Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕДЫСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА



Шевкун А.П. (1 курс, лечебный факультет)

Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент Мусина Н.Е.

 

УО «Витебский государственный медицинский университет»,

г. Витебск

Принципы современной глобальной цивилизации основаны на доктрине прав человека. Принятие 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека ознаменовало новый этап в истории человечества, когда были выработаны и признаны всеми национальными государствами базовые нормы международных отношений и национального законодательства. Можно без преувеличения утверждать, что в современных условиях фактором успешного развития наций, «противовесом авторитаризму, несчастьям и убийствам выступает перспектива будущего, основанного на правах человека» [‎1, с. 159].

Использование в лексиконе терминологии прав человека является важной составляющей в достижении указанной перспективы. Сегодня существует ряд определений прав человека. В наиболее общей форме – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов [‎2, c. 14]. Не вдаваясь в терминологические споры можно выделить сущностные, общепризнанные характеристики этого явления: естественность или неотъемлемость, неделимость и всеобщность. Они показывают, что права принадлежат каждому человеку, представляют собой целостность и распространяются на всё человечество.

Данные характеристики актуализируют проблему исторической эволюции этого явления. С одной стороны права человека имеют вполне определённый период своего доктринального становления. Это XVIII ст. С другой стороны возникает закономерный вопрос: если права человека являются неотъемлемым свойством нашей социальной природы, то как, в таком случае, жило человечество до их оформления? Для того чтобы прошлое могло быть рассмотрено как предыстория прав человека необходимо выделить базовые принципы, которые ими и фиксируются. Это принципы свободы, достоинства и собственности. Только благодаря их реализации существует и развивается общество, а история цивилизации предстаёт, как раскрытие и расширение указанных принципов. Точкой отсчёта является появление первых цивилизаций Древнего мира в VI–Vтыс. до н.э. В это время формируются сообщества, в которых возникла необходимость формализации отношений, так как системное сотрудничество между людьми начало простираться на большие территории, охватывать значительный круг лиц, что делало невозможным личное знакомство его участников. То есть появилась потребность формулировки правил, в основу которых были бы положены указанные выше «безликие» принципы. Наиболее известными сводами таких правил являются Законы Хаммурапи и Ману. Примером обоснования древних правовых норм можно считать Декалог в Пятикнижии Моисея. Десять заповедей данные народу Израиля начинаются словами: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Здесь зафиксирована общая для всех народов Древнего мира идея богоизбранности – рабства. Её цивилизационное значение основано на том, что человечество искусственно сужалось до конкретного народа, который с помощью данной нормы, выделял себя среди других и жёстко фиксировал необходимость соблюдения внутри сообщества отмеченных выше принципов. Идея богоизбранности народа накладывала разумные, с точки зрения той эпохи, ограничения на самовосприятие человека и его поведение. Оно было ритуализировано, ибо являлось формой разделения на свободных и рабов, а человек мыслился как неотъемлемая часть народа.

Следующий этап был связан с эпохой Средневековья. Кризис цивилизаций Древнего мира проявился в формировании и истории средиземноморских империй Александра и Рима. В них практиковались крайние формы рабства, которых не знали государства прошлого и которые свидетельствовали о вырождении этой идеи. Своим существованием империи демонстрировали потребность человечества в расширении принципов сотрудничества на более многочисленные и поликультурные сообщества. Средневековью свойственен отказ от идеи рабства и богоизбранности народа. Оформлено это было в виде новых религиозных систем, прежде всего христианства и ислама. Идея индивидуального спасения и социальной иерархии, построенной на привилегиях, позволила в новой форме представить принципы свободы, достоинства и собственности. Уважение к ним гарантировалось не этнической принадлежностью, а фактом принятия новой религии. В христианстве древний Декалог был дополнен заповедями блаженства, обращенных не столько к народу, сколько к конкретному человеку, которому гарантировалась при их соблюдении избранность. Таким образом, вне зависимости от происхождения или культурных отличий принятие религии должно было гарантировать вхождение в новое сообщество, которое формировалось в максимальном соответствии с идеей индивидуального спасения. Сословные привилегии позволили организовать внутрисословное взаимодействие вне зависимости от государственных границ и гарантировали социальную ценность идее индивидуального спасения, поскольку придавали традиционный характер общественным отношениям, ориентируя человека на самосовершенствование в соответствии с религиозным идеалом. Миссионерский потенциал мировых религий позволял снять противоречие между взглядом на человека как на творение бога и фактом наличия иных религиозных систем. Нехристианские общества рассматривались как перспективное поле расширения мировой религии.

Великие географические открытия, промышленное и интеллектуальное развитие человечества требовали нового, уже глобального обоснования сотрудничества. Появление колониальных империй стало свидетельством кризиса средневековых норм. При всём примитивизме колониальной эпохи, она никогда не смогла бы наступить в условиях господства правил сотрудничества, основанных на мировых религиях. Слишком разными были объединяемые в рамках империй общества и слишком специфическими, трудными для восприятия были религиозные требования. Для системного взаимодействия, пусть даже низведённого до уровня эксплуатации природных и людских ресурсов колоний требовались новые формы. Некоторое запаздывание с их выработкой и реализацией приводило к таким эксцессам, как рабство в южных штатах Америки и одиозные формы крепостного права в Восточной Европе. Религиозные доктрины оказались не способными в меняющихся условиях гарантировать принципы свободы, достоинства и собственности. В силу этого потребовалось отказаться от религиозных ограничений, сделать не значимыми для сотрудничества этнические, конфессиональные и гендерные отличия. Идея личности и социальной организации в виде наций выразили новый этап сотрудничества между людьми. Пришло время эпохе прав человека.

 

Литература:

1. Клэпгэм, Э. Правы чалавека: вельмі кароткія ўводзіны / Э. Клэпгэм. – Мінск : Тэхналогія, 2013. – 193 с.

2. Котляр, И.И. Права человека: учеб.пособие / И.И. Котляр. – Минск, 2002.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь