Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ
Старший преподаватель Перевалов Я.О.
УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск
Трудовые ресурсы представляютэкономически активную, трудоспособную часть населения, обладающую физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. На практике в «ресурсном» аспекте обычно оценивают трудовые ресурсы по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному. Необходимые для осуществления полезной деятельности психофизиологические и интеллектуальные качества человека зависят от возраста, который выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и занятых в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста. В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Однако для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже - на 5-10, а то и более лет. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда (например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех профессиональных занятий, где с годами утрачивается возможность поддерживать нужную «трудовую форму» [1, с. 4]. Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого состояния здоровья. Это инвалиды I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп [2, с. 54]. Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных [3, с. 184]. К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоих полов в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые: выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу; временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые: не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе [4]. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными. Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы. Показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества, обозначающей средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке. Трудовой потенциал - это интегральная оценка и количественных, и качественных характеристик экономически активного населения. Различают трудовой потенциал отдельного человека, предприятия, территории, общества. Трудовой потенциал состоит из многих компонентов, главными из которых являются здоровье, образование, профессионализм, нравственность, мотивирование, умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность, ресурсы рабочего времени и др. При рассмотрении трудового потенциала как совокупности физических, интеллектуальных и социальных способностей человека или какой-то общности людей, все факторы, влияющие на его формирование можно разделить на три группы: природно-климатические; социально-экономические; демографические. Таким образом, трудовой потенциал любой страны можно характеризовать как совокупность способностей её трудовых ресурсов к производству максимально возможного в определенных экономических и социальных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечения поэтапного развития экономики. Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека [5, с. 18,27].
Литература: 1. Закон Республики Беларусь «О занятости населения» Республики Беларусь от 15.06.2006 // НРПА РБ. - 2006. - № 125-3. - 2/1222. 2. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. -СПб, 1999 3. Егоров, В.В. Прогнозирование национальной экономики: учеб.пособие для вузов / В.В. Егоров, Г.А. Парсаданов. - Москва: ИНФРА-М, 2001. 4. Об утверждении Основных методологических положений по классификации статистических показателей о составе рабочей силы, экономической активности населения и статусу в занятости: Постановление Государственного комитета Республики Беларусь по статистике и анализу от 30.03.1994 // НРПА РБ. - 1994. - №19. 5. Шимов, В.Н. Беларусь: от экономического кризиса к экономическому росту. Опыт новейшей экономической истории / В.Н. Шимов // Белорусский экономический журнал. - 2006. - № 2.
РОЛЬ ОБУЧАЮЩИХ ВИДЕОИГР И ВИДЕОПРОГРАММ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ 5-6 КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Пендо Л.В. (ассистент кафедры госпитальной терапии), Франц С.Н. (6 курс, лечебный факультет) Научный руководитель: д.м.н., профессор Лоллини В.А.
«Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск
Актуальность. В последние десятилетия высокие технологии находят все большее применение во всех сферах жизни общества: в быту, промышленности, медицине. Не является исключение сфера образования, в том числе медицинского. Так, уже на протяжении нескольких лет в Витебском государственном медицинском университете с успехом применяется система дистанционного обучения MOODLE. Инновационные методы образовательных технологий направлены на максимальное сближение теоретических знаний и практических навыков будущего врача, развитие у него «клинического мышления». С этой целью на кафедре госпитальной терапии в учебный процесс активно внедряются многоуровневые «кейсовые» ситуационные задачи, широко используются видеоматериалы, поскольку известно, что 90% информации человек получает посредством зрительного анализатора [1,2]. Однако спецификой медицинских знаний является огромное значение слуховой и тактильной информации, получаемой при физикальном исследовании пациента (перкуссии, пальпации и аускультации). Исходя из этого, является неоспоримым тот факт, что для формирования компетентности будущего специалиста необходимы учебные пособия, которые позволяют получать информацию не только зрительную (текстовые документы, схемы, таблицы), но и тактильную, и слуховую. С этой целью во многих учебных заведениях находят свое применение различные видео- и 3D-симуляторы. Так, в ВГМУ для отработки практических навыков оказания реанимационной помощи давно используется манекены, подключенные к персональному компьютеру. Опыт использования таких электронных пособий доказал свою эффективность в овладении студентами практических навыков. В последние годы в мире активно разрабатываются различные видеосимуляторы и видеоигры, в числе которых имеются и видеоигры на медицинские тематики, где участнику игры предоставляется конкретная клиническая ситуация, в которой он принимает определенные диагностические и лечебные решения (например, видеоигра Emergencyroom 3, разработчика LegacyInteractive). Цель. Выявить отношение обучающихся к видеоиграм, в том числе играм на медицинские тематики, а так же возможность дальнейшего применения видеоигр в учебном процессе. Материалы и методы. Методом исследования стало анонимное добровольное анкетирование студентов, обучающихся на кафедре госпитальной терапии. Респондентами стали 96 студентов 5-6 курса лечебного факультета обоих полов. Анкета включал в себя следующие вопросы: 1. – Уувлекаетесь ли Вы видеоиграми? 2. – Играли ли Вы в игры на медицинскую тематику 3. – Считаете ли Вы, что подобного рода симуляторы способствуют пониманию изученного теоретического материала? 4. – Считаете ли Вы, что информация, полученная в форме игры более доступна для понимания? 5. – Могут ли, по Вашему мнению, видеоигры и симуляторы способствовать развитию клинического мышления? 6. – Считаете ли Вы, что разработка и внедрение в учебный процесс симуляторов улучшит качество преподавания? 7. – Могут ли симуляторы заменить преподавателя на практических занятиях? 8. – Где, по Вашему мнению, можно использовать видеосимуляторы и видеоигры? Результаты. При обработке данных анкетирования получены следующие результаты: 79% анкетируемых студентов увлекаются видеоиграми. Среди них значительное (78%) количество сталкивалось с видеоиграми на медицинские тематики. Более 2/3 (72%) этих студентов полагают, что информация, полученная посредством видеоигр и видеосимуляторов более доступна для понимания, чем традиционные учебные пособия, а так же может способствовать развитию клинического мышления будущих врачей. Большинство анкетируемых студентов, обучающихся на кафедре госпитальной терапии, (78%) полагают, что применение видеоигр и видеосимуляторов может улучшить качество преподавания предмета. Респонденты считают актуальным использование такого вида пособий при самообучении (56 студентов, 58%), при разборе темы на практический занятиях (21%), для текущего контроля усвоения материала (16,6%). Использовать на экзамене видеоигры предложили 4 студента, что составило 4,16% анкетируемых студентов. Стоит отметить, что никто из анкетируемых студентов не считает, что видеоигры способны заменить преподавателя на практических занятиях. Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего активного внедрения электронных учебных пособий, видеосимуляторов в учебный процесс для отработки практических навыков студентов, формированию у них алгоритмов оказания неотложной помощи пациенту в ситуациях, требующих принятия незамедлительного лечебно-диагностического решения. Видеопособия могут использоваться студентами не только в процессе подготовки к практическим занятиям, но и для самоконтроля усвояемости знаний. Кроме того, удовольствие от процесса прохождения игры, энтузиазм на завершающей стадии прохождения уровня – еще один немаловажный аспект в использовании данного метода обучения, увеличивающий мотивацию студентов к познанию предмета[3]. Такой подход может оказать существенное значение в подготовке компетентного специалиста в сфере практического здравоохранения. Литература: 1. Бажин, Е.Ф. Исследование образного уровня восприятия эмоций (на примере аудиального соответствия) / Е.Ф. Бажин, Т.В. Корнева, А.М. Эткинд // Психол. журнал. – 1981. – № 4. – Т. 2. – 2. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущения, восприятие – М.: Педагогика, 1982. – С. 9–31. 3. Капустина, Л.В. Применение видеоигр а методике обучения деловому иностранному языку / Л.В. Капустина // Концепт. – 2003. – №3. – С. 34–39.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы