Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хотя в действительности материальная жизнь плачевна, обусловленная душа принимает временное или частичное избавление от страданий за счастье.



КОММЕНТАРИЙ

Осознавшая себя душа, живущая во Вриндаване, священной обители Господа Кришны, видит материальный мир в истин- ном свете. Что же касается обусловленных душ, то они не обладают таким проницательным видением, пребывая в полном неведении об истинной природе материального и духовного бытия.

йа ниша сарва - бхуганам

тасйам джагарти самйамй

йасйам джаграти бхутани

са ниша пашйато мунех

«То, что для всех существ ночь, для владеющего собой время бодрствования; когда же все существа бодрствуют, для мудрена, чей взгляд обращен внутрь, наступает ночь»

(Бхагавад-гита, 2.69).

Его Божественная Милость A. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада - осознавшая себя душа, поэтому его видение и вос-приятие реальности (как материальной, так и духовной) не затуманено иллюзией и материальными заблуждениями.

Очень важно иметь руководство истинного духовного учителя, который способен одновременно видеть подлинную природу обоих миров: материального и духовного. Благодаря такому учителю можно понять тонкости материального и духовного бытия и уже в этой жизни достичь совершенства.

«Человек должен в совершенстве постичь Личность Бога Шри Кришну и Его трансцендентное имя, форму, качества и игры, так же как и временное материальное творение с его смертными полубогами, людьми и животными. Тот, кто постиг это, попирает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением,

чтобы Б вечном царстве Бога наслаждаться вечной жизнью, ис-полненной блаженства и знания»

(Шри Ишопанишад, 14).

На первый взгляд кажется, что священная обитель Господа расположена в материальном мире. Но на самом деле она пребывает в трансцендентной сфере действия внутренней духовной энергии бытия Господа Кришны, именуемой сандхини. Обитель Господа нисходит из духовного мира, создавая весь необходимый антураж для явления Господа и Его игр в материальном мире. Священная обитель Господа, дхама, такие дарует в материальном мире особое прибежище тем душам, которые стремятся понять истинную природу мироздания, познать себя и свои вечные взаимоотношения с Кришной, Высшей Абсолютной Истиной. Достигнув этой цели, I душа избавляется от страданий материального бытия.

Вриндаван и Маяпур - это духовные оазисы в пустыне

материального бытия, которые даруют прибежище страждущим. Кроме того, там живут парамахамсы - те. кто достиг совершенства и осознал свою духовную природу.

           Международное общество сознания Кришны, выполняя наставление своего ачарьи-основателя Шрилы Прабхупады, построило в священных обителях Господа Кришны - Вриндаване и Маяпуре - большие духовные центры, принимающие паломников со всего мира. Живя в таких местах, можно ускорить свое продвижение по пути сознании Кришны. Шрила Прабхупада дает в этой связи такое наставление:

           «Следуя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, мы

воздвигли храмы во Вриндаване и Маяпуре, Навадвипе, чтобы преданные из Европы и Америки могли приезжать туда... Такова цель Международного общества сознания Кришны - дать им прибежище и обучить преданному служению. Многие туристы хотели бы приехать в Индию и узнать больше об индийской

духовной культуре. Поэтому преданные из наших храмов во Вриндаване и Навадвипе (Маяпуре) должны сделать всё возможное. чтобы принять этих гостей»

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 25.183, комментарий).

 

Каждый из нас, наверное, встречал людей, находящихся в самом плачевном состоянии - например, лежащих в больнице на вытяжении после перелома. В ответ на вопрос «Как дела? » такие люди иногда отвечают: «У меня всё прекрасно! » Они говорят так потому, что по сравнению с предыдущим днем их боль поутихла. В этом весь секрет материального счастья. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада в. своих книгах часто приводит подобные примеры. Из вышесказанного нетрудно сделать вывод, что в материальной жизни нет подлинного счастья. То, что люди ошибочно принимают за счастье, - это лишь временное облегчение материальных страданий. Истинное счастье не зависит от материальных условий. Оно приносит полное удовлетворение, и ощутить его можно, только находясь в сознании Кришны.

Очень мало кому доступны эти истины о материальной и духовной жизни. Понять их можно, только снискав особую милость Верховной Личности Бога. Его Божественная Милость А.Ч.активеданта Свами Прабхупада воспринимал тяготы материальной жизни как благословение Господа. В его биографии, «Шрила Прабхупада-лиламрите», об этом говорится так:

«...В восемьдесят восьмой главе Десятой песни «Шримад- Бхагаватам» он (Шрила Прабхупада) наткнулся на стих, в котором Господь Кришна говорит поразительную вещь:

 

йасйахам анугрхнами

харишйе тад-дханам шанаих

тато 'дханам тйаджантй асйа

сваджана духкха-духкхитам

«Того, кто особенно дорог Мне, Я постепенно лишаю всех его богатств. Тогда друзья и родственник! отвергают этого пораженного бедностью никудышного человека. Абхай вздрогнул, прочитав этот стих. Казалось, он был обращен, лично к нему...»

(Шрила Прабхупада-лилалрита, т. 1, стр. 88).

В этом стихе книги «Вриндаване бхаджара» Шрила Прабхупада выражает озабоченность следующим: даже если преданный уже удостоился особой милости Господа, он всё равно может пожалеть об утраченных материальных благах, если не будет полностью погружен в сознание Кришны. Поэтому заключительная строфа напоминает, что необходимо сохранять смирение и погруженность в сознание Кришны. Одно из качеств преданного Кришны - постоянное смирение и упование на беспричинную милость Господа.

 

Текст 6

ката 'плйана' каре тара бхала тхакибаре

пракрти бхангийа дейа саба баре баре

даиви хйеша гунамайй бхагаванера майа

'бхала тхакара' артха буджха бхала каре бхайа

кеха 'бхала' наи хетха 'табу бхала' бале

эибхаве майа саба баддхадживе чхале

чхаланайа бхули джйва сарвада машагула

майа лаги маре табу бханге нако бхула

 

ката - много: плйана каре - строят планов; тара - они; бхала - хорошо, комфортно; тхаки баре - чтобы жить; пракрти - материальная природа; бхангийа дейа - сокрушает; саба - все; баре баре - снова и снова; даивй хй эша гуна-майй - состоящая из трех гун и уполномоченная Господом; бхагаванера - Господа; майа-внешняя энергия; бхала тхакара-хорошего самочувствия; артха- смысл; буджха-пожалуйста, пойми; бхала каре - хорошо; бхайа - о брат; кеха - никому; бхала - хорошо; наи - нет; хетха - здесь: табу-тем не менее; бхала- -хорошо: бале-говорят; эибхаве- таким образом; майа - внешняя энергия; саба - все: баддха-джйве - обусловленные души; чхале - обманывает: чхаланайа бхули - введенная в заблуждение; джйва - душа; сарвада - всегда; машагула- погружена в невежество; майа лаги- будучи обусловленной; маре - страдает; табу - и всё равно; бханге нако бхула - остается в иллюзии.

ПЕРЕВОД

 

Как много планов строят люди только для того, чтобы им «было хорошо». Но материальная природа снова и снова рушит все их тщательно продуманные планы и программы.

Даивй хй эша гуна-майй- материальная природа является божественной энергией Верховной Личности Бога и действует согласно Его воле. Поэтому, дорогой брат, постарайся понять, что в действительности означает «хорошее самочувствие» в этом мире!

Здесь никому не бывает по-настоящему «хорошо», и всё-таки люди говорят: «Мне хорошо». Так майя, иллюзорная энергия Господа, вводит обусловленные души в заблуждение. Снова и снова рождаясь и умирая, они получают бренные тела. Сбитые с толку, обусловленные души не помнят о своей вечной, исполненной блаженной жизни в преданном служении Господу Кришне, Верховной Личности Бога. Вместо этого они поглощены служением собственным материальным чувствам в надежде испытать чувственные наслаждения. Даже когда беспощадная рука смерти заставляет таких людей, вопреки их желанию, расстаться с телом, это не может разрушить их материальные иллюзии, и они продолжают пребывать в невежестве.

КОММЕНТАРИЙ

Материальная жизнь пленяет всех и каждого. Все вращаются в колесе несокрушимого времени. Движимые несбыточными мечтами, люди упорно пытаются осуществить свои замыслы. Они строят разнообразные планы и разрабатывают программы для удовлетворения чувств. Это их основная цель. К сожалению, они не понимают простой истины: сколько бы планов они ни строили и какие бы усилия ни прилагали для их воплощения, в конечном счете их ждет разочарование. И причина тому - незнание истинной цели человеческой жизни.

Сегодня никто не ведает, в чем цель человеческой жизни. Поэтому, хотя недалекие люди и надеются обрести счастье, их надеждам не суждено сбыться.

на те видух свартха-гатим хи вишнум

дурашайа йе бахир-артха-манинах

андха йатхандхаир упанййамйиас

те 'пйша-тантрйам уру-дамни баддхах

«Люди, поглощенные мыслями о мирских наслаждениях, избирают себе лидера или гуру из числа таких же слепцов, как они сами, - слепцов, которые привязаны к внешним объектам, доступным для материальных чувств. Такие люди неспособны понять, что цель жизни одна: вернуться домой, к Господу Вишну, и посвятить себя служению Ему Как слепой, идущий за другим слепым, сбивается с пути и падает в яму, так и материалистичные люди, избравшие своим лидером еще одного материалиста, запутываются в необычайно прочных веревках кармической деятельности и погружаются в бездонную пучину материального бытия, где их снова и снова преследуют тройственные страдания»

(Шримад-Бхагаватам, 7.5.31).

«Люди пытаются быть счастливыми в этом материальном мире, имея материальные цели. Но их планы никогда не осуществятся. В истории есть немало примеров тому, как правители погибали вследствие чрезмерных усилий, приложенных ими ради достижения своей цели. Несмотря на все отчаянные попытки, они не могли переделать мир, как того хотели. Наполеон, Гитлер, Ганди, Неру и многие другие в конце концов потерпели поражение. Этот мир майи называется дурашрая, что означает «ложное или плохое прибежище». Тот, кто верит в дурашрая, сам себе отрубает последнюю надежду»

(Нектар наставлений, 7, комментарий).

Материалист не способен видеть во всём незримую руку Господа Кришны. Материальная энергия - лишь одна из энергий Верховного Господа, действующая под Его руководством. Тот, кто знает, как работает эта энергия верховного повелителя, Шри Кришны, способен освободиться от иллюзии. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада цитирует здесь следующий стих из «Бхагавад-гиты»:

даивй хй эта гуна-майй

мама майа дуратйайа

мам эва йе прападйанте

майам этам таранти те

«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под се власти»

(Бхагавад-гита, 7.14).

Не предавшись Верховному Господу, очень трудно увидеть, как материальная энергия действует против обусловленных душ, и понять, что в этом заключена сама природа материальной иллюзии. У материальной энергии есть и высшее предназначение. Она не только позволяет живым существам исполнить материальные желания, но также ввергает их разочарование. Так они могут осознать тщетность материального бытия и захотеть вернуться в свое истинное положение в духовном мире, чтобы быть рядом с Верховной Личностью Бога.

Как шулер, играющий краплеными картами, никогда не проигрывает, так и материальная энергия устраивает всё так, чтобы обусловленная душа никогда не вышла из-под ее контроля. Никакой независимости не существует и в помине: если даже материальная энергия действует под надзором Верховной Личности Господа, что тогда говорить об индивидуальных душах в материальном мире?

майадхйакшена пракртих

суйате са-чарачарам

хетунанена каунтейа

джагад випаривартате

«Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается»

(Бхагавад-гита, 9.10).

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:

«Здесь ясно сказано, что, хотя Верховный Господь стоит в стороне от деятельности материального мира, Он остается верховным повелителем. Верховный Господь олицетворяет высшую волю и является опорой материального мироздания, деятельностью которого управляет материальная природа... Одним словом, без руководства Верховной Личности Бога материальная природа сама по себе ни на что не способна. Однако Верховный Господь остается непричастным к любой материальной деятельности».

Материальная природа раз за разом сокрушает все тщательно продуманные планы материалистов, но они всё равно не прекращают попыток сделать свою жизнь комфортной. Однако что толку в их упорных стараниях обрести материальный комфорт? Разве это - цель человеческой жизни? Современный человек стремительно движется вперед, но куда лежит его путь? Шрила Прабхупада пишет:

«Человеческое тело - превосходное средство передвижения, с помощью которого можно достичь вечной жизни. Это редкостная ладья, позволяющая пересечь океан неведения, которым является материальное существование. На этой лодке нам

предлагает свои услуги опытный лодочник, духовный учитель. По милости Бога, подгоняемая попутным ветром лодка скользит по воде. Кто при всех этих благоприятных условиях не воспользуется возможностью переплыть океан неведения? Очевидно, что тот, кто упускает этот счастливый случай, попросту совершает самоубийство.

В вагоне первого класса, разумеется, есть все удобства, но, если поезд идет не к месту своего, назначения, какой толк в купе с кондиционированным воздухом? Современное общество слишком много внимания уделяет созданию удобств для материального тела. Люди ничего не знают об истинной цели жизни - возвращении к Богу. Мы не должны просто сидеть в комфортабельном купе; нужно знать, движется ли наш поезд к месту своего назначения.

Забота об удобствах для материального тела ценой забвения первейшей жизненной потребности - возрождении своего утраченного духовного «я» - не принесет нам высшего блага»

(Наука самоосознания, «Открытие души»).

Из-за неестественных попыток любой ценой достичь так называемого материального прогресса мир погружен в хаос. Борьба за ресурсы материальной природы привела к тому, что планета стоит на пороге ядерной катастрофы. «Единый мир под Богом» - единственный путь к установлению мира во всём мире. В противном случае, материальная энергия никогда не позволит обусловленным душам понять, в какой иллюзии они находятся.

«За порядок в государстве отвечает министерство юстиции, а в государстве вселенной, в которой Земля - лишь ничтожная частица, порядок поддерживают законы природы. Эта материальная природа - одна из многочисленных энергий Бога, являющегося высшим владельцем всего сущего. Следовательно, Земля принадлежит Богу, но мы, живые существа, особенно так называемые цивилизованные люди, находясь в плену неверных

представлений, каждый в отдельности и все вместе объявляем собственность Бога своей. Если вы хотите мира, то должны изгнать эти ложные представления из своего ума и из мира. Эти ни на чем не основанные претензии человечества на господство над Землей - одна из причин (а нередко единственная причина) нарушений спокойствия на Земле»

(Наука самоосознания, «Формула мира»).

«Итак, пока люди не примут, что в центре всего должен находиться Кришна, все их замыслы обречены. Могхаша могха-кармано могха-джнана [Б.-г., 9.12]. Взгляните на историю. Люди пытаются многого достичь, строят разные планы. В каждой стране есть плановая комиссия. Но, как гласит «Бхагавад-гита», любой их проект, если в нем нет Кришны, - это фантасмагория. Ему не суждено сбыться»

(Лекция Шрилы Прабхупады: Шримад-Бхагаватам, 6.1.46 -

Детройт, 12 июня 1976 г.).

«Закон выживания в борьбе за существование установлен верховной волей, и никто, как бы он ни старался, не может обойти его. Живыми существами, пришедшими против воли Верховного Существа в материальный мир, управляет высшая власть, называемая майя-шакти, уполномоченный представитель Господа, и эта дайви майя призвана причинять обусловленным душам тройственные страдания, одно из которых описывается в этом стихе: слабые служат пищей для сильных»

(Шримад-Бхагаватам, 1.13.47, комментарий).

 

 

Текст 7

бара бара 'плйана' каре бара бара бханге

какхана бхумите пади какхана та' панке

эирупа брахманда-бхари (джйва) карайе брамана

гуру-кршна-крпайа пайа бхакти-нитйадхана

сеи дхана миле йади ара дхана чхаде

анайасе чале йайа самсарера паре

бхавапаре ачхе чид-ваичитрйа апара

нитйа шанти нитйа сукхе карайе вихара

 

барабара- снова и снова; 'плйана'каре-строя планы; барабара- снова и снова; бханге- ломаются; какхана- иногда; бхумите- на землю; пади - падают; какхана - а иногда; панке - в грязь; эиру-па - таким образом; брахманда-бхари наполняющие вселенную; джйва - души; карайе брамана - скитаются; гуру-кршна-крпайа - по милости духовного учителя и Кришны; пайа - получает; бхакти-нитйа-дхана- нетленное сокровище преданного служения; сеи - это; дхана - сокровище; миле - обретаемо; йади - если; ара- другие; дхана- материальные сокровища; чхаде- отринуты; анайасе - легко; чале йайа - идет; самсЗрера пЗре - пересекая материальный мир; бхавапаре- за пределами царства материи; ачхе - находится; чид-ваичитрйа - духовное разнообразие; апа-ра- непревзойденное: нитйа-вечн ый; шанти-шр; нитйа-в вечном; сукхе - счастье; карайе вихЗра - развлекается, наслаждается.

ПЕРЕВОД

 

Таким образом обусловленная душа снова и снова строит планы в надежде достичь материального счастья. И раз за разом эти планы рушатся. Порой в погоне за счастьем живое существо падает и больно ударяется о твердую землю. А иногда оно падает в грязь, которая немного смягчает удар. Так великое множество обусловленных душ жизнь за жизнью скитается по вселенным.

Лишь по милости истинного духовного учителя и Верховной Личности Бога, Кришны, обусловленная духовная душа может получить нетленное сокровище чистого преданного служения Господу Кришне. Если, обретя это сокровище, такая удачливая душа оставит привязанность к материальным объектам, она с легкостью освободится из материального рабства и прервет нескончаемую череду рождений и смертей.

За пределами бренного материального мира простирается вечная духовная обитель Господа, исполненная неповторимого и восхитительного духовного разнообразия. Несметные духовные сокровища этой обители не поддаются описанию. Там, в духовном мире, освобожденные души наслаждаются вечным миром и счастьем.

 

КОММЕНТАРИЙ

Обусловленные души в материальном мире не теряют надежды осуществить свои планы и так стать счастливыми. Тому, кто пребывает в материальном мире, очень трудно увидеть всё в истинном свете. Как гласит народная мудрость - «За сосной леса не увидишь». Вот почему душе, оказавшейся в материальном рабстве, непросто осознать истинную природу материального мира и освободиться от его оков.

В Ведах сказано, что человеческое тело - это корабль, на котором можно переправиться через океан материального бытия.

Но из-за своих многочисленных материальных привязанностей обусловленная душа пребывает в неведении о подлинном положении вещей. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, какие привязанности держат людей в плену материального сознания:

«К сожалению, это тело удерживают на приколе мирского сознания пять прочных якорных цепей:

1)       привязанность к материальному телу, вызванная незнанием духовных истин;

2)       привязанность к родственникам, возникающая из телесных отношений;

3)       привязанность к месту рождения и материальной соб-ственности: дому, мебели, движимому и недвижимому имуществу, ценным бумагам и т.п.;

4)       привязанность к материальной науке, которая всегда остаётся непознанной из-за отсутствия духовного света;

5)       привязанность к религиозным церемониям и священным обрядам, совершаемым без понимания Личности Бога или Его преданных, которые освящают их»

* (Наука самоосознания. «Открытие души»).

Человеческое тело подобно кораблю, способному вернуть душу из состояния материальной обусловленности в изначальное состояние неоскверненного сознания. Как говорилось выше, лишь из-за материальных привязанностей корабль материального тела стоит на якоре в материальном мире, никуда не продвигаясь из состояния обусловленности. Это рабство длится до тех пор, пока на обусловленную душу не прольется беспричинная милость Господа Кришны, Верховной Личности Бога, и Его представителя - истинного духовного учителя..

брахма

 

нда бхрамите кона бхагйаван джйва

гуру-кршна-прасаде пайа бхакти лата бйджа

«Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по всей вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда духовный учитель и Кришна оказывают ему благодеяние, сажая в его сердце семя преданного служения»

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила. 19.151).

Тому, кто хочет освободиться от оков материального бытия и без затруднений пересечь океан повторяющихся рождений и смертей, Шрила Прабхупада советует не упускать возможности обрести сокровище преданного служения. Одновременно нужно отринуть материальные привязанности, которыми так дорожат те, кого после неминуемой смерти ожидает новое рождение в материальном мире.

Этот совет особенно важен Для тех, кто уже ступил на путь преданного служения. Из-за неподобающего общения даже у практикующего преданного может возникнуть соблазн не расставаться со своими материальными привязанностями и одновременно заниматься духовным развитием. Но материальные привязанности и духовная жизнь несовместимы. Попытки совместить их лишь крепче привяжут нас к материальному миру. Чтобы достичь совершенства, мы должны быть привязаны только к духовной жизни и Кришне, Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» снова и снова звучит следующая мысль:

«Поэтому, о Арджуна, посвяти Мне все свои действия и ¦ Познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся? ».

(Бхагавад-гита, 3.30)

«Когда ум, разум, вера и упования целиком направлены на Всевышнего, человек, благодаря совершенному знанию, избавляется от всей скверны греха, и тогда перед ним открывается путь к освобождению»

(Бхагавад-гита, 5.17).

- «Тот, кто в конце жизни, покидая тело, помнит только Меня, сразу обретает Мою природу. В этом нет никаких сомнений. О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни. Поэтому, о Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне в образе Кришны и в то же время сражаться, исполняя свой долг. Посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум сосредоточенными на Мне, ты непременно достигнешь Моей обители. О Партха, тот, кто постоянно помнит Меня, Верховную Личность Бога, кто всегда сосредоточенно думает обо Мне и не отвлекается ни на что другое, без сомнения, придет ко Мне»

(Бхагавад-гита, 8.5-8).

Итак, если мы последуем по стопам Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Прабхупады, то обязательно увенчаем свою жизнь успехом. Тот же, кто отказывается от нетленного сокровища сознания Кришны, предпочитая ему «сокровища» материального мира, подобен человеку, который под влиянием иллюзии обменял чистое золото на подделку.

За пределами материального мира нас ждет мир духовный. В нем царит бесконечное разнообразие, вечный мир и вечное счастье. Обретя освобождение, мы сможем с полным знанием испытывать там трансцендентное наслаждение.

 

Текст 8

батула кахайе - " сетха саба ниракара"

нирвишеша тини йена шунйера пракара

расера бхандарй тини " расо ваи сах"

расика бхавука севе хаи танра ваша

шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа раса ара

сарвараса шpeштxa мадхурйа раса сара

чид-джагате 'раса' саба хайа упадейа

майате тара чхайаматра кинтусабахейа

 

батула - безумец; кахайе - говорит; сетха саба ниракара - духовный мир лишен формы; нирвишеша - лишен разнообразия; тини - он; йена- как; шунйера- пустоты; пракара- разновидность; расера бхандарй - источник наслаждения; тини - он; расо ваи сах - сам исполнен наслаждения; расика расы; бхавука - вдумчивые люди; севе - служат; хаи- будучи; танра ващa - под его контролем; шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа раса - первые четыре вида рас; ара - и; сарва-раса шрештха - лучшая из рас; мадхурйа раса - супружеская любовь; сара - сущность; чид-джагате - в духовном мире; раса саба- все расы; хайа - являются; упадейа - превосходными; майате - в материальном мире; тара - их; чхайа-матра - только тень; кинту- лишь; саба - все; хейа - неприятные.

ПЕРЕВОД

 

Незрелые философы считают Высшую Абсолютную Истину безличной и лишенной качеств. Этим недалеким философам неведомо, что Верховная Личность Бога - источник всех трансцендентных вкусов (рас). В ведической литературе Верховная Абсолютная Истина описана как расо ваи сах ~ средоточие всех трансцендентных качеств и нектарных рас (чистых духовных наслаждении). Таким образом, Верховная Личность Бога, Кришна, вовсе не безличен, ибо вмещает в Себя все трансцендентные расы, или экстатические вкусы личностных любовных взаимоотношений.

Чистые преданные, которые служат Господу в разных экстатических расах преданного служения, находятся под полной защитой Верховной Личности Бога. Там, в духовном мире, они занимаются любовным преданным служением Господу, находясь с Ним в различных трансцендентных отношениях, начиная с нейтральных отношений (шанта-раса), служения (дасья-раса), дружбы (сакхья-раса), родительской любви (ватсалья), и заканчивая супружеской любовью (мадхурья-раса). Супружеская любовь - высшая из всех упомянутых рас и сочетает в себе все их основные характеристики.

Экстатические вкусы любовных взаимоотношений, существующие в духовном мире, бесподобны и восхитительны. Материальный мир берет свое начало в мире духовном, но при этом является лишь его тенью. Все вечные взаимоотношения, существующие в духовном мире, присутствуют и в материальном мире, но лишь в ограниченном или искаженном виде. Это подобно тени, которая лишь передает очертания предмета, но не показывает его полностью.

 

КОММЕНТАРИЙ

Шрила Прабхупада употребляет здесь слово батут. Так называют несмышленого ребенка, лепечущего всякий вздор. Подобно несмышленому ребенку, недалекие философы, оперируя своими скудными знаниями, приходят порой к очень глубокомысленным «выводам». И хотя им самим очень нравится их мудрствование, в действительности оно сродни глупой детской болтовне. Вот почему Шрила Прабхупада называет таких философов батула.

Иногда подобные философы заявляют, что духовный мир - это пустота, хотя не имеют о нем никакого представления. У них нет опыта, поэтому они, словно глупые дети, твердят, что Бог не может быть личностью. Хотя мы видим, что любой человек и любое животное является личностью, такие философы упрямо считают Абсолютную Истину, источник всего сущего, безличной. Это свидетельствует лишь о скудости их знаний.

Поскольку тело является полной противоположностью души, философы убеждены, что в этом мире личностные взаимоотношения и личность как таковая - всего лишь иллюзия. Осознавая себя духовными душами, они испытывают отвращение к материальному телу. В попытках познать свою истинную природу они отвергают отождествление себя с телом. Далее эти философы совершают роковую ошибку: зная, что материальному телу присущи индивидуальность и качества, они делают вывод, что индивидуальность и качества - это лишь порождение материи, не имеющее отношения к духовной реальности. Такое умозаключение не подтверждается авторитетным духовным знанием и основано на отрицании относительной истины.

Веды описывают Господа как расо ваи сах- источник всех рас. В «Риг-веде» ясно сказано: омкршно ваи сач-чид-ананда- гханах кршна ади-пурушах кршнах пурушоттамах - «Кришна вечен, исполнен знания и блаженства». Он обладает многообразными качествами, и все они не подвержены влиянию трех гун природы. Утверждение, что у Господа нет качеств, указывает на отсутствие материальных качеств. При этом Господь исполнен духовных качеств.

Материальный мир подобен тени. Если направить на руку свет, она будет отбрасывать тень. Тень повторяет очертания руки, но не передает ее особенности - наличие волос, цвет кожи или отпечатки пальцев. Образ, создаваемый тенью, весьма условен. Аналогичным образом, восхищение, служение, дружба, родительская и супружеская любовь, которые мы видим в материальном мире, - это лишь несовершенные тени реальных про-тотипов, Подобно тому как материальное тело обладает разными качествами, например, формой и цветом, качествами обладают и тела в духовном мире. Поэтому и взаимоотношения в духовном мире исполнены разнообразия. Но, в отличие от взаимоотношений материального мира, они безгранично расширяются и лишены недостатков и материального опьянения. Поскольку и Господь, и Его преданные вечны и свободны от каких бы то ни было материальных качеств, их взаимоотношения совершенны и трансцендентны.

Таким образом, только глупец, не имеющий даже отдаленного представления о духовном мире, станет называть всё пустотой и заявлять, что всё едино. Отвергнув подобные мысли, мы должны внимать великим душам - тем, кто знает о присущем Господу многообразии. Четверо Кумаров вначале постигли Господа в Его аспекте безличного брахмаджьоти. Позже, когда им довелось лично встретиться с Господом Нараяной, они испытали такой трансцендентный экстаз, что их волосы встали дыбом, а тела начала сотрясать дрожь. Преисполнившись экстатических переживаний, Кумары сразу же стали преданными.

Разнообразие, исходящее от личности Господа, в миллионы раз более блаженно, чем постижение Его сияния, озаряющего окраины духовного царства. Самые удачливые из осознавших себя душ (такие, как четверо Кумаров и Шукадева Госвами), увидев Верховную Личность Бога воочию, сразу поняли, что образ и качества Абсолютной Истины трансцендентны. Такие души,

постигшие Абсолютную Истину во всех ее ипостасях - брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате (Шримад-Бхагаватам, 1.2.11) - как безличный Брахман, как Параматму, пребывающую в сердцах всех живущих, и как всесовершенную Личность Бога, пришли к заключению, что высшей является личностная ипостась Господа. Безличной концепции Бога придерживаются лишь те, чье знание неполно. Они подобны детям, которых не следует воспринимать всерьез, несмотря на все их самоуверенные речи.

 

Текст 9

кршна йеи бхадже сеи хайа та' чатура

майа йеи бхадже сеи хайа та' 'пхатура'

'пхатура' хаибара лаги анитйа виласа

самбандха-джнана-хинера хайа карма-бандха пханса арджуна карайе йуддха (ара) дурйодхана каре

арджуна бхакта-шрешта, дурйодхана маре

эка йуддха-кшетре дут прийаприйа хайа

буддхимана лока йеи буджхите парайа

кршна йеи бхадже - любой, кто поклоняется Кришне; сеи - этот человек; хайа - является; тa - воистину; чатура - разумным; майа йеи бхадже - любой, кто поклоняется майе; сеи - этот человек; хайата - воистину является; пхатура - нуждающимся; пхатура хаибара - будучи нуждающимся; лёги - желает; анитйа - преходящих; виласа - развлечений; самбандха-джнана- хинера - для того, кто лишен знания о взаимоотношениях с Кришной; хайа-становится; карма-бандха- рабства, возникающего из материальной деятельности; пханса-петля; арджуна- Арджуна; карайе йуддха-сражается; ара-также; дурйодхана- Дурьодхана; каре - делает; арджуна бхакта-Шрешта - Арджуна - лучший из преданных; дурйодхана маре - Дурьедхана погибает; эка - один; йуддха-кшетре - на том же поле битвы; дуй- оба; прийа- тот, кто дорог Господу; априйа - тот, кто не дорог Господу; хайа-является;

буддхимана - разумным; пока - человек; йеи- который; буджхите — понять; парайа - способен.

ПЕРЕВОД

 

Самые разумные люди поклоняются Господу Шри Кришне, Верховной Личности Бога. Тот же, кто поклоняется Его внешней энергии в форме материального мира, со временем лишится всего. Поэтому такого человека считают неимущим и неразумным. Вся его деятельность в этом бренном мире направлена на то, чтобы в конце концов сделать его нищим. Невежественные материалисты утратили знание о своих вечных взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога и своим тяжким трудом сами плетут себе петлю на шею. Так день за днем они всё больше порабощаются материальной энергией.

Хотя в битве на Курукшетре сражались и Арджуна, и Дурьодхана, положение их было принципиально разным. Арджуна, благодаря преданному служению, находился на трансцендентном уровне. Его и поныне считают лучшим из преданных Господа. А закоренелый материалист Дурьодхана встретил смерть.

Только подумайте: на поле битвы самые дорогие Господу преданные одержали полную победу, а безбожники потерпели сокрушительное поражение. Тот, кто обладает истинным разумом, без труда поймет этот урок.

КОММЕНТАРИЙ

Человек, лишенный знания о своих вечных взаимоот-ношениях с Верховной Личностью Бога, поглощен материальной деятельностью. Так он затягивает на себе петлю кармы, неумолимого закона причин и следствий. На Курукшетре сражались и Арджуна,

и Дурьодхана. Однако Арджуна снискал славу величайшего -преданного, а Дурьодхана был убит. Если преданные действуют, исполняя волю Господа, то они выходят из-под влияния закона кармы. Что же касается тех, кто относится к Господу враждебно и руководствуется только материальными мотивами, то их ожидает лишь непрерывная череда рождений и смертей. Понимая это, разумный человек принимает прибежище у Верховной Личности Бога и посвящает себя преданному служению.

Шрила Прабхупада объясняет, кто по-настоящему разумен в этом мире. Кршна йеи бхадже сеи хайата' чатура: самый разумный тот, кто поклоняется Кришне. То же самое говорит Чайтанья Махапрабху в «Чайтанья-чаритамрите»: кршна йен бхадже сеи бада чатура, кршна 'бхакта хина чхара-«Человек, поклоняющийся Кришне, наиболее разумен». Этого нельзя сказать о непреданных, поэтому общение с ними нежелательно. В материальном мире никто не помнит о своих вечных взаимоотношениях с Кришной. Все забыли о том, что Кришна - это Верховная Личность Бога, источник всего сущего. Не ведая о верховном положении Кришны, такие люди считают себя очень важными и пытаются поудобней устроиться в материальной жизни. Так материалисты оказываются во власти закона причин и следствий. В одной жизни они могут вознестись на райские планеты, а в другой - низвергнуться в ад, пожиная плоды своих грехов.

кабху сварге утхайа, кабху нараке дубайа

дандйа-джане раджа йена надйте чубайа

«Томящееся в материальном мире живое существо иногда возносится на райские планеты и наслаждается материальным процветанием, а иногда падает в ад. Положение живого существа в точности напоминает положение преступника, которого царь наказывает, погружая в воду и снова поднимая из воды»

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.118)

Когда связанного по рукам и ногам преступника нака-зывают, как описано выше, он иногда находится под водой, а иногда - над водой. Но и в том, и в другом случае его положение плачевно. Точно в таком же положении находится и материалист.

Поскольку Арджуна сознавал свои взаимоотношения с Кришной, то умонастроение Арджуны во время битвы прин-ципиально отличалось от настроения Дурьодханы. Арджуна сражался с чистой преданностью Кришне, без привязанности к плодам своих действий. Кришна сказал ему: «Если ты просто будешь сражаться ради Меня, Я дарую тебе прибежище, и ты вернешься ко Мне». Таково особое положение преданного.

С материалистом же происходит обратное: поскольку он не ведает о своих вечных любовных взаимоотношениях с Кришной, все его начинания не принесут ему истинного блага- В конечном счете, результатом всех его усилий станет просто смерть. Хотя преданный тоже умирает, его так называемая смерть - это расставание с материальным телом и воссоединение с Кришной в духовном мире. Но для материалиста, проводящего жизнь в борьбе с материальной природой, смерть реальна, потому что она вынуждает его получить другое материальное тело. И в должный срок этому его материальному телу тоже придет конец.

Борьба является неотъемлемой частью материального мира. Отринуть всё и жить в уединении - не выход. Такая неприязнь к миру коренится в эгоизме. Тем не менее, люди, отвергающие материальный мир, разумнее тех, кто ведет бессмысленную борьбу; поскольку поняли, что материальный мир - источник страданий. Попытка убежать от реальности лучше бессмысленной борьбы.

Выше этих двух категорий людей стоит тот, кто ведет борьбу ради Кришны. Она кардинально отличается от материальной борьбы, поскольку ведется по воле Кришны и доставляет преданному трансцендентное счастье. Преданный Господа не привязан к приобретениям или потерям и черпает удовлетворение непосредственно в духовной сфере. Поэтому такой преданный достоин прославления.

Когда материалист проигрывает, никто его за это не прославляет. И даже если он одерживает победу, его недолгая слава быстро увядает. Мы видим, как в демократических странах люди изо всех сил стремятся к власти. Когда они получают высокий государственный пост, им назначают большую зарплату, и они радостно разъезжают по городу на разукрашенных автомобилях, громко сигналя. В выпусках новостей эти политики улыбаются и победно вскидывают руки, ободряя своих избирателей. Но проходит несколько месяцев, и их начинают критиковать: «Где вода и электричество? Почему у нас инфляция? Почему у нас та или иная проблема? Этот человек ничего не может сделать! » Упоение победой заканчивается. Начинается жестокая борьба за то, чтобы сохранить свое кресло и популярность, и воровство денег из государственной казны на случай своей возможной отставки. Мы встречаем подобное каждый день. Так в чем же заключается это так называемое счастье? Даже самое высокое положение в материальном мире не способно оградить человека от проблем.

Если же человек выполняет всю свою деятельность в духе преданного служения Господу, то Господь всегда защищает такого человека, и любой его поступок приносит ему славу. Поэтому следует отбросить корыстные мотивы. Нужно прекратить относиться ко всему как к своей собственности и источнику личных наслаждений и под руководством истинного духовного учителя начать действовать во имя Кришны. Такое предание себя Господу приносит человеку неувядаемую славу.

Итак, разумный человек способен увидеть разницу между решительными действиями преданного и упорной борьбой материалиста. Нужно тщательно проанализировать эти два противоположных умонастроения и результаты, которые они приносят. Оценивая только внешнюю деятельность и не рассматривая при этом ее глубинную природу, невозможно понять внутреннюю причину действий и их последствий. Следует проникнуть в эту тайну, изучая «Бхагавад-гиту как Она есть» Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Благодаря этому знанию можно понять, почему Арджуна, сра-жавшийся в битве на Курукштере, был свободен от всякой личной ответственности за свои действия. И почему другим воинам на том же поле боя, сражавшимся ради личной выгоды, пришлось пожинать плоды своей материалистическои деятельности.

Необходимо очистить сознание, повторяя маха-мантру Харе Кришна и занимаясь преданным служением. Если человек не в силах сразу понять всё о Кришне и преданном служении, это вовсе не означает, что он не удостоился милости духовного учителя. Понимание приходит не сразу после принятия духовного учителя, а постепенно, при условии, что человек с верой продвигается по духовному пути.

Совершать преданное служение следует под руководством духовного учителя. Ум нужно сосредоточить на лотосных стопах Гауры-Нитая, поскольку такая медитация дарует Их общество. Не стоит думать, что понять это невозможно. Тому, кто крепко держится за лотосные стопы Гауры-Нитая, открывается всё. Но сначала нужно заниматься преданным служением, и со временем придёт понимание.

Духовное понимание зависит от степени чистоты. Чем чище разум человека, тем выше его способность к пониманию. И наоборот, чем невежественнее человек, тем сильнее он осквернен и тем меньше он способен понять.

Девяноста девяти процентам людей в Кали-югу недостает чистоты, разума и удачливости. Преданный же приносит удачу, пробуждает разум и даёт благое общение всем окружающим, позволяя им обрести истинное счастье жизни. Поскольку людям в материальном мире самим недостает веры, они иногда испытывают веру преданного, заявляя, что не признают духовное знание. Однако когда такие люди видят решимость преданных, их собственная вера тоже крепнет.

Существует три типа преданных: каништха, мадхьяма и уттама. Преданый-каништха верит в Кришну и гуру. Но когда ему бросают вызов, он теряется. Он и сам хотел бы твердо знать, действительно ли существует духовный мир. По дороге в ашрам, такой преданный размышляет: «Мой Гурудев сказал, что духовный мир есть. Я должен убедиться в этом». Он возвращается к Гурудеву и спрашивает: «А существует ли духовный мир? » Получив наставления духовного учителя, преданный чувствует, что вера его снова укрепляется. Но стоит ему встретить очередного карми, как тот опять сбивает его с толку другой своей идеей. Такого преданного называют каништха-бхакта. Он не знает шастры. Он не читает и не изучает их в достаточной степени, поэтому знаний у него мало. Но какая-то вера у него есть, поэтому он не оставляет путь преданного служения. Для того чтобы духовно развиваться, такой преданный должен подняться на второй уровень - уровень мадхйма-адхикари.

Мадхьяма-адхикари стоек. Когда ему бросают вызов: «Разве духовный мир существует? ». - он не смущается. Он отвечает на вызов как умеет, хотя его знаний может быть недостаточно, чтобы переубедить оппонента. Кому-то аргументы такого преданного кажутся убедительными, а кому-то - не очень. Но даже если такой преданный не в состоянии переубедить оппонента, он не теряет веры. Преданный знает, что духовный мир и Кришна существуют и что преданное служение - это единственный путь. Сам преданный может и не быть способен достаточно убедительно представить сознание Кришны, но он не сомневается, что его Гурудев может это сделать. Преданный понимает, что причина его неудач кроется в его неопытности, а не в ошибочности слов священных писаний. Такого преданного называют мадхьяма-адхикари. Даже поражение в споре с оппонентом не пошатнет его веру.

Вера уттама-адхикари абсолютно непоколебима, потому он готов разговаривать с любым собеседником. Он способен привести множество логических аргументов и доказательств из шастр, чтобы убедить оппонента в истинности сознания Кришны. И любой собеседник такого преданного, если только этот человек - не последний глупец, вынужден согласиться с ним.

Таковы три типа преданных - каништха, мадхьяма и уттама, и все они достойны славы. Тем не менее, каждый преданный должен, не останавливаясь, идти вперед по духовному пути, серьезно занимаясь практикой сознания Кришны.

 

Текст 10

самбандха' джанийа йеба джйвана-йуддха каре

сеи та' ванчийа тхаке ара саба маре

'самбандха' на джани' йеба ан патхе дхайа

кршнаприти нахи миле вртха джанма йайа

кршна се 'самбандха'ади бхала каре буджха

се самбандха ракхи туми майа сатхе йуджха

таха чхади' хайа йеба джнана-карма-вира

мокша нахи пайа тара хайа та'астхира

самбандха - взаимоотношения с Богом; джанийа- зная; йеба- любой, кто; джйвана-йуддха - битву материального существования; каре - ведет; сеи та - он, несомненно; ванчийа тхаке - остаётся в живых; ара- другие; саба- все; маре- гибнут; самбандха - о взаимоотношениях с Господом; на джани - не зная; йеба - любой, кто; ан- на другом; патхе-пути; дхайа-преследует; кршнапрйти - любовь к Кришне; нахи миле - не достигает; вртха - бесполезные; джанма - человеческие рождения; йёйа - проходит; кршна-с Кришной; се самбандха ади - эти разнообразные взаимоотношения; бхала каре- с заботой; буджха- понимает; се - эти; самбандха - взаимоотношения; ракхи - оберегая; туми- ты; майа сатхе-с майей; йуджха - сражайся; таха-это; чхади- отвергнув; хайа- является; йеба - любой, кто; джнана-карма- вира- герой или воин, полагающийся на собственную гьяну или карму; мокша - освобождение; нахи пайа - не получают; тара - они; хайа - становятся: та - лишь: астхира - взволнованными от разочарования.

ПЕРЕВОД

 

Человек, который знает о своих вечных взаимоотношениях (самбандхе) с Верховной Личностью Бога и, ведя изо дня в день борьбу за существование, памятует при этом о Господе, по Его милости всегда одерживает победу. Над тем же, кто забыл о своей нерушимой связи с Верховной Личностью, победу одерживает смерть. Люди, не сознающие своих вечных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога и изобретающие собственный путь, напрасно тратят свою жизнь. Они не достигнут чистой любви к Кришне, которая является конечной целью и высшим совершенством жизни.

Поэтому, мой друг, попытайся понять, как нужно действовать в свете самбандхи, или своих взаимоотношений, с Кришной, Верховной Личностью Бога. Пестуя эти взаимоотношения преданным служением, ты должен объявить войну майе, материальной иллюзорной энергии. Помни: если кто-то, возгордившись своей гьяной (материальным или духовным знанием) либо кармой (материальными приобретениями или результатами деятельности), возомнит себя великим героем или воином и отвергнет Верховную Личность Бога и Его прибежище, такому человеку никогда не вырваться из череды рождений и смертей. Все его попытки обрести материальное счастье приведут лишь к разочарованию.

КОММЕНТАРИЙ

В этом стихе битва на Курукшетре сравнивается с суровой борьбой за существование в материальном мире. В предыдущем стихе Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами Прабхупада

объяснил, что в сражении на Курукшетре умонастроение противоборствующих сторон принципиально различалось. В этой битве участвовал и Арджуна, и Дурьодхана. Но Арджуна, будучи другом и преданным Господа Кришны, сражался, полностью сознавая свое вечное положение слуги Всевышнего. Дурьодхана же относился к Кришне враждебно. Погруженный в материалистическое сознание, Дурьодхана не имел ни малейшего представления о своей духовной связи с Господом. Он совсем не понимал, что как бесконечно малая душа является неотъемлемой частицей Господа. В результате Дурьодхана был убит, а Арджуна достиг успеха и в материальном, и в духовном смысле.

Арджуна одержал победу в битве потому, что действовал в сознании Кришны, т.е. сознавал свое вечное положение слуги Господа. Тому же Шрила Прабхупада учит нас: мы можем, подобно Арджуне, увенчать свою жизнь успехом, если будем вести борьбу, памятуя о своих взаимоотношениях с Кришной, Верховной Личностью Бога. Шрила Прабхупада объясняет это в следующем комментарии к «Бхагавад-гите»:

«Совершенства в сознании Кришны достигает тот, кто осознал свое истинное положение - положение вечного слуги Кришны, перестал отождествлять себя с материальным телом и избавился от ложного чувства собственничества. Такой человек знает, что, поскольку всё принадлежит Кришне, надо всё использовать для удовлетворения Кришны. Арджуна не хотел сражаться ради собственного удовлетворения, но, обретя в полной мере сознание Кришны, он вступил в бой, потому что так было угодно Кришне. У него не было желания участвовать в битве ради себя, но ради Кришны он бился не на жизнь, а на смерть. Истинная свобода от желаний заключается в желании удовлетворить Кришну, а не в попытках искусственно подавить в себе желания. Живое существо не может перестать желать или чувствовать, ему просто нужно изменить качество своих желаний. Человек, свободный от материальных желаний, твердо убежден в том, что

всё принадлежит Кришне (йшавасйам идам сарвам), поэтому он не считает себя обладателем чего бы то ни было. В основе этого трансцендентного знания лежит понимание того, что каждое живое существо является вечной духовной искрой, неотъемлемой частицей Кришны, и потому никогда не станет равным Кришне или более великим, чем Он. Без такого понимания науки сознания Кришны невозможно настоящее умиротворение»

(Бхагавад-гита, 2.71, комментарий).

Арджуна является примером того, что любой человек в материальном мире может обрести счастье и умиротворение в жизни, а после смерти удостоиться вечной жизни в духовном царстве Бога. Это возможно, если жить и работать, полностью сознавая свои взаимоотношения с Кришной, Верховной Личностью Бога. Выполняя указания Кришны или Его представителя, истинного духовного учителя, мы никогда не запутаемся в последствиях своей деятельности.

«Сражаясь на Курукшетре Арджуна, по сути дела, ни с кем не сражался: он просто исполнял приказ Кришны, действуя в сознании Кришны. Такой человек никогда не запутывается в последствиях своей деятельности»

(Бхагавад-гита, 5.7, комментарий).

Каждый, кто пытается выжить в суровой борьбе за существование, должен понять свое вечное положение слуги Кришны, Верховной Личности Бога. И нужно не просто понять, но и применить это знание на практике. Действовать в таком сознании - означает обрести освобождение, положив конец череде рождений и смертей.

майи сарвани кармани

саннйасйадхйатма - четаса

нирашир нирмано бхутва

йудхйасва вигата-джварах

«Поэтому, о Арджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся! »

(Бхагавад-гита, 3.30).

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:

«Господь говорит, что каждый должен полностью развить в себе сознание Кришны и исполнять свой долг так, как будто он находится на воинской службе. Выполнить это указание не так-то просто, но тем не менее мы должны действовать, во всём полагаясь на Кришну, ибо таково истинное предназначение живого существа. Живое существо не может обрести счастье независимо от Верховного Господа, не взаимодействуя с Ним, ибо по своей природе оно всегда подвластно Господу и должно исполнять Его желания».

 

Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами Пра-бхупада обращается не только к непреданным, погрязшим в ма-териальном рабстве, но и к преданным Кришны. Преданный Кришны не должен отказываться от практических дел в преданном служении. Напротив, ему надлежит всегда быть занятым в сознании Кришны, выполняя практическое служение. Руководствуясь наставлениями духовного учителя, преданный даже самую зауряд-ную работу выполняет, уповая на Господа. Это и есть йога Высшей Личности.

Хотя не каждый способен постоянно держать ум сосре-доточенным на Кришне, Верховной Личности Бога, в наш век это стало легко по милости Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, который познакомил мир с повторением маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна. Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Непрестанное повторение маха- мантры Харе Кришна облегчает жизнь в материальном мире и

позволяет помнить о своих вечных взаимоотношениях с Господом Кришной.

Шрила Прабхупада поселился во Вриндаване, священной обители Кришны, для того чтобы вручить себя Господу, следуя практике сознания Кришны. Позднее Его Божественная Милость стал учить, как в любом уголке мира можно достичь такого же духовного блага с помощью повторения маха-мантры Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

Текст 11

наме-матра махадхйра, сакале ашанта

бхукти-мукти-сидхикамйра индрийа аданта

аданта индрийа нахе йогабале ваша

ката муни йоги саба хайечхе виваша

хршикеша-сева вина хршйка-дамана

карамера пхера саба бхунджайа шамана

йогете индрийа-самйама кабху нахи хайа

агама-пуране таха бхури бхури кайа

наме-матра - только называются; махадхйра - знаменитые благодаря своей умиротворенности и мудрости; сакале - все; ашанта - беспокойные, неудовлетворенные; бхукти-мукти- сидхикамйра - тех, кто жаждет наслаждений, освобождения от материальных страданий или обретения мистических сил; индрийа - чувства; аданта - необузданные, непокорные; аданта индрийа - неконтролируемые чувства; нахе - не; йога-бале - благодаря занятиям аштанга-йогой; ваша - подчиненные; ката- многие; муни- мудрецы; йогй- йоги; саба- все; хайечхе -стали; виваша - беспомощные; хршйкеша - Господу, повелителю чувств; сева - служения; вина - без; хршйка - чувствами; дама-на- владение; карамера- деятельности; пхера- причина или начало; саба- все; бхунджайа - пожинают; шамана- смерть; йогете - благодаря занятиям йогой; индрийа-самйама - обуздание

чувств; кабху нахи хайа - не наступает никсгда; агама-пуране - в Ведах и Пуранах; таха - это; бхури бхури - много раз; кайа - сказано.

ПЕРЕВОД

 

Вряд ли можно назвать по-настоящему великими и мудрыми тех, кто стремится к материальным наслаждениям, освобождению от рождения и смерти или развитию мистических сил, которыми обладают йоги. Такие люди никогда не обретут покой и умиротворение, поскольку не способны совладать с чувствами и умом.

Необузданные чувства невозможно держать в повиновении просто с помощью занятий мистической йогой. Сколько великих святых и йогов пало жертвой своих возбужденных чувств! Попытки усмирить чувства без вовлечения их в служение Верховному Господу Хришикеше, который является повелителем чувств, всего лишь приводят на путь кармической деятельности. Таким образом, введенные в заблуждение души, несмотря на все свои старания, оказываются в замкнутом круге рождений и смертей.

Одних занятий йогой и медитацией, без вовлечения себя в преданное служение, недостаточно, чтобы подчинить себе материальные чувства. Ведическая литература, включая Пураны, не раз подтверждает это.

 

 

Текст 12

йогйра асане васечхила вишвамитра

джанма дила Шакунтала сундарй павитра

эмбхаве йогабхрашта джнанйра ки катха

карми саба мрдха-джана вйатхита сарватха

кршна йаре крпа кари' упадеша дена

тини та арджуна-сама бхагйавана хана

апанар сукха-лаги йеба йуддха каре

дурйодханер мато се савамшете маре

йогйра - предназначенном для йога; асане - на сиденье; васечхила - сидел; вишвамитра - Вишвамитра; джанма дила - дал жизнь; шакунтала - Шакунтале; сундарй павитра - прекрасной и безгрешной; эибхаве - таким образом; йогабхрашта - как йог совершил падение; джйанйра - о гьяни; ки катха - что говорить; кармй саба- все, кто занят регламентированной деятельностью ради чувственного удовольствия; мудха-джана - глупцы; вйа-тхита -страдают от боли; сарватха - всегда; кршна - Кришна; Йаре- кому; крпа кари-дарующий милость; упадеша- наставле-ния; дена- дает; тини та- этот человек; арджуна-сама- подобно Арджуне; бхагйавана- необычайно удачлив; хана- становится; апанар- ради собственных; сукха-лаги- чувственных наслажде-ний; йеба - любой, кто; йуддха каре - сражается; дурйодханер мато- как Дурьодхана; се-этот человек; савамшете- вместе со своей династией; маре- погибнет.

ПЕРЕВОД

 

Великий йог Вишвамитра сидел на асане (сиденье), погруженный в медитацию. Однако при виде райской девы Менаки его обуяло желание плотских удовольствий. Вишвамитра вышел из медитации и зачал с Менакой прекрасную и безгрешную дочь Шакунталу.

Если от подобного не застрахован даже человек, занимающийся мистической йогой, что тогда говорить о гьяни, стремящихся постичь себя с помощью умозрительных рассуждений? Гьяна уступает йоге. Поэтому у тех, кто избрал путь гьяны, нет никаких шансов полностью подчинить себе чувства.

Что касается карми, привязанных к плодам своего труда, то об их успехе не может быть и речи. Недалекие карчи всецело поглощены материалистической деятельностью и не проявляют никакого интереса к трансцендентному процессу самоосознания.

Любой, кто по беспричинной милости Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны, получит от Него наставления и станет претворять их в жизнь, несомненно, так же удачлив, как Арджуна. Только такой человек увенчает свою жизнь успехом и вернется домой, к Богу.

Однако этого не добьются те, кто в погоне за материальным счастьем ведет жестокую борьбу за существование. Они пренебрегают трансцендентным путем преданного служения Господу, поэтому их можно уподобить царю Дурьодхане: несмотря на все старания таких людей, и их самих, и их родственников ждет верная гибель.

 

Текст 13

кршнера лагийа йеба нитйа йуддха каре

рддхи-сиддхи, джнана тара муштира бхитаре

гйтар упадеша бхаи буджха бхала кари

паибе кршнера крпа бхаджибе шрй хари

сарвагуне сусампанна бхактаджана хайа

ахимса акродха танра качхе кичхунайа

бхактадваре джйве шикша дибена шрй хари

тахара сахайа хайла 'партха'намадхарй

кршнера - Кришны; лагийа - приняв сторону; йеба - любой, кто; нитйа - постоянно; йуддха каре - сражается против майи; рддхи - процветание; сиддхи - мистические силы; джнана - знание; тара-его; муштира бхитаре- в кулаке; гйтар- «Бхагавад- гиты»; упадеша-учение; бхаи-брат, буджха-пожалуйста, пойми; бхала кари - очень хорошо; паибе- пожалуйста, прими; кршнера- Кришны; крпа- милость; бхаджибе-пожалуйста, поклоняйся; шрй хари - Господу; сарва-гуне - всеми благими качествами; сусампанна - щедро наделены; бхакта-джана - преданные; хайа - являются; ахимса - отказ от насилия; акродха - свобода от гнева; танра качхе-помимо него; кичху найа-нет ничего; бхакта-дваре - через преданных; джйве - падших душ; шикшё дибена - наставляет; Шри хари - Господь; тахара сахайа - чтобы помочь ему; хайла- был; партха нама-дхари- человек по имени Партха.

ПЕРЕВОД

 

Любой, кто, сражаясь на стороне Кришны, постоянно борется с материальными чувствами, занижая их преданным служением, без труда обретёт материальное процветание, мистические силы и трансцендентное знание Абсолютной Истины. Воистину, все эти достижения уже находятся в руках такого человека.

Поэтому, мой дорогой брат, я прошу тебя, попытайся понять истинный смысл наставлений «Бхагавад-гиты». Так ты удостоишься беспричинной милости Господа Шри Кришны, Верховной Личности Бога, и обретешь чистое преданное служение Ему, в котором и заключено высшее совершенство ЖИЗНИ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.355 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь