Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопр. Пьесы Островского до «Грозы» 2-3 по выбору.
Настоящим литературным дебютом по праву считается нравоописательная комедия «Свои люди – сочтемся!» (1849), с которой начинается литературное призвание, всероссийския слава Островского. Комедию читали в аристократических домах, купеческих семьях, в домах университетской профессуры, известные актеры и сам Островский. Первоначальное название пьесы «Несостоятельный должник», затем «Банкрот». Еще один вариант – «Банкрот. Свои люди – сочтемся». В «Своих людях…» Островский выступил как достойный преемник Гоголя. Влияние гоголевской традиции проявляется в следующих моментах: драматургическое действие несет в себе черты «миражной интриги» (ложное банкротство); афера совершается в атмосфере всеобщего плутовства; в комедии нет положительных героев; налицо «крупный комизм». Но тем заметнее – на фоне комедийного мира Гоголя – яркая самобытность Островского. В пьесе нет стремительной, крутой завязки. Развернутая замедленная экспозиция характеризует нравы и бытовую среду. У Островского действие не исчерпывается интригой, поскольку важным оказывается воссоздание общего потока жизни. Язык персонажей ориентирован на живую народную речь. Основная сюжетная ситуация пьесы – история краха богатого замоскворецкого купца Большова, не пожелавшего платить кредиторам и задумавшего аферу – ложное банкротство. Большов переписывает все свое состояние (дом, лавки, капитал) на приказчика Лазаря Подхалюзина и выдает за него замуж свою дочь – Липочку. Зять отплатил ему неблагодарностью, предав его. Большов теряет все и оказывается в большой долговой яме. Сюжет строится по принципу качелей, если иметь в виду положение персонажей в социальной иерархии: сначала Большов был наверху, а Подхалюзин внизу, затем они поменялись местами. «Каков был туз, а в трубу вылетел» - говорит Подхалюзин. И в самом деле, пошедший на обман Большов становится банкротом в реальности. В основе конфликта старших и младших, как было замечено еще Добролюбовым, - материальное неравенство, денежная зависимость. Подхалюзин, просвоивший себе состояние Большова, занимает и его жизненное пространство. Желание любой ценой выбиться в люди толкает его на предательство. Фамилия, имя и отвество – Лазарь Елизарыч Подхалюзин – вместе взятые вызывают ассоциацию со «змеей подколодной». Эта комедия, воспроизводящая быт и нравы купечества, отличается выраженным социально-критическим пафосом, всероссийским масштабом социально-этических отношений. Островский, унаследовавший европейский опыт «мещанской драмы», уже в этой пьесе проявил себя как народный национальный художник. Во второй половине 50-х годов страна стояла на пороге радикальных перемен. После поражении России в Крымской войне социальный кризис приобрел катастрофические масштабы. Позиция драматурга, чутко реагировавшего на изменение атмосферы русской жизни, меняется. Его взгляды становятся более критичными и реалистически-объективными. Он осознает утопичность своих недавних надежд. Символика «темного царства» может быть отнесена не только к купечеству («Гроза»), но и к чиновничьей среде («Доходное место»). В комедии «Доходное место» (1857) Островский обращается к сатирическому изображению чиновничества. В чиновничьем произволе он видит симптомы деградации русской государственности. Чиновники Островского в основной своей массе уверены в нормальности своего поведенческого стереотипа. Юсов даже пытается философски обосновать «законность» взятки. Тип чиновника-взяточника показан в трех фазах развития: Белогубов, Юсов, Вышневский. Белогубов – это необразованный, ординарный человек, сознающий ограниченность своих способностей и возможностей. Благодаря услужливости он приобретает расположение вышестоящих лиц. Для Юсова служба – средство достижения житейского комфорта. Он берет взятки, стремясь действовать так, чтобы и «овцы были сыты и волки целы». При этом у него не возникает сомнений в собственной порядочности. Вышневский – крупный чиновник, «Наполеон» чиновничьего «темного царства». Это завзятый карьерист, стремящийся к личному обогащению. Главный герой пьесы – Жадов – резко противостоит чиновничьему миру. Недавний выпускник университета, вдохновленный высокими идеями долга перед Отечеством, он намеревается жить честно, в соответствии со своими моральными принципами. В центре конфликта пьесы – «социологический эксперимент», связанный с проблемой «самостояния» личности. Жадов влюблен и собирается жениться. Его невеста Поленька хочет жить в достатке, так, как живут обеспеченные люди. «Честная бедность» ее не устраивает. Обстоятельства жизни заводят Жадова в тупик. В размеренное течение действия вторгается острый сюжетный ход. Жадов, пытаясь спасти свой брак, идет к дядюшке просить «доходное место». И – оказывается на грани личностного слома, «утраты лица». Герой пьесы, неожиданно выступивший в роли просителя доходного места, оказывается в трагикомическом положении. Сам Островский
считал его «обыкновенным слабым человеком», такова и самооценка героя. Вместе с тем драматург не хочет допустить, чтобы Жадов был сломлен окончательно, и вводит в развязку случай. Внезапно раскрывается одна из афер Вышневского, ему предстоит предстать перед судом. В заключительном «морализирующем» диалоге Жадов снова возвращается к своей высокой позиции. Авторское нравоучение связано с линиями обоих героев. За каждым из них есть определенная вина: за Жадовым измена себе (хотя и не абсолютная), за Вышневским – аморализм, мошеннические махинации, ложные понятия о служебном долге. Главное художественное достоинство этой комедии – в объективном, жизненно достоверном изображении чиновничьей среды. Л. Толстой писал о «Доходном месте», что это «огромная вещь по глубине, силе, верности, современного значения и по безукоризненному лицу Юсова». 33. Гроза и Бесприданница. Роль обстановочных ремарок. Эволюция типов "темного царства", тема "маленького человека". "Литературная экспедиция" подготовила Островского к написанию "Грозы" и "Бесприданницы". Поездка была по инициативе морского ведомства для изучения жизни народа на участках рядом с р. Волгой. Произведения написаны в разные периоды жизни – «Гроза». в дореформенной России, «Бесприданница» в послереформенной России. Островский строил бесприданницу по анализу с Грозой, но показывал, что в ней изменилось. (лекция) Роли обстановочных ремарок (лекция) Новый взгляд на мир. Расширяется пространство (раньше больше действий происходило в комнатах). Вообще декорации «Грозы» можно было бы использовать для «Бесприданницы». Только с небольшими изменениями. Небольшой город, берег Волги в двух пьесах. Если в Г. берег с крутыми обрывами, оврагами, не обустроенные дороги, то в Б. он благоустроен, решетки отделяют бульвар от реки, внизу мощенная набережная, большинство людей не ходит пешком. Когда Кнуров появляется идущим пешком, слуга удивляется. 1-ое действие. В Г. - кусты, которые выросли сами по себе, Кулигин пытается выпросить деньги на солнечные часы. Обыватели переплывают через реку на лодке (Катерина уходила из дома), реже на пароходах. В Б. не лодки, а пароходы, технический прогресс, уже неново для простых людей В Г. Тихон после церкви оставляет жену, чтобы идти в кабак, трактир. В Б. на бульваре стоит кафе. ( разница- в кафе западного типа столики стоят снаружи). В Г. дом Кабановых в центре города - калитка, дом спрятан в глубине - купеческая усадьба. Разговор Кабановой и Тихона происходит на скамьи у дома. Кулигин - "сколько же пролито невидимых слез за забором". Жизнь закрыта от глаз окружающих. В Б. дома фасадом выходили на улицу, окна, двери-все выходило на улицу. Жизнь уже у всех на глазах. Лариса увидела из окна Илью и попросила его зайти, чтобы настроить гитару. Дом Ларисы так открыт, не зря Кнуров говорит, что в нем полно всякого сброду, поэтому и не хотел к ним приезжать. По репликам узнаем, что в городе есть ресторан (возможно ресторан на пароходе, названный Ласточкой, но это я точно не знаю). Единственное, чего нет в Б. - нет упоминаний о церкви, нет ее образа. В Г. действия, связанные с церковью подготавливают кульминацию. Меняются костюмы героев. В Г. подчеркивается, что костюмы соответствовали патриархальному, старинному быту. В Б. даже мать Ларисы одета в достаточно вызывающий наряд, не соответствующий ее возрасту. Платье открыто и больше подходит ля званного вечера. В Г. только Борис выделяется нарядом. В Б. купечество мало чем по внешнему виду отличается от дворян. Роль художественной детали в Грозе (кратко, самое главное по статье Грачевой) Пьеса «Гроза» открывается музыкальной «увертюрой». Как только поднимается занавес, зритель видит раздольные волжские просторы и слышит песню на слова А.Ф.Мерзлякова «Среди долины ровныя...», которую поет Кулигин: А затем на сцене появятся покорный и печальный Борис и нещадно его ругающий по привычке Дикой. И тема песни трансформируется в судьбе Бориса, одинокого в чужом городе и на беду влюбившегося в женщину, на взаимность которой он не смеет рассчитывать. А мотив гибели героини, звучавший в той песне, получит развитие в последнем действии «Грозы». Наполнена песнями и вся ночная сцена третьего действия. Лиричный песенный фон создает ощущение той поэзии и красоты жизни, которой так не хватает героям. С другой стороны, сами песни выполняют здесь разные смысловые функции. Песня становится условным сигналом. (Варвара зовет Кудряша песней на свидание). Сцена запретного ночного свидания Бориса и Катерины предваряется распространенной песней про донского казака, который задумал «жену губить». Причиной этой расправы являлось нарушение супружеской верности. Песня становится своеобразным предвестием дальнейшей судьбы Катерины. В финале третьего действия песней-сигналом: «Все домой, все домой!» — Кудряш дает понять удалившимся к реке Катерине и Борису, что пора расставаться. образом песня в пьесе не просто является эмоциональным сопровождением действия, само действие развивается по законам и сюжетам лирической народной песни. ОВРАГ. Выбор места действия в этой ночной сцене несет символический подтекст. Катерина, покинув свое подворье, сходит по тропинке на дно оврага. В народе овраги считались «нечистым местом», прибежищем темных сил. Именно воздействием этих сил объясняет Катерина свою запретную любовь. Но только Катерина, как сказано в ремарке, покрыта «большим белым платком». Автор подсказывает, что и в самом своем падении она
чище других, недаром и имя ее переводится с греческого как «чистая». В последнем действии параллелью повествованию о сложных человеческих взаимоотношениях, когда люди совершают неосторожные поступки, имеющие самые роковые последствия, становится исполняемая Кулигиным песня. Это — перевод из Анакреона, сделанный М.В.Ломоносовым. Кульминацией пьесы становится четвертое действие, открывающееся разговором обывателей: «Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась? — Гляди, сберется». Затем, нагнетая тревожные ожидания, следует ремарка: «Вдали удары грома»; потом — реплика Варвары: «Никак гроза?» Спрятавшись под сводами полуразрушенной церкви, горожане с суеверными опасениями всматриваются в наплывающие тучи. Наконец удары грома раздаются над самой церковью, наполняя ужасом душу Катерины. В пьесе Островского обыватели, прячущиеся от грозы, также видят в приближающихся тучах нечто необычное. Ярким художественным образом в пьесе становится река Волга, издавна почитаемая в народе. Недаром пьеса открывается словами Кулигина о неиссякаемой красоте волжских просторов. Природа как величественный и вечный храм Божий, возвышающий душу человека и напоминающий ему об истинной гармонии бытия, контрастирует с недолговечным творением рук человеческих — разрушившейся церковью с мрачными, пугающими росписями. И в финале, замученная попреками Кабанихи и укорами совести, Катерина ищет спасения в Волге. В фольклорном ключе следует искать и расшифровку названия города — Калинов. Исследователь-фольклорист XIX века А.И.Афанасьев утверждал, что в славянской поэтике «девичья красота превращается в калину, так как красный цвет ягоды калины, на основании древнейшего, коренного значения слова “красота”, принят был символом этого эстетического понятия». В то же время красивые, но горькие ягоды калины вызывали в народной лирике и другие ассоциации. В песнях, где калина становится параллелью образу героини, как правило, речь идет о несчастливой, разбитой любви, о разлуке. В пьесе Островского город Калинов — это мир, где царят «жестокие нравы», где властвуют люди, чьи фамилии вызывают ассоциации со свирепыми существами — Кабанова, Дикой. Здесь не живут, а воюют. Гроза, разразившаяся в Ильин день над Калиновым, словно олицетворяла борьбу сил света и тьмы за будущее этого города. Так через поэтику народных сказаний драматург передавал суть «грозовой» атмосферы предреформенной поры, когда решалась будущность России. Тема "маленького человека". (лекция) Внешние изменения в послереформенной России говорят об улучшение (благоустройство ландшафта), внутри же происходит духовный регресс. Маленький человек - представление о социальном статусе. «Маленькие люди» - представители мещанства. В Г. - Шапкин, Кудряш, Кулигин. В Б. - небогатый чиновник Карандышев, Робинзон(странствующий актер). Г. - предреформенное время - жизнь тяготна, античеловечна. Осуждение Тихонова, Кабановой. Осуждение конкретных личностей, но и жизни в целом. Семья Диких трепещет перед грозным хозяином. Но Кудряш на его упреки ответит вместо одного слова, десять. Он понимает, что он нужен. Его желание, ориентир - встать на один уровень. Островский так же показал, что в народе всегда было много талантливых самоучек, энтузиастов, служащих общественной пользе. Кулигин - именно такой образ. Собирательный, новый, не встречающийся в др. пьесах. Остальные мещане только осуждают, Кулигин же пытается помочь. Его мечта - создать вечный двигатель. Говорит прямо, что деньги нужны. Но не только ему, ведь его главная задача-помочь бедным мещанам. Именно эту черту таланта, энтузиазма О. обнаружил во время своего Лит. путешествия. Жить людям было нечем, кроме огородов и Волги. О. выступал с предложениями развивать ремесла, открывать ярмарки. Об этом в пьесе думает Кулигин. Он так же первый бросился искать Катю. Его осуждающей репликой заканчивается пьеса. Проходит около десятка лет. В Б. у людей больше возможностей для работы (пристань, кафе, извозчиками). Но уже нет старого стремления, желания дать свою оценку на происходящее, лишь желание приспособиться. Странствующий актер Робинзон наиболее ярко воплощает эту черту. Он готов принять на себя любой образ (дикого или чопорного иностранца). Робинзон готов променять Паратова (к-ый практически его спас) на человека, у к-ого больше денег. Кулигин и Робинзон оба хорошо образованы. Робинзон - знание драмы рус и зарубеж. Но его не волнует жизнь вокруг. Он оказывается 1-ым свидетелем, видевшим Карандышева с оружием, но даже не пытается предупредить
Ларису. Лишь врет насчет своей семьи, несуществующих детей, чтобы спастись самому. Карандышев - эволюция типа мелкого чиновника. От традиций Гоголевской школы но идет и полемика с ней. Карандышев - человек бедный, существо мизерное, но пытается достичь уважению ( по происхождению дворянин). 1-ое действие учит правилам хорошего тона. Говорит про выпивку утром. Кнуров и Вожеватов понимают, что при его доходах это не возможно - спьяну и промотать нечего будет, нет этих денег. Но они сами утро начинают с алкоголя, маскируя это под чаепитие. Карандашев смешен. Когда он приглашает всех на помолвку, то пытается всем угодить. Но его угощения, вино не могут удовлетворить запросы гостей. Даже Робинзону от вина становится дурно. Карандашев хочет получить уважение, доход. В этом человеке погибает то, что Островский считал важнее всего - душа. Да, несмомненно, он любит Ларису за ее красоту, но все же она для него обычная вещь. Он до последнего акта не понимает ее. Условием женитьбы был немедленный отъезд . Но Карандашев хочет побольше остаться в городе. похвастаться, что именно его выбрала Лариса. Но в последнем действии, когда видит унижение Ларисы, у него пробуждается сочувствие, а девушка уже в это не верит. Прослеживается так же тем отчуждения. Мать даже не любит своих дочерей, они для нее так же товар. А жалости нет даже у самой Ларисы. Даже у лучших это чувство отсутствует. Это мир построен на психологии индивидуализма, где каждый сам по себе. Целью становится самоутверждение в той или иной форме. Народ возвращается к чуть ли не первобытным формам существования Перекличка в названии городов. Бряхимов - название вымышленное, но в летописях упоминается город в Волжской Булгарии, где люди жили чуть ли не по языческим законам. Россия идет не вперед, а назад. Эволюция типов темного царства. Темное царство – купеческая среда. В Г. – Кабаниха, Дикой; В Б. – Вожеватов, Кнуров. Дикой и Кабаниха занимаются куплей-продажей. Тихон едет на ярмарку за товаром с радостью, чтобы вырваться из-под власти матери и покутить, поэтому и Катерину с собой не берет. Кнуров собирается на выставку в Париж. Его интересуют промышленные достижения. Вожеватов покупает пароход, чтобы перевозить товар, грузы. Это превращение купцов в промышленников. В «Бесприданнице» люди уже более просвещены: были за границей, знают языки; люди с широким европейским сознанием. Им важны торговые отношения. Развитие технического прогресса в Б.; В Париж на поезде собираются. В «Грозе» всё новое чуждо. За границей никто не был. Верят в истории странницы Феклуши, которая сама лишь в Москве была. Видела там поезд, в котором видела «огненного змея» - дьявола. Рассуждает Феклуша о султане персидском и турецком – «неправедные законы у них» - непонимание другой веры. Различия в одежде: В «Бесприданнице» - европейские костюмы (Вожеватов). В «Грозе» - «одеты по-русски, кроме Бориса» (потому что он приезжий, не местный). Различия в поведении: Дикой – постоянно ругается. Кнуров – «молчит», разговаривать в Москву, Петербург и за границу ездит. В «Грозе» женщина должна подчиняться мужу, жить по домострою. После смерти мужа Кабаниха стала управлять домом, а не Тихон, потому что это решалось умением управлять и зарабатывать деньги. Мужа надо бояться, уважать. Важна обрядовость – сцена прощания Катерины и Тихона. Она его обняла, а Кабаниха потребовала показательно зарыдать и в ноги ему упасть, как полагается. Обнимают только любовников. В «Бесприданнице» Лариса – красивая вещь, которую разыгрывают, как приз, не видя в ней никаких человеческих духовных качеств. И сами к ней не испытывают теплых чувств. Здесь противопоставлены любовь и расчет. Коммерческий мир, в котором человек не может рассчитывать ни на любовь, ни на жалость, ни на сочувствие. В «Грозе» поведение человека должно соотносится с заповедями. Боязнь греха, ответа перед Богом. Иногда это принимает уродливые формы, но тем не менее представление о грехе есть. В «Бесприданнице» понятия грех нет. Все определяется материальными благами, деньгами. Прогресса в пьесах не только нет. Там больше даже регресс. Исчезают представления о нравственности. Порядочности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы