Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ошибки тренера в управлении реальностями



Психотренинга

Однако следует отметить, что в тренингах могут быть мастерски созданы виртуальные реальности низкого уровня с огромным влиянием на переживания участников.

На одном из тренингов я наблюдала за тем, как в игре «Мафия» участникам давали возможность самим выбрать себе имени и биографии, социальное положение и т.д. Через некоторое время становится ясно, что эти выдуманные «Я» вовсе не выдуманы, это нереализованные «Я» человека, то, что не было востребовано, не смогло реализоваться. Однако по ходу игры, причем, не по выбору участников, а по воле тренера, одни становились членами мафии, другие – добропорядочными гражданами, и, даже комиссаром Каттани, или мэром города. Мне выпала роль мафиози одной из двух борющихся за город мафий: их было две: одна – крестовая, другая – пиковая. Итак, я – крестный отец крестовой мафии, да еще у меня в подчинении два боевика. Я, как и положено психологу-тренеру, умело отводила подозрения в преступлениях и от себя, и от двух боевиков. Они все выжили, тогда как по приговору суда граждан, которые сами решали, кто тут подозрительный, были казнены и мэр города, и комиссар Каттани, и много добропорядочных граждан. Умелый и опытный тренер хорошо формировала и поддерживала реальность игры, и критерий появления субъективной реальности – переживания в соответствии с ситуацией – уже проявился очень четко. Но созданная тренером виртуальная реальность была ингратуальной: подозрения, невозможность и неумение невинных отвести от себя подозрения, умелые «преступники» губили город руками самих граждан. Больше всего переживали «покойники» – они сидели в сторонке, молча. Они все видели, но не могли вмешаться. Игра окончилась. У меня болела голова, подскочило давление. Я говорила – дайте мне в другой игре роль мэра. Не хочу быть мафиози. «Мэр» плакала от обиды – ее несправедливо обвинили горожане и казнили одной из первых. Но главное – игра уже окончилась – а реальность никак не завершалась. Участников пришлось успокаивать, глубокой ночью мне пришлось провести несколько сеансов психотерапии, так как тренер уехал из санатория, где проводился тренинг, в город. В данном случае, виртуальная реальность была сделана мастерски – но она была низкого уровня: мафия, опасность, ингратуальность, враждебность. Может быть, эта игра и была полезна для всех, все увидели, насколько не защищен каждый человек от ударов судьбы, как трудно себя оправдать, и как легко общественным мнением руководят неправые. В соби людей не должны доминировать такие низкие реальности. Если уж почему-то надо было провести группу через опыт переживания и действия в низких реальностях, готовить, так сказать, к суровой правде жизни, то нужно было провести ее тут же и через другую реальность – гораздо более высокого уровня. Или, по крайней мере – надо было четко вывести группу из созданной реальности и хорошо отрефлексировать, для того, чтобы знать, как себя обезопасить в таких реальностях. Без такой работы эта виртуальная реальность «Мафия» быстро смешалась с другими реальностями участников тренинга. Из-за крайней эмоциональной напряженности, эта реальность была доминирующей, они изменила у участников восприятие жизни в сторону ингратуальности, изменяла смысл многих событий их жизни в худшую сторону. Произошло много ссор участников игры. Виртуальная реальность такого рода очень опасна – она может ухудшить жизнь человека посредством включения в его собь низких, ингратуальных реальностей. Низкие реальности индивидуальной соби, к сожалению, имеют больше условий в обыденной жизни разворачиваться в события. И никто не знает, какой след остался от такой игры в собях участников в виде виртуала, как бомба замедленного действия, однажды она может сыграть свою отрицательную роль в жизни человека. Развитие человека возможно только через опыт жизни и действия в высоких реальностях, пусть даже через участие в трагических игровых реальностях. Смешение виртуальной реальности игры с реальностями соби человека есть ошибка тренера в управлении реальностями. Виртуальная реальность тренинга может быть различного уровня, гратуального и ингратуального, если это нужно для развития участников, но нельзя допускать неуправляемого смешения реальностей тренинга и реальностей соби участников.

Умение управлять реальностями – есть одно из ключевых умений тренера. Этот факт отвечает на вопрос о том, почему при равной психотехнической подготовке из одних психологов получаются хорошие психотренеры, а из других – нет. Дело в том, что в подготовке тренеров пока не осознано это умение, не отработаны процедуры подготовки по созданию и управлению реальностями. Для того чтобы это произошло, нужен виртуальный подход к анализу личностного роста, подготовки психотренеров, самого психотренинга. Категория реальности – одна из самых высоких категорий в анализе человека, его личностного роста и развития, роста и развития группы. Без осознанной подготовки это умение управления реальностями становится характеристикой личного искусства психолога в качестве психотренера.

Виртуальный подход к анализу психотерапевтического сеанса позволяет понять многие закономерности этого процесса. В сеансе встречаются два человека со своими индивидуальными собями, набором всех реальностей. Для того чтобы психотерапевт мог профессионально работать, его обучают многим техникам исследования и присоединения к чужому уникальному внутреннему миру. Психологическое воздействие психотерапевт оказывает на субъективную реальность человека. Через нее он может оказать воздействие уже на реальное поведение человека во внешнем мире. Возникает вопрос – а на чьей территории идет взаимодействие – во внутренней реальности клиента? Психотерапевта? На наш взгляд, на время взаимодействия создается третья, разделяемая участниками субъективная реальность, и она имеет все характеристики виртуальной. Эту искусственную, на время созданную реальность я называю «фентриел». Фентриел и собь клиента должны быть определенным образом связаны между собой. Средством связи служит образ-символ. Он должен отвечать следующим требованиям: быть по происхождению из субъективной реальности клиента – и иметь двойную нагрузку – то есть, трансформации этого образа должны, в конечном счете, разрешить проблему клиента.

Достаточно простой пример психотерапевтического сеанса – снятие страха перед пауками. Клиентка жалуется на то, что один вид пауков вызывает очень плохое состояние у нее, страх, дезорганизует деятельность и т.д. Налицо фобия, которая значительно нарушает нормальное течение жизни. В первой фазе я расспрашиваю клиента, провожу спецификацию результата (это техника НЛП по составлению контракта психотерапевта с клиентом). В этом процессе я «присоединяюсь» к клиенту по темпу речи, по предикатам, голосу и ритму, физически застываю, не двигаюсь, чтобы не отвлекать клиента. Иными словами, уподобляю свое поведение с характеристиками клиента настолько, что через некоторое время она перестает на меня реагировать, как на другого человека, она вся в своем переживании и воспоминаниях. В это время я выясняю – связан ли страх со зрительным образом, или кинестетическим, аудиальным и т.д. В данный момент клиент как бы ушел во внутреннюю свою субъективную реальность – все признаки его поведения и внешности подтверждают это. Мне надо попасть буквально в эту субъективную реальность для того, чтобы там вызвать необходимые изменения для снятия фобии. Я говорю голосом, который по мере своих возможностей полностью подгоняю под характеристики голоса клиента. Мне нужно узнать, в каком образе для клиента закодировано его чувство страха. Я спрашиваю – а на что похож твой страх? Клиент отвечает – на шарик. Я осторожно (чтобы не сбить состояние клиента) выясняю параметры образа – цвет, величину, материал, из которого сделан этот шарик. Позже мне понадобятся эти параметры для изменения образа, вместе с ним изменится и чувство страха. Я спрашиваю – А какого он цвета? – Темно-синего – отвечает мне клиент. А на темно-синем фоне есть какие-то узоры? – Есть, кружочки, отвечает клиент. А какой он величины? Клиентка показывает. Я в этот момент через образ шарика уже нахожусь вместе с ней в фентриеле. Одновременно и я, как психотерапевт, строю этот образ шарика-страха, теперь у нас есть общий образ, построенный через ту информацию, которую я получила от клиента. Иными словами, я вместе с клиентом нахожусь, в общем для нас фентриеле, искусственно созданной реальности. Мне надо теперь этот ключевой образ: синий шарик-страх перед пауками – изменить. Образ-символ готов – он из субъективной реальности клиента, он несет двойной смысл. Я могу через манипуляции с шариком влиять на сам страх. Я спрашиваю – ты видишь, что нитка развязалась и из этого шарика выходит воздух? Клиентка что-то разглядывает во внутреннем, никому кроме него не видимом плане, и говорит, что он даже лопнул, выглядит как тряпочки. Я спрашиваю, не хочет ли она убрать эти остатки или сжечь их на костре?

− Хочу сжечь.

– А где костер?

− Вот – и уверенно показывает на пол.

– Ну, давай, жги. Она бросает как будто что-то и смотрит.

− Все сгорело?

– Да.

− А теперь представь: вот ты сидишь, бабочка прилетела – клиент улыбается. А вот по твоей ноге ползет паук, спешит по своим делам…

− Пусть ползет – отвечает клиент. Страх снят.

Позже я спрашиваю, о том, видела ли клиентка своих однокурсников? (сеанс идет на занятиях по практической психологии) Она отвечает, что не видела. Выясняется, что она и меня не видела, а только слышала.

Фентриел после работы непременно нужно дереализовать, иначе клиент может привязаться к психологу, пытаться с ним встречаться без необходимости, мы называем это явление психозависимостью. Для профилактики психозависимости психотерапевт переводит внимание клиента на другую реальность, другие события. Больше про шарик-страх вспоминать нельзя. Нельзя возрождать эту реальность – она свое отслужила.

Фентриел – это та реальность, которая создается искусственно, временно, в психотерапевтических целях. По происхождению фентриел – из субъективной реальности клиента. Средство создания фентриела – ключевые слова, которые вызывают во внутреннем мире клиента образы, формируя реальность. Главный атрибут – ключевой образ-символ. Образ-символ обязательно имеет зрительный компонент, если надо, то подключается аудиальный и кинестетический. Он свяжет две реальности: фентриел и субъективную реальность клиента. Психотерапевт должен быть очень осторожным в процессе трансформации образа-символа – ведь это работа с проблемой клиента. Образ легко трансформируется. Но ведь надо трансформировать его в соответствии с психотерапевтической задачей. Например, уменьшить шарик-страх – это уменьшить напряжение страха, чувства. Уничтожение шарика – это уничтожение преувеличенного страха. Надо тщательно проследить, чтобы вместо этого страха возникло что-то другое, положительное. Например, спокойное отношение к бывшему объекту страха. Проверка в конце сеанса показывает меру разрешения психотерапевтической задачи. После ее решения нужно перевести клиента в другую реальность, для этого я начинаю специально говорить в другом темпе, другой интонации, встаю и хожу. Связь, которая была во время сеанса между мной и клиентом, разрывается. Иногда я специально прошу клиента представить возникшую на время связь между нашими внутренними реальностями в виде каната или нитки, и перерезать ее, движениями, имитирующими это действие. Или щелкаю пальцами, иногда и этого достаточно. Важно дать понять бессознательному клиента, что связи больше нет. Автономность клиента восстановлена.



Время в аретее

Один из самых интересных феноменов в аретее – это время в виртуальной реальности. Время точно также поддается управлению, как и любой другой параметр виртуальной реальности. В нейро-лингвистическом программировании есть техники, прямо связанные с изменением времени, например, техники работы с линией времени. Мы полагаем, что виртуалист может использовать все психотехники из любого направления практической психологии, которые позволяют работать с реальностями. Техника изменения жизненной истории, в которую входит техника возрастного регресса – пример техники НЛП, позволяющей работать с реальностями.

Эта техника разработана в нейро-лингвистическом программировании, она – техника интервенции, или, как говорят сами специалисты по НЛП – тяжелая артиллерия. В работе с клиентом по этой сложной технике приходится задействовать многие другие техники НЛП – спецификации результата, якоря, ресурсы и так далее. Однако центральный момент этой техники – возрастной регресс.

Эта психотехника используется в том случае, если некая психотравма произошла с человеком в прошлом, возможно, даже в детстве, но до сих пор продолжает мешать полноценно, жить, порождает проблемы.

Работа с клиентом, ориентированная на настоящее время, не дает стойких результатов. Нужно буквально вернуть клиента в прошлое и там изменить это тяжелое событие, призвать на помощь все ресурсы человека, изменить прошлое событие, а иногда просто убрать его, как будто этого события просто не было.

Следует учитывать и тот факт, что клиент часто и сам не помнит начала своих проблем, он просто чувствует: что-то не так в его жизни.

Например, одна из учительниц, которая попросила оказать ей психологическую помощь, жаловалась на то, что боится выступать перед людьми. Ей страшно было отвечать на уроках в школе, на занятиях в институте. Теперь она сама работает учителем в школе, и она боится выступать перед аудиторией. Конечно, она выступать она будет, если это необходимо, но очень с тяжелыми нервными затратами, она себя с трудом заставляет. После выступления ей приходится долго приходить в себя. Обычно у учителей такого страха нет – они привычны к публичным выступлениям. На вопрос о том, как именно возник страх, она ответить не может. Она просто приводит примеры различные примеры переживания страха перед аудиторией из своей школьной и студенческой жизни. Возникает предположение, что начало этой проблемы – в детстве.

Я принимаю решение – найти этот травмирующий факт, событие. В обычном состоянии она его не помнит – значит, нужно использовать технику возрастного регресса – вернуть ее в прошлое.

Времени не видно и не слышно, его нельзя почувствовать, поэтому для оперирования с ним нужно перевести время в нечто видимое. Я прошу ее встать рядом со мной, показываю на длинную трещину в линолеуме и говорю

– Представьте – что эта линия (от стола до окна) – Ваша жизнь. Если представить, что эта Ваша жизнь, то, в каком конце линии – Ваше прошлое, а где будущее?

– Вон там, возле стола, будущее, а там, у окна, – прошлое.

− А где точка настоящего? (Клиент водит рукой над линией и показывает).

– Вот!

– Встаньте на линию настоящего, повернитесь лицом к прошлому. Сосредоточьтесь сейчас на тех чувствах, которые Вас беспокоят. Сейчас медленно, по полшага, пойдете в прошлое. Каждый раз, когда снова в прошлом встретите похожее состояние – остановитесь и говорите – здесь.

Так я отмечаю для себя, в каком возрасте и сколько раз эта психотравма дала последствия в ее жизни. Клиентка медленно идет по линии, глаза его смотрят как бы внутрь, она явно никого из нас не видит. Потом останавливается и говорит – здесь. Я спрашиваю тихим голосом, чтобы не сбить ее состояние: «Сколько Вам здесь лет? Что тут происходит? Кто еще есть возле Вас? Что Вы видите? Что Вы слышите? » Мне это надо все запомнить для последующей работы с этим событием в этой точке – времени ее жизни. Так она идет в прошлое до тех пор, пока не найдет там, как правило, очень эмоциональное событие, о котором она раньше и не могла вспомнить. Она рассказывает дрожащим голосом:

– Мне лет 5, я в садике. Все дети стоят вокруг меня, а я – в центре. Они показывают на меня пальцем и вместе с воспитательницей хором кричат – стыдно! Стыдно! Я больше в этот садик не ходила. Я очень плакала, и родители забрали меня из этого садика.

Это была самая главная точка в линии времени – событие, ставшее психотравмой. Теперь нужно изменить его. Я точно не знаю, как сделать, чтобы это событие изменило смысл, но это знает она сама. Я спрашиваю:

− А что могло бы помочь тебе в этот момент?

− Вот если бы папа пришел и забрал меня от них. (Видимо, для нее лучше такой вариант. Я предлагаю ей изменить событие и говорю наводящие образы ключевые слова):

– Вот открылась дверь, и вошел твой папа. И что?

– И все ушли, а он меня забрал, и мы ушли домой…

Я бы совсем стерла это событие из жизни, но клиент выбирает так, как он считает для него лучше. Итак, я смотрю на клиента и вижу: у нее спокойное, даже веселое лицо: папа пришел, все хорошо, она себя чувствует спокойно. Эмоциональное изменение произошло: болевой точки здесь больше нет. Я говорю ей: «А теперь повернись на линии лицом к будущему и медленно иди вперед, с каждым шагом ты становишься старше». Пока она шла в прошлое и останавливалась на сходных событиях – их насчитала три. Следовательно, трижды надо будет остановить клиента на линии времени и восстановить все травмирующее событие, а затем изменить его. Часто оно уже изменяется, если самое первое событие-психотравму удалось хорошо трансформировать. Например, в одной из точек ей было семь лет, и она боялась идти к доске в классе отвечать. Она доходит по линии времени до этой точки. Я ей напоминаю:

– Вам семь лет, Вы в классе. Вы должны идти к доске.

– А я не боюсь теперь идти.

Иногда достаточно только проверить все те болевые точки, которые были найдены в процессе возрастного регресса. Иногда каждая точка требует точно основательной работы по изменению события. Так изменяются все события. Теперь она стоит в точке настоящего. Клиента можно выпустить только из этой точки с линии времени, чтобы не нарушить его внутреннюю жизнь. В будущее идти нельзя.

Это очень сильная техника. Ведь почти все психотравмы человека произошли в прошлом, и он страдает от их последствий. Ориентиром при движении в прошлое становится его состояние, на которое он жалуется – например, ощущение бессмысленности и пустоты в жизни, или страха и вины и т.д. Клиент отыскивает события – последствия именно по ориентиру состояния, которые они вызывали. Нельзя допускать движения в прошлое просто так, на самотек. Сам клиент в своем прошлом может набрести на что угодно. Возрастной регресс можно делать только с определенной целью и четким ориентиром – ведь клиент впадает в трансовое состояние. Он не видит никого – даже если вокруг линии стоят все его коллеги – психологи, которые стараются усвоить эту технику работы. Клиент попадает в другую виртуальную реальность, вызванную изменением субъективного времени. Эта реальность тоже имеет все признаки виртуальной, но существует только для клиента. Если сделать анализ этого момента психотерапевтического сеанса, используя технику совмещения логических уровней по Грегори Бейтсону, можно проследить, как возникает виртуальная реальность, вызванная работой тренера со временем жизни клиента.

Уровень окружения изменяется почти сразу, взгляд клиента «уплывает», становится расфокусированным. Клиент и меня не видит, хотя я стою рядом, он только слышит мой голос. И по нему он идет в прошлое и возвращается из него, держась за голос, как за нить Ариадны в лабиринтах своего времени, или времен жизни. Иногда для уточнения я спрашиваю о деталях воспоминаний, которые стали для клиента настоящим:

– Посмотри в окно, что ты видишь?

– Я лежу в кроватке, в окошке дерево, ветки такие (показывает руками).

− Листья есть?

− Есть.

− Какого цвета?

− Желтые.

− Посмотри на себя, встать сможешь?

− Нет.

− Подними ручки, посмотри на рукава, что надето на тебе?

– Ну, рубашка в красную клетку.

Эти детали нужны для того, чтобы проверить, действительно ли произошел возрастной регресс, или он конструирует прошлое по фотографиям, рассказам и. т. д.

Управление в аретее временем возможно. Например, тяжелое событие в прошлом можно изменить, и тогда у человека появляется как бы другая память о том, что этого события не было, или было другое, нейтральное, или радостное. Вмешательством психотерапевта его прошлое изменено, теперь у него другое прошлое, а значит, настоящее и будущее без этой психотравмы. Время в аретее используется для дереализации ингратуальной реальности в прошлом. Например, это событие в прошлом существует для человека до тех пор, пока оно имеет последствия для настоящего и будущего. Если же сделать возрастной регресс и дать человеку другую реальность, где этого события нет, оно исчезает и в прошлом, и в настоящем, и не будет последствий в будущем. Нет последствий – нет реальности.

Любопытным является довольно часто встречающийся феномен в аретее. Я спрашиваю у клиента

– Вам совсем стереть событие из памяти или сохранить его только как опыт, информацию: помнить будете, а переживать?

– Нет!

Казалось бы, о психотравме лучше вообще забыть, убрать полностью воспоминание о нем. Нет, редкий клиент соглашается на это. Обычно просят сохранить событие как опыт, который уже не вызывает переживания. В этом случае требуется событие дереализовать, оно станет эмоционально нейтральным. Но в субъективном опыте клиента оно исчезает в прошлом, его не будет в настоящем, не будет и в будущем. Теперь оно не способно иметь последствия из прошлого в настоящем, его практически нет, как реальности. Клиенты характеризуют это изменение ранее травмирующего события такими словами: «Как будто его не было, мне как будто рассказали об этом событии в жизни других людей».

Дереализации ингратуальной реальности можно добиться многими способами. Реальным событие представляется человеку, если вызывает эмоции и кинестетические ощущения. Именно удаление этих двух компонентов из воспоминания позволяет событие в прошлом дереализовать. Например, в нейро-лингвистическом программировании есть техники управления субмодальностями. Иными словами, есть техники, которые позволяют целенаправленно изменить параметры образа-символа, изменение параметров вызывает изменения в эмоциональных переживаниях. Я редко спрашиваю о содержании психотравмы, травмирующего события. Обычно мне нужно знать только параметры образа травмирующего события. Если он большой, он вызывает сильные переживания. Иногда достаточно просмотреть это событие как бы со стороны, или его символически уничтожить: превратить в фотографию, а фотографию потом ее сжечь. Например, клиент по моей просьбе последний раз последовательно вспоминает о травмирующем событии, а я слежу за изменениями его поведения, лица и т.д. Когда я вижу, что он закончил вспоминать это событие, я спрашиваю:

– Это похоже на фильм?

– Да.

– В нем есть кто-то кроме Вас?

– Есть.

− Вы можете выбрать один главный эпизод и как бы сделать из него фотографию?

− Да.

Клиент выбирает эпизод, останавливает у себя во внутреннем плане движение в событии, и превращает его в фотографию. Тем самым, он как бы вышел из события и теперь смотрит на него как бы со стороны – ведь так мы смотрим на фотографии. Это уже намного уменьшает интенсивность переживаний. Дальше я предлагаю изменить параметры образа-фотографии, сделать его меньше (интенсивность чувств прямо связана с параметром величины образа), из цветного сделать черно-белым (так еще немного уменьшается интенсивность переживания). Затем я ввожу неявный фактор удаления во времени. Я говорю клиенту о том, как фотография становится нечеткой, размытой, она помялась, пожелтела… (то есть, фотография давнего прошлого). По лицу и невербальному поведению клиента я слежу за изменением его состояния. Затем клиент должен решить судьбу этого события в своей жизни. Я спрашиваю: «Ну что, будем окончательно уничтожать фотографию (то есть событие), или оставим где-нибудь в старом альбоме в кладовке, куда Вы редко заглядываете? » Чаще клиенты выбирают второй вариант. Видимо, каждому жалко отдавать на уничтожение даже плохой кусочек своей жизни. Иногда клиент возмущается тем фактом, что он страдал так долго, годами, а ему удалили это страдание за 15 минут (техники НЛП позволяют это сделать). Ему это кажется кощунственным.

Управление временем в аретее возможно, доказательством этого являются видимые изменения в физическом теле клиента, в выражении его лица, всей внешности. Можно привести клиента в прошлое и дать ему возможность переживать его как настоящее, для чего я тихо даю наводящие ключевые слова: Что Вы видите? Что слышите? Что чувствуете? Стоит включить кинестетические ощущения, как прошлое событие становится настоящим. Это свойство кинестетики – сделать воспоминание как бы в настоящем, ведь у нас есть опыт того, что кинестетические ощущения возможны только в настоящем. Появление их буквально переносит прошлое событие в настоящее.

Очень редко встречается феномен двойного времени или двойной реальности. В нашем исследовании мы фиксировали единственный случай способности клиента видеть и переживать одновременно две реальности: настоящего и прошлого.

Шла демонстрация техники возрастного регресса на занятии по практической психологии у студентов – будущих психологов. Студентка Леся шла по линии времени в прошлое, тихонько комментируя:

− Вот уже я в школе. Новый год в десятом классе.

И вдруг согнулась и начала смеяться так заразительно, что вместе с ней стала смеяться вся студенческая группа. Леся объяснила, что на праздничном вечере в школе не было света. Для танцев была всего одна музыка, совершенно неподходящая для новогоднего праздника, тем не менее, все очень серьезно танцевали. Леся пропела: «Ленинград, Ленинград, я не хочу умирать…» Смеялась Леся – студентка, взрослая замужняя женщина, над наивностью и увлеченностью праздником десятиклассников с их неподходящей музыкой для танцев, но одновременно она переживала этот праздник, как десятиклассница. Леся была одновременно в двух реальностях: настоящего и прошлого. Еще ярче этот феномен проявился в следующем эпизоде.

Леся увидела себя в украинской деревне летом, на берегу речки. Мать стирает, трехлетняя Леся играет на берегу, а маленький братик-ползунок уже совсем близко подполз к воде, и мать этого не заметила. Леся отчетливо произнесла звонким голосом:

− Дывись, мамо, як братик гарно топится!

Затем стала удивляться тому, что видит себя и чувствует и сидящей там, на песке на берегу речки, и стоящей тут, в аудитории. Леся поражалась тому, что на ней одновременно и платье взрослой женщины на ее взрослом женском теле, и синий детский костюмчик на детском тельце трехлетнего ребенка. Две яркие картины, две реальности существовали для Леси, не мешая, друг другу.

Таким образом, в виртуальной реальности собственное время, собственные законы существования. И эти законы можно использовать в целях помощи клиенту.

Но в виртуальной реальности есть и другое время – время не личной жизни клиента в онтогенезе, а время филогенеза, свернутое в пластах его психики. Опыт развития в филогенезе, зафиксированный в культуре, передается человеку после рождения в процессе общения с другими людьми, овладения им опытом человечества. И человек носит в себе эти пласты психики – и мифомагическое первобытного времени, и логику античности, импульсивность и необузданность чувств, и корпоративность личности средневековья и т.д.

Особенно важен и интересен для аретеи мифомагический пласт – то самое бессознательное, с которым работают психотерапевты. Мифомагический пласт психики является источником формирования виртуальных реальностей. При актуализации мифомагического пласта психики возникает феномен совмещения виртуальных реальностей. И в этой виртуальной реальности закономерности мира и людей очень сильно отличаются от картины мира современного человека: здесь все возможно, нет запретов, объективных законов, например, физических законов – и время можно вспять пустить, и увеличиться или уменьшиться самому человеку, стать невидимым, заново пережить события прошлого.

Например, использование техники возрастного регресса психотерапевтом в работе с клиентом позволяет последнему заново переживать события своей жизни в обратном порядке времени: от настоящего к прошлому, останавливаться в одной из этих точек, изменять события в нем так, как будто прошлое есть настоящее. Прошлое в этот момент приобретает такой атрибут настоящего, как возможность изменить что-то в событиях. Эта особенность виртуальной реальности позволяет создать условия для изменения событий в прошлом в целях психологической помощи клиенту.

Например, женщина на приеме у психотерапевта рассказывает о тяжелом психотравмирующем событии в прошлом, но оно создает ей проблемы в настоящем. Для оказания психологической помощи необходимо создание виртуальной реальности, в которой можно вернуться в прошлое и изменить это событие. Для изменения этого события ей надо выйти из комнаты так, чтобы враждебно настроенные люди не заметили ее. Я предлагаю ей уменьшиться в размерах до мышки, выйти из комнаты незаметно, и добраться до безопасного места. Клиент смотрит в одну точку и в своей виртуальной реальности производит эти действия, и позже сообщает мне о результатах. После всех наших произведенных в виртуальной реальности изменений она говорит, что воспринимает ранее психотравмирующее событие так, как будто это оно происходило не с ней, как будто ей кто-то рассказал о нем.

Большинство самых различных направлений психотерапии разработало много техник, которые создают виртуальные реальности, актуализируя мифомагический пласт психики, неосознанно используя в целях психотерапии возможности мифомагического пласта психики. Но как бы психотерапевт не работал – он работает с реальностями, осознает он это или нет. По сути дела все успешные психотерапевты – виртуалисты, они просто не знают об этом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь