Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Виртуальный самообраз – ключевой компонент
Виртуальной реальности Психологическое воздействие в процессе общения направлено на изменение виртуального самообраза. В каждом акте общения людей разворачивается виртуальная реальность. Ключевым моментом виртуальной реальности является виртуальный самообраз. Н.А. Носов дал такое определение виртуальному самообразу: «Самообраз – динамический образ, в котором отражается процесс виртуализации образа. Самообраз, в отличие от образа (и близких ему понятий, таких, как план, функциональный образ когнитивная карта, паттерн, энграмма, и т.д.) отражает в психике ее же текущие актуальные состояния. В самообразе, в отличие от образа самого себя, представлено не все содержание психики, (мировоззрение, самооценка и т.д.) а только акт выполняемой деятельности, независимо от того, является ли этот акт внешним, или чисто психическим. Самообраз – это табло, на котором отражается текущее актуальное состояние разворачивающегося образа. Если «образ» и близкие ему понятия вводились с психологический оборот для описания свойств психического отражения внешнего мира, то понятие самообраза важно, прежде всего, с точки зрения идеи отражения в психике состояний психических же образований. Ощущения характера протекания актуализации психических процессов в самообразе и есть виртуальные переживания, и эти переживания образуют виртуальную реальность» (139, с. 36). Именно виртуальный самообраз человека на бессознательном уровне воспринимают другие люди в общении, именно в самообразе отражаются все текущие состояния человека. От виртуального самообраза зависит отношение к человеку со стороны других людей. В общении встречаются, как минимум, два человека со своими самообразами и складывающимися или ранее сложившимися образами друг друга. Они, как правило, не совпадают. В любом процессе общения происходит борьба реальностей, которая может иметь разные исходы. Виртуальный самообраз есть орудие психологического воздействия на себя, других людей, и мир в целом. Это очень изменчивая и динамичная структура. Виртуальный самообраз может быть очень устойчивым или неустойчивым к внешнему давлению. Это зависит от многих факторов: устойчивость виртуальному самообразу придают высокая самооценка, преобладание гратуальных реальностей в соби, хорошо сформированная реальность воли. Эти факторы дают больше возможностей в общении с другим человеком развернуть свою реальность, а не принимать чужую, как свою. Устойчивым может быть и виртуальный самообраз с низкой самооценкой, ингратуальными реальностями в соби. Но он устойчив именно только для низких реальностей. Ключ к изменению реальностей и всей жизни человека – изменение его виртуального самообраза. В любом процессе общения идет или подтверждение, или изменение виртуального самообраза. В низких реальностях идет постоянная атака на чужой виртуальный самообраз в целях его снижения. В психотерапевтических сеансах идет противоположный процесс – психологическое воздействие в целях формирования виртуального самообраза достойного уважения человека с высокой самооценкой. Если это удается, клиент получает доступ к своим ресурсам, к разворачиванию гратуальных реальностей со всеми их характеристиками. Виртуальный самообраз отражает соотношение гратуальных и ингратуальных реальностей в соби человека. Проблема профессиональной деформации практического психолога и средства ее профилактики связаны с проблемой воздействия на виртуальный самообраз психотренера процесса и результатов его собственной профессиональной деятельности. Анализ роли виртуального самообраза в виртуальной реальности позволяет сформулировать некоторые положения: 1. Виртуальный самообраз – образ себя в каждой новой реальности, динамической реальности, которая возникает и исчезает. Виртуальный самообраз – образ «Я», который возникает в данной реальности и исчезает вместе с ней. 2. Функции виртуального самообраза состоят в порождении новой реальности, управлении развитием событий в ней, в определении места в общении и отношение других людей (партнеры по общению интуитивно «считывают» самообразы своих партеров), виртуальный самообраз сам может меняться вместе с этой реальностью. Он составляет динамическую сторону «Я», вероятно, это один из механизмов развития «Я». 3. Механизмы возникновения вирутального самообраза следующие: виртуальный самообраз возникает на основе прежних самообразов, в момент структурирования позиций в акте общения с другим человеком. В процессе общения происходят изменения в нем. Целенаправленное создание виртуальных самообразов партнеров по общению – одно из сильных средств воздействия. «Я» связано со своей реальностью довольно жестко. Несоответствие «Я» и ситуации порождает проблемы: конфликты, неадекватное поведение людей и т.д. Виртуальный самообраз у большинства людей довольно сильно подвержен влияниям других. Виртуальное «Я» улавливается на уровне подсознания и очень жестко подвергается давлению других. Изменение виртуального самообраза изменяет реальность, и может вызвать изменения даже в физическом теле человека. Виртуальный самообраз – ключ к изменению жизни человека в любую сторону – повышения или понижения качества жизни. 4. Средства влияния на виртуальный самообраз многообразны. Именно изменение виртуального самообраза человека в сторону снижения используют все манипуляторы, и наоборот, повышают уровень виртуального самообраза все, кто занят развитием человека, например, педагоги и психологи, стоящие на позициях гуманистической психологии и педагогики. Манипуляторы снижают самообраз другого человека, нападают на него, критикуя, навязывая плохой самообраз, при этом используют такие средства воздействия, как слова, которые способствуют потом воспроизведению сниженного виртуального самообраза: например, ты всегда… ты никогда… и т.д. Эти психологические воздействия на виртуальный самообраз человека имеют целью перевода этих качеств в постоянный, устойчивый, легко воспроизводимый самообраз. Например, в инновационных семинарах, которые мы проводили с учителями для передачи им новых педагогических технологий, использовался метод целенаправленного формирования индивидуального и группового самообраза. Опытный игротехник давал участникам семинара преувеличенно хорошую самооценку, увеличивал значимость каждого человека, приписывая ему общечеловеческую планетарную ответственность. Так формировался виртуальный самообраз группы. В группах появлялся виртуальный самообраз каждого как члена группы, и это объясняло тот зафиксированный, но необъяснимый в мононтичной парадигме феномен: усилиями игротехников у каждого участника и группы в целом формировались виртуальные самообразы со свойствами и способностями, которые были много выше привычных самообразов. И группы давали интеллектуальные продукты по уровню много выше тех, на что способны были участники в обычных, привычных им реальностях. Виртуальные самообразы высокого уровня порождали такую же высокую по уровню виртуальную реальность, и она держалась все дни, пока шел инновационный семинар.
РЕЗЮМЕ 1. Для того чтобы психотренинг мог выполнить задачи развития полионтизма соби участников тренинга, необходимо создать в нем полноту всех реальностей: телесности, сознания, личности, воли, внутреннего человека, то есть, вести тренинг в соответствии с принципом полионтизма. Главным средством воздействия на участников тренинга является собь группы, которую тренер формирует с самого начала работы с группой. Тренер несет в себе, потенциальную собь группы с заданными параметрами, в своем состоянии. Через свое общение с группой он разворачивает реальности тренинга, формируя собь группы как средство воздействия на участников тренинга. Состояние тренера – события тренинга – собь группы – собь участников – таковы этапы психотренинга. Первым входит в виртуальную реальность психотренинга сам тренер. 2. Следует отметить важнейшую особенность общей виртуальной реальности участников на тренинге, как условие формирования полионтизма: виртуальные реальности должны быть высокого уровня, высокого в плане духовности и нравственности. Именно поэтому тренер тщательно готовит состояние группы для проведения ключевого момента тренинга – виртуального события. Высокий уровень реальности вызовет скрытые резервы, даст недостающий опыт личности, вместе со всеми нравственными переживаниями будет развивать реальность личности участников. 3. Тренер может совершить ошибки в управлении виртуальными реальностями группы. Особенно опасно воздействие эмоционально насыщенных виртуальных реальностей низкого уровня. Неуправляемое смешение виртуальной реальности низкого уровня с реальностями соби участников есть ошибка тренера в управлении реальностями. Виртуальная реальность тренинга может быть различного уровня, а также гратуального и ингратуального, если это нужно для развития участников, но нельзя допускать неуправляемого смешения реальностей тренинга и реальностей соби участников. 4. Психологическое воздействие на собь клиента психотерапевт через фентриел, то есть искусственную, на время созданную виртуальную реальность. Фентриел и собь клиента должны быть определенным образом связаны между собой. Средством связи служит образ-символ. Он должен отвечать следующим требованиям: быть по происхождению из субъективной реальности клиента – и иметь двойную нагрузку – то есть трансформации этого образа должны, в конечном счете, разрешить проблему клиента. Изменения образа-символа в фентриеле вызывают изменения в реальностях клиента. В конце сеанса психотерапии фентриел, искусственно созданная виртуальная реальность, которая произвела изменения в реальностях клиента, исчезает, свертывается психотерапевтом. Использование фентриела в работе с реальностями клиента является средством профилактики профессиональной деформации практического психолога-психотерапевта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа закончена, но не завершены исследования в области психологии виртуального конфликта. Основатель виртуалистики, отечественный исследователь, доктор психологических наук, профессор Н.А. Носов ввел понятие «виртуальный конфликт», но успел исследовать только виртуальный конфликт в области медицины. Но он отметил, что виртуальный конфликт пронизывает жизнь современного общества, человека в самых различных областях: в производстве, в армии, в медицине, в образовании, в международных отношениях. Мы исследовали сами условия возникновения виртуального конфликта и установили, что виртуальный конфликт появляется как следствие полиреальности человека, и только в том случае, когда нарушается принцип полионтизма, принцип развития его полноценной соби. Развитие полиреальности человека в филогенезе, возникшее еще в эпоху первобытности, продолжается и в настоящее время. Специфика современного человека с точки зрения виртуального подхода состоит в том, что для полноценной жизни необходимо развитие всех реальностей его индивидуальной соби, отсутствие слияния их с реальностями любой группы или другого человека. В этом процессе отделения реальностей каждого человека от реальностей семьи, рода, социума, могут возникать любые аномии виртуальных реальностей, и появляются условия для возникновения виртуальных конфликтов. Полиреальность каждого человека формируется в онтогенезе. В виртуальном подходе мы понимаем развитие человека как возникновение новых реальностей. Виртуальный конфликт появляется в любых областях жизни человека, связанным с целенаправленным воздействием на него в целях обучения, воспитания, развития. Именно поэтому виртуальный конфликт появляется во всех институтах социализации: семье, образовательных учреждениях, в трудовых организациях и т.д. Мы исследовали проблему виртуального конфликта в ее психологическом измерении: в семье, в образовании, внутри самого человека, в его реальностях, решая вопрос об условиях и механизмах возникновения виртуальных конфликтов, о признаках наличия виртуальных конфликтов в образовании и в семье, начато исследование проблемы гигиены виртуальных реальностей. Исследование типичной российской семьи показывает, что в настоящее время виртуальный конфликт в типичной российской семье является ее непременным атрибутом, так как трехпоколенная российская семья является остатком родового строя с узурпацией реальностей человека. Кризис семьи в России является не кризисом семьи, как социального института, а кризисом родовой семьи с узурпацией реальностей человека. Интересы рода и интересы современного человека, который хочет и может иметь полноценную собь, полноценные реальности супружества, несовместимы. Этот конфликт неразрешим в принципе никакими психотерапевтическими средствами. Тенденция развития семьи в России показывает движение в сторону самостоятельной полиреальной семьи, которая заменяет прежнюю трехпоколенную родовую семью. Процесс этот драматичен, дает большое количество разводов, разрушенных семей из-за неразрешенного виртуального конфликта. Виртуальный конфликт пронизывает образование, как начальное и среднее, так и высшее. Подлинной причиной кризисных явлений в образовании является виртуальный конфликт, казус которого лежит в реальности воли. Традиционное обучение имеет те же нарушения принципа полионтизма, что и типичная российская трехпоколенная семья: собь учащегося заполняют своими реальностями не только ученики, но и педагоги в начальной и средней школе, не только студенты, но и преподаватели в высшей школе. Так нарушается принцип полионтизма, так в соби ученика или студента появляются чужие реальности: учителя или преподавателя. Традиционное образование сходно с типичной российской семьей по критерию вторжения в собь человека реальностей другого: оно непрерывно порождает виртуальный конфликт, казус которого в реальности воли, а проявления – в реальности личности и сознания. Однако уже разработаны новые технологии, такие, как психодидактика (А.З. Рахимов, 1999), которые виртуальный конфликт не порождают, они соответствуют полиреальной природе человека, в них формируется полноценная собь ученика, и собь эта заполняется реальностями только самого ученика. Вторжение чужих реальностей наблюдается и в соби самого человека, и виртуальный конфликт появляется также внутри самого человека, в его соби или совокупности всех его реальностей. Мы в своем исследовании выявили, что виртуальный конфликт внутри самого человека может быть двух родов: 1) аномия или несоответствие виртуальных реальностей человека в его соби друг другу, 2) загрязнение виртуальных реальностей человека фрагментами реальностей других людей. Происхождение этого явления пока можно объяснить только гипотетически, требуются новые исследования в этой области. Слияние всех реальностей в роду может проявлять себя как смешение реальностей людей, в плане их виртуальных реальностей, даже виртуальных тел. Следует предполагать, что такое явление может наблюдаться и в других реальностях человека: в реальности сознания, воли, внутреннего человека. Вторжение чужих реальностей может быть в виртуальном теле человека. Виртуальное тело невидимо, оно проявляется только как изменения в физическом теле и как ощущение самого человека по отношению к своему телу. Аномии виртуального тела выявляются через осознание образов виртуального тела у самого человека, синомия идет тоже через образы. В работе с физическим телом придется касаться тела для актуализации и осознания виртуального тела. Причины возникновения аномий виртуального тела пока неизвестны. Следует предполагать – это результат межличностных отношений. Возможно, более старые люди рода пытаются удержать свое физическое тело в тонусе за счет сброса нормального для них виртуального старого тела на молодых членов рода. И этот конфликт порожден тем же кризисом российской родовой семьи с ее слитностью реальностей людей в роду. Как и любое другое научное исследование, наше исследование, решив определенные задачи, поставило много новых научных проблем. И в первую очередь, что делать, если большинство современных россиян придерживается моноонтичной картины мира и просто не в силах осознать наличие виртуального конфликта в собственной жизни? Что делать, если медицина решает вопросы диагностики и лечения только на уровне реальности телесности, хотя казус большинства болезней лежит много выше по уровню реальности? Как решить проблемы образования, если студента вуза учат на том же уровне реальности, что и ученика младших классов? Как быть семейным психотерапевтам, если корни семейных проблем лежат в остатках родового строя и порождают бесконечные виртуальные конфликты, которые просто невозможно решить с помощью средств психотерапии? Как воспитывать и обучать детей, в семье и в школе, студентов в вузе, если в этом же процессе возникают виртуальные конфликты? И есть ли у нас право навязывать другим уважаемым нами людям полионтичную картину мира и показать причину виртуальных проблем, например, в образовании? Полионтичная картина мира, ментальность постнеклассического этапа развития науки пока не стала преобладающей в нашем обществе. И пока не будет обнаружен факт противоречия между моноонтичной картиной мира, и полионтичностью природы человека, виртуальные конфликты будут возникать, пронизывая всю жизнь современного человека. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы