Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 38



Дайте анализ трех комплексных программ по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «от рождения до школы»Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие пред- посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирова- ние элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной 102 творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модель- ной, музыкальной и др.)»1 . Основные цели и задачи Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действи- тельности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающе- го мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих спо- собностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к само- стоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктив- но-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей. Младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства 104 (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов ис- кусства через художественный образ. Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д. СМладшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту приро- ды, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации. 109 Рисование. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружаю- щих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного дви- жения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хо- рошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, жел- тый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изобража- емому предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дым- ковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (ко- роткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить де- тей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, нева- ляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу. Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят 110 хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы. Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тон- ким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения. Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометричес- ких форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

Успех.

Художественно-эстетическое развитие Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции образования детей дошкольного воз- раста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведе- ний искусства заключается в том, что с их помощью ребёнок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Про- цесс общения с произведениями искусства (книгой, музыкой, картиной, народной игрушкой и др.) является одним из определяющих в интеллек- туальном, личностном (в том числе мировоззренческом) и эстетическом становлении человека, в его способности к самореализации. 3—4 года Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пони- мания произведений искусства (словесного, музыкального, изобрази- тельного), мира природы; становление эстетического отношения к окру- жающему миру; восприятие музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художествен- ных произведений Создание условий для приобретения опыта: непосредственного восприятия (рассматривания) произведений изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства (ма- трёшка, богородская деревянная игрушка и др.), в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные детям этого возраста (мать и дитя и их взаимоотношения и др.); 75 слушания произведений музыкального искусства, проявления слу- ховой сосредоточенности, интереса к звуку, музыкальному звуку, мани- пулирования с музыкальными и немузыкальными звуками; чтения (восприятия) художественной литературы, способствую- щей познанию окружающего мира, того, что в нём существует добро и зло, положительные и отрицательные герои (положительные герои по- беждают отрицательных, помогают слабым, маленьким) и т. п.; различения элементарного характера музыки; понимания простей- ших музыкальных образов (лисы, медведя, зайчика и др.) в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; проявления эмоциональной отзывчивости на простые музыкаль- ные и изобразительные образы, выраженные контрастными средствами, на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе по- ложительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, ко- торых защищает положительный герой, и т. п.); узнавания знакомых песен, фрагментов музыкальных произведе- ний и пьес, сказок, малых фольклорных форм; накапливания эстетических впечатлений. Формирование элементарных представлений о видах искусства, в том числе: о народном искусстве (матрёшка, богородская деревянная игрушка и др.), о его языке, условности и символичности языка народного искус- ства и средствах выразительности. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изо- бразительной, конструктивно-модельной, музыкальной) Обеспечение развития первичных представлений: о правилах осуществления изобразительной и конструктивно-мо- дельной деятельности (сохранять правильную позу при работе за столом: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь; приучаться быть аккуратными и сохранять своё рабочее место в поряд- ке), слушания музыкальных произведений (не отвлекаться, дослуши- вать музыкальное произведение до конца); о звуковых свойствах предметов, звуковых и ритмических предэта- лонах (громко — тихо, высоко — низко, быстро — медленно и пр.); о различных материалах для изобразительной деятельности (ка- рандаш, фломастер, восковые мелки, кисть и др.), основных способах и приёмах изобразительной деятельности; о пластических, конструктивных и природных материалах (бума- га, глина, пластилин, пластическая масса, солёное тесто и др.), основ- ных способах конструктивно-модельной деятельности и технических приёмах создания отдельных деталей. Создание условий для приобретения опыта: ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, апплика- ции, конструирования, художественного труда, восприятия музыки и музыкального исполнительства; элементарного экспериментирования с изобразительными матери- алами; музыкальными звуками, звукоизвлечения, создания элементар- ных образов-звукоподражаний; 76 называния созданных продуктов и рассказывания о них; объединения изображённых, сконструированных предметов не- сложным сюжетом; овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности, в том числе участия в подвижных музыкальных и музыкально-дидактиче- ских играх; адекватного использования музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погре- мушка, барабан, бубен, металлофон и др.) в группе; подбора музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов различных персонажей; исполнения основ- ных движений (ходьба, бег, марширование и т. д.) под музыку, музыкаль- но-ритмических движений, танцевальных движений (кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.); проявления элементарных вокаль- ных певческих умений в процессе подпевания взрослому (допевание мело- дии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля- ля» и т. д.); разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения; овладения средствами рисования, в том числе работы с изобрази- тельными материалами (карандашами, фломастерами, маркерами, вос- ковыми мелками, гуашью и др.), применения способов и приёмов рабо- ты с кистью (обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, затем лёгким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки и свободными движениями накладывать мазки; своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы и, прежде чем начинать пользоваться краской другого цвета, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку, после использования размещать её ворсом вверх, придав ему заострённую форму); изображения простых предме- тов, живых объектов и явлений окружающей действительности разной формы (округлой и четырёхугольной); передачи строения предметов, их общих признаков, относительного сходства по форме и некоторых ха- рактерных деталей образа; овладения средствами лепки, в том числе работы с пластическими материалами (глиной, пластилином, пластической массой); применения способов и приёмов лепки (отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, раскатывать их, соединять и скреплять концы вы- лепленного столбика; скатывать комочки в шар, расплющивать его ла- донью в диск; получать полую форму путём вдавливания пальцев и др.; соединять части, прижимая одну часть к другой и при помощи пальцев оттягивая некоторые детали); передачи формы и строения простых пред- метов, состоящих из двух-трёх частей; овладения средствами аппликации: работы с готовыми бумажны- ми формами (круг, квадрат, треугольник и др.) разных цветов и оттен- ков, пользования клеем (намазывать бумагу клеем с обратной стороны, лицевой стороной кверху наклеивать формы на лист, приглаживая их тряпочкой); составления простейших узоров, раскладывания готовых форм в несложном ритмическом порядке на полосе, расположения их в середине и по краям квадрата, круга; создания несложных сюжетных композиций с повторением изображения, расположения изображения на полосе и по всему листу бумаги; овладения средствами конструирования, в том числе работы со стро- ительными материалами (кубик, кирпичик, пластина, призма), создания по заданному взрослым образцу элементарных простейших построек (до- рожка, поезд, башенка, лесенка, забор, домик и др.), сооружения пред- 77 метных конструкций, состоящих из двух-трёх основных частей (ворота, мебель, мост и др.) с использованием фотографии и схематической формы изображения, в которой переданы основные части конструируемых объ- ектов и показана связь этих частей; выделения основных частей констру- ируемого объекта, различения их по величине и форме, установления про- странственного расположения частей относительно друг друга и подбора для этого детали соответствующей формы и величины; овладения средствами художественного труда, в том числе: выпол- нения мелких деталей общей работы из бумаги, применения приемов и способов создания изделий с фактурной поверхностью (сминание, раз- рывание, скручивание). 4—5 лет Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пони- мания произведений искусства (словесного, музыкального, изобрази- тельного), мира природы; становление эстетического отношения к окру- жающему миру; восприятие музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художествен- ных произведений. Создание условий для приобретения опыта: рассматривания произведений народного декоративно-прикладно- го и изобразительного искусства с понятным и интересным содержани- ем, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, жи- вотных (радуется, сердится и др.); рассматривания веток, шишек, корней растений, камней и т. д., об- наружения в причудливой форме природного материала какого-то образа; слушания музыки, накапливания музыкальных впечатлений, про- стейших суждений и первых оценок о музыке («Какое настроение?», «Чем понравилось и почему?»); чтения (восприятия) художественной литературы и фольклора, в том числе за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях); понимания при- чинно-следственных связей в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия); проявления ситуативного интереса к произведениям искусства, му- зыки, литературы, фольклора, миру природы, первых художественных, читательских и музыкальных предпочтений, желания задавать вопросы о них (их содержании); участия в разговоре о музыке, литературе, изобразительном искус- стве (о самом произведении, о героях, их облике, поступках и т. п.); обращения внимания на красоту природы и любования вместе со взрослыми и другими детьми совершенством формы, цвета, строения деревьев, кустарников и других объектов растительного и животного мира; на отдельные средства художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живая и неживая природа); выражения личностного отношения к красоте явлений природы; эмоционального отклика на произведения искусства, в которых пе- реданы разные эмоциональные состояния людей и животных (радость, 78 грусть, гнев), на яркие музыкальные образы, понимания значения об- раза («Это лошадка»), на красоту поступков героев. Формирование элементарных представлений о видах искусства, в том числе: о народном (матрёшка, богородская деревянная игрушка и др.) и изо- бразительном искусстве, об особенностях языка каждого вида искусства; о характерных чертах народного декоративно-прикладного и изо- бразительного искусства; об изобразительных возможностях музыки, богатстве музыкаль- ных образов, средствах музыкальной выразительности; о музыкальных жанрах (песня, танец, марш и др.). Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изо- бразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). Обеспечение развития первичных представлений: о правилах осуществления изобразительной и конструктивно-мо- дельной деятельности (сохранять правильную позу при работе за столом: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь; приучать детей быть аккуратными: сохранять своё рабочее место в по- рядке, а по окончании работы убирать); о различных материалах для конструирования и изображения (ка- рандашах, фломастерах, маркерах, восковых мелках, гуаши, деталях конструктора, глине, бумаге, пластилине, пластической массе, солёном тесте, семенах и элементах растений и др.) и их свойствах (например, одна бумага хорошо намокает, легко рвётся, режется и склеивается, а другая (ватман, картон) с трудом поддаётся деформированию и т. п.); о способах и приёмах изобразительной и конструктивно-модельной деятельности, в том числе и обобщённых (использование в одной работе различных материалов, декорирование готовых конструкций); о способах изменения изображения и конструкций (введение эле- ментов, повышающих выразительность создаваемого образа, изменение формы и цвета плоскостных и объёмных объектов); о свойствах музыкального звука, характере музыки, о детских му- зыкальных инструментах (дудочке, металлофоне, колокольчике, бубне, погремушке, барабане), а также их звучании; о простейших средствах музыкальной выразительности (мелодии, ритме и др.). Создание условий для приобретения опыта: ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, апплика- ции, конструирования, художественного труда, восприятия музыки и музыкального исполнительства; постановки нескольких простых, но взаимосвязанных целей (вы- полнить рисунок, подобрать художественный материал, определить бу- дущую цветовую гамму) и достижения их при поддержке взрослого и сверстников; рассказывания о том, что самостоятельно нарисовали, слепили, вы- полнили путём аппликации, сконструировали, станцевали и др.; самостоятельного выбора детьми цветов и оттенков красок, фона и формы листа бумаги, самостоятельной передачи образов предметов; нахождения простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении художественной литературы и реализации их в изобразительной, кон- структивно-модельной и музыкальной деятельности; 79 овладения средствами и компонентами музыкальной деятельно- сти, в том числе сравнения разных по звучанию инструментов, разли- чения звуков по высоте (в пределах ре — си первой октавы), силе (гром- ко, тихо и др.); двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений, координации слуха и голоса, пения (чи- стоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), расширения голосовых возможностей (диапазона) детей (в пределах ре — си первой октавы), выразительного пения; подыгрывания простейших мелодий на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне; импровизи- рования мелодии на заданный текст; эмоционально-образного исполне- ния музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают сне- жинки) и сценок с использованием мимики и пантомимы (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.), инсценирования пе- сен и участия в постановках небольших музыкальных спектаклей; само- стоятельного изменения движений в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки, совершенствования танцевальных движений (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах; умение двигаться в па- рах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки и др.)), а также основных движе- ний (ходьба торжественная, спокойная, таинственная; бег лёгкий и стре- мительный), использования детьми музыкальных игрушек и шумовых инструментов (игры в «праздники», «концерт» и др.); овладения средствами рисования, в том числе работы с изобра- зительными материалами (карандашами, фломастерами, маркерами, восковыми мелками, гуашью и др.), применения способов и приёмов пользования кистью (проводить узкие и широкие полосы концом кисти и плашмя; рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки), смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых цветовых тонов, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую); использования формообразующих движений, соотнесения качества дви- жений с создаваемым образом (лёгкость, плавность, размах, нажим); составления узоров, состоящих из простых элементов в два-три цвета и характерного колорита на бумаге в форме квадрата, круга, полосы, пря- моугольника по мотивам народного декоративно-прикладного искус- ства; передачи формы и строения предметов, состоящих из нескольких частей (фигура человека, птицы и животные, растения, здания, маши- ны и т. п.); использования обобщённых способов рисования, лежащих в основе изображения многих животных (например, у бегущих животных туловище может быть изображено в виде дуги, а у сидящих — в виде ова- ла); использования для достижения большей выразительности образа изображения позы, различных деталей, передачи характерных особен- ностей материала, объединения изображения предметов на одной линии в ряд, расположения их на листе бумаги вертикально или горизонтально и соблюдения относительной величины предметов; овладения средствами лепки, в том числе применения различных способов лепки (из целого куска глины, комбинированным и конструк- тивным способом), направленных на создание объёмного образа (овощи, фрукты и др., животные и птицы, простейшее изображение человека); освоения приёмов скатывания, вдавливания, сглаживания, выравнива- ния, прищипывания, оттягивания и примазывания, а также установки фигуры на широком основании, на подставке, на ногах и украшения с помощью стеки и налепов; передачи формы и строения предметов; 80 овладения средствами аппликации, в том числе работы ножни- цами (резать по прямой, разрезать квадрат по диагонали, срезать углы у прямоугольника, делать косой срез, вырезать из квадрата круглую, а из прямоугольника овальную формы и вырезать простые формы из бу- маги, сложенной вдвое); упрощённой передачи формы предмета, его ос- новных частей и строения; составления и наклеивания на одном листе бумаги нескольких предметов; составления на полосе, квадрате, круге декоративных узоров и сюжетных композиций из готовых или вырезан- ных детьми форм по мотивам узоров народной игрушки, литературных произведений и в качестве украшений к праздникам; последовательного наклеивания аппликации часть за частью, предварительно разложив её; нанесения кисточкой тонкого слоя клея на обратную сторону наклеива- емой фигуры, прикладывания её стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотного прижимания салфеткой; овладения средствами конструирования, в том числе работы со строительным материалом (использовать детали с учётом их конструк- тивных свойств; преобразовывать конструкции в длину, ширину, вы- соту; конструировать по образцу, схеме, условиям, замыслу, симме- трично, украшать постройки); различения цвета, формы строительного материала, в том числе цилиндрической; различения пространственных характеристик объектов — протяжённости (высоты, ширины); установ- ления месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); анализа объектов (части, детали и т. п.), овладения конструктивны- ми свойствами геометрических объёмных форм, такими, как устойчи- вость, прочность постройки, заменяемость деталей; создания в рамках одной темы нескольких постепенно усложняющихся конструкций; осво- ения новых конструкций как по образцам, так и в процессе их самосто- ятельного преобразования по заданным условиям («Построй такой же, но высокий» и др.); создания вариантов конструкций с добавлением дру- гих деталей (на столбики ворот ставить трёхгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.) и украшения их, изменения постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд); овладения средствами художественного труда, в том числе овладе- ния двумя способами складывания квадратного листа бумаги.

«Истоки»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Общая направленность работы в данной образовательной области — эмоциональное разви- тие детей средствами музыки, художественной литературы и изобразительной деятельности; приобщение детей к слушанию музыкальных, фольклорных и литературных произведений и выражение своего эмоционального отношения в движении, в продуктивных видах деятель- ности. Изобразительная деятельность Четвертый год жизни Образовательные задачи Ø Развитие умений пользоваться карандашом или иным средством изображения; создавать образ разными способами: мазками, пятнами, штрихами, линиями. Ø Приобщение детей к лепке из глины, теста, пластилина с целью создания образа разными способами: отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания, раскаты- 63 вания комка между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями, со- единения готовых частей друг с другом. Ø Приобщение к созданию в аппликации ярких образов из готовых элементов. Ø Активизация проявлений эмоционального отношения к процессу деятельности и к использованию ее результатов в разных игровых ситуациях. Содержание образовательной работы Воспитатель: v помогает детям выбирать и менять по своему желанию материал, размер и фон листа бумаги; предлагает фон, на который дети могут нанести легкие для передачи детали (корич- невое болото — в нем плавают зеленые листики, синее озеро — плывут разноцветные рыб- ки); v учит находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов или явлений (зайчика, речку, снегопад и т.п.) и давать комментарии к результатам своей дея- тельности, отвечая на вопросы педагога; v поддерживает стремление выразить свои чувства и впечатления в процессе эмоцио- нально содержательного восприятия доступных произведений искусства (иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова) или наблюдений за природными явлениями (смена времен года, погоды); v помогает располагать и наклеивать на определенном фоне или поверхности мелкие элементы (абстрактные геометрические и «растительные»), подготовленные взрослым; учит соблюдать последовательность элементов, ориентируясь на цвет, форму и расстояние между ними при наклеивании частей башенки, поезда, ожерелья, домика, цветка; v показывает детям, как можно изменить характер образа до того, как наклеить его эле- менты: клоун наклоняет голову, дым идет в одну или другую сторону, калитка открыта или закрыта, лицо человека делается грустным или веселым; v создает с детьми аппликации либо как узор с достаточно свободными компонентами (украшение салфетки, бумажной тарелки, фартука и др.), либо как часть общей композиции (колеса машины, окна в доме) и др.; v подводит детей в ходе лепки к изображению из целого куска глины, соленого теста и пр., овощей, фруктов, продуктов питания (печенье, колбаса), посуды (тарелка, миска, блюд- це), игрушек (мяч, кегля) а также использованием соединения с другими элементами (палоч- ками, природным материалом) — цветов, животных (птица, еж); v способствует переносу приобретенных способов в одном виде деятельности в другой (соединяет рисование с аппликацией, лепку с аппликацией и пр.).

1.

  1. Опишите формы методической работы в ДОО

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения. Мы подробно поговорим в лекции № 6 о том, как подготовить и провести заседание педсовета, поэтому предлагаю вам еще раз вспомнить содержание данной лекции.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Значение слова «компетентность» раскрывается в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Итак, компетентность, так необходимая старшему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, которые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу педагога.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

В ходе консультации используется метод дискуссии.

По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

В заключительном слове кратко анализируются выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семинаре-практикуме по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные умения впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на занятиях семинара по изготовлению елочных украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в групповой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделками детей, родителей, педагогов. Педагоги придумывают сюрпризные моменты, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе в эти дни.

К семинару «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагаются вопросы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания? В ходе проведения занятий семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей — важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.

Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак — место его проведения. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак — это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

Четвертый признак — источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения.

Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

«Передовой педагогический опыт — это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

— пропаганда опыта;

— обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу — просчитать активность детей, другому — сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

Такая подготовка к открытому занятию поможет руководителю интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсуждении первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспитателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь адреса педагогического опыта.

Деловые игры

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или научно-методические основы, и игра «не идет». Следовательно, дискредитируется сама идея применения деловой игры. Итак, что же такое деловая игра?

Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использоваться 1—2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в своем коллективе.

Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

— создание проекта деловой игры;

— описание последовательности действий;

— описание организации проведения игры;

— составление задания для участников;

— подготовка оборудования.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Литературная или педагогическая газета

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3—4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута — группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Самообразование

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог — это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

— работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

— участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

— получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

— работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученно-го опыта и на его основе — построение нового опыта.

5. Содержание деятельности старшего воспитателя

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель.

Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство дошкольным учреждением.

Старший воспитатель участвует в:

— подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

— создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

— формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

— стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

— создании имиджа ДОУ среди населения;

— выборе (разработке) образовательных программ для детей;

— организации образовательной, воспитательной работы с детьми;

— организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

— развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

— развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

— предложения в план работы ДОУ;

— повышение квалификации воспитателей;

— помощь воспитателям в самообразовании;

— аттестацию воспитателей;

— составление сетки занятий по возрастным группам;

— методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

— обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

— ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

— развитие преемственности ДОУ и школы;

— совершенствование работы с родителями;

— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

— готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

— проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

— организует работу творческих групп;

— своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;

— ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

— комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;

— организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

— проводит совместные мероприятия со школой;

— готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;

— своевременно оформляет педагогическую документацию;

— формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

— по графику посещает занятия в группах;

— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию.

Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе:

•         наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;

— наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;

— готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

— стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

— освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

— наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.19 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь