонического слуха, развитие у учащихся чувства коллективизма).

«Повтори звук»

Кто-то из учеников воспроизводит, пропевает звук. Тот, кто стоит рядом, должен повторить (скопировать) этот звук (высоту, характер, динамику), звук начинает «двигаться» по кругу. Можно разнообразить задачу просьбой удерживать звук на цепном дыхании (начинает один, потом все вступают по очереди).

«Эхо»

Дети сидят по кругу. Учитель поет фразу песни, из репертуара ансамбля, ученики по кругу по очереди повторяют эту фразу (пытаются ее точно воспроизвести), но с каждым разом все тише, подражая эху, пока пение не превратится в шепот.

5. Задания на формирование умения использовать изобразительные приемы (глиссандо, филирование, трели) – подражание звукам природы, озвучивание текста.

«Пожелания для друга»

Учитель под веселую вокальную композицию бросает каждому ученику мяч и спрашивает, что он желает присутствующим. Ответы могут

 

Продолжение Приложения Б

 

быть следующие: «желаю всем хорошего настроения», «желаю успехов», «желаю творческого вдохновения» и другие.

Пожелания всегда поднимают настроение, способствуют возникновению доверительных отношений между учителем и учениками, формируют у учащихся чувство коллективизма. Веселое музыкальное сопровождение психологического тренинга может знакомить учеников с вокальным материалом, который будет изучаться на данном музыкальном занятии, расширять музыкальный кругозор.

«Весенние голоса»

В этом фонопедическом упражнении ученики сами придумывают и изображает различные звуки природы, которые можно услышать весной. Педагог читает текст, ученики озвучивают:

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко).

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком, как бы изображая бульканье ручейка).

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом «волну» – вверх-вниз).

И дальше побежал (булькаем).

Выбрались из под коры жучки («жжж-жжж» в низком регистре) и

букашки («ззз-ззз» в более высоком регистре).

Расправили крылышки («крш» с постепенным увеличением силы звука) и полетели кто куда («тр-тр-тр» шепотом на разной высоте кто как хочет).

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало («шур-шур»).

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух).

 

Продолжение Приложения Б

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно).

Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук» – дети выбирают звук сами).

«Путешествие на лесную поляну»

(фонопедична игра с движением)

Представляем себе, что мы едем в путешествие на лесную поляну. Ученики свободно двигаются по залу, декламируют текст (рассказывают, что они видят по дороге и озвучивают увиденное). Педагог читает текст, ученики озвучивают:

Мы едем на тележке («скрип, скрип, скрип»).

Листья шелестят («ш-ш-ш»), птицы поют («фить-пирю, фить-пирю»).

Белка орешки грызет («цок-цок»).

Лисичка зайца стережет (притаиться и замереть).

Ручей журчит (болтать языком), в реку он бежит (болтать языком). Долго мы ехали и наконец, приехали («ух» (хором)).

Можно придумать свой вариант упражнения или дополнить его.

 

 

Приложение В

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь