Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Техники записи речи, вокала, голоса и музыкальных инструментов



Тема 7.1 Техника запись речи. Частотный, динамический диапазоны мужской, женской речи, художественной речи. Методика записи речи.

 

Запись речи.

В процессе речи голос человека меняет свою высоту, он может звучать громче и тише, кроме того, голос каждого человека отличается особым, присущим только ему качеством — тембром.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок. Частотный диапазон мужского голоса располагается в пределах большой и малой октав (85—200 Гц), а женского — в малой и первой октавах (160—340 Гц).

Художественная речь по частотному диапазону значительно шире, чем бытовая, ,ее диапазон в некоторых случаях доходит до двух октав (соответственно 85—340 и 160—550 Гц). Однако, чтобы передать характерные особенности тембра, необходимо записывать и воспроизводить частотный диапазон значительно шире — в пределах 80—8000 Гц. При таком частотном диапазоне «сохраняются хорошая разборчивость и естественность звучания голоса. Диапазон изменения громкости речи при художественном чтении составляет 40—50 дБ. Динамический диапазон речи диктора значительно уже (15—20 дБ).

Разборчивость, внятность речи зависит не только от технических условий записи, но и от дикции исполнителя. Речь становится невнятной, если исполнитель не обладает хорошей дикцией. Перед микрофоном исполнитель не должен форсировать голос без особой необходимости.

Громкость речи должна зависеть от того эффекта, который желательно получить по смыслу записи. Во всех случаях рекомендуется избегать чрезмерного снижения громкости, так как при этом изменяется тембр голоса и при воспроизведении он будет казаться неестественно низким и тяжелым. Кроме того, при малой громкости в фонограмме могут прослушиваться посторонние шумы. Поэтому во время записи для получения нужных нюансов следует рекомендовать исполнителю пользоваться главным образом оттенками голоса, а не изменением его громкости. Существует несколько общих правил размещения исполнителя перед микрофоном, которыми можно воспользоваться, с учетом, разумеется, конкретных задач и условий записи. При записи одного исполнителя обычно используют микрофон с односторонней направленностью. Такой микрофон размещают на расстоянии 50— 70 см от исполнителя. В зависимости от положения исполнителя микрофон устанавливают на столе или на высокой стойке, так чтобы он был на уровне лица исполнителя.

При более близком размещении исполнителя у микрофона (крупный и очень крупный план), как уже указывалось, выявляются малейшие оттенки голоса, подчеркиваются все нюансы и дефекты речи, начинают прослушиваться шум дыхания и шипение глухих согласных. К тому же микрофон, имеющий характеристику направленности в виде «восьмерки», при близком размещении у исполнителя сильно подчеркивает низкие частоты, в результате чего искажается тембр голоса и запись приобретает «бубнящий» оттенок. Поэтому микрофон этого типа рекомендуется размещать не ближе чем на 80—100 см от исполнителя. Указанные дефекты можно сделать менее заметными, если исполнитель слегка повернет голову в сторону от оси максимальной чувствительности микрофона, однако при этом может измениться и звуковой план. Если необходимо получить эффект разговора шепотом, то в этом случае при записи звук получается не совсем естественным, а шипящие звуки оказываются особо подчеркнутыми. При записи шепота исполнитель должен располагаться на расстоянии 10—15 см от микрофона, а сам микрофон должен быть повернут к лицу исполнителя так, чтобы поток воздуха от дыхания, не попадал непосредственно на диафрагму.

Обычным дефектом при записи речи является резкое подчеркивание свистящих и шипящих согласных — с, х, т, ц, щ и др. Для устранения этого дефекта следует поворачивать микрофон по отношению к исполнителю под разными углами до тех пор, пока эта особенность речи не перестанет быть достаточно заметной. Возможно, что придется просить исполнителя говорить более мягко и плавно.

Если голос при записи получается приглушенным и недостаточно чистым, То можно попробовать установить микрофон непосредственно перед выступающим или использовать частотную коррекцию «заваливая» низкие и «подымая» высокие частоты. Однако следует отметить, что для передачи натурального тембра (особенно мужского голоса) требуется передать все низкие частоты, а это нередко ведет к снижению четкости речи. В этом случае с помощью частотной коррекции необходимо найти компромисс между получением хорошей разборчивости и сохранением тембра. Для записи диалога наиболее удобен микрофон с характеристикой направленности в виде «восьмерки». Исполнители располагаются по обе стороны: от микрофона по оси его максимальной чувствительности, причем относительное расстояние каждого говорящего от микрофона должно быть обратно пропорционально силе его голоса.

При записи диалога односторонне направленным микрофоном исполнителей следует разместить напротив друг друга в зоне угла, перекрываемого диаграммой направленности. Если голоса исполнителей сильно различаются по громкости, то микрофон следует развернуть так, чтобы исполнитель, имеющий более сильный голос, оказался на периферии угла охвата диаграммой направленности. При этом следует учесть, что если помещение Обладает сравнительно большой реверберацией, то такое размещение может привести к разноплановости в звучании голосов. В этом случае следует попробовать поместить говорящих лицом к лицу достаточно близко от микрофона.

Чтобы быстро и четко провести запись и облегчить исполнителю работу над текстом, последний, даже если он состоит из нескольких фраз, рекомендуется напечатать на листе. Печатать текст нужно с абзацами, заключая в каждый из них законченную мысль. Желательно, чтобы фразы выли возможно короткими и простыми по конструкции. После репетиционной работы исполнителя у микрофона, при которой звукорежиссер устанавливает соответствующий уровень записи и частотную коррекцию, начинают запись первого варианта. Во время записи звукорежиссер отмечает в тексте все замеченные дефекты (интонационные или дикционные недостатки, наличие искажений, шумов и случайных помех).

Следует порекомендовать исполнителю в случае оговорки не терять самообладания и не прекращать запись. Лучше сделать паузу в 2—3 с и произнести все предыдущее предложение сначала. Впоследствии предложение, содержащее ошибку, легко вырезать, благодаря наличию паузы, следующей за оговоркой. Попытка заменить только одно неправильно произнесенное слово не всегда удается из-за того, что зачастую бывает трудно найти границу между этим словом и последним слогом предыдущего слова (особенно прималых скоростях записи). Кроме того, звучание отдельно повторенного слова южет не совпадать со звучанием предыдущих слов, в результате чего место монтажа будет заметно на слух. Нецелесообразно в случае оговорки перематывать ленту назад и начинать запись точно с «искаженного» места. Помимо того, что такая точность трудно достижима, неизбежно еще появление щелчка в записи. Если текст читается, то нужно следить, чтобы бумаги не заслоляли микрофон от диктора и не прослушивалось шуршание. Сделанную запись прослушивают совместно с исполнителем и при необходимости записывают второй и, если нужно, третий вариант. Отдельные, трудно исполняемые фразы, имеющие художественную значимость, записывают отдельно.

Чтобы обеспечить в пределах записываемой части текста нужный интонационный строй речи и тем самым скрыть, что запись произведена по частям, используют следующий прием. Запись начинают вести не с начала нужной фразы, а за две-три фразы до нее и заканчивают запись на одну-две фразы позже. Затем необходимую часть текста вырезают и монтируют в отобранный вариант взамен неудачной. Манера поведения исполнителя у микрофона также отражается на записи. Например, нельзя правдиво выразить в словах и интонациях торжественное и праздничное настроение, заключенное в тексте, если читать его, облокотясь на стол, расслабив мышцы и подперев голову руками. У микрофона исполнитель должен держаться свободно, но быть внутренне собранным и сосредоточенным.

Нередко возникает необходимость записать выступления ораторов на различных собраниях, митингах, конференциях, торжественных и юбилейных собираниях, вечерах. Для этого на трибуне устанавливают односторонне направленный микрофон (желательно с большим перепадом чувствительности между «фронтом» и «тылом») так, чтобы максимально уменьшить влияние шума зала. При ответственных выступлениях необходимо устанавливать на трибуне несколько микрофонов. Общий сигнал с выхода микшерского пульта подается на рекордер. Это позволит даже при значительных перемещениях выступающего относительно центра трибуны записать речь достаточно четко, а при неисправности одного из микрофонов можно будет продолжать запись с остальных.

 

 

Тема 7.2 Техника записи рояля. Описать зоны направленности звучания рояля. Особенности записи ярких, танцевальных произведений и лирических.

 

Запись музыкальных инструментов

Приступая к записи музыки, необходимо знать индивидуальные особенности звучания отдельных музыкальных инструментов, а также специфику их применения в разных музыкальных ансамблях и оркестрах.

Рояль – струнный ударный инструмент. Важнейшей акустической его частью является резонансная дека, установленная под струнами и рамой.

Для рояля можно наметить несколько характерных зон направленности (рис. 20.5). Участок перед стороной АВ представляет собой зону звуков пониженной интенсивности, однако однородную. Зона В (наиболее короткие струны) характеризуется преобладанием высоких частот.

Криволинейный участок CD с большим разнообразием тембров является рабочей зоной, причем зона D характеризуется преобладанием низких частот. Теневая зона DA отличается очень слабой и неравномерной звуковой отдачей.

При записи микрофон, как правило, устанавливают в рабочей зоне. Выбор местоположения микрофона в этой зоне позволяет уравновесить интенсивность звучания музыкального произведения, исполняемого левой и правой руками. Неудачное размещение микрофона может привести к тому, что при прослушивании записанной фонограммы будет казаться, будто звучат два рояля, а не один. Это создает впечатление ложной звуковой перспективы.

 

Техника записи рояля оказывается различной в зависимости от характера записываемого произведения. Так, например, яркие, бравурные пьесы требуют более удаленного размещения микрофона, чем лирические. В первом случае можно получить широкую, мощную запись, во втором же – мягкое и нежное звучание, сохраняющее при этом достаточную определенность. Обычно микрофон устанавливают на расстоянии 1,5-5 м от инструмента на высоте 1,5 м от пола, направив его непосредственно на струны (рис. 20.6).При выборе угла наклона микрофона к инструменту следует помнить, что при полностью поднятой крышке рояля может наблюдаться явление интерференции между прямым звуком и звуком, отраженным крышкой.

 

При записи баяна, чтобы сохранить естественное равновесие басовых и высоких звуков, микрофон лучше располагать со стороны правой руки исполнителя. Однако, если установить его слишком близко, в записи могут прослушиваться щелчки клапанов.

 

 

Тема 7.3 Техника записи вокалистов под аккомпанемент рояля и под фонограмму. Критерии, по которым характеризуется певческий голос.

 

Запись вокалистов

Существует несколько критериев, по которым можно охарактеризовать певческий голос. Важнейшие особенности певческого голоса – это его высота, тембр, сила, полетность. Кроме того, как и в художественной речи, большое значение имеет дикция певца.

Голоса всех хороших певцов отличаются исключительным своеобразием тембра. Здесь можно отметить общую закономерность: у них всех сильно выражены высокие обертоны с частотами 2500-3000 Гц. Если тракт звукозаписи не сохранит эти частоты, то голос певца в записи изменит тембр, потеряет блеск; если же в тракте эти частоты резко выражены, то голос получится неестественно высоким, резким.

Существенными отличиями пения от обычной разговорной речи являются его значительно большие мощность и громкость. Следует напомнить, что громкость пения зависит от выбора помещения для записи. Если запись ведется в специально предназначенном для этого помещении (студии звукозаписи), то певцу кажется, что его голос почему-то звучит слабо и тихо. При этом он будет стараться достичь привычной громкости голоса и форсировать звук. Микрофоны очень чувствительны к этому и подчеркивают неестественность пения.

В любительской практике часто встречается случай записи пения под аккомпанемент отдельного музыкального инструмента. Рассмотрим его на примере записи пения под аккомпанемент рояля (пианино) (рис. 20.7). Прежде чем заняться выбором звуковых планов для певца и рояля, необходимо обеспечить акустику помещения, в котором происходит запись, соответствующую характеру музыкального произведения. Если записывается лирическая или жанровая песня, то помещение должно быть несколько заглушено (можно разместить ковры вокруг музыкального инструмента и исполнителя). При записи же классических произведений и бравурных мелодий акустическая обстановка должна быть «воздушной».

 

При размещении микрофона относительно инструмента и вокалиста следует помнить, что от соотношения выбранных расстояний зависит динамическое равновесие между источниками звука. В общем случае расстояние между микрофоном и роялем, соответствующее нормальному звуковому уровню, должно быть не менее 2 м, а певец, обладающий сильным голосом, должен находиться на расстоянии 1-1,5 м от микрофона. При исполнении лирических песен певец располагается на расстоянии 50-60 см. Певец с тихим голосом или певец-любитель может размещаться на расстоянии 15-20 см от микрофона. Чтобы сохранить достаточные ясность и отчетливость исполнения вокалиста, крышку рояля нужно закрыть.

При записи симфонического оркестра односторонне направленным микрофоном нужно, чтобы последний располагался согласно рис. 20.8 и своей диаграммой направленности охватывал весь оркестр. Лучше всего разместить микрофон в 5-6 м от первого ряда исполнителей на высоте 1,8-2 м от пола.

 

Ударные

 

В любительской практике часто приходится записывать эстрадные ансамбли. Рекомендуемое размещение эстрадного ансамбля и солиста для записи одним микрофоном показано на рис. 20.9. При этом микрофон находится на высоте 1,6-2 м от пола на расстоянии 0,6-1 м от певца и 4-5 м от оркестра.

Запись под фонограмму

Метод записи под фонограмму (метод наложения) нашел широкое применение при записи вокалистов и музыкальных ансамблей. Рассмотрим этот метод на примере записи вокалиста под фонограмму музыкального сопровождения.

Певец-любитель, не обладающий необходимыми музыкально-вокальными данными и опытом работы с музыкальным ансамблем, с трудом подстраивается под звучание музыкальных инструментов, и в результате качество записи редко бывает удовлетворительным. Для метода наложения сначала записывают обычным порядком оркестр, а затем подают запись на головные телефоны певцу. Одновременно сигнал подается на микшерный пульт. Певец, прослушивая фонограмму и точно следуя ритму и темпу аккомпанемента, исполняет произведение. Сигнал с микрофона исполнителя также поступает на микшерный пульт. Оба сигнала корректируются по уровню и частотной характеристике, смешиваются и записываются на втором магнитофоне.

Метод наложения позволяет проводить многократные репетиции, воспроизводя для исполнителя фонограмму записи оркестра и добиваясь при этом наиболее выразительного исполнения певцом музыкального произведения.

Вокал

Человеческий голос - один из самых трудных для записи источников звука. Во-первых, он обладает острой направленностью. Во-вторых, при чтении текста звук человеческого голоса представляет собой импульсный сигнал, который ярко проявляет недостатки акустики помещения. В третьих, ни один из источников звука не обладает таким разнообразием. Взрывные согласные ("б", "п") сочетаются с распевными гласными, а плохослышные "импульсные" согласные "к", "т", "п" сочетаются с свистящими и шипящими "с"," ш", "щ".

Получается, что человеческий голос объединяет звуки, к которым звукорежиссер не может подойти с одной меркой. Вот мы и слышим часто записи, где полетные, хорошо реверберированные гласные сочетаются с близкими шипящими, а буква "с", посланная на плохой цифровой ревербератор, выглядит совершенно инородным, неестественно долгим звуком. Добавим к этому довольно большое количество шумов, особенно, если поставить микрофон слишком близко – это вдохи, различного рода чмоканья, высокочастотная сипотца.

У обычного (не "поставленного") человеческого голоса спектр не превышает 2…3 кГц. Работа по постановке голоса во многом направлена на расширение частотного спектра, и оперный голос достигает 5….7 кГц. Существует две певческих форманты: низкая 300…500 Гц, и высокая 2…3 кГц, которая придает голосу звонкость и выделяет его из целого оркестра. Характерной особенностью человеческого голоса является плохо выраженный основной тон, а вторая гармоника звучит в несколько раз громче. Очень многое в звучании певческого голоса зависит от школы его постановки. Хорошо поставленный голос имеет довольно равномерную громкость во всех регистрах. Но среди певцов часто распространен прием исполнения, который на музыкантском жаргоне иногда называется "пускать пузыри", когда удобные, резонирующие, эффектные ноты поются децибел на десять громче других. В таких случаях спастись от перегрузок можно только с помощью компрессора.

Нельзя ставить микрофон слишком близко, так как в этом случае тембр голоса, рассчитанного на большой зал, получится резким и жестким из-за большого количества высоких частот, присутствующих в звуке. Для яркого оперного голоса оптимальное расстояние до микрофона может достигать трех метров. Но вокалистам присуще стремление подойти к микрофону как можно ближе. Есть два способа "зафиксировать" местоположение певца: можно поставить перед ним пюпитр, а можно установить дополнительный микрофон, в который он будет петь. (Подключать к пульту его не надо...)

При записи концертов, в которых применяется звукоусиление, очень удобно установить микрофон записи на том же "журавле", что и микрофон усиления, но на 30…40 см ближе к вертикальной стойке. Для этого надо иметь специальное крепление, иногда называемое "паразит". Но такую установку должен осуществлять квалифицированный инженер, чтобы не возникли проблемы с "разными землями". При записи дикторского текста звукорежиссеры по традиции обычно стремятся к полному исключению акустики комнаты: дикторский текст всегда звучит сухо, отчетливо, и не ассоциируется с реальным помещением. И наоборот, при записи художественного чтения или театральных постановок ярко начинает проявляться эффект присутствия на спектакле, когда голос актера обогащается акустикой зала и воссоздается театральный интерьер. Для получения близкого плана расстояние до микрофона у диктора гораздо меньше, чем у певца. Из-за острой направленности голоса сразу становится слышным изменение плана звучания, даже если диктор немного отвернулся от микрофона - скажем, начал читать следующую страницу.

Человеческий голос при записи пения очень хорошо отзывается на реверберацию. При медленном темпе пения она может быть очень длинной, надо только обеспечить задержку в 30…50 мс, чтобы не пострадала дикция. А вот частотную коррекцию надо вводить очень деликатно. Широко применяются параметрические эквалайзеры на частотах, совпадающими с формантами голоса. Хорошо известный "фильтр присутствия" (presence), собственно, и был разработан, чтобы высветлить зону 2…3 кГц.

 

 

Раздел 8


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь