Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раскройте теоретические основы музыкального развития дошкольников



В методике музыкального воспитания категория «воспитание» рассматривается широко: как процесс, связанный с передачей социального опыта от одного поколения к последующему. В данном случае опыт поколений заключен в произведениях музыкальной культуры (текстах музыкальной культуры) и способах деятельности, позволяющих распредмечивать и опредмечивать заложенные в этих текстах смыслы и ценности.

Поэтому музыкальное воспитание рассматривается как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества.

Различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное, внешкольное.

В сущности категории музыкального воспитания дошкольников отражены задачи музыкального воспитания детей этого возраста, которые О.П. Радынова определяет следующим образом:

1.Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка в процессе приобщения его к различным видам музыкальной деятельности: восприятию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному творчеству.

2. Сформировать начала музыкальной культуры,

(она включает в себя:

компоненты музыкально-эстетического сознания: потребность и интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические эмоции и чувства, предпосылки музыкального вкуса

-знания, умения и навыки: исполнительские, творческие умения, навыки восприятия музыки, общие знания о музыке и др.)

способствовать тем самым формированию общей духовной культуры личности.

Таким образом, в связи со спецификой задач музыкального воспитания дошкольников музыкальное воспитание дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание включает и обучение – это основной путь музыкального воспитания детей, обеспечивающий эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирования музыкальной культуры.

Термин музыкальное образование определяет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Выделяют общее (достаточное для любителей) и специальное музыкальное образование, подготавливающее к профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, педагогической, научной).

Под музыкальным образованием дошкольников (в условиях дошкольного учреждения) подразумевают «первые шаги» в этой области, цель которых – раскрытие содержания элементарных сведений о музыке, способах музыкальной деятельности.

Под музыкальным развитием дошкольников понимается процесс становления и музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования творческой активности ребнка от протейших форм к более сложным.

Все эти понятия тесно связаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка зависит от организаии музыкального воспитания, включая обучение и образование.

^ 2.Понятие о системе музыкального воспитания

Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная ее цель – личностное развитие детей. Воспитательная система разворачивается из педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система – открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса – в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

В основе существующих систем музыкального воспитания лежат различные виды детской музыкальной деятельности. Эти системы направлены на развитие у детей как отдельных музыкальных способностей, так и всего комплекса музыкальности, формирование основ музыкальной культуры.

^ 3. Зарубежные системы музыкального воспитания детей

Все виды детской музыкальной деятельности имеют свои специфические возможности в музыкальном развитии ребенка. В истории музыкальной педагогики существовали различные системы музыкального воспитания, которые опирались на отдельные виды музыкальной деятельности детей, которые в данной системе признавались ведущими.

Так, движение под музыку (синтез музыки и движения) стало основой для создания в начале 20 века системы музыкально-ритмического воспитания швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жаком-Далькрозом (1865-1950). Основной целью использования его «Ритмической гимнастики» или «Ритмики» было воспитание, в первую очередь, чувства ритма детей, памяти, внимания, музыкального слуха и воображения. Далькроз впервые сумел объяснить активную, двигательную природу музыкально-ритмического чувства, впервые обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания, развивал идею использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия и музыкальных способностей человека, передачи образного содержания музыки в пластических движениях. Система базируется на следующих принципах: обучение ритмике возможно для всех и необходимо каждому ребенку; началом воспитания является глубокое погружение ребенка в музыку, активизация его воображения и умения выражать себя в движении; музыкально-ритмическое воспитание носит системный характер: упражнения и игры используются в системе; музыкальный репертуар – отрывки из произведений западноевропейских композиторов (в основном танцевальные). Им организовывались специальные занятия, на которых большое внимание уделялось выполнению ритмических движений под музыку, упражнений с предметами, дыхательным упражнениям. Занятия имели ярко выраженную гуманистическую направленность: «занятия должны приносить детям радость, иначе они теряют половину своей цены». Система Далькроза приобрела широкую популярность во всем мире, был организован Институт музыки и ритма в Хеллерау (недалеко от Дрездена), школы Далькроза были открыты в Москве и С.-Петербурге (1910-ые годы).

Становление отечественной методики приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям связано с использованием подходов, предложенных Далькрозом. Основоположники этой методики сами окончили Институт музыки и ритма, пропагандировали и развивали идеи Далькроза, в Росии был создан Институт ритмики.

Пение (хоровое) стало основой для системы, разработанной венгерским композитором, ученым-фольклористом и педагогом ^ Золтаном Кодаем (1882-1967) (он также - президент венгерской Академии наук в 40-е годы, почетный президент Международного общества музыкального воспитания). Кодай считал музыку основным средством приобщения к добру, красоте, человечности. Хоровое пение, по мнению Кодая, воспитывает потребность как в индивидуальном самовыражении, так и в коллективном сопереживании. Эта система использовалась в детских садах, школах, педучилищах и вузах. Основные принципы системы: музыкальное искусство – центр образования человека; музыкальный вкус воспитывается с детства; систематические занятия должны начинаться с 3-ех лет; ежедневное пение развивает душу и тело; основа музыкального воспитания – музыкальный фольклор. Используемые в системе Кодая методы и приемы способствовали эффективному развитию музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства - Кодай разработал тщательно продуманную систему обучения пению по нотам на основе так называемой релятивной (относительной) сольмизации. В ней используются слоговые названия ступеней лада (йо, ле, ви, на, со, ра, ти) и условные обозначения длительностей звуков (та-четверть, ти-восьмая, па-пауза) и ручные знаки (определенное движение рукой обозначает каждую ступень лада). При использовании этой системы, по данным венгерских исследователей, 80-89% дошкольников при поступлении в школу умели чисто петь. Свои национальные аналоги этой системы существуют во многих странах мира (США, Великобритания, Япония), на постсоветском пространстве – в странах Прибалтики. Однако недостатком этой системы можно считать позднее знакомство детей с инструментальной музыкой и музыкой, не имеющей отношение к национальной венгерской культура – только в 3-4 классе общеобразовательной школы.

Игра на детских музыкальных инструментах, так называемый «метод элементарного музицирования» лежал в основе педагогической системы австрийского композитора (автор кантаты «Кармина Бурана») педагога, драматурга и актера Карла Орфа (1895-1982). Огромное внимание в системе Орфа уделялось и музыкально-творческому развитию детей. В музыкально-театрализованных играх широко использовались и пение, речь, жест, пантомима, танец, игра на музыкальных инструментах. Гораздо меньше внимания уделялось восприятию музыки. Основные положения следующие: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей; важна коллективная деятельность, совместное музицирование; используются первоэлементы музыки: щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки; результат начального музыкального образования - импровизационный спектакль.Им было создано 5-ти томное пособие для занятий с детьми «Шульверк» («Школа действия»), в котором предлагались разнообразные народные песни (от немецких, австрийских, до французских, каталонских и др.), широко представлены пословицы, поговорки, дразнилки, считалки. Ритмические и мелодические упражнения часто связаны со словом – его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением. Орф (совместно с К. Заксом) усовершенствовал конструкции детских музыкальных инструментов, создал институт Карла Орфа (Зальцбург, 1962 год), в котором педагоги могли пройти курсы по изучению этой методики работы с детьми, до сегодняшнего дня это крупнейший центр подготовки педагогов - музыкантов для детей. Аналоги системы Орфа существуют сегодня в разных странах мира.

В СССР существовала система, предложенная советским композитором, общественным деятелем и педагогом ^ Дмитрием Борисовичем Кабалевским (1904-1987) (действительный член Академии пед наук СССР, доктор искусствоведения, профессор). Система изначальна предназначалась для детей школьного возраста. Он считал, что главная задача педагога – научить ребенка эмоционально воспритимать музыку как целостное явление, чувствовать ее, указывал на необходимость формирования музыкальной культуры школьников как неотъемлимой части их духовной культуры. В основе системы - восприятие музыки, но такое, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал ее. Один из характернейших принципов системы - принцип тематизма, подразумевающий изучение музыки в контексте определенной темы (например: «Песня, танец, марш», «Интонация в музыке»), и позволяющий идти от простого к сложному - например, от понимания темы «Три кита» (песня, танец, марш) к пониманию песенности, танцевальности, маршевости в музыке. Программа для школы опиралась и на принцип цикличности – закрепление и освоение нового материала в ряде схожих тем в разные годы обучения в школе. При построении беседы о музыкальном произведении раскрываются три вопроса: «Какие чувства в музыке», «О ком (о чем) рассказывает музыка», «Как рассказывает музыка». Положительные стороны системы использовались и в музыкальном воспитании дошкольников. Основы методики раскрыты в книгах Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», «При трех китов и про многое другое» и др. Данные подходы отражены в современной авторской программе «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой (Москва).

Каждый из видов музыкальной деятельности имеет свои специфические возможности в развитии музыкальности ребенка. Комплексное же их использование позволяет создавать наиболее благоприятные условия для этого развития. В практике работы советских детских садов все виды детской музыкальной деятельности находили свое отражение. Разработка такой системы музыкального воспитания дошкольников, признанной во всем мире, связана с именем доктора педагогических наук, профессора Натальи Алексеевны Ветлугиной (1909-1995) и созданной ею научной школы. Ею доказано уникальное значение музыкальной деятельности в развитии дошкольника, заложен фундамент музыкальной педагогики от теоретических основ до практических технологий. Музыкальное воспитание рассматривалось ею как музыкально-эстетическое, способствующее воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности, было призвано влиять на нравственный облик, умственную и физическую активность ребенка. Основные принципы: связь музыкального воспитания с жизнью и современностью; постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка; преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах; сочетание музыкальной и деятельности с другими видами детской деятельности; качественность музыкального репертуара для детей. Автор программ и методических пособий для детских садов, педагогических училищ и вузов («Музыкальный букварь», «Музыкальное развитие ребенка», «Музыкальные занятия в детском саду», «Детский оркестр», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» и др.)

Исследованиями Ветлугиной заложен комплексный подход к музыкальному воспитанию, который актуален и в современной практике.

^ 4. Современные концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образовании и развития детейО.П. Радынова. Программа «Музыкальные шедевры»
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Возраст – 3-7 лет. Ведущий вид музыкальной деятельности – восприятие.
Задачи:
1.Накапливать опыт восприятия мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, нородной музыки.
2. Вызывать сопереживание музыкальным образам.
3. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоций, языка музыки, жанров и форм).
4.Развивать творческое воображение.
5. Побуждать выражать свои впечатления в исполнительстве, творчестве, рисунках, инсценировках и др.)
6.Расширять знания о музыке.
7. Развивать интерес к музыке, начала вкуса, умения оценивать произведения.
Принципы построения программы:
Тематический. Это основной принцип программы. Суть его в том, что восприятие музыки организуется с учетом следующих тем: «Чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и прицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».

· Концентрический. Он предполагает повторяемость тем на новом музыкальном материале во всех возрастных группах

· Контрастного сопоставления произведений. Суть в том, что в каждой теме музыкальные произведения подобраны с учетом возможности их сравнения: произведения с похожими названиями, одного жанра, в различном исполнении.

· Синкретизма. Суть во взаимосвязи разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

· Адаптивности. Суть в гибком применении содержания и методов развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей.


Методы: наглядные (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный), словесные, практические, контрастного сопоставления произведений и уподобления характеру звучания музыки (своеобразного «подстраивания» под звучание музыки). Это мимическое, тактильное, интонационное, моторно-двигательное, тембро-инструментальное, вокальное, цветовое, полихудожественное.
^ Формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни д/у, в семье.
Система и методика «Солнышко» Е. Р. Ремизовской
Ядром «солнышка» является художественно-игровой образ, а его лучики – виды деятельности, направления работы: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, пение с движением, игра на инструментах и нотная грамота; танцевальное, песенное, инструментальное творчество; песенно-игровое, танцевально-игровое, песенно-инструментальное, музыкально-игровое творчество; музыкально-сенсорное воспитание, игровая деятельность. Поэтому основная черта – комплексность с акцентом на творческой деятельности.
Задачи:
Воспитывать интерес, любовь к музыке, художественный вкус;

· Развивать музыкальные и творческие способности;

· Приобщать к разнообразным видам музыкальной деятельности;

Специфические черты: раннее обучение нотной грамоте (с младшего возраста, ноты до и ре), широкое использование метода моделирования (с.33-35), использование сюжетности в занятиях и постановка мини опер и балетов (Муха-цокотуха, Теремок, Репка и др).
Игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников (ИПТ) Л. С. Ходонович

Задачи: Приобщение детей 3-6 лет к музыкальной культуре; Овладение навыками разных видов музыкальной деятельности; Овладение средствами музыкальной выразительности; Воспитание качеств творческой личности;
^ Концептуальные положения:
Каждый ребенок способен к созданию собственной импровизации: однородной или синтетической; Музыкальное творчество развивается с опорой на игровую музыкальную творческую деятельность (музыкально-дидактическая игра и сюжетные игровые комплексы); Активное, созидательное освоение музыкального искусства; Этапы в развитие творчества: обучающе-творческий, сотворческий, творческий.
Принципы: Ориентации на творческую индивидуальность, эмоционального сопереживания образу, интеграции видов искусства и видов эстетической деятельности.
^ Средства технологии: Сюжетные музыкально-дидактические игры Музыкальные сюжетно-игровые комплексы (3 серии игр и комплексов). Индивидуальные тетради.
Формы: занятия, досуги и развлечения, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальное воспитание в семье.
Предложена диагностика и методика коррекции в соответствии с ее данными.

2. Опишите методику формирования первичных представлений о других людях (на примере одной возрастной группы)

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Актуальность.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.

Будущее нашей Родины зависит не только от технологий и инвестиций, но и от четкости, моральных принципов, ответственности молодежи за судьбу страны.

Наша страна переживает не простые времена, а изменения в социально – экономических процессах, неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Для того чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономическое развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировозрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением (С. Козлова).

В исследованиях авторов, посвященных проблемам социального воспитания личности (Р. Стеркина, И. О. Князева) первоначальное представление дошкольников о себе, других людях рассматриваются как важнейшая ценность личностного настроя человека. Как указывают эти авторы, что сейчас, в начале 21 века мы не можем удовлетвориться положением, в котором находится массовое воспитание детей.

Социально-личностное воспитание - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие дошкольника предполагает формирование предпосылок приобщения к социальным ценностям. Особую актуальность эта проблема приобретает в старшем дошкольном возрасте. Формирование первичных представлений у дошкольников о себе, других людях по программе «От рождения до школы» предполагает: расширять осведомлённость детей о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство, представление значимости для жизни ребёнка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Одна из основных задач детского сада закладывание основ духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими детьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в процесс формирования у него первичных представлений о себе, других людях.

Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение.

Анализ недостатков в результатах:

дошкольники не владеют необходимыми знаниями о правах детей

недостаточно знаний о себе, своей семье (состав, распределение семейных обязанностей, семейные традиции) ;

недостаточно знаний о детстве других детей;

Анализ недостатков в основном процессе:

недостаточно освещена тема социально-личностного воспитания в образовательной программе ДОУ;

недостаточно разработаны конспекты образовательной деятельности по формированию первичных представлений о себе, других людях;

в календарно-тематическом планировании мало тем, посвященных данной теме.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях;

недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений о себе, других людях;

мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления о себе, других людях;

не хватает консультативного материала для родителей.

Противоречия.

Формирование первичных представлений о себе, других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми, однако недостаток научно-методической литературы, материально-технической базы в сочетании с кадровыми условиями не позволяют реализовать первичные представления.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Использование в деятельности педагога новых средств работы, мультимедийные пособия, новые методические разработки по формированию у дошкольников первичных представлениях о себе, других людях предполагает.

Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявление

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям, обладает чувством собственного достоинства.

Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослыми и сверстникам, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей

Расширение представлений о своей принадлежности к человеческому сообществу

Владение осведомлённостью детей о сферах человеческой деятельности

Формирование познавательных действий, становление сознания в познавательно-исследовательской деятельности

Наблюдает за другими людьми.

Рассказывает о себе.

Играет в игры которых воспроизводит действия социального мира.

Участвует в совместных с взрослыми проектах «Моё генеологическое древо» с родителями, «Мы такие разные» с воспитателем.

Склонен эксперементировать по данной теме.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) .

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностях предполагает использование мониторинга развития и формирование у дошкольников первичных представлений о себе, других людях в процессах самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения.

Для решения проблемы по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях мы используем доступные формы, методы и приёмы.

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Формы:

Изобразительная деятельность по развитию первоначальных представлений у дошкольников о себе, других людях «С кем я живу», «Мы такие разные», «Мир вокруг нас» и др.) .

Организация кружка по первичному представлению дошкольников о себе, других людях «Я человек».

Этические беседы («Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и Зло») .

Экскурсии в музей школы «История рождения села».

Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире) .

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кафе у Мальвины»

Родительские собрания на тему «Традиции семьи» и др. Проведение с родителями и детьми конференций в виде круглого стола «Я, ты, мы».

Создание совместного проекта (родители и дети) «Люди нашего села».

Консультации специалистов с педагогами, родителями по теме «Воспитание свободной творческой личности».

Проведение в ДОУ творческого конкурса «Кто я? »

. Мониторинг.

Основными критериями оценочной деятельности являются:

Выявление имеющихся знаний о человеке и его окружении;

Выявление умения выражать эмоциональное состояние человека с помощью жестов, мимики, языка красок;

Выявление степени культуры поведения как совокупности полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения. (С. А. Козлова)

Показатель

Форма работы

С. А. Козлова методика «Я человек»

Имеет представление о себе.

Тестирование

Сформировано представление о собе

полностью

частично

Не сформировано

Имеет представленеие о других людях.

Игра-викторина «Мы такие разные»

Сформировано представления о людях другой национальности.

полностью

частично

Не сформировано

Сформированы представления о социальном мире в котором он живёт.

Наблюдение во время игровой деятельности.

Умение применять правила поведения в общественных местах.

полностью

частично

Не сформеровано

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные) .

Согласно требованиям ФГОСДО к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа над приобщением дошкольников к социальным ценностям была успешной и плодотворной в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:

Кадровые:

- Курсы повышения квалификации по первичному представлению дошкольников о себе и других людях.

- Необходимо комплектация кадров.

Материально-технические:

- Приобрести игровое оборудование для создания предметно-пространственной среды по первичному представлению о себе, других людях.

- Приобрести компьютер, аудио аппаратуру.

Научно – методические:

- Приобрести в методический кабинет программы и новинки по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях.

- Создать картотеку художественных и музыкальных произведений, мультфильмов в соответствующие данной теме.

- Разработать планирование по первичному представлению о себе, других.

- Подписаться на электронный журнал «Детский сад теория и практика».

Организационные:

- Организация экскурсий в музеи.

Нормативно – правовые:

- Документы регламентирующие деятельность кружка по первичному представлению дошкольников о себе, других людях «Я человек».

- Приказ директора о положении конкурса в ДОУ п данной теме.

- Письменные разрешения родителей, для посещения музеев, экскурсий

- Заключение договоров экскурсионным агенством.

Информационные:

- Открытие официального сайта ДОУ

- Проведение дистанционного общения с коллегами по обмену опытом и информацией.

3. Представьте план содержания семинара-практикума для родителей (тема на выбор студента)

«Домашний театр»

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.

Задачи:

 -вызвать радостное настроение у детей и родителей от совместной деятельности,

 -познакомить родителей с правилами кукловождения,

 -содействовать сплочению родительского коллектива,

 -вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества;

 -развитие творческих способностей родителей.

Форма проведения: семинар – практикум.

 Методические приемы: совместная продуктивная деятельность детей и родителей, диалог, театрализованная игра, анализ результатов.

 Оборудование: куклы Би-ба-бо для сказки, аудиозапись музыкальной сказки «Страшный Пых и Аленушка», заготовки рукавички из ткани (можно сделать по купленному театру шаблон), старые игрушки, элементы декора, игольницы, цветные нитки, ширма.

Структура семинара – практикума:

 1. Вводная часть – 10 минут.

 2. Основная часть:

 (Мини – лекция – 5 минут, изготовление игрушки – 10 минут, показ сказки 20 минут).

 3. Заключительная часть – 5 минут.

План семинара – практикума:

 1. Знакомство со средой группы.

 2. Мини – лекция «Домашний театр Би-ба-бо.

 3. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

 4. Театрализация сказки родителями.

 5. Подведение итогов, обратная связь.

Ход семинара – практикума

1. Вводная часть.

 Приветствие. Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему “Домашний театр”. Давайте пройдемся по группе и посмотрим, во что и где играют наши дети.

 “Знакомство со средой группы”, останавливаемся в зоне театрализации.

 Благодарность.

 Большое спасибо всем родителям, кто откликнулся на нашу просьбу и помог материально пополнить базу уголка театрализованной деятельности!

 Теперь у нас есть несколько видов театра: театр картинок, настольный театр, театр масок, тактильный театр, пальчиковый театр, варежковый театр, магнитный, театр оригами, театр вязаных кукол, театр помпонов, театр на нитках, деревянный театр, театр би-ба-бо. Так же имеются у нас ширмы и различные домики. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми. Все это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации, коммуникативности и расширению словарного запаса. Давайте пройдем в группу и сядем за столы.

2.Мини-лекция:

 И сейчас я вам хочу рассказать о домашнем театре, который можно легко сделать своими руками и подарить минутки счастья своим детям. Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей.

 Это ключ к нравственному развитию ребенка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но, сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем!

 Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии. Куклы би-ба-бо. Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец - головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше, старые игрушки.

 Для изготовления головок из ткани подойдет любой трикотаж: старые чулки, колготки; ненужные вафельные полотенца, окрашенные анилиновым красителем или гуашью, разведенной в воде. Для головы вырезать круг, собрать его по периметру на нитку, слегка стянуть, набить ватой и стянуть окончательно. Нос в форме маленького шарика делается по тому же принципу, что и голова; волосы из мочалки, ниток, разных тканей. Кто из вас знает, как правильно держать такую куклу и показывал театр.

Общие правила кукловождения (Е.А.Антипова)

 1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3/4 своей высоты.

 2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

 3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

 4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

 5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

 Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

 6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

 7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

 8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

 9. Характер актера передается кукле.

 Эти памятки останутся у вас, а я предлагаю, вместе с детьми, сделать одну игрушку Би-ба-бо в ваш домашний театр.

3.Продуктивная деятельность ( в группу приходят дети)

 На столах заготовки из ткани, нитки, игольницы, элементы декора, старые пластмассовые и резиновые игрушки.

 (совместная деятельность детей и родителей 10 минут)

 Давайте ребята поблагодарим родителей за такие замечательные игрушки (дети надевают рукавичку при помощи родителей и «хлопают в ладоши куклы»).

Театрализация родителями музыкальной сказки (аудиозапись) «Страшный Пых и Аленка».

4.Заключительная часть. Подведение итогов.

 Давайте сделаем выводы из нашего семинара:

 1.Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках развития детей в театрализованной деятельности.

 2.Поддерживать интерес детей к театральной деятельности в детском саду и дома.

 3.Позаботиться родителям о технических средствах (диски, кассеты), способствующих развитию творческого потенциала детей.

Заполнение листов – отзывов.

                                        ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 32

  1. Раскройте виды музыкальной деятельности дошкольника

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

•         восприятие,

•         исполнительства,

•         творчество,

•         музыкально-образовательная деятельность.

Деятельность — это активный процесс овладения общественным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

- слушание музыки;

- детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах);

- музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты);

- продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность

Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности. Выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Очевидна особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин - певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту.

Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания - ритмики. Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре).

Музыкально-дидактические игры - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер - музыкальному переживанию.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Введение в практику элементов музыкальной грамоты показало готовность детей 5-7 лет к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха.

  1. Опишите методику формирования первичных представлений об объектах окружающего мира (на примере одной возрастной группы)

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.

Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.

Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.

Однако этого недостаточно. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, а также для развития наблюдательности 2 раза в месяц проводятся занятия и целевые прогулки. С детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами, во втором — со всей группой. Во второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми.

СТАРШАЯ ГРУППА

У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.

В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.

Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективные наблюдения.

Одному или нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затем выбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное.

  1. Представьте план содержания семинара-практикума для педагогов (тема на выбор студента)

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

План.

1.Оценка речевого развития детей дошкольного возраста.

2.Условия успешного речевого развития.

3.Дидактические игры по развитию речи:

- основные виды дидактических игр;

- подготовка к проведению дидактической игры;

- проведение дидактической игры

4.Игры по развитию речи в режиме дня (практикум).

Ход семинара- практикума.

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Высоким уровнем речевого развития у детей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

Результаты диагностики нам показывают, что уровень развития речи у наших дошкольников недостаточно высок, а особенно низкие показатели у лексического строя речи.

Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей? (высказываются педагоги)

Условия успешного речевого развития.

1.       В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

11. Сотрудники создают речевые центры в группе.

12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.

Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила.

1. Игра для ребенка — это радость и удовольствие.

2. Игра облегчает адаптационный период.

3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.

4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.

5. Игра — окно в мир взрослой жизни.

6. Игра способствует развитию речи.

7. Игра имеет значение для умственного развития.

Дидактические игры по развитию речи.

Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр .                                    

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основные виды дидактических игр:

- игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.);

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Практическая часть

Игры с воспитателями

Старший воспитатель: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Научившись проводить диагностику и планировать коррекционную работу, вы решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1158; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.281 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь