Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Два понимания термина «виртуальная реальность»



В психологической науке понятие «реальность» является и достаточно употребительным, и в то же время недостаточно однозначным. Исследователи часто используют это понятие и, как правило, не уточняют, в каком именно значении. Еще И.М. Сеченов, обосновывая свою рефлекторную теорию психических процессов, тоже употребляет слово реальность: «…этой мыслью определяется основной характер задач, составляющих собой психологию, как науку о психических реальностях» (И.М.Сеченов, 1952). Интереснейшая работа отечественного психолога Л.М. Веккера называется «Психика и реальность. Единая теория психических процессов» (Л.М. Веккер, 1998). В ней встречается термин «реальность» в самом названии, в некотором противопоставлении реальности и психики. В тексте этой книги слово «реальность» используется в самых различных сочетаниях: «…противостоящей ему природной и социальной реальности…» (83, с. 15)…противопоставления сферы психических явлений всему многообразию остальной реальности… (64, с. 19)…. вернуться к эмпирической реальности… (83, с. 26)…. выступают в качестве признаков психической реальности…» (83, с. 27). В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в работе «Психология человека» употребляют слово реальность для характеристики феномена человека. «Человек как душевная и духовная реальность» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1999). Психология развития человека видится авторами как развернутый анализ существующих понятий и теорий об условиях, противоречиях, механизмах, движущих силах, направлениях, формах и результатах психического развития человека. Здесь будет раскрыт особый предмет психологии – субъективная реальность и закономерности ее развития в онтогенезе» (384, с. 8). В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев критически оценивают возможности психологии, основанной на естественно-научной парадигме в познании человека, которая привела к созданию абстрактно-объектных моделей его отдельных сторон и проявлений. «…С момента своего возникновения в качестве самостоятельной науки психология стала строить свой предмет и исследовать его по образцу естествознания, т.е. психическая реальность полагалась как природная, объектная, вещная реальность» (384, с. 207.)… «Душевная или собственно психологическая реальность соотносится с описаниями человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через личностные, индивидуальные и универсальные характеристики человека» (384, с. 210).

Известный отечественный философ В.М. Розин в своей статье «Области употребления и природа виртуальных реальностей» пишет о том, что о реальности пишут не ученые, а искусствоведы. Он отмечает, что в своих работах М.Я. Поляков и Н. Бердяев выделяют и обсуждают реальность следующим образом: во-первых, это позиция идущего от личности, от эстетического субъекта, во-вторых, реальность возникает не сама собой, а в результате активности субъекта, когда он мыслит, сочиняет, переживает. Оба автора показывают, что понятие реальность расположена как бы на границе между сферой познания и другими сферами человеческого духа. О реальности начинают говорить, когда задаются вопросом, не столько о том, существует или нет некий мир (художественный, религиозный, эзотерический), сколько о том, каковы особенности этого мира, чем он отличается от других миров (371).

В энциклопедии «История философии дается следующее определение реальности: «РЕАЛЬНОСТЬ (лат. realis — вещественный, действительный) — все существующее в действительности. Как философская категория «Р.» обозначает все сущее. Вместе с тем, в различных философских учениях Р. понимается и трактуется неоднозначно. Стартовые философские представления Р. были созданы в философии Древнего мира (Платон, Аристотель и др.), в которой Р, как правило, отождествлялась с различными невещественными и вещественными формами бытия… В философии Новейшего времени проблема «Р.» получила различные трактовки. В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин и др.) понятие «Р.» приобретает набор различных значений («обычный», «естественный», «живой» и прочее). В реизме утверждается, что подлинная Р. присуща только вещам (Брентано, Т.Котарбиньский и др.). Принципиально важным этапом понимания и трактовки Р. стала материалистическая традиция (Маркс, Энгельс и др.), утверждающая наличие объективной Р. (т.е. материальной реальности, всего материального мира в целом) и субъективной Р. (т.е. духовной реальности), которая, как правило, отождествляется с сознанием и его деятельностью. В современной теории и практике роль категории «Р.» и концепций Р. существенно возрастает. По В.И. Овчаренко и А.Е. Иванову, подразделение Р. только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным. Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия Р.) предполагают как минимум подразделение ее на естественную Р. (т.е. Р., порожденную природой) и искусственную Р. (т.е. Р., созданную в результате творческой производительной деятельности людей). При этом особое значение приобретает вопрос об их соотношении, взаимодействии и построении соответствующих моделей. Большой интерес представляет исследование и классификация различных видов искусственной Р. Одной из наиболее важных разновидностей искусственной Р. является «виртуальная Р.», место, роль и значение которой в жизнедеятельности человечества стремительно возрастают (431).

Это определение относит виртуальную реальность к искусственным. Мы согласны с тем, что значение виртуальной реальности в жизнедеятельности человечества возрастают. Но виртуальная реальность, на наш взгляд не является искусственной, во всяком случае, не все виды виртуальной реальности. Способность создавать виртуальные реальности, на наш взгляд, есть имманентное свойство человека, одно из важнейших свойств, присущих только человеку. Все же философское определение реальности необходимо наполнить психологическим содержанием. Однако о том, что такое реальность, какова ее структура и механизмы возникновения, можно судить по тем косвенным фиксациям этого феномена, которые имеются в психологической науке, а также в неклассической физиологии.

Прежде всего, можно говорить о такой составляющей реальности как пространственно-временной континуум, то самое понятие «хронотоп», которое ввел А.А. Ухтомский. Н.А. Носов в своей работе «Виртуальная психология» писал, что у каждой виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования. (Носов Н.А., 2000).  Иными словами, у каждой виртуальной реальности есть свой хронотоп. Известный отечественный философ В.М. Розин выделяет три обстоятельства, которые обусловили выдвижение этого понятия в качестве самостоятельного, и все усиливающийся интерес к нему: «Уже в ХIХ веке, не говоря о ХХ, настолько возросло значение частных форм жизни и личности, что индивидуальный опыт и жизнь в ценностном отношении стали соизмеримыми с социальными. Конечно, и в предшествующие эпохи отдельные индивиды ощущали себя соизмеримыми с обществом, или культурой (достаточно вспомнить апологию Сократа), но это были отдельные эзотерические личности. В наше время соизмеримость личности (индивида) и культуры – совершившийся факт, постепенно овладевающий сознанием многих.

Второе обстоятельство связано с пониманием места науки познания. После Канта, по сути, начинается закат научного мышления, не вообще, а в качестве основного ценностного ядра нашей культуры. Усиливается интерес к искусству, религии, этике, психической жизни человека, культуре. Одновременно, как известно, развертывается критика сциентизма и научно-технического прогресса. В результате сегодня мы мыслим научное познание как, всего лишь одну из форм человеческой жизнедеятельности среди других, в ценностном отношении не лучше и не хуже их.

Третье обстоятельство – догадка, все более крепнущая, что именно язык и семиотика, а не труд, деятельность, дух и т.п. реалии определяют интимную сущность человеческой и социальной жизни, особенности нашей психики и сознания. Требовалось новое понятие, свертывающее эти три обстоятельства, переакцентирующее мышление с научного познания и социального опыта на любые формы символической жизни и индивидуальный опыт. Таким понятием и является понятие реальности. Если для идеи существования главное – это онтология, обеспечивающая научное познание, то для идеи «реальность» главным является утверждение полноценности индивидуального бытия и жизни в …реальности. Реальность – это мир, в котором личность (индивид) может полноценно жить, реальность (в отличие от существования) – не одна, одним реальностям противостоят другие, Реальность, наконец, может быть познана, только в этом последнем смысле она существует, но не физически, а гуманитарно. С точки зрения идеи реальности, само существование есть всего лишь один из видов реальности, а именно, «познавательная реальность». Здесь может возникнуть законный вопрос, в каком смысле личность может полноценно жить, например, живет ли она в сновидениях или в эзотерических реальностях? На этот вопрос мы попытались ответить в ряде работ, показывая, что с психологической и культурологической точек зрения наша жизнь – это «жизнь в языке и языком», это языковое творчество, перетекающее в переживание и актуальную деятельность» (с. 65-67). В таком понимании реальность не совпадает с существованием, реальностей может быть много.

Но как именно возникает реальность? Каковы средства ее создания? На наш взгляд, на этот вопрос ответил Л.С. Выготский. В онтогенезе некоторые новые реальности человека возникают с помощью речи. «Создавая с помощью речи рядом с пространственным полем также и временное поле для действия, столь же обозримое и реальное, как и оптическая ситуация (хотя, может быть, и более смутное), говорящий ребенок получает возможность динамически направлять свое внимание, действуя в настоящем с точки зрения будущего поля и часто относясь к активно созданным в настоящей ситуации изменениям с точки зрения своих прошлых действий. Именно благодаря участию речи и переходу к свободному распределению внимания будущее поле действия из старой и абстрактной вербальной формулы превращается в актуальную оптическую ситуацию; в нем, как основная конфигурация, отчетливо выступают все элементы, входящие в план будущего действия, выделяясь тем самым из общего фона возможных действий. В том, что поле внимания, не совпадающее с полем восприятия, с помощью речи отбирает из последнего элементы актуального будущего поля, и заключается специфическое отличие операции ребенка от операции высших животных» [159, с. 48].

Средства создания реальностей – все те средства, которые в культурно-исторической теории психического развития и ее дочернего направления – теории деятельности, называются средствами опосредствования: знак, орудие, аффективно-смысловые комплексы. Все это позволяет создавать реальности. В более поздних работах по психологии понятие «реальность» активно используется исследователями, но без определения его значения.

В одной из последних своих работ А.Н. Леонтьева рассматривается проблема образа мира, он пишет о том, что «... проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира (199, с. 252). «Здесь я должен повторить свою главную мысль, в психологии она должна решаться как проблема филогенетического развития образа мира, поскольку:

1) необходима ориентировочная основа поведения, а это – образ.

2) тот или иной образ жизни создает необходимость соответствующего ориентирующего, управляющего опосредствующего образа его в предметном мире… Нужно исходить не из сравнительной анатомии и физиологии, а из экологии в ее отношении к морфологии органов чувств и т.п. (199, с. 259).

«В картину мира входят невидимые свойства предметов: а) амодальные – открываемые промышленностью, экспериментом, мышлением; б) «сверхчувственные» – функциональные свойства, качества, такие, как «стоимость», которые в субстрате образа не содержатся. Они-то и представлены в значениях…. Природа значения… во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира» (А.Н. Леонтьев, 1983).

А.Н. Леонтьев не употребляет слово «реальность», он заостряет внимание на том, что психологи должны изучать, как именно дается нам картина мира. Он отмечает, что образ мира развивается в филогенезе, что функцией образа мира является ориентация и управление образом жизни, что в нем содержится и невидимые свойства предметом, что в картину мира входят значения во всей совокупности человеческой практики. Новизна неклассической психологии, согласно Д.Б. Эльконину, состоит в том, что первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека в виде произведений искусства или в каких-либо других материальных творениях людей. Он подчеркивал, что «эти формы существуют раньше, чем индивидуальные или субъективные аффективно-смысловые образования» [69, 477-478].

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин называют эти объективные аффективно-смысловые образования, существующие до и вне развивающегося индивида, идеальной формой, которая усваивается и субъективируется в процессе индивидуального развития, т.е. становится реальной формой психики и сознания индивида. На наш взгляд, в процессе освоения этих аффективно-смысловых образований ребенок приобретает свойство полиреальности, способность жить во многих реальностях, создавать эти реальности.

В своей работе «Интегративные тенденции в психотерапии эпохи постмодерна» С.А. Кулаков подчеркивает, что философия второй половины XX века характеризуется серией поворотов, таких как лингвистический, диалогический, повествовательный (нарративный) и прагматический, которые привели в эпоху постмодерна. Представление о знании как отражении реальности сменилось представлением о «социальном конструировании реальности», где в фокусе рассмотрения находятся интерпретация и обсуждение значений в социальном мире. Доминирующим становится конструктивистское мышление. Термин «конструктивизм» означает, что реальность «конструируется» благодаря установкам и когнитивным убеждениям индивида, его восприятию окружающего мира. Представления о мире считаются не более чем конструктом, который не отражает «истинности» внешней реальности. Три направления, существовавшие в XX веке, начали интегрироваться, дополняя друг друга.

На возникновение постмодернизма оказали влияние как усилившаяся интенсивность жизни, так и труды разных психологов и психотерапевтов: создателя недирективных форм гипноза Мильтона Эриксона, основателя психодрамы Джекоба Морено и основоположника нарративного подхода в психотерапии Майкла Уайта. Майкл Уайт обратился к работам Грегори Бейтсона и напомнил нам, как тот использовал метафору (географических) «карт», утверждая, что все наши познания о мире содержатся в форме разнообразных ментальных карт «внешней» или объективной реальности и различные карты приводят к различным интерпретациям «реальности». Такая определенная установка на реальность – одна из наиболее важных черт постмодернисткого мировоззрения в целом и нарративной терапии в частности. Постмодернизм оказал влияние на усиление интегративных тенденций в психологии и психотерапии. В России постмодернистские идеи стали развиваться с начала 90-х годов прошлого столетия, когда стали входить в моду краткосрочные методы психотерапии, основанные на концепциях гештальт-терапии и психодрамы (176).

Определения, данные в различных словарях, показывают, что на сегодняшний день складывается два различных понимания виртуальной реальности. Одно из них базируется на том понимании виртуальной реальности, которое ввел Н.А. Носов. В энциклопедии социологии дается такое определение: «…В российской школе В. принято выделять четыре основных характеристики виртуальной реальности: 1) порожденность (виртуальная реальность создается активностью какой-либо другой реальности); 2) актуальность (виртуальная реальность существует только актуально, в ней свои время, пространство и законы существования); 3) интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей ее как независимые друг от друга) и 4) автономность.

Согласно концепции руководителя вышеупомянутого Центра В. доктора психологии Н.А. Носова, человек существует на одном из возможных уровней психических реальностей, относительно которого все остальные, потенциально существующие, реальности имеют статус виртуальных. С 1990-х все большее влияние приобретают концепции, прочно связывающие В. исключительно с интеграцией человека и машины, с появлением принципиально иного типа информационного пространства и коммуникации (Интернета) и с попытками моделирования реальностей нового типа» (428).

В энциклопедии постмодернизма также понятие виртуальной реальности основано на работах Н.А. Носова: « Виртуальная реальность, виртуальное, виртуальность (англ. virtual reality от virtual — фактический, virtue — добродетель, достоинство; ср. лат. virtus — потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, а также мнимый, воображаемый; лат. realis — вещественный, действительный, существующий) — 1) в схоластике — понятие, обретающее категориальный статус в ходе переосмысления платоновской и аристотелевской парадигм: было зафиксировано наличие определенной связи (посредством virtus) между реальностями, принадлежащими к различным уровням в собственной иерархии. Категория «виртуальности» активно разрабатывалась в контексте разрешения иных фундаментальных проблем средневековой философии: конституирования сложных вещей из простых, энергетической составляющей акта действия, соотношения потенциального и актуального. I) В постклассической науке — «В.Р.» — понятие, посредством которого обозначается совокупность объектов следующего (по отношению к реальности низлежащей, порождающей их) уровня. Эти объекты онтологически равноправны с порождающей их «константной» реальностью и автономны; при этом их существование полностью обусловлено перманентным процессом их воспроизведения порождающей реальностью − при завершении указанного процесса объекты В.Р. исчезают. Категория «виртуальности» вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но реально; и в то же время — не потенциально, а актуально. В.Р. суть «недо-возникающее событие, недо-рожденное бытие» (С.С. Хоружий). В современной философской литературе подход, основанный на признании полионтичности реальности и осуществляющий в таком контексте реконструкцию природы В.Р., получил наименование «виртуалистика» (Н.А. Носов, С.С. Хоружий). Согласно распространенной точке зрения, философско-психологическую концепцию В.Р. правомерно фундировать следующими теоретическими посылками: 1) понятие объекта научного исследования необходимо дополнить понятием реальности как среды существования множества разнородных и разнокачественных объектов; 2) В.Р. составляют отношения разнородных объектов, расположенных на разных иерархических уровнях взаимодействия и порождения объектов. В.Р. всегда порождена некоторой исходной (константной) реальностью; В.Р. относится к реальности константной как самостоятельная и автономная реальность, существуя лишь во временных рамках процесса ее порождения и поддержания ее существования. Объект В.Р. всегда актуален и реален, В.Р. способна порождать иную В.Р. следующего уровня. Для работы с понятием «В.Р.» необходим отказ от моноонтического мышления (постулирующего существование только одной реальности) и введение полионтической непредельной парадигмы (признание множественности миров и промежуточных реальностей), которая позволит строить теории развивающихся и уникальных объектов, не сводя их к линейному детерминизму. При этом «первичная» В.Р. способна порождать В.Р. следующего уровня, становясь по отношению к ней «константной реальностью», − и так «до бесконечности»: ограничения на количество уровней иерархии реальностей теоретически быть не может. Предел в этом случае может быть обусловлен лишь ограниченностью психофизиологической природы человека как «точки схождения всех бытийных горизонтов» (С.С. Хоружий). Проблематика В.Р. в статусе самоосознающего философского направления конституируется в рамках постнеклассической философии 1980− 1990-х как проблема природы реальности, как осознание проблематичности и неопределенности последнего, как осмысление как возможного, так и невозможного в качестве действительного…. Обретение понятием «В.Р.» философского статуса было обусловлено осмыслением соотношения трех очевидных пространств бытия человека: мира мыслимого, мира видимого и мира объективного (внешнего). В современной философии, в особенности последние 10− 15 лет XX в., В.Р. рассматривается: а) как концептуализация революционного уровня развития техники и технологий, позволяющих открывать и создавать новые измерения культуры и общества, а также одновременно порождающих новые острые проблемы, требующие критического осмысления; б) как развитие идеи множественности миров (возможных миров), изначальной неопределенности и относительности «реального» мира. II) Технически конструируемая при помощи компьютерных средств интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объем, движение и т.д.), симуляции их способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве, а также создания средствами специального компьютерного оборудования (специальный шлем, костюм и т.п.) эффекта (отдельно, вне «обычной» реальности) присутствия человека в этой объектной среде (чувство пространства, ощущения и т.д.), сопровождающегося ощущением единства с компьютером. (Ср. «виртуальная деятельность» у Бергсона, «виртуальный театр» у А. Арто, «виртуальные способности» у А.Н. Леонтьева). Термин «виртуальный» используют как в компьютерных технологиях (виртуальная память), так и в других сферах: квантовой физике (виртуальные частицы), в теории управления (виртуальный офис, виртуальный менеджмент), в психологии (виртуальные способности, виртуальные состояния) и т.д. Самобытная «философия В.Р.» (это важная и принципиальная ее особенность) была первоначально предложена не профессиональными философами, а инженерами-компьютерщиками, общественными деятелями, писателями, журналистами. Первые идеи В.Р. оформились в самых различных дискурсах. Концепция и практика В.Р. имеют довольно разнообразные контексты возникновения и развития: в американской молодежной контркультуре, компьютерной индустрии, литературе (научная фантастика), военных разработках, космических исследованиях, искусстве и дизайне. Принято считать, что идея В.Р. как «киберпространства» — «cyberspace» — впервые возникла в знаменитом фантастическом романе-техноутопии «Neuromancer» У. Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединенные через компьютерную сеть друг с другом и погруженные в мир графически представленных данных любого компьютера. Однако Гибсон считал свой роман не предсказанием будущего, а критикой настоящего. Киберпространство, управляющие им безликие суперкорпорации, отчуждение технологий, созданный пластической хирургией идеальный человек, подключенный к киберпространству через мозг и нервную систему, − это аллегория социального и культурного террора по отношению к реальному человеку − современнику писателя. Идея В.Р. первоначально возникла и стала воплощаться в среде маргинальной контркультуры, получившей впоследствии название «киберпанк» (США, 1970− 1980-е), где В.Р. стала одним из центральных элементов своеобразного либерально-идеологического дискурса. «Киберпанк» быстро ассимилировался в массовой культуре и развернулся в быстро развивающуюся «киберкультуру» («cyberculture»). Одной из первых историко-теоретических работ о В.Р. стала книга американского журналиста Ф. Хэммита «Виртуальная реальность» (1993). Автор усматривает исторические предпосылки становления феномена В.Р. в развитии синтетических возможностей кино и кино-симуляторов. Корни же функциональной концепции В.Р. в контексте осмысления перспектив компьютерных систем состоят, по его мысли, в следующем: 1) функции компьютера способны кардинально меняться в зависимости от совершенствования программного обеспечения; 2) В.Р. − оптимизированный, более «естественный» для возможностей человека способ ориентации в мире электронной информации, созданный на основе дружественного функционально-интерактивного интерфейса. (Как отмечал М. Хайм, киберпространство — это ментальная карта информационных ландшафтов в памяти компьютера в сочетании с программным обеспечением; это способ антропологизировать информацию, придать ей топологическую определенность, чтобы человек мог привычным образом оперировать данными как вещами, но на гиперфункциональном уровне, сравнимом с магией; В.Р. и киберпространство должны будить воображение и дать возможность преодолеть экзистенциальную ограниченность реальности: выйти за пределы смерти, времени и тревоги; аннулировать свою заброшенность и конечность, достичь безопасности и святости); 3) операции с компонентами В.Р. потенциально вполне идентичны операциям с реальными инструментами и предметами; 4) работа в среде В.Р. сопровождается эффектом легкости, быстроты, носит акцентировано игровой характер; 5) возникает ощущение единства машины с пользователем, перемещения последнего в виртуальный мир: воздействие виртуальных объектов воспринимается человеком аналогично «обычной» реальности. Именно интерактивные возможности В.Р. делают ее столь функционально значимой. Хэммит отметил, что рассогласование соответствующих данных с перцептивной системой человека может привести к диссонансу восприятия, значимым дезориентациям и психонервным заболеваниям. Он также зафиксировал серьезные технологические трудности в развитии технологий В.Р., связанные, прежде всего, с необходимостью создания компьютеров гигантской мощности для обработки графических изображений. Однако среда В.Р. нашла широчайшее функциональное применение; прежде всего, в производственном компьютерном дизайне, системах телеприсутствия (дистанционного управления с помощью телекамер), учебно-тренировочных системах. Образование и развлечения, по мысли Хэммита, составляют наиболее перспективные направления применения технологий В.Р. Осмысление В.Р. является базовым принципом любых обновленных гуманитарных теорий, а также соответствующего научного подхода. В частности, на его основе строится «виртуальная психология» необычных, непривычных, редко возникающих состояний психики и самоощущений, выводящих человека за пределы обыденных психических состояний. Виртуал и гратуал — суть подобные состояния соответственно позитивного и негативного типа (инсайт, экстаз, мобилизация психики в экстремальных ситуациях, острое горе и т.д.). Они всегда спонтанны, фрагментарны, объективны (человек захвачен виртуалом как объект), ведут к изменению статуса телесности, сознания, личности, воли. Задача практической виртуальной психологии — авторы называют ее «аретейя» (от греческого синонима латинского virtus) — разработка методов актуализации/нейтрализации виртуальных состояний психики.

Есть и другие понимания виртуальной реальности. Например, в работе Серавина дается такое определение виртуальной реальности: Виртуальная психология – это направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Объектом виртуальной психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства. Предметом виртуальной психологии являются психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах, стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации, психологическая сущность этой области деятельности, а также образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации. Виртуальная психология исследует историю и поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии» (376, с. 333).

 В энциклопедии «Кругосвет» дается сходное определение виртуальной реальности: «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, модельная трехмерная (3D) окружающая среда, создаваемая компьютерными средствами и реалистично реагирующая на взаимодействие с пользователями. Технической основой виртуальной реальности (ВР) служат технологии компьютерного моделирования и компьютерной имитации, которые в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение. В минимум аппаратных средств, требующихся для взаимодействия с ВР-моделью, входят монитор и указывающие устройства типа мыши или джойстика…. Виртуальная реальность еще не вышла из младенческого возраста. Однако она сделала начальные шаги в таких технологиях, как имитаторы условий полета и пилотажные тренажеры (использовавшиеся для тренировок пилотов и космонавтов); определенные успехи были достигнуты и в имитационном моделировании боевых операций. Но для ВР существуют и другие, более широкие области применений. Так, виртуальную реальность можно использовать в играх, медицинских исследованиях и обучении медперсонала, а также в архитектуре….» (432).

Анализ этих определений виртуальной реальности позволяет сделать вывод о том, что виртуальная реальность либо понимается так, как разработал его Н.А. Носов, либо как реальность, созданная электронными носителями.

Мы предполагаем, что виртуальность, способность пребывать во множестве реальностей, порождать их есть имманентное свойство человека. Именно эта способность входит в механизмы развития самого человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Через возникновение виртуальной реальности человек становится полиреальным, а полиреальность есть конституирующее свойство человека в отличие от животных.

Следовательно, главной задачей исследования виртуальной реальности становятся задачи условий ее возникновения, структуры самой виртуальной реальности, виртолюция как появление новых виртуальных реальностей и их девиртуализация как механизмы развития человечества. Полирекальность челвоека в процессе его виртолюции порождает множество проблем, в том числе, виртуальные конфликты. В психологической практике раньше, чем в психологических теориях, были найдены средства создания и свертки виртуальных реальностей, даже если они не назывались виртуальными. Вопрос о применении теории в практике психотерапии является достаточно сложным. Например, один из лучших психотерапевтов ХХ века Милтон Эриксон был известен своим подходом к терапии, которые можно охарактеризировать как прагматичный и антитеоретический: «Психотерапевты не могут зависеть от общих шаблонов или процедур, которые без разбора применяются ко всем пациентам. Психотерапия – это не просто применение истин и принципов, предположительно обнаруженных академиками в ходе контролируемых лабораторных экспериментов. Каждая психотерапевтическая встреча уникальна. Она требует нового творческого усилия, как со стороны терапевта, так и со стороны пациента, который помогает найти принципы и средства для достижения психотерапевтических процедур». Такое отношение всемирно известного практического психолога к теории вызвано ограничениями в применении достижений классической психологии, которая опирается на классический тип рациональности и не может учитывать уникальность каждой личности. Такие ограничения не имеет психология, которая опирается на постнеклассический тип рациональности.

Психотерапевты нашли определенный компромисс в сложном вопросе соотношения теории и практики психотерапии. Они стали применять метафоры.

Например, Джил Фридман и Джин Комбс в своей работе «Конструирование иных реальностей» описывают свой психотерапевтический подход эпохи постмодернизма. Они подчеркивают роль метафоры в работе психотерапевта. Именно метафора определяет, что именно заметит психотерапевт в ситуации, как он ее будет изменять» Метафоры, посредством которых мы организуем свою работу, оказывают влияние как на то, что мы воспринимаем, так и на то, что мы делаем» (410, с. 18).

Они подчеркивают конструктивизм социальных реальностей: «…ценности, установки, обычаи, ярлыки, законы, разделение труда и все прочее, что составляет наши социальные реальности, конструируется представителями культуры по мере взаимодействия друг с другом, поколения с поколением, день за днем. Другими словами, сообщества конструируют «линзы», сквозь которые их члены интерпретируют мир. Реальности, принимаемые каждым из нас как должное, это реальности, которыми общество окружает нас с самого рождения. Они обеспечивают практики, слова и опыт на основе которых мы строим свою жизнь, или, как говорят на постмодернистском жаргоне, «конструируем свою самость» (410, с. 37). По мнению Д. Фридмана и Д. Комбс, постмодернистское видение реальности включает следующие положения:

1. «Реальности социально конструируются.

2. «Реальности конструируются через язык.

3. Реальности организуются и поддерживаются через нарратив.

4. Не существует абсолютных истин» (410, с. 45.)

Виртуальный подход к анализу любой, достаточно эффективной психопрактики, показывает, что нужные изменения, которые кажутся обычному человеку недоступными, может произойти лишь в определенных условиях – в условиях создания новой реальности, в законах которой это искомое изменение возможно. У многих людей возникает разочарование в таких практиках, когда они добросовестно выполняют все предписания, но не у всех происходят необходимые изменения. Технологии и процедуры создания реальностей неотработанны по одной простой причине: без виртуального подхода и анализа с этой точки зрения невозможно четко определить необходимые процедуры, выявить механизмы создания и свертки реальностей, в которых происходят нужные изменения. Именно поэтому многие психопрактики работают только с его основателями на уровне искусства, или же психопрактики остаются доступными для очень немногих. Описание процедур часто выполнено в метафорическом плане. Такой прием подходит в том случае, если пока не созданы технологии и алгоритмы создания определенных реальностей для достижения тех целей, на которые данная технология претендует.

Появляются все новые психопрактики, для которых идея о социально конструированной реальности, которую можно изменять, является основной. Например, известная в отечественной практической психологии школа Симорон. В ней найдены достаточно эффективные психотехники, которые позволяют обнаружить сконструированность реальности, и изменять ее. Соответственно, и относиться к различным картинам мира как к норме, понимая ее условность и изменяемость.

Социально-конструированная реальность во многом остается неисследованной в плане теории. В плане практики же, наоборот, давно обнаружен ее характер – конструированность, и разработано множество методик и техник разрушения неудачного фрагмента сконструированной реальности и конструирования более эффективного варианта реальности. Нейро-лингвистическое программирование показало, насколько относительна объективность картины мира, как легко ее изменить. Отечественное направление духовных и психологических практики «Симорон» показало, как можно играть с картинами мира, создавая для решения определенной задачи определенную картину мира.

Средства создания реальностей – все те средства, которые в культурно-исторической теории психического развития и ее дочернего направления – теории деятельности, называются средствами опосредствования: знак, орудие, аффективно-смысловые комплексы. Все это позволяет создавать реальности.

Именно только при условии создания виртуальных реальностей, вначале они будут виртуальными, затем станут константными, но они являются средствами создания реальностей. Реальность включает в себя специфичный для нее хронотоп, обязательно есть некие средства ее создания: знаки, орудия, аффективно-смысловые комплексы, любые средства опосредования, образы, что легко разворачиваются в виртуальную реальность. Мы полагаем, что особая роль в этом принадлежит чувствам и эмоциям. Не бывает нейтральных виртуальных реальностей: они либо гратуальны, либо ингратуальны. Следовательно, чувства делают реальность действительной для человека, достоверной, он ее проживает и переживает.

Процесс общения – тот процесс, в котором и возникают реальности. Позже могут возникать реальности уже на основе аффективно-смысловых комплексов, знаков, речи и т.д. Но первая форма, в которой возникают реальности в онтогенезе – непосредственное общение ребенка со взрослыми.

В психологию начинают проникать идеи необходимости перехода к новому типу рациональности. М.С. Гусельцева в своей работе «Культурно-историческая психология: от классической к постнеклассической картине мира» пишет о том, что культурно-историческая психология не может оставаться в стороне от следующих вызовов современности: 1) культура постмодернизма, 2) философия постпозитивизма, 3) постнеклассическая парадигма в физике, 4) информационная культура Д. Белл, А.И. Ракитов, и сетевой принцип организации знания (Дж.Чу), практическим выражением которого стала глобальная сеть – Интернет, 6) психотехнический и духовный опыт восточных культур. Проводится мысль о том, что постнеклассическое состояние знания – продуктивный путь и для пребывающей в состоянии перманентного кризиса западно-ориентированной психологии (115, с. 99).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь