РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ - II
По звуковому составу рифмы бывают:
I . Точные – полное соответствие ударных гласных и всех следующих за ним звуков (розы – морозы).
Точная рифма делится на виды:
1. Богатая рифма – совпадают предшествующие ударному гласному согласные (так называемые опорные) (живая - призывая); Богатые – согласные, предшествующие ударному гласному окончания (клаузулы) совпадают («нам — волнам»)
Отговорила роща золо|тая
Берёзовым, весёлым язы|ком
И журавли, печально проле|тая,
Уж не жалеют больше ни о |ком.
(С. Есенин)
2. Глубокая рифма – если совпадает не только предударный согласный, но и весь предударный слог (вода - провода).
«Рвется вете|р одичалый
Буря знак да|ла погонь...
С бурей споря — |родич алый —
Машет сотней| лап огонь.
(В. Брюсов).
Панторифмы (сплошные рифмы) - большое количество совпадающих слогов перед ударным гласным:
Слышен с|вист и вой локомобилей,
Дверь линг|висты войлоком обили.
(Н. Гумилев)
II. Неточные рифмы – рифмы из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний.
Виды неточных рифм:
1. Бедные рифмы – в них согласные, предшествующие ударному, не совпадают (волн – челн).
Твоих лучей небесной с|илою
Вся жизнь моя озарен|а.
Умру ли я, ты над мог|илою
Гори, гори, моя звезд|а!
(слова народные)
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют:
- глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать-стонать-читать-знать...;
- рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой-простой-сухой-немой-степной-озорной...;
- рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание-желание-знание-венчание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
Тавтологические рифмы - рифмы из одинаковых, сходных по звучанию и грамматической форме слов.
«Всё моё», - |сказало злато;
«Всё моё», - |сказал булат.
«Всё куплю», - |сказало злато;
«Всё возьму», - |сказал булат.
(А.Пушкин)
2. Приблизительные рифмы – совпадают ударные гласные и заударные (послеударные) согласные, а заударный гласный не совпадает (хоромах-знакомых, воздух-роздых).
3. Ассонансные рифмы – не совпадают ударные гласные, заударные согласные, совпадают заударные гласные (валенки-Васеньки).
Я сегодня до зари вст|ану,
По широкому пройду п|олю.
Что-то с памятью моей ст|ало
Всё, что было не со мной, п|омню.
(Р. Рождественский)
4. Диссонансные рифмы – не совпадают ударные гласные, совпадают заударные согласные и гласные (яблоко-облако, тающая – веющая).
Заберусь на рассвете на серебряный к|едр
Любоваться оттуда на маневры эск|адр.
Солнце, утро и море! Как я весело б|одр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — м|удр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до в|ыдр.
(И. Северянин)
Такие рифмы используются как игра слов: гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).
Когда земное склонит л|ень,
Выходит стенью тени л|ань
С ветвей скользит, белея, л|унь,
Волну сердито взроет л|инь.
(Н. Асеев)
5. Усечённые рифмы – рифма с усечением конечного согласного в одном из слов, то есть либо когда одно слово заканчивается на одну согласную, а другое – на две (лес-крест), или если второе слово рифмы (пассивное) заканчивается на согласную (или две), а первое (активное) - на гласную (кречет – вече).
Ну ж был денёк! Сквозь дым ле|тучий
Французы двинулись, как |тучи…
( М. Лермонтов)
6. Надстроечные рифмы – рифма, в которой пассивное (второе) слово заканчивается на гласную, а активное (первую) на согласную или две при равном количестве послеударных слогов (шляпа – лапоть).
Уронили мишку н|а пол,
Оторвали мишке л|апу.
Все равно его не б|рошу -
Потому что он хо|роший.
(Агния Барто)
7. Неравносложные рифмы – сочетание слов с различным количеством послеударных слогов, например, мужские окончания рифмуются с женскими или дактилическими, то есть различное количество послеударных слогов.
Не жалею, не зову, не пл|а-чу.
Все пройдёт, как с белых яблонь |дым.
Увяданья золотом о-хв|а-чен-ны-й,
Я не буду больше мо-ло-|дым.
(С. Есенин)
Мал его радостей тусклый |спектр:
Шесть часов поспать на бок|у,
Да разве что вор, портовой ин|спектор,
Кинет негру цент на бег|у.
(В. Маяковский)