Некоторые пользы из толкования хадиса о «Споре Адама и Мусы»
· Цитата
·
Сообщение abu Zarr » 13 ноя 2015, 22: 38
ب ِ س ْ م ِ ا ل ل َ ّ ه ِ ا ل ر َ ّ ح ْ م َ ٰ ن ِ ا ل ر َ ّ ح ِ ي م ِ
Некоторые пользы из толкования хадиса о
«Споре Адама и Мусы», мир им
Хвала Аллаху, Господу миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ними в благом, вплоть до Судного Дня.
А затем:
Хадис о споре Адама и Мусы, мир им, приводят имам Бухари (3409) и имам Муслим (2652) в своих достоверных сборниках. В этом хадисе показан спор между двумя великими пророками, который является примером высоконравственного диалога. Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
ا ح ت ج َ ّ آ د م ُ و م و س ى ع ن د َ ر ب ِ ّ ه م ا ف ح ج َ ّ آ د م ُ م و س ى ع ل ي ه م ا ا ل ص َ ّ ل ا ة ُ و ا ل س َ ّ ل ا م ُ ف ق ا ل م و س ى: أ ن ت َ ا ل َ ّ ذ ي خ ل ق َ ك ا ل ل َ ّ ه ُ ب ي د ِ ه و ن ف خ َ ف ي ك َ م ن ر و ح ِ ه و أ س ج د َ ل َ ك م ل ا ئ ِ ك ت َ ه و أ س ك ن َ ك ف ي ج ن َ ّ ت ِ ه ث م َ ّ أ َ ه ب ط ت َ ا ل ن َ ّ ا س َ ب خ ط ي ئ ت ِ ك َ ا ل أ ر ض َ ف ق ا ل آ د م ُ: أ ن ت َ م و س ى ا ص ط ف ا ك َ ا ل ل َ ّ ه ُ ب ر س ا ل ت ِ ه و ب ِ ك ل ا م ِ ه و أ ع ط ا ك َ ا ل أ ل و ا ح َ ف ي ه ا ت ب ي ا ن ُ ك ل ِ ّ ش ي ء ٍ و ق ر َ ّ ب َ ك ن ج ي ً ّ ا ، ف ب ِ ك م و ج د ت َ ا ل ل َ ّ ه َ ك ت ب َ ا ل ت َ ّ و ر ا ة َ ق ب ل َ أ ن ي خ ل ق ن ي ق ا ل م و س ى: ب أ ر ب ع ي ن َ ع ا م ً ا ق ا ل: آ د م ُ ف َ ه ل و ج د ت َ ف ي ه ا (و َ ع َ ص َ ى آ د َ م ُ ر َ ب َ ّ ه ُ ف َ غ َ و ى ) ق ا ل: ن ع م ق ا ل: ف ت ل و م ن ي ع ل ى أ ن ع م ِ ل ت ُ ع م َ ل ً ا ك ت ب َ ه ا ل ل َ ّ ه ُ ع ل ي َ ّ أ ن أ ع م ل َ ه ق ب ل َ أ ن ي خ ل ُ ق ن ي َ ب أ ر ب ع ي ن َ س ن ة ً! ق ا ل ر س و ل ُ ا ل ل َ ّ ه ِ ﷺ ف ح ج َ ّ آ د م ُ م و س ى
«Начали спор Адам и Муса перед своим Господом, и Адам был убедительнее, его доводы были сильнее (мир ему).
Сказал Муса: Ты (Адам), которого Аллах сотворил Своей Рукой и в которого вдохнул от Духа Своего, перед которым приказал поклониться ангелам, которого пустил жить в Сады Рая. Но затем ты низвёл всех людей на землю из-за своего ослушания!
Ответил Адам: «Ты - Муса, которого Аллах избрал, ниспослав тебе Своё Писание, с которым говорил (без посредников), которому даровал Свитки, разъяснив в них каждую вещь и которого призвал ближе тихим голосом. (Скажи), за сколько лет до моего сотворения Аллах написал Тору? »
Ответил Муса: «За сорок лет».
Сказал Адам: «Обнаружил ли ты в ней (в Торе) аят: «Ослушался Адам Господа Своего и сбился с пути»? ».
Ответил Муса: «Да».
Сказал Адам: «Ты упрекаешь меня за то, что я совершил дело, совершение которого Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как я был сотворён (1)?! »
Сказал Посланник Аллаха ﷺ : «Адам победил в этом споре Мусу» (2).
В этом хадисе мы видим высокую культуру диспута двух благородных пророков Аллаха (мир им), что является примером для сторонников Сунны в том, как должен проходить между ними диалог.
Также важно отметить, что некоторые заблудшие секты используют этот хадис для того, чтобы оправдать свои порочные убеждения, скверные поступки и грешные деяния предопределением Всевышнего Аллаха.
Эту ситуацию прекрасно разъяснил один из крупнейших учёных, шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах), сказав: «Относительно этого хадиса существовали разногласия. Му’тазилиты говорили: Этот хадис недостоверный, так как он из разряда сообщений «аль-Ахад» (передаваемые таким иснадом, в котором количество передатчиков не достигает степени «мутауатир»), а сообщения «аль-Ахад» не принимаются в вопросах вероубеждения. Также и деяния рабов не записаны у Аллаха, более того, каждый раб в своих делах независим (от воли Господа).
Что касается джабритов, то они принимали этот хадис и говорили: «Адам использовал в качестве аргумента (на свой грех) предопределение, и Пророк ﷺ подтвердил законность такого его ( Адама ) аргументирования против ( пророка ) Мусы».
Теперь получается, что две группы разногласят в отношении этого хадиса: т.е. джабриты принимают его, му’тазилиты - они же къадариты - отвергают, говоря: «Он не достоверный».
Приверженцы Сунны и единой общины принимают этот хадис, однако, вместе с этим, они говорят: «Нет в нём довода течению джабритов, так как Адам (мир ему) не использовал предопределение для того, чтобы оправдать своё ослушание. Также и у Мусы (мир ему) не было претензий к Адаму по причине самого ослушания, претензия была по поводу изгнания его из Рая. И тогда Адам аргументировал свой ответ, сославшись на предопределение в том, что его постигло, ведь это произошло без его воли и без права выбора, так как если бы Адам знал, что его изгонят из Рая, то не ел бы (запретный плод), и подтверждением тому является наущение, которое сделал ему Иблис, сказав: «Показать ли тебе древо вечности и нескончаемой власти? » Указание Адамом (мир ему) на предопределение было в отношении несчастий, а не в отношении недостатков (ослушаний).
В качестве примера подобной ситуации можно привести человека, который отправился в путь и попал в аварию. После чего, его семья начинает его упрекать и говорить: «Почему ты отправился в путь? »
Что он должен ответить им? Он скажет: «Я не отправился в путь, чтобы попасть в аварию, это то, что предопределил и предписал мне Аллах». Также и Адам, он не ел с (запретного) дерева чтобы быть изгнанным из Рая, однако, результат который произошёл, не был ему известен, т.е. он не знал, что покинет Рай. Поэтому аргументация предопределением была (сделана Адамом) на несчастье, постигшее его, а не на действие которое он совершил. И поэтому Пророк ﷺ сказал:
ا ح ر ِ ص ع ل ى م ا ي ن ف ع ُ ك َ ، و ا س ت ِ ع ِ ن ب ا ل ل َ ّ ه ِ و ل ا ت ع ج ِ ز ْ ، و إ ن أ ص ا ب َ ك َ ش ي ء ٌ ، ف ل ا ت ق ُ ل: ل و أ ن ِ ّ ي ف ع ل ت ُ ك ذ ا ك ا ن و َ ك َ ذ ا ، و ل َ ك ِ ن ق : ق د َ ّ ر َ ا ل ل َ ّ ه ُ
«Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, и проси помощи у Аллаха, и не расслабляйся (не опускай руки), а если постигнет тебя что-то (из неудач и т.п.), т.е. после того, как ты приложил старания, – то не говори: «Если бы я сделал так, то было бы так! » Однако скажи: «Так предопределил Аллах» (Хадис приводит имам Муслим, 2664). Т.е. в такой момент ссылайся на предопределение и аргументируй им. Более того, (в этом случае) ты обязан ссылаться на предопределение, так как ты сделал всё необходимое, что нужно было сделать. И это объяснение, как вы видите, является, бесспорно, сильным, в особенности, если учесть, что Муса (мир ему) более знающей и благочестивей того, чтобы попрекать своего праотца Адама за ослушание, за которое он уже покаялся и Аллах принял это покаяние и повёл его прямым путём после этого.
Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) дал другое объяснение этому хадису, сказав: «Поистине Адам использовал предопределение в качестве аргумента на совершенный им грех, после того, как он покаялся за него перед Аллахом и раскаялся в содеянном. И это не подобно аргументации многобожников (предопределением), оправдывающих ею своё многобожие, которое опроверг и сделал недействительным Аллах. Так как, используя такую аргументацию, многобожники хотят защититься от порицаний и упрёков в свой адрес, оставаясь на своём многобожии. А если же человек использует предопределение как аргумент на совершённый им грех, после того, как он покаялся от этого и вернулся к Аллаху, то в этом нет никаких проблем»» (Сл.: «Шарх ‘аля Сахих аль-Бухари», хадис 7515).
Некоторые пользы и дополнения:
1) Шейхуль-Ислам Ибн Теймия (да будет милостив к нему Аллах) писал: «Правильное понимание этой истории (хадиса) об Адаме и Мусе, мир им, заключается в том, что Муса не упрекал Адама по причине оставления им приказа Аллаха (т.е. не за ослушания), а упрекал его за то, что постигло его из бед, и за то, что постигло затем его потомков. Поэтому он (Муса) спросил: «Почему ты извел нас и себя из Рая?! », а не спросил: «Почему ты ослушался приказа (Аллаха)?! » Или: «Почему ты совершил грех? »…» (См.: «Маджму’ аль-Фатауа», 8/319).
2) Хафиз Ибн ‘Абдиль-Барр (да будет милостив к нему Аллах) писал: «В этой истории содержится довод на дозволенность спора и дискуссий когда речь идёт о выяснении истины и выявлении её…Также в ней содержится довод на дозволенность ведения спора тому, кто младше по возрасту с тем, кто старше …» (См.: «ат-Тамхийд», 18/14).
3) Бадруддин аль-‘Айни аль-Ханафи (да будет милостив к нему Аллах) писал: «Некоторые читали (этот хадис) чтением, которое противоречило правильному и считалось отклонённым (шазз). Они читали слово «Адам», ставя его в винительный падеж (насб), будто бы на Адама падало действие (слова «победил»), и читали слово «Муса» ставя его в падеж именительный (раф’), будто бы он действующее лицо (3) (в этом предложении).
Передал аль-Хафиз ибн аль-Хъасса от Мас’уда ибн Насыра ас-Сиджзий аль-Хафиза, что слышал, как тот читал: «Победил Адама…», ставя слово (Адам) в винительное падеж, на что он сказал: «Он был къадаритом»».
То есть из убеждений къадаритов является то, что предопределения нет, и всё что происходит, происходит без знания Аллаха, и каждый совершающий дело является творцом этого совершённого дела. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ назвал къадаритов – маджусами (огнепоклонниками) этой общины. Они, истолковывая этот хадис данным образом и читая его так, хотят показать то, что Муса был прав, а не Адам, и, что предопределения нет.
Далее имам аль-‘Айни пишет: «Приводится у имама Ахмада от аз-Зухрий от Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) хадис со словами: «Победил его Адам» - ف ح ج ه آ د م – что и сключает все сомнения, ибо это сообщение передали имамы-мухаддисы, а аз-Зухрий был из великих факъыхов, аль-Хафиз» (См.: «’Умдату аль-Къарий», 33/444).
4) Шейхуль-Ислам Ибн Теймия (да будет милостив к нему Аллах) писал: «Поистине Адам не причинил зло своим детям (и потомкам), так как все они родились уже после того, как он был отправлен из Рая на землю, а во время снисхождения на землю у них с Хауа детей не было …»
Некоторые говорят, что последствия ослушания отразились на их потомках, якобы их грех стал своего рода проклятием. Однако это неправильное заявление, ведь они покаялись за содеянное, и Аллах принял их покаяние ещё в то время, когда они были в Раю.
Далее Шейхуль-Ислам (да будет милостив к нему Аллах) пишет: «Покаялся Адама перед Аллахом за этот грех. Всевышний говорит:
و َ ع َ ص َ ى ٰ آ د َ م ُ ر َ ب َ ّ ه ُ ف َ غ َ و َ ى ٰ ﴿ ١ ٢ ١ ﴾ ث ُ م َ ّ ا ج ْ ت َ ب َ ا ه ُ ر َ ب ُ ّ ه ُ ف َ ت َ ا ب َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ ه َ د َ ى ٰ
Адам ослушался (приказа) своего Господа и впал в заблуждение.
Потом Господь избрал его, принял его покаяние и повёл прямым путём (сура «ТаХа», 121-122).
Также Всевышний сказал:
ف َ ت َ ل َ ق َ ّ ى ٰ آ د َ م ُ م ِ ن ْ ر َ ب ِ ّ ه ِ ك َ ل ِ م َ ا ت ٍ ف َ ت َ ا ب َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ
Адам принял слова от своего Господа, (покаялся) и Он принял его покаяние (сура «аль-Бакъара», 37).
Тем самым Адам не остался из числа тех, кто достоин осуждения или наказания» (См.: «Маджму’ аль-Фатауа», 8/321).
5) Къадый аль-Фудэйл ибн ‘Ийяд говорил: «В этом (хадисе) имеется довод для приверженцев Сунны в том, что Рай, из которого был переселён Адам, это вечный Рай, обещанный богобоязненным, в котором они будут жить в вечной жизни. В противоречии (нововведенцам), из числа му’тазилитов и др., которые говорят, что это другой рай. Более того, некоторые из них еще умудряются заявлять, что этот Рай был неким местом на земле! » (См.: «аль-Фатх», 11/512).
Приверженцы Сунны и единой общины верят в предопределение Аллаха, верят в то, что Всевышний обладает совершенным знанием, и что в Его делах и предписаниях заключается великая мудрость. Также они убеждены в том, что Всевышний даровал выбор своим творениям и указал на прямой путь, вместе с тем, что Он знал обо всем, что было и что будет, и о том, чего нет, а если бы оно было, то как бы оно было.
Сторонники Сунны верят в то, что рабы Аллаха сами выбирают свой путь, и что Он не заставляет никого совершать то или иное дело. Однако, опираясь на священные источники, они (приверженцы Сунны) знают, что ничего не выходит из-под воли Его, и всё, что выбирают Его рабы, случается только после того, как Он, Великий и Всемогущий Аллах пожелает это.
Сторонники Сунны убеждены в том, что люди не обладают знанием будущего, кроме того, что открыл им Всевышний в Коране и на языке Своего Пророка ﷺ. Они просят Аллаха, чтобы Он повёл их прямым путём и даровал им наилучшее, и говорят: «Знал Аллах, и мы просим у Него прощения, ибо поистине Он над всякой вещью мощен! »
Марат абу Зарр, 1436 г.х.
____________________________________
(1) - Смысл слов «за сорок лет, до моего сотворения» - то есть: было записано это событие в Таурате (Торе) за сорок лет до сотворения Адама. Не имеется в виду тут запись предопределения, которое, как приводится в другом хадисе, было за 50 000 лет до сотворения земли. И не имеются в виду тут Хранимые Скрижали, т.к. Муса (мир ему) не смотрел в них и не читал оттуда, а смотрел в Таурат, что ясно видно из хадиса. То есть смысл слов «за сорок лет» - запись этого события в Таурат за сорок лет до сотворения Адама (мир ему) (См.: «Шарх Сахих Муслим» Мубаракфури, 6742).
(2) - То есть был убедительнее. Победил его на основании доводов (См.: «Шарх Сахих Муслим» Мубаракфури, 6742).
(3) - То есть у низ получалось так: «Победил Адама в споре Муса», вместо правильного чтения: «Победил Адам в споре Мусу».