Отказ человека от изучения религии - это неверие
Это когда человек отворачивается от религии Аллаха, не изучает её и не поступает согласно ей.
Доводом этому являются слова Всевышнего:
و َ م َ ن ْ أ َ ظ ْ ل َ م ُ م ِ م َ ّ ن ْ ذ ُ ك ِ ّ ر َ ب ِ آ ي َ ا ت ِ ر َ ب ِ ّ ه ِ ث ُ م َ ّ أ َ ع ْ ر َ ض َ ع َ ن ْ ه َ ا ۚ إ ِ ن َ ّ ا م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ج ْ ر ِ م ِ ي ن َ م ُ ن ْ ت َ ق ِ م ُ و ن َ
«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (сура «ас-Сажда», 22)[/b].
Аль-и’рад (ا ل إ ع ر ا ض ) – избегание, отказ, когда человек отворачивается от чего-то (см.: «аль-Муфрадат» ар-Рагъиба, стр. 559, также «ас-Сыхах», стр. 425).
Избеганием религии, которое является действием, нарушающим Ислам, считается полное избегание, когда человек полностью отворачивается от изучения основ религии, без которых он не сможет быть мусульманином, даже если останется невеждой в отношении подробностей религии, так как знание подробностей это удел учёных, требующих знания. Что же касается оставления изучения основ религии, без которых человек не сможет быть мусульманином, то это и есть действие, выводящее из Ислама и нарушающее его.[/align]
Всевышний сказал:
و َ ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ ك َ ف َ ر ُ و ا ع َ م َ ّ ا أ ُ ن ْ ذ ِ ر ُ و ا م ُ ع ْ ر ِ ض ُ و ن َ
«(Однако) те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают» (сура «аль-Ахкъаф», 3).
Также Пречистый (Аллах) сказал:
و َ م َ ن ْ أ َ ظ ْ ل َ م ُ م ِ م َ ّ ن ْ ذ ُ ك ِ ّ ر َ ب ِ آ ي َ ا ت ِ ر َ ب ِ ّ ه ِ ث ُ م َ ّ أ َ ع ْ ر َ ض َ ع َ ن ْ ه َ ا ۚ إ ِ ن َ ّ ا م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ج ْ ر ِ م ِ ي ن َ م ُ ن ْ ت َ ق ِ م ُ و ن َ
«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (сура «ас-Сажда», 22).
Также Он сказал:
و َ م َ ن ْ أ َ ع ْ ر َ ض َ ع َ ن ْ ذ ِ ك ْ ر ِ ي ف َ إ ِ ن َ ّ ل َ ه ُ م َ ع ِ ي ش َ ة ً ض َ ن ْ ك ً ا و َ ن َ ح ْ ش ُ ر ُ ه ُ ي َ و ْ م َ ا ل ْ ق ِ ي َ ا م َ ة ِ أ َ ع ْ م َ ى ٰ
«А кто отвернется от Моего Напоминания (Моей религии), того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (сура «Та Ха», 124).
Также Пречистый (Аллах) сказал:
و َ ق َ د ْ آ ت َ ي ْ ن َ ا ك َ م ِ ن ْ ل َ د ُ ن َ ّ ا ذ ِ ك ْ ر ً ا * م َ ن ْ أ َ ع ْ ر َ ض َ ع َ ن ْ ه ُ ف َ إ ِ ن َ ّ ه ُ ي َ ح ْ م ِ ل ُ ي َ و ْ م َ ا ل ْ ق ِ ي َ ا م َ ة ِ و ِ ز ْ ر ً ا * خ َ ا ل ِ د ِ ي ن َ ف ِ ي ه ِ ۖ و َ س َ ا ء َ ل َ ه ُ م ْ ي َ و ْ م َ ا ل ْ ق ِ ي َ ا م َ ة ِ ح ِ م ْ ل ً ا
«Мы уже даровали тебе Напоминание (Коран). Кто отвернется от него (Корана), тот понесет в День воскресения тяжелую ношу (великий грех). Они пребудут в таком состоянии вечно. Скверна будет их ноша в День воскресения! » (сура «Та Ха», 99-101).
То есть отвернулся от аятов Аллаха (Его религии), после того, как ему напомнили о них. Что же касается того, кто отвернулся, следуя лени, тот не впадает в неверие, однако порицается за свою лень. Избегание, которое сопровождается отсутствием желания изучать (религию), или неприязнью к этому знанию считается неверием в Аллаха, да упасёт Аллах от этого! (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 149-150).
Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) хорошо разъяснил сущность избегания (религии Аллаха), которая считается неверием, из которого вытекают все последующие законоположения. Он (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Что касается этого вида неверия – аль-и‘рад (избегание, уклонение, отказ), то это проявляется тогда, когда человек отказывается, уклоняется своим сердцем и слухом от Посланника ( ﷺ ), не подтверждает его, и не опровергает, не враждует с ним и никак не склоняется, (не устремляется) к тому, с чем он пришёл» (см.: «Мадаридж ас-саликиин», 1/416).
Ибн аль-Къайим описал этот вид неверия как явный (абсолютный, откровенный). Он (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Вид неверия аль-и’рад (избегание, уклонение) является явным. Так как (уклоняющийся) не обращает внимание на то, с чем пришёл Посланник ( ﷺ ), не проявляет к нему любви и не испытывает ненависти, не дружит с ним и не враждует. Однако он является отвернувшимся от следования и подчинения ему, также как отвернулся и уклонился от вражды с ним» (см.: «Мифтах дару ас-Са’ада», 1/331).
Отвернувшийся от религии Аллаха, к которому относится описание «неверующий» - это тот, кто полностью отвернулся от религии Аллаха, не имея основы, посредством которой он зашел бы в Ислам (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 152).
Сказал шейх Сулейман ибн Сахман (да будет милостив к нему Аллах): «Со слов Шейха становится ясным, что человек впадает в неверие из-за уклонения от изучения основы, посредством которой человек заходит в Ислам, а не из-за оставления обязательного или же желательного предписания» (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 153).
Таким образом, существуют три категории (людей) касательно уклонения от религии:
Первый: когда человек отказывается, уклоняется своим сердцем и слухом от Посланника (ﷺ ), не подтверждает его, и не опровергает, не враждует с ним и никак не склоняется, (не устремляется) к тому, с чем он пришёл. Такой является неверным, впавшим в большое неверие. Он уклонился, отказался от изучения основы религии, посредством которой человек заходит в Ислам.
Второй: когда человек отказывается, уклоняется от изучения подробностей религии, её законоположений, по причине лени, или же из-за отсутствия времени. Такое уклонение является грехом, однако не считается действием, выводящим из Ислама.
Третий: человек, причиной заблуждения которого было то, что до него не дошло Послание, или же он не мог добраться до него (понять его) по причине своей немощности. Но ведь Всевышний Аллах не наказывает никого, пока не будет предоставлен ему довод (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 159).