Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бытует мнение, что стать вайшнавом, чистым преданным Господа, можно, лишь повторяя на четках мантру Харе Кришна и никак иначе. Однако это заблуждение.
Конечно, вайшнаву присущи такие добродетели, как кротость, безобидность и незлобивость, но это не означает, что вайшнав не обладает отвагой и силой, как могут подумать обыватели. Когда Верховный Господь нисходил в образе Рамачандры и Кришны, на земле произошли две жесточайшие войны. И в той, и в другой войне победили армии под предводительством чистых преданных Господа (Ханумана в первом случае и Арджуны во втором). Они сражались не ради удовлетворения собственных чувств. Напротив, ими руководило искреннее желание доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Поэтому они прославились по всему миру как великие преданные. КОММЕНТАРИЙ В комментариях к «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Пра-бхупада упоминает, что такие великие ачарьи, как Рамануджа и Шри Чайтанья, проповедовали философию вайшнавизма многим тысячам учеников, а шесть Госвами писали целые тома трансцендентной литературы. Такая деятельность не является материальной, поскольку приводит обусловленные души на путь сознания Кришны. Поэтому человек, считающий, что единственное занятие вайшнава - повторять джапу в святой дхаме, и критикующий преданных, которые проповедуют по всему миру, попросту введен в заблуждение собственной гордыней. Однажды Махараджа Амбариша пригласил на обед Дурвасу Муни. Однако тот счел Махараджу Амбаришу заурядным грихастхой и проклял его ни за что. Махараджа Амбариша провинился лишь тем, что выпил немного воды, дабы не нарушать поста. Из-за этого Дурваса счел себя оскорбленным и попытался убить Махараджу Амбаришу, наслав на него демона. Однако Махараджа был преданным Кришны, и потому Кришна послал ему на помощь Свое личное оружие - Сударшана-чакру. Ища спасения от чакры, Дурваса скитался по всей вселенной, пока не повстречал Господа Вишну. Господь Вишну же посоветовал Дурвасе возвратиться к Махарадже Амбаришс и припасть к его стопам. Так и поступив, Дурваса взмолился: «Мы не ведаем могущества вайшнава.Нет никого могущественнее чистых преданных Господа». Тем самым Дурваса признал, что во всех отношениях уступает чистому преданному Господа. Что же касается Махараджи Амбариши, то его эта ситуация нисколько не заставила возгордиться. Напротив, он обратился к Дурвасе Муни как к уважаемому гостю: «Входите. Пожалуйста, садитесь, Я так долго Вас ждал». Хотя преданный по природе очень добр и мягкосердечен, его нельзя назвать слабым. Он силен, и сила его заключается в том, что он никогда не поддается диктату чувств. Непреданного же, напротив, всё время одолевают беспокойные чувства. И даже если он кажется сильным, чувства в конце концов одерживают над ним верх. Так что смирение, кротость, мягкость, отсутствие зависти - это, по сути, признаки внутренней силы преданного. Сталкиваясь с серьезным противостоянием, как это было с Арджуной и Ханума- ном в ходе упомянутых войн, вайшнавы выходят победителями, и слава об их победах гремит по всей вселенной. Сейчас, в Кали-югу, религиозным и политическим лидерам не гарантирована безопасность. Их постоянно должны окружать охранники или агенты спецслужб, потому что в любой момент на таких лидеров может быть совершено покушение. Джон Кеннеди, Роберт Кеннеди, Ганди, Рейган, Садат - все они стали жертвами покушений, и некоторым из них лишь чудом удалось спастись. Тело и чувства способны подвести нас в любой момент: телохранители могут бежать, а среди так называемых близких людей могут оказаться предатели. Что же касается вайшнавов, то их преданность Кришне непоколебима. И эта верность делает вайшнавов единственными людьми, которым действительно мож-но доверять. Итак, достичь мира во всём мире можно лишь в том случае, если все люди станут вайшнавами. Любое другое решение этой проблемы носит временный характер. Поэтому тем лидерам общества, которые по-настоящему разумны, следует сделать из этого соответствующие выводы. Кришна дает Свою формулу мира в «Бхагавад-гите»: бхоктарам йаджйа-тапасам сарва-лока-махешва рам сухрдам сарва-бхутанам джнатва мам шантим рччхати «Человек, полностью осознавший, что Я - единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами под-вижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от ма-териальных страданий и обретает полное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29). Таков совет Кришны. Мы должны последовать ему, как это сделал Арджуна, и преодолеть скорбь, страх и иллюзию.
Стих 17 ваишнава на декхийа бале ваишнава нишкрийа ваишнава 'прабхура' севайа садаи сакрийа пранахйна каништха сеи сева нахи каре пратиштхара таре тхаке нирджанера гхаре ваишнава -пранамйа шрила нитйананда райа мара кхайа према дейа йатхайа татхайа чакрапани гаурахари сетха карила шасана ваишнава-видвеши табе хайла дамана ваишнава надекхийа- не имея должного представления о том, каким должен быть вайшнав; бале - говорят; ваишнава нишкрийа - вайшнав должен быть бездеятельным; ваишнава - истинный вайшнав; прабхура - Господу; севайа - в служении; садаи - всегда; сакрийа-занят, пранахина- лишен ный жизни; каништха- преданный - неофит; сеи - такой человек; сева - служение; нахи каре - не совершает; пратиштхара таре- из-за желания славы; тхаке- остается; нирджанера - в уединенном; гхаре - месте; ваишнава-пранамйа - тот, перед кем должны падать в поклоне все преданные; Жрйла нйтйананда райа- Шри Нитьянанда Прабху; мара кхайа терпит побои; према - любовь к Богу; дейа - раздает; йатхайа татхайа - повсюду; чакра-пани - с чакрой в руке; гаурахари - Господь Чайтанья; сетха - там; карила шасана - покарал; ваишнава-видвеши - те, кто испытывает ненависть к преданным; табе - тогда; хайла дамана - были побеждены. ПЕРЕВОД
Те, кто никогда не встречал истинного вайшнава, чистого преданного Верховного Господа, утверждают, будто вайшнавы бездеятельны, то есть избегают обычной деятельности. Такие представления полностью ошибочны, ибо вайшнавы постоянно заняты разнообразной деятельностью в преданном служении, стремясь доставить удовольствие Верховной Личности Бога. В действительности, если кого-то и можно упрекнуть, что он бездеятелен, так это преданного-неофита (каништху). Вместо того чтобы служить Господу, неофит жаждет славы великого святого и потому уединяется от всех и воспевает святые имена Господа в своей собственной, неавторитетной манере. Но возьмите, к примеру, Господа Шри Нитьянанду Прабху, которому поклоняются все вайшнавы. Люди, которым проповедовал Господь Нитьянанда, однажды избили Его. Однако, радея о спасении всех падших душ, Он не прекратил проповедовать чистую любовь к Кришне (прему). Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху встал на защиту Господа Нитьянанды. Держа в руке Сударшана-чакру, Он готов был покарать обидчиков Своего преданного. Это показывает, что по воле Господа Чайтаньи враги вайшнавов будут неизменно терпеть поражение.
КОММЕНТАРИЙ Те, кто имеет лишь поверхностное представление о преданном служении, ошибочно полагают, что. вступая на духовный путь, нужно отказаться от всякой деятельности. А поскольку все в этом мире трудятся не покладая рук, получается, что новоиспеченный вайшнав пытается убежать от трудностей жизни. Однако это не так. Вайшнавы постоянно заняты деятельностью в служении Господу. Однажды Шри Маяпур Чандродая Мандир - международный центр нашего Общества, расположенный в Западной Бенга- лии, - посетил высокопоставленный правительственный чиновник. Больше всего его поразило, что в этом центре кипит жизнь. Каждый чем-то занят, потому что преданные Кришны не склонны к праздному времяпрепровождению. Одно из двадцати шести качеств возвышенного преданного, упомянутых в «Чайтанья-чаритамрите», - это постоянная активность. Преданный всё время выполняет для Кришны какое-нибудь служение. Представления о том, будто преданные бездеятельны, совершенно безосновательны. Преданные в высшей степени активны. Обычно человека заставляет работать голод, желание достичь определенного положения или иные материальные мо-тивы. Тот, кто решил стать премьер-министром или президентом, изо всех сил старается достичь этой цели. А когда человек получает заветный пост или, наоборот, когда его надежды получить этот пост терпят крах, он перестает прилагать усилия, поскольку его цель была краткосрочной. Что же касается чистого преданного, то он трудится для Кришны беспрестанно. Им движет любовь к Кришне, и вся его деятельность зависит лишь от желания Кришны. Преданный продолжает свое служение, независимо от того, принесет ли оно немедленные материальные плоды. Материалисты работают в надежде отдохнуть на пенсии, но служение преданного не прекращается никогда. Оно продолжается даже после смерти его материального тела. Неофиты, не ведающие о подлинной природе преданного служения, иногда принимают показное отречение от мира и пытаются совершать преданное служение в уединении. Однако это не имеет ничего общего с истинным преданным служением. Такое вынужденное бездействие ради завоевания дешевой популярности - это просто обман. Неискушенную публику такое «отречение», может, и впечатлит, однако оно не имеет никакого отношения к истинной любви к Богу. Что толку в преклонении миллионов людей, ничего не смыслящих в преданном служении? Лучше стремиться доставить удовольствие Кришне, ибо только Он способен потушить пожар страданий в нашем сердце. Мы должны проникнуться настроением Нитьянанды Прабху, который спас Джагая и Мадхая несмотря на то, что те нашли на Него. Даже их нападение не отбило у Нитьянанды Прабху желания даровать им милость Кришны. Господь Чайтанья не прощает оскорблений вайшнавов. Поэтому Он лично явился с Сударшана-чакрой в руке, чтобы покарать этих негодяев. Поняв, что произошло, Джагай и Мадхай пришли в чувство и взмолились о прощении. Так по милости Гауры и Нитая они стали вайшнавами. Мы не можем подражать Нитьянанде Прабху, но должны с решимостью следовать по Его стопам, помогая погрязшим в материальных привязанностях людям вернуться в лоно сознания Кришны. Мы должны дать им возможность услышать послание Чайтаньи Махапрабху и наставления «Шримад-Бхагаватам». Тогда сердца людей очистятся от скверны. нашта-прайшв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики «Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхага- ватам» и служению чистому преданному всё, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым» (Шримад-Бхагаватам, 1.2.18). Действуя с решимостью, как описано выше, преданный поднимается с уровня неофита на уровень мадхьяма-адхикари. Неофит совершает преданное служение ради его плодов, поскольку еще не умеет черпать удовлетворение в себе самом. Вот почему ему так важен материальный результат его деятельности. Но когда преданный постигнет глубинные аспекты преданного служения, продолжая при этом распространять сознание Кришны, то в сердце преданного начнет пробуждаться более глубокое духовное понимание. Таков вайшнавский канон преданного служения. Это понимание представляет собой совершенный уровень взаимоотношений с Кришной и дает преданному силы продолжать служение, невзирая ни на что. Ду ховное совершенствование — это не что-то внешнее, а внутренняя готовность служить вопреки любым трудностям. Благодаря общению с праведниками и непрестанному слушанию святого имени Кришны и повествований о Нем в нашем сердце происходят перемены. Кришна обещает это тем преданным, которые целиком и полностью посвятили себя исполнению Его воли. Вот почему все, кто серьезно относится к совершенствованию в преданном служении, постоянно заняты духовной деятельностью ради удовлетворения Кришны.
Текст 18 апани ачари 'прабху' дживере шикхайа aпaна ванчака йеи сеи нирджане бхаджайа джагат бхарийа гела джагаи-мадхаийе нитйананда вамша бадайа шишйа-сампрадайе кхайа дайа тхаке веша хайе чинтахина ваишнавер учита нахе тхака дайахина 'мадхурйа кадамбинй" - грантха чакраварти гайа сиддханта декхаха татха киба танра 'райа' апани-Сам; ачари- личным примером; прабху- Верховный Господь в образе Шри Чайтаньи; дживере - живые существа; шикхайа - учит; апана - себя; ванчака - обманывает; йеи - кто; сеи - такой человек; нирджане - в уединении; бхаджайа- совершает поклонение; джагат- вселенная; бхарийа гела - наполнилась; джагаи-мадхаийе- джагаями и мадхаями; нитйананда вамша - преемственность, восходящая к Нитьянанде Прабху; бадайа - выросла соответственно; шишйа- сампрадайе - через ученическую преемственность; кхайа дайа - едят, пьют (наслаждаются); тхаке веша- остаются; хайе чинтахйна - лишенные забот; ваишнавер - вайшнав; учита- ожидается; нахе- не; тхака - остающийся; дайахина - без сострадания; мадхурйа кадам- бини- «Мадхурья Кадамбини»; грантха- книга; чакра-варти- Шрилы Вишванатхи Чакравартй Тхакура; гайа - воспевает; сиддханта - обоснованное подтверждение; декхаха - посмотрите; татха- их; киба - каково; танра- его; райа- заключение. ПЕРЕВОД
Сам Верховный Господь Кришна низошел из духовного мира в образе преданного - Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, чтобы на личном примере показать обусловленным душам, как нужно совершать чистое преданное служение Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы мы тоже личным примером учили окружающих. Лишь введенные в заблуждение люди, которые обманывают самих себя и не имеют веры в наставления Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, способны покинуть Его проповедническое движение санкиртаны ради «нирджана-бхаджаны» - поклонения Господу в уединении. Во времена Господа Чайтаньи Махапрабху был только один Джагай и один Мадхай. Сейчас же мир переполнен опустившимися и заблудшими джагаями и мадхаями. Но вместо того чтобы следовать по стопам Господа Нитьянанды и спасать эти падшие души, те, кто причисляет себя к нитьянанда-вамше (потомкам учеников Господа Нитьянанды), озабочены лишь увеличением числа своих последователей. Они навешают своих учеников, которые вкусно кормят их и оказывают радушный прием. Так они проводят жизнь в наслаждениях, не ведая забот. Однако вайшнав не может не испытывать сострадания к падшим обусловленным душам. Отсутствие сострадания к ним противоречит высоким принципам преданного служения Господу. В данной связи следует обратиться к описанию истинного преданного служения, которое приводит в своей книге «Мадхурья Кадамбини» великий вайшнав, духовный учитель и ачарья Шрила Вншванатха Чакраварти Тхакур, и изучить его философские заключения.
Текст 19 бхакти ахаитуки хайа свапракашита нитйасиддха васту кинту ачхе аварита мадхйама-адхикари-ваишнава крпа та' карийа аваишнаве каре крпа бхакти джагаийа ваишнавера ваша хана свайам бхагавана ваишнавера крпайа мугдха хайа агуйана ваишнава джагате паре гхуманта джагат танраи крпайа хайа папйра бхаката бхакти - преданное служение; ахаитуки - беспричинное, немо-тивированное; хайа - есть; свапракашита - самопроявленное; нитйа-сиддха - вечно совершенные; васту - особенности; кинту - но; ачхе- есть; аварита- сокрыты; мадхйама-адхикарй-ваишнава - преданный промежуточного уровня; крпа та карийа - милосердный; аваишнаве - к тем, кто еще не стал преданным; каре крпа - дарует милость; бхакти - преданное служение; джагаийа - пробуждая; ваишнавера ваша - покоренный вайшнавами; хана - есть; свайам бхагавана - Бог, Верховная Личность; ваишнавера - вайшнавов; крпайа - по милости; мугдха - счастливый, довольный; хайа - есть; агуйана - выдающийся; ваишнава - преданный; джагате паре - может пробудить; гхуманта - спящую; джагат - вселенную; танраи - его; крпайа - по милости; хайа - становятся; папйра - грешники; бхаката- преданными. ПЕРЕВОД
Беспричинное спонтанное чистое преданное служение Верховной Личности Бога само проявляется в должный срок. Однако сокровенные трансцендентные качества вечного совершенства до поры до времени остаются сокрытыми. Мадхьяма-адхикари, или вайшнав, находящийся на промежуточной ступени преданного служения, по своей беспричинной милости проявляет сострадание к падшим душам и пробуждает дремлющую в их сердцах преданность Господу Кришне. Чистые преданные способны покорить Господа Шри Кришну, Верховную Личность Бога, своей любовью. Такие добродетели преданных, как трансцендентное милосердие и сострадание к падшим душам, пленяют даже Самого Господа. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы