Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сказание об Андрее Боголюбском



 

Та история началась,

Когда власть на Руси в свои руки

Взял Ростова и Суздаля князь

Юрий, прозванный Долгоруким1.

 

После долгой упорной борьбы,

Подчинив всех князей своей воле,

Как правитель славянской страны

Он на киевском сел на престоле.

 

В Киев Юрий привёл сыновей,

Дал в удел им окрестные страны.

Сын второй его – храбрый Андрей

Был от дочери половцев хана2.

 

Азиатским скуластым лицом

Обладал князь Андрей поэтому.

(Установлен тот факт налицо

По герасимовскому методу3).

 

И Андрей от отца в управление

Получил малый киевский пригород,

Где посажен он был на княжение.

Городок назывался тот Вышгород.

 

Божьей волей слуга отца,

Хоть и склонен Андрей был к молитвам,

Но казалось, что жизнь без конца

Посвятит он сраженьям и битвам.

 

И впервые Андрея слава

Засияла под Луцком волынским

В битве Юрия с Изяславом4

(Ныне это в земле украинской).

 

Изяслав на войну пригласил

Для ростовцев и суздальцев страха

Легионы несметных сил

Немцев, венгров, богемцев и ляхов.

 

И в кровавом том Луцком сражении

За победу ростовских знамён

Оказался Андрей в окружении

Войском недругов с разных сторон.

 

Окружённый на поле боя

Не оружью князь верил и латам,

Но на помощь призвал он святое

Имя Фёдора Стратилата5.

 

Из толпы изяславцев огромной

Шансов вырваться было мало.

Добрый конь спас Андрея подобно

Александрову Букефалу6.

 

Но не впал князь Андрей в искушенье

Быть служителем Марса кумиру.

Принял он для себя решенье

Стать посредником в деле мира.

 

Несмотря на своё геройство,

На избыток военных сил,

Проявил миролюбия свойство –

Изяслава с отцом примирил.

 

Получив цель своих устремлений –

Власть над Киевом – княжеским раем,

Юрий занялся устроением

Разорённого русского края.

 

На Руси, к катастрофе идущей,

Князь порядок хотел и покой

Навести далеко достающей

Своей сильной и властной рукой.

 

Даже ближних своих клевретов

Подвергал Юрий строгой каре,

И Великого князя за это

Наконец отравили бояре.

 

За суровость и строгость правленья

Князя подданные не любили

И на радостях в исступленьи

Всех подручных его перебили.

 

Но в дни ярости киевлян

Князь Андрей был уже вдалеке.

Удалился он в край ростовчан –

Во Владимир на Клязьме-реке.

 

И в пределах Ростовской земли

Под Владимиром обосновался,

В Боголюбове на Нерли,

Боголюбским за что он прозвался.

 

Он при жизни ещё князя Юрия

Полюбил ту Руси окраину

И, отца не страшась гневной бури,

Вышгородский удел бросил тайно.

 

В вышгородском монастыре

Яркий пламень сиял заметный

Всей Руси – православной земле –

Богородицы образ пресветлый.

 

Девы лик написала старательно

По преданью святая рука.

Был когда-то иконы писателем

Ученик Иисуса Лука.

 

Долгорукому князю в награду

За его к благочестию рвение

Был подарен из Цареграда

Этот образ для веры горения.

 

И ростовский восточный удел

По своих иереев совету

Отпрыск Юрия захотел

Осветить непогаснущим светом.

 

Эту вышгородскую икону

Князь Андрей, как церковный вор,

Вопреки всем моральным законам

В свой любимый Владимир упёр.

 

(Святотатственные преступления

На Руси уже были не новы –

Позволяли князья оскорбления

Даже митрополитову слову.

 

Чтоб по смерти князей укорить

Архипастырь в своём завещании

Труп велел свой не хоронить,

А отдать его псам в растерзание7).

 

К христианскому благоговению

Та икона хранилась отныне

Во Владимире, в храме Успения

И зовётся Владимирской ныне.

 

Хоть Восточная Русь подчинялась

Воцерквлённым крещёным правителям,

Но во многом ещё оставалась

Культа идолов мрачной обителью.

 

Князь Андрей приступил к исполнению

Своей миссии исторической –

Христианское просвещение

Насадить на земле языческой.

 

И обители вырастали

Там, где дикие были дубравы.

Старцы в вере людей наставляли

И смягчали жестокие нравы.

 

И в своём христианском рвении

Боголюбский решился на более –

Он подумал об учреждении

Во Владимире митрополии.

 

(Не свершилось такое решение

У владимирского монарха,

Ибо было на то запрещение

Цареградского патриарха).

 

Чтобы в русской святой отчизне

Не погасла лампада веры,

Боголюбский и в частной жизни

Подавал благочестья примеры.

 

Князь, который всегда бывал

В личных тратах довольно скромным,

Состоянье своё раздавал

К украшению службы церковной.

 

Для кадил и окладов икон,

Не имея и тени сомненья,

Много золота жертвовал он

И заморских бесценных каменьев.

 

Белокаменной северной стройки

Боголюбский был учредителем –

Для церквей и соборов постройки

Звал Андрей из Европы строителей.

 

Стиль торжественный и суровый

Донесли к нам с тех давних пор

Богородицы церковь Покрова,

Пятиглавый Успенский собор.

 

И о набожности Андрея

По Руси всей ходили речи –

В храмах вместо простых иереев

Зажигал он лампады и свечи.

 

Князь Андрей по делам великим,

По духовным подвигам славным

Был причислен к святому лику

Русской церковью православной.

 

Князя – воина венценосного

Также чтил народ благоверным

За сражения победоносные

С царством Волжских Булгар неверных.

 

Иереям своим дав задание

О духовном людей окормлении,

Принялся создавать Андрей здание

Монархического правления.

 

Для спокойствия государства

Князь задумал великое дело –

Силой, хитростью и коварством

Уничтожить систему уделов.

 

Он зажёгся желанием страстным

Быть единственным в русском краю

Повелителем самовластным,

Византии подобно царю.

 

Боголюбский переступал

Через грань своих родственных связей –

Все уделы к рукам он прибрал

Родных братьев – владетельных князей.

 

А чтоб не было сопротивления,

В виде мягкого наказанья

Объявил князь Андрей им прощение,

Удалив в Византию, в изгнанье.

 

(Впрочем, жили невольные странники

В обстановке довольно милой –

С лаской приняты были изгнанники

Императором Мануилом8).

 

За погибель отца отомстить

Оставлял Боголюбский право.

Дал он слово себе учинить

Над столицей Руси расправу.

 

Долгорукого памяти верный,

В исполнении слова твёрдый

После быстрой осады трёхдневной

Князь Андрей взял на щит Киев гордый.

 

И разграблен был без остатка

Стольный город Руси старинной.

Какова степень нравов упадка –

Пострадал даже храм Десятинный!

 

Очень быстро придя в упадок,

Захолустьем Русь Южная стала.

Наведут скоро новый порядок

Здесь литовские феодалы.

 

Переломным то было явлением

Всей истории русской старинной,

Ведь отсюда пошло разделение

На Россию и на Украину.

 

Отдав Киев на разграбление,

Отомстив за отца сторицей,

Боголюбский принял решение –

Быть Владимиру русской столицей.

 

Так достиг Боголюбский цель

Всех великих князей стремления –

Стать хозяином русских земель

Под единым своим управлением.

 

На вершине такой деспотической

Под эгидой златого венца

От судьбы князь не спасся трагической,

Повторив тем кончину отца.

 

Тайный заговор организовал

Человек из ближайшего круга,

Тот, кому князь Андрей доверял

Словно самому лучшему другу.

 

Так в истории часто бывает:

Создав внешнюю безопасность,

Самодержец не замечает

Своих ближних подручных опасность.

 

Возымев к мятежу дерзновение

Бесом истинно вдохновим,

Слуг Андрея подбил к преступлению

Его шурин Кучкович Яким.

 

И убить князя, раз не давал

Над простыми людьми своевольничать,

Поклялись кабардинец Анбал

И восточный еврей Ефрем Мóизич9.

 

Ночью княжеских слуг два десятка

В повелителя спальню вломились

(прежде выпив вина для порядка)

И там кровью его обагрились.

 

«Бог заплатит вам полною мерой,

Отомстит вам Господь за мой хлеб!» -

Крикнул князь (так давно Горясеру

Говорил убиваемый Глеб10).

 

Но кровавого преступления

Оказалось убийцам мало,

И неделю для их глумления

На земле тело князя лежало.

 

Боголюбского погребение

Было с плачем великим и с честью

Лишь когда улеглось потрясение,

Возбуждённое дикою вестью.

 

Боголюбский так в полной мере

Венца святости удостоился –

Был при жизни защитником вере

И как мученик упокоился.

 

В конце нашего повествования

Полагаю я, будет прилично

Приложить максимально старанье,

Чтобы взвесить андрееву личность.

 

Как до правды нам докопаться?

Как решить нам вопрос непростой?

В Боголюбском могли совмещаться

Рыцарь, деспот, подлец и святой.

 

Это было суровое время.

Сын тогдашней жестокой культуры

Нёс Андрей на себе её бремя,

Обладая столь сложной натурой.

 

Был Андрей без различья силён

В благочестьи, во зле и в отваге,

Но лихие дела делал он,

Вряд ли мысля о собственном благе.

 

Раздробленье с Россией вновь сталось

По кончине Андрея трагической,

И преемников не осталось

У системы его политической.

 

Если б Русь, не спеша, укреплялась

Планомерно с андреевых пор,

В состояньи она б оказалась

Дать монголам достойный отпор.

 

Но монгольское порабощение,

Хоть века спустя, всё-таки кончилось.

И пошло по Руси возрождение

Из московской, андреевской вотчины.

 

Рассказал здесь всего я столько,

Чтоб напомнить вам, современники:

Той Владимирской, домонгольской

Мы Андрея Руси наследники.

 

26.06.2006 г.

 

Примечания

 

1Юрий, прозванный Долгоруким – Юрий (Георгий) I Владимирович (1090-е – 1157) – шестой сын Владимира II Всеволодовича Мономаха. Князь Ростовско-Суздальского княжества. Великий князь Киевский (1149 – 51, 1155 – 57). Прозвище «Долгорукий» получил за активную политику в Южной Руси.

2Андрей был от дочери половцев хана – Андрей I Юрьевич (~1111 – 74) – второй сын Юрия Долгорукого от дочери половецкого хана Аепы. Великий князь Владимирский (1157 – 74).

3 – По герасимовскому методу – Герасимов М. М. (1907 – 70) – российский антрополог, археолог и скульптор. Разработал метод реконструкции по скелетным остаткам внешнего облика ископаемых людей и ряда исторических личностей (Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Иван Грозный, Тамерлан, Улугбек, Шиллер и др.).

4 – В битве Юрия с Изяславом – Изяслав II Мстиславич (~1107 – 51) – Великий князь Киевский (1146 – 54 с перерывами). Оспаривал великое княжение у своего дяди – Юрия Долгорукого.

5 – Святое имя Фёдора Стратилата – в день Луцкого сражения (8 февраля 1150 г.) отмечался праздник древнего святого Фёдора Стратилата.

6 – Подобно александрову Букефалу – Букефал (греч. «бычьеголовый») – любимый конь Александра Македонского, не раз спасавший его в битвах. Подобно тому, как Александр увековечил имя своего коня в названии ряда основанных им в Азии городов (Букефалия), так и Андрей соорудил своему коню памятник на реке Стырь (Украина, Волынская область).

7 – Отдать его псам в растерзанье – митрополит Киевский Константин I (1155 – 59), желая после своей смерти указать князьям на несоответствие их показного благочестия безбожным поступкам, повелел похоронить себя без торжественного церковного церемониала, написав в своём духовном завещании буквально следующее: «Не погребайте моего тела: да будет оно извлечено из града и повержено псам на снедение!»

 

8 – Император Мануил – Мануил I Комнин (1123? – 80) – император Византии (1143 – 80).

9 – Анбал и Ефрем Моизич (Моисеевич) – чиновники в хозяйственной администрации Андрея Боголюбского. Так, Анбал был княжеским ключником.

10 – Горясеру говорил убиваемый Глеб – Горясер – начальник отряда, посланного Великим князем Киевским Святополком I Окаянным убить своего брата князя Муромского Глеба. Это произошло в 1015 г., за 159 лет до убийства Андрея Боголюбского. После гибели Андрей, как и Глеб, был причислен к лику святых.

 

 

Свинский образ

… и желаше насытити чрево свое от рожец

яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.

Притча о блудном сыне

(Евангелие от Луки. 15, 16)

 

Кто скажет, по какой причине

Несчастный человек Земли

Напялил на лицо личину

Заклятой Господом свиньи?

 

Заполонило всё ученье

Культуры адской, сатанинской,

В нас возбуждающей влеченье

К впадению во образ свинский.

 

В сеть человека завлекает

Нечеловеческий прогресс,

Что в чувствах жертвы возбуждает

Животный, свинский интерес.

 

И людям при их отступленьи

От Бога бесы указали

На скотский путь – путь ублаженья

Желудков их и гениталий.

 

Нас мудрецы предупреждают

(и не по первому уж разу),

Нам правду страшную вещает

Сюжет старинного рассказа

 

Про то, как древние атланты

В страстей пучину плотских впали,

Цивилизации – гиганты

Парнокопытных стадом стали.

 

На дне морском не набредёте

На след культур народов древних,

Но их потомков вы найдёте

На самой ближней свиноферме.

 

А Гомер рассказал, как в свиней

Глупых спутников Одиссея

За влечение плотское к ней

Превратила колдунья Цирцея.

 

Итак, кто удовольствий плотских

От нашей бренной жизни ищет,

Как блудный сын, в обличьи скотском

Сыт будет только свинской пищей.

 

И вот ислам с иудаизмом

Свининой не велят питаться –

Нехорошо каннибализмом

Всем правоверным заниматься.

 

Вот ведь горе какое, друзья!

Получается, что к сожаленью,

В эволюции нашей свинья

Будет следующей ступенью!

 

01.07.2006 г.

 

 

Пётр-антихрист

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь