Правильное вероубеждение относительно ангелов
Вопрос: Какова должна быть вера в ангелов?
Ответ: Она должна быть с подтверждением их существования, также с подтверждением их имён и дел, о которых нам поведано (сообщено).
Сказал Всевышний Аллах:
آ م َ ن َ ا ل ر َ ّ س ُ و ل ُ ب ِ م َ ا أ ُ ن ْ ز ِ ل َ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ م ِ ن ْ ر َ ب ِ ّ ه ِ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ۚ ك ُ ل ٌ ّ آ م َ ن َ ب ِ ا ل ل َ ّ ه ِ و َ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ت ِ ه ِ و َ ك ُ ت ُ ب ِ ه ِ و َ ر ُ س ُ ل ِ ه ِ ل َ ا ن ُ ف َ ر ِ ّ ق ُ ب َ ي ْ ن َ أ َ ح َ د ٍ م ِ ن ْ ر ُ س ُ ل ِ ه ِ
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от его Господа. Все они уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников» (сура «аль-Бакъара», 285).
Также в достоверном сборнике «Сахих» имама Муслима приводится хадис, в котором рассказывается о том, что Джибриль спросил пророка Мухаммада ﷺ о вере (об имане), на что он ответил:
ا ل إ ي م ا ن: أ ن ت ؤ م ن ب ا ل ل ه ، و م ل ا ئ ك ت ه ، و ك ت ب ه ، و ر س ل ه ، و ا ل ي و م ا ل أ خ ر ، و ت ؤ م ن ب ا ل ق د ر خ ي ر ه ش ر ّ ه
«Иман» - это чтобы ты уверовал в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его посланников, в Судный День и в предопределение с его добром и злом» (1).
Вопрос: Приведи некоторые качества ангелов (их описания), которые приводятся в Священном Коране?
Ответ: Аллах Всевышний описал их (ангелов) в Своей Книге, сказав:
و َ ل َ ه ُ م َ ن ْ ف ِ ي ا ل س َ ّ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ ۚ و َ م َ ن ْ ع ِ ن ْ د َ ه ُ ل َ ا ي َ س ْ ت َ ك ْ ب ِ ر ُ و ن َ ع َ ن ْ ع ِ ب َ ا د َ ت ِ ه ِ و َ ل َ ا ي َ س ْ ت َ ح ْ س ِ ر ُ و ن َ
ي ُ س َ ب ِ ّ ح ُ و ن َ ا ل ل َ ّ ي ْ ل َ و َ ا ل ن َ ّ ه َ ا ر َ ل َ ا ي َ ف ْ ت ُ ر ُ و ن َ
«Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не утомляются от этого.
Они славят Его днем и ночью без устали» (сура «аль-Анбийа», 19-20).
Также сказал Всевышний:
و َ ق َ ا ل ُ و ا ا ت َ ّ خ َ ذ َ ا ل ر َ ّ ح ْ م َ ٰ ن ُ و َ ل َ د ً ا ۗ س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ه ُ ۚ ب َ ل ْ ع ِ ب َ ا د ٌ م ُ ك ْ ر َ م ُ و ن َ
ل َ ا ي َ س ْ ب ِ ق ُ و ن َ ه ُ ب ِ ا ل ْ ق َ و ْ ل ِ و َ ه ُ م ْ ب ِ أ َ م ْ ر ِ ه ِ ي َ ع ْ م َ ل ُ و ن َ
«Они говорят: «Милостивый взял Себе сына (ребёнка) (2) ». Пречист Он! Они же – лишь почитаемые рабы (приближенные к Нему). Они не опережают Его своими речами и поступают только лишь согласно Его велению» (сура «аль-Анбийа», 26-27).
Вопрос: Обладают ли ангелы какими-нибудь качествами божественности (совершенства)?
Ответ: Нет! Они лишь рабы Всевышнего Аллаха, которые являются одними из Его великих творений, и они не достойны того, чтобы им посвящали какое-либо поклонение.
Сказал Всевышний:
و َ ي َ و ْ م َ ي َ ح ْ ش ُ ر ُ ه ُ م ْ ج َ م ِ ي ع ً ا ث ُ م َ ّ ي َ ق ُ و ل ُ ل ِ ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة ِ أ َ ه َ ٰ ؤ ُ ل َ ا ء ِ إ ِ ي َ ّ ا ك ُ م ْ ك َ ا ن ُ و ا ي َ ع ْ ب ُ د ُ و ن َ
ق َ ا ل ُ و ا س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ك َ أ َ ن ْ ت َ و َ ل ِ ي ُ ّ ن َ ا م ِ ن ْ د ُ و ن ِ ه ِ م ْ ۖ ب َ ل ْ ك َ ا ن ُ و ا ي َ ع ْ ب ُ د ُ و ن َ ا ل ْ ج ِ ن َ ّ ۖ أ َ ك ْ ث َ ر ُ ه ُ م ْ ب ِ ه ِ م ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ
«В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Это они поклонялись вам? »
Они скажут: «Пречист Ты! Ты - наш Покровитель, а не они. Наоборот, они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них»» (сура «Саба», 40-41).
Вопрос: Из чего сотворены ангелы?
Ответ: В хадисе, который приводится у имама Муслима в его сборнике «Сахих», передаётся от ‘Аиши (да будет доволен её Аллах), которая рассказывала, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خ ُ ل ِ ق َ ت ا ل م ل ا ئ ك ة ُ م ن ن و ر ٍ . و خ ُ ل ِ ق َ ا ل ج ا ن ُ ّ م ن م ا ر ج ٍ م ن ن ا ر ٍ . و خ ُ ل ِ ق َ آ د م ُ م م ا و ُ ص ِ ف ل ك م
«Ангелы были сотворены из света, джины были сотворены из огненного пламени (с дымом) (3), а Адам был сотворён из того, о чём было вам поведано (4) » (5).
Также они описаны тем, что у них есть крылья. У некоторых из них по два крыла, у других – по три, у третьих – по четыре и т.д.
Всевышний Аллах сказал:
ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ل ِ ل َ ّ ه ِ ف َ ا ط ِ ر ِ ا ل س َ ّ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ ج َ ا ع ِ ل ِ ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة ِ ر ُ س ُ ل ً ا أ ُ و ل ِ ي أ َ ج ْ ن ِ ح َ ة ٍ م َ ث ْ ن َ ى ٰ و َ ث ُ ل َ ا ث َ و َ ر ُ ب َ ا ع َ ۚ ي َ ز ِ ي د ُ ف ِ ي ا ل ْ خ َ ل ْ ق ِ م َ ا ي َ ش َ ا ء ُ ۚ إ ِ ن َ ّ ا ل ل َ ّ ه َ ع َ ل َ ى ٰ ك ُ ل ِ ّ ش َ ي ْ ء ٍ ق َ د ِ ي ر ٌ
«Вся хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему ангелов посланниками (гонцами), обладающими по два, по три и по четыре крыла. Он приумножает в творении, что (и как) пожелает. Воистину, Аллах над всякой вещью мощен» (сура «Фатыр», 1).
В достоверном сборнике «Сахих» у имама Бухари приводится хадис от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который сказал:
أ ن َ ّ ا ل ن ب ي ﷺ ر آ ى ج ب ر ي ل ل ه س ت ُ ّ م ِ ئ َ ة ِ ج َ ن ا ح ٍ
«Пророк ﷺ видел Джибриля, у которого было шестьсот крыльев» (6).
Вопрос: Обладаю ли ангелы способностью перевоплощения (обретения другого облика)?
Ответ: Да. Всевышний Аллах дал им такую возможность, а именно – принимать другой благородный облик. Как в примере Джибриля (мир ему), который явился к Марьям в облике стройного мужчины. Также, например, ангелы, которые явились к Ибрахиму (мир ему), в человеческом облике в виде гостей. Они же пришли к пророку Луту (мир ему), принеся весть о наказании, которое было уготовано (Аллахом) его народу. И подобных примеров много.
Вопрос: Всевышний Аллах опроверг слова многобожников, которые говорили, что ангелы – это дочери Аллаха. Объясни это?
Ответ: Сказал Всевышний:
ف ا س ْ ت َ ف ْ ت ِ ه ِ م ْ أ َ ل ِ ر َ ب ِ ّ ك َ ا ل ْ ب َ ن َ ا ت ُ و َ ل َ ه ُ م ُ ا ل ْ ب َ ن ُ و ن َ ١ ٤ ٩ أ َ م ْ خ َ ل َ ق ْ ن َ ا ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة َ إ ِ ن َ ا ث ً ا و َ ه ُ م ْ ش َ ا ه ِ د ُ و ن َ ١ ٥ ٠ أ َ ل َ ا إ ِ ن َ ّ ه ُ م ْ م ِ ن ْ إ ِ ف ْ ك ِ ه ِ م ْ ل َ ي َ ق ُ و ل ُ و ن َ ١ ٥ ١ و َ ل َ د َ ا ل ل َ ّ ه ُ و َ إ ِ ن َ ّ ه ُ م ْ ل َ ك َ ا ذ ِ ب ُ و ن َ ١ ٥ ٢ أ َ ص ْ ط َ ف َ ى ا ل ْ ب َ ن َ ا ت ِ ع َ ل َ ى ا ل ْ ب َ ن ِ ي ن َ ١ ٥ ٣ م َ ا ل َ ك ُ م ْ ك َ ي ْ ف َ ت َ ح ْ ك ُ م ُ و ن َ ١ ٥ ٤ أ َ ف َ ل َ ا ت َ ذ َ ك َ ّ ر ُ و ن َ ١ ٥ ٥ أ َ م ْ ل َ ك ُ م ْ س ُ ل ْ ط َ ا ن ٌ م ُ ب ِ ي ن ٌ ١ ٥ ٦ ف َ أ ْ ت ُ و ا ب ِ ك ِ ت َ ا ب ِ ك ُ م ْ إ ِ ن ْ ك ُ ن ْ ت ُ م ْ ص َ ا د ِ ق ِ ي ن َ ١ ٥ ٧
«Спроси их, почему это у твоего Господа дочери, а у них - сыновья?!
Или же Мы сотворили ангелов женщинами, и они присутствовали при этом?! Воистину, по своей лживости они говорят:
«Аллах родил». Но воистину, они - лжецы.
Неужели Он избрал дочерей и возвысил их над сыновьями?!
Что с вами?! Как вы судите?! Может вы примете назидание?
Или у вас есть ясное доказательство (на ваши измышления)?!
Принесите же ваше Писание (в котором есть то, о чём вы говорите), если вы говорите правду» (сура «ас-Саффат», 149-157).
Вопрос: Что ты знаешь о Джибриле (мир ему)?
Ответ: Джибриль (мир ему) – это ангел, ответственный за передачу откровения.
Сказал Всевышний:
م َ ن ْ ك َ ا ن َ ع َ د ُ و ً ّ ا ل ِ ل َ ّ ه ِ و َ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ت ِ ه ِ و َ ر ُ س ُ ل ِ ه ِ و َ ج ِ ب ْ ر ِ ي ل َ و َ م ِ ي ك َ ا ل َ ف َ إ ِ ن َ ّ ا ل ل َ ّ ه َ ع َ د ُ و ٌ ّ ل ِ ل ْ ك َ ا ف ِ ر ِ ي ن َ
«Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, и Его посланниками, и с Джибрилем и Микаилем, то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «аль-Бакъара», 98).
Пророк ﷺ видел его в небе (на горизонте), и у него было шестьсот крыльев, которыми он закрывал весь горизонт (7). Затем он видел его в Ночь Вознесения. И он видел его (Джибриля) в его истинном облике, только эти два раза. В других же случаях он являлся к нему в облике человека, и чаще всего в облике Дихьяты аль-Кяльбий (8).
Вопрос: Что ты знаешь об (ангеле) Микаиле (мир ему)?
Ответ: Микаиль – это ангел, который отвечает за дождь (за капли его), и он распоряжается им так, как повелит ему Всевышний Аллах.
Имам Ахмад приводит хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибриля:
م ا ل ِ ي ل م ْ أ َ ر َ م ِ ي ك َ ا ئ ِ ي ل َ ض َ ا ح ِ ك ً ا ق ط ُ ّ ؟
«Почему я никогда не видел Микаиля смеющимся? »
На что Джибриль ответил:
م ا ض َ ح ِ ك َ م ِ ي ك َ ا ئ ِ ي ل ُ م ُ ن ْ ذ ُ خ ُ ل ِ ق َ ت ِ ا ل ن ا ر ُ
«Микаиль не смеется с того момента, как был сотворён Ад» (9).
Вопрос: Что ты знаешь об (ангеле) Исрафиле (мир ему)?
Ответ: Исрафиль – это ангел, который отвечает за Рог (10). В этот Рог он подует по приказу Великого и Всемогущего Господа, трижды:
- после первого дуновения всех охватит великий испуг (ужас);
- после второго дуновения все буду поражены (умерщвлены);
- после третьего дуновения все будут воскрешены и предстанут перед Господом миров (11).
Среди учёных были те, кто говорил, что будет всего два дуновения в Рог. Они приводили в довод аят:
و َ ن ُ ف ِ خ َ ف ِ ي ا ل ص ُ ّ و ر ِ ف َ ص َ ع ِ ق َ م َ ن ْ ف ِ ي ا ل س َ ّ م َ ا و َ ا ت ِ و َ م َ ن ْ ف ِ ي ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ إ ِ ل َ ّ ا م َ ن ْ ش َ ا ء َ ا ل ل َ ّ ه ُ ۖ ث ُ م َ ّ ن ُ ف ِ خ َ ف ِ ي ه ِ أ ُ خ ْ ر َ ى ٰ
ف َ إ ِ ذ َ ا ه ُ م ْ ق ِ ي َ ا م ٌ ي َ ن ْ ظ ُ ر ُ و ن َ
«Но подуют в Рог, и тогда будут поражены (или умрут) все, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут, и будут ожидать (того, как поступит с ними Аллах)» (сура «аз-Зумар», 68).
Эти - три ангела, имена которых Посланник Аллаха ﷺ упоминал в мольбе, с которой начинал (12) ночную молитву (13), говоря:
ا ل ل ه م َ ّ! ر ب َ ّ ج ب ر ا ئ ي ل َ و م ي ك ا ئ ي ل َ و إ س ر ا ف ي ل َ . ف ا ط ر َ ا ل س م ا و ا ت ِ و ا ل أ ر ض ِ ، ع ا ل م َ ا ل غ ي ب ِ و ا ل ش ه ا د ة ِ ، أ ن ت ت ح ك م ب ي ن ع ب ا د ِ ك ف ي م ا ك ا ن و ا ف ي ه ي خ ت ل ف و ن ، ا ه د ِ ن ي ل م ا ا خ ت ُ ل ف َ ف ي ه م ن ا ل ح ق ِ ّ ب إ ذ ن ِ ك إ ن ك ت ه د ي م ن ت ش ا ء ُ إ ل ى ص ر ا ط ٍ م س ت ق ي م ٍ
«О Аллах! О Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля. О Создатель небес и земли! О Знающий сокровенное и явное! Ты рассудишь между Своими рабами в том, в чём они расходились. Укажи мне с соизволения Своего правильный путь к истине, относительно которой возникли расхождения! Поистине, Ты ведешь по прямому пути кого пожелаешь! » Хадис приводит имам Муслим (14).
Вопрос: Кто он - Ангел смерти? Есть ли у него иное имя, кроме этого?
Ответ: Ангел смерти отвечает за изъятие душ. Сказал Всевышний Аллах:
ق ُ ل ْ ي َ ت َ و َ ف َ ّ ا ك ُ م ْ م َ ل َ ك ُ ا ل ْ م َ و ْ ت ِ ا ل َ ّ ذ ِ ي و ُ ك ِ ّ ل َ ب ِ ك ُ م ْ ث ُ م َ ّ إ ِ ل َ ى ٰ ر َ ب ِ ّ ك ُ م ْ ت ُ ر ْ ج َ ع ُ و ن َ
«Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу»» (сура «ас-Сажда», 11).
Что касается имени ‘Азраиль, то оно не приходит (в Коране и Сунне) в качестве имени этого ангела. Все что достоверно известно – это то, что его зовут Ангел смерти (Маляку аль-маут), как сказано об этом в вышеприведенном аяте.
Вопрос: Кто они - ангелы, которые отвечают за охрану (ангелы-хранители, мир им)?
Ответ: Это ангелы, которым поручено охранять людей везде: в местах, где они обитают, в пути, во время их сна и во время бодрствования. Сказал Всевышний:
ل َ ه ُ م ُ ع َ ق ِ ّ ب َ ا ت ٌ م ِ ن ْ ب َ ي ْ ن ِ ي َ د َ ي ْ ه ِ و َ م ِ ن ْ خ َ ل ْ ف ِ ه ِ ي َ ح ْ ف َ ظ ُ و ن َ ه ُ م ِ ن ْ أ َ م ْ ر ِ ا ل ل َ ّ ه ِ ۗ إ ِ ن َ ّ ا ل ل َ ّ ه َ ل َ ا ي ُ غ َ ي ِ ّ ر ُ م َ ا ب ِ ق َ و ْ م ٍ ح َ ت َ ّ ى ٰ ي ُ غ َ ي ِ ّ ر ُ و ا م َ ا ب ِ أ َ ن ْ ف ُ س ِ ه ِ م ْ ۗ و َ إ ِ ذ َ ا أ َ ر َ ا د َ ا ل ل َ ّ ه ُ ب ِ ق َ و ْ م ٍ س ُ و ء ً ا ف َ ل َ ا م َ ر َ د َ ّ ل َ ه ُ ۚ و َ م َ ا ل َ ه ُ م ْ م ِ ن ْ د ُ و ن ِ ه ِ م ِ ن ْ و َ ا ل ٍ
«Есть у него (у человека) «наблюдающие» (ангелы), следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха. Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них покровителя, кроме Него» (сура «ар-Ра’д», 11).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в отношении слов Всевышнего «Есть у него «наблюдающие» сказал: «Это ангелы, которые охраняют его спереди и сзади. А когда приходит его срок (смерть), то они оставляют его».
Вопрос: Кто такие «благородные писцы» (мир им)?
Ответ: «Благородные Писцы» - это ангелы, которые записывают дела людей: как благие, так и плохие. Сказал Всевышний:
و َ إ ِ ن َ ّ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ل َ ح َ ا ف ِ ظ ِ ي ن َ ١ ٠ ك ِ ر َ ا م ً ا ك َ ا ت ِ ب ِ ي ن َ ١ ١ ي َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ م َ ا ت َ ف ْ ع َ ل ُ و ن َ
«Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы,
которые знают о том, что вы совершаете» (сура «аль-Инфитар», 10-12).
Вопрос: Число ангелов (мир им) велико. Какой на это есть довод?
Ответ: Сообщил нам Пророк ﷺ (15):
ه ذ ا ا ل ب ي ت ُ ا ل م ع م و ر ُ (ف ي ا ل س م ا ء ) ي د خ ل ُ ه ُ ك ل َ ّ ي و م ٍ س ب ع و ن أ ل ف َ م ل ك ٍ . إ ذ ا خ ر ج و ا م ن ه ل م ي ع و د و ا ف ي ه آ خ ر َ م ا ع ل ي ه م
«Это - Дом «аль-Ма’мур» (16) на небе. Заходят в него каждый день семьдесят тысяч ангелов, и после того как выходят из него, больше не возвращаются в него» (17).
Вопрос: Каково положение того, кто отрицает существование ангелов?
Ответ: Тот, кто отрицает существование ангелов, впадает в неверие по единогласному мнению мусульман. Сказал Всевышний:
ي َ ا أ َ ي ُ ّ ه َ ا ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا آ م ِ ن ُ و ا ب ِ ا ل ل َ ّ ه ِ و َ ر َ س ُ و ل ِ ه ِ و َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ ز َ ّ ل َ ع َ ل َ ى ٰ ر َ س ُ و ل ِ ه ِ و َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ ا ل َ ّ ذ ِ ي أ َ ن ْ ز َ ل َ م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ُ ۚ و َ م َ ن ْ ي َ ك ْ ف ُ ر ْ ب ِ ا ل ل َ ّ ه ِ و َ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ت ِ ه ِ و َ ك ُ ت ُ ب ِ ه ِ و َ ر ُ س ُ ل ِ ه ِ و َ ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ا ل ْ آ خ ِ ر ِ ف َ ق َ د ْ ض َ ل َ ّ ض َ ل َ ا ل ً ا ب َ ع ِ ي د ً ا
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Посланника, и в Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и в Писание, которое Он ниспослал прежде него. А кто не уверовал в Аллаха и в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников, и в Судный День, тот впал в глубокое заблуждение» (сура «ан-Ниса», 136).
(Из книги " Правильные убеждения в вопросах и ответах", шейха Барджиса - перевод Марата абу Зарра)
_______________________________________
(1) - Это часть большого хадиса, который приводит имам Муслим (8, 10).
(2) - Так как многобожники полагали, что ангелы – это дочери Аллаха.
(3) - Слово ا ل م ا ر ج (аль-ма’аридж) – означает пламя, которое перемешано с чёрнотой дыма.
Как сказал Всевышний:
و َ خ َ ل َ ق َ ا ل ْ ج َ ا ن َ ّ م ِ ن ْ م َ ا ر ِ ج ٍ م ِ ن ْ ن َ ا ر ٍ
«И создал джиннов из чистого пламени (или из пламени, смешанного с дымом)» (сура «ар-Рахман», 14).
(4) - То есть из глины (см.: «Шарх Сахих Муслим» имама ан-Науауи).
Как сказал Всевышний:
خ َ ل َ ق َ ا ل ْ إ ِ ن ْ س َ ا ن َ م ِ ن ْ ص َ ل ْ ص َ ا ل ٍ ك َ ا ل ْ ف َ خ َ ّ ا ر ِ
«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной» (сура «ар-Рахман», 15).
(5) - Хадис приводит имам Муслим (2996), а так же имам Ахмад (6/153).
(6) - Хадис приводит имам Бухари, 3232, а так же имам Муслим, 174.
(7) - В сборнике «Сахих» у имама Муслима приводится хадис от ‘Аишы (да будет доволен её Аллах), которая спросила Пророка ﷺ, о смысле слов Всевышнего:
و َ ل َ ق َ د ْ ر َ آ ه ُ ب ِ ا ل ْ أ ُ ف ُ ق ِ ا ل ْ م ُ ب ِ ي ن ِ
«Он видел его на ясном горизонте» (сура «ат-Такуир», 23).
На что он ответил ﷺ: «Поистине это Джибриль. Я не видел его в его истинном обличии, кроме как в эти два раза, – т.е., в этот раз и во время Вознесения, – Я видел его спускающимся с небес, закрывающим своим огромным телом все, что между небом и землей».
(8) - Это был сподвижник Пророка ﷺ, который обладал красивой внешностью. Однажды «он подарил посланнику Аллаха кожаные носки (хуффы), и он ﷺ, взяв их, сразу одел» (хадис приводит ат-Тирмизи, 1769, достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани).
(9) - Хадис приводит имам Ахмад в «аль-Муснад», 13376. Шейх Альбани в «Сильсиляту ас-Сахиха» и в «Сахих ат-таргъиб» назвал хадис хорошим (хасан), согласно укрепляющим его версиям.
(10) - Рог («ас-суур») – большой рог, в который подуют для возвещения о Судном Дне. Ещё он называется «ан-накъур», как приходит в суре «аль-Мудассир», 8.
(11) - Говорит Всевышний Аллах:
و َ ن ُ ف ِ خ َ ف ِ ي ا ل ص ُ ّ و ر ِ ف َ ص َ ع ِ ق َ م َ ن ْ ف ِ ي ا ل س َ ّ م َ ا و َ ا ت ِ و َ م َ ن ْ ف ِ ي ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ إ ِ ل َ ّ ا م َ ن ْ ش َ ا ء َ ا ل ل َ ّ ه ُ ۖ ث ُ م َ ّ ن ُ ف ِ خ َ ف ِ ي ه ِ أ ُ خ ْ ر َ ى ٰ
ف َ إ ِ ذ َ ا ه ُ م ْ ق ِ ي َ ا م ٌ ي َ ن ْ ظ ُ ر ُ و ن َ
«Но подуют в Рог, и тогда будут поражены (или умрут) все, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут, и будут ожидать (того, как поступит с ними Аллах)» (сура «аз-Зумар», 68).
(12) - То есть «ду’а аль-истифтах», которое он произносил после первого такбира, как пришло об этом в хадисе ‘Аишы (да будет доволен её Аллах).
(13) - То есть молитву «ат-тахаджуд» - ночное стояние, лучшее время которой последняя треть ночи.
(14) - Хадис приводит имам Муслим, 770, а так же имам Ахмад, 6/156, и ан-Насаи, 3/173.
(15) - Из ответа Джибриля (мир ему) в хадисе «аль-Исра уа аль-Ми’радж».
(16) -Наподобие Ка’бы на земле.
(17) - Хадис передали имам Бухари, 3207, и имам Муслим, 164, чья версия и приведена тут.
Умирают ли Ангелы?
· Цитата
·
Сообщение abu Zarr » 28 ноя 2015, 11: 01
ب ِ س ْ م ِ ا ل ل َ ّ ه ِ ا ل ر َ ّ ح ْ م َ ٰ ن ِ ا ل ر َ ّ ح ِ ي م ِ
Умирают ли Ангелы?
Ангелы смертны так же как люди, джины и все живое. И указывает на это, как говорили имамы аль-Куртуби и ибн Хаджар, слова Всевышнего Аллаха:
ك ُ ل ُ ّ ش َ ي ْ ء ٍ ه َ ا ل ِ ك ٌ إ ِ ل َ ّ ا و َ ج ْ ه َ ه ُ
«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (сура «аль-Къассас», 88).
Также на это указывает аят:
و ن ُ ف خ َ ف ي ا ل ص ُ ّ و ر ِ ف ص َ ع ق َ م َ ن ف ي ا ل س َ ّ م ا و ا ت ِ و م َ ن ف ي ا ل أ ر ض ِ إ ل ا م َ ن ش ا ء ا ل ل ه ُ ث م َ ّ ن ُ ف خ ف ي ه أ ُ خ ر ى ف إ ذ ا ه ُ م ق ي ا م ٌ ي َ ن ظ ُ ر و ن
«Но подуют в Рог, и тогда будут поражены (или умрут) все, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут, и будут ожидать (того, как поступит с ними Аллах)» (сура «аз-Зумар», аят 68).
Это относится и к ангелам, так как они создания, обитающие на небесах. Комментируя данный аят Ибн Касир писал: «Здесь речь идет о втором дуновении, после которого умрут все обитатели небес и земли, за исключением тех, кого Аллах пожелает оставить. Об этом ясно сообщается в известном хадисе о Роге, который разъясняет смысл данного аята. Спустя некоторое время эти оставшиеся тоже испустят дух, а последним умрет Ангел смерти. Останется только Живой Вседержитель, Который был Первым и останется Последним. Он трижды спросит: «Кому же принадлежит власть сегодня? » (сура «Гъафир», 16). А потом Сам же ответит: «Аллаху, Единственному, Всемогущему» (сура «Гъафир», 16)».
Сказал аль-Манауи, в «файд аль-къадир»: «Что касается ангелов, то они умирают, согласно доводам Корана и Сунны и единогласного мнения (иджма’). Души их заберет Ангел Смерти, затем и он умрет, но уже без участия Ангела Смерти».
При смерти ангелы так же испытают (испытывают) предсмертную агонию, как испытывают её другие. Говорит Всевышний Аллах:
و َ ج َ ا ء َ ت ْ س َ ك ْ ر َ ة ُ ا ل ْ م َ و ْ ت ِ ب ِ ا ل ْ ح َ ق ِ ّ
«Смертельная агония явится – это истина» (сура «Къаф», аят 19).
Передается в «сахих» у имама аль-Бухари, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه ، إ ن ل ل م و ت س ك ر ا ت
«Нет истинного божества кроме Аллаха, поистине у смерти есть агония».
Умирают ли ангелы до дуновения в Рог?
Ответ на это мы не знаем, и мы не можем рассуждать об этом, так как это дела скрытые, которые требуют доказательств от Аллаха и Его посланника, но таких текстов, подтверждающих или отрицающих это, нет.
И Аллаху всё ведомо лучше