Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновения виртуального конфликта



Развитие полиреальности человека в филогенезе, возникшее еще в эпоху первобытности продолжается и в настоящее время. Безусловно, у представителей господствующего класса было куда больше возможности в развитии полиреальности индивидуальной соби. И, безусловно, они были заинтересованы в препятствовании развитию полиреальности соби представителей угнетенных классов. И первым препятствием была узурпация материальной собственности. Имущественное неравенство, отсутствие частной собственности препятствует развитию самой первой виртуальной реальности, которая появляется у человека в онтогенезе – реальности телесности. Неравенство в возможности получения образования есть узурпация возможности полноценного развития реальности сознания представителей угнетенного класса. Общинный уклад, родовое устройство жизни крестьян препятствовало развитию реальности личности отдельного человека. А реальность воли узурпировало государство, община, глава большой родовой семьи.

Специфика современного человека с точки зрения виртуального подхода состоит в том, что для полноценной жизни необходимо развитие всех реальностей его индивидуальной соби, отсутствие слияния их с реальностями любой группы или другого человека. В этом процессе отделения реальностей каждого человека от реальностей семьи, рода, социума могут возникать любые аномии виртуальных реальностей, и появляются условия для возникновения виртуальных конфликтов. Этот процесс особенно обострился в настоящее время, когда безусловной ценностью в европейском обществе стала индивидуальность каждого человека, его стремление самоактуализироваться, самореализоваться. Это стремление современного человека противоположно стремлению семьи, рода, социума к слиянию реальностей человека с реальностями социальных образований. Процесс этот драматичен, компромисс здесь невозможен, и самое главное, не осознан его участниками адекватно.

Полиреальность человека создает возможность для появления множества конфликтов, часть из которых является константными, часть – виртуальными. «Виртуальный конфликт – это такой конфликт, источник которого находится не в той реальности, в которой протекает сам конфликт, и он не может быть разрешен за счет средств, принадлежащих той реальности, в которой он протекает» (265, с. 7). Следовательно, встает задача разработки средств диагностики наличия или отсутствия виртуального конфликта.

 

Рис. 9. Структура виртуального конфликта

Первая же трудность в диагностике и разрешении виртуальных конфликтов порождается распространенной в настоящее время моноонтичной картиной мира. Полиреальность природы человека вовсе не обязательно совпадает с его картиной мира и самого себя в этом мире. Идея монореальности мира и сейчас популярна во всем мире. Сама идея монореальности возникла, видимо, как средство психозащиты от слишком большой степени неопределенности жизни в полиреальном мире, так как есть определенная мера способности человека выносить неопределенность и справляться с ней, внося определенность доступными ему средствами. Эту меру способности справляться с неопределенностью мы называем индексом синергийности человека.

Но это же несоответствие монореальности картины мира и полиреальности природы человека мешает ему осознать наличие виртуальных конфликтов в его жизни. Неразрешимы при монореальной картине мира виртуальные конфликты. И причина такой невозможности как раз в несовпадении картины мира и природы самого человека и мира, что не дает возможности адекватной диагностики конфликта, его причин и способов его разрешения.

Сравнительный анализ мироощущения современного человека и представителя примитивной цивилизации показывает, что за возникновение сознания как высшей формы психики европейцу пришлось заплатить дорогой ценой: потерей полиреальности во внутренней картине мира, полиреальности, которая реально существует и создает множество проблем. Полиреальную картину мира обеспечивал мифомагический пласт психики. Сознание европейского типа далеко не сразу осваивает идею полиреальности.

Это же показывает и практика психотерапии: причина возникновения множества личностных проблем – противоречие между способностью человека жить во многих реальностях и монореальной картиной его представлений о мире и о себе. Само собой, что психотерапия, которая опирается на монореальную картину мира, также справляется только с теми проблемами, причина которых и проявления, и средства разрешения находятся в одной реальности.

Опираясь на монореальную картину мира и себя, человек может решить только константные конфликты: конфликты, у которых причина конфликта и способы его проявления и разрешения находятся в одной реальности. Виртуальные конфликты при таком подходе неразрешимы в принципе из-за того, что человек не осознает, что находится в ситуации виртуального конфликта, либо ошибается в диагностике и пытается разрешить этот конфликт средствами того уровня реальности, в которой виртуальный конфликт проявляется.

Сочетание полиреальности природы человека и монореальности картины мира и себя делает человека, и общество в целом, беспомощными в разрешении виртуального конфликта. Необходима разработка критериев наличия виртуального конфликта. Н.А. Носов отмечал такие особенности виртуального конфликта (на примере виртуального конфликта в медицине) как тот факт, что виртуальный конфликт не обязательно конфликт людей. Люди могут иметь самые лучшие намерения, однако сотрудничество не дает результатов.

Для разрешения вопроса о видах виртуальных конфликтов необходимо рассмотреть вопрос о том, как возникают виртуальные конфликты.

Виртуальные конфликты пронизывают жизнь современного человека, и эта его особенность порождается именно полиреальностью его природы. Вся история человечества есть история приобретения человеком полиреальности, приобретения все новых и новых реальностей в каждой исторической эпохе, постепенное усложнение соби человека в филогенезе, соби как «… виртуальной реальности, посредством которой человек самоидентифицируется. Виртуал порождается как разворачивание одного образа в целую реальность, собь образуется совокупностью имеющихся у человека виртуалов, ставших консуеталами, а поэтому не переживаемых как особые реалии» (265, с. 37). Следовательно, можно предполагать наличие виртуальных конфликтов внутри самого человека, в его соби как совокупности всех его реальностей. Это внутренний виртуальный конфликт.

На вопрос о происхождении виртуального конфликта можно ответить гипотетически, опираясь на тот факт, что полиреальность человека не является врожденной. Она может сформироваться лишь при условии нормального развития в обществе. Именно в процессе освоения общественно-исторического опыта, в общении с другими людьми заново формируется у каждого ребенка его полиреальность. Процесс появления новых реальностей в онтогенезе описан в работах Н.А. Носова (254, 266). И в этом процессе могут сформироваться условия для появления виртуальных конфликтов любого масштабах: внутри человека, в его межличностных отношениях, в институтах социализации человека.

Развитие полиреальности человека в филогенезе дает только возможность развить полиреальность каждого в онтогенезе. Сам процесс отделения индивидуальной полиреальности каждого человека от слитности первобытности в родовом устройстве не закончен и сейчас. И возможны в этом процессе индивидуального развития не только те отклонения от нормы в развитии реальностей, описанные Н.А. Носовым и Т.В. Носовой (254). Возможны, на наш взгляд и другие, отклонения от нормы, определенные сложным процессом отделения общего процесса отделения индивидуальной соби от соби группы: рода, семьи, и т.д. Иными словами, возможны виртуальные конфликты самого различного уровня: в том числе, в семье.

Целенаправленный процесс организованного воздействия на человека осуществляет такой институт социализации, как школа и вуз, любые образовательные учреждения. Если в процессе обучения и воспитания не учитывается полиреальность человека (так оно и есть в настоящее время), возникают условия для возникновения виртуального конфликта в образовании. О наличии виртуального конфликта в образовании писал Н.А. Носов (265, с. 7).

Мы предполагаем, что полиреальный подход к проблеме виртуального конфликта требует рассматривать любой акт общения в целях психологического воздействия на человека как создание особой реальности, либо изменение имеющейся реальности определенными исторически выработанными средствами. Наиболее ярко и четко выступают закономерности создания виртуальной реальности в таких специально организованных формах общения как обучение, психотренинг, психотерапия.

Именно в практике могут быть найдены эффективные средства воздействия, эффективные потому, что они соответствуют полиреальной природе человека.

Многие феномены в работе практического психолога обусловлены появлением и сверткой виртуальных реальностей. Однако эти феномены в монореальной парадигме объяснить невозможно.

Например, до сих пор остается недостаточно исследованным феномен создания субъект – групп в инновационных семинарах. Опытный игротехник за полдня из ранее незнакомых друг другу людей может создать один субъект мышления и творчества, который способен решить задачи, на порядки превосходящие возможности каждого из игроков по отдельности. Утром первого дня игры есть лишь множество элементов будущей системы, будущего коллективного субъекта творческого мышления. Кстати, количество играет здесь роль – игроков должно быть не больше 20-30. По законам системной философии, они должны реализовать единство, то есть, взаимодействия, причем по определенным законам композиции. Однако только виртуальный подход, разработанный Н.А. Носовым, позволяет понять, что все это возможно только в виртуальной реальности, куда вступают люди своими виртуальными самообразами, живут в этой реальности и работают в ней. Причем, и виртуальная реальность и виртуальные самообразы, а также виртуальный самообраз субъект-группы много выше по уровню обычных, консуетальных реальностей. Реальности виртуальны, но продукт, который создается этой виртуальной субъект – группой, сохраняется и после того, как распадется виртуальная субъект-группа, виртуальные реальности и самообразы свернутся у участников в виртуалы. Участники такой работы сохраняют ностальгию по такой форме работы, так как они получают опыт проживания и работы в виртуальных реальностях, в соответствии с полиреальностью человека. В такой среде виртуальный конфликт просто не имеет условий для возникновения.

РЕЗЮМЕ

1. Виртуальный конфликт возникает как следствие полиреальности человека. Н.А. Носов ввел такое определение виртуального конфликта: «Виртуальный конфликт – это такой конфликт, источник которого находится не в той реальности, в которой протекает сам конфликт, и он не может быть разрешен за счет средств, принадлежащих той реальности, в которой он протекает» (265, с. 7).

2. Виртуальный конфликт не имеет привычных признаков константного конфликта, которые знакомы всем: противостояние, напряжение, столкновение интересов, соответствующие конфликту чувства враждебности, противостояния и т.д., и именно поэтому он не воспринимается как конфликт. Находящиеся в ситуации виртуального конфликта люди не осознают того, что находятся в состоянии конфликта. Если же они осознают, что находятся в ситуации конфликта, то будут пытаться его разрешить как константный конфликт, что, конечно, не приведет к успеху.

3. Диагностике виртуального конфликта препятствует моноонтичная картина мира, которая просто не дает возможности осознать виртуальный конфликт. Моноонтичная картина мира делает людей беспомощными в ситуации виртуального конфликта.

4. У виртуального конфликта нет причины, которая порождает конфликт в той же реальности, в которой находятся как его проявления, так и средства разрешения. У виртуального конфликта есть казус, сила, которая порождает виртуальный конфликт, но находится выше по уровню реальности. Казус и проявления конфликта, и средства разрешения конфликта находятся в разных реальностях. Именно этот факт и затрудняет диагностику виртуального конфликта и его разрешение.

5. Развитие полиреальности человека в филогенезе, возникшее еще в эпоху первобытности продолжается и в настоящее время. Специфика современного человека с точки зрения виртуального подхода состоит в том, что для полноценной жизни необходимо развитие всех реальностей его индивидуальной соби, отсутствие слияния их с реальностями любой группы или другого человека. В этом процессе отделения реальностей каждого человека от реальностей семьи, рода, социума могут возникать любые аномии виртуальных реальностей, и появляются условия для возникновения виртуальных конфликтов.

6. Полиреальность каждого человека формируется в онтогенезе. В виртуальном подходе мы понимаем развитие человека как возникновение новых реальностей. Виртуальный конфликт появляется в любых областях жизни человека, связанным с целенаправленным воздействием на него в целях обучения, воспитания, развития. Именно поэтому виртуальный конфликт появляется во всех институтах социализации: семье, образовательных учреждениях, в трудовых организациях и т.д.

7. Полиреальность человека дает возможность появления виртуального конфликта любого масштаба – внутренний виртуальный конфликт в соби (совокупности всех реальностей) человека, в социальных отношениях (семья, образование, медицина и т.д.).

Виртуальный конфликт не будет иметь условий для возникновения в том случае, если развитие и воспитание, образование человека осуществляется с учетом его полиреальности, с соблюдением принципа полионтизма.

8. Эффективным средством разрешения уже возникших виртуальных конфликтов является аретея ( практическая виртуалистика ) – работа с виртуальными реальностями человека. Она может осуществляться в форме психотренинга личностного роста, построенного в соответствии с принципом полионтизма. Аретея имеет целью разрешение виртуальных конфликтов любого масштаба: внутреннего конфликта, виртуального конфликта в семье, виртуального конфликта в образовании и т.д.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь