Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - III




Аллитерация - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.
"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн…
(К. Бальмонт)

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.

Аллюзия - намёк посредством похоже звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата», «демьянова уха»).

Алогизм – сочетание противоречивых понятий, создающее определённый стилистический эффект:

Причешите мне уши.
(В. Маяковский)

Амплификация - стилистический приём; нагнетание эмоциональной напряженности с помощью однородных элементов речи - определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Нагромождение в произведении излишних фраз и выражений, не обязательных для содержания, приводит к обратному эффекту, когда А. теряет свою выразительную силу и придаёт сочинению «блеск фольги» (Белинский). Аббревиация – приём противоположный амплификации.

Но дыханием моим,
сердцебиеньем,
голосом,
каждым остриём вздыбленного в ужас волоса,
дырами ноздрей,
гвоздями глаз,
зубом, искрежещенным в звериный лязг,
ёжью кожи,
гнева брови сборами,
триллионом пор,
дословно –
всеми порами…
в осень,
в зиму,
в весну,
в лето
в день,
в сон
не приемлю,
ненавижу это
всё.
(В. Маяковский)

Амфиболия - двусмысленность; фраза или предложение, которое вследсвие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель".

Стык, подхват (анадиплосис) - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что отрезок речи (стиха) начинается словами, которыми кончается предыдущий. Стык представляет собой соединение эпифоры с анафорой, фигуру обратную по своему строению кольцу
(эписиналефа).

Голова болит, мало можется,
Мало можется, нездоровится…

Стык может быть чисто звуковым:

Я знаю, нежного Парни
Перо не модно в наши дни.
(А.Пушкин)

И состоящим из группы слов:

О весна, без конца и без края,
Без конца и без края мечты.
(А. Блок)

Кольцо (эписиналефа) - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.

Напрасно!
Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
Напрасно!
(А. Фет)

Анаколуф - синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто - комический) приём. "Мне совестно, как честный офицер", "Ни совести ни грамма", «Признаюсь, удивился, как «обухом по голове»…

Апострофа - стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.

Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово: друг.
(С. Есенин)

Антиметабола – повторение во втором предложении слов части первого, но в обратном порядке.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А. Блок)

Антитеза - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А. Пушкин)


Мнимая антитеза - категорическое противопоставление, оказывающееся при ближайшем рассмотрении несостоятельным, мнимым. «У Ерёмы мошна пуста, а у Фомы ничего». Противопоставление Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя. Приём мнимой антитезы, представляющий одну из разновидностей пародии, восходит к фольклору.

Антономазия (прономинация) – употребление собственного имени вместо нарицательного и наоборот: Крёз, вместо богач; Плюшкин, вместо скряга.

Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Неточная рифма, в которой созвучны лишь некоторые звуки, чаще всего ударные гласные: «красивая–неугасимая», «сказал–глаза», «орлами–парламент». А. часто встречаются в народной поэзии: «кума-куда».

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут
(М. Лермонтов)

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зелёной садовой скамейки.
(Б. Пастерник)


Антифраз - употребление слова в противоположном смысле, часто с иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).

...Вот первый.
Талант! У него всё по плану.
Он опусы круглые сутки крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строчками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что нужно стране и народу:
Сегодня в цене - вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!
Второй.
Самородок. Мыслей гигант.
Он автор всего: от романов до песенок;
Его голова как огромный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим владея даром,
Из разных книжонок стругает салаты
И жадно считает свои гонорары...
(В. Невский)

Апокопа - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

Вдруг слышу крик и конский топ...
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спрятался за печку.
(А. Пушкин)



Архаизм – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась…
(А. Пушкин)


Астеизм – одно из средств выражения иронии. Стилистический приём в художественной литературе:

Отколе, умная, идёшь ты, голова?
(И Крылов)

Здесь речь идёт об осле.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь