Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
До тех пор пока мы осквернены материей и отождествляем себя с телом, мы не сможем подняться на трансцендентный уровень и ощутить «вкус» или подлинное понимание вечных игр Господа. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
КОММЕНТАРИЙ Чайтанья Махапрабху, который является не кем иным, как Самим Кришной, низошел на Землю, чтобы распространять святое имя и наслаждаться самыми сокровенными играми Кришны, пребывая в умонастроении преданного. Первые четырнадцать лет всемилостивый Господь Чайтанья прожил, скрывая Свою истин-ную природу. Начиная с четырнадцатилетнего возраста, Чайтанья Махапрабху стат проявлять Себя как воплощение Кришны и проводить в Навадвипа-дхаме харинама-санкиртана-ягью. Из Навадвипы Его милость разлилась повсюду: вместе с Нитьянандой, Адвайтой, Гададхарой. Шривасой и другими Своими спутниками Он учил людей великой песне освобождения: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Приняв санньясу в возрасте двадцати четырех лет, Господь Чайтанья покинул Навадвипу и на протяжении шести лет странствовал по всей Индии. Последние восемнадцать лет Он провел в Джаганнатха-Пури, обсуждая в кругу Своих приближенных сокровенные игры Кришны. Когда преданные из Бенгалии и других мест, где шла проповедь, приходили в Джаганнатха-Пури, Господь Чайтанья встречался с ними, отвечал на их вопросы и давал им благословения. Но остальное время Он был погружен в трансцендентные переживания, связанные с играми Кришны. Послание Господа Чайтаньи Махапрабху всецело трансцендентно. В нем нет и следа материалистичных религиозных принципов. Обычно религия представляет собой компромисс между материальным благополучием, философским поиском истины и подлинным духовным опытом. Многие занимаются благочестивой деятельностью только для того, чтобы иметь хорошее здоровье, хорошее жилье или положение в обществе. Подобная религиозность имеет налет материального осквернения. Религия призвана указывать высшую цель жизни, и было бы неправильно использовать религию как инструмент для достижения каких- то преходящих и ограниченных целей. И тем не менее, одни рассчитывают получить с помощью религиозной практики материальное благополучие, а другие - обрести личное спасение (освобождение от рождения и смерти). Но Чайтанья Махапрабху провозгласил, что высшей целью жизни, прайоджаной, является обретение чистой любви к Кришне. Обладать чистой любовью к Кришне - значит всё время быть занятым служением Ему. Кришна отвечает Своему преданному взаимностью на трансцендентном уровне, поэтому любовное служение Кришне может совершаться как в единении с Ним, так и в разлуке. Некоторые преданные служат Господу в разлуке, испытывая к Нему глубокие и сильные любовные чувства. А если Господь лично предстает перед ними, они служат Ему, радуясь своему воссоединению с Ним. Господь Чайтанья Махапрабху дал совершенное знание и развеял все сомнения и противоречия, касающиеся Господа Кришны. Даже великие ачарьи обходят стороной сокровенные темы игр Кришны во Вриндаване или Двараке, считая их слишком таинственными и непонятными. Но Чайтанья Махапрабху раскрыл все эти тайны Своим близким ученикам. А те, в свою очередь, доступно объяснили эти истины в своих книгах на благо всего человечества. Учение Чайтаньи Махапрабху имеет многочисленные доказательства (праманы) в Ведах. Эти праманы, сокрытые от глаз ученых-материалистов, были в Ведах всегда. Но доступны они лишь духовному видению ученых-вайшнавов. чья проповедь Вед свободна от материалистических заблуждений. Те, кто родились в ведической культуре, должны понять это учение и донести его до остальных людей. Когда говорится о родившихся на земле Бхараты. это относится не только к индийцам. Все остальные, кто рожден в ведической культуре или принял ее, будь они из Индонезии, Южной Африки, Ганы или Непала, должны учить людей тому, как сделать свою жизнь совершенной и обрести любовь к Кришне. Итак, Чайтанья Махапрабху провел заключительную часть жизни, наслаждаясь повествованиями об играх Кришны в кругу Своих приближенных. Однако нельзя имитировать деяния Господа Чайтаньи или относиться к ним несерьезно. Как-то раз в наш храм в Маяпуре пришел жить один человек. Он хотел сразу получить санньясу, и в то же время подумывал о женитьбе. Иначе говоря, он производил впечатление человека, еще не вполне свободного от материальных привязанностей. Позже выяснилось, что он не в состоянии вставать рано утром, омываться и ходить на мангала-арати. Через неделю он ушел из храма. Несколькими днями позже мы участвовали в одном религиозном празднике и встретили там этого человека уже в одеждах бабаджи. Он сказал нам, что примкнул к другой организации и теперь стал вечным спутником Кришны: «Я одна из пастушек Вриндавана». Спустя пару недель мы снова получили о нем известие — он вернулся на Запад и устроился на прежнюю работу. Так порой мошенники обманывают людей: «Зачем заниматься материальной деятельностью - служить и проповедовать? Я могу незамедлительно сделать из вас гопи». На Западе тоже находятся мошенники, которые продают мантры и уверяют людей, что эти мантры сделают их совершенными, превратят их в Бога или даруют им особые силы. И некоторые покупают такие мантры в надежде обрести духовное просветление. Но такой обман не имеет ничего общего с духовной жизнью. Аналогичным образом, чистый преданный не должен обсуждать кришна-лилу, имитируя Чайтанью Махапрабху. Господь Чайтанья жил в Пури с несколькими преданными, которых Он попросил поселиться там. Преданные находились в Пури по просьбе Господа Чайтаньи, и с ними Он обсуждал игры Кришны, Все же остальные последователи Господа Чайтаньи в это время проповедовали в Бенгалии, Ориссе и Вриндаване. Если бы Господь Чайтанья хотел, чтобы все преданные сидели и обсуждали кришна-лилу, Он оставил бы их в Джаганнатха-Пури. Почему тогда Он отправил всех преданных проповедовать? В то время как весь мир страдает от нехватки духовного знания, люди, чье сердце переполнено материальными желаниями, пытаются подражать Господу Чайтанье. Этих людей нельзя назвать истинными слугами Господа Чайтаньи. В сокровенные игры Кришны невозможно проникнуть, находясь в материальном теле. Нельзя, обладая мирским сознанием, в единый миг обрести духовное понимание игр Кришны. Нужно прежде перестроить свой ум посредством постоянного служения и общения с преданными. В то время когда Шрила Прабхупада писал эту поэму, из-за неподобающего поведения некоторых вайшнавов в обществе сложилось ошибочное представление о вайшнавизме. С одной стороны, так называемые вайшнавы делали вид, что наслаждаются играми Кришны. С другой стороны они, продолжая отождествлять себя с материальным телом, требовали, чтобы их называли «Госай», выражали им почтение, получали у них посвящение и кланялись им. Считая себя потомками знаменитого рода, представителями высокой касты и - отрекшимися от мира бабаджи, они пренебрежительно относились к тем, кто занимается преданным служением и проповедует славу Господа. Эти противоречия сбивали людей с толку и создавали религиозные проблемы. Неофит, ищущий истинного духовного учителя, должен постараться понять, кто же на самом деле является чистым преданным. Именно поэтому возвышенные преданные проповедуют. Даже сама эта поэма представляет собой проповедь в чистом виде. Она рассеивает наши сомнения - в особенности, сомнения религиозного характера. Такое знание искореняет всю скверну, проникшую в религию, и дает всем возможность приобщиться к чистой религиозной практике.
Текст 23 дехатмабуддхи йара сеи джада деха сеи дехе асвадана нахи каре кеха ваишнавете джатибуддхи правала прачура лила-асвадане кинту бада бахадура дакагхарера керани (эка) гонсаи тхакура бабаджи пранама каре тахаре прачура гонсаи тхакура каре джати-абхимана нитйананда прабхуваре каре кхана кхана
дехатма-буддхи - отождествление себя с материальным телом и умом; йара - кто имеет; сеи- это; джададеха -материальное тело; сеи дехе- в этом теле; асвадана нахикаре - не может наслаждаться играми Господа; кеха - кто-либо; ваишнавете - преданных; джати-буддхи - уважение за знатное происхождение; правала - распространенное; прачура - очень; лйла-асвадане - чтобы наслаждаться играми Господа; кинту - но; бада - очень; бахадура - доблестный; дакагхарера- почтовый; керани - служащий; эка - один; гонсаи тхакура- потомок семьи одною из сподвижников Господа Чайтаньи; бабаджи - живущие в отречении вайшнавы; пранама каре - проявляют уважение; тахаре- к нему; прачура-очень большое; гонсаи тхакура- Госвами; каре - делают; джати-абхимана - отождествляют по происхождению, а не по качествам; нитйананда прабхуваре - благословение Нитьянанды Прабху; каре кхана кхана - рвет на части. ПЕРЕВОД
Тот, кто ошибочно отождествляет себя с телом или на основании телесного самоотождествления считает качества материального тела трансцендентными, пребывает в заблуждении и полностью утратил духовное видение. Такая погрязшая в иллюзии душа ничуть не лучше материального тела, с которым она себя отождествляет. Не избавившись от материального сознания и ложного самоотождествления, невозможно наслаждаться играми Верховного Господа - они трансцендентны и недоступны восприятию материальных чувств. Истинный вайшнав трансцендентен по отношению к любым материальным обозначениям. Но даже сегодня многие из тех, кто называют себя вайшнавами, не свободны от такого проявления телесного сознания, как кастовая дискриминация. Их кастовые предрассудки очень сильны. Однако несмотря на свои очевидные изъяны и недостатки, они оказываются впереди всех, когда дело доходит до «наслаждения нектаром сокровенных игр Господа». Так, одного почтового служащего объявили «Госай Тхакуром», или чистым преданным, достигшим освобождения, лишь потому, что он был потомком одного из сподвижников Господа Чайтаньи. Многие вриндаванские бабаджи приходили поклониться этому человеку. И так называемого «Госай Тхакура» обуяла гордыня, причина которой кроется в телесном самоотождествлении. В результате Господь Шри Нитьянанда Прабху не только не уполномочит его стать истинным духовным учителем, но разорвет на части за грехи.
Стих 24 эи карйа декхитечхи врндавана маджха атаэва бхуджхи хетха ачхе кичху каджа пракрта-сахаджийа саба вйабхичар каре парастри ла'йе лила асвадана каре э нахе врндавана-дхама бхава сада мана госвамира падападма караха смарана чхайа гонсаи аси' йатха дхарма прачарила махапрабху-аджнйа саба бхакти вистарила
эи карйа - подобную деятельность; двкхитечхи - вижу; врндавана маджха - во Вриндаване; атаэва - поэтому; бхуджхи - понимаю; хетха - здесь; ачхе ~ есть; кичху - некоторая; каджа - работа; пракрта-сахаджийа - люди, следующие неавторитетным путем; саба - все; вйабхичар каре - отклоняются; парастри - чужих женщин; лайе - принимая; лила - играми Кришны; асвадана каре-наслаждаются; э-это; нахе-не; врндавана -дхама - Вриндаван; бхава - думай; сада - всегда; мана- ум; госвамира- Госвами; падападма - о лотосных стопах; караха- совершай; смарана- памятование; чхайа гонсаи - шесть Госвами; аси - придя; йатха - где; дхарма-дхарму, прачарила - проповедовали; махапрабху-аджнЗйа - по приказу Шри Чайтаньи; саба- все они; бхакти- преданное служение; вистарила- распространили. ПЕРЕВОД
Видя всю эту разнообразную материальную деятельность, происходящую в священном Вриндаване, я понимаю, как много предстоит сделать, пока не исчезнут все противоречия и не воцарится подлинная духовная чистота. Здесь пракрита-сахаджии все предаются недозволенным плотским утехам. Делая вид, что наслаждаются обсуждением сокровенных игр Господа (лила-асвадам), они уединяются с чужими женами и вступают с ними в любовную близость. Такой Вриндаван, равно как и процветающая в нем материальная деятельность, не имеет никакого отношения к вечной обители Господа Шри Кришны - Шри Вриндаван-дхаме. Мой дорогой ум, никогда не забывай об этом и всегда размышляй о лотосных стопах шести Госвами Вриндавана: Шри Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами, Шри Рагхунатхи даса Госвами, Шри Гопалы Бхатты Госвами, Шри Рагхунатхи Бхатты Госвами и Шри Дживы Госвами. Помни, как шесть этих истинных Госвами пришли сюда, во Вриндаван, по указанию Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, чтобы проповедовать неподвластные времени принципы преданного служения. Благодаря своей проповеди и безукоризненному личному примеру они смогли распространить принципы чистой бхакти-йоги, или чистого преданного служения Господу Кришне, по всему миру. КОММЕНТАРИЙ Живя во Вриндаване - священном месте, где проходили игры Кришны, - Шрила Прабхупада размышлял о современном состоянии дел во Вриндаване и сравнивал его с Вриндаваном времен шести Госвами: Шри Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами, Шри Рагху-натхи даса Госвами, Шри Гопалы Бхатты Госвами, Шри Рагхунатхи Бхагты Госвами и Шри Дживы Госвами. Они пришли во Вриндаван по указанию Чайтаньи Махапрабху, дабы найти места игр Кришны. Шесть Госвами обустроили эти священные места, чтобы паломники могли приходить туда, вспоминать об играх Кришны и получать духовное благо. Именно для этого Господь Шри Чайтанья Махапрабху лично отыскал такие священные места, как Радха-кунда, Шьяма-кунда и Гири-Говардхан. Впоследствии Санатана Госвами и Рупа Госвами нашли и другие священные места. Госвами написали много книг, описывающих игры Кришны и объясняющих, как достичь Кришну с помощью преданного служения Ему. Еще Госвами основали поклонение таким Божествам, как Радха-Мадана-мохан, Радха-Говинда, Радха-Гопинатха, Радха- Раман и Радха-Дамодара. Благодаря необычайно активной проповеди шести Госвами преданное служение получило широкое распространение. Шесть Госвами были нитья-сиддхами, вечно освобожденными душами, которые низошли из духовного мира, чтобы помогать Чайтанье Махапрабху в Его играх. Они стремились как можно шире распространить чистое преданное служение. Для этого они посылали своих последователей проповедовать по всей восточной Индии. И книги, написанные Госвами во Вриндаване, были частью их проповеднической деятельности. Будучи освобожденными душами, шесть Госвами, погруженные в экстаз, иногда бегали по Вриндавану и восклицали: «Джая Кришна! Джая Вриндаван! » Несмотря на свой преклонный возраст и глубокое знание писаний, они переставали сознавать окружающее и бегали повсюду, словно безумные. Когда Госвами взывали к Радхе и Кришне, моля о милости, слезы ручьями текли у них из глаз. И в то же время Госвами были аскетами: они спали прямо на улице, в сени деревьев, и не проводили под одним и тем же деревом более одной ночи. Так, ведя очень простой образ жизни, они всегда были погружены в реалии духовного мира. Несмотря на свое возвышенное положение, шесть Госвами помогли встать на путь преданного служения многим жителям Вриндавана и написали много книг, описывающих величие Кришны. Мы должны всегда помнить сокровенные истины о мантре Харе Кришна и Чайтанье Махапрабху. которые открыли нам шесть Госвами. Прославляя шесть Госвами, можно очиститься от скверны и достигнуть высот преданного служения. Полная противоположность шести Госвами - это современные притворщики, которых называют пракрита-сахаджиями. Пракрита означает «материалистичный», а сахаджия означает «дешевый, показной». Пракрита-сахаджии - это материалистичные преданные-подражатели, которые имитируют шесть Госвами, не обладая при этом должной квалификацией. Известно, что из одежды у шести Госвами были только набедренные повязки до колен и что жили они очень скромно. Поэтому пракрита- сахаджии тоже одеваются подобным образом и наносят на тело огромные тилаки. На публике они иногда начинают дрожать или рыдать и звать Кришну. А иногда они ведут себя более или менее спокойно. Пракрита-сахаджии заявляют, будто им известны их вечные взаимоотношения с Кришной, и называют себя той или иной гопи или пастушком. Они считают себя возвышенными душами и обычно смотрят свысока на тех, кто неустанно проповедует Славу Кришны, ведь пракрита-сахаджии расценивают проповедь как материальную деятельность, не имеющую отношения к преданному служению. По их мнению, заниматься чистым преданным служением - значит жить во Вриндаване, подражая Госвами. Однако ум и чувства пракрита-сахаджиев пребывают в постоянном возбуждении, потому что они следуют методу, который не был дан Чайтаньей Махапрабху. Нужно смиренно следовать наставлениям вечно освобожденной души - тогда мы поймем, что делать. Ведь лекарство для одного человека может быть ядом для другого. В Бенгалии рассказывают историю о том, как к одному ветеринару привели лошадь с огромным вздутием на шее. Ветеринар, осмотрев лошадь, взял кувалду, с размаха ударил по лошадиной шее, и лошадь излечилась. У ветеринара был смекалистый помощник, который все это видел. Хотя этот помощник совсем не разбирался в ветеринарии, он вообразил, будто теперь знает, как лечить лошадей. Он стал громко рекламировать себя как крупного специалиста по болезням лошадей. И каждую лошадь, которую к нему приводили, он «излечивал» кувалдой. Так он погубил много лошадей, и их разъяренные хозяева чуть не убили этой же кувалдой его самого. Тогда помощник прибежал к ветеринару и поведал ему обо всем, недоумевая, почему этот метод больше не действует. Ветеринар объяснил горе-помощнику, что в первом случае лошадь проглотила арбуз, и он застрял у нее в горле. От удара кувалдой арбуз разбился, и вздутие исчезло. Далее ветеринар объяснил, что далеко не всякое вздутие вызвано застрявшим арбузом. Это может быть раковая опухоль или иное заболевание. Ветеринар отчитал своего помощника, назвав его бестолковым негодяем и последним глупцом. Подобно помощнику ветеринара, пракрита-сахаджии пытаются внешне имитировать поведение шести Госвами, не понимая сути их наставлений. Когда-то Вриндаван представлял собой заброшенные поля. Придя туда, Госвами построили храмы, основали в них поклонение Божествам и написали трансцендентные книги. Это была их великая проповедь, совершаемая по указанию Чайтаньи Махапрабху. Позже во Вриндаван, учиться у Дживы Госвами, пришли великие святые - Нароттам дас Тхакур. Шринивас Ачарья и другие. Но шесть Госвами не предлагали им остаться во Вриндаване. Напротив, Госвами велели им отнести такие книги, как «Чайтанья-чаритамрита» и «Бхакти-расамрита- синдху», в Бенгалию, переписать их, а потом распространять это учение. Шесть Госвами написали эти подобные нектару книги специально для преданных, жаждущих как можно больше узнать о науке сознания Кришны. Материалистичные пракрита-сахаджии не имеют никакого права подражать шести Госвами. Они даже не способны понять их наставления. Пракрита-сахаджии не относятся к числу возвышенных преданных, поскольку не свободны от влияния материальной энергии. Эти так называемые преданные опускаются до того, что вступают в недозволенную интимную связь с женщинами, которых, казалось бы, должны вести по духовному пути. Так пракрита-сахаджии производят на свет множество внебрачных детей, продолжая при этом разыгрывать из себя гопи. Эти люди не приносят религии и обществу ничего, кроме беспокойств. Подобное происходило и во времена Бхактивиноды Тхакура, и его заслуга состоит в том, что он установил чистый стандарт истинного вайшнавизма. Живя во Вриндаване, Щрила Прабхупада видел все, что происходит вокруг. Будучи чистым преданным, которого уполномочили на проповедь шесть Госвами, он был недоволен происходящим и понимал, что требуются безотлагательные действия. Поэтому, как только Движение сознания Кришны укоренилось на Западе, Шрила Прабхупада в духе проповеди Господа Чайтаньи воздвиг во Вриндаване храм Кришны-Баларамы, где с тех пор ведется поклонение Кришне-Балараме, Радхе-Кришне и Гауре-Нитаю. Кришна и Баларама приходили в этот мир, чтобы явить милость Своим преданным. И в наш век Они приходили снова как Гаура и Нитай. Уча людей поклоняться Радхе-Кришне, Гаура и Нитай подводят их к высочайшему пониманию любви к Богу. И эту любовь Гаура и Нитай готовы даровать всем падшим душам без исключения. Таким образом, проекты Шрилы Прабхупады в Шри Маяпyp-дхаме и Шри Вриндаван-дхаме имеют глубокий сокровен-ный смысл, понять который нам помогут наставления шести Госвами. Лишь тот, кто знает, как настойчиво духовная деградация, иллюзия и заблуждения стремятся проникнуть в святые дхамы, способен по достоинству оценить эти проекты. Великие освобожденные души, приходящие в этот мир проповедовать чистые религиозные принципы, указывают нам верный путь и возрождают истинную духовную преемственность, идущую от Господа. Такие души подобны лучезарному солнцу, рассеивающему тьму заблуждений и иллюзии.
Текст 25 нитйасиддха паршада саба радхакршна смаре тайдера смарана дживера сарва папа харе анукарана кари' йади сеи бхава дхаре майа-кабалита хайа самсара на таре прачара караха сада джива гхаре гхаре спхала хаибе дживана прачарера дваре 'шри дайита дас' прабху дена эи шикша 'кара уччаихсваре нама' эи тана дикша
нитйа-сиддха вечно освобожденные; паршада - спутники; саба - все; радхакршна смаре - помнят Радху и Кришну; тандера - о них; смарана - воспоминание; дживера - обусловленных душ; сарва - все; папа - грехи; харе - уносит; анукарана кари - имитируя; йади - если; сеи бхава - это чувство; дхаре - держит; майа-кабалита - терзаемый майей; хайа - есть; самсара - материального мира; на таре - не выходит за пределы; прачара - проповедь; караха - совершай; сада - всегда; джива - о, джива; гхаре гхаре - от дома к дому; спхала хаибе - будет успешной; дживана - жизнь; прачарера дваре - через проповедь; Шри дайита дас прабху - Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур; дена - дает; эи - это; шикша - учение; кара - совершай; уччаихсваре - громким голосом; нама - святые имена; эи - это; тана - его; дикша — инициация. ПЕРЕВОД
Эти вечно освобожденные спутники Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху пришли сюда из духовного мира и постоянно погружены, в чистое трансцендентное памятование об Их Светлостях Шри Шри Радхе и Кришне. Эти преданные находятся на столь высоком духовном уровне, что, просто памятуя о них, обусловленная душа может освободиться от всех своих грехов. Но если кто-то пытается имитировать этих вечно освобожденных спутников Господа, повторяя их трансцендентные поступки или просто подражая им внешне, то он не обретет чистую преданность Господу, а окажется в плену майи, могущественной иллюзорной энергии Господа. Такой притворщик даже не сможет освободиться из череды рождений и смертей в этом мире. «Ходите от дома к дому и проповедуйте трансцендентную славу Господа Кришны всем обусловленным душам! Проповедь сознания Кришны сделает вашу жизнь совершенной. Громко, во весь голос, пойте святое имя - это ваша инициация», - такие трансцендентные наставления дал Его Божественная Милость Шри Шримад 108 Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачарья Бхактисиддханта Сарасва- ти Госвами Тхакур - великий духовный учитель в ученической преемственности, восходящей к Шри Кришне Чай- танье Махапрабху, известный в узком кругу преданных под именем Шри Дайита дас.
КОММЕНТАРИЙ Вечно освобожденные души всегда погружены в памятование о Рахде и Кришне. Памятование это всецело трансцендентно, ибо позволяет видеть Господа воочию. Благодаря общению с такими чистыми душами обусловленное живое существо может полностью очиститься от всей скверны греховных желаний. Чистое преданное служение невозможно имитировать. Тот, кто действительно поднялся на эту высокую ступень, способен своим общением очищать окружающих. Одних усилий ума или разума для этого недостаточно. Медитация, совершаемая на уровне ума и разума, не оказывает на окружающих столь благотворного влияния. Ум человека, обусловленного материальной энергией, нечист. Поэтому он вынужден размышлять о чувственных наслаждениях. Вот почему сначала необходимо избавиться от всех материальных мыслей и привязанностей (анартха-нивритти). Лишь после этого можно полностью погрузиться в преданное служение. В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавираджа Госвами рассказывает, как шесть Госвами установили во Вриндаване основные Божества: Радху-Мадана-мохана, Радху-Говинду и Радху- Гопинатху. Радха-Мадана-мохан олицетворяют самбандху. По-клоняясь Им, мы возрождаем свои вечные взаимоотношения с Кришной. При этом мы осознаём, что Кришна - наш вечный Господь, а мы - навечно Его слуги. Радха-Говинда символизируют абидею, или взаимоотношения с Господом в преданном служении. Поклоняясь Радхе-Говинде, мы начинаем служить Кришне согласно своим взаимоотношениям с Ним. Сначала нужно понять, что я - сын своего отца, а потом выполнять свой сыновний долг. Для того чтобы правильно действовать в своих взаимоотношениях с Радхой и Кришной, следовать Их наставлениям и исполнять Их волю, необходима особая милость Радхи-Говинды. Высшей целью (прайоджаной) является чистая любовь к Кришне (према). Эта любовь представляет собой кульминацию чистого трансцендентного осознания, и обрести ее можно только по особой милости Радхи-Гопинатхи. Памятование о Кришне на уровне кришна- премы имеет абсолютную природу. Преданный, находящийся на этом уровне, непрестанно созерцает Кришну - либо в своем сердце, либо непосредственно перед собой. Такая медитация преданного не является чем-то искусственным. Чтобы пройти эти три ступени духовной жизни, нужно следовать по стопам шести Госвами. Имитация прайоджаны и кришна-премы без служения Радхе-Мадана-мохану и Радхе- Говинде - лишь источник беспокойств. И тот, кто пытается перепрыгнуть через любую из этих ступеней, - шарлатан. Путь преданного служения, указанный шестью Госвами, делает процесс духовного совершенствования очень быстрым. Искренний преданный может достичь успеха на этом пути уже в нынешней жизни, но некоторые хотят получить всё сейчас же. Как можно увидеть Бога воочию за пять минут? Может быть, на это потребуется пять жизней - это зависит от милости Господа. В любом случае, мы должны принять этот авторитетный метод развития наших взаимоотношений с Кришной. Если будет на то Его воля, Он одарит нас высочайшим сокровищем - вечным преданным служением Ему. Никакие материальные ухищрения нам в этом не помогут. Господь дарует свою милость тем, кто искренне пытается следовать наставлениям Его вечных спутников, великих освобожденных душ. Что же касается преданных, которые имитируют шестерых Госвами, то они из года в год остаются в майе, не поднимаясь выше уровня каништха-адхикари. Шрила Прабхупада говорил, что каждый должен следовать наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху и проповедовать от дома к дому. Чайтанья Махапрабху сказал Своим последователям: Шуно Шуно нитйананда, шуно харидаса, сарватра амара аджна короха пракаШа, прати гхаре гхаре гийа коро эи бхикша, боло кршна, бхаджа кршна, коро кршна шикша «Послушайте Меня, Нитьянанда и Харидас! Пусть все узнают Мою волю! Идите от дома к дому и просите каждого встречного говорить о Кришне, поклоняться Кришне и следовать Его наставлениям» (Чайтанья-бхагавата, Мадхья-лила, 13.8-9). Люди, копирующие Госвами, считают, что суть сознания Кришны заключается не в служении и предании себя Господу, а в получении наслаждения. Они рассматривают Радху и Кришну как объект собственного наслаждения. Но Кришной невозможно наслаждаться, как каким-то материальным предметом. Приблизиться к Кришне можно лишь в настроении служения Ему. Освобожденные души учат нас юкта-вайрагъе - тому, как вовлечь свои чувства в служение Кришне. Когда Кришна будет доволен умонастроением преданного, вовлекающего свои чувства в проповедь, лишь тогда Он дарует ему чистую кришна- прему: Поскольку у Шрилы Прабхупады было такое чистое проповедническое умонастроение, Господь Чайтанья уполномочил его распространить сознание Кришны по всему миру. Шрила Прабхупада проповедовал саму суть учения Шри Чайтаньи и шести Госвами. Шрила Прабхупада написал эту молитву до отъезда на Запад, когда жил в храме Радхи-Дамодары и переводил на английский язык «Шримад-Бхагаватам». Он видел, что происходит во Вриндаване и как извращается истинное послание шести Госвами. Духовный учитель велел Шриле Прабхупаде проповедовать в западных странах, и Шрила Прабхупада выполнил его указание. Кроме того, удостоившись особой милости Господа, Шрила Прабхупада смог сделать так, что безобразия, имеющие место в святой дхаме, постепенно пошли на убыль. Преданным-проповедникам следует остерегаться яда, изры- гаемого пракрита-сахаджиями. Их дешевое материалистичное шарлатанство создает тонкую иллюзию, в которой оказываются те, кто имеет гордыню, сентиментальность или слабость. Подобно опасной змее, иллюзия эта способна отравить чистое преданное служение, низведя его на самый низкий уровень. Считая себя очень возвышенным, такой преданный может и не заметить, что его представления о сознании Кришны стали полностью материалистичными. Шрила Прабхупада молился Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, и мы тоже должны молиться ачарьям прошлого, чтобы они ниспослали нам вдохновение проповедовать и громко петь в движении санкиртаны Чайтаньи Махапраб> у. Бхактисидцханта Сарасвати Тхакур называл книги брихат-мридангой, большой мридангой. В трансцендентной литературе содержится подробное и достоверное знание о движении Шри Чайтаньи Махапрабху и сознании Кришны. Этот громогласный киртан - бесценный дар Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Не следует устраивать киртан лишь ради собственного спасения, ведь тогда мы не сможем достичь подлинной цели преданного служения. Вместо этого нужно следовать методу, который несет благо всем живым существам. Повторение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе настолько возвышенно, что очищает всю вселенную и наполняет ее нектаром Господа Чайтаньи.
Текст 26 киртанера анга шудху нахе дхака-дхола адхуника дхарайа нахе киртанера рола харисевайа анукула сакалай мадхава триджагатера бхокта хайа экала йадава майара ваибхава йата редиора шабда киртанера двара сада кара таха стабдха майара качкачи саба самвадера патра кйртана караха тахе джагате сарватра
киртанера - воспевания; анга - часть: шудху - лишь; нахе - не; дхака-дхола - игра на барабане; адхуника - современная; дхарайа - традиция; нахе - не; киртанера рола - голос киртана; хари севайа - в служении Господу; анукула - благоприятно; сакалаи- всё; мадхава- Мадхава (Кришна); три-джагатера- трех миров; бхокта - наслаждающийся; хайа-является; экала-только; йадава - Ядава (Кришна); майара- майи; ваибхава - достояния, йата- многочисленные; редиора шабда - звуки радио; киртанера двара - с помощью киртана; сада-всегда: кара-делай; таха-их; стабдха- заглушенными; майара- майи; качкачи- ссоры; саба- все; самвадера патра- газеты; кйртана караха- совершай киртан; тахе- в этой; джагате - во вселенной; сарватра — повсюду. ПЕРЕВОД
Санкиртана, совместное прославление имен Господа, не сводится лишь к громкому пению под аккомпанемент барабанов и других музыкальных инструментов. Не следует думать, что звуки киртана нельзя распространять другими способами (через книги и газеты, радио, телевидение, видео- и аудиозаписи, кинематограф и т.д.). Всё, что благоприятствует преданному служению Господу Мадхаве (Кришне, супругу богини процветания), неотлично от Него Самого, т.е. находится на абсолютном уровне. Господь Ядава (Кришна, владыка династии Яду), - единственный верховный наслаждающийся и повелитель всех трех миров. Поэтому совершать санкиртана- ягъю следует исключительно для удовольствия Господа. Современные радиопередачи - это лишь еще один аспект материальной иллюзии. Их нужно заглушить громогласной проповедью святого имени Господа. Аналогичным образом, ежедневные газеты сообщают лишь о материальных скандалах и сплетнях. Вместо этого следует публиковать в газетах трансцендентные новости и статьи, прославляющие святое имя и духовные качества Господа, и распространять такие газеты повсюду.
КОММЕНТАРИЙ Киртан - это не только пение Харе Кришна под аккомпанемент каратал и барабанов. Разумеется, такова традиционная форма пения святых имен, однако в более широком смысле слова киртан означает «прославление Господа», Для прославления Господа можно использовать любые средства массовой информации - радио, телевидение, кинематограф, газеты, журналы и книги. Среда передачи информации сама по себе не может быть иллюзорной или, наоборот, истинной. Важно, какое послание распространяется с помощью этой среды. В наше время радио, телевидение, Интернет, газеты, журналы и другие средства массовой информации заняты распространением совершенно бесполезных идей. Подобные идеи лишь укрепляют материалистическое сознание людей. Несмотря на это, Шрила Прабхупада объяснял нам, что сами по ceбe эти средства информации - не майа. Если использовать их для распространения славы Кришны, они станут трансцендентными. Сейчас в столице Дании Копенгагене и в Италии, в общине «Вилла Вриндавана», ИСККОН имеет свою собственную радиостанцию «Кришна». Эта радиостанция круглые сутки вещает киртан, прославление Господа. В Лос-Анджелесе, а также в Англии и некоторых других городах и странах ИСККОН имеет свою телевизионную сеть. У нас есть собственная киностудия, где снимают фильмы о Шриле Прабхупаде и Обществе сознания Кришны. Раз в два месяца выходит журнал «Обратно к Богу» - печатный орган нашего Общества. Так что мы следуем этому принципу, упомянутому здесь Шрилой Прабхупадой. Рупа Госвами говорил: «Как может быть майей то, что используется для проповеди славы Кришны? » Возьмем, например, мридангу. Если на ней играют для собственного удовольствия, то она уже не является священным предметом. Однако последователи Чайтаньи Махапрабху оборачивают мридангу в ткань, подносят ей цветы и сандаловую пасту. Преданные поклоняются мриданге, потому что она постоянно используется в служении Кришне. Караталы тоже считаются священным предметом. Преданные никогда не касаются каратал ногами, а если караталы случайно упадут на пол, преданные поднимают караталы и прикладывают их ко лбу в знак почтения. Итак, нельзя пренебрежительно относиться к тому, что используется в служении Кришне. Любой предмет, задействованный в прославлении Господа, освящается. Рупа Госвами объясняет, что подлинное отречение - это юкта-вайрагья, то есть такое отречение, когда мы всё используем для служения Кришне, Показное отречение от всего материального называется пхалгу-вайрагьей, неистинным отречением. Материалист рассматривает всё как объект для собственного наслаждения. Но тот, кто осознает себя слугой Кришны, видит объекты чувств в ином свете. По- другому относится он и к другим живым существам. Любое живое существо, желающее служить Кришне, считается чистым и достойным поклонения. Цель Общества сознания Кришны - вовлечь в служение Кришне весь мир. Обычно людей очень пугает сама идея отречения. Но в сознании Кришны мы не отрекаемся ни от чего, кроме материалистичных представлений о жизни. В «Бхагавад- гите» сказано, что мы имеем право действовать, но не имеем права наслаждаться плодами своей деятельности. Поэтому правильный образ действий состоит в том, чтобы использовать материальную энергию для прославления Кришны. Это можно пояснить на следующем примере. Рабочий на предприятии изготавливает какую-то продукцию и получает за это заработную плату. Но рабочий не может присвоить эту продукцию себе - она принадлежит владельцу предприятия. Если рабочий попытается взять что-то без разрешения владельца, его накажут как вора. Аналогичным образом, мы должны уяснить, кому принадлежит вся совокупность материальной энергии, и стать Его слугой, сознавая свое незначительное положение на этом огромном предприятии. Действуя в таком умонастроении, мы берем злаки и предлагаем их Кришне. Или предлагаем Кришне радио, телевидение, Интернет и журналы, Но вместо того чтобы засорять эфир материальными новостями, мы прославляем Кришну, Верховного Владыку всего сущего. Таков наш первоочередной долг. Если мы не будем выполнять его, то запутаемся в хитросплетениях материальной природы и обречем себя на новые и новые беспокойства. Формула мира такова: необходимо понять, что все мы работаем на предприятии Верховной Личности Бога. Если мы станем выполнять свои обязанности без привязанности, в интересах Всевышнего, то все наши потребности будут естественным образом удовлетворены, и мы обретем полное умиротворение и счастье.
Стих 27 гхаревасе' ченчаийа питтаврддхи кари коти джанмео сантушта хабе на шри хари шри хари нахе каро бабара сампатти 'кхонйадера' бахира хао, на кара апатти саба шри харира, ара шри хари сабар кара уччаихсваре киртана э шикша танра картана-прабхаве ха'ве смарана апани нирджана-бхаджана сеи хрдайе такхани
гхаре - в комнате; васе - сидя; ченчаийа - громко возмущаясь; питтаврддхи кари - гневаясь всё сильнее; коти - десять миллионов; джанмео - рождений; сантушта - удовлетворен; хабе на- не будет; шрй хари- Верховный Господь; шри хари- Господь; нахе - не; каро - какого-либо; бабара - отца семейства; сампатти - собственность; кхонйадера бахира - наружу; хао - быть; на - не; кара - должно; апатти - возражений; саба - все; шри харира - Господа; ара - и; шри хари - Господь; сабар - каждого; кара - совершай; уччаихсваре - громким голосом; киртана - пение; э - это; шикша - наставление; танра - Его; кйртана- прабхаве - благодаря влиянию кйртана; хаве - будет; смарана - памятование; апани - спонтанно; нирджана-бхаджана - уединенная бхаджана; сей - этот; хрдайе - в глубине сердца; такхани - тогда. ПЕРЕВОД
Тот, кто думает, что заниматься преданным служением - значит сидеть в своей комнате, выкрикивать указания, придираться к домочадцам и громко возмущаться, напрасно растрачивает свою ценную человеческую жизнь. Единственным результатом такого поведения будет лишь душащая этого человека желчь. Он может миллионы жизней заниматься подобным «служением», но ему так и не удастся удовлетворить Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Верховный Господь Кришна не является чьей-либо собственностью, передающейся по наследству. Никто не может утверждать, будто Кришна принадлежит ему, если сам он ничего не сделал для того, чтобы обрести Кришну. Поэтому выходите из своей конуры! И не ищите никаких оправданий! Все на свете принадлежат Верховному Господу Шри Кришне, а Сам Верховный Господь принадлежит всем и каждому как их вечный господин. «Громко пой святое имя вместе со всеми! » - велит Господь. Трансцендентное могущество санкиртаны - проповеди святого имени Господа-естественным образом поможет вам помнить о Господе Шри Кришне и осознать свои вечные взаимоотношения с Ним. И тогда сокровенное, личное поклонение Господу навеки воцарится в вашем сердце.
КОММЕНТАРИЙ Если человек, даже будучи преданным Кришны, только и делает, что сидит у себя в ашраме или святом месте и выкрикивает указания своим последователям, он может сколько угодно изливать желчь, но даже за миллионы жизней так и не сможет удовлетворить Господа Шри Кришну. Кришна - это не чья-либо собственность, передаваемая по наследству. Шрила Прабхупада говорит: «Если ты действительно хочешь удовлетворить Кришну, то выходи из своей конуры и прекрати оправдываться! » Всё сущее принадлежит Шри Хари, и все являются Его слугами. А Господь Кришна принадлежит каждому как его вечный повелитель. Поэтому громко пойте святое имя Господа и распространяйте повсюду движение санкиртаны. Таково наставление Гуру и Гауранги. С чистым сердцем примкнув к движению Господа Чайтаньи Махапрабху и участвуя в санкиртана-ягъе, вы благодаря благотворному действию проповеди славы Господа естественным образом вспомните о своих вечных взаимоотношениях с Кришной. И тогда сокровенное, личное поклонение Господу, побуждаемое чистой любовью к Нему, навеки воцарится в ваших сердцах. Это - истинное уединенное поклонение Господу, в отличие от так называемой нирджана-бхаджаны, которой занимаются люди, покинувшие общество преданных Господа.
ом тат сат
ПОЯСНЕНИЯ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ 11 Шрила Прабхупада поклоняется Божествам. 12 Шрила Прабхупада в своей комнате в храме Радхи- Дамодары принимает прасад, смотря в окно на самадхи Шрилы Рупы Госвами. 19 Комнаты Шрилы Прабхупады в храме Радхи-Дамодары (слева на фотографии комната, где Шрила Прабхупада воспевал святое имя, медитировал, готовил и вкушал прасад, справа - комната, где он работал над книгами и отдыхал). 23 Шрила Прабхупада на праздновании Джанмаштами в храме Радхи-Дамодары в 1964 году. 27 Шрила Прабхупада читает лекцию по «Нектару преданности» своим западным ученикам у самадхи Рупы Госвами в храме Радхи- Дамодары в октябре 1972 года. 31 Шрила Прабхупада в своей комнате в храме Радхи-Дамодары беседует с Гаурачандом Госвами, владельцем храма, который в 1959 году пригласил Шрилу Прабхупаду жить там. 37 Шрила Прабхупада на праздновании Джанмаштами в храме Радхи-Дамодары в 1964 году. 45 Комната Шрилы Прабхупады в храме Радхи-Дамодары, где он работал над книгами и отдыхал. 77 Комната Шрилы Прабхупады в храме Радхи-Дамодары, где он воспевал святое имя, готовил и принимал прасад. (Пракрита-сахаджии — т.е. кто несерьезно относится к сокровенным духовным аспектам преданного служения и привносит в свою духовную практику материальные концепции и материальную деятельность.) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы