Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Виртолюция человека в онтогенезе
Средства виртуалистики позволяют по-новому подойти к проблеме психического развития человека в онтогенезе. Н.А. Носов отмечает, что европейская культура за две с половиной тысячи лет не смогла ответить на вопрос, поставленный еще древними греками «Что такое человек? », и поэтому не может ответить и на вопрос «Что такое ребенок? ». Таким образом, вопрос о сути детства отставлен в сторону, а детская психология сконцентрировалась на методических вопросах (Носов Н.А., 2000). В виртуалистике предлагается новый взгляд на понятие «развитие», основанный на философском положении «полионтизм». Базовой идеей, на которой строится виртуалистика, является идея виртуального существования (виртуальной реальности). Что такое виртуальная реальность? Виртуальная реальность, независимо от ее «природы» (физическая, психологическая, социальная, биологическая, техническая и проч.), имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность. Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность. Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»). Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них. В виртуалистике полагается существование двух типов реальности: виртуальной и константной, каждая из которых одинаково реальна. В виртуалистике считается, что порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порождающее, что временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его «начало». Мир в целом, как и любая его часть, видится таким, в котором события порождаются, действуют, сами порождают другие события, умирают или включаются в другие события и т.д. – и все это реально существует. Мир получается многослойным, сложным, непостоянным, в котором все время порождаются и умирают его части и даже целые слои. И все это истинно, поскольку существует; каждая часть существует на собственных основаниях. И нет ограничений ни «вверх», ни «вниз», ни «вширь», ни «вглубь». Поскольку отношения между виртуальной и константной реальностями относительны, а существовать реальностей в их взаимопорождении и свертывании может неограниченное количество, то вопрос о первичной и истинной реальности в виртуалистике снимается – все они равно истинны и равно реальны. Это положение виртуалистики именуется «полионтизм» – существует много онтологически равнозначных реальностей. Категориальная оппозиция «виртуальный-константный» – относительна, несубстанциальна и беспредметна. На наш взгляд, идея развития, представленная в «Манифесте виртуалистики» может быть применена к анализу таких сложных процессов, как онтогенез и филогенез. Вот основания для такого вывода: «Виртуалистика имеет дело с автономными реальностями, т.е. предполагает существование множества разнородных, не сводимых друг к другу «природ», миров; в виртуалистике недопустим редукционизм – сведение событий одной реальности к другой реальности: ни к более низкой, ни к более высокой. Виртуалистика имеет дело с порожденными событиями, поэтому имеет возможность концептуализировать не только статичные, вечные вещи, но и возникновение и становление: генезис биологического тела, развитие ребенка, история государства, эволюция вселенной и т.д. Виртуалистика имеет дело с актуальным существованием, поэтому имеет возможность концептуализировать события то, что существует только «здесь и сейчас»; виртуалистика может рассматривать любое событие не как статистически усредненный объект, а как уникальное, существующее в единственном числе: творческое состояние, акт мысли, поступок, жизнь отдельного человека, отдельное государство и т.д. Виртуалистика имеет дело с интерактивными реальностями, т.е. события одной реальности могут взаимодействовать с событиями другой реальности, поэтому виртуалистика признает постулат единства мира» (277). Эту модель развития Н.А. Носов сравнивает с моделью развития, принятой в современной психологии. Он пишет, что в современной психологии принято считать, что новое возникает из старого, являясь модификацией старого. Предполагается, что старое трансформируется, у него появляются новые качества. При возникновении нового старое исчезает, так как старое – это трансформированное новое. Новое включает в себя старое – такова новоевропейская идея прогресса, прогрессивного развития. Но модели развития, при которой актуально было и новое и старое, в современной психологии нет. Н.А. Носов полагает, что есть и другой тип развития. Возникающее новообразование невозможно вывести из уже имеющихся. Таково, например, возникновение живого, возникновение сознания. Жизнь по отношении к неживому, и сознание по отношению к живому, нельзя рассматривать как трансформацию неживого в живое, живого в сознательное. Это две совершенно разные реальности: живое и неживое, или живое и сознание. Мы полагаем, что полиреальность мира приводит к появлению полиреальности человека. Полиреальность мира и человека отражается в представлении о мире и человеке в форме философского положения «полионтизм». В работах Н.А. Носова и Т.В. Носовой представлены исследования развития реальностей в онтогенезе. Н.А. Носов полагает, что собственная активность младенца приводит к вычленению его собственного тела из всех остальных физических тел, как живых, так и неживых. Эта психическая обособленность самого себя и есть акт порождения принципиально новой психической реальности – телесности. В дальнейшем телесность лишь осваивается ребенком, статус ее принципиально не меняется, хотя роль и место реальности телесности меняется, когда появляются новые реальности. Затем появляется и осваивается реальность сознания, затем – реальность личности, затем – реальность воли, затем, реальность внутреннего человека. Такого рода развитие Н.А. Носов называет «виртолюция». При этом телесность, сознание, личность, воля рассматриваются не в качестве предметов, как это принято в современной психологии, а в качестве реальностей, пространства, вмещающих в себя те или иные качества. Принцип виртолюции заключается в появлении все более высоких уровней обособления человека: телесном, осознаваемым, личностным, волевом, внутриличностным. Обособление сопровождается отделением от предыдущей реальности, т.е. девиртуализацией, и появлением возможности относиться к ней, как к природной, естественной основе бытия каждого следующего уровня, возможности конструктивного отношения к реальности предыдущего уровня, превращение реальности предыдущего уровня в природное образование в отличие от реальности «истинно человеческого бытия», которое на каждом следующем этапе развития от себя еще один уровень реальности, делая природным по отношению к новому «истинно человеческому бытию» (298, 11). Рис. 1. Иерархия развития новых реальностей в индивидуальных и групповых собях
Н.А. Носов и психолог Т.В. Носова исследовали генезис виртуальных реальностей в онтогенезе. В онтогенезе они возникают в следующей последовательности: реальность телесности, реальность сознания, реальность личности, реальности воли и реальность внутреннего человека. Совокупность всех реальностей образует собь человека. «Виртуальная реальность телесности – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возможность выделять свое тело от других материальных объектов» (298, с. 18). «Виртуальная реальность сознания – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возможность отделять свою психику (мысли, чувства, переживания) от психики другого человека» (298, с. 18). «Виртуальная реальность личности – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий возможность выделять себя (и свою позицию) через противопоставление позиции другого человека» (298, с. 18). «Виртуальная реальность воли – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возможность сделать объектом управления самого себя в целом и осуществлять управление своей жизнью» (318, с. 18). В работе Н.А. Носова описывается сам механизм развития человека в плане реальностей: Н.А. Носовым определен генезис человека как порождение новых видов соби (совокупности всех реальностей человека). Новорожденный обладает совершенно виртуализированной психикой. Первой реальностью, которая формируется у него, является реальность телесности. Сначала для него она является виртуальной, затем происходит удвоение реальности телесности. Под удвоением реальности телесности Н.А. Носов понимает возникновение различения человеком своего тела и других материальных тел. После удвоения реальности телесности она осваивается, становится константой реальностью. А генезис ребенка теперь заключается в освоении реальности телесности и овладении элементами нарождающейся виртуальной реальности сознания. Генезис ребенка до трех лет заключается в овладении собственной телесностью и девиртуализации единой физически – психически – родовой реальности. С психологической точки зрения здесь происходит возникновение представления о телесности (вещах, предметах, отношениях, в том числе – о собственном теле). Появление новой психической реальности – реальности собственной телесности названо «феноменом удвоения реальности телесности». Это психическая реальность, так как речь идет не только о том, что ребенок выделяет свое тело из окружающей среды, но он начинает отличать события в собственной телесности от событий, происходящих на уровне смыслов, а не только физических явлений. (Н.А. Носов, 2000). Мы полагаем, что Н.А. Носовым выявлен сам механизм происхождения новых реальностей, которые сначала возникают как виртуальные, затем удваиваются и девиртуализируются, становится константными. Мы полагаем, что именно так в филогенезе и в онтогенезе формировалась полиреальность человека, как его конституирующий признак. Статья Т.В. Носовой посвящена одной из центральных проблем психологии виртуальных реальностей: проблемы различения виртуальных и константных реальностей. Она утверждает, что способность различения консуетального и виртуального событий – это особый психотехнический прием, особая психическая способность. Т.В. Носова иллюстрирует подчиненность ребенка событиям виртуального характера, в которые он оказывается включенным. Ребенок не может управлять своим поведением, так как для этого необходимо иметь инструмент индикации. «…Я с тремя детьми возвращаюсь домой после длительной прогулки. Дети идут бодро, без признаков усталости. Вдруг младший ребенок (трех лет) начинает капризничать, останавливается, присаживается, прося взять его на руки, уверен, что сил у него нет, и идти он не может. Тогда обращаю внимание детей на мостик через ручей (любимое место игр), который чуть впереди по дороге. Малыш, увидев мостик, сразу встает и бодро шагает вперед. Вместе со старшими детьми он играет на мосту и под мостом….» …Ситуация содержит в себе чередование двух типов событий: гратуального и ингратуального. Находясь в гратуале, ребенок энергичен, радостен, не воспринимает физические препятствия как трудности, ясен в своем сознании. Он, не сомневаясь в своих силах, направляется к далекому объект-цели (мостику) становится разговорчивым, физически сильным. Находясь в ингратуале, ребенок абсолютно физически немощен, его сознание заполнено только тем, что он не может идти, что он устал, что дорога бесконечно длинна, разговор концентрируется только на бессилии… (120, с. 127.). Носова Т.В. отмечает, что оба этих состояния возникают непреднамеренно, нет никакого переходного периода от «усталости» к «бодрости» и наоборот. Ребенок не сам заставляет себя вести таким образом, его вовлекает в эти события взрослый. Носова подчеркивает, что в возрасте, называемом младенческим, неразличимость реальностей является показателем целостности и здоровья психики, что приблизительно в семь лет начинает возникать способность различения разных реальностей. «…Целостность психики ребенка и суть психического здоровья ребенка – неразличимость им виртуала от консуетала. Всякое частное виртуальное событие принимает характер абсолютно реального и вселенского: то, что есть сейчас, только оно реально, оно есть везде и ничего другого нет нигде и никогда. Отсюда проистекает то, что для ребенка нет внешнего и внутреннего, он не различает побуждений внутренних, собственных от побуждений внешних, чужих. С этим связана детская непосредственность. Ребенок не несет в своей душе груз предшествующих событий, и не ориентируется на будущее. Он рад или печален, могуч или бессилен, здесь и теперь… Ребенок «отдан» воле и сознанию воздействующим на него извне. Точнее, включен в более широкую систему, где происходит в буквальном смысле управление его сознанием и волей. Ребенок невинен и чист, потому что не различает событий, которыми он управляет, от событий, в которых он управляем» (318, с. 128.) «…Постепенно происходит выведение переживаний сознания из мира виртуального проживания в мир реального (консуетально-обыденного проживания. Ребенок начинает видеть несоответствие между предполагаемыми им ранее причинностями и реальностью: центр мира перемещается из самого ребенка во вне. Начинается собственно обучение. Это период девиртуализации психики, когда виртуал охватывает ребенка также, как и в возрасте старших, лишь как временность, как наплыв неописуемой радости и восторга, легкости и могущества, как подарок, взлет от трудностей и разрешимости (в гратуале), и, соответственно, только теперь и возможно восприятие ингратуала как катастрофического «опускания рук», «раздраженности» и т.д. С этого момента суть развития ребенка – консуетальное проживание с периодами охватывания виртуальными событиями» (318, с. 129). В работе «Виртуальная психология» Н.А. Носов отмечает, что появление новой виртуальной реальности изменяет и ранее сформированные реальности. В исследованиях Т.В. Носовой выявлены аномии развития виртуальных реальностей в онтогенезе. Мы предполагаем, что существуют и другие аномии реальностей, которые возникают в онтогенезе. Новые реальности у ребенка возникают в общении с близкими ребенку взрослыми людьми. К сожалению, реальности ребенка могут быть не просто недоразвитыми, они могут быть узурпированы взрослым человеком, который своими реальностями замещает реальности ребенка, не дает ему сформировать у себя полноценную собь, делая ребенка очень зависимым от других людей.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы