Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идея культуросообразности воспитания.



Это идея о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в которой и для развития которой создано учебное заведение – культуры региона, народа, нации, общества, страны.

Этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры – это человек.

Идея впервые появилась в трудах Д. Локка, который выступил против теории "врождённых" идей и утверждал, что душа ребёнка - это tabula rasa ("чистая доска") (Локк Дж., 1960). Он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в котором определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций, основываясь на идеях Локка, утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания (Гельвеций К.А., 1974). Локк и Гельвеций уделяли внимание социокультурному фактору в воспитании. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде (Песталоцци И.Г., 1981).

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры – это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек – продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. В произведениях К.Д. Ушинского, а также других наших соотечественников (М.В. Ломоносова, В. Г. Белинского) эта идея отражается как идея народности. Под народностью К.Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.

К.Д. Ушинский, изучая системы воспитания передовых стран того времени, пришел к выводу, что система воспитания каждой страны (в большей или меньшей степени) есть выражение характера самого народа. Отсюда он делает вывод: воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем. Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур.

Он требовал, чтобы дети с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с примерами устного народного творчества. Гл. цель воспитания – духовное развитие человека, достигнуть кот. невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его нац. характера.

Философ, поэт, просветитель, гуманист, педагог Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) желая пополнить свои познания, решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. В системе мировоззрений Сковороды понятия «самопознание», «труд», «счастье», «воспитание», «образование» выступают в тесной связи как ключевые.

В притчах, баснях, письмах, в частности в произведении «Благородный Еродий», Сковорода, касаясь вопросов, чему и как учить юношество, высказал идею о том, что учит только прекрасное и учить следует тому, что необходимо человеку для познания самого себя и окружающего мира, что нужно для труда и борьбы. Как к одному из средств воспитания Сковорода. обращался к родному слову, народному творчеству. Он осуждал механическое заимствование чужеземных пед. теорий. По глубокому убеждению мыслителя, образование должно быть доступным для всего народа.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

14. Проблема непрерывного образования и пути ее реализации.

Проблема непрерывного образования и пути ее реализации.

Осознав необходимость пополнения знаний в течение всей жизни, человек должен постоянно стремиться к их расширению и обновлению, к развитию своей личности, а система образования обязана ему в этом помочь. Требовался качественный сдвиг в общественном сознании, выбор оптимальных путей для перемен в сфере образовательной практики общества.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

Различные, подчас противоречивые, подходы к трактовке непрерывного образования, в конце концов привели к следующему пониманию его сущности.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

Итак, для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом:

· формирования и удовлетворения его духовных потребностей,

· развития задатков и способностей в различных учебных заведениях с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания.

Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению

· благоприятных условий для общего и профессионального развития человека,

· механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала,

· условием развития общественного производства.

Функционирование непрерывного образования основывается на следующихпринципах, определяющих его специфику:гуманизма; демократизма; мобильности; опережения; открытости;непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования.

Он реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса. Этот принцип отвергает воспитание культа насилия, национальной и расовой исключительности, равнодушия к другим людям.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека.

Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации; означает равенство всех граждан, независимоот сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. В основе этого принципа - демократизация всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса, широкое развитие самоуправления.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека.

Она ориентирует на использование разных методических систем и технологий, позволяющих «учиться меньше, но чаще», продуктивнее.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития,перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности.

Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средствобучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.

Для этого требуется создание различных дополнительных форм -факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведение семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организация телевизионных и видеопрограмм.

Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается с помощью разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ. Это, в свою очередь, дает возможность человеку продвигаться в своем образовании, духовном развитии, повышать профессионализм индивидуальными темпами, включаться в те или иные звенья образовательной системы и выходить из них в случае необходимости.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества и как результат - преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом.

Опережающее отражение в содержании образования должны получить проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому: «Знания через всю жизнь».

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

Задачи непрерывного образования

Непрерывное образование способствует решению трех основных задач:

1. подготовке человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;

1. совершенствованию, развитию человека, уже включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

2. разностороннему развитию личности, формированию ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей, общей культуры.

Непрерывное образование – это постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, вызванное стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде.

Образование впервые в истории человечества перестает быть привилегией детства и юности, оно становится необходимой и важной частью взрослой жизни. Отсюда ответственность взрослого за свое «обучение в течение всей жизни» и кардинально новое понимание роли школы (она становится местом, где человека учат учиться, самостоятельно добывать знания) и профессионального учебного учреждения (оно становится местом начала формирования необходимых ключевых профессиональных умений и гибких практических навыков – компетентностей будущего универсального работника). В российских компаниях предпочитают набирать готовые кадры, а не растить их. Если же такая необходимость возникает, сотрудники учатся прямо на рабочем месте, без отрыва от производства - у других сотрудников.

Помимо указанных выше распространена такая форма обучения, как организация для сотрудников коротких тренингов. Они не всегда приносят пользу на практике, поскольку их качество напрямую зависит от того, кто их проводит и кем составляется программа. Если это педагоги-теоретики, не имеющие никакого отношения к практике, результаты нередко бывают нулевыми. Негативно сказывается и отсутствие стандартов в работе учебных центров, предлагающих такие программы.

У современного российского образования имеются две крайности – традиционные установки на высокую академичность (фундаментальность) и новая установка на компетентностный подход, содержание которых трактуется в зависимости от тех или иных групповых интересов очень широко и разнообразно. Необходимо достичь исторического компромисса между этими крайностями, найдя тот или иной баланс подходов в реальной практике непрерывного образования.

В дополнительном образовании реализовать желаемый баланс подходов значительно легче, поскольку обучение в нем проходит в среде взрослых. Взрослые учащиеся – это зачастую вполне успешные люди с достаточно высоким уровнем развития. В каждой новой ступени дополнительного

образования, таким образом, может быть значительно быстрее достигнута общезначимая цель – развитие способностей и одаренности каждого человека в любом возрасте для его успешности в жизни.

Для достижения этой цели в практике российского образования планируется использовать все сложившиеся в мире к этому времени формы непрерывного и дополнительного образования:

• формальное (в учреждениях, специально предназначенных для обучения);

• неформальное (систематизированное и целенаправленное, но без выдачи документа об образовании);

• информальное (неорганизованное, спонтанно личностное) образование (самообразование с использованием консультаций и информационной поддержки высокого уровня).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь