Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности воспитания детского голоса



Методы вокального воспитания детей имеют свою возрастную специфику. Педагог встречается с еще несложившимся аппаратом и психикой, с изменяющимися возможностями молодого растущего организма.          

1. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, инд. тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы («р» I октавы – «до» II октавы). С 7 лет в голосовых складках начинается форсирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к 12 годам. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса обучение должно быть щадящим. Целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука нужно строить на игровой основе.

2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, расширяется диапазон, проявляются различия в тембровой окраске. Этот период считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления. К 13 годам диапазон расширяется до октавы и децимы («д» I октавы – «ми, фа» II октавы).

3. Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков. Это 6-8 и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности.

4. Мутация (12-15 лет). Обучающиеся этого периода требуют особенно бережного отношения в дозировке пения т.к. их голосовой аппарат чувствителен к перегрузке. Основной характер голоса, как правило не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. У девочек следует избегать форсированного пения, а так же употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Голоса девочек обретают полноценное звучание женского голоса. Он становится более сильным за счет укрепления медиума (медиум – средняя часть диапазона женского голоса). Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсирования звука.

5. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте 12-14 лет у них начинается период скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз примерно на октаву, приобретают полуторо-октавный диапазон натурального грудного звучания и сохраняет фальцетные возможности для верхнего участка диапазона выше переходных нот. Занятий в этот период можно не прекращать. Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно.

       С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса, исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.

 

Подбор репертуара

 Репертуар обучающегося должен подбираться в зависимости от учебной задачи и усложняться от класса к классу. При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры песен, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям обучающегося, не допускать завышения репертуара по степени трудности. Литературно-поэтический текст и содержание произведений должны соответствовать возрасту.

       Огромное влияние на развитие качества исполнения обучающимися произведений оказывает работа педагога над художественным образом, поэтому выбранные произведения должны быть художественно интересными, убедительными, структурно ясными и способствовать правильному развитию голоса учащегося.

        При подборе репертуара педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей. Поэтому в репертуар каждого ученика должны входить лучшие произведения народной, классической и современной музыки не только российских авторов и исполнителей, но и произведения «звезд» мировой культуры, в том числе и джазовые композиции. При использовании произведений зарубежных авторов не следует сразу прибегать к пению на языке оригинала, т.к. недостаточное знание и понимание иностранного языка сдерживает формирование у них музыкально-образного мышления.

        Исполнение произведений должно отличаться разнообразной стилистикой. В равной степени должны присутствовать песни с аккомпанементом педагога и фонограммой, не бояться включать в репертуар песни a capella. Фонограммы для исполнения должны быть хорошего качества. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда обучающийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука.

        Формируя выпускную программу в начале года, целесообразно предусмотреть варианты замены песенного материала. С наиболее способными и перспективными учениками в конце учебного года возможно подготовить программу сольного выступления, составленную из лучших произведений за последние годы обучения.

 

Индивидуальное учебное планирование. Концертные выступления.

      При составлении индивидуального плана необходимо учитывать начальные вокальные и физические данные обучающихся, их состояние, изменения и перспективы развития. При проявлении характерных признаков, связанных с мутацией голоса, необходимо корректировать и учебные задачи. Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и последовательности, единства художественного и технического развития певца, с учетом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане следует отразить уровень освоения педагогических задач и степень продвижения обуч-ся, его выступления.

       Весь исполнительский репертуар, включая вокализы, планируется по полугодиям в соответствии с программой и способностями обучающегося. Каждое произведение репертуарного плана сопровождается записью дат начала и окончания работы над произведением. В индивидуальном плане педагог может указать произведения, выбранные (без детальной проработки) для знакомства с творчеством какого-либо композитора, с соответствующим стилем, эпохой, а так же для воспитания и поддержания интереса ученика.

      В течение года запланировать 1-3 публичных выступления (на родительских собраниях, отчетных и тематических концертах, на конкурсах и фестивалях). Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь