Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Собь психотренера и собь тренинговой группы



К сожалению, в отечественной и зарубежной психологии мало исследована деятельность самого психотренера или психотерапевта изнутри, его проблемы, способности, состояния. Возможно, просто не было достаточно сильного орудия для анализа таких невидимых никому, и таких важных событий и фактов внутренней жизни, внутреннего мира. Я считаю, что виртуальный подход позволяет решить эту задачу: изнутри исследовать как саму работу психотренера и участников, так и те механизмы, благодаря которым это возможно.

Одна из особенностей работы психотренера – это особый предмет работы – работа с состояниями, с исследованием и целенаправленным изменением соби другого человека, его реальностей. Обычный тренинг продолжается 3 или 5 дней. Этого времени достаточно для того, чтобы создать собь группы вместе со всеми ее реальностями и в индивидуальных собях участников. Тренинг всегда охраняется, то есть, возле дверей всегда дежурит ассистент тренера для того, чтобы не помешали другие люди. Иногда двери вообще на время запираются, так как временами тренинг очень странно выглядит со стороны. Например, несколько анекдотичный случай нахождения в тренинге участников в одной реальности, а всех, кто не участвует в тренинге, в другой. В то время я работала психотренером в частной фирме, которая оказывала еще такие услуги населению, как кодирование от алкогольной зависимости. Фирма арендовала несколько помещений во дворце культуры. В тренинговом зале я вела тренинг личностного роста. В комнате рядом вели кодирование от алкоголизма психиатры – психотерапевты. Их клиентов нам запрещали называть алкоголиками. Мы должны были называть их «достойные люди, попавшие в алкогольную зависимость». Для краткости мы называли этих клиентов «достойные люди». Я объявила перерыв, и участники тренинга вышли из зала. Один из участников остался, он хотел показать мне шаманские танцы. Мы включили музыкальный центр и под «камлание» стали танцевать. Он мне показывал движения, я повторяла. Танец был весьма экзотичным. Я заметила в дверях помятую физиономию одного из «достойных людей», которого привели родственники на кодирование. Не обращая на него внимания, я продолжала разучивать движения под запись пения шамана. Через некоторое время двери приоткрылись, и мы увидели уже несколько «достойных людей». Они не смеялись над нами, они просто смотрели, как в трансе, казалось, даже сочувствовали. Возможно, они решили, что у нас дела куда хуже, чем у них. Вон даже ковры постелили и мягкую мебель поставили, видимо для того, чтобы мы не побились в припадке.

Упражнения в виде групповых танцев, или из телесно-ориентированной терапии, для краткости мы называли их – кинестетические – очень сближают группу, как бы создают единую собь группы. А у соби группы, как и у индивидуальной, все должно быть в наличии: и реальность телесности, и сознания, и личности, и воли, а может быть, и внутреннего человека. Я очень ценила ритуальные танцы и песни, они очень эффективны для создания реальности телесности групповой соби. Индийские ритуальные танцы с песнями очень просты для исполнения, и дают настроение единства мира и людей – буквально через телесность, без слов, человек понимает такие философские истины, как единство людей и мира, ощущая себя как его часть. Африканские песни, которым нас учили тренеры НЛП, создают совсем другое состояние – боевое, тонизирующее, готовность к действиям. Это драгоценные средства работы тренера – средства формирования состояния группы. Тренер работает через собь группы. Но ведь сначала ее нужно сформировать. От качества соби группы зависит качество тренинга. Именно первые два дня трудны для тренера – пока он формирует за счет своих сил собь группы. Потом уже собь группы работает на тренинг, обогащая и развивая собь участников группы, и самого тренера. В обычном пятидневном тренинге решающим является третий день – переломный: он показывает, удался или не удался тренинг. Виртуальный подход к анализу психотренинга позволяет самому тренеру (автору) понять то, что он часто делает интуитивно, не осознавая, почему именно, и как именно он это делает. Тренер просто ориентируется на те мало описанные в науке средства как «ощущение группы», как тренер, я могу сказать, что во время работы я группу просто чувствую, как бы через кинестетические ощущения: сознание не успевает следить за таким большим количеством и людей и событий тренинга. И увидеть глазами все не удается. Зато я чувствую горячие точки – что-то назревает слева от меня, или ощущаю, как один из участников выпал из тренинговых событий.

Для того чтобы сохранить главное орудие тренера – его рабочее состояние – тренер буквально выключается из обыденных событий своей обычной жизни на время тренинга. Например, я прошу своих членов семьи на эти пять дней не обращаться ко мне с проблемами, я ничего не могу делать дома из обыденной работы, конечно, во время тренинга лучше просто уехать с группой, чтобы все были оторваны от других реальностей и собей, кроме тренинговой. Я заметила, что интуитивно многие это знают, как важно сохранить состояние тренера. Например, я видела, что в фирмах босс может грубо обращаться с обслуживающим персоналом, но никогда – с тренером, который сейчас работает – это может сорвать тренинг. К работающим тренерам бережно и заботливо относятся: в своем состоянии тренер несет потенциальную собь группы с заданными параметрами. Через свое общение с группой он разворачивает реальности тренинга, формируя собь группы, как средство воздействия на участников тренинга. Состояние тренера – события тренинга – собь группы – собь участников – таковы этапы психотренинга. Ну, и конечно, первым входит в виртуальную реальность сам психотренер.

Следует отметить важнейшую особенность общей виртуальной реальности участников на тренинге, как условие формирования полионтизма: виртуальные реальности должны быть высокого уровня, высокого в плане духовности и нравственности. В жизни не так уж часто возникают такие реальности. Именно поэтому тренер тщательно готовит состояние группы для проведения центрального события – например, такой сюжетной игры как «Космошлюпка». Высокий уровень реальности вызовет скрытые резервы, даст недостающий опыт личности, вместе со всеми нравственными переживаниями. Уровень реальности может быть в жизни низким. Низкими мы называем такие реальности, в которых личность подвергается унижениям, нападениям, сама вынуждена поступать соответствующим образом для того, чтобы выжить. В этой реальности, налицо следующие признаки: ингратуальность, отсутствие или сужение перспектив для улучшения, развития, постоянная опасность со стороны окружения или других людей, надо защищать и отстаивать в драке все свое. Низкие уровни реальности доминируют в тюрьмах, в армии, если там есть дедовщина и т.д.

Высокие реальности имеют противоположные свойства: защищенность достоинства и чести каждого, ощущение психологического комфорта, безопасности. Тренер обеспечивает высокий уровень реальности также через высокий уровень межличностных отношений в группе. Собь группы формируется тренером по заранее задуманным параметрам через заданные ситуации. Но эти реальности содержатся в потенциале в соби самого тренера, во время тренинга они разворачиваются через определенные действия тренера.

Одним из условий эффективности психотренинга является способность психотренера раскрывать субъективный уникальный мир каждого участника, и создавать из них общую, разделяемую всеми участниками тренинга субъективную реальность высокого уровня. Если тренеру удается задуманное, эта реальность становится виртуальной: она существует только для участников тренинга, и только до тех пор, пока тренер не переведет группу в другую реальность. Эта общая субъективная реальность есть условие возникновения соби тренинговой группы – временной соби, которая является эффективным инструментом воздействия на соби участников тренинга. Для самих участников тренинга она дана как некое единство группы, ощущение взаимопонимания, близости, безусловного принятия каждого всей группой.

Для того чтобы собь возникла, тренер предлагает специальные упражнения, которые объединяют группу на всех уровнях: телесности, сознания, воли, личности. Упражнения телесно-ориентированной группы очень удачны для создания общей реальности телесности: группа возникает как некое единство, имеющее одну телесность. Очень подходят для актуализации мифомагического пласта психики устные рассказы – притчи, метафоры Милтона Эриксона. Собь группы позволяет, как бы временно вывести участников тренинга из-под власти тех коллективов, в которые они включены в своей обыденной жизни. В условиях изоляции от этих коллективов и при наличии формирующейся тренинговой коллективной соби привычное «Я» участников размывается. И из-за того, что каждый не знает еще, какой будет собь группы, не знает еще, каким будет он сам, эта неопределенность позволяет тренеру выстраивать групповую собь участников тренинга и виртуальные реальности, тренинга высокого уровня в плане духовности и нравственности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь